Содержание
- 1 Электронная книга
- 2 Читайте также
- 3 Краткие сведения о произведении
- 4 Главные герои повести
- 5 Другие персонажи
- 6 Очень краткое содержание для читательского дневника
- 7 Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
- 8 Заключение к краткому пересказу
- 9 Главные герои
- 10 Другие персонажи
- 11 Краткое содержание
- 12 Заключение
- 13 Тест по повести
- 14 Глава первая
- 15 Глава вторая
- 16 Глава третья
- 17 Глава четвертая
- 18 Глава пятая
- 19 Глава шестая
- 20 Глава седьмая
- 21 Глава восьмая
- 22 Глава девятая
- 23 О повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»
- 24 Главные герои и их характеристика
- 25 Второстепенные персонажи
- 26 Краткое содержание по главам
- 27 Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева
- 28 История создания
- 29 Главный смысл произведения
- 30 Проблематика повести
- 31 Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву
- 32 Еще тесты
- 33 Читайте также
Иуда ИскариотАудиокнига. 3 ч 2 мин. Читает Владимир Шевяков. Бесплатный отрывок:
Владимир Шевяков3 ч 02 минИуда ИскариотАудиокнига. 3 ч 29 мин. Читает Виктория Серебрянская. Бесплатный отрывок:Виктория Серебрянская3 ч 29 минИуда ИскариотАудиокнига. 2 ч 47 мин. Читает Галина Самойлова. Бесплатный отрывок:Галина Самойлова2 ч 47 мин
Электронная книга
Иуда Искариот[1] Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами…
Читайте также
Здесь даны основные сведения о повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.
Краткие сведения о произведении
Повесть Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот» впервые была опубликована в 1907 году. В ней использован «евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя — Иисуса Христа». Автор истолковал мотивы предателя по-своему. Он пытается понять противоречивую личность этого человека, его психологию. Видно, что писатель хочет доказать, что в этом предательстве Иуды было больше любви к Иисусу, чем у прочих его учеников.
М. Горький одобрительно отозвался об этом произведении, но сам автор и многие прогрессивные литературные критики остались повестью недовольны. Например, А. Луначарский увидел в ней стремление Андреева возбудить симпатию к предателю и антипатию к человечеству.
Главные герои повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
К Иисусу, странствующему со своими учениками, присоединился Иуда. Скоро Иисус понял, что он не любит людей, и стал его сторониться.
Иуда любил только Иисуса, считал его учеников лживыми и глупыми и только себя — достойным быть ближе к Христу в царствии небесном.
Иуда сказал первосвященнику Анне, что его учитель хочет отобрать власть у священников и нужно его схватить. За своё предательство он получил 30 серебряников.
Затем предатель окружил учителя вниманием и лаской, а ученикам говорил, чтобы они вступились за Христа в минуту опасности.
Когда Иисус с учениками ночевали в Гефсиманском саду Иерусалима, Иуда привёл туда воинов, сказал им, что тот, кого он поцелует, — Христос. После поцелуя предателя Иисус был схвачен солдатами, а ученики не вступились за него.
После казни Христа Иуда сказал первосвященникам, что его учитель был невиновен, и бросил 30 серебряников в лица судей и Анны.
Ученикам Христа Иуда сказал, что они предатели, а они ответили, что не смогли бы отбить учителя у многочисленных солдат.
Иуда повесился на горе, надеясь, что на небесах Иисус поймёт его и вместе с ним вернётся на землю.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1
По Иудее странствовал философ-проповедник Иисус Христос вместе со своими учениками. Там к ним присоединился Иуда. проповедника многие предупреждали, что это дурной, коварный, жадный, лживый человек, что он любит ссорить людей. Но Иисус, который жалел отверженных и нелюбимых, принял его и приблизил к себе.
Главы 2–3
Иисус поручил ему ящик с деньгами. Иуда стал покупать необходимую одежду, пищу, раздавал милостыню.
Он часто развлекал своих товарищей рассказами, и всегда у него выходило, что все люди плохие.
Однажды Пётр спросил Иуду, любит ли он Иисуса, и тот отрывисто ответил: «Люблю».
Когда Иисус понял, что Иуда думает обо всех людях плохо, он стал его как бы не замечать. Того это удручало и обижало. Он считал, что учитель боится его, а любит других учеников, глупых, лживых предателей.
Глава 4
Когда Иуда утаил из казны немного денег, Пётр притащил его к Христу, но тот сказал, что деньги общие, и каждый может брать столько, сколько захочет. Все согласились с этим.
Скоро все заметили перемену в поведении Иуды: он стал серьёзен и прост.
Однажды Иоанн, любимый ученик Христа, спросил Иуду, кто из них будет первым возле учителя в царствии небесном. Тот ответил: «Я полагаю, что ты».
В этот же день такой же вопрос задал ему Пётр, и Иуда ответил: «Конечно, ты!»
Часто Иуда проводил время в уединении, о чём-то размышляя.
Пётр и Иоанн заспорили, кто из них будет первым возле Христа. Оба попросили Иуду сказать, кто будет ближе к Иисусу, и тот тихо ответил: «Я!»
Глава 5
Иуда тайно пришёл к первосвященнику Анне и сказал, что стал учеником Иисуса Назарея только из-за того, чтобы уличить его в обмане людей и предать в руки закона.
Он рассказал, что его учитель ненавидит фарисеев и хочет отобрать у церковников власть.
Анна спросил, много ли у этого проповедника учеников и не вступятся ли они за него. Предатель ответил, что ученики — трусы. Но Анна, который боялся народного бунта, сказал, что Иисус не нужен первосвященникам.
2 раза ещё приходил предатель и говорил, что хочет, чтобы Назарея схватили.
Анна спросил, сколько он хочет получить денег за предательство. Иуда спросил, сколько они дадут. Анна ответил, что 30 серебряников. Начали они торговаться, и когда первосвященник стал в бешенстве прогонять Иуду, тот согласился за эту сумму предать своего учителя. Деньги он спрятал за городом, под камнем.
В последние дни жизни Христа окружил его Иуда вниманием, лаской, любовью, угадывал малейшие желания.
Глава 6
Иисус собирался в Иерусалим, а Иуда предупреждал об опасности, о ненависти фарисеев к Иисусу, их желании убить его.
Ученикам он внушал, что нужно вступиться за учителя в минуту опасности, но они слишком верили в чудесную силу Христа.
Когда проповедник прибыл в Иерусалим, народ восторженно его приветствовал. Но вскоре поползли слухи об опасности для него.
Глава 7
Иисус с учениками пошёл ночевать в Гефсиманский сад.
Он и четверо ближайших учеников пошли в глубину сада и сели. Внезапно Христос поднялся, сказал, чтобы ученики побыли здесь и бодрствовали, а сам ушёл в чащу.
Но усталые ученики уснули. И раздались громкие слова Иисуса, «что предаётся сын человеческий в руки грешников».
Воины с факелами окружили их. Им Иуда шепнул, что кого он поцелует, тот и есть Христос.
Подошёл он к учителю и поцеловал его. Схватили солдаты проповедника, а ученики его сбились в кучку и не препятствовали этому, но мешали солдатам тем, что лезли им под ноги. Тогда солдаты разъярились, и ученики побежали прочь.
Иисуса повели, а за ним крался Пётр. Когда зашли во двор первосвященника, Петра спросили, знает ли он Иисуса, тот ответил отрицательно и, испуганный, ушёл со двора.
Солдаты стали бить в караульне Иисуса, он не сопротивлялся и не кричал. А Иуда наблюдал за избиением через окно и душа его страдала.
Глава 8
Все люди стали презирать Иуду за предательство, но он был равнодушен к этому.
После допроса у Каифы Христа повели к Пилату, и его сопровождала толпа народа. Никто не заступался за Иисуса.
Пилат вывел Христа к народу и сказал, что не нашёл его вины, но люди закричали, требуя его смерти.
Тогда Пилат вымыл свои руки в воде и, подняв их, сказал, что он неповинен в смерти этого праведника. И Христос умер, распятый на деревянном кресте.
Глава 9
Пришёл Иуда к первосвященникам и сказал, что он обманул их, так как Иисус был невиновен, и что они убили невиновного. Бросил он 30 серебряников в лицо первосвященника Анны и судей и пошёл к ученикам Иисуса.
Назвал он их трусливыми предателями, а они оправдывались, что ничего не могли сделать против многочисленных врагов. Но тот укорял их, что они не погибли в схватке с солдатами, освобождая учителя. Пошёл предатель на гору, где над Иерусалимом стояло одинокое дерево, и повесился на его ветке. Надеялся он, что поймёт его Иисус, и вместе они вернутся на землю.
Наутро люди увидели висящего на горе Иуду, сняли его, бросили в овраг и прокляли.
Заключение к краткому пересказу
В повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) повести «Иуда Искариот»: предательство совершил не только Иуда, но и другие ученики Иисуса, а также народ, не выступивший в его защиту.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:«Приёмыш» — краткое содержание рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка«Горячий снег» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ю. В. Бондарева«Барышня-крестьянка» — краткое содержание и пересказ повести А. С. Пушкина«Сорочинская ярмарка» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя
Повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева – впервые опубликованная под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16. Основной темой произведения стала «психология предательства». Андреев использовал в книге евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя – Иисуса Христа, но истолковывает мотивы Иуды Искариота по-своему. Автор пытается оправдать действия Иуды, понять его внутренние противоречия и психологию, пытается доказать, что в предательстве Иуды было больше любви к Христу, чем у всех остальных его учеников.
Предлагаем вам читать онлайн краткое содержание «Иуды Искариот» по главам. Пересказ может пригодиться школьникам при подготовке к урокам литературы и для читательского дневника.
Главные герои
Иуда из Кариота – рыжий, уродливый, мерзостный человек, ненавидимый всеми учениками Христа. Вор, лжец и интриган.
Иисус Христос (Назорей) – бродячий философ-проповедник, за которым следуют ученики-апостолы. Сын Божий.
Апостолы – среди апостолов Андреев упоминает Петра, Иоанна, Фому, наделяя их очень человеческими качествами: они гневаются, брезгуют, осуждают, ненавидят, обижают.
Другие персонажи
Анна – первосвященник, к которому идет Иуда с предложением осудить Христа.
Каиафа – первосвященник, зять Анны, член Синедриона.
Краткое содержание
Глава I
Иисуса Христа множество раз предупреждали, что Иуда из Кариота был человеком дурной славы и потому его следовало остерегаться.
«Он ссорит нас постоянно!»
, – жаловались Иисусу ученики, недоумевая, отчего им претит общество Иуды.
Ни Петр, ни Фома, ни Иоанн не могут вспомнить, как и когда появился Иуда рядом с ними, как примкнул к спутникам Христа, как стал называться одним из его учеников.
Глава II
Постепенно к Иуде привыкли. Иисус поручил ему денежный ящик и, одновременно с этим на плечи Иуды легли все остальные хозяйственные заботы. Иуда покупал необходимую одежду и провиант, раздавал деньги нищим.
Дурная слава Иуды следует за ним. Из-за того, что люди видели Иуду вместе с Христом, жители селения обвинили Иисуса и его апостолов в краже козленка. В другом же селении и вовсе люди собрались побить проповедников камнями, но Иуда вступился за Христа и своих товарищей, выбежав вперед к толпе и крича, что Иисус не одержим бесом, как могли подумать люди, слушая его речи, а обыкновенный мошенник, как и сам Иуда, что проповедует Христос ради денег. И толпа отступила, решив, что эти пришельцы недостойны умереть от руки честного.
Да только ни Иисус, ни его ученики не оценили поступка Иуды. Учитель удалился из селения в гневе, а его ученики, следовавшие за Христом на почтительном расстоянии, проклинали Искариота. Ну, разве они не глупцы, раз не оценили стараний Иуды, раз не поблагодарили его за то, что спас их жизни?
Глава III
Однажды ученики решили развлечься и принялись мериться силой. Они поднимали камни и бросали их вниз со скалы, соревнуясь, кто поднимет камень тяжелее. Иуда поднял самый большой и тяжелый валун. Он торжествовал: вот теперь-то все увидят и оценят его силу, теперь-то все точно поймут, что он лучший из всех учеников. Петр однако не желал Иуде победы, потому решил вознести молитву: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!»
Услыхав такую молитву Иисус грустно ответил: «А кто поможет Искариоту?»
Глава IV
Не единожды Христос защищал Иуду. Однажды Иуда утаил от всех несколько монет, будучи хранителем денежного ящика, и его деяние открылось. Апостолы негодовали! Они привели вора к Иисусу, обличая его. Христос, выслушав обвинения своих учеников, ответил им, что никто не смеет считать, сколько денег присвоил себе Иуда, потому что он такой же брат вам, как и все остальные, и подобные действия обижают его! После этого Иуда заметно повеселел. Его радовало не столько примирение с апостолами, сколько то, что Иисус выделил его из толпы.
Глава V
Приближается праздник Пасхи, а значит, и приближаются скорбные последние дни жизни Христа. Иуда отправляется к первосвященнику Анне, предлагая ему осудить Иисуса из Назарета. Анна, будучи осведомленным о репутации Иуды, прогоняет его прочь. Так повторяется несколько дней подряд, но Иуда проявляет упорство и тогда Анна с презрением предлагает предателю деньги за жизнь Иисуса – тридцать серебренников. Искариота очень возмутила столь низкая цена! «Тридцать серебренников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу!»
Анна отвечает, что, в таком случае, Иуда не получит вообще ничего и Искариот соглашается с ценой, подумав, что среди учеников или жителей Иерусалима наверняка найдется кто-нибудь, кто оценит жизнь Христа еще меньшей суммой.
Глава VI
В последние часы Иуда окружает Иисуса лаской и вниманием. Он услужлив по отношению к апостолам, ибо никто не смеет помешает его замыслу, никто не должен заподозрить Иуду в предательстве. Теперь имя Иуды навсегда будет связано с именем Христа, теперь люди во веки веков не забудут Иуду и имя его останется в веках.
Глава VII
Не веря своим глазам, Иуда идет за Иисусом, когда его схватили римские воины. Он видит, как бьют Христа, как его осуждают, как ведут к месту казни – на Голгофу.
Глава VIII
Иуда не замечает ни наступившей ночи, ни восходящего солнца. Сбывается его мечта, но одновременно с этим – и его кошмар. Никто из учеников не защищает учителя с оружием, хотя Иуда украл два меча у римских солдат и принес их апостолам, никто из них не кричит «Осанна»
учителю. Один Иуда остался с Иисусом до самого конца. Даже Петр и тот отрекался от Христа трижды, говорил, что знать не знает Иисуса. Один Иуда остался верен Христу. Только он один!
Глава IX
После смерти Иисуса, Иуда идет в Синедрион и бросает в лицо первосвященникам обвинение: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!»
. Он говорит Анне и остальному Синедриону, что они убили безгрешного, что Иуда, на самом деле, предал не Иисуса, а их, первосвященников, отныне они обречены на вечный позор. В этот день Иуда и сам становится пророком. Он говорит то, что не смеют сказать все остальные ученики. «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?»
Иуда идет на гору один и затягивает петлю на своей шее. Он один последует за Христом до конца как его самый преданный ученик.
А по миру тем временем ширится весть о предателе Иуде.
Заключение
Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» имеет мало общего с библейской историей Иуды. Критика называла автора и реалистом, и неореалистом, и фантастическим реалистом, и авангардистом, и декадентом, но время все расставило по своим местам: так творчество Андреева оказало огромное влияние на русский символизм и орнаментальную прозу, а также явилось предтечей немецкого экспрессионизма.
Мы рекомендуем после ознакомления с пересказом «Иуды Искариота» прочесть повесть полностью.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
«Иуда Искариот» Леонида Андреева – это:</h3>
- <label>новелла</label>
- <label>повесть</label>
- <label>рассказ</label>
- <label>роман</label>
(новая вкладка)
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Данное произведение написано автором в 1907 году. В центре сюжетной линии необычный взгляд на известную библейскую притчу. Краткое содержание повести Андреева «Иуда Искариот» по главам раскроет тему двойственности любви Иуды к Христу. Его подлинное отношение к Иисусу, готовность следовать его учениям, преданность в отличие от апостолов, оказавшихся лицемерными и нерешительными.
Главные герои
- Иуда из Кариота – отвратительная личность, предатель.
- <исус Христос (Назорей) – сын Божий. Бродячий философ-проповедник.
- <постолы – ближайшие ученики-последователи Иисуса Христа.
Второстепенные персонажи
- <нна – первосвященник.
- <аиафа – первосвященник.
Глава первая
Иисуса Христа предупреждали насчет Иуды из Кариота. Слава вокруг него ходила дурная. Человек он опасный, способный на подлость. Не верил Иисус рассказам, считая все наговором. Никто из учеников не успел заметить, как удалось рыжему иудею приблизиться к учителю, втеревшись в доверие. Впустил он Иуду в круг избранных.
Глава вторая
Постепенно Иуда стал своим. Ему удалось добиться расположения некоторых учеников, хотя врал он, как раньше, но вранье придавало шарм его историям. Его роль в коллективе слежение за денежным ящиком и выполнение хозяйственных работ.
Искариот уверен, нет человека, который бы не согрешил. Он постоянно жаловался, что все его хотят обмануть и оклеветать. Остановившись на ночлег в одном селении, их обвиняют в краже козленка только потому, что Иуда ходит рядом с Христом. Козленок нашелся, но люди убеждены, что Иисус вор. После этой истории отношение Христа к Иуде изменилось. Он все чаще не замечал его, а при разговоре с учениками демонстративно садился к нему спиной.
Другой случай, произошедший с Христом, вновь показал, что Иуда прав. В деревне, куда Иисус пришел с проповедью, местные встретили их враждебно, а после проповеди обвинили в лицемерии и хотели закидать камнями. Так и произошло бы, если бы не Иуда, яростно бросавшийся на толпу в попытке защитить Христа. Он грозил и умолял, лгал, давая возможность Христу и ученикам уйти. Припадая на колени, он тряс денежным мешком, заявляя во всеуслышание, что Иисус такой же вор, как его ученики, как и сам Иуда. Гнев толпы сменился на смех и отвращение. Иуда ожидал похвалы и благодарности, ведь он всех спас, но Иисус не разделил его ликования по поводу победы.
Глава третья
Притомившись после долгого пути, Иисус прилег отдохнуть в шатре. Пока он отдыхал, ученики прогуливались по окрестностям, чтобы не нарушить покой. Петр и Филипп развлекались скатыванием больших камней с горы. Вскоре к ним присоединились остальные ученики. Во всеобщем веселье лишь Иуда не принимал участия.
Фома зовет друга присоединиться. Иуда устраивает с Петром соревнования, у кого больше сил сбросить самый огромный и тяжелый из камней. Иуде удается сдвинуть валун с места. Он торжествует, оказавшись самым сильным, ловким из всех. Петр его победу не разделяет. Он обращается к небу с мольбой не допустить, чтобы Иуда стал сильнейшим, и просит помощи одолеть его. Иисус, услышав его молитву с грустью в голосе отвечает:
А кто поможет Искариоту?
Глава четвертая
Фома уличил Иуду в краже динариев. Петр хватает Иуду за шиворот и тащит вора на беседу к учителю. Иисус к всеобщему удивлению встает на сторону Иуды. Он заявляет, что никто не имеет права считать, сколько денег присвоил наш брат. Иуда доволен. Ему удалось примириться с апостолами. Иисус вновь выделил его из толпы, что не осталось незамеченным для всех.
Петр и Иоанн оспаривали первенство в царствии небесном. Призвав Иуду разрешить спор, они не ожидали, что на вопрос, кто будет первый возле Иисуса, услышат от Иуды, что это он.
Глава пятая
Иуда посещает первосвященника Анну, предлагая старику предать Иисуса суду. Анна сделал вид, что впервые слышит это имя. Он прогоняет предателя, но Иуда оказался настойчив. В итоге Анна соглашается, предлагая за жизнь Иисуса тридцать серебренников. Искариот возмущен столь низкой оценкой жизни Христа. Такой ценный товар и за такую сумму. Пытаясь выпросить еще денег, Иуда слышит отказ. Неожиданно он преображается. Немного подумав, Иуда решил, что вдруг найдется негодяй, готовый предать и за один обол.
Все последующие дни предатель окружил лаской и заботой не только Иисуса, но и апостолов. Никто не должен помешать осуществлению его планов. Его имя навсегда должно остаться в памяти людей и называться вместе с именем Иисуса.
Глава шестая
Каждый день Иуда предупреждал всех об опасности. Он знал, что путешествие в Иерусалим станет последним для Христа, но не пытался его отговорить. Он неустанно твердил что нужно защитить учителя. В доказательство любви Искариот приносит пару мечей. Пусть видят, что он до последнего вздоха будет сражаться за него. В Иерусалиме народ встретил Христа радостными криками. Ученики радовались его победе. Вот только сам Христос грустил. На последнем вечере он еле слышно произнес, что кто-то предаст его.
Глава седьмая
Иисусу было тревожно. Шагая по ночному Иерусалиму, он явно нервничал. Ученикам был отдан приказ не спать всю ночь, караулить место стоянки, но Петр, Иоанн, Иаков и Симон уснули. Разбудили всех громкие звуки. На них надвигалась толпа воинов во главе с Иудой. Иуда шепнул солдатам, что тот, кого он поцелует, того и хватать. Апостолы в страхе наблюдали за происходящим. После того, как Христа схватили, все ученики разбежались. Лишь Иуда следовал за учителем. Он наблюдал через окно в решетке, как избивают Христа и в голове его роились мысли, что вдруг солдаты обо всем догадаются и его план сорвется.
Глава восьмая
Где бы не появлялся Иуда, всюду на него тыкали пальцем, крича, что он предатель. Апостолы отреклись от Христа, испугавшись вооруженных солдат. Иуда все время был рядом с Иисусом, даже во время казни. Осуществились его мечты и ужасы. Христос распят. Все это время он боялся, что люди одумаются и спасут Христа, но нет. Победа за Искариотом!
Глава девятая
После распятия Христа Иуда возвращается к апостолам, обзывая их трусами. Он призывает пойти вслед за учителем, но никто не решается. Кто если не они расскажут народу правду о нем? Они должны донести его учения. Иуда проклинает их. Он взбирается на высокую гору, накидывает петлю на одинокое дерево и вешается. Поутру его тело сбрасывают в овраг, как поступали с падалью.
В среднем, пользователи прочитывают текст за 7 мин. Добавить в избранноеСодержание:
Леонид Николаевич Андреев создал произведение «Иуда Искариот» по мотивам сюжета из Библии. Краткое содержание, представленное ниже, раскроет сюжет, познакомит с главными персонажами.
Русский писатель и драматург Максим Горький еще до публикации повести предрёк, что произведение поднимет большой шум в литературе.
О повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Произведение написано в жанре повести, впервые появилось в печати в 1907 году. Тогда оно было напечатано под другим названием — «Иуда Искариот и другие».
Главной темой произведения Андреева является понятие сути предательства, его психология.
В основу сюжета повести автор положил историю предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом, и представил историю под другим углом. Андреев в произведении пытается разобраться в чувствах и поступках Иуды, почему он предал Спасителя, ищет противоречия в поступках Искариота и окружающих.
Автор оправдывает Иуду и считает, что тот был до последнего верен Христу, до самой смерти находился рядом с ним, любил его.
Главные герои и их характеристика
Главные персонажи повести и их описание:
-
Иуда Искариот – в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.
-
Иисус Христос – проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.
-
Ученики Христа или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.
Второстепенные персонажи
Герои второго плана не многочисленны, однако играют значительную роль и влияют на сюжет:
-
Анна – иерусалимский первосвященник. Именно к нему обращается иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;
-
Каиафа – еще один первосвященник. Является зятем и членом Синедриона.
Краткое содержание по главам
Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.
Главы 1 — 3
Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.
По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.
Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.
Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни — кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.
Однако Петр не хотел победы Иуды и попросил у Бога: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!». Услышав его молитву, Иисус сказал: «А кто же тогда поможет Искариоту?».
Главы 4 — 6
Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.
Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.
На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.
Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.
Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.
Главы 7 — 9
Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.
И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.
До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.
Затем заявляет, что он предал не Христа, а первосвященников, что находятся рядом, и теперь на них будет висеть вечный позор. Все апостолы снова молчат, только Иуда отважился перечить и осуждать убийц Иисуса. Он произносит пророческие слова: «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?».
Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.
Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.
Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева
Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.
Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.
Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.
Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.
История создания
В 1906 г. Леонид Андреев поделился со своим другом, что у него есть идея написать произведение о психологии предательства. Идея написания пришла ему в голову еще в 1902 г. За основу автор решил взять библейскую историю о предательстве Иудой Иисуса Христа.
Леонид Николаевич Андреев (1871 — 1919) — родоначальник русского экспрессионизма.
После написания повести Андреев сначала решил продемонстрировать произведение и узнать отзыв о книге у своего близкого приятеля Максима Горького. Тот вычитал текст и указал на небольшие исторические ошибки.
После исправления и внесения поправок повесть ушла в печать, а Максим Горький признался, что произведение точно никого не оставит равнодушным и «наделает много шуму».
Повесть еще при жизни Леонида Андреева была переведена на многие иностранные языки и печаталась за рубежом.
Главный смысл произведения
«Иуда Искариот» — это глубокое философско-исследовательское произведение о поведении человека, что движет им, что заставляет совершать порой противоречивые действия.
Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.
Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.
Проблематика повести
В книге рассматриваются проблемы непринятия изменения известных в течение многих веков фактов. Поэтому автор пытается показать поступки Иуды под другим углом и оправдать Искариота.
Зачем это нужно? Ведь знакомым с Библией легче воспринимать два противоположных образа: чистого и святого Иисуса Христа и предателя Иуду. Люди всегда разделяли их на два полюса: добро и зло.
А что, если не все так просто, нет истинного добра и зла? Чтобы разобраться в поступках других людей, необходим глубокий анализ психологического состояния и мотивов.
С другой стороны, если человек не желает принимать горюющего Иуду и не пытается понять причины и мотивы его предательства, значит он согласен с тем, что в Иуду действительно «вошел сатана». Все его поступки были совершены его собственными руками, но действовал и руководил человеком дьявол.
Значит созданию Божьему легче уйти от ответственности и переложить всю вину на других, а себя считать лишь марионеткой? Так где же теперь добро и зло? Не все так однозначно, поэтому автор поднял эту тему в своем произведении.
Почему Иуда Искариот предал Христа по Андрееву
Автор считает, что мотивами предательства Иуды были не корысть и не ненависть к Христу. Иуда желал быть таким же умным, добрым как свой Учитель, но понимал, что не может. Он не был способен дарить доброту и любовь другим людям.
Искариот пытался быть похожим на Христа, поэтому его поведение было таким противоречивым. Он искренне считал, что окружающие Учителя не достойны находиться рядом с ним, что только сам Иуда искренне любит и предан Христу.
Обстановку усугубляют апостолы, которые ненавидят Иуду и не принимают его. Предавая, Искариот принимает на себя ношу вечного предателя. Предательство в результате оборачивается настоящей верной любовью ко Христу.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://briefly.ru/andreev/iuda_iskariot/
- https://blmb.ru/iuda-iskariot-kratkoe-soderzhanie/
- https://obrazovaka.ru/books/andreev/iuda-iskariot
- https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2484-iuda-iskariot.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/iuda-iskariot.html