Содержание
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Картина была написана в 1943 году. Холст, масло. Размеры: 327 × 557 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.
На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьё разбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.
По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны — русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая. Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды». В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину.
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М.И. Авилов
Любите рисовать и хотите попробовать что-то новое? В этом случае вам стоит попробовать технологию онлайн рисования шёлком на сайте http://risunki.online/. Уникальный способ создания красивых изображений, который понравится и детям и взрослым.
Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.
Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.
История создания
Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.
Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.
Описание и анализ
В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет ( слева) и Челубей (справа).
Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.
Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.
Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.
Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.
Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.
Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка.
Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.
Историческая справка
Битва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду.
Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле.
Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.
В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.
Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.
В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла. Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага…
</span>Картины6768020 Ноября 2014
Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.
Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.
История создания
Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.
Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.
Описание и анализ
В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет ( слева) и Челубей (справа).
Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.
Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.
Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.
Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.
Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.
Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка.
Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.
Историческая справка
Битва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду.
Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле.
Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.
В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.
Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.
В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла. Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага…
Загрузка…
Вам может быть интересно:
Картины31217И. Репин «Стрекоза»
В картине «Стрекоза» Илья Репин изобразил свою дочь Веру. Картина написана в…
Картины33495С. Дали «Постоянство памяти»
Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» или «Мягкие часы» была написана…
Картины22701Ф. Решетников «Опять двойка»
Картина Федора Решетникова «Опять двойка» написана в 1952г. и хранится в…
Картины13162И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
В картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 г.–1891 г.) Илья…
Картины69578К. Брюллов «Всадница»
Картина Карла Брюллова «Всадница» написана в 1832 году. Картина находится в…
Картины11534Б. Кустодиев «Весна»
В картине «Весна» Кустодиев пишет мечту, где обновляется природа, торжество…
Ранее в этом блоге я разбирал вооружение богатырей на картинах Васнецова. Думаю, что для моих читателей не секрет, как я отношусь к работам этого великого русского художника. Однако, не Васнецовым единым жива тема фольклора в русской живописи. Настало время поговорить о картинах, не так хорошо (мягко говоря) изображающих легендарные битвы прошлого и художниках, которым стоило бы у Васнецова поучиться (как минимум, взять «на вооружение» его проработку деталей картины). И начнем мы с «эпохального» полотна советского художника М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Я не буду указывать на очевидные художественные огрехи работы, но, по традиции, разберу вооружение ее героев и расскажу о самой главной, на мой взгляд, ошибке художника.
Пересвет.
Инок Троице-Сергиевского монастыря, а ранее — знатный боярин, участвовавший в военных походах, Пересвет был причислен к лику святых за свой подвиг на Куликовом поле. К деталям поединка мы вернемся позже, а пока поговорим о вооружении монаха, которым «снабдил» его художник. Внимание зрителя сразу же приковывает к себе шлем русского воина. Вот только есть одно «но»: шлем, мало того, что не русский, так еще и не имеет никакого отношения ко второй половине XIV века. На голове русского героя — турецкий шлем XV века! Не верите — вот его реальный аналог.
Для корпусного доспеха Пересвета Авилов решил не «изобретать колесо» и, видимо, обратился к Кирилло-Белозерскому списку «Задонщины». «…светяться калантыри злачены…» — и вот уже корпус нашего героя защищает калантарь. Вот только «Задонщина» была написана примерно сто лет спустя описанных в ней событий, а русская доспешная традиция за эти сто лет изменилась практически до неузнаваемости. Во второй половине XIV века, русские доспехи — это шатровидные бацинеты с круговой бармицей и тяжелая клепаная чешуя. Другое дело, что, по легенде, Пересвет специально не стал надевать на поединок доспехи. Но сейчас — не об этом.
Челубей.
А вот с монгольским поединщиком Авилов обошелся вообще по свински. Кольчугу и кожаный щит Челубей еще где-то «раздобыл», но даже шлем басурманину не достался. Вот и пришлось тюркскому богатырю сражаться в шапке-малахай. Тот факт, что Золотоордынские конные копейщики в XIV веке уже во всю использовали корпусные доспехи бригантинного типа (хатангу дегель), шлемы североиранского производства и стальные круглые щиты (кто вообще в здравом уме возьмет кожаный щит на копейный поединок…), художник с большим успехом игнорирует.
Как итог, судя по доспехам воинов, на картине мы видим поединок поместного конника Московского княжества конца XV века (видать, обменял саадак на шапку турскую) с непонятным кочевником, где-то раздобывшим дорогую одежду и зачем-то сшибшимся с ним на копьях … в реальности, ни один из них этого, мягко говоря, не хотел бы. Но не это — главная проблема картины. Самое главное, что она не соответствует НИ ОДНОМУ из описаний легендарного поединка Пересвета с Челубеем. На картине Авилова хорошо видно, что копье Пересвета, пробив щит, попадает куда-то в плечо золотоордынскому поединщику (ранение тяжелое, но не смертельное). Куда бил Челубей — на картине точно не показано, но, судя по положению щита воина-инока, его враг вообще не смог точно попасть по нему (кто вообще будет целить в отставленный в сторону(!) щит). Другими словами, обоюдного поражения в копейной сшибке на картине нет, повторюсь, это не соответствует письменным источникам.
Здесь необходимо вспомнить, что данная работа создавалась во время Великой Отечественной войны и была призвана вдохновить народ на борьбу с реальным врагом. Не знаю, сработал ли этот замысел, но «Поединок на Куликовом поле» — яркий пример того, как НЕЛЬЗЯ работать художнику, если он хочет правдоподобно изобразить средневековую копейную сшибку. Что ж, отрицательный результат — тоже результат) На этом пока и закончим, а скоро разберем ход этого поединка по оставшимся письменным источникам. Не забудьте поделиться в комментариях своим мнением об этой картине. Спасибо!
Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.
Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…
Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?
Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.
Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.
Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).
Куликовская битва стала решающим сражением русских войск с войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.
Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.
Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.
Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.
Пересвет
Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.
Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.
Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.
Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.
Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.
Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).
На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…
На бой с Челубеем пошел Пересвет.
Челубей
Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.
Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.
Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».
Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.
Боевая магия «Бон-По», которой владел Челубей, позволяла многократно увеличить эффективность боевых приемов путем магических заклинаний силы духов потустороннего мира.
В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.
«Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.
Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.
Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.
Поединок
Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.
Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.
На поле боя вышли два воина, два монаха…
Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…
Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.
Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.
Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.
Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…
Секрет Челубея
Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.
В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.
Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.
Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.
Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…
А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».
Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.
Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.
Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.
Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.
Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.
В воздухе витал вопрос:
Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.
Был нарушен привычный ход вещей.
У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.
Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.
И первым среди них был Андрей Ослябя.
Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.
С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.
Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.
Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.
Воин Света и Воин Тьмы
И Пересвет, и Челубей были великими воинами.
Один из них был Воином Света, принявшим Великую Схиму и Ангельский образ.
Второй был Воином Тьмы, «Бессмертным» мастером боевой магии.
Поединок Пересвета и Челубея был поединком Духа и поединком Веры.
Магия оказалась бессильной против Воина Света, снявшего доспехи и принявшего вызов Сил Тьмы.
Поединок Пересвета еще раз доказывает, что, никакая мудрость восточных практик, никакой опыт и воинское мастерство не способны устоять против силы Духа и Веры русских воинов.
На протяжении нескольких веков, окутанная множеством легенд и мифических историй, битва русского и татарского воинства на поле Куликовом, привлекает живописцев. Ведь тогда, у слияния рек Непрядвы и Дона, русичи впервые смогли не только нанести внушительный удар по половцам из Золотой Орды, но и пошатнуть нерушимые, «демонические» законы языческого мира и защитить Русь православную.
Содержание
Рождение картины
Одна из ярких работ, изображающая предшествующий началу Мамаева побоища бой двух поединщиков — картина советского художника-баталиста М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». Сюжетный замысел вынашивался автором около 25 лет и прежде, чем творение окончательно родилось и воплотилось на холсте, живописец:
- в 1917 г. выставлял схожую работу (не удовлетворившую его и впоследствии им уничтоженную) — «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом»;
- на фоне трагических, но героических событий Великой Отечественной войны, вновь решил начать работы по написанию батального холста, о судьбоносных для России событиях на Куликовом поле в 1380 г;
- с декабря 1942 г. искал нужное композиционное решение. В поисках подходящей темы для написания — нарисовал 4 крупных эскиза, для исторической достоверности — делал зарисовки с настоящих костюмов и оружия хранящихся в Центральном Историческом музее;
- окончил полотно летом 1943 г. в Москве, где оно первоначально и было выставлено на обозрение публики.
Описание композиции
На холсте Авилов рассказывает об одном эпизоде перед началом Донского побоища между русскими и татарскими войсками в 1380 г, а именно: о поединке богатыря-русича Пересвета с великаном-печенегом Мурзой Челубеем. Их бой определял — кто пойдет в наступление первым, а значит понесет наибольшие потери и скорее всего проиграет все сражение. Справа и слева от центра композиции художник изобразил, в ожидании начала битвы, стояние полков армии Дмитрия Донского и ордынского войска Мамая. Психологическое состояние воинов противоборствующих сторон передается игрой красок, четкостью линий построенных полков. Так, серая цветовая гамма левой части картины и четкий строй ратников — говорит об уверенности в победе и спокойствии русичей. Нестройные ряды татар, их яркие одежды — демонстрируют неуверенность, беспокойство по поводу исхода поединка.
Центральные фигуры полотна
Основные герои, находящиеся в центре картины — это сидящие на вздыбившихся конях вооруженные копьями воины, сблизившиеся для нанесения смертельных ударов друг другу. Поединщик слева — русич, на момент боя, монах-схимник Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, справа — тюркский богатырь, слывший «непобедимым», сильный Мурза Челубей. Мощными фигурами взвившихся лошадей, расталкивающимися в стороны, наперекрест им, могучими телами богатырей, автор умело подчеркивает враждебность поединка, передает наивысшее напряжение в битве двух воинов, говорит о приближении скорой развязки. На картине видно, что щиты обоих раскалываются от удара острых копий, которые вот-вот пронзят тела богатырей. По падающему с головы Челубея красному малахаю заметно, что всадник вываливается из седла и скоро будет окончательно повержен. Оба воина-поединщика, участвовавшие в этом бою, погибли, но победа была отдана Пересвету, ведь он, хоть и был смертельно ранен и пронзен копьем, смог доехать до строя русских солдат не упав с лошади. Поединок сыграл свое решающее значение — конница Мамая вынуждена была первой атаковать и понести большие потери.
Поединок Пересвета в картинах русских художников
К теме решающего поединка богатыря-монаха Пересвета с Челубеем обращались, как неизвестные мастера кисти, имена которых не дошли до наших дней, так и именитые живописцы. Самые заметные работы:
Век, год | Автор | Художественная работа |
XVI-XVII | Неизвестный | Житийная икона, с центральной композицией изображающей легендарный поединок |
XX, 1914 г. | Васнецов Виктор | «Поединок Пересвета с Челубеем» |
XX, 1979 г. | Глазунов Илья | «Поединок Пересвета с Темир-Мурзой (Челубеем)» |
XXI, 2004г. | Рыженко Павел | «Победа Пересвета» |
Смотрите также «Богатыри» Васнецова – олицетворение русского духа
«Принцесса Грёза» Михаил Александрович Врубель
Картина Оборона Севастополя художника Дейнека А. А.
«Похищение европы» – олимпийское спокойствие посреди стихииИспользуемые источники:
- https://art-assorty.ru/15594-avilov-poedinok-na-kulikovom-pole.html
- https://5sec.info/kartiny/kartina-avilova-poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole/
- https://zen.yandex.com/media/moskovit/poedinok-na-kulikovom-pole-kak-avilov-chelubeia-obokral-5db239a10ce57b00adb82c77
- https://worldmartialarts.ru/poedinok-peresveta/
- https://topkartin.ru/kartiny/peresvet-chelubei