Краткое содержание «Обломов», краткий пересказ сюжета, роман в сокращении

План

  1. Введение
  2. Сюжетная основа романа «Обломов»
  3. Сюжетная антитеза в романе «Обломов»
  4. Заключение

Введение

Роман «Обломов» был написан Гончаровым в 1859 году. Произведение относится к литературному направлению реализм. В романе автор поднимает многие важные социальные и философские вопросы, раскрывая их путем использования различных литературных приемов. Особую идейно-смысловую роль в произведении играет сюжет «Обломова», построенный на применении метода антитезы.

Сюжетная основа романа «Обломов»

«Обломов» начинается с описания обычного дня главного героя – Ильи Ильича Обломова. Автор изображает перед читателем ленивого, апатичного, но доброго персонажа, который все свои дни привык проводить в несбыточных планах и мечтаниях. Истоки такой жизненной позиции лежат в детстве Обломова, проходившем в далекой, тихой, живописной деревне, где люди не любили трудиться, стараясь как можно больше отдыхать. Автор описывает его юность, обучение и службу коллежским секретарем, от которой он быстро устал.

Монотонная жизнь Обломова прерывается приездом его друга детства – Андрея Штольца, человека с активной позицией. Штольц заставляет Обломова покинуть квартиру и родной диван, заменив их на светскую жизнь. В один из таких вечеров Андрей Иванович знакомит Илью Ильича со своей подругой – Ольгой Ильинской. Между девушкой и Обломовым вспыхивают красивые, романтичные чувства, которые длятся около полугода.

Однако счастье возлюбленных было обречено на расставание – слишком разными были их представления о счастливой семейной жизни и слишком сильно Ольга хотела изменить интровертного, мечтательного Обломова. После расставания пути Ольги и Обломова расходятся – Илья Ильич находит тихое, спокойное, «обломовское» семейное счастье с Агафьей Пшеницыной, а Ольга выходит замуж за Штольца. Произведение заканчивается смертью Обломова после второго апоплексического удара.

Сюжетная антитеза в романе «Обломов»

Принцип сюжетной антитезы в романе «Обломов» является важным смыслообразующим приемом произведения. Еще в начале романа автор вводит два противопоставляемых персонажа – пассивного, ленивого Обломова и активного, деятельного Штольца. Сравнивая их детство и юношеские годы, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев – постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича. Их судьбы – отдельные сюжетные линии романа, раскрывающие идею произведения, основанную на противопоставлении двух мировосприятий – устаревшего, основанного на традициях и склоняющегося к прекрасным событиям прошлого, а также нового, активного, стремящегося вперед.

Если жизнь Штольца идет точно распланированным ходом, без неожиданностей и потрясений, то в судьбе Обломова происходит переворот, который, если бы Илья Ильич был бы моложе, полностью перевернул его жизнь – любовь к Ольге. Захватывающее, вдохновляющее, трепетное чувство развивается на грани фантазий и реальности, окруженное красотой весенне-летних пейзажей. Его стихийность, прочная связь с природой подчеркнута тем, что возлюбленные расстаются осенью – не удивительно, что символом их любви становится ветка недолговечной сирени.

Любовь Обломова и Ольги противопоставляется любви Обломова и Агафьи. Их чувства не такие стихийные и захватывающие, они спокойные, тихие, домашние, наполненные духом близкой Илье Ильичу Обломовки, когда основным в жизни становятся не далекие стремления, а умиротворяющий, сонный и сытый быт. Да и сама Агафья изображена персонажем, словно появившимся из грез Ильи Ильича, – добрая, тихая, хозяйственная женщина, не требующая от мужа какой-либо активности и свершений, «родная душа» для Ильи Ильича (тогда как Ольга представала для героя скорее далекой и восхищающей музой, чем реальной будущей женой).

Заключение

Сюжет романа «Обломов» Гончарова построен на принципе противопоставления как контрастирующих персонажей, так и противоположных по характеру событий в жизни героев. Антитеза в произведении позволяет не только лучше понять идею автора, затрагивающего в романе не только вопросы «обломовщины» как явления социальной деградации, но и конфликт между активным, деятельным и пассивным, рефлексирующим основами, между достоянием прошлого и открытиями будущего. Вводя в роман прием противопоставления, Гочаров подчеркивает важность поиска гармонии и компромисса между двумя основополагающими мировыми началами.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)

Иван Александрович Гончаров Роман «Обломов» Краткое содержание

Основная проблема романа: «обломовщина» — это застой для России или ее «золотой век». Проблемы, поднятые в романе, волновали российскую интеллигенцию и через 100 лет.

Роман является второй книгой трилогии, в которую вошли еще «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Очень краткий пересказ романа И. А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов, помещик, живет в Петербурге на доходы с имения. Он почти не выходит из дома. Андрей Иванович Штольц, друг детства, пытается вытащить его из этого полусонного существования, которое он называет «обломовщиной». Перед отъездом за границу он знакомит Обломова с Ольгой Ильинской и уговаривает ее «тормошить» друга, чтобы изменить его образ жизни. У Ольги и Обломова неожиданно начинается роман. Но девушке не удается победить «обломовщину».

Список и краткая характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обломов»

Список и краткая характеристика главных  героев

  • Помещик Илья Ильич Обломов. Он во многом напоминает самого писателя, который относился к своему герою с явной симпатией и сочувствием. Обломов погряз в праздности, но у него, по выражению Штольца, есть природное золото – чистое и верное сердце;
  • Ольга Белинская– возлюбленная Обломова. Гордая и умная девушка, которая искренне хотела вырвать Илью Ильича из сонной одури, но не смогла победить в нем «обломовщину»;
  • Андрей Иванович Штольц.Дружит с Обломовым с детства. Деловой и практичный. Не принимает образ жизни Обломова, но как человека любит его и ценит;
  • Захар слуга Обломова. Многое перенял от своего барина, включая лень и нерасторопность. Сам того не понимая, благоговеет перед ним. После смерти Обломова и жены Анисьи Захар остается в одиночестве, спивается и нищенствует.

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  • Вдова Агафья Матвеевна Пшеницина, которая в конце романа становится женой Обломова. Безграмотная, но честная и преданная женщина. Беззаветно любит Обломова и их общего сына;
  • Анисья кухарка. Хозяйственная и расторопная. Становится женой Захара и наводит подобие порядка в доме Обломова;
  • Маша и Ваня дети Пшенициной.Хорошо относятся к Обломову. В конце романа их жизнь устроена таким образом: Маша замужем, Ваня стал чиновником;
  • Брат Пшенициной Мухояров — подлый и безнравственный чиновник, помогает Тарантьеву и использует безответность и недалекий ум Пшенициной себе во благо;
  • Тарантьев — знакомый Мухоярова. Негодяй, который вместе с Тарантьевым обкрадывает и обманывает Обломова и Пшеницину.

Краткое содержание романа И. А. Гончарова «Обломов» по главам

Часть 1

Глава I

Илья Ильич Обломов живет в Санкт-Петербурге, где снимает квартиру. В ней грязно и неуютно.

Глава II

К Обломову постоянно приходят гости. Но он отказывается покинуть квартиру. Его устраивает та жизнь, которую он ведет.

Глава III

К Обломову приходит земляк Михей Андреевич Тарантьев. Это человек хитрый и бойкий, но непрактичный и грубый.

Обломов с нетерпением ждет приезда друга детства Штольца.

Глава IV

Илья Ильич жалуется Тарантьеву на необходимость искать другое жилье и плохое состояние дел в имении. Тарантьев предлагает ему снять комнату у своей кумы. Обломов уговаривает Тарантьева съездить в деревню, чтобы уладить дела.

Глава V

В этой главе описывается петербургская жизнь Обломова. В столице он жил 12 лет. Пытался служить, но служба наводила страх и тоску. Женщин Илья Ильич боялся, его любовные интриги не перерастали в романы. Он осел дома, перестал одеваться в парадную одежду, ходить на приемы. Выезжал из дома иногда, под влиянием Штольца.

Глава VI

В Петербург Обломова послали родители получить образование. Но серьезное чтение его не привлекало. Он любил только поэзию.

Когда родителей не стало, Илье пришлось заняться управлением имением. Дела там становились все хуже, но ехать разбираться Обломову было лень. Все его дни проходили в пустых мечтах.

Глава VII

Описывается жизнь Захара, такая же бессмысленная и пустая, как у его барина, перед которым он внутренне благоговел.

Глава VIII

В гости к Обломову заходит доктор. Он советует Илье Ильичу изменить свою жизнь и ехать за границу, иначе случится удар (инсульт). Но Обломова пугает даже перспектива съехать с квартиры.

Глава IX

Сон Обломова. Он вспоминает детство, давно умерших родителей, которых очень любил. Главной заботой были кухня и обед, а затем послеобеденный сон. На всю жизнь мальчик запомнил сказки няни.

Его учителем в пансионе был немец Штольц, отец Андрея. Илья Обломов и Андрей Штольц подружились. Но Штольцу-старшему не удалось переломить сонное обаяние Обломовки.

Глава X

Пока Обломов спит, Захар идет во двор. Сначала он жалуется на своего барина, но потом начинает хвалить его и себя.

Глава XI

Захар приходит домой и начинает будить Обломова. Между ними начинается перепалка, за которой наблюдает приехавший Штольц и начинает хохотать.

Часть 2

Глава I

Посвящена описанию жизни Штольца. Отец-немец воспитывал его в строгости и приучал к труду. Такое воспитание не нравилось матери, бывшей гувернантке, которая была русской. Она мечтала, чтобы сын стал барином. Когда Андрей окончил университет, отец дал ему 100 рублей и отослал в Петербург. Мать Штольца к тому времени уже умерла.

Глава II

Описывается характер Штольца, главной чертой которого была настойчивость в достижении целей. Штольц представлял собой полную противоположность Обломову. Тем не менее они подружились на всю жизнь.

Глава III

Обломов и Штольц обсуждают дела в Обломовке. Штольц решает непременно изменить образ жизни Обломова.

Глава IV

Глава V

Штольц уезжает. Обломов обещал приехать к нему в Париж. Но он никуда не поехал.

Тем не менее жизнь Ильи Ильича изменилась. Он переехал на новую квартиру к Агафье Матвеевне Пшенициной, куме Тарантьева. После знакомства с Ольгой Сергеевной Ильинской, Обломов снял дачу по соседству. Они с Ольгой стали часто видеться. Обломов чувствует, что он влюблен в Ольгу. Под действием музыки у него вырывается признание.

Глава VI

Ольге Обломов тоже нравится. С ним она чувствовала себя спокойнее и проще, чем со Штольцем. Они встречаются в парке. Обломов говорит, что слова любви вырвались у него по ошибке.

Глава VII

Обломов счастлив, поскольку чувствует, что Ольга тоже его любит.

Глава VIII

Обломов несколько дней не бывал у Ольги и стал понемногу возвращаться к прежней жизни. Случайно встретив Захара, Ольга приглашает через него Обломова на прогулку в парк.

Глава IX

Ольга и Обломов признаются друг другу в любви.

Глава X

Обломов начинает сомневаться в себе и Ольге и пишет ей прощальное письмо. Но увидев в парке, как она плачет, раскаивается в своем поступке.

Глава XI

Обломов получает письмо от Штольца. Тот зовет его приехать за границу или поехать в деревню, чтобы привести дела в порядок. Но Обломов не хочет. Они с Ольгой встречаются ежедневно. Илья Ильич чувствует, что должен сделать ей предложение.

Глава XII

Обломов во время прогулки в парке просит Ольгу выйти за него замуж.

Часть 3

Глава I

Приезжает Тарантьев и требует от Обломова заплатить за снятую квартиру.

Глава II

Обломов хочет все рассказать тете Ольги. Но девушка считает, что сначала нужно уладить дела с Обломовкой.

В городе Илья Ильич посещает снятую квартиру и знакомится с Пшенициной.

Глава III

Наступил конец августа. Обломов и Ильинские возвратились в город. Илья Ильич хочет найти другую квартиру. Мухояров требует, чтобы он заплатил большую сумму денег.

Глава IV

Жизнь у Пшенициной напоминает Илье Ильичу Обломовку.

Обломов узнает, что среди слуг ходят слухи о его скорой свадьбе.

Глава V

Ольга тайком встречается с Обломовым в Летнем саду. Его это беспокоит. Ольга предлагает рассказать все тете. Но Обломов хочет сначала дождаться письма из имения.

Глава VI

Обломов решает реже бывать у Ильинских.

Глава VII

Ольга навещает Обломова, который все еще ждет известий из имения.

Глава VIII

Обломов получает письмо от своего поверенного, деревенского соседа. Тот пишет, что имение сильно запущено и жить в доме невозможно.

Глава IX

Брат хозяйки рекомендует своего сослуживца Затертого, чтобы тот уладил дела в Обломовке.

Глава X

Иван Матвеевич и Тарантьев радуются, что смогут неплохо нажиться. Иван Матвеевич говорит Тарантьеву, что Обломов засматривается на Пшеницину.

Глава XI

Обломов предлагает Ольге на год отложить свадьбу. Девушке становится дурно. Она понимает, что Обломов ничего не сделает и через год, и решает с ним расстаться.

Глава XI

Обломов возвращается домой. Там у него начинается горячка.

Часть 4

Глава I

Прошел год. Илья Ильич выздоровел. В имение он не поехал, довольствуясь отчетом Затертого. Он предложил Пшенициной взять на себя заботы о продовольствии. Пшеницина полюбила Обломова.

Глава II

Приезжает Штольц. Он все знает об отношениях Обломова и Ольги. Услышав об отчетах из имения, Штольц понимает, что Обломова ограбили. Он заставляет Обломова переписать доверенность на свое имя.

Глава III

Иван Матвеевич и Тарантьев замышляют провернуть сделку, чтобы им досталась Обломовка.

Глава IV

Описываются события годичной давности о встрече Штольца с Ольгой за границей. Он понимает, что влюблен в девушку и делает Ольге предложение.

Глава V

Обломов остался без денег из-за махинаций Тарантьева и Ивана Матвеевича. Пшеницина начинает продавать свои вещи, чтобы содержать Обломова.

Приезжает Штольц.

Глава VI

Штольц сообщает Обломову о женитьбе на Ольге. Обломов счастлив. Он проговаривается Штольцу о своем «долге» Ивану Матвеевичу.

Глава VII

Штольц пресекает аферу и освобождает Обломова от долгов.

Глава VIII

Штольц счастливо живет с Ольгой.

Глава IX

Обломов перенес апоплексический удар. Приезжает Штольц. Он хочет увезти Обломова, но тот признается, что женат на Агафье Матвеевне и у них растет сын Андрюша.

Глава X

После очередного удара Обломов умирает.

Глава XI

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов»

Работал писатель трудно и медленно. В 1849 г. он посетил свой родной город Симбирск, который своей патриархальностью и неторопливым купеческим укладом напоминал описанную в произведении Обломовку. После Симбирска И. Гончаров сделал перерыв на 7 лет. В это время он участвовал в кругосветном путешествии.

Тест по роману «Обломов»

Классический реалистический «Обломов» был написан Гончаровым и напечатан в 1859 году. Произведение ярко и наглядно демонстрирует такую черту русского характера, как обломовщина.

Содержание

1 часть романа Обломов

Самое начало первой части посвящено описанию Ильи Ильича Обломова, а также окружающей его обстановки. Он лениво лежит на своем диване, в комнате царят пыль и грязь, но он их словно не замечает. Уже несколько лет назад Обломов получил письмо из родного поместья. Но вместо того, чтобы поехать туда и решить все накопившиеся дела, Илья Ильич лишь размышляет об этой поездке. А тут появилась и еще одна проблема — нужно уезжать из квартиры, в которой он сейчас живет.

Далее к нему приходит его знакомые и друзья, зовут его выбраться куда-нибудь, но тот постоянно отказывается. Один из гостей — Тарантьев — предлагает помощь в решении «квартирного» вопроса и заявляет, что тот может переехать на Выборгскую сторону к родственнице Тарантьева.

Затем идет описание прошлого Обломова. В Санкт-Петербурге он проживает двенадцать лет. В молодости был более деятельным, работал коллежским секретарем, но потом осознал, что никуда не двигается. Тогда он сам ушел с работы, порвал связи с друзьями (кроме Штольца) и все реже куда-то выбирался.

Возвращаясь обратно к повествованию автор показывает нам, что Обломов ярко рисует в своей голове, как удачно можно устроить свое поместье. Но по факту он ленится даже съехать с квартиры на новое место. Из-за этого он ссорится с Захаром.

Излюбленное занятие Обломова — лежать на своем диване, фантазировать, мечтать, планировать что-то, зная, что этого не произойдет, ностальгировать. И вот после ссоры с Захаром он снова предается ностальгии и засыпает. Во сне он видит Обломовку и читателю описывается детство и юношество Ильи Ильича.

Ото сна его будит Захар, в этот момент на пороге появляется Андрей Штольц.

2 часть романа Обломов

В начале второй части нам предстает описание жизни Штольца, и сразу становится понятно, что это полная противоположность Обломова. Но несмотря на это, они были близкими друзьями друг для друга, только друг другу они могли открыть свою душу.

Штольц хочет изменить Обломова. Он приказывает не пускать Терентьева, потому что тот выуживает у Ильи Ильича денежные средства, не возвращая. Он возит его по светским обществам, выводит в люди. Но Обломов сетует на это и постоянно жалуется. Однако Штольц настойчив, и он уговаривает его съездить сначала заграницу, а потом в свою Обломовку. Тот уже почти готов это сделать, но знакомится с Ольгой Сергеевной и меняет свои планы.

Он понимает, что влюблен в нее. После некоторых перипетий и недопониманий все же оказывается, что его чувства взаимны. Это на некоторое время меняет Обломова: он больше не лежит целыми днями на диване, предаваясь мечтаниям. Для Ольги с появлением любви все обретает свой смысл.

Вскоре отношения начинают пугать Обломова, к тому же он не верит в искренность чувств Ольги. Он пишет ей письмо, из-за которого влюбленные ссорятся. Но поговорив, они все решают сохранить отношения.

Увлеченный влюбленностью Обломов отстраняет проблемы с деревней на задний и план. Сейчас его гнетет то, что встречаются они с Ольгой тайно, он хочет официального объявления об их отношениях.

3 часть романа Обломов

Обломов меняет отношение к Терентьеву и больше не ведется на его уловки.

Прежде чем сделать отношения официальными, Ольга уговаривает Илью Ильича решить дела в Обломовке, а также разобраться с квартирой. В этой квартире он знакомится с Агафьей — это и есть кума Тарантьева.

В скором времени Обломов наконец переезжает в эту квартиру. Отношения с Ольгой продолжаются, но они по-прежнему тайные. Обломов пытается оттянуть официальное объявление, ссылаясь то на болезнь, то на ожидание письма из деревни. Последнее наконец приходит, но совсем не радует Обломова: дела плохи, прибыли никакой, нужно его личное присутствие. Однако свою помощь (с корыстными целями) предлагает брат Агафьи — Иван Матвеевич.

Обломов сообщает об этом Ольге, а также, что придется подождать со свадьбой целый год. Ольга Сергеевна теряет сознание, ведь она ждала, что совсем скоро он сделает предложение о браке перед ее теткой.

Ольга злится на то, что ничего в Обломове уже никогда не поменяется, они расстаются.

4 часть романа Обломов

Прошло время (около года), Обломов проживает в доме кумы Терентьева — Агафьи. Со временем оба осознают, что влюблены. Однажды к ним приезжает Штольц. Этот приезд не нравится Тарантьеву и брату хозяйки квартиры, ведь они обманывают Обломова, присваивая его деньги. А Штольц может раскрыть их.

В ходе повествования рассказывается, что будучи в Париже, Андрей Штольц встретил Ольгу. Они сближаются и вскоре понимают, что между ними взаимная симпатия. Они женятся.

Обломов же становится все более ленивым и обрюзгшим, он не заботится о делах в деревне. Чтобы хоть как-то покрыть убытки Агафья даже закладывает свой жемчуг.

К Илье Ильичу вновь приезжает Штольц. Обломов жалуется ему на свое положение, на отсутствие денег. Андрей удивлен, ведь он каждый месяц посылает ему некоторые суммы. Штольц решает за Обломова финансовые дела.

Тарантьев и Иван Матвеевич больше не могут обманывать Илью Ильича, и он ссорится с ними, прекращая всякие контакты.

Ольга и Штольц счастливо живут вместе, но иногда она все же вспоминает Обломова, просит Андрея свозить ее к нему. Он не против, он даже хочет забрать Илью Ильича с собой, все веря, что тот может измениться.

Но Обломов все тот же. Такой же ленивый и все также не желающий ничего менять, да и к тому Агафья родила от него сына — Андрея. Он даже не хочет увидеться с Ольгой. «Обломовщина» — с таким вердиктом уезжает оттуда Штольц.

Чем заканчивается произведение Обломов

Спустя 5 лет после их визита Обломов уходит в мир иной от второго апоплексического удара. Чтобы его сын не повторил судьбы отца, Штольц забирает его к себе. Агафья, хоть и скучает, но ехать за ним не готова.

Также Штольц на улице встречает преданного слугу Обломова. Он тоже хочет забрать его, ведь тот побирается на улице. Но Захар отказывается, он хочет быть поближе в могиле своего барина.

Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»

В 

Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа. В третий и последний раз Штольц навещает своего друга. Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: В«Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной… Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.

Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема В«Обломов и мужикиВ» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики В«убегаютВ», В«просятся на оброкВ». Вряд ли им лучше стало под властью Затертого. Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть. И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что В«он, пожалуй, и пахать не станет…В» Но время не остановить. В финале мы узнаем, что В«Обломовка не в глуши больше <…>, на нее пали лучи солнца!В» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги <…>, мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится <…> хлеб к пристани… А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей (В«Счастливая ошибкаВ»). И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких В«плановВ» (В«Фрегат “Паллада”»).

В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – В«настоящее и прошлое слились и перемешалисьВ». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: <В«Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!В» – настаивал Штольц…

В«Не поминай, не тревожь прошлого: не воротишь! – говорил Обломов. – Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть… Я все чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел.. Может быть, в последний раз было еще возможно. Теперь… теперь поздно…В» Даже Ольга не в состоянии воскресить его: В«Ольга! – вдруг вырвалось у испуганного Обломова… – Ради Бога, не допускай ее сюда, уезжай!В»

Как в первый приезд, Штольц подводит печальный итог:

– Что там? – спросила Ольга…

– Ничего!..

– Он жив, здоров?

– Да.

– Что ж ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

– Нельзя!

– Что же там делается?… Разве В«бездна открыласьВ»? Скажешь ли ты мне?.. Да что такое там происходит?

– Обломовщина!

И если Илья Ильич нашел людей, которые согласны терпеть эту жизнь около себя, то самая природа, кажется, выступила против, отмеривая краткий срок подобному существованию. Оттого трагикомическое впечатление производят попытки той же Агафьи Матвеевны ограничить мужа. В«Сколько раз прошли? – спросила она Ванюшу… – Не ври, смотри у меня… Помни воскресенье, не пущу в гости <…>В». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату…В»; В«Хорошо бы к этому пирог!В» – В«Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!В» – схитрила Агафья МатвеевнаВ». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.

Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. И. Анненский обобщает читательские впечатления, говоря, что В«мы прочли о нем 600 страниц, мы не знаем человека в русской литературе так полно, так живо изображенного. А между тем его смерть действует на нас меньше, чем смерть дерева у Толстого…» Почему? Критики В«серебряного векаВ» единодушны, потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. В«Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский). «“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”». (Д. Мережковский).

Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: В«Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его <…>. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон егоВ».

Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: В«Она поняла, что <…> Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасноВ».

В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить В«неугодливойВ» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:

– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

– Отчего же? Какая причина?

– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

– Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. В«И он рассказал ему, что здесь написано.В»

Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.

Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя. В«Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» В«Нет, не забуду я твоего Андрея <…>, – обещает Штольц.– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти <…> и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечтыВ».

***

Проведем маленький эксперимент. Откройте последнюю страницу издания «Обломов໠– любого, которое Вы держите в руках. Перевернув ее, вы обнаружите почти наверняка статью Николая Александровича Добролюбова В«Что такое обломовщина?В» Работу эту необходимо знать хотя бы потому, что она является одним из образцов русской критической мысли девятнадцатого столетия. Однако первый признак свободного человека и свободной страны – это возможность выбора. Статью Добролюбова интереснее рассматривать рядом со статьей, с которой она появилась практически одновременно и с которой во многом полемична. Это рецензия Александра Васильевича Дружинина «“Обломов”. Роман И.А. ГончароваВ».

Критики единодушны в восхищении образом Ольги. Но если Добролюбов видит в ней новую героиню, главного борца с обломовщиной, Дружинин видит в ней воплощение вечной женственности: В«Нельзя не увлечься этим светлым, чистым созданием, так разумно выработавшим в себе все лучшие, истинные начала женщины…»

Разногласия между ними начинаются с оценки Обломова. Добролюбов полемизирует с самим автором романа, доказывая, что Обломов – ленивое, испорченное, никчемное существо: В«Он (Обломов) не поклонится идолу зла! Да ведь почему это? Потому, что ему лень встать дивана. А стащите его, поставьте на колени перед этим идолом: он не в силах будет встать. Грязь к нему не пристанет! Да пока лежит один. Так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый. Иван Матвеич – брр! какая отвратительная гадость начинается около ОбломоваВ».

Истоки характера Обломова критик проницательно угадывает в его детстве. У обломовщины он усматривает в первую очередь социальные корни: «…Он (Обломов) с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнениеВ». Приводит в пример символический эпизод с натягиванием чулок. Он рассматривает и Обломова как социальный тип. Это барин, владелец В«трехсот ЗахаровВ», который В«рисуя идеал своего блаженства, … не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники… и с какой стати будет он ими пользоваться?В»

И все же психологический анализ персонажа и значения всего романа не так интересен критику. Он постоянно прерывается В«более общими соображениямиВ» об обломовщине. В герое Гончарова критик прежде всего сложившийся литературный тип, генеалогию его критик проводит от Онегина, Печорина, Рудина. В литературной науке его принято называть типом лишнего человека. В отличие от Гончарова, Добролюбов сосредоточивается на его отрицательных чертах: В«Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней…»

Добролюбов прозорливо угадывает, что причиной непробудного сна Обломова стало отсутствие высокой, по настоящему благородной цели. Эпиграфом избрал слова Гоголя: В«Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово “вперед?..”»

Посмотрим теперь статью Дружинина. Будем откровенны: читать его намного труднее. Едва мы развернем страницы, имена философов и поэтов, Карлейля и Лонгфелло, Гамлета и художников фламандской школы так и запестрят у нас перед глазами. Интеллектуал высочайшего кругозора, знаток английской словесности, Дружинин и в своих критических работах не снисходит до среднего уровня, но ищет равного себе читателя. Между прочим, так и можно проверить степень собственной культуры – спросить себя, какие из упоминаемых имен, картин, книг мне знакомы?

Вслед за Добролюбовым, он уделяет много внимания В«Сну…В» и видит в нем В«шаг к уяснению Обломова с его обломовщинойВ». Но, в отличие от него, сосредоточивается на лирическом содержании главы. Дружинин увидел поэзию даже в В«заспанном челядинцеВ», и поставил в высшую заслугу Гончарову то, что он В«опоэтизировал жизнь своего родного краяВ». Таким образом, критик слегка коснулся национального содержания обломовщины. Защищая любимого своего героя, критик призывает: В«Окиньте роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц, преданных Илье Ильичу и даже обожающих его…» Ведь это неспроста!

В«Обломов – ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец…В» Чтобы подчеркнуть нравственную ценность героя, Дружинин задается вопросом: кто в конечном счете полезнее для человечества? Наивное дитя или усердный чиновник, В«подписывающий бумагу за бумагойВ»? И отвечает: В«Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич … оставил за собой чистоту и простоту ребенка – качества, драгоценные во взрослом человекеВ». Люди В«не от мира сегоВ» так же необходимы, поскольку В«посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше… целой толпы дельцов, его окружающихВ». Критик уверен в том, что Обломов – тип общечеловеческий, и восклицает: В«Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова!В»

В отличие от Добролюбова, не забывает он и про Агафью Матвеевну. Дружининым сделано тонкое наблюдение о месте Пшеницыной в судьбе Обломова: она поневоле была В«злым гениемВ» Ильи Ильича, В«но этой женщине все будет прощено за то, что она много любилаВ». Критик увлечен тонким лиризмом сцен, рисующих горестные переживания вдовы. В противоположность ей, критик показывает эгоизм четы Штольцев по отношению к Обломову в сценах, где В«ни житейский порядок, ни житейская правда… нарушены не былиВ».

Вместе с тем в его рецензии можно найти ряд спорных суждений. Критик избегает разговора о том, почему гибнет Илья Ильич. Отчаяние Штольца при виде опустившегося друга вызвано, по его мнению, только тем, что Обломов женился на простолюдинке.

Как и Добролюбов, Дружинин выходит за рамки рассмотрения романа. Он рассуждает об особенностях таланта Гончарова, сопоставляет его с голландскими живописцами. Подобно нидерландским пейзажистам и создателям жанровых сценок, детали быта под его пером обретают бытийный масштаб и В«творческий дух его отражался во всякой подробности… как солнце отражается в малой капле воды…»

Мы увидели, что два критика в суждениях про Обломова и роман в целом спорят и отрицают один другого. Так кому же из них верить? На этот вопрос дал ответ И. Анненский, заметив, что ошибочно В«останавливаться на вопросе, какой тип Обломов. Отрицательный или положительный? Этот вопрос вообще относится к числу школьно-рыночных…» И подсказывает, что В«самый естественный путь в каждом разборе типа – начинать с разбора своих впечатлений, по возможности их углубивВ». Для этого В«углубленияВ» и нужна критика. Чтобы донести реакцию современников, дополнить самостоятельные выводы, а не заменять свои впечатления. Вообще-то Гончаров верил в своего читателя, и на замечания, что его герой непонятен, парировал: В«А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что воображением не сумеет по данной автором идее дополнить остальное? Разве Печорины, Онегины… досказаны до мелочей? Задача автора – господствующий элемент характера, а остальное – дело читателяВ».

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/suzhet-romana.html
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/goncharov/oblomov
  • https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-romana-goncharova-oblomov-po-chastyax/
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2767-zhizn_i_smert_oblomova_epilog_romana.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт