Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем для читательского дневника

Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.

Продолжение после рекламы:

Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей. Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.

Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.

«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.

Брифли существует благодаря рекламе:

Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.

В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил».

Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть…» так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».

Пересказала Е. Б. Рогачевская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература <nobr>XI−XVII вв. /</nobr> Ред. и сост. <nobr>В. И. Новиков. —</nobr><nobr>М. : Олимп : ACT,</nobr> 1998. — 608 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Электронная книга

18802530.jpgПовесть о разорении Рязани БатыемВ год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном…

Читайте также

Русь, декабрь 1237 года. К Рязани на реке Воронеж, где находится чудотворная икона святителя Николая из Корсуни, подходят полчища безбожного царя Батыя. Послы передают рязанскому князю Юрию Ингоревичу, что он должен отдать их царю десятую часть всего, чем владеет. Землями, людьми, сокровищами. Юрий Ингоревич зовет на выручку владимирского князя Георгия Всеволодовича, но тот не приходит, хочет один победить Батыя.

Рязанский князь ищет поддержки у братьев, князей-соседей. Сообща они решают просить мира с ханом. Задобрить Батыя подарками идет сын рязанского князя – Федор Юрьевич. Батый подарки принимает, делает вид, что Рязань не тронет.

Взамен требует приводить к нему для утех рязанских красавиц. Особенно – княгиню Евпраксию, жену Федора Юрьевича. О ней царю нашептал рязанский боярин-предатель. Князь отказывается и смеется над наглостью Батыя. Тотчас по приказу Батыя князя убивают, а тело бросают зверям. Предают смерти и воинов, что пришли с князем.

Чудом уцелел только пестун (воспитатель) князя. Он наскоро похоронил Федора и вернулся в Рязань. Узнав о кончине мужа, княгиня Евпраксия, прихватив малолетнего сына, бросилась из окна и расшиблась насмерть. С тех пор образ святителя Николая прозвали Заразским (от слова «заразитися» – разбиться, удариться).

Долго оплакивал город гибель князя и лучших своих людей. И держал Юрий Ингоревич речь к войску своему: лучше смерть, чем «во власти поганых быть». Дружина князя первой напала на «полки татарские». Закипел ужасный бой.

Погиб князь Юрий Ингоревич, братья его, цвет рязанского воинства. Полегло и татар видимо-невидимо. Озверел царь Батый. Всю Рязанскую землю прошел огнем и мечом. Пролились потоки крови христиан. И нашли татары еле живого князя Олега Ингоревича. Обещал ему Батый лучшего врача, если князь сменит веру. Но тот отказался. По приказу Батыя был разрублен князь на куски.

Пять дней все жители Рязани храбро держат оборону. У татар воины сменялись, а рязанцы бились без отдыха. На шестой день осады татары ворвались в город. Прямо в церкви убили Агриппину, мать Юрия Ингоревича, всех священников и монахов, весь люд рязанский от мала до велика. «Не осталось в городе ни одного живого».

Ринулся Батый на земли Владимира и Суздаля. А из Чернигова в Рязань торопятся двое. Евпатий Коловрат, рязанский воевода, вместе с князем Ингварем Ингоревичем, братом погибшего Юрия Ингоревича. И надеются, что еще не поздно, и Рязани можно помочь. Но приходят на пепелище.

Возмутился сердцем Евпатий Коловрат, чудом набрал дружину в количестве 1700 человек, бросился Батыю вдогонку. И нещадно бьет татар в Суздале. Сам Батый ужасается мощи русских воинов.

Его «шурич» (родня) Хостоврул обещает живьем привести Коловрата. Целые полки татар двинулись против Евпатия Коловрата. Подскакал на коне к нему и хвастливый Хостоврул. А Евпатий взял и разрубил его по самое седло. С превеликим трудом убили татары славного воина. Показали тело его царю своему. И сказал Батый, что такому воину был бы рад в войске своем. Приказал, чтобы тело его отдали русичам.

А в самой Рязани князь Ингварь (в крещении – Козьма) Ингоревич рыдает над убитыми матерью, братьями-князьями, воинами и жителями. Горстка горожан помогает ему хоронить мертвых по-христиански.

Он становится князем земли Рязанской. Обновляет, восстанавливает город, церкви, помогает выжившим, зовет новых жителей. Началась мирная жизнь: «и была радость христианам», избавленным рукой Бога от безбожного Батыя.

Читательский дневник «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Сюжет

XIII век, нашествие царя Батыя на Русь. Вся Рязанская земля, от князя Юрия Ингоревича до простого жителя, встала на свою защиту. На шестой день татары прорывают оборону. Гибнут князья, воины, дети и старики. Батый идет на Суздаль, оставив в Рязани только «дым и пепел».

Из Чернигова в Рязань торопятся князь Ингварь Ингоревич и воин-богатырь Евпатий Коловрат. Евпатий с небольшой дружиной настигает Батыя в Суздале, сеет смерть в рядах его лучших воинов, погибает сам. А Ингварь становится новым рязанским князем, возрождает жизнь на Рязанской земле.

Отзыв

История учит тому, что Русь сильна своими бесстрашными сыновьями и дочерями, надеждой на Бога. Тема патриотизма, самопожертвования. Герои отдают жизни «за други своя». Собирательный образ русской женщины, матери, жены. Сейчас на месте старой Рязани – чистое поле. Тема зависти, предательства, разобщенности князей, которые приводят к гибели. Евпатий Коловрат – образ народного героя, богатыря, заступника.

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Данное историческое произведение, посвящено захвату Рязани. Сюжетная линия строится вокруг истории разгрома Рязани полчищем монголо-татар под предводительством Батыя. Краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем» познакомит читателя с самым страшным для Руси периодом, первой половиной 13 века. Подвиг Евпатия Коловрата это настоящий пример храбрости и героизма нашего народа в противостоянии с безжалостным врагом.

Сюжет

Хан Батый с татарской ратью пришел на землю Русскую и стал на реке на Воронеже подле Рязани. Посылает хан гонцов непутевых на прием к великому князю Юрию Ингваревичу с требованием отдать ему десятую долю всего, что у него есть: людей, земель, богатств. Князь просит помощи у владимирского князя, но получает отказ. Тогда Юрий Ингваревич созывает военный совет, чтобы сообща решить, что предпринять относительно Батыя.

Пытаясь уладить проблему мирным путем, князем было принято решение отправить к хану сына своего Федора с дарами и мольбами, чтобы не нападал он на земли Рязанские. Батый подарки принял, пообещав, что войны не будет, а сам от намерений своих и не думал отказываться. Помимо этого стал Батый требовать от князей Рязанских, чтобы они женщин своих ему для утех любовных приводили. Один из княжеских вельмож донес до хана весточку о том, что у князя Федора Юрьевича княгиня, которой краше нет на свете. Похотливый хан требует у князя привести ему красавицу княгиню. В ответ князь лишь рассмеялся, чем вызвал гнев и ярость хана. Порешил он его убить, а вместе с ним и род его вместе с войском. Лишь одному человеку из свиты князя удалось спастись. Он и принес ужасную весть княгине Евпраксии.

После смертоносных слов, княгиня бросается вместе с маленьким князем на руках из окна терема своего. Долго плакал город после смерти их. Отдохнув после плача и страданий Юрий Ингваревич собирает воинство, и расставляет полки. Много полегло в битве той воинов и князей русских. В живых остался лишь Олег Ингваревич. Хан, решил использовать ситуацию себе во благо. Он предлагает князю избавить его смертельных ран и переманить на свою сторону. Олег отказывается. Услышав отказ, Батый приказывает изрубить его на части.

И пошел хан на Рязань. Пять дней шла битва. Местные жители отражали атаку как могли. На шестой день пала Рязань. Дома и улицы разграблены. Татарам и этого было мало. Свершили они страшное святотатство, убив в церкви всех женщин. В числе погибших оказалась мать великого князя.

Подмога пришла неожиданно в лице брата Юрия Ингваревича Ингваря Ингваревича. В компании с рязанским вельможей Евпатием Коловратом они направляются в Рязань, но было уже поздно. От города ничего не осталось. Евпатий собирает войско и идет на татар. Батый не ожидал такого внезапного и решительного нападения. Татары были поражены смелостью и храбростью русских воинов. Особенно их впечатлила доблесть Коловрата. Шурин хана хвастается, что захватит в плен Евпатия и его дружинников, но слова так и остаются словами. В кровавом поединке между шурином и Евпатием, победу одерживает Коловрат. Возбоялись его татары. Навели на него множество орудий и убили его, но даже вид мертвого тела навевал на них страх.

Батый восхищен Коловратом. Храбрый воин настолько впечатлил его, что он заявил, что не отказался бы иметь такого человека в своем окружении, без боязни доверив ему жизнь свою. Тем временем Ингварь Ингваревич оплакивает своих родных. Он приказывает найти все трупы, чтобы предать их земле, похоронив по христианским обычаям. Спустя время он восходит на престол. Обновляет землю Рязанскую, ставит церкви, строит монастыри, собирает людей.

В среднем, пользователи прочитывают текст за 2 мин. Добавить в избранное

О произведении

«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение древнерусской литературы, посвященное взятию Рязани монголо-татарами в 1237 году. Историко-литературное значение произведения очень велико – проникнутое пафосом воинской доблести, оно утверждало идею защиты Родины до гибели последнего воина.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Батыйжестокий, безжалостный татарский хан, напавший и разоривший рязанскую землю.

Юрий Ингоревичрязанский князь, который пытался защитить свое княжество.

Федор Юрьевичсын князя Юрия Ингоревича, отважный князь с чувством собственного достоинства.

Ингварь Ингоревичбрат Юрия, отважный князь, занявший впоследствии рязанский престол.

Другие персонажи

Евпраксия верная, преданная жена Федора Юрьевича, которая, узнав о смерти мужа, покончила жизнь самоубийством.

Агриппина великая княгиня, мать Юрия и Ингваря, жестоко убитая татарами.

Краткое содержание

В 1237 году на Русь пришел «безбожный царь Батый со множеством воинов татарских». Остановившись со всем своим войском на реке Воронеже неподалеку от Рязани, Батый отправил послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу. Его условия были таковы – князь сразу должен отдать десятую часть всех своих богатств, в том числе земель, людей, сокровищ.

Князь обратился за помощью к «благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому», но тот отказал. Тогда Юрий Ингоревич созвал на совет других князей, своих ближайших соседей и родственников, чтобы вместе решить, как поступить в столь сложной ситуации.

После совещания рязанский князь отправил к Батыю своего сына Федора Юрьевича с богатыми дарами и просьбой не нападать на Рязанские земли. «Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый» принял дары, лживо пообещав не нападать на Рязань, но сам не оставил своего намерения. Более того, он стал требовать у князей, чтобы те привели к нему своих дочерей и сестер в утеху. Узнав же, что у князя Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый потребовал у него привести княгиню. В ответ Федор Юрьевич лишь рассмеялся в лицо безбожному царю, который в гневе повелел «убить благоверного Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам». Были убиты и другие князья и воинские люди, что находились тут же. В живых остался лишь один из пестунов князя, которому удалось захоронить тело своего господина и принести страшную весть княгине Евпраксии. Узнав о смерти мужа, в страшном горе бросилась она «с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти».

Узнав об убийстве своего любимого сына Федора Юрьевича, князь Юрий Ингоревич горько оплакивал его. Он стал собирать большое войско, призвав на помощь всех князей и предложив им «смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». В битве с вражеским войском погибло немало русских князей и простых воинов. Князь Юрий Ингоревич был тяжело ранен. Узнав об этом, Батый предложил ему лучшего лекаря в обмен на предательство. Князь отказался, и жестокий хан приказал разрубить его на куски.

Подойдя к Рязани, Батый обступил его со всех сторон. В течение пяти дней продолжалась осада – «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились». На шестой день битвы татарам удалось покорить себе город. Они убивали всех подряд, не жалея даже стариков, женщин и детей. Но самое страшное святотатство они совершили, убив в церкви княгиню Агриппину – мать великого князя, а также многих других княгинь и княжон, епископа и священников. Став свидетелем этого безбожного убийства, Батый ожесточился еще больше. Намереваясь «Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божий до основания разорить», он отправился дальше с войском на Суздаль и на Владимир.

Тем временем брат Юрия Ингоревича, Ингварь Ингоревич, находился в Чернигове. Узнав о нападении на Рязань, князь поспешил к брату на помощь, но прибыл он слишком поздно. Перед его глазами предстало страшное зрелище – горы трупов лежали на улицах города. Князь со своими помощниками в глубокой скорби принялся хоронить убитых – так он «очистил город, и освятил». Он отыскал тела всех князей, всех своих родственников и с большими почестями предал их земле.

Спустя время князь Ингварь Ингоревич занял отцовский престол «и обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал».

Конец.

Заключение

Смысл древнего сказания заключается в том, что никакие нашествия не страшны Руси, которая веками стояла и столько же будет стоять, несмотря ни на что. Она сильна благодаря своим сыновьям – храбрым, отважным, беззаветно любящим родную землю.

После ознакомления с кратким пересказом «Повести о разорении Рязани Батыем» рекомендуем прочитать повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    К какому литературному жанру принадлежит произведение «Повесть о разорении Рязани Батыем»?</h3>

    • <label>Былина</label>
    • <label>Ода</label>
    • <label>Эпопея</label>
    • <label>Повесть</label>

(новая вкладка)Содержание:

Анализ повести

По мнению большинства ученых, «Повесть о разорении Батыем» была написана в XIII—XIV вв. Композиционно она состоит из 4 частей и имеет следующий план:

  1. Приход Батыя к границам Рязанского княжества и прибытие к нему посольства князя Федора Юрьевича.
  2. Взятие Рязани и гибель ее жителей.
  3. Битва Евпатия Коловрата.
  4. Плач Ингваря Ингваревича и восстановление города.

Каждая часть произведения имеет своего главного героя.

Это следующие персонажи:

  1. Федор Юрьевич — сын князя Юрия Ингваревича. Это мужественный человек, защищающий в стане врага честь своей жены и всех русских женщин. Он был отправлен на дипломатические переговоры с Батыем, но не достиг успеха. Автор не осуждает его за это и оправдывает его возмущение бесчестным предложением хана.
  2. Рязанский князь Юрий Ингваревич — опытный правитель и полководец, который организует оборону княжества. Его роль в боевых действиях отдельно не описывается, он «испил чашу смертную» вместе со всеми.
  3. Евпатий Коловрат — мститель за рязанцев, представленный в повести как былинный богатырь. При описании героя используются фольклорные гиперболизации: он исполин силою, которого удается убить лишь с помощью стенобитных орудий.
  4. Ингварь Ингваревич. Это новый рязанский князь, ступивший на место убитого Юрия. Он не совершает в повести каких-либо значительных деяний, лишь оплакивает и хоронит убитых. Князь собирает оставшихся в живых рязанцев и вместе с ними начинает восстановление княжества.
  5. Хан Батый — жестокий и безжалостный враг, который разрушил Рязань и уничтожил всех ее жителей. Этот образ присутствует во всех частях повести, но он неоднозначен. В первой части Батый представлен как завоеватель, унижающий своих противников и считающий, что может требовать от них всего, что пожелает. Во второй части это жестокий убийца, несущий смерть не только войску врага, но и мирным жителям. К третьей части в нем проявляется такая черта, как уважение к достойному противнику.

Взятие Рязани

Батый в год 1237 с полками подошел к границам Рязанского княжества. Татары остановились на реке Воронеж и прислали послов к князю Олегу Ингваревичу. Хан потребовал десятую часть ото всего, что есть в княжестве: сокровищ, людей, земель. Рязанский князь отправил послов с просьбой о помощи к великому князю владимирскому Георгию Всеволодовичу. Тот отказал ему, так как сам хотел сразиться с татарами. Тогда собрал Олег Ингваревич на совет своих братьев и других князей. Они решили отправить с переговорами к Батыю сына князя Федора Юрьевича.

Посланник пришел к хану с дарами и стал просить не разорять Рязань. Безбожный царь принял дары и пообещал не нападать на княжество. За это он потребовал привести к себе молодых сестер и дочерей рязанских. Среди русских послов оказался предатель, рассказавший, что у Федора Юрьевича очень красивая супруга. Тогда хан пожелал, чтобы молодой князь привел к нему свою жену. Тот рассмеялся и сказал, что русские женщины достанутся хану, лишь когда он их завоюет. Батый приказал убить Федора Юрьевича и выбросить его тело.

Старый слуга князя забрал и тайно похоронил своего господина. Он вернулся в Рязань и обо всем рассказал его семье.

Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия выбросилась из окна вместе с маленьким сыном Иваном. Олег Ингваревич оплакал сына и выступил с войском против татар.

Батый разорил и сжег рязанские города Пронск, Бел, Изяславль и убил их жителей. Затем подошел к Рязани и осадил ее. 5 дней горожане удерживали осаду, но на шестой день татары подошли со стенобитными машинами и лестницами и город пал.

Татары сожгли Рязань и убили всех его жителей. Они ворвались в церковь, где укрылась мать князя княгиня Агриппина со снохами и родственниками, вырезали всех вместе со священниками и разорили храм. Затем вражеское войско двинулось на Суздаль и Владимир.

Битва Евпатия Коловрата

Один из рязанских бояр, Евпатий Коловрат, был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем. Услыхав о захвате княжества, он с небольшой дружиной приехал на рязанскую землю. Увидев опустошение и разорение, убитых князей и горожан, он собрал дружину в 1700 человек и помчался вслед за врагами, нагнал татар и неожиданно напал на их станы.

Русские воины бились так мужественно и отчаянно, что татарские полки смешались и даже сам царь испугался. Татарам с трудом удалось взять в плен 5 человек, которые были тяжело ранены. Батый спросил, кто они и зачем нападают на его войско. Русские ответили, что они с земли рязанской и пришли мстить за своих убитых братьев. Тогда родственник царя Хостоврул пообещал, что захватит Евпатия живьем, и выступил на него с татарскими полками. Он схватился с русским богатырем, но тот рассек его мечом до седла. Коловрат убил множество вражеских воинов, его никак не могли сразить.

Татары стали бить по нему из осадных орудий, лишь тогда удалось его убить. Тело Коловрата принесли к Батыю. Тот подивился силе и удали русских воинов, а про Евпатия сказал следующие слова: «Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». Затем хан приказал отпустить захваченных в плен русских и отдать им тело богатыря.

В это время Ингварь Ингваревич, брат убитого князя, был в Чернигове. Услышав о нападении на Рязанское княжество, он поспешил на помощь, но было уже слишком поздно. Он увидел разоренный город, горы трупов на улице, убитых братьев и мать. Ингварь Ингваревич горько оплакал мертвых и велел их похоронить. Всех князей и родственников он с почетом предал земле. К после этого Ингварь Ингваревич занял Рязанский престол, собрал людей и заново отстроил город.

Литературный памятник показывает, как важно единение перед лицом общего врага. В нем также прослеживаются мотивы раздоров и преступлений:

  • Владимирский князь не пришел на помощь Рязани, желая сразиться с Батыем в одиночку. Это ему не удалось и Владимир также был разрушен.
  • Среди рязанской знати нашелся предатель, рассказавший хану о красоте Рязанской княгини.

Полностью прочитать сказание можно онлайн в интернете. В произведении дается представление о том, как нужно любить и защищать родину. Храброе рязанское войско идет в неравный бой с врагом, предпочитая смерть позору.

Рассказывая о гибели князей Федора Юрьевича и Олега Красного, автор сравнивает их со святыми страстотерпцами. Таким образом он переносит ореол святости на всех князей.

Историческое подтверждение

Рязанское княжество первым подверглось нападению татаро-монгольских орд. Его столица, один из красивейших городов Руси, была безвозвратно разрушена врагами. По приказу Батыя ее разграбили и сожгли. Археологические раскопки подтверждают события, описанные в повести. На месте древней Рязани были найдены захоронения со следами расправ: пленникам рубили головы, кисти рук, проламывали черепа. Был обнаружен скелет беременной женщины, а также мужчины, прижимающего к себе ребенка.

Рязанцы, которых не было во время разрушения города, вернулись домой и похоронили умерших. Мертвых было столько, что об одиночных могилах не было и речи. Людей хоронили в братских могилах, похожих на котлованы. Разрушенный город восстанавливать не стали. Современная Рязань — это бывший Переславль-Рязанский, куда новый князь перенес столицу. Его переименовали лишь через 100 лет.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://briefly.ru/_/povest_o_razorenii_riazani_batyem/
  • https://kratko.rustih.ru/povest-o-razorenii-ryazani-batyem/
  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/3480-povest-o-razorenii-ryazani-batyem.html
  • https://obrazovaka.ru/books/other/povest-o-razorenii-ryazani-batyem
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/povest-o-razorenii-ryazani-batyem.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт