Деятели серебряного века: список наиболее значимых фигур

Содержание:

Культурный расцвет

Серебряный век продолжался недолго, менее четверти века — с 1900 по 1922 год. Начало периода совпадает со смертью В. Соловьева, известного религиозного мыслителя и поэта. В конце этой поры из Советской России были высланы мыслители и философы, неугодные новой власти.

Небольшая продолжительность вовсе не означает, что эти годы были незначительными — наоборот, со временем их ценность даже выросла. Представители русской культуры первыми поняли, насколько вреден рационализм, бездуховность, отсутствие религиозных идеалов. Запад осознал это намного поздней.

Эпоха индустриализации совпала с небывалым расцветом всех видов творчества, она породила новые направления, вызывала бурные споры, дала толчок к рассвету философской мысли. Искусство серебряного века отличается своей элитарностью, утонченностью. Поэтому нельзя отождествлять всю литературу, что появилась в конце XIX — начале XX века, с Серебряным веком, ведь в этих хронологических границах существовало много направлений:

  • Модернизм.
  • Классический реализм.
  • Сатира.
  • Крестьянская поэзия.
  • Пролетарская поэзия.

Но это не просто вопрос хронологии. Скорей, образ мышления, присущий художникам, жившим в ту эпоху. И хотя они часто конфликтовали между собой, в итоге сознание потомков объединило их в особую плеяду.

Гении литературы

Ярче всего необычная эпоха проявила себя в творчестве деятелей пера. На стыке времен возникла целая плеяда звезд мирового значения. Всем хорошо известны писатели серебряного века русской литературы. Список их впечатляет:

  • Константин Бальмонт.
  • Игорь Северянин.
  • Саша Черный.
  • Марина Цветаева.
  • Сергей Есенин.
  • Владислав Ходасевич.
  • Всеволод Рождественский.
  • Николай Гумилев.
  • Александр Блок.

Точный список составить затрудняются даже литературоведы, как и установить временные рамки. Условно для литераторов время расцвета началось с 1890 г., но наиболее жаркие споры вызывает дата его окончания. Часть считает, что конец наступил с началом Гражданской войны, другие называют дату смерти Александра Блока, расстрела Николая Гумилева или самоубийства Владимира Маяковского.

Просто поражает многообразие талантов, которыми прославилось это время. Критический реализм развивался благодаря усилиям Льва Толстого, который описывал проблему противления злу, самоопределения личности («Живой труп», «Отец Сергий»).

Важные социальные вопросы ставил А. Чехов в своих пьесах «Вишневый сад» и «Три сестры». Злободневные сюжеты поднимали и молодые авторы. И. Бунин исследовал процессы в обществе со стороны психологии. А. Куприн показал армию с новой стороны. Новое слово в литературе сказал М. Горький, сделав своими героями пролетариев. Появилось много «крестьянских» поэтов — Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин.

Совершенно новым явлением стал символизм. Его приверженцы утверждали, что религия и вера — это основа не только искусства, но и всего человеческого бытия. Поэты были уверены, что через художественные символы они способны приобщиться к сфере запредельного. Поначалу новые взгляды вылились в декаданс — индивидуализм, состояние тоски и безнадежности были характерны для раннего творчества А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова.

После 1909 г. символизм вышел на новый уровень. Он начал демонстрировать презрение к рационалистической философии, предвещая гибель западной цивилизации. Появились славянофильские настроения, возник интерес к языческим корням русской души. Именно там символисты стремились отыскать истоки для возрождения духовности.

Время перемен

Образованию стали уделять повышенное внимание, эпоха ознаменовалось открытием новых школ. Власть решила ввести начальное обучение для всех. В России тогда было больше всего церковно-приходских школ (более 40 тысяч в 1905 году). Хотя реформа проводилась неумело, ее плоды были заметны:

  • Выросло число учащихся начальных школ с 2,5 млн в 1900 г. до 6 млн в 1914 г.
  • Увеличилось количество земских училищ с 20 тыс. в 1904 до 28 тыс. в 1914 г.
  • Созданы коммерческие училища, дававшие, кроме общеобразовательной, специальную подготовку.
  • Введено совместное обучение девушек и юношей.
  • Выросло количество средних специальных учебных заведений (сельскохозяйственных, горных, железнодорожных, технических и промышленных).

Просвещение получило мощный толчок к развитию, открылись новые вузы, пединституты. Появилось более 30 высших курсов для женщин, после чего они получили массовый доступ к высшему образованию. Более половины студентов не имели дворянского происхождения, но смогли приобрести востребованную профессию.

«Мир искусства» и другие

В России живопись серебряного века тоже попала под влияние модных тенденций. Модернисты долго удерживали лидерство среди художников. Они объединились под названием «Мир искусства», объединение и стало законодателем моды. Реалисты тоже имели сильное влияние на общество. Именно они составляли «Общество передвижников», в которое входили лучшие мастера: И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров и другие.

Но между двумя лагерями существовали противоречия. «Мирискусники» считали, что передвижники наносят вред русской живописи, поддаваясь влиянию общества, политики. В «Мир искусства» входили крупнейшие мастера: А. Бенуа, Л. Бакст, Б. Кустодиев, Н. Рерих и другие. Это мощное содружество влияло также на музыку, балет, критику, декорационное искусство.

Большое значение для развития творческой молодежи имела выставка «Голубая роза». Самые талантливые мастера были связаны с поэтами-символистами, которые в те годы часто выступали на вернисажах. Художники искали себя на стыке западного и национального искусства, пытаясь не потерять при этом индивидуальность. Наиболее яркие представители «Голубой розы» — М. Врубель, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, Н. Сапунов.

Известнейший мастер той эпохи — портретист Валентин Серов, оказавший влияние на многих видных художников. В каждой мелочи он видел нечто большое, значительное. Портрет девушки становился под его кистью гимном красоты, любви и счастья. Он писал не только представителей интеллигенции, но также чиновников, членов царской семьи, банкиров. При этом всегда оставался смелым в характеристике своих героев. Серову удавалось сочетать классические традиции с новаторскими идеями, примером тому служат портреты М. А. Врубеля, И. Рубинштейн, Т. Н. Карсавиной.

Поиск новых направлений

Скульптура этого времени отличалась разнообразием. Лучший представитель школы реализма — С. Волнухин, автор памятника Ивану Федорову, первому печатнику. П. Трубецкой представлял импрессионизм. Известны были работы П. Трубецкого, который выполнил скульптурные портреты Л. Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина и др.

Интересное сочетание модерна с импрессионизмом представляет собой творчество А. Голубкиной. Особенность ее работ в том, что они отражают не черты конкретного человека, а воплощают некий образ: «Солдат» (1907), «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903).

Выдающимися для своего времени были произведения С. Коненкова. Его скульптуры отразили поиски стиля реализма в новых направлениях. Он увлекался как Микеланджело, так и русским деревянным скульптурным творчеством, портретами. Все его работы несут отпечаток неповторимого стиля.

Модерн и не только

Как следствие технического прогресса стали появляться новые города, росла промышленность. Развивался транспорт, менялась общественная жизнь. Благодаря этому архитектура серебряного века получила возможности для изменений. Главное, что преображались не только крупные города, но и провинция.

Везде стали строиться вокзалы, следом за ними рестораны, рынки, банковские здания, магазины, театры. Требовалось найти новый стиль. Как и в живописи, он стал именоваться «модерном». Одной из его изюминок стала стилизация русских мотивов — так появился неорусский стиль. Применялся он также во время строительства усадеб, особняков, дворцов.

Самым ярким представителем этого периода специалисты называют архитектора Ф. Шехтеля. Поначалу вдохновение он находил в готических образцах (примером может служить особняк С. П. Рябушинского, построенный в 1902 году), но затем Шехтель постоянно использовал традиции русского деревянного зодчества — как в здании московского Ярославского вокзала (1902−1904).

Постепенно формы и конструкции упрощались, появился рационалистический модерн. Были среди архитекторов и приверженцы неоклассицизма, эклектики. Ярким примером последнего стиля является московская гостиница «Метрополь», сооруженная в начале прошлого века.

Достижения научного мира

Это было время прорыва не только для деятелей культуры. Оставили свой след в истории также деятели науки, которые открывали новые сферы. Основоположником гидро- и аэродинамики стал Н. Жуковский, создавший теорию гидравлического удара. Именно он открыл закон подъемной силы крыла самолета.

Основы воздухоплавания, ракетодинамики разработал К. Циолковский, проводивший эксперименты в области моделирования дирижаблей и самолетов. Циолковский изобрел автопилот, обосновал возможность космических полетов, предложил ракетный двигатель.

В. Вернадский, выдающийся русский ученый, своими трудами положил начало новым направлениям в радиологии, геохимии, биохимии. Если бы не его учения о ноосфере и биосфере, не появилась бы экология. Только в современном мире, который стоит на гране экологической катастрофы, можно сполна оценить, насколько новаторскими были его идеи.

Новое религиозное сознание

Поиски духовного самоопределения характерны для русского человека в любые времена. Но именно в те годы под влиянием философии находилась не только научная сфера, но и вся культура в целом. Лучшие умы пытались объединить духовное с материальным.

Ярчайшим представителем культурной эпохи стал В. С.Соловьев. Выросший в набожной среде, в юности пережил тяжелый духовный кризис, увлекался материализмом и атеизмом. В студенчестве взгляды его в очередной раз изменились.

Главное достижение В. Соловьева в том, что через поиски социальной правды он получил новое христианское сознание. Преодолев кризис личного безверия, он переосмыслил идею Богочеловечества. При этом Соловьев христианскими тезисами обогатил философию, а не пытался изменить их «под себя». Значение его трудов невозможно переоценить, блестящий литературный дар помог автору сделать свои идеи доступными для широкой общественности. О русском философе заговорили во всем мире, работы его выходили и на других языках.

Блестящие мыслители — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, П. Флоренский — определили развитие философии, этики и культуры во всем мире. В частности, предвосхитили развитие экзистенциализма.

Непродолжительная эпоха повлияла на всю мировую культуру. Лучшие умы поколения обратили внимание общества на то, что необходим не только технический прогресс, но и возрождение духовных ценностей.

Еще тесты

Читайте также

Массовая культура — признаки, функции, виды и характеристики, примерыКультура — понятие, основные формы и разновидностиОписание картины Васнецова «Три богатыря»Искусство — определение, виды и их характеристика, роль искусства в жизни

Автор: · Опубликовано 16.06.2020 · Обновлено 16.06.2020

Многомудрый Литрекон любит поэзию серебряного века за ее новаторство и сложность, разносторонность и неординарность. Каждому из нас полезно изучить эту страницу культурной жизни страны, чтобы располагать ее инструментарием и применять эти знания в творческой работе.

История возникновения

Российская культура насчитывает многовековую историю, формирующуюся и развивающуюся под влиянием различных социально-экономических и политических аспектов, сопровождавших Россию за всё время ее существования. Каждый новый виток в российской культуре возникал вместе с новыми явлениями в других сферах страны. Творения, которые возникли за все время активного развития культуры России, сейчас пользуются большой популярностью у людей самого различного возраста. Серебряный век русской культуры – один из самых известных веяний развития культуры России, его хронологически рамки – примерно конец XIX – начало XX века. Серебряный век протекал вместе с изменениями в политическом и экономическом устройстве России, несомненно, можно говорить о том, что на главных творцов того времени сильное влияние оказал именно контекст исторического развития России.

Развитие гражданского общества, научно-технический прогресс, политические события и многое другое – имели сильное влияние на дух и содержание культуры серебряного века. Первая российская революция, утрата роли церкви как главного источника духовного знания также способствовали развитию основных черт культуры серебряного века. Бурные изменения в общественном развитии предопределили дух нового этапа культурного развития.

Подробнее о возникновении серебряного века написано в кратком эссе.

Основные черты

Культура серебряного века затронула большое количество сфер жизни общества, наука, образование, живопись, литература, театр, скульптура, музыка – вобрали в себя все черты искусства серебряного века.

Основными чертами серебряного века можно назвать…

  1. духовные и творческие поиски людей;
  2. разрушение прежних духовных устоев, быстрое, динамичное развитие многих культурных составляющих.
  3. Также серебряный век характеризуется попытками внедрить в культуру несколько новшеств (в музыке, театре, живописи и литературе).
  4. Происходит интеграция российской культуры в мировую, культура становится более массовой.

Подробнее о признаках и особенностях серебряного века написано в данной статье.

Как проявился серебряный век?

В этот период наблюдается расцвет культуры, появление новых направлений искусства, создание новых творческих объектов. Именно на рубеже веков активно и бурно совершенствовалась культурная составляющая России. Благодаря этой эпохе, у нас, в XXI веке, есть возможность проникнуться духом того времени. Творческие начала, берущие свои истоки в период серебряного века, внесли неоценимый вклад в культурно-историческое развитие России.

В живописи

В живописи активно используется модернистский стиль, многие художники проявляют свою неповторимую индивидуальность и сочетают в своих работах разнообразные школы и направления в живописи. Некоторые художники взаимодействовали с символизмом в литературе. Некоторые художники в начале XXвека объединились в общество “Мир искусства”, данный кружок также повлиял на развитие культуры как в России, так и в мире. Крупнейшими художниками того времени можно назвать Билибина, Кустодиева, Васнецова, Добужинского, Коровина и других.

В науке

В период серебряного века научно-технический прогресс в России развивался очень быстро. Именно в это время были сделаны научные открытия о возможности полетов в космос, проводились исследования в области физики.

Историческая наука, политические и религиозно-философские кружки также вынашивали свои идеи по острейшим вопросам уклада общественной жизни. Биология и медицина, благодаря И. П. Павлову и И. И. Мечникову, получили ряд открытий, которые впоследствии повлияли на всю медицину в целом

В литературе

В конце XIX века начали зарождаться новые стили в литературе. Декадентство – первое из новых явлений в литературе, обозначало уклон в индивидуализм, отказ от гражданских устоев, сопротивление традициям.

Практически в одно время начинают появляться такие течения в литературе как акмеизм, символизм, футуризм (подробнее о них…). Это время – время талантливых писателей, чьи произведения впоследствии приобретут большую популярность. Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский и другие увековечили свои имена, сейчас многие произведения серебряного века изучаются в учебных заведениях, используются для духовного обогащения подрастающего поколения.

В театре

На рубеже веков происходит качественный рост театральной культуры, формируются новые каноны театрального искусства, актерского мастерства, открываются новые театры и вместе с ними утверждаются новые направления в театрально-музыкальной культуре. Личности, олицетворяющие русский театр – К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

В музыке

Музыкальное искусство также не отставало от театрального, развивалось вокальное искусство, усложняются различные аспекты музыки, возрастает роль полифонии, лидирующие места занимают жанр малой оперы и концерта.

Основными деятелями той эпохи были Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов.

Автор: Михаил Сироткин

Содержание:

Предпосылки «серебряного века»

XIX век в истории русской культуры, получивший название «золотого века», сменился новым XX веком, который стал именоваться «серебряным веком». Исследователи полагают, что развитие культуры государства всегда завершается каким-либо социальным потрясением. Так, в России свершилась революция именно после серебряного века, а не после золотого века.

Естественно, предпосылки серебряного века берут свое начало в золотом веке – именно тогда произошли существенные изменения во всех проявлениях духовной культуры России. Однако прежние подходы со временем исчерпали себя, что потребовало поиска новых. 

Следует также отметить небывалый экономический подъем в государстве, который, с одной стороны, отразился в развитии массового производства, а с другой – в нарушении баланса в отношениях между человеком и природой, а также общественно-политический кризис начала XX века. Все это также настроило общество на ожидание неких изменений в стране.

«Серебряный век» в истории России

Русская культура в этот период стала называться «серебряным веком» с подачи Н. Бердяева и Н. Гумилева. 

Замечание 1

Хронологически период «серебряного века» охватывает рубеж XIX и XX веков: с 1880-1890-х до 1910-1920-х гг.

Серебряный век русской культуры подарил нам новые стили в архитектуре, среди которых новорусский стиль, неоклассицизм, модерн. Архитекторы этого периода стремились к органической связи формы, конструкции и материала, таким образом, практикуя синтез искусств. Например, в архитектуре появились объединения компонентов скульптуры и живописи. Стиль модерн здесь выходит на первый план.

Замечание 2 

В этот период возникает и быстро распространяется массовая культура. Наиболее яркий пример этого феномена – невероятный успех кинематографа

В связи с промышленным переворотом стране потребовалось большее количество образованных людей, поэтому в начале XX века появилось множество новых средних и высших учебных заведений. Так, к 1914 г. их число превысило 200. 

Тем не менее, российская система образования не отвечала нуждам государства. И это несмотря на то, что в стране открылись новые технические институты, как и было необходимо в условиях модернизации России. 

Слишком сложно?Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Российская наука рассматриваемого периода не стояла на месте. Многие ученые того времени совершили открытия мирового масштаба. Имена В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, И. И. Сикорского известны по всему миру. 

Замечание 3

В.И. Вернадский является одним из основателей геохимии – это учение о биосфере, которое впоследствии стало основой его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. К.Э. Циолковский является автором теории ракетного движения, а Н.Е. Жуковский и И.И. Сикорский сделали весомый вклад в развитие самолетостроения 

Русская культура «серебряного века» 

Начало XX века в особенности запомнилось небывалым расцветом русской поэзии. В частности появились новые течения:

  • акмеизм – творчество А. Ахматовой, Н. Гумилева, 
  • символизм – творчество А. Блока, К. Бальмонта, А. Белого, В. Брюсова, 
  • футуризм – творчество В. Хлебникова, В. Маяковского и др.

Серебряный век русской культуры имеет свои отличительные черты: 

  • модернистское мышление культурных деятелей; 
  • сильное влияние абстракционизма; 
  • расцвет меценатства. 

Большую роль в общественной жизни России рассматриваемого периода стала играть периодическая печать. Перестала применяться предварительная цензура, из-за чего существенно увеличилось число газетных изданий и выросли тиражи. 

В серебряном веке особенно насыщенно была театральная жизнь. В дополнение к занимавшим лидирующие позиции Большому театру в Москве и Мариинскому в Петербурге приобрел популярность и Московский художественный театр (первоначально – МХТ). 

Замечание 4

МХТ основали К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко. На его сцене шли пьесы многих известных литераторов России, в том числе Чехова, Горького и др.

Серебряный век по-разному был воспринят деятелями культуры. Многие называют эту эпоху временем формирования нового менталитета российских граждан, рождением религиозного философского Ренессанса, освобождением мышления от социальности и политики.

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Гесиод
В.В. Розанов
В.В. Розанов
В.В. Розанов

«Переадресация» произошла в двадцатых годах ХХ века.

В 1925 году литературовед и критик Р.В. Иванов-Разумник в статье-памфлете «Взгляд и нечто» выделил в русской литературе первой четверти ХХ века две эпохи — «золотой» и «серебряный» век. К писателям золотого века он отнес старших символистов, а также А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького и других, к серебряному — пришедших в литературу в 1910-1920-гг — младосимволистов, И.Г. Эренбурга, Вс.В. Иванова, «Серапионовых братьев» и так далее.

Р.В. Иванов-Разумник

Поэт, критик и переводчик В.А. Пяст в мемуарной книге «Встречи» (1929) предложил собственную гипотетическую эволюционную схему смены поколений в культуре: каждая культурная эпоха проходит два этапа своего развития: золотой и серебряный, которые отделены друг от друга приблизительно двумя десятилетиями. В XIX веке поэты золотого века родились в 1800-1810 гг., серебряного — в 1817-1824 гг. Среди своих современников — поэтов рубежа XIX-ХХ веков — Пяст выделяет тех, кто родился в 1860-е и тех, кто родился в 1880-е гг., называя последних представителями серебряного века.

В эмиграции одним из первых использовал эту формулу в применении к рубежу XIX-ХХ веков поэт и критик Николай Оцуп в статье «Серебряный век» (1933 г.).

В.А.Пяст
В.А.Пяст

И в российских, и в эмигрантских статьях формула «серебряный век» имела оценочный характер.

В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты эпигонства, вторичности, и в то же время утонченности. Особый акцент делался на преемственности двух эпох, в противоположность нигилистическому разрыву традиций, провозглашенному молодой советской литературой.

В более поздних работах формула «серебряный век» употреблялась как синоним формулы Н.А. Бердяева «русский культурный ренессанс». Подчеркивалось, что эпоха рубежа веков в России — время небывалого культурного подъема.

Н.А. Берляев.

Философ Ф.А. Степун в статье «Памяти Андрея Белого» писал:

«За несколько лет <…> облик русской культуры подвергся значительнейшим изменениям. Под влиянием религиозно-философской мысли и нового искусства символистов сознание рядового русского интеллигента, воспитанного на доморощенных классиках общественно-публицистической мысли, быстро раздвинулось, как вглубь, так и вширь. На выставках «Мира искусства» зацвела освободившаяся от передвижничества русская живопись. Крепли музыкальные дарования — Скрябина, Метнера, Рахманинова.

От достижения к достижению, пролагая все новые пути, подымался на недосягаемые высоты русский театр. Через все сферы этого культурного подъема, свидетельствуя о духовном здоровье России, отчетливо пролегали две линии интересов и симпатий — национальная и сверхнациональная. С одной стороны, воскресали к новой жизни славянофилы: Достоевский, Соловьев, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Тютчев, старинная икона (журнал «София»), старинный русский театр (апокрифы Ремизова), Мусоргский (на оперной сцене — Шаляпин, на концертной эстраде — М. А. Оленина-д’Альгейм). С другой стороны, с одинаковым подъемом и в значительной степени даже и теми же людьми издавались и изучались германские мистики <…> и Ницше. В театрах, и прежде всего на сцене Художественного театра, замечательно шли Ибсен, Гамсун, Стриндберг, Гольдони и другие, не говоря уже о классиках европейской сцены. Собирались изумительнейшие, мирового значения, коллекции новейшей французской живописи и неоднократно выслушивались в переполненных залах доклады и беседы таких «знатных иностранцев», как Верхарн, Матисс, Гоген. Провинция тянулась за столицами. По всей России читались публичные лекции и всюду, даже и в отдаленнейших городах, собирались живые и внимательные аудитории, которые не всегда встретишь и на Западе».

Ф.А. Степун

Н. Бердяев, называвший это явление «русским культурным ренессансом» (или «русским духовным ренессансом»), так описал его:

«Сейчас можно определенно сказать, что начало ХХ века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время».

Д. Мережковский

Но ведь ни эта лекция, ни все, что за ней последовало, не появились сами по себе из ниоткуда. Если принимать в расчет не только конкретные культурные или общественные события, но и процессы, при изучении Серебряного века имеет смысл отталкиваться, по крайней мере, от 1881 года.

Это — некий point, узловая точка в общественном, политическом, культурном развитии России.

Убийство Александра II, реакция власти и общества, «Бесы» Достоевского, именно в этом году увидевшие свет, были только внешними выражениями сложных процессов, коренных преобразований политического и общественного развития, общественного и культурного сознания, приведших, в конечном счете, к кризису десятых годов, революции и гражданской войне.

В марте 1881 года произошло не просто политическое убийство – были расшатаны и сломлены вековые устои, традиции, на которых базировалось русское общество. Взрывная волна 1 марта 1881 марта породила смуту рубежа веков, докатилась до 1905, а затем и 1917 годов.

Набережная Екатерининского канала 1 марта 1881 года

Отталкиваясь от фактов культурной жизни, мы снова упираемся в 1922 год – дату высылки за границу 160 представителей русской культуры и науки (так называемый «Философский пароход»), начало издания газеты «Безбожник», борьбы с церковью.

К этому времени Серебряный век в России исчерпал себя как явление, окончательно разрушилась и ушла атмосфера, делавшая возможным его существование. Большинство наиболее ярких его представителей были уже либо в могиле, либо за границей. Те же, кто остались на Родине, оказались в рамках иной реальности, политической, общественной и культурной.

Философы И. Ильин и С. Трубецкой на боту «Философского парахода»

Автор: · Опубликовано 11.06.2020 · Обновлено 11.06.2020

«Серебряный век» — непродолжительный, но очень яркий и значимый период в истории русской литературы. Как же появилось такое метафоричное название? Первое упоминание принадлежит литератору Глебу Мараеву, о котором практически ничего не известно. В начале XX века вышла брошюра с подписью автора, в ней были такие строки: «Пушкин — золото; символизм — серебро; современье — тускломедная Вседурь». После этого сравнения другие писатели постепенно привносили свои метаморфозы в термин. Со временем понятие становилось привычнее и стало чаще употребляться.

История возникновения

Период Серебряного века — это рубеж XIX-XX веков. Большие споры возникают при установлении временных границ периода. Многие считают, что началом был 1880-1890г. , а конец — в 1920-х. Вот более подробное описание начала этого периода.

Почему возник серебряный век? В это время не только в России, но и во всем мире были сделаны величайшие открытия. Это дало мощный толчок к расцвету во всех сферах, в том числе и в искусстве. Более подробный ответ на этот вопрос изложен в эссе.

Понятие «Серебряный век»— это не только период времени, или новые литературные течения. Этот термин описывает образ мышления и особенную атмосферу, возникшую во времена интеллектуального расцвета в России.

Основные черты и особенности

Особенности серебряного века можно изложить в трех пунктах:

  1. Отличающей чертой нового века становится космологизм — привнесение нового в общую картину мира и осмысление его. Такой космический вектор пролагает путь к поиску свежих решений в русской поэзии.
  2. Новая философия основывается на критицизме, что подразумевает переосмысление опыта прошлых лет. Русская интеллигенция озадачивается вопросом, которые волновали веками, и пытается найти пути решения в новой культуре. Теперь главным выступает вера, а разум отходит на второй план.
  3. Превозносится поиск вечных ценностей — мудрость, красота, добро.
  4. Демократизация культуры открыла дорогу в творчество многим людям, которые раньше не могли выражать себя по бесправию рождения. Например, Сергей Есенин был родом из крестьян, но стал знаменитым поэтом. Такое было бы невозможно во времена А.С. Пушкина. Кстати, творчество Есенина в русле серебряного века рассмотрено в эссе.
  5. В литературу и другие сферы творчества потоком хлынули темы и проблемы, которые раньше не застраивались или не проникали к широкой массе читателей. Табу были сняты: в поэзии мы видим просторечия, неологизмы, жаргонизмы, мат, в живописи — игнорирование базовых навыков рисования, в театре — отсутствие интриги и действия как такового.

Направления и течения

В литературе складываются новые течения. Здесь мы разберем только основные: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество серебряного века воплотилось в этих формах в наибольшей степени.

Символизм

Символисты наполняли свою тексты смыслом, доступным только художнику, тайными истинами и интуитивными описаниями. Символисты серебряного века открыто выражали неприязнь к буржуазии и мещанству. Чаще всего они высказывались против войны и других насильственных акций. Главными ценностями были провозглашены свобода личности и ценность внутреннего мира.

Основными темами для размышлений были любовь, смерть, страдание. В целом повествование имело больше пессимистичный оттенок.

Примеры работ символистов:

  1. «Незнакомка» А. Блока;
  2. «Ночь, улица, фонарь, аптека» А. Блока;
  3. «О, я хочу безумно жить!» А. Блока;
  4. «Скифы» А. Блока;
  5. «Снег», И. Анненского.

Акмеизм

В 1910 году символизм сменил акмеизм. Направление отличалось трезвым взглядом на жизнь, крайней аполитичностью, тщательно избегалось описание общественных проблем. Авторы пытались наделять своих героев меньшей эмоциональностью, и вводить больше конкретики.

Эти стихи уже более понятны и предметны, в них нет религиозного или эзотерического восторга откровения. Если акмеисты описывали любовь, то там так и было сказано, а вот символисты тщательно скрывали подлинный смысл своих произведений и были более манерными.

Вот примеры акмеизма:

  1. «Сжала руки…» А. Ахматовой;
  2. «Конквистадор» Н. Гумилева;
  3. «Капитаны» Н. Гумилева;
  4. «Реквием» А. Ахматовой;
  5. «Песня о последней встрече» А. Ахматовой.

Футуризм

Следом начал активно развиваться футуризм. Писатели прибегали в метафоричным описаниям, слова все чаще приобретали не только прямое, но и переносное значение. Отрицались старые нормы и уклады, предыдущий художественный опыт полностью игнорировался. Присутствовала некая агрессия, были свойственны идеи насильственного переустройства мира.

Вот примеры футуризма:

  1. «Нате» В. Маяковского;
  2. «Облако в штанах» В. Маяковского;
  3. «Лиличка» В. Маяковского;
  4. «Прозаседавшиеся» В. Маяковского;
  5. «О дряни» В. Маяковского.

Основные представители и родоначальники

Самым ярким представителем символизма в России считается Валерий Брюсов. Вдохновленный французскими символистами, он сделал огромный вклад в развитие стиля и воодушевил много последователей. Одним из таких стал Александр Блок. Есть и другие не менее значимые, но менее известные авторы — Андрей Белый, Леонид Андреев, Фёдор Сологуб.

Николай Гумелёв — основатель акмеизма, в историю вошел прежде всего, как поэт. Красота слов и отменный эстетический вкус стали основой для творчества. Анна Ахматова и Осип Мандельштам тоже творили в этом стиле. Их стихи характеризуются предельной ясностью и лаконичностью.

Родоначальником российского футуризма принято считать Велимира Хлебникова, который придумал особенное название для этого стиля —«будетлянство». Футуристам свойственно было придумывать новые слова и использовать нецензурную лексику. Среди поэтов-футуристов родилось творчество Владимира Маяковского. Перечислять авторов, которые появились в это плодотворное время, можно до бесконечности: Есенин, Бунин, Бальмонт, Цветаева, Пастернак и многие другие. Вот список основных представителей серебряного века.

Автор: Ася Александрова

Используемые источники:

  • https://nauka.club/kulturologiya/serebryanyy-vek-russkoy-kultury.html
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/kultura-serebryanogo-veka-kratko-o-glavnom/
  • https://zaochnik.com/spravochnik/kulturologija/zolotoj-vek-russkoj-kultury/serebrjanyj-vek/
  • https://zen.yandex.com/media/id/5e82997c8b13cf0c2d5b142a/kogda-i-kak-vozniklo-poniatie-serebrianyi-vek-primenitelno-k-russkoi-kulture-rubeja-xixhh-vekov-5ea4de529f8dc519e8676a39
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/chto-takoe-serebryanyj-vek-v-russkoj-kulture/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт