Конспект урока по Литературе «ПОЖАР В КИСТЕНЁВКЕ (гл. 6). АНАЛИЗ ЭПИЗОДА» 6 класс

Фрагменты радиоспектакль уч. Консовский, Бортников, Толмазов 9463f36932.jpg Приехав в Кистеневку, Шабашкин вовсю старался казаться как можно более важным, он «…стоял подбочась и гордо взирал около себя…». Он был наверху блаженства и чувствовал себя полноправным хозяином Кистеневки. Шабашкин вел себя развязно, никого не хотел признавать. Когда Владимир Дубровский заговорил с приказным об имении, то Шабашкин нагло спросил его, кто он такой и какое имеет право вступать в пререканиях приказными. Отношение Шабашкина к Дубровскому абсолютно противоположно его отношению. к Троекурову. Дубровский был беден, и поэтому Шабашкин ни в грош не ставил его по сравнению с Троекуровым. Но в поведении Шабашкина сказывается, и трусость. Когда народ двинулся на приказных, Шабашкин тут же потерял все свое величие и бросился в дом. Я думаю, что Шабашкин — один из самых отрицательных персонажей повести Пушкина «Дубровский». Пушкин А — Дубровский. Пожар в Кистеневке фрагменты радиоспектакля уч. Консовский, Бортников, Толмазов

П
Пушкин Александр — Каменный гость

Сп. Александринского тр. Дон Гуан-Н. Шашик 1962

00:49:40
П
Пушкин Александр — Наперстник

Читает С. Юрский

00:00:30
П
Пушкин Александр — Песнь о Вещем Олеге

Читает В. Качалов

00:07:13
П
Пушкин Александр — К. … ..

Читает М. Козаков

00:01:05
П
Пушкин Александр — Товарищи

Читает Е. Симонов

00:01:54
П
Пушкин Александр — Сказка о золотом петушке

2вариант

00:14:44
П
Пушкин Александр — Гречанке

Читает О. Ефремов

00:01:37
832190003b_60crop.png
Пушкин Александр — Маленькие трагедии — Моцарт и Сальери

Читает В. Зозулин

00:40:22
П
Пушкин Александр — Метель

Исполняет А. Борисов

00:23:44
П
Пушкин Александр — Бесы

Читает О. Ефремов

00:02:32

Чем закончилась ночь

От испуга у беременной тетки Натальи начались преждевременные роды. И тут бабушка всем распоряжалась, несмотря на ожоги и усталость. Трудная ночь никак не заканчивалась, она все тянулась и тянулась. Алеша лежал в постели, и все давило на него и уничтожало. Позже он будет пристально наблюдать, изучать темную жизнь. Он поймет, что надо быть сильным, как бабушка, никогда не падать духом, чтобы все преодолеть. Он до конца познает все радости и муки сопереживания. Казалось бы, что этот жуткий мир должен озлобить и ожесточить ребенка. Но происходит обратное. В его душе постепенно растет любовь и щемящая жалость к людям, стремление во что бы то ни стало им помочь, крепнет вера в добро. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» по плану, составленному мысленно, легко и просто ляжет на бумагу:

  1. Введение. Реальны ли происходящие действия?
  2. Художественное мастерство автора – эпитеты и краски описания пожара, глаголы, описывающие действия бабушки.
  3. Организаторские способности и героизм бабушки.
  4. Остальные персонажи во время пожара.
  5. Заключение. Что хотел сказать Горький?

Алеша не сросся со своей средой. Он духовно вырос. Мальчик сопротивлялся тому, что противоречит пониманию добра и зла, красоты и уродства. Он верил, что добрые дела преодолеют злобу и зависть, сделают мир лучше. Алеша мучительно противился вековым традициям собственнического мира. Случайность, пожар в красильной мастерской, подводит к мысли, что идущая в России промышленная революция не пощадит бессмысленно жестокого дряхлого мира. Она его просто уничтожит.

Срочно нужно сочинение ** тему пожар в Кистенёвке только про пожар!!!!!!!!

В своем поместье Покровское живет богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своем желании женить детей.

Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга еще сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.

В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.

Читайте также:  Краткое содержание «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» плюс отзыв для читательского дневника

Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застает больного и одряхлевшего отца.

Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.

После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.

Ночью в доме Дубровский застает кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.

На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников — Дубровский.

Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наемного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова) . Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в свое время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича, Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у нее, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличен во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту,

Конспект урока по Литературе «ПОЖАР В КИСТЕНЁВКЕ (гл. 6). АНАЛИЗ ЭПИЗОДА» 6 класс

Аналитическое перечитывание текста и беседа по прочитанному.

  • Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).

</li> Почему7</li> Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).</li> Когда? (Время: ночь в ожидании решения )</li> Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).</li> Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает,

что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Онс ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)

</li> Страшные… Какие конкретно, можем сказать?</li> Кстати, как вы догадались, какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»

).

</li> Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», — подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)</li> Когда он принял окончательное решение? (положил письма в карман…)</li> Что для него значат эти письма? (самое ценное и дорогое)</li> Что затевал Архип-кузнец? По тексту.(Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих)</li> Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому. (Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою). Никто не спит в эту ночь.</li> А он к ним? Как к ним обращается? («дети». Заботливый, ответственный за людей). Это тоже характеристика героя.</li> Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет, стр. 95-96 учебник под редакцией В.Я.Коровиной).</li>

4. Подведём некоторый итог

и скажем, какие черты герои проявляют в этой главе. Запишем их в виде таблицы (слайд № 4)

Положительные

Отрицательные
Уважительность, любовь (когда читает письма)
Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)
Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных)

— Как чувства, записанные в 1-м столбике, назвать одним словом? (Благородные чувства, положительные качества).

  • Видели ли мы в предыдущих главах проявление благородных чувств Вл.Дубровского? (Да)
  • Увидим ли мы в следующих главах проявление благородства Дубровского? Где? В чём? (И Машу спасти обещает и исполняет, и великодушен с помещицей).
  • Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом?

    (месть)

  • А потом, дальше по сюжету. Эта черта проявится? (Да, со Спицыным из суда. Стал разбойником, вошёл в шайку, охотился за господским добром).
  • Месть

    – это благородное чувство? (Нет, это зло).

  • Запишем это качество Дубровского во 2-й столбик.
  • Раньше мы замечали в нём мстительность? (Нет, это то новое

    , что открывает в герое эта глава.

    Читайте также:  Читать онлайн «Чужая кровь» автора Шолохов Михаил Александрович — RuLit — Страница 1

Оба эти чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке

. Тогда, глядя на составленную таблицу, какой 2-й проблемный вопрос сам напрашивается? (слайд №4)Зло и благородство совместимы?

  • Теперь мы можем ответить конкретнее на вопрос, какие страшные мысли рождались в его голове? (Да, борются благородные чувства с чувством мести, и кто в нём победит. Вот налицо внутренний разлад

    ).

  • Разлад, борьба…Какой ещё синоним вы подберёте к этому словесному ряду? (Противоборство, столкновение, конфликт

    ).

  • Запишем определение конфликта (слайд №5 ).

Итак, налицо внутренний конфликт (внутри героя) между чувством и долгом. Именно он позволит раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера. Им писатели часто пользуются. И в том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

  • В ком из героев 6-й главы идёт такая же внутренняя борьба? ( В Архипе)

Но мы с вами должны понимать, что внутренний конфликт стал лишь следствием другого серьёзного конфликта.

  • Между кем развивался конфликт в предыдущих главах? Где начало этого конфликта? (Троекуров и Дубровский-старший).
  • А где высшая точка в развитии этого конфликта, в какой главе? (В 6-й. Кистенёвка так и не достаётся Троекурову, её сжигают крепостные Дубровского).

Выводы с урока

:

  • Можем ли мы теперь по-новому оценить значение 6-й главы «Пожар в Кистенёвке» в романе? (Да, это кульминационный эпизод, т. к. со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистенёвке начинается новая сюжетная линия, связанная с разбойником, учителем и Машей).
  • Что нового привнесла эта глава для понимания характера героя? (В нём борются два чувства. Какое из них победит?)
  • Это и есть то, ради чего мы обратились к анализу 6-й главы.
  • Какие литературные термины нам потребовались для урока? Повторим. (Сюжет, кульминация, ввели внутренний монолог, конфликт внутренний и внешний.)

Домашнее задание:

на следующем уроке мы постараемся для себя ответить на главный вопрос: почему Вл.Дубровский грабил соседние помещичьи усадьбы и не трогал имения Троекурова.

Всем, наверно, интересно будет проследить, как развивались романтические отношения Маши и Дубровского, сразу ли Маша прониклась симпатией к нему и почему. Для этого надо:

1.Перечитать 7-10 главы и озаглавить их;

2.Пересказать эпизод «Обед в Покровском» от лица Маши, Дефоржа или Троекурова (на выбор);

3.Индивидуальное задание: пересказать эпизод «В комнате с медведем».

4. Повторить литературные термины.

Несколько интересных сочинений

  • Шолохов

Опубликовано 26.02.2018 — 12:49 —

Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. «Дубровский». Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.

Скачать:

Вложение Размер
А.С.Пушкин. «Дубровский». Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести 55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:А.С.Пушкин. «Дубровский». Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести урок.

Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.

Методические приёмы: аналитическое перечитывание главы 6; беседа по вопросам.

Ход урока:

  1. Вступительное слово:

   Мы продолжаем следить за сюжетной линией романа А.С.Пушкина  «Дубровский».

  • Что такое сюжет?

  Сюжет эпического произведения складывается из достаточно законченных кусочков, в которых герои вступают в определённые отношения  или повествователь рассуждает о чём-то, описывает что-то подробно.

  Такие отдельные кусочки целого текста называют эпизодами. Анализируя художественное произведение, мы рассматриваем его полностью, целиком. Но и отдельные эпизоды могут многое сказать и о характере героя, и о замысле автора.

  Сегодня мы подробно обратимся к 6-й главе, чтобы выяснить, почему так поступил Дубровский – сжёг родное имение. Запишем тему и проблемный вопрос (слайды №1,2).  

  • Как вы её озаглавили? (Пожар в Кистенёвке).
  • Выразительно перечитаем её и ответим на вопросы из домашнего задания.
  1. Чтение главы.
  2. Аналитическое перечитывание текста и беседа по прочитанному.
  • Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).
  • Почему7
  • Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).
  • Когда? (Время: ночь в ожидании решения )
  • Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).
  • Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом  думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)
  • Страшные… Какие конкретно, можем сказать?
  • Кстати, как вы догадались, какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»).
  • Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», — подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)
  • Когда он принял окончательное решение? (положил письма в карман…)
  • Что для него значат эти письма? (самое ценное и дорогое)
  • Что затевал Архип-кузнец? По тексту.(Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих)
  • Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому. (Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою). Никто не спит в эту ночь.
  • А он к ним? Как к ним обращается? («дети». Заботливый, ответственный за людей). Это тоже характеристика героя.
  • Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет, стр. 95-96 учебник под редакцией В.Я.Коровиной).

4. Подведём некоторый итог и скажем, какие черты герои проявляют в этой главе. Запишем их в виде таблицы (слайд № 4)

Положительные

Отрицательные

Уважительность, любовь (когда читает письма)

Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)

Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных)

—    Как чувства, записанные в 1-м столбике, назвать одним словом? (Благородные чувства, положительные качества).

  • Видели ли мы в предыдущих главах проявление благородных чувств Вл.Дубровского? (Да)
  • Увидим ли мы в следующих главах проявление благородства Дубровского? Где? В чём? (И Машу спасти обещает и исполняет, и великодушен с помещицей).
  • Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? (месть)
  • А потом, дальше по сюжету. Эта черта проявится? (Да, со Спицыным из суда. Стал разбойником, вошёл в шайку, охотился за господским добром).
  • Месть – это благородное чувство? (Нет, это зло).
  • Запишем это качество Дубровского во 2-й столбик.
  • Раньше мы замечали в нём  мстительность? (Нет, это то новое, что открывает в герое эта глава.

Оба эти чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке. Тогда, глядя на составленную таблицу, какой 2-й проблемный вопрос сам напрашивается? (слайд №4) Зло и благородство совместимы?

  • Теперь мы можем ответить конкретнее на вопрос, какие страшные мысли рождались в его голове? (Да, борются благородные чувства с чувством мести, и кто в нём победит. Вот налицо внутренний разлад).
  • Разлад, борьба…Какой ещё синоним вы подберёте  к этому словесному ряду? (Противоборство, столкновение, конфликт).
  • Запишем определение конфликта.

Итак, налицо внутренний конфликт (внутри героя) между чувством и долгом. Именно он позволит раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера. Им писатели часто пользуются. И в том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

  • В ком из героев 6-й главы идёт такая же внутренняя борьба? ( В Архипе)

Но мы с вами должны понимать, что внутренний конфликт стал лишь следствием другого серьёзного конфликта.

  • Между кем развивался конфликт в предыдущих главах? Где начало этого конфликта? (Троекуров и Дубровский-старший).
  • А где высшая точка в развитии этого конфликта, в какой главе? (В 6-й. Кистенёвка так и не достаётся Троекурову, её сжигают крепостные Дубровского).

Выводы с урока:

  • Можем ли мы теперь по-новому оценить значение 6-й главы «Пожар в Кистенёвке» в романе? (Да, это кульминационный эпизод, т. к. со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистенёвке начинается новая сюжетная линия, связанная с разбойником, учителем и Машей).
  • Что нового привнесла эта глава для понимания характера героя? (В нём борются два чувства. Какое из них победит?)
  • Это и есть то, ради чего мы обратились к анализу 6-й главы.
  • Какие литературные термины нам потребовались для урока? Повторим. (Сюжет, кульминация, ввели внутренний монолог, конфликт внутренний и внешний.)

Домашнее задание: на следующем уроке мы постараемся для себя ответить на главный вопрос: почему Вл.Дубровский грабил соседние помещичьи усадьбы и не трогал имения Троекурова.

  Всем, наверно, интересно будет проследить, как развивались романтические отношения Маши и Дубровского, сразу ли Маша прониклась симпатией к нему и почему. Для этого надо:

1.Перечитать 7-10 главы и озаглавить их;

2.Пересказать эпизод «Обед в Покровском» от лица Маши, Дефоржа или Троекурова (на выбор);

          3.Индивидуальное задание: пересказать эпизод «В комнате с медведем».

          4. Повторить литературные термины.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Своя игра» по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Итоговый урок создан по правилам телевизионной игры «Своя игра»….

Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Урок по теме «Ссора друзей» с использованием технологии «Шесть шляп»….

Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»

   Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»…

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина «Дубровский». Тема: «…Он рожден был для иного назначения…»

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения….

Урок литературы в 6 классе на тему: «Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)»

Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к р…

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

А.С. Пушкин…

Анализ главы «Пожар в Кистенёвке» (А.С.Пушкин «Дубровский» урок в 6 классе)

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» (А.С.Пушкин «Дубровский» урок в 6 классе)…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://teatr.audio/pushkin-aleksandr-dubrovskii-pozhar-v-kistenevke
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/epizod-pozhar-v-kistenevke.html
  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/02/26/a-s-pushkin-dubrovskiy-analiz-epizoda-pozhar-v-kistenyovke

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт