Левша (сказ)

Авторы: Николай ЛесковЖанр: ПовестиФормат: epub

По сюжету повести император Александр I однажды приобрел в Англии настоящую техническую диковинку — стальную блоху в натуральный размер. Николай I спустя несколько лет после смерти Александра захотел, чтобы русские умельцы достойно ответили англичанам. И оружейный мастер из Тулы Левша сумел подковать ту самую блоху, чем восхитил императора.

Николай ЛесковЛеди Макбет Мценского уездаПовестиНиколай ЛесковЗапечатленный ангелПовестиНиколай ЛесковСтарый генийРассказыНиколай ЛесковЧеловек на часахРассказы
Левша
218px-Steel_Flea_1916.jpg
Жанр сказ
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата написания май 1881 года
Дата первой публикации 1881 год, «Русь»
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике

«Левша́» (полное название: «Сказ о ту́льском косо́м Левше́ и о стально́й блохе́») — повесть Николая Лескова в жанре сказа. Написана и опубликована в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники».[1]

История создания

Впервые напечатана в газете «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году.[2] При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.

Впоследствии это предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды[2].

Сюжет

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

События повести начинаются приблизительно в 1815 году[3]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов,[4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав все ноги крошечной блохи.

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе и жениться, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша держал с «полшкипером» (помощником шкипера) пари, по которому они должны были перепить друг друга. По прибытии в Петербург моряка привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, не получив должной медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся»), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Бронзовая скульптура главного персонажа — Левши, у памятника Н. С. Лескову в Орле

Основные персонажи

  • Левша — талантливый русский мастер, оружейник;
  • Платов — атаман Войска Донского, генерал от кавалерии;
  • Александр I — российский император (1801—1825);
  • Николай I — российский император (1825—1855);
  • «Полшкипер» (искажённое «подшкипер») — моряк с английского судна;
  • Чернышёв — граф, военный министр (1832—1852);
  • «Мартын-Сольский» (Сольский) — доктор медицины, тайный советник;
  • «Кисельвроде» (Нессельроде) — граф, государственный канцлер (1844—1862).

Художественные особенности

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им:

Всё, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого[5] года, и левша есть лицо мною выдуманное.[6]

Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон, Твердиземное море и др.[7] Этим же приёмом стилизации под народную этимологию Лесков пользуется и в других своих произведениях: «Леон, дворецкий сын», «Полуношники», «Заячий ремиз», и др.[8]

Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».[9]

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками, a выражение «подковать блоху» стало фразеологизмом.

Прототип

Прототипом тульского Левши считается Алексей Михайлович Сурнин (1767—1811)[10]. Он был послан в Англию для обучения и проработал на одном из лучших английских заводов несколько лет в качестве помощника владельца. По приезде домой он многое сделал для обучения рабочих, а также разработки и внедрения новых инструментов[11].

Экранизации

Произведения Николая Лескова
Романы
  • Захудалый род
  • На ножах
  • Некуда
  • Обойдённые
  • Островитяне
  • Соборяне
  • Чёртовы куклы
Повести
  • Воительница
  • Детские годы
  • Житие одной бабы
  • Загадочный человек
  • Запечатленный ангел
  • Заячий ремиз
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • На краю света
  • Некрещёный поп
  • Оскорблённая Нетэта
  • Очарованный странник
  • Печерские антики
  • Полунощники
  • Смех и горе
  • Старые годы в селе Плодомасове
Рассказы
  • Административная грация
  • Антука
  • Белый орёл
  • Бесстыдник
  • Вдохновенные бродяги
  • Владычный суд
  • Голос природы
  • Грабёж
  • Дама и фефёла
  • Дурачок
  • Дух госпожи Жанлис
  • Железная воля
  • Жемчужное ожерелье
  • Жидовская кувырколлегия
  • Загон
  • Заметки неизвестного
  • Зверь
  • Зимний день
  • Импровизаторы
  • Инженеры-бессребреники
  • Кадетский монастырь
  • Колыванский муж
  • Котин доилец и Платонида
  • Маленькая ошибка
  • Неоценённые услуги
  • Неразменный рубль
  • Несмертельный Голован
  • Обман
  • Овцебык
  • Однодум
  • Отборное зерно
  • Павлин
  • Пигмей
  • Пламенная патриотка
  • Повесть о богоугодном дровоколе
  • Под Рождество обидели
  • Привидения в Инженерном замке
  • Продукт природы
  • Пугало
  • Пустоплясы
  • Путешествие с нигилистом
  • Разбойник
  • Ракушанский меламед
  • Русский демократ в Польше
  • Русское тайнобрачие
  • Сибирские картинки XVIII века
  • Синодальный философ
  • Сошествие в ад
  • Справедливый человек
  • Старый гений
  • Томленье духа
  • Тупейный художник
  • Фигура
  • Человек на часах
  • Чертогон
  • Шерамур
  • Штопальщик
  • Юдоль
  • Язвительный
  • Аскалонский злодей
  • Брамадата и Радован
  • Гора
  • Лев старца Герасима
  • Левша
  • Легенда о совестном Даниле
  • Леон дворецкий сын
  • Маланья — голова баранья
  • Невинный Пруденций
  • Прекрасная Аза
  • Сказание о Фёдоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине
  • Скоморох Памфалон
  • Христос в гостях у мужика
  • Час воли Божией
Публицистика
  • Архиерейские объезды
  • Бродяги духовного чина
  • Еврей в России
  • Епархиальный суд
  • Карикатурный идеал
  • Легендарные характеры
  • Мелочи архиерейской жизни
  • О русской иконописи
  • Русские общественные заметки
  • Сеничкин яд
Драматургия Расточитель

Эта страница в последний раз была отредактирована 21 января 2021 в 20:53. Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/books/648/levsha
  • https://wiki2.org/ru/левша_(сказ)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт