Содержание
- 1 История создания баллады Жуковского
- 2 Главные герои и их характеристика
- 3 «Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского
- 4 Анализ произведения
- 5 Главная мысль
- 6 Жанр и композиция
- 7 Направление и стихотворный размер
- 8 Средства художественной выразительности
- 9 Еще тесты
- 10 Читайте также
- 11 Вариант 2
- 12 Анализ баллады Кубок Жуковского
- 13 Несколько интересных сочинений
- 14 Скачать:
- 15 Предварительный просмотр:
- 16 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание:
В данной статье можно узнать краткое содержание и анализ произведения В. А. Жуковского «Кубок».
Рассмотрим также план, идею, основную мысль, на которых строится повествование — все это пригодится для записей в читательском дневнике.
История создания баллады Жуковского
В XII веке было широко известно сказание о ныряльщике, который ради наживы отправился на морское дно. По этой легенде Ф. Шиллер написал балладу «Водолаз».
Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл.
В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.
Главные герои и их характеристика
Царь – жестокий, самолюбивый правитель. Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок.
Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.
Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим. Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок.
Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.
«Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского
Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно.
Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок.
Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся.
В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем.
Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.
Анализ произведения
Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт.
И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках.
Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения.
Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.
Главная мысль
Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям.
Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают.
Жанр и композиция
Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.
Проследим за композицией баллады:
-
Экспозиция: действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.
-
Завязка: царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.
-
Развитие действия: претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.
-
Кульминация: молодец ныряет в море. Все ждут его возвращения.
-
Развязка: юноша погибает.
Направление и стихотворный размер
В произведении хорошо прослеживаются черты романтического направления. Паж — пылкий, смелый и романтический юноша.
Это заметно по тому, как он описывает его погружение в пучину и выход из нее.
На этом «развлечении» царя присутствуют дамы, действие происходит во времена царей и рыцарей. А это тоже характеризует произведение с точки зрения романтизма.
Стихотворный размер: амфибрахий с некоторыми вариациями.
Средства художественной выразительности
Автор использует:
-
Эпитеты – «море грозное», «мгла таинственная», «пучина бездонная», «рыцарь знатный», «награда победная», «пена седая», «разъярённый прилив».
-
Метафоры – «пучина бездонной мглы»; «разинулось черною щелью жерло», «стрелою стремглав полетел я туда».
-
Сравнения — «пена кипела: как будто гроза, наступая, ревела»; «волна за волною и воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем».
Романтическое произведение с глубоким смыслом — вот что такое «Кубок» В. А. Жуковского. Фантастический сюжет и главный герой, совершающий подвиг, учат тому, что добро должно побеждать зло.
Однако автор отступил от традиций. В финале главный герой погибает, но это ещё больше привлекает читателя своей необычностью.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Жуковский Василий Андреевич — один из основоположников романтизма в русской литературе. Известность Жуковский приобрел и как переводчик. В 1831 году в двухтомнике «Баллады и повести В.А. Жуковского» впервые вышла баллада «Кубок» — переложение баллады Шиллера «Водолаз».
Баллада Жуковского является свободным переводом баллады Шиллера, поэтому в текстах встречаются несоответствия. Различие в названии баллад неслучайно — Жуковский акцентирует внимание читателей на конкретном предмете — кубке. Он описывается в произведении и становится желаемой наградой для лирического героя и причиной его смерти. В «Кубке» описываются реальные жители обитатели морских глубин:
Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>
в оригинале герой встречается с фантастическими существами. В композиции баллад могут встречаться повторения отдельных слов, фраз или строф. У Жуковского повторяются строки:
Эти повторы заимствованы из фольклорных жанров — сказки и песни. Жанр баллады изначально формировался в народной поэзии и передавался устно в форме песни, с волшебной сказкой связывает балладу фантастический сюжет и главный герой, который совершает поступок (путешествие в другой мир) и получает вознаграждение.
Для жанра баллады характерно эмоциональное, напряженное повествование о каком-либо чудесном или волшебном происшествии. В балладе «Кубок» перед читателем предстает эпизод борьбы человека с беспощадной стихией. В этой неравной схватке первый раз герой одерживает победу. Мотивы его чисты и он обращается за помощью к всевышнему:
Важно отметить, какими характеристиками наделяет Жуковский море:
Страшное волнение на воде отпугивает рыцарей и латников, они словно понимают, что совладать со стихией будет практически невозможно. Но находится тот, кто готов рискнуть и достать кубок, брошенный царем в черную бездну. Молодой паж бросается в воду и на какое-то время скрывается из виду. Затем герой выходит из воды с кубком — он поборол страх и смог совладать с грозным морем. Однако, на этом повествование не заканчивается — героя ждет новое испытание, с которым герой справиться не смог.
В балладах предполагается быстрая смена событий, это рассказ о действии, в то время как внешний вид и индивидуальные характеристики героев, детали уходят на второй план. В «Кубке» лирический герой изображен как молодой отважный и смелый юноша: «вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед», «красавец отважный», «В нем жизнью небесной душа зажжена».
В балладе прослеживаются национальные мотивы – молодой герой – выходец из народа. Так же само действие совершается перед публикой и для ее потехи. Толпа сопереживает герою: «И дамы и рыцари мыслят, безгласны: «Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?», но не останавливает его, с нетерпением ждут дальнейшего развития событий: «И дрогнули зрители, все возопив, — Уж юноша в бездне пропал». «Красавец отважный, прости!» — сочувствует народ герою, но они искренни рады, когда юноша оказывается жив и более того, выполнил задание царя: «И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. — Чудеснее подвига нет!». Поступок главного героя можно расценивать и как героический подвиг, и как дерзкий вызов силам природы. Но если первый раз герой показывает свою смелость — когда никто не рисковал, молодой паж проявил храбрость, то второй раз он стремится достать кубок ради даров, обещанных ему царем. Смерть главного героя становится неожиданной для всех и толпа безмолвствует.
Особенностью композиции баллады является явное деление сюжета на две части — кульминация и развязка, причем часто эти части неравные. На протяжении всего повествования в «Кубке» читатель видит как нарастает напряжение. Царь три раза вызывает смельчака испытать судьбу и достать кубок из бушующего моря, волнение которого усиливается. Толпа, ожидающая своего героя, с интересом слушает рассказ о тех чудесах, которые увидел молодой паж на дне морском. Следующий вызов судьбе и неожиданно наступает смерть героя. Развязка повествования заключена в нескольких словах
Романтический мотив отразился в балладе «Кубок» благодаря авторской трактовке сюжета произведения. В первоисточнике мотивом, побудившим героя второй раз броситься в воду, является только чувство жадности, тогда как у Жуковского молодая царевна пытается защитить героя:
и наряду с желанием получить дары царя, герой хочет показать царевне свою смелость. Её поддержка и сопереживание подбадривают героя, который забыв о страхе, снова испытывает судьбу.
Основоположником жанра баллада в русской литературе традиционно считают В.А. Жуковского. В новом жанре нашел отражение интерес народа к фольклору, к историческим и фантастическим событиям, к отважным героям и их подвигам. Основной идеей произведений является неотвратимость расплаты за поступки, поэтому баллада стала популярной в эпоху романтизма.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ баллады Кубок Жуковского
Жанровая направленность произведения представляет собой свободный перевод шиллеровского творения с акцентом поэта на конкретный предмет в виде кубка, который изображается в балладе в виде желаемой награды лирического героя, ставшей причиной его гибели.
Основная тематика баллады представляется в неотвратимости наказания за совершение негативных поступков.
Композиционная структура произведения выстраивается в форме кульминации и развязки, являющихся неравными по отношению к друг другу частями, при использовании повторения отдельных выражений, слов, строк, а также быстрой смены событий, не уделяя особого внимания деталям внешнего вида героев и их индивидуальным характеристикам.
Повествование в балладе осуществляется от лица лирического героя, представленного в образе безымянного молодого пажа, направленного царем на поиск в пучине вод золотого кубка. Герой описывается в качестве молодого отважного и смелого юноши, отличающегося приятной внешностью, являющегося выходцем из простого народа.
Своеобразием баллады являются постоянные повторы, которые заимствуются автором из таких фольклорных жанров, как сказка и песня, поскольку в основе жанрового отличия произведения лежит народная поэзия, передаваемая в устной форме песни. Взаимосвязь волшебной сказки и баллады осуществляется посредством введения в повествование фантастического сюжета, в котором главным героем совершается путешествие в необычный мир, за что дается вознаграждение.
Особой характеристикой произведения является использование автором в повествовании яркой эмоциональности и напряжения, в частности, в эпизоде борьбы главного героя и беспощадной стихии.
Сюжетная линия баллады отличается романтическим мотивом, выражающимся в стремлении героя не только выполнить царское задание, но и продемонстрировать молодой царевне собственную смелость и мужество. Герой трижды отправляется на борьбу с пучиной и ему удается ценой собственной жизни выполнить приказ царя.
Отличительной особенностью произведения представляется сочетание фольклорных, исторических и фантастических событий, в которых участвует отважный герой, совершая бесконечные подвиги, которые имеют целью не богатство, не любовь, а исключительное самоутверждение и желание вырваться из обыденной жизни, проявляя юношеский максимализм.
Средствами художественной выразительности в балладе являются многочисленные эпитеты, иносказания, аллегории, передающие авторский замысел, который во многом отличается первоисточника.
Финал баллады представляется простым, но трагическим, свидетельствующим о гибели обреченного юноши, стремящегося сразиться с судьбой и вырваться на свободу, при это смерть молодого пажа становится для окружающих неожиданной, поэтому присутствующие погружаются в безмолвие.
Смысловая нагрузка произведения заключается в ненужности испытаний собственной судьбы, только кажущейся благосклонной, а в необходимости использования здравого смысла и рассудка.
Вариант 2
Василий Андреевич Жуковский — это один из самых любимых поэтов России, ещё в совсем раннем возрасте он изучал различные науки и начал писать стихотворения, а так же переводит различные произведения тексты. И вот баллада «Кубок» стала одной из известнейших произведений в стране.
Прежде чем показать этот шедевр общественности, Жуковский долго и кропотливо работал на произведением, оттачивая все возможные нюансы. Он хотел всё в точности перевести, как говорится в оригинале.
Сюжет баллады не вызывает трудностей в понимании. Жестокий и злобный царь, предлагает своим верным поданным пройти ужасное испытание на храбрость. Суть испытания в том, что человек должен прыгнуть во взволнованную морскую пучину за кубком, обделанными драгоценными камнями. Это достаточно жестокое испытание, которое не под силу каждому человеку, но разве пойдёшь против воли царя?
Царь был удивлён победе пажа и его захватывающим приключением. Любопытство завладело им с головой, и теперь он сделал ставку ещё больше. За то, что паж нырнёт ещё раз царь отдаст в жёны свою любимую дочь. Загоревшись желанием юноша без страха прыгнул снова в пучину смерти, но только вернуться уже не смог. Волны поглотили его.
Это своего рода урок: жестокий и бездушный царь лишился верного поданного и символа власти, а юный паж потерял голову от новой награды и уповая на свою защищённость решился на ещё один заплыв. Конец, оказался печальным для всех. Не стоит искушаться и ценить свою неприкосновенность. Важно следовать правилам и нормам. В балладу Жуковский вложил библейский смысл, который не увидеть только слепой читатель.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ произведения Бальзака Гобсек↑ ДругиеТема любви в литературе →
Анализ баллады Кубок Жуковского
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Бородинское сражение в романе Война и мир Толстого
Благодаря тщательному анализу и изучению данного великолепного произведения, написанного Львом Толстым, историки ставили все новые и новые вопросы, касательно правдоподобности описываемых событий
- Анализ романа Набокова Приглашение на казнь
Вся сюжетная линия романа Приглашение на казнь основывается на воспоминаниях, которые проходят в потоке мыслей главного героя Цинцинната Ц. Герой находится в камере для тех, кто приговорен к смертной казне
- Образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение
В поэме действие разворачивается вокруг семерых мужиков, случайно встретившихся на столбовой дороге. В ходе беседы разгораются прения на тему
- Рецензия на сказку Маленький принц Экзюпери
«Маленький принц» — это большое произведение, не в смысле размера, конечно, а в смысле масштабности. Кажется, что это сказка, но там такие философские вещи затронуты, так всё тонко и красиво написано. Это ведь классика мировая, все признают!
- Образ и характеристика Осадчего в рассказе Поединок Куприна сочинение
Одними из главных героев являются Ромашев и Назанский. Здесь они зеркально отражены в своих мыслях, поступках и чувствах. А самым жестоким человеком является Осадчий.
(4)
1831 году Василий Андреевич Жуковский опубликовал две книги с одноимённым названием «Баллады и повести». По обоим изданиям читатель мог познакомиться с вольным переводом стихотворения Фридриха Шиллер «Оег Taucher» — «Нырялыцик-/водолаз».
КУбок
Название оригинала говорит о том, что для немецкого поэта важен был образ главного героя, совершающего конкретное действие — нырять. Русский же переводчик с определённой целью акцентирует внимание на предмете — кубке. Буквальное значение в переводе с немецкого -«преходящий». Дети предполагают, что речь пойдёт о награде, призе, переходящем от одного человека к другому, и делают вывод: В.А.жуковский, наверное, что-то изменил в содержании произведения, привнёс своё. В нём он делится мыслями, чувствами, которых нет в подлиннике. Жуковский построил свою балладу на чувствах смелости, произвола, каприза и жалости — до конца.
Ocновные положения статьи : 1. Царь хочет столкнуть человека со стихией, превышающей его силы. 2. Находится юный паж, который жаждет отличиться. 3. Он оказывается победителем стихии благодаря помощи Бога. 4. Неумолимый царь, движимый нехорошим чувством, устраивает второе испытание. 5. Без Божьей помощи паж погибает.
— Кто из героев не понравился? (Не понравился царь: он мог не испьпывать юношу вторично, но ему ещё раз захотелось услышать рассказ о тайнах морского дна. В статье царь характеризуется как капризный, способный на произвол.)
— Есть ли среди толпы безучастные, равнодушные к происходящему? (Таких в балладе нет: «И дрогнули зрители, все возопив … », «И каждый, очей отвести / Не смея от бездны, печально твердит … » Их отношение к юноше выражено с помощью слов: прекрасный, красавец отважный.)
— Почему не поддался искушению рыцарь — нам понятно: он знатный, состоятельный человек. Однако не захотел «награды победной» и латнк простой» Отчего? Рыцарь и латник «зрелые и умудрённые мужи». Они понимают: стихия превышает их силы.[Не захотели рисковать, поэтому на вызов отвечают молчанием.Можно ли назвать поступок пажа героическим? Юноша всё же прельстился сокровищами: царь пообещал ему кубок из золота, перстень с алмазом, а потом ещё и дочь в награду. Другие отмечают, что паж лишь с третьего раза отважился подступить к скале. Поступок не осуждается, но дети очень сожалеют о том, что ныряльщик погиб, не смог выбраться на берег. Третьи высказывают предположение: героическим бывает поступок только во имя спасения другого человека и защиты Родины. Четвёртые, оспаривая подобное утверждение, считают: жизнь у еловека одна; да, ею можно пожертвовать, защищая кого-то или что-то, но это уже не просто героический поступок — подвиг. Для большинства однозначного ответа не оказалось.
Второе испытание окончилось для пажа гибелью. Паж, вторично нарушив Божественную заповедь, не получил помощи Бога. Идея баллады Жуковского состояла в том, чтобы люди соединяли свои желания и помыслы с пониманием своего несовершенства. Только смиряя свою гордыню и полагаясь на Божью волю, Его помощь и милость, они смогут прояrить свои лучшие человеческие свойства.
Почему же Жуковский назвал «Кубок» не басней, не сказкой, а балладой?
Что общего у баллады с песней?
В чём различие баллады и песни?
Главное событие можно воспринять двояко: как реальное и фантастическое, оно развивается стремительно. Есть приметы времени. Герой в первый раз спасается благодаря чудесной помощи самого Бога. Вместо запрета — заповедь. Нет счастливого конца. Сильнее, чем в сказке, напряжение.
Опубликовано 08.01.2019 — 9:48 —
Разработка урока по литературе 5 класс, программа В.Я.Коровина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.А. Жуковский: Жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок»
Цели: познакомить учащихся с понятием «баллада» и текстом произведения; помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной балладой; показать своеобразие позиции автора в сравнении с первоисточником сюжета.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Предметные умения:знать сюжетное своеобразие баллад В.А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД: Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как часть речи. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
- Организационный момент
II. Целеполагание:
-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке?
III. Вступительное слово учителя.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
- Творческая история баллады «Кубок» — чтение стр. 89
III. Чтение и анализ текста баллады
Словарная работа
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай.
– Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
– Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.
– Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.
– Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.
– Скорее всего, это царский каприз.
– Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.
– Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.
– Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
– Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.
– Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
– Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.
– Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.
– Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.
– Хочет скорее стать взрослым.
– Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.
– Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!
– Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.
– Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».
– Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».
– Он хочет завоевать сердце царской дочери?
– Может быть, хочет угодить царю?
– Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!
– Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
– Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.
– Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.
– За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.
– За то, что отмолчались перед царём.
– Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.
— Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
– Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:
…смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-
он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.
– Еще бы — на то он и царь!
– Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска, то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.
– Заметили, что первый раз царь « БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: « свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.
– Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.
– Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
– Царевна назвала отцову выдумку «опытом», Но это страшная игра со смертью.
– Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.
– Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.
– А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.
– Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления, чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.
– А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..
– Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)
– И опять: «отважность сверкнула в очах» – это сказано в тексте.
– Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.
– Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.
– Желание не разочаровать её.
– Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.
– Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.
Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»
– А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?
– Такой корысти у героя нет.
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
– Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.
– От нелепой гибели мальчика.
Кто главные герои баллады?
- Кого можно назвать жестоким? Царя. Какими качествами характера он наделён? Капризность, непримиримость.
- Как в балладе проявляется благородство и кто этим качеством обладает? Паж
- Как проявляется рыцарство и кто этим качеством обладает? Рыцари и приближенные царя, свита.
- Какие поступки вы приветствуете, а какие осуждаете?
- Кого из героев можно оправдать и за какой поступок?
- Как автор относится к героям: царю, пажу? Как вы это поняли?
IV. Творческие задания
«Рабочая тетрадь №2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 6 класса по теме «Анализ баллады В.А. Жуковского «Кубок»»
Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме «Анализ баллады В.А. Жуковского «Кубок»» по программе Г. Меркина…
Анализ баллады «Песнь о вещем Олеге» — урок с использованием ЦОР.
1. Предмет: литература2. Класс: 6 класс3. Тема и номер урока в теме: Александр Сергеевич Пушкин. Анализ баллад…
В. А. Жуковский. Баллада «Кубок»
Презентация для урока литературы в 5 классе, составлена с учётом требований ФГОС…
Лингвопоэтический анализ баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе…
Баллада «Кубок» В.А. Жуковского
Урок литературы в 5 классе в контексте ФГОС. Технологическая карта урока открытия нового знания. Тема «Баллада «Кубок» В.А. Жуковского»…
Презентация по литературе » Анализ баллады Жуковского » Светлана»
Презентация к уроку по литературе в 9 классе по теме » Анализ баллады Жуковского » Светлана». В первой части презентации подобран материал, позволяющий учащимся вспомнить такие понятия как » ром…
Презентация для урока литературы в 5 классе на тему «В.А.Жуковский. Баллада «Кубок»
Презентация для урока литературы «Баллада В.А.Жуковского «Кубок"…
- Hравится
«>Мне нравится(1) Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/zhukovskiy-kubok.html
- https://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-ballady-kubok-zhukovskogo.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-ballady-kubok-zhukovskogo-5-klass
- https://info-shkola.ru/kubok/
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/01/08/v-a-zhukovskiy-zhanr-ballady-chtenie-i-analiz-ballady-kubok
</span></span>