Краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям: краткое содержание по главам

Содержание

«Гроза» Александра Островского, краткое содержание которой вы здесь прочтете, является одной из наиболее ярких пьес русской классики. Она была высоко оценена не только театралами, но и литературными критиками. Благодаря им и появился фразеологизм «Луч света в темном царстве», который очень метко характеризовал честного и открытого человека в стоячем болоте мещанского захолустного городка.

Действие произведения А. Н. Островского разворачивается в вымышленном волжском городке Калинов в середине XIX века. Из краткого содержания «Грозы» можно ошибочно заключить, что фабула незамысловата до примитивности: жена изменяет мужу и потом кончает с собой. Этому посвящено много романтических книг. Но «Гроза» — это, прежде всего, реалистическое произведение. В числе ее героев как самобытные индивидуумы, так и собирательные образы.

Любовная линия тут не является приоритетной. Психология, типажи русской жизни «в глубинке» и конфликты поколений – вот что на самом деле интересует писателя. Помимо главных героев, немаловажными являются другие сюжетные линии, отношения, разворачивающиеся между второстепенными персонажами

Краткое описание действующих лиц

Если изучать пьесу «Гроза» по действиям, даже из краткого содержания становится понятно, что произведение написано в духе реализма. Его персонажи – жители российского городка Калинова. Несмотря на то, что это вымышленное место, в его описании воплощена самая суть российского захолустья. Поэтому первое, на что следует обратить внимание читателю, — это реакция персонажей на положение вещей в городе. Не все им довольны, и на такое явление, как подчинение личности установленным правилам, каждый из них реагирует по-своему.

Катерина — главный персонаж пьесы «Гроза». Именно ее знаменитый русский критик Н.А. Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве». Это чистая помыслами молодая женщина, неудачно вышедшая замуж за рохлю-мужа и попавшая под гнет свекрови. Но не только семейные неурядицы делают Катерину несчастной: она словно задыхается в гнетущей атмосфере Калинова. Сложившиеся устои создают невидимую клетку, в которой, словно птичка, бьется молодая женщина.

Тихон Кабанов — воспитанный властной матерью и не смеющий ей перечить молодой человек, муж Катерины.

Кабанова Марфа Игнатьевна, называемая Кабанихой – домашний тиран, утверждающий свою власть не только над сыном, но и над невесткой. Очень любит старые времена, категорически не приемлет перемен.

Варвара – сестра Тихона. Не замужем. Единственная, кто не боится матери-деспота и смеет ей перечить. Умна и изворотлива.

Борис Григорьевич – симпатичный человек молодого возраста. Он хорошо образован и обаятелен. Приехав в Калинов к дяде, страстно влюбляется в Катерину. Он также чтит устои и терзается муками совести, поскольку полюбил чужую жену.

Дикой Савел Прокофьевич — богатый дядюшка Бориса. Скупой купец, грубый, невоспитанный, а в придачу еще и не слишком умный.

Кудряш – смазливый юноша. В нем не чает души Варвара, сам же он воспринимает девушку прохладно. Самовлюбленный мещанин, у которого нет ни идеалов, ни чувства прекрасного.

Кулигин – одержимый идеей технического прогресса житель города. Страдает от того, что мещане Калинина неотёсаны и самодовольны.

Барыня – полусумасшедшая старушка, играющая роль пророчицы. Впрочем, никто из жителей не придает значения ее словам.

Глаша – прислуживает в доме Кабановых.

Феклуша – странница, являющаяся апологетом местных устоев. Постоянно повторяет, дескать «в обетованной земле живем».

Пересказ пьесы очень кратко

Катерина, главная героиня, чувствует себя в доме супруга и свекрови, как птица в клетке. До замужества она была любимой дочерью, жила в ласке, воспитывалась в духе свободы.

Существование в доме Кабановых для нее нестерпимо. Деспотичная Кабаниха грызет ее денно и нощно, а муж не может постоять не только за нее, но даже за себя. Катерина чувствует, что уже не любит Тихона, и укоряет себя в этом. Неудивительно, что она влюбляется в заехавшего к ним в город Бориса.

Она не в силах противостоять своему чувству. Около десяти дней, пока муж занимался делами в отъезде, длилось ее счастье. Но, будучи честной и принципиальной, она призналась в своей измене членам семьи. Однако Борис уехал и бросил свою возлюбленную, поскольку и он оказался слаб перед обстоятельствами. Терзаемая душевной болью, Катерина во время сильной грозы бросается с высокого берега в Волгу.

Краткое содержание по действиям

Действие I

На городской площади часовщик Кулигин умиляется открывающимся перед ним пейзажем. Но для его собеседника, конторщика Кудряша, красота природы не имеет никакого значения. Двое жителей Калинина становятся невольными свидетелями сцены, когда купец Дикой изводит нападками Бориса, своего племянника. Последний же, чтобы получить наследство, вынужден терпеть все грубости и выходки богатого родича.

Когда Савел Прокофьевич уходит, Борис словно исповедуется перед своим знакомым Кулигиным. Он даже сознается ему, что влюбился в женщину, которая уже замужем. Кулигин вводит Бориса в курс местных обычаев: «Здесь нельзя заработать на жизнь честным трудом» — говорит он. В порыве откровенности он признается, что мечтает изобрести вечный двигатель, но мещанам этого не нужно – они существуют лишь животными потребностями. В подтверждение его слов на сцене появляется Феклуша со своим гимном обывательству.

После этого на площади появляется семейство Кабановых. Мать, как всегда, изводит сына из-за того, что тот, женившись, стал меньше любить и уважать ее. Тихон не имеет сил противиться этому гнету. Кабаниха начинает жаловаться с удвоенной энергией, втайне желая, чтобы дети ее переубеждали. Недовольная тем, что сын делает это без особого энтузиазма, она бросает ему: «Да посмотри на себя – будет ли жена бояться тебя после этого?»

Под конец 1-го действия деспотичная вдова удаляется, а ее безвольный сынок радуется возможности пропустить стопку водки у купца Дикого. Катерина с Варварой остаются одни на площади, они откровенничают. Катерина заявляет, что ее сердце отдано не мужу, а другому человеку. Прагматичная Варвара решает устроить встречу золовки с возлюбленным. Как вестница смерти появляется полусумасшедшая Барыня, указывает на волгу и произносит: «Вот куда ведет красота – прямо в омут!» Катерина говорит, что и она чувствует приближение смерти, но Варвара настроена скептически к словам старушки.

Действие II

Второе действие начинается с того, что Тихон собирается уехать по делам на две недели. Катерина просит взять ее с собой, однако супруг, даже не думая, как обижают жену его слова, говорит, что он, мол, «давно мечтал хоть на время вырваться из-под опеки матери, а тут еще и супруга напрашивается».

Сцена прощания. Рохля Тихон дает наставления жене, вернее, послушно повторяет всё, что требует от него мать: «Скажи ей, чтобы почитала свекровь, чтобы без работы не сидела». Когда же супруги обнялись, Кабаниха и вовсе взорвалась. Она потребовала, чтобы Катерина пала мужу в ноги, как до этого сын кланялся перед матерью. Вдова провозглашает манифест домострою, утверждая, что «когда старые все повымрут, свету держаться будет не на чем».

Хитроумная Варвара совершила кражу – исподтишка вытянула и матери ключ от входной калитки и вручила его золовке. Отныне Катерина может встречаться с Борисом, но ее по-прежнему терзают муки совести. Однако справиться со своим чувством она не в силах. Борис также страшится нарушить моральные устои. Он даже не знает, питает ли к нему какие-то чувства замужняя женщина. Тем не менее, он хочет вновь увидеть ее, поэтому и приходит на встречу, устроенную изобретательной Варварой.

Действие III

Гимн православным скрепам продолжают петь Глаша с Феклушей. По их мнению, во всем мире «творится содом», тогда как семья Кабановых – «последний рай». Особенно провинциалки осуждают обитателей столицы — те, по их мнению, всегда в суете, оттого и лица у всех грустные.

К своей приятельнице и единомышленнице приходит в гости захмелевший Дикой, чтобы «облегчить душу». Купец жалуется на племянника — за то, что вынужден отдать его наследство, на поденщиков – за то, что вынужден платить им заработок.

Борис сталкивается с Варварой, целующейся со своим любовником. Девушка выкладывает информацию о том, где и когда состоится встреча. Катерина сначала отправляет Бориса прочь, но потом заключает его в свои объятия:

«Если я Суда Божьего не побоялась, неужто испугаюсь человеческой молвы?»

Но Варвара отговаривает свояченицу быть искренней. Ложь, по ее мнению, держит дом Кабановых, да и весь мир. Четверо молодых людей (Катерина, Борис, Варвара и Кудряш) уславливаются встречаться в овраге и в последующие дни.

Действие IV

Муж Катерины неожиданно приезжает домой на 4 дня раньше. Действие 4-е, таким образом, происходит через 10 суток после третьего.

Варвара предупреждает Бориса о возвращении брата и замечает, что Катерина ведет себя странно, чем может невольно всех их выдать. На набережной в толпе рассуждают, что надвигается буря с грозой, которые могут стать причиной пожара или кого-нибудь убить. Катерина, стоя рядом с мужем и его родственниками, говорит, что молния сегодня попадет в нее.

Кулигин, пользуясь природным явлением грозы, просит Дикого спонсировать изготовление громоотвода, но купец в обычной своей грубой манере отказывает ему. «Ты – червь, — говорит он бедному часовщику. – Захочу, растопчу тебя, захочу, помилую».

От вида подошедшего Бориса Катерина бледнеет, чуть не падая в обморок. Находчивая Варвара делает ему знак уйти. Но тут возникает Барыня. Она нападает со своей речью на Катерину: «От Бога не спрячешься! Скорей в омут, грешница, с красотой-то своей!»

Потрясенная женщина во всеуслышание признается мужу, что десять ночей изменяла ему.

ostrovskij_groza_01.jpg
Кабаниха набрасывается на Катерину

Действие V

Тихон изливает перед Кулигиным душу. Сам-то он готов простить жену, но Кабаниха не дает, а он не смеет ей перечить. Несмотря на то, что Катерину держат взаперти, брак фактически распался. К тому же, Варвара уехала с любовником прочь, и всю злобу мать теперь вымещает на сыне. Появляется служанка Глаша с известием, что и Катерины нет. Присутствующие бегут ее искать.

В это время Катерина в одиночестве и тоске зовет любимого. Борис появляется, он ласков с ней. Но смысл его слов сводится к тому, что ради обещанного наследства он должен ехать по приказу дяди в Сибирь на три года, и Катерине нет места в его жизни. Тогда девушка просит его раздавать по дороге милостыню нищим, чтобы те молили Бога за ее грешную душу. Остается за скобками, понял ли Борис, что задумала его возлюбленная. Но даже если он и догадывается, что творится у нее в душе, он уходит. А Катерина совершает самоубийство, прыгая со скалы в воду.

ostrovskij_groza_02.jpg
Катерина прыгает с утеса в реку

Это заметили гуляющие на набережной. Услышав крики ужаса и узнав о самоубийстве женщины, Тихон понял, что это была его жена. Он хочет кинуться ее спасать, но, остановленный властной матерью, только трясется.

Заканчивается действие тем, что Кулигин приносит бездыханное тело Катерины. Всю свою горечь и бессильный гнев на бездуховное мещанское общество он вкладывает во фразу:

«Вот вам Катерина. Можете делать с ее телом всё, что хотите! Но ее душа теперь уже не ваша. Она – перед высшим Судией, который гораздо милосерднее вас!»

Раскрывая сюжет пьесы по главам, Александр Островский словно представляет нам срез тогдашнего общества. И признаемся: такие типажи, как богатый купец-самодур, властная мать и лебезящий перед ней сын не ушли в прошлое. Но остались ли среди нас такие люди, как главная героиня драмы?

«Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие! Здесь вы ничего, сударь, окромя грубости да душевной нищеты не увидите. И не выбиться нам, сударь, никогда из этой дыры» — в этом монологе Кулигина – суть пьесы.

Основная мысль пьесы

Главная идея островской «Грозы» — невозможность существования свободной и открытой личности в стоячем болоте мещанства и обывательства. На первый взгляд кажется, что смерть Катерины означает ее поражение, что нежный цветок погиб в этой душной атмосфере, тогда как Варвара смогла взять в руки собственную судьбу (да и безынициативного Кудряша тоже). Но Катерина — волевая натура, которая скорее умрет, чем будет подчиняться навязанным ей правилам. Можно сказать, что она является идеалом для автора. Она здесь чужая, поэтому в пьесе главная героиня часто сравнивает себя с птицей, запертой в клетке. И, всё-таки, вырвалась на волю, даже через собственную гибель.

«Рабов в рай не пускают» — гласит поговорка. Поэтому знаменательными становятся слова Тихона, которые и завершают пьесу:

«Хорошо тебе, Катерина! А мне то зачем оставаться жить на свете и мучиться?»

Чтобы вникнуть в детали пьесы, рекомендуется прочесть произведение в полном объеме.

Очень кратко:Русская провинция 19-го века. Свободо­любивая девушка вышла замуж и попала в купеческую семью, где царит деспотизм и самодурство. Потеряв надежду на спасение из «тёмного царства», она кончает с собой.

Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, изобретатель, умный романтик, мечтает построить вечный двигательВаня Кудряш — молодой конторщик, служит у одного из богатейших купцов города, весёлый, смелый, наглый, не боится сурового начальника

Кулигин восхищался красивым видом, но Кудряш не разделял его восторгов — ему было всё равно.

Продолжение после рекламы:

В отдалении купец Дикой ругал своего племянника Бориса.

Савел Прокофьевич Дикой — купец, один из богатейших людей города, невероятно скупой, властный, злой, домашний тиран, начальник Вани КудряшаБорис Григорьевич — племянник Дикого, образованный, добрый, спокойный, безвольный, полностью подчиняется дядьке, любит замужнюю женщину

Кудряш пожалел, что в городе мало сильных парней, способных собраться и отучить Дикого «озорничать». Он считал, что купчиха Кабанова лучше Дикого — «та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался». Сам Кудряш не боялся Дикого и смело отвечал на его ругань.

Брифли существует благодаря рекламе:

Отругав племянника, Дикой ушёл. Борис подошёл к Кулигину. Тот спросил, зачем Борис живёт у дядьки и терпит его ругань. Борис рассказал, что его отец, родной брат Дикого, женился на благородной против воли матери и уехал в Москву. Там родители отдали Бориса в Коммерческую академию, его сестру — в пансион, и умерли от холеры.

Борис с сестрой остались без средств к существованию. Вскоре они узнали, что умершая бабушка завещала им небольшое состояние с условием — они получат деньги после совершен­нолетия, если будут почтительны с дядей. Борису пришлось оставить сестру у родственников матери, переехать к Дикому, бесплатно работать на него и терпеть его издевательства.

Борис понимал, что денег не получит или получит «какую-нибудь малость», но всё равно терпел ради сестры. Дикой тиранил не только племянника, но и жену с дочками. Разозлившись с утра, он не успокаивался весь день, и домашние прятались от него по чердакам и чуланам.

Борис пожаловался Кулигину, что ему трудно, он не может стать в Калинове своим. Кулигин ответил, что в городе царят «жестокие нравы». Народ беден, а богачи используют их труд, чтобы ещё больше обогатиться. Мечта Кулигина — изобрести вечный двигатель, получить за изобретение награду и дать работу городскому мещанству.

Продолжение после рекламы:

Кулигин ушёл. Борис поразмышлял о своём незавидном положении, которое сделала ещё тяжелее любовь к замужней женщине, и тоже ушёл, разминувшись с семьёй Кабановых.

Возвращаясь домой с церковной службы, Кабанова пилила своего сына Тихона, за то, что тот не уважает мать и больше любит свою молодую жену Катерину.

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, жестокая, властная, лицемерная, прозвище — КабанихаТихон Иванович Кабанов — сын Кабанихи, мягкий, добрый, безвольный, любит жену, но во всём слушается матьКатерина Кабанова — молодая жена Тихона, красивая, робкая и кроткая, честная, безвольная, много молится, страдает от тирании Кабанихи, тайно влюблена в Бориса

Наворчавшись, Кабанова ушла домой. Тихон упрекнул жену за то, что из-за неё ему всегда достаётся от матушки, но его сестра Варвара заступилась за Катерину.

Варвара Кабанова — дочь Кабанихи, красивая, упрямая, своевольная, делает что хочет, не слушает властную мать, крутит роман с Кудряшом

Тихон пошёл выпить к Дикому. Катерина с Варварой остались в саду. Катерина пожаловалась, что, выйдя замуж, она совсем завяла. Ей хотелось бы стать вольной птицей и улететь.

…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.

Дома, у маменьки, Катерине жилось легко. Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь сниться, что она скоро умрёт.

Катерина призналась Варваре, что полюбила другого. Варвара не увидела в этом ничего страшного и пообещала устроить Катерине свидание, как только Тихон уедет по поручению маменьки. Катерина даже слушать об этом не захотела, ведь измена мужу — тяжкий грех.

Начиналась гроза. Пугливая Катерина боялась, что её убьёт молнией, и она явится перед Господом с чёрным грехом на душе. Вернулся Тихон, все поспешили домой.

Брифли существует благодаря рекламе:

Действие 2. Муж Катерины уезжает

Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном.

Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса — увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки, но Катерина так не могла. Она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи, бросится в Волгу.

Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене — чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Катерина попросила Тихона взять её с собой, но тот отказал — ему хотелось погулять на свободе.

Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы приходил ночью к калитке. Катерина долго колебалась, но всё же оставила ключ у себя.

Действие 3. Катерина и Борис тайно встречаются

Вечером к Кабановой явился пьяный Дикой, пожаловался, что его снова рассердили — мужики потребовали денег за работу. В таком состоянии успокоить его могла только Кабанова. Она пригласила Дикого в дом.

Вскоре к Кабановым пришёл Борис — его прислали узнать, где Дикой. У дома с ним встретилась Варвара, возвращавшаяся со свидания с Кудряшом. Прикрыв лицо платком, она шепнула Борису, чтобы тот приходил ночью к оврагу за их садом.

Ночью Варвара ушла на свидание с Кудряшом, а Катерина встретилась с Борисом. Они признались друг другу в любви. Катерина чувствовала, что заплатит за этот грех, но уже ничего не боялась.

Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?

Они договорились встречаться, пока не вернётся Тихон.

Реклама:

Действие 4. Катерина признаётся мужу в измене

Прошло десять дней. Богатые горожане гуляли по набережной, началась гроза, все спрятались в галерее старинного монастыря, в том числе и Дикой с Кулигиным. Изобретатель уговаривал купца пожертвовать деньги на общественные нужды — он хотел возвести в парке солнечные часы. Дикой денег, конечно, не дал, да ещё разозлился на Кулигина, который сказал, что гроза — не кара божья, а электричество, и от неё могут защитить громоотводы.

Дождь закончился, Кулигин и Дикой ушли. В галерею вошли Борис и Варвара. Тихон вернулся раньше, чем обещал, и Катерина «сама не своя сделалась» — мечется, рыдает. Это начала замечать Кабанова. Варвара боялась, что Катерина во всём признается мужу.

Снова прогремел гром. В галерею вбежала Катерина, вслед за ней — Кабаниха и Тихон. Кабанова сказала Тихону, что его жена, возможно, ему не верна. В этот момент Катерина увидела Бориса, испугалась. Вмешалась Варвара и сделала знак Борису, чтобы тот ушёл.

Взволнованная и измученная Катерина отошла в сторону, чтобы помолиться, и увидела на стене фреску, изображающую страшный суд. Это стало последней каплей. Катерина бросилась в ноги Тихону, покаялась в измене и лишилась чувств.

Реклама:

Действие 5. Самоубийство Катерины

Прошло время. Прогуливаясь вечером в общественном саду, Тихон встретил Кулигина и пожаловался, что вся его семья «в расстройство пришла». Катерину он любил и жалел, даже побил её только потому, что маменька велела. Во всех бедах Тихон винил Кабанову — если бы она не тиранила Катерину, та не решилась бы на измену.

Теперь Кабаниха Катерину «поедом ест», а та «тает, как воск». Тихон жалеет и жену, и Бориса, он простил бы их, но маменька против. Кулигин посоветовал ему жить своим умом и простить жену — тогда она будет верна ему всю жизнь. Тихон ответил, что своего ума у него нет, а тот, что есть, он возьмёт и пропьёт — пусть маменька тогда с дураком нянчится.

Бориса дядя отправляет на три года «в Тяхту, к китайцам», служить в конторе у знакомого купца. Варвара, которую Кабанова посадила под замок, сбежала с Кудряшом неизвестно куда. Тихону дом опостылел, возвращался он туда с большой неохотой.

Тут подошла служанка и сообщила, что Катерина ушла из дому и её не могут найти. Тихон и Кулигин бросились на поиски.

Появилась Катерина. Она тосковала по Борису, мечтала попрощаться с ним. Теперь она жила, как в могиле, и жалела, что сейчас на Руси не убивают неверных жён.

Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты её кличешь, а она не приходит.

Появился Борис и сообщил Катерине, что дядя посылает его в Сибирь. Катерина попросила взять её с собой, но Борис отказал, оправдываясь тем, что едет не по своей воле. Катерина смирилась, благословила любимого и отпустила его.

Реклама:

Домой Катерина не пошла — лучше в могилу, чем в дом Кабанихи. Жить ей больше не хотелось. Боясь, что её поймают и насильно вернут домой, Катерина побежала в сторону Волги.

Стемнело, сбежались люди с фонарями, явились Тихон и Кабанова. Вдруг кто-то крикнул, что женщина бросилась в воду. Кулигин побежал туда, Тихона не пустила мать.

Вскоре люди вернулись, один из возвратившихся сообщил, что Кулигин вытащил из омута утонувшую женщину. Она бросилась с высокого обрыва в Волгу, ударилась о якорь и погибла.

Тихон побежал навстречу Кулигину, который нёс мёртвую Катерину.

Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Тихон бросился к мёртвой жене, начал обвинять мать в её гибели. Кабанова прикрикнула на сына. Тот упал на труп жены со словами: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизации ?

Аудиокнига

ГрозаАудиоспектакль. 2 ч 17 мин. Читают Вера Пашенная и др. Бесплатный отрывок:Вера Пашенная и др.2 ч 17 мин

Читайте также

Автор: · 10.07.2019

Александр Николаевич Островский – великий русский писатель и драматург. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русского театра. Одна из самых главных его пьес – «Гроза» была написана в 1859 году. Персонажи произведения делятся на две группы: самодуры и те, кто им подчиняется. Самодуры не видят в своем грубом отношении к окружающим ничего зазорного, а, наоборот, считают, что все делают правильно. Из-за этого между героями развивается множество противоречий, которые в конце концов приводят к трагическому исходу событий. Многомудрый Литрекон составил краткий, но подробный пересказ пьесы по действиям, который поможет Вам вникнуть в сюжет и основные события произведения, изложенного в сокращении.

Действие Первое: Экспозиция

Город Калинов, лето, берег реки Волги. Между часовщиком-самоучкой Кулигиным, конторщиком Дикого Кудряшом и мещанином Шапкиным заходит разговор о природе. Кулигин очаровывается прекрасным видом, Кудряш же остается равнодушным к природе. Их прерывает купец Савел Прокофьевич Дикой, недалеко от них ругающийся со своим племянником Борисом. Тема разговора сменилась на обсуждение поведения Дикого.

Входит Савел Прокофьевич с племянником. Он так же продолжает отчитывать Бориса, укорять его в дармоедстве и тунеядстве, после чего уходит.

Кулигин спрашивает у Бориса, почему же он терпит такое отношение к себе со стороны дяди. Борис рассказывает, что у него есть младшая сестра. После того, как они осиротели, из семьи у них остался только родной дядя. Покойная бабушка хоть и оставила им наследство, но получить его они могут лишь, если будут уважительно и услужливо относиться к Дикому. Кудряш, долгое время зная Савела Прокофьевича, уверен, что с такими «невыполнимыми» условиями денег Борис в жизни не увидит. Дикой всегда найдет что-то, к чему можно будет придраться.

Кудряш и Шапкин уходят. Кулигин и Борис продолжают обсуждать самодурство Дикого. Кулигин также упоминает купчиху Кабаниху, говоря, что она самый настоящий тиран.

Тема разговора снова меняется. Кулигин рассказывает о своей мечте – перпетуум-мобиле. Он грезит найти его, но никаких возможностей у него нет.

Тихон нападает на супругу с обвинениями, утверждая, что именно она – причина гнева его матери. Его сестра Варвара защищает Катерину, а он идет к Дикому, чтобы пропустить стаканчик другой.

Оставшись вдвоем с Варей, Катя жалуется ей на жизнь, рассказывает, как славно ей жилось раньше. Она также сознается, что влюблена в другого. Варвара утешает ее, предлагает ей подождать момента, когда Тихон уедет из города, тогда они что-нибудь да придумают.

Приходит барыня, которая грозит девушкам, что красота и молодость погубит их, при этом показывая на Волгу. Катерина слишком буквально воспринимает слова этой дамы, и Варвара спешит снова успокоить ее. Тем временем надвигается гроза, которую очень страшится Катерина.

Тихон возвращается от Дикого, и они все вместе направляются домой.

Действие Второе: Завязка

Девушки, оставшись один на один, опять поднимают тему чувств Катерины. Варвара подозревает, к кому она неравнодушна, и Катя подтверждает ее догадки. Предметом ее воздыханий оказывается Борис. Варя предостерегает Катерину, чтобы она не выдала никому свою тайну. Катя, в свою очередь, утверждает, что совершенно не умеет лгать и будет продолжать терпеть, пока это возможно. Варвара, удивленная подобным заявлением, интересуется, что она собирается делать, если ей надоест такое притворство. Катерина без тени сомнения отвечает:

«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».

У Вари есть предложение. Она хочет в отсутствие своего брата спать в саду вместе с Катей, так как в одиночку мать ей не разрешит. Входят Кабаниха с сыном. Она заставляет его давать наказания своей жене, как она обязана себя вести во время его отъезда. Марфа Игнатьевна буквально диктует ему нотации, а он без укоризны вторит их Катерине. Тихон наказывает жене, чтобы та слушалась и почитала его мать, не бездельничала и не заглядывалась на чужих мужчин. Удовлетворенная Кабаниха удаляется вместе с Варей, оставив мужа с женой наедине попрощаться.

Кабанов начинает извиняться перед Катей. Она же умоляет не бросать ее одну и просит взять с собой. Но Тихон отвечает отказом. Катя предчувствует, что отъезд мужа ничем хорошим не закончится. Она упрашивает, чтобы он взял с нее клятвенное обещание, что она останется ему верна. Супруг удивлен такому настроению жены.

Входит Кабанова, торопя сына в дорогу. Тихон начинает прощаться с семьей. Кабаниха и здесь указывает ему, что нужно делать, заставляя его кланяться ей в ноги. Позже ругается на Катерину за то, что та обняла мужа, а не преклонилась перед ним. Едва лишь Тихон уезжает, Купчиха начинает отчитывать Катю, что та неправильно провожает мужа в дальний путь.

Оставшись одна, Катя досадует о том, что не имеет детей, они бы скрасили ее одиночество. Чтобы голову не забивали дурные мысли, она решает шить белье для бедных.

Приходит Варвара с ключом от калитки на заднем дворе. Кабаниха всегда тщательно прячет его, но Варе удалось его выкрасть и заменить другим. Уходя на прогулку, она говорит, что если встретит Бориса, то попросит его прийти вечером к этой самой калитке. Катерина пугается этого предложения, ей хочется выбросить ключ как можно дальше. Катя размышляет о том, выкинуть ли ей ключ или все-таки спрятать. Соблазн встречи с Борисом одолевает ее, и она осмеливается оставить ключ.

Действие Третье: Развитие действия

У своего дома Марфа Игнатьевна с Феклушей обсуждает темпы жизни Москвы и Калинова. Феклуша считает, что столица уж слишком суматошна и тороплива, и расхваливает совершенно противоположный Калинов.

Приходит подвыпивший Дикой. Сначала он обменялся парой «любезностей» с Кабанихой, но потом, опомнившись, начал оправдываться, утверждая, что причиной его дрянного настроения являются рабочие, которые с утра пораньше пришли к нему просить свою заслуженную зарплату. После этого они уходят в дом продолжать пировать.

Появляется Борис, ищущий своего дядю. Удостоверившись, что он в гостях у Кабанихи, Борис печалится о том, что очень редко видит Катерину. Мимо него прогуливается Кулигин. Он сетует на то, что в этом городе за высокими заборами поместий спрятаны деспотия, распутство и пьянство. В ходе разговора они видят целующихся молодых людей. Это Варя и Кудряш. Кулигин спешит уйти, а Варвара, подойдя к Борису, приглашает его ночью прийти к калитке.

Подойдя с заходом солнца к установленному месту встречи, Борис встречает там поющего Кудряша. Между ними завязывается словесная перепалка, потому что Кудряш сначала подумал, что Борис пришел к его возлюбленной. Но он признается Кудряшу, что не собирается отбивать у него даму сердца, он любит Катерину. Кудряш пытается убедить его, что лучше ему бросить замужнюю даму, иначе он совсем ее погубит.

Появляется Варвара, забирает Кудряша и уходит на реку. Катерина бесшумно спускается по тропинке, укрытая платком. Борис без промедления признается ей в любви. Она мечется, сначала ругает Бориса, пытается прогнать его, но потом сдается под натиском своих чувств. Она сообщает о том, что супруг будет в отъезде на протяжении двух недель, и они смогут видеться каждую ночь в течении этого времени.

Варя с Кудряшом возвращаются. Варвара радуется, что ее замысел со свиданием удался. Влюбленные пары, договорившись о следующих встречах, расходятся.

Действие Четвертое: Кульминация

Прошло 10 дней. Недалеко от Волги прогуливаются жители города, но им начинает мешать дождь, и приходится спрятаться от него под сводами старинной постройки. Среди них Дикой и Кулигин. Кулигин просит у купца материалы для часов, которые он хочет установить на бульваре, чтобы все могли знать время. Дикой, как обычно, недоволен и ругается. Тогда Кулигин решается попросить средств для громоотводов. Савел Прокофьевич злится еще пуще, утверждая, что грозы посланы людям в наказание с неба, и никакой громоотвод не нужен. Дождь прекращается, народ расходится.

Приходит Варя. Сразу же после нее появляется и Борис. Варвара ошарашивает его новостью: ее брат неожиданно вернулся домой несколько раньше, чем планировалось. Из-за этого Катерина «сама не своя сделалась». Кабанова начала о чем-то догадываться, и Варя переживает, как бы Катя сама все им не рассказала.

Тучи снова начинают сгущаться. Под укрытием появляется все больше людей, среди них семейство Кабановых в полном составе. Катя, охваченная страхом из-за наступающего ненастья и сложившейся ситуации, томится от терзаний совести. Муж пытается утихомирить ее, а Кабаниха только подначивает. Заметив Бориса, Катерина дрожит, ее охватывает еще больший страх. Появляется Кулигин и тоже старается успокоить девушку, после удаляется вместе с Борисом.

Люди переговариваются. Один из них неосторожно бросает фразу о том, что эта гроза точно кого-нибудь погубит. Катя убеждена, что этим человеком будет она. Показывается престарелая барыня, Катерина пугается ее и прячется. Та же опять начинает бредить о том, что именно красота станет причиной гибели молодой девушки. Катерина теряет контроль над своими чувствами, она больше не выносит напряжения и кается в содеянном семье. Тихон стремится успокоить ее, Варя всеми силами оправдывает Катю, а Кабанова только ехидничает и злорадствует: теперь она может поворчать вдоволь.

Действие Пятое: Развязка

Кулигин, отдыхая в общественном саду, встречает Тихона. Завязывается беседа о недавнем инциденте. Из их разговора выясняется, что Тихон одновременно и зол, и испытывает жалость к супруге. Обстановка в доме омрачается еще и благодаря Кабанихе. Она вне себя от произошедшего. Кабанов признается, что за содеянное побил Катю, но только лишь по воле матери. Он говорит, что сама она закопала бы Катерину живьем.

Кулигин думает, что Кабанову надо начать думать своей головой и не вестись на поводу Марфы Игнатьевны. Но сам Тихон не хочет брать на себя никакой ответственности, так ему удобнее жить:

«Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

В ходе их беседы выясняется, что Дикой спроваживает Бориса в наказание на север на три года. Также Кабанов говорит о побеге сестры от тирании матери. По всей видимости сбежала Варя со своим возлюбленным Кудряшом, его тоже никто нигде не может отыскать. Приходит Глаша с новостью об исчезновении Катерины. Мужчины спешат на ее поиски.

Появляется Катерина. Она растеряна, разыскивает Бориса. У нее опять проскальзывает мысль о гибели. Приходит Борис и осведомляет ее о своем отбытии. Она желает сбежать из этого злополучного и темного места с ним, но Борис утверждает, что это неприемлемо. Катерина плачется о теперешней жизни в семье, ставшей абсолютно нестерпимой и мучительной. Она упрашивает своего возлюбленного по дороге не пропустить ни единого нищего, помогать каждому и просить их помолиться за нее. Приходит время прощаться. Борис, видя, как любимая мучается, размышляет о ее смерти:

«Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»

Девушка снова в одиночестве. Она находится в полной растерянности, не имеет понятия, как ей существовать дальше. У нее нет желания возвращаться:

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…»

Катя в слезах убегает. Входят Кабаниха, Тихон и Кулигин, ищущие Катерину. Кто-то из народа вдалеке кричит, что в Волгу бросилась женщина. Кулигин стремительно кидается на помощь. Кабанов также пытается побежать к реке, но, как и всегда, мать останавливает его, а он и несильно сопротивляется. Кулигин вылавливает уже мертвую Катерину из воды. Тихон кидается к бездыханному телу. Кабаниха без тени скорби и сожаления язвит, что «об ней и плакать-то грех». Кабанов смело набрасывается на ее с обвинениями, крича, что это именно она погубила Катю. Она удаляется, чтобы не слышать этого, а Тихон, сидя над Катериной, сокрушается:

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Автор: Дарья Ефремчева

Используемые источники:

  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/ostrovskiy-groza.html
  • https://briefly.ru/ostrovskij/groza/
  • https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/groza-po-dejstviyam-ostrovskij/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт