Краткое содержание Мольер Мещанин во дворянстве для читательского дневника

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Данное произведение написано в 1670 году. Сюжетная линия построена вокруг одного невежественного господина, пытающегося любым способом примкнуть к «высшему сословию». Краткое содержание комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» по действиям и явлениям покажет читателю, каким глупым и неотесанным может быть человек с большими деньгами, не понимающий, что ум за деньги не купить.

Главные действующие лица

  • Господин Журден – мещанин, мечтающий стать дворянином.
  • <оспожа Журден – супруга Журдена.
  • <юсиль – единственная дочь г-на Журдена.
  • <иколь – служанка в доме г-на Журдена.
  • <леонт – влюблен в Люсиль.
  • <овьель – слуга Клеонта.
  • <оримена – маркиза.
  • <орант – граф. Влюблен в Доримену.

Второстепенные персонажи

Действие первое

Явление первое

В доме господина Журдена гости: учителя, певцы, музыканты, танцовщики. Ученик учителя музыки сочиняет мелодию для серенады, заказанной господином. Все в ожидании прихода хозяина. Учителя считают, что он слегка помешан на дворянстве и светском обхождении. Им обидно выступать перед человеком, ничего не понимающим в искусстве, но они готовы закрыть на это глаза. Деньги за выступление обещаны хорошие.

Явление второе

Появляется Журден одетый, как знать. Он в восторге от сшитого на заказ халата. Купец хвастается обновкой в ожидании комплиментов. Наряд нелеп, но учителя льстят, восхищаясь прекрасным вкусом.

Учитель музыки просит прослушать музыку, написанную учеником. Журден сомневается в способностях ученика. Мужчина озадачен, как удобнее слушать музыку, в халате или без него. Музыка не приводит его в восторг. Он начинает напевать свою песенку, считая, что исполняет ее прекрасно. Его осыпают похвалой. Учителя предлагают ему взять уроки музыки и танцев, как положено в высшем обществе.

Действие второе

Явление первое

Балет, серенада — все затевалось ради приглашенной на вечер особы, к которой г-н Журден был неравнодушен. Учитель музыки советует Журдену самому давать концерты у себя дома, как принято у знатных господ. Купец переживает насколько хорош будет балет. Его успокаивают. Все должно пройти на отлично. Зритель не устоит перед менуэтами. Он начинает приплясывать. Его вновь нахваливают. Журден просит научить его правильно кланяться, чтобы не опростоволоситься перед маркизой Дорименой.

Явление второе

Слуги оповещают о приходе учителя фехтования.

Явление третье

Преподаватель дает основные правила ведения боя в фехтовании. Все восхищаются, как ловко Журден машет рапирой. Учитель фехтования убеждает всех, что его наука самая важная. Словесная перепалка переходит в драку.

Явление четвертое

На пороге возникает учитель философии. Журден просит примирить разгневанных учителей. Пытаясь успокоить ссорящихся, философ втягивается в спор. Обстановка накалена до предела.

Явление пятое

Журден машет на дерущихся рукой. Не стоит их разнимать. Вдруг новый халат пострадает.

Явление шестое

Журден сожалеет, что учитель философии такой потрепанный после потасовки с коллегами. Учитель пытается выяснить, к какой науке у господина больше лежит душа: логике, этике, физике. Логика Журдена не вдохновила. Этику он посчитал бесполезной. Физику слишком навороченной. Остановились на правописании. Журден делится секретом, что давно без ума от одной дамы и хочет написать ей записку, в которой признается в чувствах.

Явление седьмое

Журден в волнении. Заказанного для вечера костюма нет. В адрес портного сыплются бранные слова.

Явление восьмое

Портной доставляет костюм, сшитый с учетом последних модных веяний. Журден оценивающе приглядывается к обновке, замечая, что цветочки пошиты бутонами вниз. Портной уверяет, что в этом вся прелесть.

Явление девятое

Подмастерья, пританцовывая, помогают переодеться в обновку, попутно распыляя похвалы и получая за это щедрые чаевые.

Явление десятое

Подмастерья танцуют, радуясь неслыханной щедрости хозяина.

Действие третье

Явление первое

Журден решил выгулять новый костюм в сопровождении лакеев, чтобы видели какая важная особа гуляет.

Явление второе

Увидев хозяина, служанка истерически хохочет. Остановить нахалку удалось лишь под угрозой увесистой оплеухи. Николь получает задание прибраться в доме. Будут гости.

Явление третье

У г-жи реакция не лучше, чем у Николь. Шут он и есть шут. Женщина пытается вразумить супруга, что ни к чему ему уроки с учителями. Все они хотят одного, содрать побольше денег за уроки. Толку от учителей ноль, зато грязи натоптано.

Журден пытается произвести впечатление, показывая чему его научили, но бесполезно. Служанка произносит звуки, так же как учили его. Да и с рапирой она справилась на раз.

Госпожа винила во всем знатных господ, постоянно бывающих у них. Она убеждена, что мужа используют, как кошелек в отличие от него, считающего, что дружба с господами сулит выгодное сотрудничество в дальнейшем. Примером тому граф, взявший взаймы приличную сумму. Она уверена, что долг он не вернет.

Явление четвертое

Появляется граф. Господа обмениваются любезностями. Дорант заводит речь о сумме, которую задолжал. Граф просит добавить ему немного денег, чтобы округлить занятую сумму. Г-жа перемигивается с мужем, намекая, как она была права в отношении этого пройдохи.

Явление пятое

Дорант замечает, что г-жа не в духе. Он интересуется, в чем причина и замечает, что давно не видел ее дочь. Граф приглашает дам на придворный спектакль.

Явление шестое

Журден приносит Доранту деньги. Дорант обещает, что для г-жи будут самые лучшие места в зале. Граф докладывает господину, что маркиза получила записку и обещала приехать отобедать. Бриллиант, подарок от Журдена, Доримена взяла, но пришлось ее поуговаривать. Маркиза весьма довольна, оказанным ей вниманием. Журден клянется, что сделает все возможное на пути к ее сердцу. Служанка подслушивает разговор мужчин.

Явление седьмое

Николь докладывает г-же, что ее супруг что-то замышляет. Г-жа отвечает, что давно подозревает мужа в том, что он за кем-то приударяет. Сейчас женщину волнует судьба дочери. В Люсиль влюблен Клеонт. Парень нравился г-же. Она хотела посодействовать ему в женитьбе на Люсиль.

Николь идея понравилась. Если Клеонт женится на Люсиль, то она сможет выйти замуж за его слугу, который был ей симпатичен. Госпожа отправляет служанку к Клеонту с просьбой прийти к ним в дом. Они вместе должны уговорить Журдена дать согласие на брак.

Явление восьмое

Николь несется с радостной вестью к Клеонту. Однако вместо ответной радости слышит гневные речи. Слуга с ним заодно. Девушка не понимает причину подобного поведения. В расстроенных чувствах она покидает дом.

Явление девятое

Клеонт жалуется слуге на то, как жестоко с ним обошлись в доме невесты. Люсиль совсем не смотрит в его сторону. Девушка прошла мимо, как будто они не знакомы. В чем он провинился? Ведь его намерения к ней искренни. Парень предполагает, что виной всему граф, часто бывающий в доме невесты. Он богат, знатен. Прекрасная партия для нее. Пока они обсуждали различные версии происходящего, на пороге дома появляется Люсиль вместе с Николь.

Явление десятое

Молодые люди препираются, предъявляя друг другу обвинения. Причина поведения Люсиль стала понятна, когда она обрисовала утреннюю ситуацию. Тетка, с которой она утром прогуливалась, сказала, что мужчин надо опасаться. При виде их бежать куда подальше. Вот и весь секрет.

Явление одиннадцатое

Г-жа рада приходу Клеонта. Они собираются дождаться прихода г-на Журдена, чтобы попросить согласие на брак.

Явление двенадцатое

Обозначив цель визита, Клеонт слышит вопрос о своем происхождении. Услышав ответ, что будущий зять никакого отношения к дворянству не имеет, г-н Журден дает отказ на брак. Г-жа Журден попыталась встать на сторону Клеонта, но бесполезно. Муж не стал ее слушать. Не о такой партии для дочери он мечтал. Он желает видеть Люсиль не иначе как маркизой или герцогиней.

Явление тринадцатое

Г-жа Журден успокаивает расстроенного Клеонта. Дочка получает от матери совет, как вести себя с отцом.

Явление четырнадцатое

Для Клеонта было полной неожиданностью узнать, что будущий зять должен иметь дворянские корни. Он расстроен. Ковьель предлагает разыграть Журдена.

Явление пятнадцатое

Журден недоумевает, почему его все пытаются ткнуть лишний раз знакомствами с вельможами. Для него нет ничего приятнее, чем подобные связи. Он бы все на свете отдал за то, чтобы родиться маркизом или графом.

Явление шестнадцатое

Слуга доносит Журдену, что в дом пожаловал граф с какой-то дамой под руку.

Явление семнадцатое

Лакей докладывает гостям, что барин скоро выйдет.

Явление восемнадцатое

Доримену гложат сомнения, правильно ли она поступила, приехав в незнакомый дом. Граф убеждает ее, что она все сделала правильно. Он сам давно в нее влюблен, но у него не было возможности видеться с ней ни у себя, ни у нее дома. Это могло скомпрометировать маркизу.

Маркиза польщена вниманием графа. Она благодарит его за подарки, полученные от него. Особенно за бриллиант, которому нет цены. Женщина даже не догадывается, что подарки от Журдена, наглый граф выдавал за свои, желая таким образом выразить свою любовь.

Явление девятнадцатое

Журден раскланивается перед маркизой, но поклон вышел такой неуклюжий, что гости еле сдержали смешок. Приветственная речь оказалась не лучше. Дорант намекает, что пора уже отобедать.

Явление двадцатое

Гости проходят к накрытому столу. Зовут певцов.

Явление двадцать первое

Повара, готовившие обед, пританцовывают в предвкушении праздника.

Действие четвертое

Явление первое

Доримена в восторге от роскошного пира. Г-н Журден без остановки отвешивает комплименты дорогой гостье. Между делом заостряет внимание на бриллианте на пальчике Доримены. Он уверен, что она знает от кого кольцо.

Явление второе

Неожиданно появляется г-жа и закатывает скандал. Она поняла ради кого все затевалось. Вот куда супруг разбазаривает деньги. Пир, певцы, танцоры, а ее за порог. Дорант берет удар на себя. Он оправдывает г-на, объясняя, что все затраты из его средств, но госпожа не верит в этот бред. Оскорбленная Доримена выбегает из-за стола. Дорант за ней.

Явление третье

Супруги препираются друг с другом.

Явление четвертое

Г-н недоволен, что супруга явилась раньше времени и все испортила, а ведь он только начал сражать присутствующих остроумием и был явно в ударе.

Явление пятое

Появляется переодетый Ковьель, представляясь близким другом покойного батюшки г-на Журдена. Г-н не узнает в нем слугу Клеонта. Ковьель озадачил его, упомянув, что помнит покойного, как настоящего дворянина. Журден в недоумении, ведь все уверяли его, что отец был купцом.

Следующая новость еще более ошеломляющая. Ковьель рассказывает о друге, сыне турецкого султана, якобы влюбленного в Люсиль. Юноша готов жениться на девушке, если получит добро от ее отца, но перед этим необходимо провести особую церемонию над будущим тестем, посвящение в мамамуши. Тогда Журден получит самый почетный сан, встав в один ряд с наизнатнейшими вельможами.

Журден говорит, что дочь влюблена в Клеонта и поклялась выйти замуж только за него. Ковьель успокаивает его, говоря, что по случайному совпадению его друг, как две капли воды похож на него.

Явление шестое

Появляется Клеонт, переодетый в турка. Он просит Журдена как можно быстрее начать подготовку к церемонии.

Явление седьмое

Ковьель доволен собой. Ловко у него все получилось.

Явление восьмое

Ковьель просит Доранта подыграть им в маскараде с их участием.

Явление девятое

Начало турецкой церемонии.

Явление десятое

Г-на Журдена переодели в турецкие одежды, побрили наголо. Все танцуют и поют.

Явление одиннадцатое

Турки поют на своем языке и пляшут национальные танцы. Веселье продолжается.

Явление двенадцатое

Турки пляшут и поют.

Явление тринадцатое

Журден в тюрбане с саблей в руках. Муфтий и дервиши проводят обряд посвящения во время которого в такт музыке Журдена бьют палками. Только так можно призвать Магомета.

Действие пятое

Явление первое

Г-жа Журден, глядя на мужа в новом обличье, начинает думать, что он сошел с ума. Журден объясняет жене, что теперь он мамамуши и требует почтительного отношения к себе.

Явление второе

Доранту пришлось постараться, чтобы уговорить Доримену вернуться в дом Журденов. Необходимо поддержать Клеонта с розыгрышем. Маркиза дает согласие на брак с Дорантом, но впредь просит его не быть таким расточительным.

Явление третье

Доримена и Дорант приносят поздравления Журдену в связи с новым званием.

Явление четвертое

Дорант раскланивается перед переодетым Клеонтом, убеждая в своей преданности.

Явление пятое

Г-н Журден представляет Клеонту Доранта и Доримену, объясняя, что эти люди его близкие друзья и они готовы засвидетельствовать свое почтение перед турецким гостем.

Явление шестое

Г-н Журден просит дочь подойти ближе и познакомиться с будущим мужем. Люсиль ничего не понимает. Она думает, что отец шутит. Девушка против замужества, но узнав в турке переодетого Клеонта, соглашается на брак.

Явление седьмое

Г-жа против брака с иностранцем. Ковьель объясняет ей, что это игра. Посылают за нотариусом. Дорант объявляет г-же, что теперь поводов для ревности у нее не будет. У них с маркизой скоро свадьба. В ожидании нотариуса все смотрят балет, продолжая развлекаться.

Время чтения 12 минут, 48 секунд мин.В среднем, пользователи прочитывают текст за 15 мин. Добавить в избранноеСодержание

Есть литературные произведения, не теряющие актуальности спустя столетия. К ним в полной мере можно отнести комедию «Мещанин во дворянстве», с кратким содержанием которой предстоит ознакомиться читателю.

Действие происходит во Франции в XVII в. Автор пьесы, Жан Батист Поклен (настоящее имя Мольера), прекрасно знал обстановку, царившую в высшем обществе в те годы. Пересказ «Мещанина во дворянстве» не займет много времени: сюжет пьесы совсем прост. Однако, несмотря на лаконичность произведения Мольера, оно остается по-прежнему интересным: характеры, набросанные великим французским драматургом 17 столетия, не канули в прошлое.

Рассмотрим краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям.

Действующие лица

Прежде чем приступить к пересказу, необходимо вывести на сцену героев комедии. Вот они:

  • Господин Журден – по званию и положению своему мещанин, ведущий происхождение из купеческой семьи, представители которой сумели составить приличное состояние, торгуя тканями.
  • Госпожа Журден – супруга главного героя, женщина трезвомыслящая и практичная.
  • Люсиль – молодая девушка, дочь Журденов, влюбленная в некоего Клеонта.
  • Клеонт – возлюбленный Люсиль, отвечает ей взаимностью, юноша незнатного происхождения.
  • Николь – служанка и наперсница Люсиль.
  • Ковьель – слуга Клеонта, испытывает нежные чувства к Николь, которая также к нему неравнодушна.
  • Дорант – граф, частый гость в доме Журденов, занимает деньги у главы дома.
  • Доримена – маркиза, именно для нее старается влюбленный Дорант, тратит на нее все средства, занятые в долг у господина Журдена.

Кроме основных действующих лиц, есть и второстепенные. Это учителя, приходящие в дом Журденов, чтобы обучать главу семьи выбранным им дисциплинам: философии, танцам, музыке и фехтованию.

Помимо них, в пьесе представлены портной с подмастерьем, певцы и певицы, лакеи.

Очень краткий пересказ

Если очень кратко пересказать сюжет «Мещанина во дворянстве» Мольера, получится примерно следующее.

Человек незнатный, но богатый, господин Журден всеми силами старается ворваться в «круг избранных» — титулованных маркизов и графов. Но в высшее общество ему доступа нет, несмотря на то, что он обладает немалым богатством, полученным от отца.

Журден все же не теряет надежды осуществить задуманное. Ради того, чтобы о нем замолвили несколько слов в королевской опочивальне, он берет уроки танцев и философии, шьет себе «дворянское» платье, дает взаймы шарлатану-графу огромные суммы денег. Паясничество Журдена переходит всякие границы: он заигрывает с маркизой Дорименой, поскольку флирт принят в высшем обществе, он даже готов пожертвовать счастьем собственной дочери и согласен выдать ее замуж исключительно за того, кто обеспечит ему доступ в вожделенный высший свет.

Супруга видит, что муж совершает несуразные поступки, что он смешон и жалок в своих попытках подражания высшему обществу, смеющемуся у него за спиной, но при этом умело использующего Журдена в своих эгоистических целях. Она пытается наставить мужа на путь истинный, однако безрезультатно.

Тем временем Клеонт решает посвататься к Люсиль, так как оба уверены в чувствах друг друга и готовы к браку. Но господин Журден наотрез отказывает жениху, ссылаясь на его незнатное происхождение. Тогда проныра-слуга Ковьель придумывает гениальный ход: нарядив Клеонта сыном турецкого султана, он заверяет Журдена в пламенной любви этого «турка» к Люсиль. Обманутый Журден немедленно дает согласие на брак, между тем Дорант объясняется в любви к Доримене и делает ей предложение.

В итоге все герои счастливы: все добились своего, умело сыграв на нелепом стремлении Журдена выйти «из грязи в князи».

Краткое содержание по действиям

Действие первое

В 1 действии «Мещанина…» всего 2 явления. Автор представляет читателю учителей, пришедших обучать великовозрастного ученика всему, что должен знать и уметь настоящий светский человек. Они, как кажется, искренне стараются дать ему необходимые знания, но во время их беседы читатель понимает: главное для учителей – получить деньги за преподавание. Учителя догадываются: по-настоящему Журден учиться не желает.

Действие второе

Учитель танцев, затем учитель фехтования и наконец знаток философии по очереди дают Журдену уроки. Назревает ссора преподавателей, каждый из которых старается показать богатому клиенту, что именно его предмет – самый важный. Происходит драка, после которой наступает очередь философа попытаться дать Журдену хоть какие-то знания. Он хочет обучить последнего логике, но терпит фиаско: «ученик» лишь хвастается тем, что к нему ходят преподаватели, фактически же не желает дать себе труд освоить какую-либо науку. Философ сдается и рассказывает Журдену самые элементарные вещи. Журден влюблен в Доримену (вернее, почитает себя влюбленным), а потому, следуя светским обычаям, пишет этой знатной даме письмо с объяснением в чувствах. Письмо получается глупым, философ пытается его исправить, но Журден настаивает на своей версии.

Приходят портной с подмастерьем, одевают Журдена в немыслимый наряд, модный в великосветском обществе, но сидящий на мнимом «дворянине» смешно и нелепо.

moler_meschanin_vo_dvoryanstve_01.jpg
Журден, одетый по последней моде

Действие третье

Служанка Николь, вызванная Журденом для исполнения какого-то поручения, решается открыто выразить свои чувства: она откровенно потешается над Журденом, называя его смешным, тогда как прочие действующие лица расхваливают наряд. Разоблачает она и «успехи» Журдена в фехтовании, с легкостью нанося ему шуточный удар шпагой.

Является госпожа Журден, все еще не потерявшая надежду втолковать мужу, насколько он смешон в своих жалких попытках изобразить знатного господина. Ничего не помогает, Журден непоколебим.

В разгар беседы мужа и жены на сцену является Дорант, как обычно, пришедший занять у «дойной коровы» побольше денег. «Разве я могу отказать такой особе, которая еще утром говорила обо мне в королевской опочивальне?» — ликует «знатный» господин Журден и дает проходимцу еще 200 луидоров. За это граф обещает привести на ужин маркизу Доримену.

В явлениях 7, 8 и 9 завязывается новая интрига: госпожа Журден велит Николь передать Клеонту, что ему пора просить руки Люсиль. Однако влюбленные ссорятся. Как обычно, небольшая ссора заставляет чувства разгореться сильнее, и вот уже Клеонт готов идти к отцу красавицы, чтобы объявить себя женихом.

В 12-м явлении происходит разговор отца с потенциальным женихом Люсиль. Увы! Незнатное происхождение и нежелание Клеонта приврать, чтобы скрыть правду, приводят к закономерному итогу: Журден наотрез отказывает ему.

Тут слуге Ковьелю приходит на ум идея: надо разыграть Журдена, временно превратив Клеонта в сына турецкого султана. Столь знатному господину Журден отдаст дочь, даже не спрашивая ее согласия!

Тем временем наступает час праздничного ужина, на который Журден пригласил Доримену. Ее приводит под руку граф. Начинается балет, после которого должен состояться роскошный пир. Хитрый Дорант легко обводит тщеславного Журдена вокруг пальца, уверяя маркизу, будто все подарки несостоявшегося «дворянина» — на самом деле от него.

moler_meschanin_vo_dvoryanstve_02.jpg
Господин Журден приветствует маркизу Доримену

Действие четвертое

Идет пир. Господин Журден изо всех сил любезничает с маркизой, будучи уверенным в том, что ему удалось разбудить в ее душе любовный пожар. Ловкий Дорант намеренно вводит в заблуждение обоих, рассказывая Доримене о подарках, сделанных за счет простодушного мещанина, а Журдену – о том, как необходимо вести себя в высшем обществе, дабы понравиться прекрасной даме. В разгар веселья неожиданно появляется госпожа Журден, давно подозревавшая мужа в попытке ей изменить. Она разгоняет пирующих и уходит.

Тут к Журдену лакеи вводят «толмача» — переодетого Ковьеля. Он рассказывает хозяину дома о визите сына турецкого султана, а также о том, что этот знатный господин влюбился в Люсиль и просит ее руки.

Пройдоха Ковьель ловко сочиняет настоящую сказку, уверяя Журдена в том, что отец его на самом деле был вовсе не торговцем тканями, а благородным дворянином, тканями же он занимался исключительно потому, что хорошо разбирался в них и «отдавал друзьям за деньги».

Журден готов поверить любой небылице, хоть немного приближающей его к мечте стать в одночасье знатным человеком. Почва подготовлена: можно действовать дальше. Ковьель делает решительный выпад, заявляя, что «турок» вот-вот явится.

Действительно, вскоре входит Клеонт, переодетый турком. Его сопровождает поющая и пляшущая свита. Следует описание обряда, наскоро превращающего нашего мещанина в «турецкого дворянина» — мамамуши. Теперь он – человек знатный, следовательно, сын турецкого султана легко может свататься к дочке мамамуши, не уронив своего достоинства.

«Сын турецкого султана» Клеонт и Журден

Действие пятое

Побитый палками в процессе обряда «обращения во дворянство» Журден, облаченный в немыслимый костюм, встречает свою супругу, которая уверена, что муж ее «совсем с ума сошел».

Между тем у Доранта с Дорименой тоже происходит объяснение: маркиза дает согласие выйти замуж за Доранта, дабы получить возможность распоряжаться и его сердцем, и его состоянием. Она ведь еще не знает, откуда граф брал деньги на великолепные презенты.

Приглашают Люсиль, которая быстро узнает возлюбленного и немедленно дает согласие на брак, прежде ею решительно отвергаемый. Подходит и госпожа Журден, Ковьель тихо растолковывает ей, в чем дело. К удивлению и радости мужа, она также легко соглашается на брак Люсиль, хотя ранее настаивала на ее союзе с Клеонтом.

Люсиль выходит замуж за Клеонта, Доримена – за Доранта, Николь – за Ковьеля. На этом пьеса заканчивается. Господин Журден одурачен, все счастливы, каждый получил то, к чему стремился.

Основная идея пьесы

Прочитать краткое содержание рассказа Мольера можно быстро. Мольер писал его для постановки в театре, поэтому многое, что трудно выразить словами на бумаге, передают актеры при помощи жестов и мимики.

И все же, основная мысль ясна сразу. Господин Журден пытался попасть в то общество, которое было ему недоступно, и двигало им исключительно тщеславие. При этом он был не в состоянии перенять истинную суть этого другого общества, он не мог разделить интересы его членов, не мог понять их вкусов. Все, что он делал — лишь попытки внешне соответствовать облику вылощенного, холеного светского человека, но и они проваливались.

Эти жалкие потуги «прыгнуть выше головы» вызывали у окружающих смех и презрение. Автор старается донести до современников мысль о том, что не стоит терять время и деньги на то, чтобы казаться тем, чем ты не являешься на самом деле. И эта мысль нисколько не утратила остроты в наши дни: как часто мы подражаем кому-то, забывая о том, что куда важнее проживать свою, настоящую жизнь, а не играть никому не нужную роль, превращаясь в комедианта. Важно найти в жизни собственное место и стремиться делать то, что ты можешь делать хорошо, развивать свои таланты и умения, а не пытаться примерить чей-то костюм: велика вероятность, что он окажется узок или, напротив, слишком велик.

Такие «Журдены» есть и будут во все времена. Задача человека – никогда не уподобляться им, а строить жизнь так, как подсказывают душа и разум, без ориентации на тех, за кем гнаться бессмысленно.

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

Если вам нужно быстро понять, о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

Главные герои

Господин Журденмещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

Госпожа Журденжена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.

Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.

Ковьель слуга Клеонта.

Дорант граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

Другие персонажи

Люсиль дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.

Никольслужанка Люсиль.

Дорименамаркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.

Учителя танцев, музыки, фехтования, философии, которых нанимал Журден.

Краткое содержание

Действие первое

Явление 1

Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что, хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке».

Явление 2

Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле», «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

Действие второе

Явление 1

Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

Явления 2-3

Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы <…> наносить противнику удары» и «самому таковых не получать». Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор.

Явления 4-5

Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

Явление 6

Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви». Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

Явления 7-8

Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

Явления 9-10

Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость», «Ваше сиятельство», «Ваша светлость», за что получают щедрую плату.

Действие третье

Явления 1-3

Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом», а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

Явления 4-5

Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне», чем тешит самолюбие мещанина.

Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей», чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой», а Доранта «проходимцем».

Явления 6

Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило».

Явления 7-11

Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет». Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

Явление 12

Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

Явления 13-14

Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта: слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю».

Явления 15-18

Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

Явления 19-20

Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

Действие четвертое

Явление 1

Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир». Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей», считая, что женщина знает, что это подарок от него.

Явления 2-4

Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

Явления 5-8

Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

Ковьель просит Доранта подыграть им.

Явления 9-13

Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

Действие пятое

Явление 1

Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

Явления 2-3

Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

Явления 4-7

Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно». Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!».

«Комедия заканчивается балетом».

Заключение

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Мещанина во дворянстве», а прочесть комедию в полном варианте.

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было создано произведение Мольера «Мещанин во дворянстве»?</h3>

    • <label>1670;</label>
    • <label>1671;</label>
    • <label>1673;</label>
    • <label>1676.</label>

(новая вкладка)

Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье — все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей — танцев и музыки — вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.

Продолжение после рекламы:

Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат — такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать — и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.

Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку — в нем или без него. Выслушав же серенаду, он счёл её пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами. Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.

К грядущему приёму учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек — ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришёлся Журдену совсем по душе.

Окрылённые успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев — менуэту.

Брифли существует благодаря рекламе:

Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук — умения наносить удары, а самому таковых не получать. Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освящёнными веками искусствами. Народ подобрался увлекающийся, слово за слово — и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.

Когда пришёл учитель философии, Журден обрадовался — кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерёг противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук… Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.

Потрёпанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой — слова там уж больно заковыристые, — так и этикой — к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдётся, ничто его не остановит, — учёный муж стал посвящать его в тайны правописания.

Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков — в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий — оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!

Продолжение после рекламы:

Впрочем, и в области словесности Журден был все ж таки не лыком шит — как ни старался учитель философии, ему не удалось улучшить сочинённый Журденом текст: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви».

Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена. При этом весьма пострадал его кошелёк: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден — на чаевые.

В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению — и без того над Журденом смеётся полгорода. Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?

Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.

Брифли существует благодаря рекламе:

Во всех глупостях, которым предавался её муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними даёт ему значительные — как их там — пре-ро-га-тивы.

Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне. Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему ещё две тысячи двести — для ровного счета. В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения — маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.

Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре. О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По её просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.

Реклама:

Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал — он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что ещё не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актёры, и соответствующие костюмы были под рукой.

Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены. Граф привёл даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у неё, ни у себя — это могло бы скомпрометировать Доримену. К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для неё он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.

Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.

Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем её хотели спровадить на обед к сестре — чтобы муженёк мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами. Журден с Дорантом принялись заверять её, — что обед в честь маркизы даёт граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорблённой супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство. Смущённая и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.

Реклама:

Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена. Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином. Расчёт Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.

Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюблённый в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему — паладины. Журден был в восторге.

Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.

Доранту, посвящённому в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом ещё и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьёзным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана. Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать её дочери, как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.

Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара — Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.

Пересказал Д. А. Карельский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература <nobr>XVII−XVIII</nobr> веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация ?

Электронная книга

8952827.jpgМещанин во дворян­ствеУчитель музыки, учитель танцев, два певца, певица, два скрипача, четыре танцовщика. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ (певцам и музыкантам). Пожалуйте сюда, вот в эту залу; отдохните до его прихода. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ (танцовщикам). И вы тоже, станьте с этой стороны. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ (ученику). Готово? УЧЕНИК. Готово. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Посмотрим… Очень недурно. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Что-нибудь новенькое? УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ…

Читайте также

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2416-meschanin-vo-dvoryanstve.html
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/mol-yer/meshchanin-vo-dvoryanstve.html
  • https://obrazovaka.ru/books/moler/meshhanin-vo-dvoryanstve
  • https://briefly.ru/moler/mecshanin_vo_dvorjanstve/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт