«Матерь человеческая» — краткое содержание и пересказ повести В. А. Закруткина

Тема

Есть книги, которые, прочитав один раз, невозможно забыть всю жизнь. Они становятся мерилом человеческих ценностей. К ним возвращаешься каждый раз, когда очень трудно, и они дают надежду и силы жить, преодолевать невзгоды и смотреть вперёд. «Матерь человеческая» именно такая книга. Повесть впервые была опубликована в 1969 году. Ей присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького. Война определила судьбу писателя. Дороги военного корреспондента оказались очень длинными — от Дона до штурма Берлина. В его памяти застыло слишком много картин из панорамы жизни и смерти. Люди, запечатлённые сознанием, затем обретут жизнь в книгах Закруткина. В основе повести «Матерь человеческая» лежит рассказ о судьбе реальной русской женщины. На протяжении многих лет она волновала писателя. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть…» И он решается создать эпическое полотно, которое вот уже несколько десятилетий стучится в сердце каждого из нас.

Эту женщину я не мог, не имел права забыть.

Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер, глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, — все это было мне известно, и я не забывал ее. Но потом отмеченные кровавыми боями последние годы войны, трудные походы по чужим землям, ранение, госпиталь, возвращение в разоренную врагами родную станицу, потеря близких, дорогих моему сердцу людей стерли, размыли в памяти образ этой женщины, и черты ее забылись, словно растаяли в белесой пелене утреннего тумана над захолодавшей осенней рекой…

Прошли годы… И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть.

Получилось это так. Каждое утро, до восхода солнца, я выходил на прогулку: бродил по пустынным аллеям векового парка, медленно поднимался по крутому склону высокого холма, который местные жители именовали Княжьей горой. Там, на вершине холма, присев на железную скамью, я любовался старым городом. Озаренный желто-розовыми солнечными лучами, повитый легкой, призрачной дымкой, город являл собой живую картину человеческой жизни на протяжении семи веков; руины древних замков, полуразрушенные стены монастырей, украшенные позолотой иезуитские, бернардинские и доминиканские костелы, ветхие деревянные церквушки и мрачные соборы, островерхие, крытые красной черепицей дома и остатки тронутых мшистой прозеленью пороховых башен, узкие, кривые переулки и широкие площади, бронзовые статуи на гранитных постаментах, радужные фонтаны, парки и кладбища — запечатленные многими людскими поколениями памятники их жизни — вызывали молчаливое раздумье, мысли о вечном, неотвратимом течении времени…

Неподалеку от скамьи, на которой я обычно сидел, рос раскидистый клен, а у клена белела ноздреватая, источенная дождями каменная ниша. В нише стояло изваяние мадонны с младенцем на руках. И мадонна и пухлощекий ее младенец были ярко и грубо раскрашены масляной краской. На темноволосой голове мадонны красовался серый от пыли восковой венок, а у ног ее, на каменном карнизе, постоянно лежали свежие, обрызганные водой живые цветы: белые и алые гладиолусы, светло-голубые флоксы, несколько зеленых веток папоротника.

Цветы приносили двое дряхлых стариков — мужчина и женщина. На вершине Княжьей горы они появлялись раньше меня, клали цветы к подножию мадонны и, прижавшись друг к другу, подолгу стояли молча. Чаще всего я видел лишь их согбенные спины и низко опущенные седые головы. Какое горе согнуло этих бедно одетых людей, о чем они просили каменную мадонну кто знает? Может, они потеряли любимого сына или, скошенная неизлечимой болезнью, умирала их единственная дочь? А может, кто-то жестоко обидел беззащитных стариков, или остались они, никому не нужные, без кровли и без куска хлеба? Широким и глубоким, как море, бывает горе людское, и чаще всего остается оно немым…

Свершив свою безмолвную молитву, старики каждый день проходили мимо моей скамьи и ни разу на меня не взглянули. А я после их ухода долго смотрел на раскрашенную мадонну, и странные мысли одолевали меня.

«Тебя, женщину по имени Мария, люди назвали матерью божьей, — думал я. — Люди поверили, что ты, непорочная, родила им спасителя-бога, принесшего себя в жертву и распятого за людские грехи. И люди сложили в твою честь песнопения-молитвы и стали именовать тебя владычицей и госпожой, без искуса мужеска зачавшей, присноблаженной, невестой неневестной. Богородительница, царица небесная, приснодева, пречистая, источник живота родшая, богоизбранная, предстательница, заступница благодатная, богоневестная матерь — так называют тебя люди. Они построили тебе великолепные храмы, и самые великие художники мира украсили эти храмы твоим изображением. Голову твою и голову твоего младенца-сына окружили сияющим нимбом святости. Искусные златокузнецы и мастера-бриллиантщики одели тебя и сына драгоценными ризами икон. Лик твой, дева Мария, запечатлели на храмовых хоругвях, на бармах — царском оплечье, в священных книгах и гравюрах, и рыцари-крестоносцы и полководцы-воители, отправляясь на битву, преклоняли колени перед тобой. Именем твоим отцы-инквизиторы судили мужчин и женщин, именуя несчастных еретиками-отступниками и живьем сжигая их на кострах…»

В густых ветвях клена тенькала синица, пестрые дрозды носились среди пихт и сосен. Золотыми отсветами солнца переливался, мерцал внизу древний город. В небесной синеве плыли редкие белые облака.

Неподвижными, кукольными глазами смотрела мадонна на меня, на деревья, на город. У ее ног лежали оставленные стариками цветы, и от них струился еле уловимый, грустный, легкий запах увядания.

«За что, женщина, люди поклоняются тебе? — мысленно спрашивал я, всматриваясь в бледно-желтое лицо мадонны, в кукольные глаза ее. — Ведь ты никогда не жила на свете. Ты выдумана людьми. А если даже ты была, Мария, то что тобой свершено в жизни и чем заслужила ты поклонение? Если верить евангелистам, ты вышла замуж за плотника, неизвестно от кого родила сына и потеряла его, распятого на кресте. Смерть сына — тяжкое, неизбывное горе для матери. Но разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были тебе? Кто же измерит их горе? Кто исчислит все их утраты? Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ими слезы, за все, что пережили они и свершили во имя жизни на любимой ими нелегкой земле?»

Так думал я, всматриваясь в раскрашенное лицо каменной девы Марии, ив этот миг вдруг вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть. Однажды, в годы войны, наши пути с ней случайно пересеклись, и теперь, спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям…

Следующая → Перейти к странице Автор книги Виталий Закруткинnocover.jpg

  • Название:Матерь Человеческая
  • Автор:Виталий Закруткин
  • Жанр:Русская классическая проза / на русском языке
  • Язык:Русский
  • Рейтинг книги:4 / 5
  • Ваша оценка:
  • Избранное:Добавить книгу в закладки

Матерь Человеческая: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Матерь Человеческая»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Уважаемые правообладатели! Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи. В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

cover.jpg

Автор: Закруткин Виталий

Жанр: Книги о войне

Есть книги, которые, прочитав один раз, невозможно забыть всю жизнь. Они становятся мерилом человеческих ценностей. К ним возвращаешься каждый раз, когда очень трудно, и они дают надежду и силы жить, преодолевать невзгоды и смотреть вперёд. «Матерь человеческая» именно такая книга. Повесть впервые была опубликована в 1969 году. Ей присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького. Война определила судьбу писателя. Дороги военного корреспондента оказались очень длинными — от Дона до штурма Берлина. В его памяти застыло слишком много картин из панорамы жизни и смерти. Люди, запечатлённые сознанием, затем обретут жизнь в книгах Закруткина. В основе повести «Матерь человеческая» лежит рассказ о судьбе реальной русской женщины. На протяжении многих лет она волновала писателя. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть…» И он решается создать эпическое полотно, которое вот уже несколько десятилетий стучится в сердце каждого из нас.

  • Скачать в формате FB2(665 КБ)
  • Скачать в формате EPUB(670 КБ)
  • Скачать в формате RTF (DOC)(90 КБ)
  • Скачать в формате HTML(539 КБ)
  • Скачать в формате TXT(87 КБ)

Какой формат выбрать?

Похожие книги

  • История одной матери — Андерсен Ганс
  • Массовая психология и анализ человеческого «Я» — Фрейд Зигмунд
  • Немецкая грамматика с человеческим лицом — Франк Илья
  • Древо человеческое — Уайт Патрик
  • Расходный материал — Навара Надежда
  • Философский словарь разума, материи, морали — Рассел Бертран
  • Конец материи — Бенфорд Грегори
  • Эволюция человеческой науки — Чан Тед
  • В человеческих джунглях — Кин Дей
  • Человеческий фактор — Мухин Юрий
  • Что можно сделать из природного материала — Гульянц Эвелина
  • Слишком человеческое — Володихин Дмитрий
  • Останки человеческого — Баркер Клайв
  • Человеческий материал — Олеша Юрий

Здесь даны основные сведения о повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главной героини и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Виталий Александрович Закруткин написал повесть «Матерь человеческая» в 1969 году. В основу этого произведения легла история жизни в немецком тылу колхозницы, которую встретил писатель, когда работал военным корреспондентом.

Главная героиня повести

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

В сентябре 1942 года фашисты повесили мужа и маленького сына Марии. Она спряталась в кукурузе, так как за ней могли прийти каратели. Хутор немцы сожгли, людей угнали в Германию, а девушку Саню расстреляли.

Сначала Мария молила Бога о смерти, но потом ради ещё не родившегося ребёнка стала выживать — одна, на пепелище.

В погребе она нашла раненого немца. Он был очень молодой, служил помощником повара в полевой кухне. Мария хотела его вылечить, но парень умер.

Марии пришлось похоронить несколько человек: Саню, своих родных, двоих немцев, советского бойца.

Чтобы выжить, она много занималась хозяйством, ухаживала за уцелевшими домашними животными, спасла от голода и холода семерых детдомовцев из разбомблённого поезда.

Мария дождалась того дня, когда на место сгоревшего хутора прибыли красноармейцы — Красная Армия двигалась на запад.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Автор вспоминает, что однажды после войны в прикарпатском селе он видел, как к изваянию Мадонны с младенцем приносила цветы пожилая пара. Они подолгу стояли около неё. Автор думал о том, что на земле много матерей человеческих, которым были уготованы более страшные удары судьбы, чем матери божьей.

Он вспомнил женщину, с которой в годы войны пересеклись их пути, и захотел рассказать о ней людям.

В сентябре 1942 года все дома родного хутора Марии подожгли фашисты, а хуторян погнали в Германию. 15-летнюю Саню Зименкову, кричавшую, что не будет их батрачкой, немцы застрелили. Мария спряталась в кукурузном поле. Когда хутор опустел, она подползла к Сане, хотела помочь ей, но девочка была смертельно ранена и умерла.

2 дня назад немцы повесили мужа и 10-летнего сына Марии. И сейчас, когда погибла Саня, женщина поняла, что её горе — это только капля в реке людского горя. Она вырыла руками могилу для девочки и похоронила её.

Ночевала она в глубокой борозде, накидав в неё сухие кукурузные листья. Пока она спала, вражеские танки прорвали советскую оборону и устремились на восток. Мария осталась одна в глубоком тылу. Все окрестные хутора враги сожгли, а людей угнали в Германию.

Марию мучили голод и жажда. Вспомнив, что рядом с кукурузным полем посажены картофель, капуста, свёкла, Мария вырыла 2 картофелины и съела их. Затем прилегла в борозде, закрыла глаза и стала вспоминать свою жизнь.

В гражданскую войну белогвардейцы расстреляли её отца-коммуниста. После смерти матери Мария осталась сиротой. Тогда ей было 16 лет. Скоро она вышла замуж за Ивана, который жил по соседству, и родила сына Васю. В первый день войны Ивана отправили на фронт, а через несколько месяцев он вернулся без левой руки.

Когда немцы были уже близко, секретарь райкома партии поручил Ивану остаться в немецком тылу и сказал, что потом с ним свяжутся наши люди.

После того, как кто-то забросал гранатами немецкий штабной автомобиль, фашисты сожгли хутор и 2 деревни.

Хуторян согнали на казнь Ивана. Телятница Феня крикнула, что он с хутора никуда не уходил. Тогда схватили и её, решив повесить вместе с Иваном. Перед казнью Мария кинулась к мужу, но женщины схватили её и не пускали. Сын Васятка, крича и кусая солдат за руки, бросился к отцу. Ивана, Феню и Васятку повесили на тополе.

Мария потеряла сознание, а очнулась в хате. Тётка Марфа сказала ей бежать в кукурузу, так как немцы спрашивали, где она.

Сейчас, лёжа в борозде, Мария решила, что лучше помереть с голода, ведь жить ей не для кого. Она просила Бога послать ей смерть.

Мария была беременна, и мысли о не рождённом ребёнке отогнали желание смерти.

Из кукурузного поля вышли 4 коровы и собака Дружок. Мария подоила коров, напилась молока, дала его и Дружку.

На следующее утро Мария решила идти на хутор, надеясь, что не всё там сгорело и остался какой-нибудь закуток, чтобы укрыться от холода. Ещё ей надо было похоронить мужа и сына, но на тополе уже не было повешенных.

В хуторском колодце плавали трупы кошек и собак, но в ведре была вода, и Мария напилась, дала полакать и собаке.

Дом сгорел, но она вспомнила, что недалеко от дома есть погреб. Там она увидела раненого немецкого солдата. Ему на вид было не больше 17-ти лет, он был измождён. Мария, в которой поднялась ненависть, хотела его заколоть вилами. Она слегка отвернулась, чтобы не видеть его смерти, но он тихо крикнул: «Мама!» Мария потеряла сознание и очнулась от прикосновения рук раненого. Он гладил её ладонь и, рыдая, что-то говорил. По выражению его лица и по движению пальцев, она поняла, что он говорит о том, что никого не убивал, а только подвозил солдатам пищу. Мария поняла, что он 3 дня прятался в погребе после того, как самолёт сбросил бомбу и его ранило в грудь. Его старший товарищ и лошадь погибли.

Мария подоила корову и напоила раненого молоком. Она решила принести с лесной опушки сено, чтобы постелить раненому.

В немецких блиндажах она нашла флягу, походный светильник, мыло и другие предметы и всё это забрала. Чугунную печурку Мария решила забрать сегодня же. Постелив немцу сено, она принесла в погреб печку и трубу. Пришлось часто отдыхать, так как они были тяжёлые.

К ней пристала ещё собака Дамка. Мария понимала, что собак молоком не насытишь. Она сходила на ферму за солью и засолила мясо убитого коня.

Над пожарищем кружились голуби, потом они опустились около Марии. Она натёрла зёрна кукурузы на камнях и покормила голубей. Каждое утро она их кормила, а днём птицы кормились на несжатых полях пшеницы. Мария с большим трудом вычистила колодец, заваленный трупами животных.

Рана Вернера оказалась смертельной, и он умер. Похоронила его Мария в воронке, где недавно закопала и его пожилого напарника, убитого осколком бомбы.

Мария каждый день работала. Спичек у неё не было, и, чтобы не остаться зимой без огня, она сделала в погребе нишу, чтобы ветер не погасил там светильник-жировик.

Она запасла картофель, свёклу, капусту, кукурузные початки. Чтобы укрыть от дождей и снега 4-х коров, она разобрала кирпичи, которыми был завален вход в колхозный коровник.

Одежду Мария себе сшила из мешков с помощью проволочной иглы и ниток, которые сделала, распустив чисто выстиранные носки, найденные в окопе.

Однажды она стирала в речке бельё и увидела двух всадников. Думая, что это немцы, она спряталась в камышах. Если бы Мария знала, что это партизаны-разведчики, ей бы не пришлось пережить всё, что пережила она зимой. Разведчики доложили командиру, что третья бригада колхоза имени Ленина немцами уничтожена, а на хуторе нет ни одного человека.

Но бригада была жива, и представляла её колхозница Мария. Ей было жаль не выкопанных овощей, не срезанных подсолнухов. И она решила собрать это, сколько сможет, так как ей было жалко, что людской труд пойдёт прахом. Хотя она понимала, что должна беречь себя ради не рождённого дитя, всё же решила работать, чтобы, когда вернутся люди, была для них пища.

Мария прибила к яблоне найденную вывеску «Третья бригада колхоза имени Ленина» и каждый день работала, собирая урожай. На пасеке она накрыла ульи стволами подсолнуха, чтобы пчёлы зимой не погибли.

Однажды ночью Мария услышала волчий вой и блеянье овец. Откуда взялись овцы, она не знала. Волков она отогнала, размахивая горящим жирником. Дамка и Шарик остервенело лаяли на волков, защищая овец. До утра Мария охраняла овец, одевшись потеплее и вооружившись лопатой, а утром пересчитала их (оказалось их 9) и поместила с коровами.

Однажды она заметила за окопами другую линию окопов и увидела там мёртвого пулемётчика. На рукаве шинели была красная пятиконечная звезда. Мария подумала, что этот молоденький политрук, наверно, прикрывал отход товарищей. Она вырыла для него могилу, взяла его полевую сумку, из кобуры вынула пистолет. Похоронив бойца, положила на могилу его каску.

Утром Мария услышала пение петуха и, выйдя из погреба, увидела кур, которые бродили где-то почти 2 месяца. Она соорудила в коровнике насесты из жердей, а из патронных ящиков — гнёзда для кур и голубей.

Однажды на пожарище прибрели 3 худые лошади. Мария сняла с них сёдла и уздечки. От сёдел на спинах лошадей были раны, и она смазала их свежим сливочным маслом. Накормив коней кукурузой и сняв с помощью тесака с их ног хлопающие подковы, она отвела коней в коровник.

Каждое утро она выпускала всех спасённых ею животных, чистила коровник и вела животных на водопой к речке. Полынью проверяла каждый день, ломала на ней тонкий лёд лопатой. После водопоя она отгоняла животных на кукурузное поле, а сама начинала убирать кукурузные початки, подсолнухи, овощи.

Однажды в декабре, устроив себе выходной, Мария пошла на дальний участок бригады, чтобы посмотреть, осталось ли там что-нибудь из техники. Вдруг она услышала детский плач и 2 детских голоса, которые уговаривали кого-то.

Мария сказала собакам: «Тихо!» В копне сена она нашла испуганных детей. Это оказались детдомовцы из Ленинграда, их было семеро. Поезд разбомбили, остались в живых только 18 детей. 11 из них умерли от голода. Мария накормила и обогрела детей, нашила им из тряпья одежду. Дети стали называть её мамой. 4 старшие девочки захотели помогать Марии и стали работать в поле.

Однажды дети, разбирая кирпичи на хуторе, нашли 3 черепа и кости от сгоревших людей. Один из черепов был поменьше. Мария поняла, что каратели сняли повешенных с тополя и швырнули в горящий бригадный домик.

Долго рыдала Мария, испуганные дети кричали, чтобы она не плакала, называя мамой. Услышав слово «мама», она очнулась и попросила детей принести ящик и нарвать сухой полыни. Она застелила дно ящика полынью, старшие девочки сложили в ящик кости и черепа, закрыли ящик крышкой. Похоронили погибших на кладбище рядом с могилами родителей Марии.

В апреле Мария с детьми сняла с ульев зимнее укрытие, и пчёлы, весело жужжа, стали облетать пасеку.

Когда начались первые схватки, Мария всё приготовила к родам, попросила детей погулять и не заходить, пока не позовёт их. Родившегося сына она назвала Васей и почувствовала, что в нём заключается вся её жизнь и надежды.

Слушая, как на улице дети говорили шёпотом, чтобы её не тревожить, ей показалось, что их всех родила она и что должна отвести от этих детей смерть, защитить и обласкать их.

В конце апреля ранним утром стояла Мария под зацветающей яблоней, обожжённой пожаром, и ждала детей, которые погнали скотину на водопой. Вдруг показались из леса 3 всадника, держащих на руках маленьких детей, а старшие девочки бежали рядом и радостно вскрикивали. Всадники были разведчиками гвардейского кавалерийского полка, прорвавшегося в тыл отступавших вражеских войск.

Мария побледнела, и один из всадников быстро соскочил с коня и поддержал её, иначе она, теряя сознание, упала бы. Очнувшись, женщина рассказала всё, что ей довелось пережить.

Разведчики объехали поля, убранные Марией, постояли, сняв фуражки, у свежей могилы, и уехали, чтобы доложить обо всём командиру полка. Кавалеристы увидели Марию, когда стали переезжать речку. Она стояла на холме, на руках у неё был младенец, а вокруг сгрудились дети, коровы, кони, овцы, куры, а вверху летали голуби.

Подъехав к Марии, полк по команде командира остановился. Командир подошёл к ней, опустился на колени и прижался щекой к её руке.

Заканчивается повесть словами надежды, что, когда исчезнут войны, люди воздвигнут самый величественный монумент не Мадонне, а женщине-труженице земли, чтобы засиял образ Матери Человеческой, нашей веры, надежды и любви.

Заключение к краткому пересказу

В повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) повести «Матерь человеческая»: материнство, жалость ко всему живому даёт силы выстоять в страшных испытаниях, не пасть духом и помогать выжить слабым.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Хорь и Калиныч» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева«Челкаш» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа М. Горького«Маскарад» — краткое содержание и пересказ по действиям драмы М. Ю. Лермонтова«Вечера на хуторе близ Диканьки» — краткое содержание цикла повестей Н. В. Гоголя

Тут можно читать бесплатно Виталий Закруткин — Матерь Человеческая. Жанр: О войне издательство неизвестно, год неизвестен. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте knigi-for.me (knigi for me) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Название:Матерь ЧеловеческаяАвторВиталий ЗакруткинЖанрКниги / Проза / О войнеИздательство:неизвестноISBN:нет данныхГод:неизвестенДата добавления: 17-10-2019Количество просмотров:1171263481.jpg

Виталий Закруткин — Матерь Человеческая краткое содержание

Виталий Закруткин — Матерь Человеческая — описание и краткое содержание, автор Виталий Закруткин, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Kniga-for.me

Есть книги, которые, прочитав один раз, невозможно забыть всю жизнь. Они становятся мерилом человеческих ценностей. К ним возвращаешься каждый раз, когда очень трудно, и они дают надежду и силы жить, преодолевать невзгоды и смотреть вперёд. «Матерь человеческая» именно такая книга. Повесть впервые была опубликована в 1969 году. Ей присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького. Война определила судьбу писателя. Дороги военного корреспондента оказались очень длинными — от Дона до штурма Берлина. В его памяти застыло слишком много картин из панорамы жизни и смерти. Люди, запечатлённые сознанием, затем обретут жизнь в книгах Закруткина. В основе повести «Матерь человеческая» лежит рассказ о судьбе реальной русской женщины. На протяжении многих лет она волновала писателя. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть…» И он решается создать эпическое полотно, которое вот уже несколько десятилетий стучится в сердце каждого из нас.

Виталий Закруткин — Матерь Человеческая читать онлайн бесплатно

Матерь Человеческая — читать книгу онлайн бесплатно, автор Виталий Закруткин

Виталий Закруткин

Матерь Человеческая

Эту женщину я не мог, не имел права забыть.

Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер, глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, — все это было мне известно, и я не забывал ее. Но потом отмеченные кровавыми боями последние годы войны, трудные походы по чужим землям, ранение, госпиталь, возвращение в разоренную врагами родную станицу, потеря близких, дорогих моему сердцу людей стерли, размыли в памяти образ этой женщины, и черты ее забылись, словно растаяли в белесой пелене утреннего тумана над захолодавшей осенней рекой…

Прошли годы… И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть.

Получилось это так. Каждое утро, до восхода солнца, я выходил на прогулку: бродил по пустынным аллеям векового парка, медленно поднимался по крутому склону высокого холма, который местные жители именовали Княжьей горой. Там, на вершине холма, присев на железную скамью, я любовался старым городом. Озаренный желто-розовыми солнечными лучами, повитый легкой, призрачной дымкой, город являл собой живую картину человеческой жизни на протяжении семи веков; руины древних замков, полуразрушенные стены монастырей, украшенные позолотой иезуитские, бернардинские и доминиканские костелы, ветхие деревянные церквушки и мрачные соборы, островерхие, крытые красной черепицей дома и остатки тронутых мшистой прозеленью пороховых башен, узкие, кривые переулки и широкие площади, бронзовые статуи на гранитных постаментах, радужные фонтаны, парки и кладбища — запечатленные многими людскими поколениями памятники их жизни — вызывали молчаливое раздумье, мысли о вечном, неотвратимом течении времени…

Неподалеку от скамьи, на которой я обычно сидел, рос раскидистый клен, а у клена белела ноздреватая, источенная дождями каменная ниша. В нише стояло изваяние мадонны с младенцем на руках. И мадонна и пухлощекий ее младенец были ярко и грубо раскрашены масляной краской. На темноволосой голове мадонны красовался серый от пыли восковой венок, а у ног ее, на каменном карнизе, постоянно лежали свежие, обрызганные водой живые цветы: белые и алые гладиолусы, светло-голубые флоксы, несколько зеленых веток папоротника.

Цветы приносили двое дряхлых стариков — мужчина и женщина. На вершине Княжьей горы они появлялись раньше меня, клали цветы к подножию мадонны и, прижавшись друг к другу, подолгу стояли молча. Чаще всего я видел лишь их согбенные спины и низко опущенные седые головы. Какое горе согнуло этих бедно одетых людей, о чем они просили каменную мадонну кто знает? Может, они потеряли любимого сына или, скошенная неизлечимой болезнью, умирала их единственная дочь? А может, кто-то жестоко обидел беззащитных стариков, или остались они, никому не нужные, без кровли и без куска хлеба? Широким и глубоким, как море, бывает горе людское, и чаще всего остается оно немым…

Свершив свою безмолвную молитву, старики каждый день проходили мимо моей скамьи и ни разу на меня не взглянули. А я после их ухода долго смотрел на раскрашенную мадонну, и странные мысли одолевали меня.

«Тебя, женщину по имени Мария, люди назвали матерью божьей, — думал я. — Люди поверили, что ты, непорочная, родила им спасителя-бога, принесшего себя в жертву и распятого за людские грехи. И люди сложили в твою честь песнопения-молитвы и стали именовать тебя владычицей и госпожой, без искуса мужеска зачавшей, присноблаженной, невестой неневестной. Богородительница, царица небесная, приснодева, пречистая, источник живота родшая, богоизбранная, предстательница, заступница благодатная, богоневестная матерь — так называют тебя люди. Они построили тебе великолепные храмы, и самые великие художники мира украсили эти храмы твоим изображением. Голову твою и голову твоего младенца-сына окружили сияющим нимбом святости. Искусные златокузнецы и мастера-бриллиантщики одели тебя и сына драгоценными ризами икон. Лик твой, дева Мария, запечатлели на храмовых хоругвях, на бармах — царском оплечье, в священных книгах и гравюрах, и рыцари-крестоносцы и полководцы-воители, отправляясь на битву, преклоняли колени перед тобой. Именем твоим отцы-инквизиторы судили мужчин и женщин, именуя несчастных еретиками-отступниками и живьем сжигая их на кострах…»

В густых ветвях клена тенькала синица, пестрые дрозды носились среди пихт и сосен. Золотыми отсветами солнца переливался, мерцал внизу древний город. В небесной синеве плыли редкие белые облака.

Неподвижными, кукольными глазами смотрела мадонна на меня, на деревья, на город. У ее ног лежали оставленные стариками цветы, и от них струился еле уловимый, грустный, легкий запах увядания.

«За что, женщина, люди поклоняются тебе? — мысленно спрашивал я, всматриваясь в бледно-желтое лицо мадонны, в кукольные глаза ее. — Ведь ты никогда не жила на свете. Ты выдумана людьми. А если даже ты была, Мария, то что тобой свершено в жизни и чем заслужила ты поклонение? Если верить евангелистам, ты вышла замуж за плотника, неизвестно от кого родила сына и потеряла его, распятого на кресте. Смерть сына — тяжкое, неизбывное горе для матери. Но разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были тебе? Кто же измерит их горе? Кто исчислит все их утраты? Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ими слезы, за все, что пережили они и свершили во имя жизни на любимой ими нелегкой земле?»

Так думал я, всматриваясь в раскрашенное лицо каменной девы Марии, ив этот миг вдруг вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть. Однажды, в годы войны, наши пути с ней случайно пересеклись, и теперь, спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям…

***

В эту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары, и не было на нем видно ни луны, ни звезд. Над глухо гудящей землей громыхали ближние и дальние пушечные залпы. Все вокруг было залито неверным, тусклым медно-красным светом, отовсюду слышалось зловещее урчание, и со всех сторон наползали невнятные, пугающие шумы…

Прижавшись к земле, Мария лежала в глубокой борозде. Над ней, едва различимая в смутном полумраке, шуршала, покачивала высохшими метелками густая чаща кукурузы. Кусая от страха губы, закрыв уши руками, Мария вытянулась в ложбине борозды. Ей хотелось втиснуться в затвердевшую, поросшую травой пахоту, укрыться землей, чтоб не видеть и не слышать того, что творилось сейчас на хуторе.

Она легла на живот, уткнулась лицом в сухую траву. Но долго лежать так ей было больно и неудобно — беременность давала о себе знать. Вдыхая горьковатый запах травы, она повернулась на бок, полежала немного, потом легла на спину. Вверху, оставляя огненный след, гудя и высвистывая, проносились реактивные снаряды, зелеными и красными стрелами пронзали небо трассирующие пули. Снизу, от хутора, тянулся тошнотворный, удушливый запах дыма и гари.

— Господи, — всхлипывая, шептала Мария, — пошли мне смерть, господи… Нет у меня больше сил… не могу я… пошли мне смерть, прошу тебя, боже…

Она поднялась, стала на колени, прислушалась. «Будь что будет, подумала она в отчаянии, — лучше помереть там, со всеми». Подождав немного, оглядываясь по сторонам, как затравленная волчица, и ничего не видя в алом, шевелящемся мраке, Мария поползла на край кукурузного поля. Отсюда, с вершины покатого, почти неприметного холма, хутор был хорошо виден. До него было километра полтора, не больше, и то, что увидела Мария, пронизало ее смертным холодом.

Все тридцать домов хутора горели. Колеблемые ветром косые языки пламени прорывались сквозь черные клубы дыма, вздымали к потревоженному небу густые россыпи огненных искр. По освещенной заревом пожара единственной хуторской улице неторопливо ходили немецкие солдаты с длинными пылающими факелами в руках. Они протягивали факелы к соломенным и камышовым крышам домов, сараев, курятников, не пропуская на своем пути ничего, даже самого завалящего катушка или собачьей конуры, и следом за ними вспыхивали новые космы огня, и к небу летели и летели красноватые искры.

Два сильных взрыва потрясли воздух. Они следовали один за другим на западной стороне хутора, и Мария поняла, что немцы взорвали новый кирпичный коровник, построенный колхозом перед самой войной.

Всех оставшихся в живых хуторян — их вместе с женщинами и детьми было человек сто — немцы выгнали из домов и собрали на открытом месте, за хутором, там, где летом был колхозный ток. На току, подвешенный на высоком столбе, раскачивался керосиновый фонарь. Его слабый, мигающий свет казался едва заметной точкой. Мария хорошо знала это место. Год тому назад, вскоре после начала войны, она вместе с женщинами из своей бригады ворошила на току зерно. Многие плакали, вспоминая ушедших на фронт мужей, братьев, детей. Но война им казалась далекой, и не знали они тогда, что ее кровавый вал докатится до их неприметного, малого, затерянного в холмистой степи хутора. И вот в эту страшную сентябрьскую ночь на их глазах догорал родной хутор, а сами они, окруженные автоматчиками, стояли на току, словно отара бессловесных овец на тырле, и не знали, что их ждет…

Используемые источники:

  • https://mir-knig.com/read_245913-1
  • https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/68727-vitalij-zakrutkin-mater-chelovecheskaya.html
  • https://bookscafe.net/book/zakrutkin_vitaliy-mater_chelovecheskaya-67424.html
  • https://blmb.ru/mater-chelovecheskaya-kratkoe-soderzhanie/
  • https://knigi-for.me/books/proza/prose-military/263481-vitalii-zakrutkin-mater-chelovecheskaya.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт