Содержание
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
Модели несвободных (цельных) словосочетаний
- Количественно-именные словосочетания.
Гл. слово обозначает количество, но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в Р.п. три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг
- Словосочетания со значением избирательности
Гл. слово — местоимение или числительное, зависимое — сущ. или местоимение в Р.п. с предлогом «из» один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят
- Словосочетания с метафорическим значением.
Гл. слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст, листьев медь, костёр рябины.
- Словосочетания со значением неопределённости
Гл. слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилаг., причастие что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий
- Словосочетания со значением совместности.
Равноправные участники совм. действия (подлеж.). Гл. слово — сущ. или местоимение в И.п., зависимое — сущ. в Т.п. с предлогом «с» сказуемое во мн.ч. мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес
- Контекстуально-цельные словосочетания.
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания девушка с голубыми глазами, человек высокого роста
- Словосочетания в составных сказуемых.
включают в себя вспомог. глаголы, глаголы-связки или другие вспомог. компоненты Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой. Количественно-именные (три карандаша). Словосочетание со значением избирательности (один из нас). Словосочетания с переносным значением (зеркало реки). Словосочетание со значением неопределенности (что-то неприятное). Словосочетания со значением совместности (мама с дочкой). Контекстуально-цельные словосочетания (человек высокого роста). Словосочетания в составных сказуемых (хотим помочь).
Не являются словосочетаниями: 1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть поет; 2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову; 3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь; 4. Составные (аналитические) словоформы: более светлый, будет ходить; 5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети. |
Синтаксически неделимые словосочетания в предложении (цельные, неделимые) – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.
Опубликовано 27.06.2015 — 13:21 —
Изучению этой непростой темы в школе отведен всего один урок, и учитель испытывает трудности, определяя цель и отбирая материал для обучения. Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой дает описательное определение этого понятия.
Главная цель этого урока – сформировать у учащихся понятие о цельном словосочетании, ознакомить их со значением, функционированием этой синтаксической единицы в языке и речи. Представленные в учебнике словосочетания охарактеризованы как с формальной, так и с семантической стороны. Правда, не совсем полно. А информацию об особенностях функционирования цельных словосочетаний в речи авторы вообще оставили за пределами учебника.
Практическая часть комплекса представлена главным образом упражнениями опознавательного характера. Их недостаточно, чтобы выполнить задачу данного урока. Необходимы упражнения, обеспечивающие совершенствование речевых и коммуникативных умений, способствующие формированию сознательного отбора этих языковых единиц в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Цельные словосочетания изучаются в школе недавно [9]. Введение этой темы в программу и учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой мотивировано идеей усиления практической направленности преподавания русского языка в школе: учить школьников хорошей речи [7] на родном языке. А, как известно, цельные словосочетания часто употребляются в речи.
Изучению этой непростой темы отведен всего один урок, и учитель испытывает трудности, определяя цель и отбирая материал для обучения.
Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой дает описательное определение этого понятия, дифференцирующими признаками которого называет недостаточную смысловую полноту главного слова и способность данной конструкции выступать в роли одного члена предложения.
Практическая часть комплекса представлена главным образом упражнениями опознавательного характера. Их недостаточно, чтобы выполнить задачу данного урока. Необходимы упражнения, обеспечивающие совершенствование речевых и коммуникативных умений, способствующие формированию сознательного отбора этих языковых единиц в речи.
Предлагаем материалы к уроку, которые, на наш взгляд, помогут учителю научить детей правильно и уместно использовать эту синтаксическую единицу в речи.
I. Объяснение нового материала
Работа со схемами практической части учебника В.В. Бабайцевой (см. с. 18).
1. Рассмотрим словосочетания: пять минут, часть задания, юноша с загорелым лицом, одного из знакомых. Эти словосочетания называют цельными. Заглянем в «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой [6]: «Цельный. То же, что неразложимый».
– Проверим, действительно ли неразложимы цельные словосочетания? Попробуем оставить в речи только один какой-либо компонент этого словосочетания и установим, сохраняется ли при этом его смысл?
Итак, заложенный в цельных словосочетаниях смысл утрачивается. Таким образом, они неразложимы.
2. Теперь прочитаем первый абзац § 160 и установим, почему эти словосочетания разложить нельзя. (В них главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, т.к. основную смысловую нагрузку несет зависимое слово.)
– Какую же роль в языке выполняют эти словосочетания? (Являются одним членом предложения.)
– Докажите это, анализируя предложенные в учебнике примеры. Запись рассуждения фиксируйте в тетрадях (Упражнение взято из учебника В.В. Бабайцевой).
<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-102584-1389856834.jpg»>Явления интерференции и переноса в изучении иностранных языков в условиях субординативной триглоссии учащихся средних школ республики Дагестан.
статья посвящена рассмотрению места, которое занимают интерференция и перенос в изучении иностранного языка в полиэтничном пространстве…
Зачетная работа по курсам повышения квалификации ИОЧ «Современный урок русского языка». «Специфика заданий при изучении темы «Словосочетание»
Содержание работы:1. Пояснительная записка2. Введение. Русский язык — один из важнейших учебных предметов.3. Основные положения теории словосочетаний.4. Словосочетания — сквозная тема всей школьной пр…
Задания при изучении темы «Словосочетание»
Данная работа содержит задания для изучения и закрепления темы «Словосочетание»….
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА КУЛИНАРИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
раскрывает методы повышения качества подготовки выпускников…
Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечив…
Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»
Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену…
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Актуальность развития мотивации учеников средней школы, обусловленная поиском путей обучения иностранному языку в условиях ФГОС и пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации…
- Мне нравится
В данной статье рассмотрены типы словосочетаний в современном русском языке по степени связанности элементов: свободные и несвободные словосочетания.
В зависимости от признака, который положен в основу классификации, выделяют различные типы словосочетаний.
Свободные словосочетания
Свободные – это такие словосочетания, когда каждое слово имеет прямое значение, и в этих смыслах данные слова беспрепятственно могут сочетаться с другими. Элементы в их составе сохраняют свою самостоятельную лексическую семантику.
Они образуются вследствие свободного соединения двух отдельных слов. Каждое слово в составе такого сочетания является и отдельным членом предложения.
Слова в них легко могут быть заменены другими, в зависимости от коммуникативной цели.
Примеры свободных словосочетаний:
-
раннее лето, позднее лето, знойное лето, холодное лето;
-
истинный друг, старый друг, хороший друг, весёлый друг;
-
истинная любовь, истинная правда, истинная дружба.
Как видно из примеров, каждое слово из исходного свободного словосочетания может выступать и в составе других сочетаний.
Несвободные словосочетания
В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.
Пример:
Мы с мужем были счастливы.
В данном примере слово «мы» недостаточно полно называет того, кто был счастлив. Смысл подлежащего здесь определяется зависимой частью «с супругом», поэтому в данном случае подлежащим выступает всё словосочетание целиком.
Кто? – Мы с мужем.
Типы цельных словосочетаний
В зависимости от категории главного слова или от вида связи между элементами, неделимые словосочетания делятся на несколько типов.
1. Именные (чувственный рот, объективный анализ), иногда они создают избыточность описания.
Наиболее употребительны количественно-именные:
Три певицы на открытии исполнили одну и ту же песню.
Словосочетание «три певицы» целиком выступает подлежащим.
2. С предлогом «из» в значении избирательности:
Кому из нас ты отдашь предпочтение?
Сочетание «кому из нас» целиком выступает дополнением.
3. Словосочетания со смыслом совокупности, совместности, с предлогом «с» (указывает на одинаковое участие в деятельности):
Нам с тобой повезло.
Сочетание «нам с тобой» целиком выступает дополнением.
4. Словосочетания с формами существительных типа «…с глазами», «…с лицом», «…роста» и определяющими их прилагательными.
Примеры словосочетаний:
-
добрый человек всё простит;
-
женщина с пышной грудью;
-
мужчина высокого роста.
А в этом предложении существительное и определяющее его прилагательное является цельным и представляет собой определение:
Люди с радостными лицами шли на праздник.
5. Словосочетания с метафорическим смыслом – это сочетания, в которых хотя бы один из компонентов имеет переносный смысл:
-
глубокая осень;
-
золотое сердце.
Слова «глубокая» и «золотое» здесь использовано в переносном значении и нельзя сочетать «глубокая весна», «глубокое лето» или «золотые почки», «золотая печень» и пр.
6. Словосочетания, несущие неясное, неточное значение; в них основное слово обозначается неопределённым местоимением, а второстепенное слово, как правило прилагательное или причастие, согласуется с основным в роде, числе и падеже:
-
что-то чуждое;
-
какой-то безынициативный;
-
какой-то потерянный.
7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых:
-
Она начала готовить ужин;
-
Студенты хотят перекусить, преподаватели начали дискуссию.
Важно помнить, определяя цельное словосочетание, что их ключевой характеристикой является недостаточность смысловой нагрузки главной её части.
Например:
Он шествовал широким шагом.
Сочетание «широким шагом» является цельным, потому что главная его часть «шагом» не несёт достаточной смысловой нагрузки обстоятельства, а необходимый смысл передаётся зависимой частью «широким».
В то же время часто цельные словосочетания дают избыточную смысловую нагрузку.
В заключение отметим, что все указанные типы неделимых сочетаний с разной частотностью встречаются в современном русском языке. Знание цельных словосочетаний и умение их выделять существенно облегчает синтаксический разбор предложения.
Например:
В этом сложном предложении целых три неделимых словосочетания.
Еще тесты
Читайте также
Фонетический разбор слова [листья]Цифры прописью — правила написания в русском языкеМестоимения в русском языкеМорфологический разбор имени существительного — правило, схема и примеры
Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются. (Общее для обоих вариантов.) 1) Сотни …» по предмету ? Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по русскому языкуДанные слова разбери по составу и раздели их по группам: Ветер, книжка, города, красный, окунь, гора, горный, погрузка, побег, переход, холод, нагрузка, лисица.Ответы (2)Расцвела, сирень, душистая. Морфемный разбор.Ответы (1)1 Какие города Молдовы и России вы знаете? 2 Какие реки Молдовы и России вы знаете?Ответы (2)Сочинение мой любимый праздник план тоже 2 классОтветы (1)Морфологический разбор слово ярокОтветы (1)Используемые источники:
- https://grammatika-rus.ru/modeli-nesvobodnyh-tselnyh-slovosochetanij/
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/27/izuchenie-tselnyh-slovosochetaniy-v-usloviyah-shkoly
- https://nauka.club/russkiy-yazyk/svobodnye-i-nesvobodnye-slovosochetaniya.html
- https://urokam.net/russkij-jazyk/4069137.html