Содержание
- 1 Свинья под дубом герои
- 2 Идея басни
- 3 Свинья под дубом читательский дневник, краткое содержание
- 4 Свинья под дубом главная мысль
- 5 Анализ 2
- 6 Рисунок свинья под дубом, поэтапно карандашом
- 7 Несколько интересных Басен
- 8 Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне»
- 9 Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик»
- 10 Анализ стихотворения Рубцова “О московском кремле”
- 11 Анализ стихотворения Тютчева “Как нас ни угнетай разлука”
- 12 Скачать:
- 13 Предварительный просмотр:
- 14 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 15 Басня Свинья под дубом читать
- 16 Мораль басни Свинья под дубом
- 17 Басня Свинья под дубом — анализ
- 18 Анализ / мораль басни «Свинья под дубом» Крылова
- Сочинения
- По литературе
- Крылов
- Анализ и мораль басни Свинья под дубом
Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.
В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.
Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.
Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.
Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.
Читайте также: Жанры русских народных песен. Народные песни: частушки, колыбельные, обрядовые
Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.
Свинья под дубом герои
- Дуб – является образом мудреца, который не пытается свинью наставить на истинный путь, просто повторяющий истину.
- Свинья – ее образ высмеивает ленивых людей и невежество. Свинка не способна вверх поднимать голову, поэтому Крылов выбрал ее не случайно. Это усиливает образ ничего не желающего слышать и знать человека.
- Ворон – герой, который желает вразумить свинку. Но Ворон наивен и не может понять, что свинья его вряд ли услышит и сделает так, как он сказал.
Идея басни
Аллегорическая сказка учит тому, что не нужно считать бесполезными плоды любых знаний или науки только из-за того, что человек этого просто не понимает. Такое же иносказание прослеживается в басне Крылова «Мартышка и очки», где высмеивается обезьяна. Все начинается с того, что она ругает очки и ломает их, так как не увидела в них пользы. Но в действительности мартышка просто не умеет их правильно использовать. Рассуждения о том, чему учит басня «Свинья под Дубом», мораль этого произведения:
- Раз съев желуди, свинья не видит смысла в дальнейшем использовании Дуба, то есть считает, что дерево одноразовое, и уничтожает его. Она не осознает, что дуб ежегодно может давать множество плодов, которые прокормят не только ее, но и других животных, живущих поблизости.
- Так происходит и в реальности — один невежественный человек своим действием может сломать жизнь и отнять ресурсы у многих людей, так как заботится только о собственном благополучии и не осознает, что все в мире приносит намного больше пользы, чем может показаться. Необходимо только приглядеться и подумать.
Свинья под дубом читательский дневник, краткое содержание
Свинья объелась желудями, которые лежали под огромным старым дубом. После сытной трапезы она улеглась под деревом спать. Проснувшись, решила рылом подрыть могучему дубу корни. Это увидел Ворон, сидевший на дереве. Он предупредил хрюшку, что дерево может засохнуть и погибнуть, если обнажить корни. Свинья сказала, что это ее волновать не должно, потому что мало толку от дуба. Пусть засыхает, главное, чтобы были желуди, которые она ест. Тогда рассердился дуб и призвал свинью поднять рыло вверх и обратить внимание, откуда падают ее любимые желуди.
Сочинение. Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом». Восприятие, толкование, оценка
Басня «Свинья под Дубом» была написана И.А. Крыловым в 1823 г., впервые опубликована в «Северной пчеле» в 1825 г. Данный сюжет разрабатывался в басне Эзопа «Путники и платан»: «Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!» — Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят». Также этот сюжет присутствует в басне Г.Э. Лессинга «Дуб и свинья». К этой же теме обращались и русские баснописцы, в том числе анонимные. Существует версия, что «скрытый адресат» басни — профессор, историк и литературный критик М.Т. Каченовский.
В этой басне, используя прием олицетворения и гротеска, Крылов аллегорически противопоставляет невежество и истинное просвещение. Персонажами басни становятся свинья, ворон и дуб. Главной героиней выступает Свинья. В ее поступках и рассуждениях проявляются такие качества, как лень, обжорство, глупость, неблагодарность, невежество. Все ее поведение определяется чисто животными инстинктами: «наелась желудей досыта, до отвала», «выспалась», «глаза продравши, встала». Перечисляя внешние действия, автор подчеркивает отсутствие у Свиньи каких-либо интересов, стремлений. Она воплощает у Крылова самые низменные человеческие инстинкты. Наевшись и выспавшись, Свинья начинает подрывать корни у Дуба. Причем вряд ли она сама может объяснить, зачем это делает. Рыть землю — это еще один животный инстинкт.
Свинью пытается вразумить Ворон. И этот образ у Крылова не случаен. Ворон — вещая, мудрая, ученая птица, несущая пророчества. Пытаясь остановить свинью, он приводит логические доводы:
Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу Ворон говорит, — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.
Однако она остается безучастной к доводам Ворона:
Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.
Затем в разговор включается и сам Дуб. Автор называет его вековым. Дуб в русской литературе всегда являлся символом долголетия и крепости жизни. В данном случае это значение уточняется: Дуб здесь воплощает вековой человеческий опыт, все положительное, доброе, культурное, накопленное людьми за много лет. Он также приводит свинье логические доводы:
Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.
Однако в этом-то все и дело — Свинья не может «поднять рыло», оторваться от земли. В этом контексте слова Дуба у Крылова становятся символическими. Этот персонаж хочет донести до Свиньи простую истину: если ты не хочешь развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и накапливать жизненный опыт, то ты изживешь сам себя. Фактически в сюжете басни здесь разворачивается поговорка: «рубить сук, на котором сидишь».
Читайте также: Проблематика романа Герой нашего времени сочинение
Мораль басни заключается последних строках ее:
Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Воссоздавая манеру живого разговора, Крылов использует фразеологизмы: «глаза продравши», «вкушает их плоды». Мы находим разговорные слова и выражения («жирею», «до отвала», «проку мало», «примолвил», «рыло»), устаревшую форму деепричастия («продравши»).
Свинья под дубом главная мысль
Не стоит рубить сук, на котором сидишь. Ведь свинья питается плодами дуба, в то же время подрывая его корни, что вредит дереву. Автор в басне высмеивает глупых и неблагодарных людей, которые часто уничтожают то (или тех), за счет чего живут. Показывает, что банальное невежество может привести к уничтожению ценностей и разрушениям, которые эти невежды сами создать не в силах, зато с легкостью уничтожают блага тех, кто хоть что-то сделал сам.
Анализ 2
Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.
Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.
Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.
Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.
Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.
Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.
Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.
Рисунок свинья под дубом, поэтапно карандашом
- Рисуем дуб. Сначала ствол из двух полос и пушистую верхушку.
- Прорисовываем листья, ветки на дубе.
- Добавляем детали к дереву, прорисовывая листву и кору дерева.
- Переходим к свинье. Рисуем пятачок, от него продольные линии мордочки. Дорисуйте глаз и ухо, согласно схеме.
- Добавьте линию туловища, дорисуйте ноги. Пририсуйте свинке хвостик.Читайте также: Тема: «. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении »
В басне отлично подобраны герои: мудрый Ворон, Свинья, не видящая дальше носа ничего и старый Дуб. Читайте детям поучительные басни, обращая внимание на глубокую мораль.
Несколько интересных Басен
Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне»
Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне. К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства. Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей.
Подробнее…
Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик»
Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел мир исключительно в мрачных тонах. Как и Александр Блок. Валерий Брюсов был убежден, что России необходима революция, которая смогла бы коренным образом изменить ситуацию и уравнять людей в своих правах. Позже поэт переменит свое мнение, равно как и литературные пристрастия, став символистом.
Подробнее…
Анализ стихотворения Рубцова “О московском кремле”
В 1968 году Рубцов написал стихотворение “О Московском Кремле”, которое по ряду признаков напоминает оду. В произведении поэт отдает дань уважения месту, сыгравшему важную роль в судьбе русского народа. Сейчас Кремль представляет собой древнейшую часть Первопрестольной и главный ее символ, а также носит почетное звание официальной резиденции президента Российской Федерации. При советской власти его значение было не меньшим. Большевики вернули столицу из Петербурга в Москву, вновь подарив Кремлю функцию политического центра.
Подробнее…
Анализ стихотворения Тютчева “Как нас ни угнетай разлука”
Орлова Вера
1. Аллегорией в басне Крылова «Свинья под дубом» являются корни дуба, благодаря которым на дереве появляются жёлуди и благодаря чему свинья становится сыта.
2. Свинья изображается в басне невежественной, некультурной, глупой, невоспитанной.
3. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».
Эту мораль можно использовать тогда, когда невежественные люди портят окружающую природу и не понимают, что питаются плодами деревьев и кустарников, которые они уничтожают сами.
Пожаловаться Опубликовано 24.04.2012 — 21:52 —
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury._basni_krylova._5_klass..doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N2» города Серпухова Московской области.
Должность: учитель русского языка и литературы Асланова Александра Валерьевна.
Тема урока литературы:
«Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
Аллегория и мораль».
Цели урока.
1.Образовательные.
1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
2) Продолжить знакомство со словарями В.И.Даля: знакомство со сборником «Пословицы и поговорки», с толковым словарем.
3) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.
4) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет.
5) Познакомить с термином аллегория.
6) Дополнить знания об особенностях жанра басни.
7) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.
2.Развивающие.
1) Формировать самостоятельного и активного читателя.
2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.
3) Развивать чуткость к художественному слову.
4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.
3.Воспитательные.
1) Обогащать духовный мир ученика.
2) Воспитывать сопротивление невежеству.
Концепция урока.
Выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения.
Оборудование.
Читательские дневники учащихся, карточки со схемами для анализа персонажей басни, карточки с опорными оценочными высказываниями, словарик урока (на доске).
Оформление классной доски
Число
Словарик урока Тема басня
ленивая мудрая Он баснописец и поэт народный- мораль
наглая рассудительная вот в чем его великость. тема, идея
спокойная В.Г.Белинский персонаж
беспечная История твердит – вот человек сюжет
недружелюбное каков, а должен быть каким – вещает аллегория
невнимательное басня.
подлое Вольтер невежа
вежливое деликатное невежда
1.Эмоциональная зарядка.
— Начнем словами К.Паустовского: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед». Как вы понимаете это высказывание?
-С.Маршак делает вывод: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной». Слово в руках писателя творит чудо! С какими художниками слова вы познакомились, что заинтересовало вас в прочитанном на днях? Поделитесь эмоциями, «Дневник читателя» вам поможет.
2.Сообщение темы, целей урока.
-Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».
-Что такое эпиграф?
-Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока». Я нашла два таких окошка-эпиграфа. Прочитаем их.
-Какой эпиграф наиболее подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.
3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.
-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?
-Отправляемся в 19 век, для того чтобы узнать о басне еще кое-что.
1)Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики).
Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп.Басни».
Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?
Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.
Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.
Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.
Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.
-Что нового вы узнали о басне?
2)Чтение наизусть ( д.з. «Лебедь, Щука и Рак»)
3)Опрос.
-Что вы знаете о «бродячих сюжетах»?
-Кто смог найти пару-тройку басен различных авторов, использовавших «бродячие
сюжеты»?
( Эзоп «Муравей и Жук», Лафонтен «Кузнечик и муравей», Сумароков «Стрекоза»,
Крылов «Стрекоза и Муравей»).
4.Знакомство с басней «Свинья под Дубом».
-Сюжет – цепочку событий басни Крылов придумал сам. Кому уже знакома басня?
-Думаю, получится увлекательный разговор.
1)Словарная работа.
-В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова
невежа и невежда (объясняет ученик, работавший со словарем)
2)Целевая установка.
-Я прочту басню, а вы приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело
и невежей, и невеждой?
3)Чтение наизусть учителем.
4)Беседа по восприятию (ответы на поставленный вопрос).
5)Беседа по содержанию.
-Прочитайте басню про себя, о чем басня?
Физкультминутка
-А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.
Стоит дуб-стародуб,
На том дубе-стародубе
Сидит птица-вереница,
Никто ее не понимает –
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Солнце на небе)
6)Пообразный анализ
-У нас на уроке – помощник, литературоведческий жучок (знакомство со схемой)
1.Портрет.__________ __________ 4.Отношение
к другим персонажам.
2.Речь.____________________ ОБРАЗ-ПЕРСОНАЖ ____________5.Характеристика
другим персонажем.
3.Поступки.________________ ___________6.Авторская
характеристика.
-На кого из персонажей вы сразу обратили внимание?
-Нарисуйте портрет Свиньи, какая она?
-С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь?
-Прочитайте реплики Свиньи.
-Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки?
-Оцените ее действия.
-Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?
-Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»?
-В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто?
-Каких людей подразумевает автор?
-Такой прием , когда за изображением животного скрывается изображение человека, называется аллегорией. Аллегория – иносказание.
-Как нужно читать слова Свиньи?
Литературная минутка «Отгадай, кто я?»
-…мудрый, могучий, вековой, рассудительный…(дуб)
-Вспомните из темы «Сказки», недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир?
-Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной?
-С каким чувством люди-язычники относились к дубу?
-Такое отношение нашло отражение во многих жанрах фольклора: загадках, пословицах, народных песнях. Продолжает ли Крылов эту традицию?
-Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе.
-Что означает слово «вековой»?
-Прочитайте слова Дуба.
-Как понимаете слово «промолвил»?
-Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной?
-Как нужно прочитать слова Дуба?
-Третий персонаж – Ворон. Прочитайте его слова.
-Скажите о нем несколько слов.
-Как нужно прочитать его слова?
в)Работа со словами морали.
-Какова тема басни?
-Где отражена тема?
-Идея басни?
-Где сосредоточен ее смысл?
-Что такое мораль?
-Как понимаете слова морали?
-С каким чувством автор выражает свою позицию?
5. Чтение по ролям.
6.Работа со словарями.
-Образ свиньи нашел отражение во многих пословицах и поговорках. Послушайте, постарайтесь понять смысл (работавшие дома со словарями).
-Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре и в литературе?
7.Домашнее задание.
Басню выучить наизусть, определение аллегории знать, иллюстрации с комментариями (по желанию).
8.Оценочные высказывания.
Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.
Меня захватывают басни Крылова тем, что …
В баснях Крылова, как живые, …
Поэт не спешит с моралью …
В басне иронично …
Секрет басни в том, что …
Герои незабываемы, потому что …
9.Работа с эпиграфом.
Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения.
Оценивание работы на уроке.
Источники:
- «Литература.5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 3-е изд. –М.:Просвещение,2002»
- Курдюмова Т.Ф. Литература.5 кл.: Методические рекомендации. -М.: Дрофа,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе «Басни И.А. Крылова -«книга мудрости»»
конспект урока литературы в 5 классе «Басни И.А.Крылова — «книга мудрости"…
Урок по литературе 5 класс «Басня И.А. Крылова «Волк на псарне»
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази…
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова…
технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
урок изучения нового материала…
литературы в 5 классе «Анализ басни А.И. Крылова «Свинья под Дубом»»
Урок в рамках ФГОС…
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра…
Технологическая карта по литературе по басне Крылова «Свинья под дубом»
Данная технологическая карта предназначена для учителей русского языка и литературы….
- Мне нравится
Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!
Волк на псарнеСлон и Моська
Басня Свинья под дубом читать
Мораль басни Свинья под дубом
Невежда так же в ослепленьеБранит науку и ученьеИ все ученые труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Басня Свинья под дубом — анализ
Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:
- Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому. Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
- Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.
Басни Крылова читать
Анализ / мораль басни «Свинья под дубом» Крылова
Впервые вниманию читающей публики «Свинья под дубом» Ивана Андреевича Крылова была предложена на страницах «Северной пчелы».
Басня написана примерно в 1823 году. Ее автору в эту пору 54 года, он занимается каталогизацией в Публичной библиотеке, его произведения переводятся на европейские языки, а сам он неоднократно награжден как лучший баснописец страны. Размер традиционен для И. Крылова – ямб, излюбленной рифмовке он также не изменяет: есть и перекрестная, и смежная, и опоясывающая. Произведение нравоучительно, есть в нем и социальная заостренность, сходный сюжет можно отыскать и у Эзопа. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт. Итак, «Свинья наелась жолудей» (слово написано в устаревшей орфографии). «До-сыта, до-отвала»: еще один пример устаревшего правописания слов и ударения в них. Следом она еще и «выспалась под ним» (один из типичных для басен И. Крылова приставочных глаголов, придающих особый колорит истории). «Глаза продравши»: просторечие, как и «рыло». Героиня подрывает корни дерева. Вступает второе действующее лицо, Ворон: оно засохнуть может. «Хоть век его не будь»: гипербола. Обнаруживается невежество Свиньи, которая не видит связи между деревом и его плодами, все время роется в земле, не поднимая голову. «Я от них жирею»: налицо животный эгоцентризм. В разговор включается и сам Дуб, наградивший героиню эпитетом «неблагодарная!» Приставочный глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство немногих сказанных им слов. «Эти жолуди на мне растут». Кажется, Свинья слышит только саму себя. Чем заканчивается сама история, остается только догадываться. Была ли Свинья пристыжена или пропустила справедливый упрек мимо ушей? Мораль басни переводит конфликт в область широкой метафоры, перенесенной на человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». А между тем, даже и они пользуются плодами «ученых трудов». Писатель добавляет, что такие люди находятся «в ослепленье», то есть, их можно и пожалеть. Впрочем, если Свиней становится много, то достанется не только Дубам, но и Воронам. И противостоять они этому, похоже, не в силах. Кстати говоря, оба положительных образа басни традиционно ассоциируются с долголетием, мудростью, знанием.
Дидактический посыл «Свиньи под дубом» И. Крылова широко используется в отечественной педагогике.
Используемые источники:
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/svinya-pod-dubom-analiz.html
- https://vashurok.ru/questions/1-chto-v-basne-svinya-pod-dubom-allegoricheskogo-inoskazatelnogo-a-chto-moglo-bi-proizoyt
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/04/24/urok-literatury-v-5-klasse-basnya-iakrylova-svinya-pod-dubom
- https://deti-online.com/basni/basni-krylova/svinja-pod-dubom/
- https://rustih.ru/ivan-krylov-svinya-pod-dubom-basnya/