Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья (краткий и полный)

  • Анализ стихотворений
  • Тютчев
  • Эти бедные селенья

Долгое время Тютчев жил за границей. И поэт прекрасно понимал, что Россия проигрывает по уровню культуры Германии или Франции. Но он считал, что у русского народа есть собственные черты, которых нет у европейских людей. Это такие замечательные черты, как доброта, отзывчивость, терпеливость, целеустремленность, человеколюбие.

Простые крестьяне несли свой крест с огромным достоинством, и поэт понимал, что такого нет ни у одного европейца, даже у самого именитого.

Поэт возвращается в Россию и пишет стихотворение о том, почему же для него Россия лучше и ближе, чем Европа, которая является сытой и ни в чем себе не отказывает. Автор не пытается скрыть какие-либо проблемы страны и говорит, что Россия очень далека от совершенства. Но автор отмечает, что все это не имеет никакого значения, ведь Россия является великой державой. По его мнению, эта страна была избрана Богом. Он считает, что духовность – это самое замечательное качество страны.

В своем произведении Тютчев говорит о том, что ни смотря на нищету людей и рабский труд Россия – воистину великая страна.  Автор отмечает, что Бог благословил Россию, именно поэтому она является духовной.

Загрузка…

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»

Analiz-stihotvoreniya-Tyutcheva-Eti-bednye-selenyya-2.jpg

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» — одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа.

Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной».

Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд п

роизведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение — вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Analiz-stihotvoreniya-Tyutcheva-Eti-bednye-selenyya-3.jpg

Более двадцати лет жизни Тютчев прожил заграницей, из них двадцать в Мюнхене, где служил чиновником в Русской дипломатической миссии. Именно жизнь в Европе развила в Тютчеве особую любовь к романтизму.

Прожив почти четверть века не на Родине, Федор Иванович скучал по России, каждый свой приезд в Петербург или Москву считал великим праздником. Тютчев любил свою Родину, но при этом он ясно осознавал, что по уровню развития культуры Россия стоит далеко от Европы. Но поэт не корил никого в этом, не стеснялся своего происхождения, а лишь горестно замечал, что вина в этом висит уж точно не на плечах простого народа. Именно русский народ – самородки, гении страны, в их сознании, душах и умах живут такие черты, которых нет и в помине у европейцев. Это доброта, отзывчивость, великодушие, терпимость, смирение. Простые крестьяне, которых били кнутами, к которым относились как к вещи, несли свою ношу с таким благородством, которому бы позавидовал самый образованный немец того времени.

В 1855 году Тютчев опубликовал стихотворение «Эти бедные селенья…». В нем автор как раз и пытается объяснить, почему Россия, с ее разрухой и голодом, царившим по деревням, все-таки ему ближе, чем сытая довольная Европа.

Автор пытается подобрать точное определение своей родной стране. В итоге Тютчев приходит к мнению, что Россия – страна терпенья. В этом его точка зрения близка к Некрасову. Поэт считает, что Россия далека от совершенства, у нее много проблем, но русский народ богат нравственно, он может справится с любыми трудностями и останется таким же.

Тютчев считает, что Россия – страна, которая была избрана Богом. Поэт уверен, что духовность – главное достояние русского народа, и важно не потерять ее ни при каких обстоятельствах.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.

В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто.

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе автор видит видит «бедные селенья» и «скудную природу» — все это «край русского народа». Тютчев называет его «край родной долготерпенья». В этой строке мы видим сочувствие поэта к людям, живущим в»этих бедных селеньях».

Особую выразительность этой строфе придает анафора. Повторяемое в начале каждой строки слова получают значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строк и их выразительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Во второй строфе поэт говорит о загадке русской души, которую не понять «взору иноплеменных»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Третья строфа отражаает идейный смысл стихотворения, заключающегося в вере поэта в то, что Царь Небесный не оставил «земли родной» и «исходил благословляя» ее.

Поэт преклоняется перед нравственной силой русского народа и верит в него.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья»

Красочно просматривается противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». У России свой путь, своя неповторимая судьба. Для западного взгляда это лишь отсталая и дикая страна, в которой угнетенный народ подавлен и смиряется со своей долей.

Однако Россия озарена «тайным», то есть почти невидимым, непонятным и неразличимым светом, рассмотреть и понять который не в силах иноземец, не знающий истинную русскую действительность. А свет этот представляет собой глубокую патриархальность, веру. Самая высшая красота — это религиозное чувство, а оно свойственно русским людям.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Слушать стихотворение Тютчева Эти бедные селенья

Темы соседних сочинений

← Шепот↑ ТютчевЯ очи знал →

Картинка к сочинению анализ стихотворения Эти бедные селенья

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный» ) и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Литературоведы не считают творческий путь Тютчева особенно насыщенным и плодотворным. Поэт опубликовал не так много произведений, но при этом его лирика трогает читателя, ее можно назвать пронзительной и светлой. Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» дает полное представление о художественных особенностях творений Тютчева.

Содержание

История создания

Стихотворение было создано Тютчевым в 1855 году. В это время в России состоялось значимое политическое событие: вместо царствующего Николая I трон занял Александр II. Каждый раз при смене царя народ получал надежду на улучшение условий жизни. Люди вновь начинали заявлять права на свободу и равенство.

Долгое время проживая в Европе, Тютчев переживал за судьбу отечества и бесправность русского народа. Государственная должность не позволяла ему открыто высказываться против царя, проявлять вольнодумие. Это могло плохо закончиться для поэта.

По этой причине стихотворение «Эти бедные селенья» написано иносказательно. Автор не говорит читателям открыто, что именно он имел в виду, однако смысл произведения понятен даже при использовании эзопова языка. Стихотворение создано в жанре политической лирики. Тютчев написал его по дороге из Москвы в свое родовое имение.

Художественные приемы

Стих «Эти бедные селенья» написан четырехстопным хореем с использованием перекрестной рифмы. Для придания произведению большей выразительности автор использует различные средства:

  • эпитеты;
  • метафоры;
  • сравнения;
  • иносказания.

Это подтверждают цитаты: «в рабском виде царь небесный», «край долготерпенья», «взор иноплеменный». Для усиления смысла автор прибегает к использованию анафоры — дважды повторяет в начале строки одно и то же слово. Восклицательные интонации подчеркивают глубокое значение фразы. С их помощью автор делает акцент на особенно важной мысли:

Край родной долготерпения,

Край ты русского народа!

Стихотворение написано кратко, но при этом имеет емкий смысл. Прослушав произведение в формате аудио, можно будет лучше понять верные интонации — это может понадобиться при пересказе стиха.

Тема и главная мысль

Главная тема, которую автор поднимает в своем произведении, — проблема крепостного права. Явно прослеживается боль, испытываемая поэтом за свой бесправный народ. Простой русский люд проживает в нищете, терпеливо перенося все выпавшие на его долю унижения. В своем стихе Тютчев выражает идею христианского смирения. Образ русского народа напоминает поэту Иисуса, несущего на Голгофу свой крест. Автор с любовью и гордостью подчеркивает особую суть русской души, пронизанной светом:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Прожив 20 лет в Германии, Тютчев ясно сознает, насколько русский народ не похож ни на один другой. Никакой иноземец не смог бы так долго и безропотно выносить тяготы жизни, из поколения в поколение живя надеждами на светлое будущее. Выражением «эта скудная природа» поэт подчеркивает ощущение безысходности, которым полна жизнь полуголодных крестьян на родной земле.

Тютчеву есть с чем сравнить быт русского народа, жизнь на Руси видится ему слишком убогой на фоне иноземного благополучия. Краткий анализ произведения показывает: несмотря на то, какой автор рисует Русь, в его строках сквозит вера в счастливое будущее страны и простых людей. При этом Тютчев не вынашивает вольнодумных планов, не призывает к восстаниям. В душе он полон патриотизма, ощущает себя частью народа, жизнь которого описывает.

Финальным аккордом произведения звучит мысль о благословении Христа, на которого только и остается уповать тем, кто живет на Руси. Поэт подчеркивает, что именно вера дает русским людям нравственную силу и помогает выдержать все выпавшие на их долю тяготы. Сытые иностранцы не могут постичь той же степени духовности, как русские крестьяне, испытавшие немало страданий. Для Тютчева Русь была и навсегда останется великой страной, а свой народ он считает избранным.

В стихотворении поэт подчеркивает контраст между рабским существованием и внутренней свободой, красотой и величием русской души. Оно несет в себе сразу три мотива: страдания и нищета в жизни народа, сравнение русских крестьян с жителями сытой Европы, важная роль христианской веры.

Используемые источники:

  • https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/eti-bednye-selenya
  • https://rustih.ru/fedor-tyutchev-eti-bednye-selenya/
  • https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/tyutcheva-eti-bednye-selenya.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт