Мораль басни «Демьянова уха» Крылова, анализ, суть, смысл

Содержание:

Идея создания

Автор начал писать свое произведение в 1811 году и закончил только в 1813. В этот же год басня Крылова была опубликована в известном журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова». Главной целью создания рассказа является донести до читателя, что нельзя навязываться, каков бы ни был мотив, даже если это несет за собой добро.

Суть морали басни Крылова «Демьянова уха» распространяется и на писателей, которые утомляют окружающих своим чтением в публичных местах. Всему этому есть свое объяснение. Когда Иван Андреевич Крылов вступил в литературное общество, ему приходилось общаться с любителями, а профессиональных писателей там было совсем мало.

Автор попросил принять его туда только потому, что возглавлял эту группу Гавриил Романович Державин. Когда все члены сообщества собирались, многие из них под любым предлогом старались уйти пораньше. Именно этот сюжет четко прослеживается в басне.

На одном из вечеров писатель сам вызвался прочесть свое произведение. Последняя строка звучит так: «То ведай, что твои и проза, и стихи тошнее будут всем Демьяновой ухи». Этим Крылов дал понять, какое значение для него имела каждая встреча с малоизвестными, скучными писателями. Пусть такая аллегория и была жестокой, зато честной и справедливой.

Автор всегда отличался своими произведениями и сочинениями. Он выбирал необычные темы, в которых мог высмеять других людей или ситуацию в целом.

Содержание рассказа

Смысл басни основан на гостеприимстве и добродушии человека. Но не стоит забывать, что навязчивость не приводит к хорошему. В произведении описываются 2 героя:

  1. Демьян.
  2. Фока.

Персонажи были соседями и близкими друзьями, которые частенько ходили друг к другу в гости. И вот однажды, когда Фока пришел на ужин к Демьяну, тот поставил на стол уху. После первой съеденной тарелки сосед похвалил блюдо.

Демьян, в свою очередь, чтобы угодить гостю, начал ему подавать вторую, третью порции. Когда сосед уже не мог есть, он с трудом отказался от очередной тарелки, выскочил на улицу и подумал, что больше никогда не придет в дом Демьяна.

Мораль басни «Демьянова уха» имеет 2 основных смысла. Первое — это нужно вовремя остановиться, а второе — нужно уметь говорить «нет». В произведении оба героя положительные. Нельзя осуждать ни одного не другого.

Демьян просто хотел угодить своему гостю, а Фома из-за своей вежливости не мог отказать другу.

Отношения героев

Гостеприимство — это хорошая манера. Но когда это чрезмерно, можно надоесть своим гостям. В результате они просто больше не придут в гости, именно так и произошло в басне Крылова. Демьян, скорее всего, и не понял, почему Фома вскоре покинул его дом и не доел очередную порцию жирной ухи. На самом деле сосед был очень вежливым человеком, который не привык говорить «нет».

«Демьянова уха» — это басня, написанная в виде классического сценария. В ней присутствуют герои, фон и атрибутика. С первых же строк автор погружает своих читателей в дружеский спор между соседями.

Демьян надоедлив и не принимает отказы, а Фока в силу своего характера не грубит и со всем соглашается. Именно склад характера двух друзей не позволил сохранить добрососедские отношения.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай».

«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»

«Я три тарелки съел». — «И, полно, что за счеты;

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —

Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой —

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Басня Крылова Демьянова уха

Мораль басни Демьянова уха

Мораль басни Крылова «Демьянова уха» скрыта между строк и имеет двоякую трактовку:

  • не стоит заставлять другого делать то, что хочется тебе;
  • нужно уметь сказать «нет».

Анализ басни Демьянова уха

Гостеприимство – это хорошо, но когда оно чрезмерно, то гостям становится не по себе. С Фокой именно так и произошло – пришел на уху, а ушел навсегда, насытившись и супом, и общением с соседом. Демьян, скорее всего, так и не понял, почему же Фока сбежал и не доел четвертую тарелку жирной ухи со стерлядью, лещом и потрошками. Гость оказался слишком вежливым и добродушным, и так и не смог сказать «нет» своему соседу. Демьян же настырен и уж очень любит себя похвалить. От этой его наигранной приторности и чрезмерной гостеприимности  и сбежал объевшийся Фока.

Басня «Демьянова уха» написана в виде классического сценария, в котором есть и действующие лица, и фон, и атрибуты. С первых же слов читатель оказывается вовлеченным в дружелюбный спор двух соседей. Именно дружелюбный, ведь никто никому не грубит. Демьян назойлив и не приемлет отказа, а Фока не умеет говорить «нет». Именно поэтому их добрососедство так и не сложилось.

Басня «Демьянова уха» Крылова была написана между мартом 1811 и июнем 1813 г. и впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1813 г. (кн. XI). В этой статье представлены материалы о морали басни «Демьянова уха» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Демьянова уха» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Демьянова уха» заключается в том, что в любом деле важно иметь чувство меры, уметь вовремя замолчать, остановиться и т.д. Даже если что-то делается из лучших побуждений, не нужно это навязывать и доводить окружающих до «тошноты». В частности Крылов подразумевает талантливых писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных мероприятиях.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

«Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь: 

Но если помолчать во время не умеешь 

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи 

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.»

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль этой басни заключается в следующем:

«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. <…> Настоящая дружба всегда готова на услугу, но и услуга требует ума: усердие и радушие не по разуму — та же беда («Демьянова уха»)…»» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни может быть неверно понята детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:

«…Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня… в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей… <…> 

…О баснях, взятых из народного быта. Из них «Демьянова уха» назначается… для чтения в самом низшем ворасте. Эта басня действительно отличается особенной бойкостью рассказа, живой драматической формою и народным складом. Но что за мораль вынесет из нее ребенок? Он поймет одно: что наш народ любит закармливать до последнего истощения сил, и Демьян своим угощением всегда способен выгнать гостя из дому. Гостеприимство, эта патриархальная черта, которая там-сям еще сохраняется в народе, здесь представлено в его злоупотреблении, в самом непривлекательном виде. Но как литературная сатира, непонятная для ребенка, басня получает совсем другое значение.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

И. В. Сергеев восхищается языком Крылова и яркими персонажами в басне «Демьянова уха»:

«Можно ли представить себе, что «Демьянова уха» — это перевод с французского? <…> …Современники поражались той точности, с какой Иван Андреевич переводил чужеземные басни; он бережливо доносил до русского читателя все мысли оригинала, углубляя и оживляя их метким словом, острым намеком, народной пословицей и поговоркой. 

Чужая басня становилась родной и близкой сердцу русского человека. <…> Крылов победил не только своего соперника Дмитриева, но и своего учителя — Лафонтена.  

<…> Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки — пояснения действий. Разве его «Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Лисица и Сурок», «Лжец», «Два Мужика», «Любопытный» — не маленькие пьески?..» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди») 

О прототипах басни «Демьянова уха»Басня «Демьянова уха» направлена против графа Д. И. Хвостова и некоторых других членов Беседы любителей русского слова. О прототипах и истории создания басни известно следующее:

«Иногда Крылов писал свои басни исключительно только для какого-нибудь случая. Так, в «Беседе любителей русского слова», где Крылов был членом, иногда случалось, что читали хотя и интересные сочинения, но до того длинные, что утомляли слушателей. Крылов, видя это и желая дать понять об этом, написал свою басню «Демьянова уха». Когда он привез ее, то в этот вечер читали особенно длинное сочинение, утомившее слушателей. Наконец чтение окончилось и Иван Андреевич вынул листок бумаги и начал читать… <…> 

Содержание басни так кстати подошло к случаю, что публика громким хохотом от всей души наградила баснописца, который своей басней развеселил всех.» («Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Это были материалы о басне «Демьянова уха» Крылова: мораль, анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Однако в случае навязывания чего бы то ни  было  речи о добрых побуждениях обычно не идет. Как это происходит, в басне показано не только на взаимоотношениях соседей Демьяна и Фоки, но и на примере поведения писателей-любителей, современников Крылова. Кое-кто из них любил читать свои произведения на литературных вечерах, не заботясь о том, нравится ли это слушателям, тем самым доводя их до тошноты:

То ведай, что твои и проза, и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Горе-писатели лишь хотели подтвердить свое превосходство, услышать лесть от окружающих, не заботясь об их истинных чувствах.

Так и герой басни Демьян, потчуя «соседушку» Фоку наваристой ухой, заботится  только  о том, чтобы любой ценой утвердиться в звании гостеприимного и радушного хозяина.

«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. Потешь же, миленький дружочек!» Примечательно, что Демьян нисколько не заботится о соседе, и прося его «потешить» себя, сам собой любуется,  и сам же наслаждается своим гостеприимством.

Фока же был слишком вежлив, чтобы отказаться от очередной тарелки ухи и выказать тем самым «неуважение» к соседу, продемонстрировать свое «чванство», ведь Демьян «чванных» не любил. Не старайся Фока так угождать, ему бы не пришлось есть «три тарелки»  и спасаться бегством, когда перед ним поставили очередную порцию ухи. Но Фока   не хочет прослыть спесивцем, вот и приходится ему рисковать здоровьем, чтобы потешить Демьяново тщеславие.

<glav>Другие темы:</glav>← Анализ басни Волк и ягненок↑ КрыловАнализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью) → `

Анализ басни Демьянова уха

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Печорин и Ундина в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Печорин и Ундина является героями романа под названием «Герои нашего времени». Образованный и начитанный Печорин, будучи отважным ловеласом, влюбился в странную девушку

  • Сочинение Моя машинка

    Моя любимая игрушка — это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная

  • Лесное озеро — сочинение

    К лесному озеру вела поросшая молодой травой тропинка. Оно было спрятано природой от посторонних глаз. Удивительное зрелище, когда, гуляя в бескрайнем лесу, натыкаешься на такое живописное место.

Фока был у своего соседа Демьяна в гостях и тот угощал ухой. Уха была вкусная и Демьян, стараясь угодить соседу, уговаривал съесть тарелку за тарелкой. Но с Фоки уже пот градом катился. А Демьян уговаривает все сильней, не отступает от своего, бесконечно расхваливая свою уху. Тут Фока схватил кушак и шапку и убежал домой. И больше к Демьяну ни ногой! 

Автор сравнивает Демьяна с писателями, он высмеивает неудержимое стремление бездарных писателей навязать слушателям свои скучные литературные творения.

Читать басню Демьянова уха онлайн

Демьянова уха - басня Крылова

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Демьянова уха

В любом деле важно иметь чувство меры, уметь вовремя замолчать, остановиться и т.д. Даже если что-то делается из лучших побуждений, не нужно это навязывать и доводить окружающих до «тошноты». В частности, Крылов подразумевает писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных мероприятиях.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/demyanova-ukha.html
  • https://basni-krylova.ru/demyanova-uha/
  • https://www.literaturus.ru/2017/12/moral-basnja-demjanova-uha-krylov.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/krylov/analiz-basni-demyanova-uha-s-moralyu
  • https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/demjanova-uha-basnja-krylova/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт