Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф.И. Тютчев)

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф.И. Тютчев), как и практически каждого его произведения, это и анализ его личной жизни, сложного отношения с женщинами. Это анализ чувств в любовном треугольнике, который тянулся много лет и был мучительным для всех его участников.

В конце сороковых годов 19 века Тютчев познакомился с Еленой Денисьевой, которая была младше его на двадцать три года. Разница в возрасте не помешала родиться взаимному чувству любви сорокасемилетнего поэта и молодой женщины. Однако их отношения осуждались и не принимались обществом. Кроме того, Тютчев уже был женат, и, когда Денисьева родила от него детей, поэт буквально разрывался между двух женщин. Все разрешилось со смертью Денисьевой, и отношения с женой были налажены, она продолжала быть опорой во всем Тютчеву, за что он был благодарен супруге до самой смерти.

Но в 1858 году, когда было написано анализируемое стихотворение, поэт еще мучился своими чувствами, мучилась и его жена, которой и посвящены эти строки.

Тема стихотворения – это тема любви, которая приносит страдания. Здесь два действующих лица: лирический герой и его супруга. Оба они страдают, но героиня горюет об ушедшем чувстве, в то время как лирического героя мучает чувство вины за то, что предал, что не может и теперь подобрать слова утешения. В связи с этим можно сказать, что идея стихотворения – это выводы автора о том, что светлое чувство любовь всегда приносит одни только страдания.

Композицию стихотворения можно разделить на две части. Первая посвящается передаче чувств героини, во второй – чувства лирического героя.

В первой строфе перед нами женщина, сидящая на полу. Она разбирает «груду писем». Вероятно, эти письма когда-то имели большое значение в ее жизни. Автор не говорит в первой строфе прямо, и тем не менее читатель догадывается об этом благодаря сравнению «как остывшую золу». С остывшим пепелищем сравнивает он письма на полу.

Зола появляется там, где когда-то было пламя. Если включить воображение, то можно предположить, что пламя для автора – это сильное чувство. Это любовь, которая когда-то горела и согревала героиню. Но теперь от чувства осталась только зола, и зола эта холодная. Значит, чувства уже давно остыли, и теперь – только холод от остывшего кострища.

Вот и от писем теперь веет холодом, они так же бесполезны, как и холодная зола. Поэтому женщина бросает их, возможно, желая избавиться от того, что теперь не греет.

Очень метафорично построено развернутое сравнение во второй строфе. Прежде чем выбросить письма, героиня рассматривает их «чудно» – так видит это лирический герой. В одном коротком слове умещается огромная боль человека, обманутого и преданного. «Чудно» – это странно и несколько отстраненно. «Знакомые листы» вдруг вызывают удивление у героини. Будто бы она уже и забыла прошлое, оно уже далеко от нее, что даже когда-то дорогие слова теперь вызывают удивление и непонимание.

Особенно ярко передают состояние женщины последние строки строфы:

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

Прошлое не просто теперь не имеет значения для героини, оно, как тело без души, – так же не может существовать без нее. Героиня хоронит все, что когда-то было так дорого ей. И только многоточие дает понять, что прошлое не отпускает ее, что еще тоскует она о счастливых днях. В этом и состоит трагичность любви. Это подтверждает третья строфа, которая погружает читателя в прошлое.

Героиня и сама предается воспоминаниям, и мы понимаем, что когда-то и она была счастлива. Раньше была жизнь, со своими счастливыми и горестными моментами, но в ней все было понятно. Теперь же, скорее всего, чувство опустошения заставляет ее думать, что пережито не только счастливое прошлое, но и сама жизнь закончена. Она называет радость и любовь «убитой», и в том слове мы слышим упрек тому, кто посмел растоптать чувства. Ведь любовь не умерла – ее убили, насильно и безжалостно.

И снова в конце строфы многоточие, потому что героиня еще не отстрадала, еще не отболело ее горе, и, возможно, еще не скоро затянется рана на сердце.

Лирический герой появляется только во второй части, состоящей всего из одного четверостишия. Он становится случайным свидетелем сцены, описанной в стихотворении, и мы можем проследить, что же чувствует человек, виновный в трагедии другого:

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени…

Понятно, что лирическому герою невыносимо больно смотреть на страдания когда-то любимой женщины. Он осознает свою вину и готов просить прощения на коленях. Но он понимает, что это не спасет героиню, не поможет ей, а только усугубит ее горе.

И лирическому герою тоже становится грустно оттого, что прошлое не вернуть и что он стал для героини всего лишь «милой тенью».

Особенность лирики Тютчева в том, что он, говоря о таком сложном и прекрасном чувстве, как любовь, без большого количества средств художественной выразительности. Даже о страдании он пишет просто, как будто на одном дыхании, что делает его творчество близким каждому человеку.

И все-таки в стихотворении есть тропы. Метафоры «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело» помогают лучше раскрыть тему стихотворения. Эпитеты «знакомые листы», «горестные минуты» делают строки более экспрессивными, с ними стихотворение сильнее воздействует на эмоции читателей, заставляют их сочувствовать драме героини.

У сравнений «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени» задача более образно передать чувства героем стихотворения.

Кроме всего прочего, автору в раскрытии темы стихотворения способствуют риторические вопросы и многоточие. С их помощью особенно проникновенно говорит поэт о противоречивых чувствах, которые буквально захлестывают героиню и заставляют мучиться от чувства вины лирического героя.

Стихотворение, без сомнений, относится к любовной лирике – главной в творчестве Тютчева. Это элегия, наполненная грустью и тоской, страданием и безысходностью. Оно написано четырехстопным ямбом – классическим стихотворным размером.

Стихотворение Тютчева учит читателей ценить и уважать чувства другого человека. Но предательство делает несчастным не только того, кто был предан, но и того, кто предает.

Тютчева обвиняли многие критики в том, что его поэзия оторвана от реальности, но все-таки его стихи близки каждому из нас. Они учат сочувствию и ответственности за чувства тех, кого мы любим.

Содержание:

История создания

Тютчев влюблялся много раз и мог любить сразу нескольких женщин. К каждой из них это проявлялось по-разному, но чувства его были полны и глубоки. Стихотворение «Она сидела на полу», посвященное жене Эрнестине, было написано в 1858 году. История написания связана с любовью к юной красавице Елене Денисьевой, отношения с которой у него начались в 1851 году. Тогда в свете только и были разговоры о них. Жена Эрнестина очень мучилась от измены мужа, но любила его, не показывала виду и много путешествовала.

Эта любовная драматическая история длилась 14 лет. Елена родила от поэта троих детей. Третья беременность далась женщине очень тяжело, так как к тому времени у нее обнаружили туберкулез. Вскоре она умерла. Тютчев тяжело переживал потерю любимой и во многом винил себя, что поставил ее в такое положение. Тогда все отвернулись от девушки, хотя до знакомства с ним ей прочили блестящее будущее.

После смерти Елены Федор Иванович остался с женой и умер у нее на руках, дожив до 69 лет. Тютчев чувствовал свою вину, ведь первый десяток лет они были счастливы в браке, но после встречи с Еленой все изменилось.

Он понимал, что делает больно Эрнестине, но поделать с собой ничего не мог. Однажды в порыве обиды и гнева жена уничтожила часть писем, которые он писал ей. Эта картина очень подействовала на поэта.

Тематика, жанр, композиция

Он тоже переживает, глядя на ее, но помочь ей не в силах, поэтому все отчаяние и грусть по былой горячей любви выражает в поэтических строчках. В плане композиции это произведение состоит из четырех строф и является лирическим монологом героя, ставшего свидетелем сожжения любовных писем.

Стихотворение можно поделить на следующие части:

  • описание действий женщины;
  • вид писем;
  • чувства лирического героя.

Идея произведения в том, что герой ничего не может изменить, прежних чувств уже не вернуть, остается только раскаиваться в совершенных когда-то ошибках. По жанру это элегия. Поэт размышляет об увиденном, на него нахлынули былые чувства. Стихотворный размер — четырехстопный ямб, наблюдается чередование женской и мужской рифмы.

Выразительные средства стихотворения

Приступая к изучению и анализу лирического произведения, особенно такого пронзительного по силе выражения чувств, следует прослушать его аудио в хорошей записи. В стихотворении «Она сидела на полу» автор использует различные средства выразительности, поэтому оно такое теплое, красивое и чувственное. Основным приемом является сравнение: «как на остывшую золу», «как души смотрят с высоты».

Тютчев использует и свои любимые риторические восклицания, которые делают поэтический слог эмоционально насыщенным. Инверсия (неправильный порядок слов в предложении) помогает выделить слова, нужные в конкретный момент, и задает особую тональность. Многоточия помогают ощутить душевное волнение героев, почувствовать какую-то недосказанность. Иногда молчание говорит больше, чем слова, так как не все, что у человека на душе, можно высказать вслух.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Автор: · Опубликовано 31.01.2020 · Обновлено 31.01.2020

Особое место в поэтическом наследии Ф. И. Тютчева занимает любовная лирика, в которой нашли отражения личные переживания поэта и его непростые отношения с любимыми женщинами. Так, в тексте «Она сидела на полу» Тютчев рисует трагичную картину воспоминания об ушедшем чувстве. Многомудрый Литрекон предлагает подробный разбор стихотворения «Она сидела на полу» по плану, который позволит увидеть все своеобразие текста и глубже понять чувства лирических героев.

История создания

Стихотворение «Она сидела на полу» было написано Тютчевым в 1858 году, опубликовано было в том же году в журнале «Русская беседа».

Принято считать, что текст «Она сидела на полу» посвящен второй жене поэта, Эрнестине. После трагической гибели первой жены, Элеоноры, Тютчев вскоре женился на Эрнестине, с которой был давно знаком и даже имел любовную связь. Она была вдовой одного немецкого вельможи и могла спокойно располагать собой. Через десять лет счастливого брака история повторилась. Поэт познакомился с молодой красавицей, Еленой Денисьевой, которая была почти в два раза младше него, и быстро в нее влюбился. Отношения с Денисьевой продлились четырнадцать лет, до самой смерти женщины. Эрнестина любила Тютчева, и ей хватило мудрости сохранить брак, но измена мужа принесла ей немало страданий. Сплетни в обществе, осуждение, ревность — все это копилось бременем в душе женщины.

В стихотворении раскрывается сцена, когда Эрнестина в порыве отчаянья бросила в огонь часть написанных мужем любовных писем.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Она сидела на полу» можно отнести к любовной лирике, оно раскрывает личные чувства и страдания героев. Любовь в тексте предстает не как светлое и возвышающее, а как опустошающее чувство, навсегда остающееся в душе человека даже после угасания.

Текст написан в традиции Романтизма: лирический герой и лирическая героиня изображены в момент высшего напряжения чувств, каждый из них одинок перед лицом своих переживаний и терзаний. Они готовы на решительные действия, но не совершают их, потому что не видят в этом никакого смысла.

Написан текст четырехстопным ямбом. Поэт использовал перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Она сидела на полу» состоит из четырех строф-катренов.

  1. Две первые строфы обрисовывают жанровую сценку. Мы видим сидящую на полу женщину, разбирающую груду писем. В нескольких точно подмеченных деталях поэту удается описать ее сметенное состояние и разлитое по комнате нервное напряжение.
  2. Третья строфа открывает содержание писем, известное лирическому герою: «О, сколько жизни было тут невозвратимо-пережитой!». Можно догадаться, что письма – это то, что прежде связывало героя и героиню, то, воспоминание о чем вызывает теперь столько боли в душе женщины.
  3. Четвертая строфа переключает внимание на состояние самого героя. Он так же готов пасть на колени перед некогда любимой женщиной и перед призраком ушедшего чувства.

Образы и символы

Центральным образом стихотворения «Она сидела на полу» становится лирическая героиня, с описания которой начинается текст. В ее портрете нет никакой конкретики, не указывается имен, но можно понять, что перед нами женщина — любящая и страдающая. В ее облике подчеркнута одна деталь – «чудной взгляд», то есть странный взгляд человека, который много пережил и доведен до отчаяния. То, что героиня сидит на полу, также указывает на ее беспокойное состояние.

Сам лирический герой сначала представляется читателю холодным наблюдателем, но постепенно проявляется и его внутренний мир. Он помнит страсть, с которой писал эти письма, он видит, до какого отчаяния довели близкого человека его метания. «Страшно грустно» становится герою, и в этом усиливающем «страшно» сосредоточена невыразимая бездна грусти и сожаления.

Наконец, большое значение в произведении приобретает образ писем. Они сравниваются поэтом с «остывшей золой» и становятся символом ушедших чувств героев.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Она сидела на полу» может быть обозначена более подробно, если читатель даст знак о том, что ему необходимы преобразования в этом разделе. Многомудрый Литрекон с удовольствием это сделает.

  1. Основная тема стихотворения «Она сидела на полу» – угасшие между некогда близкими людьми чувства. Через образ писем поэт показывает, сколько было в жизни героев радости, жизни и любви и как больно теперь смотреть на отголоски прежнего счастья.
  2. Настроение стихотворения мрачное и болезненное. Любящая, но обманутая и надломленная героиня остается наедине с призраками прежних чувств и собственным отчаянием, а наблюдающий за сценой герой разделяет ее боль, но не имеет возможности что-либо исправить.

Проблематика текста «Она сидела на полу» обусловлена выбором темы.

  1. На первый план выходит проблема невзаимной или угасшей любви. Героиня смотрит на обращенные к ней любовные письма, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». В этом взгляде можно предположить горькую нежность к утраченному, боль и отчуждение.
  2. Чувство вины и безысходности — еще одна проблема, описанная в стихотворении. Лирический герой осознает, что причиной этой боли стали его чувства и его поведение. Он испытывал любовь и делился ею, а теперь молча стоит «в стороне», потому что в душе не осталось ничего, кроме страшной грусти, «как от присущей милой тени».

Основная идея

Смысл стихотворения «Она сидела на полу» сводится к тому, что любовь никогда не уходит бесследно. Даже остывая, она оставляет в душе человека грусть и боль.

Весь текст проникнут печальным настроением, а к финалу появляются мотив убитой любви и мотив смерти. Угасшие чувства сравниваются Тютчевым с «милой тенью», с призраком ушедшего человека.

Лирическая героиня не винит героя, но она доведена до отчаяния и опустошена его непостоянной любовью. Стихотворение изображает ее сильной женщиной, и оттого особенно страшно герою и читателю смотреть на ее страдания. Сам герой осознает, что причиняет любимому некогда человеку боль, но уже не испытывает былого чувства и ничего не может изменить. Такова главная мысль стихотворения «Она сидела на полу» — смерть чувства и боль от памяти.

Средства выразительности

Идею и настроение стихотворения Тютчев передает с помощью создания ярких образов и использования разнообразных средств выразительности. Тропы в стихотворении «Она сидела на полу» отражают мрачную палитру чувств героев:

  • Описать содержание перебираемых женщиной писем помогают эпитеты: «невозвратимо-пережитая» жизнь, «горестные» минуты, «убитая» радость.
  • Необыкновенно образные сравнения памяти об утраченных чувствах с «милой тенью», а любовных писем – с «остывшей золой» помогают поэту наиболее точно изобразить чувства центральных персонажей текста. «Остывшая зола» — это остатки огня, который некогда дарил тепло и жизнь, а сейчас служит лишь напоминанием о счастливом времени.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» раскрывает перед читателем трагичную историю ушедшей любви. Текст автобиографичен, поэтому поэту удается так тонко и пронзительно изобразить драму, развернувшуюся в душах героев.

Вся любовная лирика Ф. И. Тютчева необыкновенно экспрессивна, очень часто любовь предстает у него иррациональной силой, выжигающей души людей и разрушающей их судьбы. Именно такое чувство заставляет доведенную до отчаяния героиню разбирать на полу старые любовные письма, а героя – со «страшной грустью», но без прежней теплоты отрешенно наблюдать за этой картиной со стороны.

Автор: Юлия Филипская

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения – ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Она сидела на полу.

История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами – Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты«знакомые листы», «горестные минуты».

Сравнения«как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение Ф. Тютчева «Она сидела на полу»?</h3>

    • <label>1848 г.</label>
    • <label>1850 г.</label>
    • <label>1858 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)

История создания

Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе.

Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены. Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами. Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения «Она сидела на полу».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного. Накал страстей ещё усиливается, не находя разрядки.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

Тропы и образы

Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она. И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.

Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.

Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.

Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у, очевидно, для ритма).

В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.

В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о. Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую, а минуты называет горестными (эпитеты).

Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно – более сильное наречие, чем очень. Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же. Сегодня мы бы сказали присутствующая.

Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.

Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.

По произведению: «Она сидела на полу…»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-ona-sidela-na-polu-f-i-tyutchev.html
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/ona-sidela-na-polu.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/ona-sidela-na-polu-tyutchev/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/ona-sidela-na-polu.html
  • https://goldlit.ru/tutchev/1081-ona-sidela-na-polu-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт