Аллегория – понятие, примеры из литературы, отличие от метафоры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
  3. Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».

Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

  1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
  2. Осел – упрямство и невежество.
  3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
  4. Петух – самолюбие и зазнайство.
  5. Заяц – хвастовство и трусость.
  6. Стрекоза – беспечность.
  7. Муравей – трудолюбие.
  8. Мартышка – глупость и так далее.

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах … Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (4)

«>

Спасибо. Очень помогло. Но на вашем сайте нет множестао других важных терминов. А так сайт супер. Я понимаю что составлять сайт это конечно труд и работа, но для полезного сайта требуется больше. У вас крутой сайт, вы что!!! Но стоит доработать))) Вы и сами наверное понимаете это. Но… спасибо хотя бы за то что уже у вас имеется))) …

«>

Аллегория, даже сейчас нередко используется для насмешки над теми, кого страшно или не положено открыто высмеивать. Это очень эффективный прием, однако важно соблюсти тонкую грань между завуалированным и совершенно непонятным, иначе в чем суть не разберется никто.

«>

А откуда известно, что имел ввиду Пастернак в этом своем стихотворении? Вообще, каждый читатель сам может найти какой-то свой смысл в чужом произведении и неважно, что в него вкладывал сам автор, тем более, что это не всегда может быть доподлинно известно.

Понять же басни Крылова куда проще, но тут и жанр поэзии таков, что смысл лежит на поверхности, ведь басня — это поучительная история, имеющая определенную мораль.

«>

Павел: мне кажется, что анализ художественных произведений придумали специально, чтобы было на чем зарабатывать и при этом ничего не делать.

Я так же не понимаю, зачем и как можно понять, что вложил в те или иные слова автор. Это что-то вроде хиромантии получается.

Для меня любое произведение оценивает и трактуется просто — нравится, не нравится. Все, остальное наносное.

Аллегория — один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, кото­рый широ­ко исполь­зу­ет­ся в литературе.

Слово «алле­го­рия» име­ет гре­че­ское про­ис­хож­де­ние. Этот тер­мин бук­валь­но пере­во­дит­ся «ино­ска­за­ние». Можно ска­зать, что алле­го­рия — это ино­ска­за­тель­ное изоб­ра­же­ние какого-либо явле­ния дей­стви­тель­но­сти. Этот при­ем широ­ко исполь­зу­ет­ся  в живо­пи­си, теат­раль­ном искус­стве, в лите­ра­ту­ре и дру­гих видах дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Дадим общее опре­де­ле­ние это­му термину:

Аллегория — ино­ска­за­тель­ное изоб­ра­же­ние отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го явле­ния дей­стви­тель­но­сти, при­зна­ки кото­ро­го помо­га­ют ярче пред­ста­вить это поня­тие, его основ­ные черты. 

А такое опре­де­ле­ние алле­го­рии мож­но уви­деть в Википедии:

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — ино­ска­за­ние) — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диалога. 

Раскроем его общий смысл более подробно.

Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние, то есть рас­смат­ри­ва­е­мый пред­мет или поня­тие не назы­ва­ет­ся пря­мо, а изоб­ра­жа­ет­ся ино­ска­за­тель­но с исполь­зо­ва­ни­ем дру­гих явле­ний дей­стви­тель­но­сти. Происходит раз­вер­ну­тое упо­доб­ле­ние одно­го пред­ме­та дру­го­му с помо­щью систе­мы наме­ков, при­чем пря­мой смысл изоб­ра­же­ния не теря­ет­ся, но допол­ня­ет­ся воз­мож­но­стью его пере­нос­но­го истолкования.

Во мно­гих алле­го­ри­че­ских обра­зах отра­зи­лось пони­ма­ние чело­ве­ком добра, зла, спра­вед­ли­во­сти и дру­гих нрав­ствен­ных цен­но­стей. Так, тра­ди­ци­он­но, еще со вре­мен Древней Греции, пра­во­су­дие ино­ска­за­тель­но пред­став­ле­но в виде боги­ни Фемиды, в обра­зе жен­щи­ны с завя­зан­ны­ми гла­за­ми и с веса­ми в руках.

  • Аллегория надеж­ды — это якорь;
  • алле­го­рия сво­бо­ды — разо­рван­ные цепи;
  • белый голубь — алле­го­рия мира во всем мире.
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
Сон Царство Морфея
Смерть Объятия Аида
Неприступность Форт Нокс
Правосудие Фемида

Simvol-meditsinyi.jpg

Изображение чаши и змеи, обвив­шей её, сего­дня все­ми вос­при­ни­ма­ет­ся в каче­стве алле­го­рии меди­ци­ны и вра­че­ва­ния. Аллегорическими по сво­ей сути явля­ют­ся прак­ти­че­ски все гераль­ди­че­ские зна­ки. Аллегория в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве — это обшир­ная тема для отдель­но­го разговора.

В лите­ра­ту­ре тер­ми­ном «алле­го­рия» назы­ва­ет­ся один из худо­же­ствен­ных тро­пов, в осно­ве кото­ро­го лежит пере­нос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гое. С этой точ­ки зре­ния мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние это­му лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­му термину:

Аллегория — ино­ска­за­ние, сло­во или обо­рот речи, упо­треб­лен­ные не в пря­мом, а в пере­нос­ном значении. 

Использование алле­го­рии худож­ни­ка­ми сло­ва спо­соб­ству­ет рас­кры­тию абстракт­но­го поня­тия добра, зла, под­ло­сти, жад­но­сти и пр. в кон­крет­ном худо­же­ствен­ном образе.

Еще в народ­ном твор­че­стве, в бас­нях, сказ­ках, посло­ви­цах, прит­чах, обра­зы живот­ных наде­ле­ны опре­де­лен­ны­ми чело­ве­че­ски­ми качествами:

лиса все­гда хит­рая и пред­при­им­чи­вая, заяц тру­со­ва­тый, баран обла­да­ет тупо­стью и непре­взой­ден­ным упрям­ством, волк и мед­ведь агрес­сив­ные и глуповатые.

Аллегорическими явля­ют­ся все бас­ни И.А. Крылова, в кото­рых целый зве­ри­нец живот­ных наде­лен авто­ром отри­ца­тель­ны­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми: упрям­ством, тупо­стью, жад­но­стью, глу­по­стью и т.д.

Хитрость чело­ве­ка бас­но­пи­сец ино­ска­за­тель­но вопло­тил в обра­зе лисы, жад­ность — в обли­чии вол­ка, упрям­ство и тупость — в обра­зе осла. и т.д.

Allegoriya.jpg

Продолжая тра­ди­ции фольк­ло­ра, мно­гие писа­те­ли посред­ством алле­го­рии смог­ли выска­зать свое отно­ше­ние к раз­ным аспек­там обще­ствен­ной жизни.

М.Е Салтыков-Щедрин в сказ­ках «Премудрый пес­карь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пье­сах «Баня», «Клоп» высме­и­ва­ют опре­де­лен­ные нега­тив­ные нрав­ствен­ные каче­ства людей, исполь­зуя алле­го­ри­че­ские образы.

Аллегория в отли­чие от мета­фо­ры охва­ты­ва­ет все про­из­ве­де­ние, что ярко про­сле­жи­ва­ет­ся в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэ­ти­че­ских стро­ках А.Блока, обра­тим­ся к про­шло­му России. В нача­ле про­шло­го века ваго­ны пер­во­го и вто­ро­го клас­са были жёл­то­го и сине­го цве­та, а ваго­ны тре­тье­го клас­са, в кото­рых езди­ла бед­но­та, име­ли зеле­ный цвет. Современное Блоку обще­ство изоб­ра­же­но поэтом с помо­щью алле­го­рии — ваго­ны жел­то­го, сине­го и зеле­но­го цвета.

В поэ­ме «Мертвые души» Н.В. Гоголя алле­го­ри­че­ским смыс­лом напол­не­ны такие фами­лии пер­со­на­жей, как Собакевич, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб, Молчалин.

Аллегорическое зна­че­ние в мно­го­чис­лен­ных худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях при­об­ре­ли поры года. Весна, к при­ме­ру, сим­во­ли­зи­ру­ет духов­ное воз­рож­де­ние, сво­бо­ду, надеж­ду на луч­шую жизнь.

Читаем у Е.Баратынского:

А вот сти­хо­тво­ре­ние Аполлона Майкова, в кото­ром чув­ству­ет­ся весен­нее обнов­ле­ние не толь­ко при­ро­ды, но и духов­ное воз­рож­де­ние, свет­лая надеж­да на изме­не­ния в жиз­ни общества:

Тему вес­ны, напол­нив  алле­го­ри­че­ским смыс­лом, не обо­шел сво­им вни­ма­ни­ем рус­ский поэт А.А. Фет:

Осень, как сим­вол упад­ка жиз­ни и духа, неустро­ен­но­сти чело­ве­ка, в сти­хо­тво­ре­нии «Тополь» наво­дит тос­ку и печаль в душе поэта:

Узнаем, чем алле­го­рия отли­ча­ет­ся от мета­фо­ры.Скачать ста­тью: Оцените статью:

Аллегория — это, иначе говоря, «иносказание», или переносное, художественное представление каких-либо понятий и идей путем использования диалога или образа в произведениях искусства. Аллегория часто представлена в стихах и притчах, а также нередко находит свое место в картинах и скульптурах. Можно понять, рассматривая примеры аллегории, что это обобщение неких присущих человеку черт и понятий, раскрываемых в поведении или образе привычных людям растений, животных, а также даже сказочных персонажей, получающих переносные значения.

Аллегория это: в литературе определение

Само значение слова аллегория происходит от слов allegory, allegoria, что обозначает «Иносказание». В истории литературы есть мнение, что первым этот прием придумал и впервые применил Эзоп, древний баснописец, и потому иногда такой прием называют «Язык Эзопа».

Разбирая, что такое аллегория, более подробно, стоит отметить, что это обособление определенных понятий путем конкретных представлений. Яркими примерами будут ситуации, когда авторы олицетворяют какие-то общие понятия, придавая им внешний облик живого существа. При этом внешность и какие-то качества живого существа соответствуют тем понятиям, которые заключены в них. Некоторые виды оружия или предметов стали настоящими символами определенных понятий:

  1. Вооружение, и чаще всего — холодное оружие, стали символами войны и боя. Примером можно привести невероятный Молот Тора (Мьельниер), который подчеркивает в образе скандинавского Бога его пристрастие к военному делу.
  2. Цветы, снег, дождь и другие природные явления — неотъемлемый символ различных времен года, а также способ изображения природных стихий. Отличный пример — в новом мультике «Холодное сердце: Вновь за горизонт», где стихия огня представлена горящей ящерицей, а вода — лошадью из воды океана.
  3. Весы и повязка символизируют с древних времен беспристрастность суда и равновесие в суждениях. Яркий пример такого применения аллегории — это изображение Фемиды, которое сегодня стало настоящим символом правосудия.
  4. Коса или клепсидра — неотъемлемый элемент изображений смерти. Хорошо это просматривается в изображениях одного из всадников Апокалипсиса — Смерти. Смерть чаще всего вооружена именно косой, и обычно ее изображают в черном, с бледной кожей, подчеркивая скорбь и тоску.
  5. Птицы часто олицетворяют свободу или мир и тишину. Очевидно, что наиболее популярный пример такой аллегории — это голубь мира, который понятен практически во всех странах на этой планете.

Таким образом аллегории помогают передавать эмоции, чувства, понятия, которые достаточно сложно будет показать, хотя можно описать конкретными характеристиками.

Аллегория простыми словами — это способ передачи ряда абстрактных понятий путем использования конкретных и понятных образов. Происходит от греч. “allegory”, или по другим источникам — “allegoria”, которое переводится дословно, как «иносказание».

При этом нет уточнения, когда используется аллегория, что конкретно заложено в образ, поскольку для этого используется тонкая система намеков и ассоциаций. Прямой смысл не искажен, но при этом происходит дополнение переносными значениями и смыслами.

Зачем используют аллегории

Аллегорический способ представления каких-то понятий и абстрактных образов активно используется в основном в литературе. Аллегория — это, простыми словами, способ достичь следующих эффектов:

  1. Наглядное изображение абстрактных и сложных понятий. Это позволяет достаточно быстро и понятно обрисовать сложные и тяжело описываемые понятия, используя понятные и реалистичные образы, которые человек будет ассоциировать с необходимыми понятиями
  2. Выражение личного отношения к определенным понятиям. Автор путем использования аллегории может выразить собственные какие-то эмоции или переживания в отношении изображаемых понятий. Это значит, что аллегории могут наполняться дополнительно какими-то несвойственными характеристиками
  3. Обход цензуры. В современных реалиях, когда цензура достаточно жестко модерирует все произведения искусства, аллегория — пример того, как можно обойти все запреты, и при этом не потерять смысла. Иносказательные выражения очень часто используются в разных ситуациях, и особенно в кино и сериалах, где недопустимо очень многое. Нередко такие приемы применяют в рекламе

Таким образом, если разбираться, что такое аллегория простыми словами, то можно сделать вывод, что это своеобразный прием в литературе. Аллегорию можно использовать для передачи уникальных образов и впечатлений от автора. В современном мире сложно найти художественное произведение без подобных приемов, которые использовал бы автор.

Аллегория: примеры из литературы

В литературе аллегоричность — это прием, который используется практически во всех жанрах. Но есть в аллегории примеры, когда этот прием становился основой целого жанра. Если рассматривается аллегория, что это такое, и как ее использовать наиболее эффективно, то стоит обратить внимание, в первую очередь, именно на эти жанры:

  • басни;
  • моралитэ;
  • притчи.

Для примера можно привести басню Крылова «Мартышка и очки», где при создании образа обезьяны использовалась аллегория, что позволило автору передать таким образом образ невежественного человека. Обезьяна элементарно не понимает, зачем нужны очки, и не ценит их пользу, как невежественный человек может ругать совершенно непонятные ему вещи, основываясь лишь на собственных недалеких выводах.

Аллегория — это также хороший способ подчеркнуть нужные мотивы и образы в других жанрах. Часто пример аллегории можно найти в следующих литературных жанрах:

  • различные рассказы;
  • детские и взрослые сказки;
  • полноценные романы;
  • разнообразные литературные повести.

Так, примеры аллегории в произведениях позволяют передавать важные социальные, общественные и даже политические мнения и моменты. Джордж Оруэлл в повести «Скотный двор» применил ряд аллегорий, чтобы показать наглядно, как общество под красивыми политическими лозунгами о свободе и равенстве постепенно после революции катится к диктатуре и тоталитарному режиму.

Аллегория и другие приемы в литературе

Есть подобные приемы в литературных произведениях, но они существенно отличаются от аллегории — это что используется для создания различной образности:

  1. Олицетворение. Представляет собой перенос каких-то понятных человеческих качеств на более отвлеченные понятия или же на неодушевленные предметы. Но это совершенно не означает, что автор будет говорить аллегорически.
  2. Метафора. Это ситуация, когда одно из явлений передается, характеризуется или изображается через другое. Аллегория это простыми понятиями тоже метафора, но она основана не на сходстве явлений и сравнении, а на иносказании и намеках.

Аллегория: что это такое простыми словами? Это метафорические тропы, позволяющие передавать одно явление или переживание через другое, но при этом отличные от олицетворения, как художественный прием.

Аллегория — это … и примеры

Что такое аллегория в литературе? Это метод, который используют авторы с древних времен. Актуально это как в стихах, так и в прозе, и практически не встречаются сегодня произведения без аллегории. Что такое это сложное понятие — можно понять, рассмотрев просто примеры, которые можно найти в литературе.

Аллегория это в литературе пример иносказательного изображения, и примером можно привести, в первую очередь, именно Крылова, как мастера использовать аллегоричность:

«…Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню…»

Тут аллегория — это что-то большее, чем просто образ. Автор показал таким образом замаскированные события 1812 г., когда Наполеон принял решение провести, так называемые, мирные переговоры с правителем России.

Аллегория в литературе используется и другими авторами. Салтыков-Щедрин писал:

«…От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестья, ни чести, …, даром занимают место да едят корм…» («Премудрый Пескарь»).

Если обратить внимание на аллегории, что это и есть в приведенном случае, то можно понять очевидную вещь — маленькие рыбки, о которых идет речь в произведении, олицетворяют собой пассивных людей, которые не имеют стремлений, и не пытаются пробиваться наверх. Так автор аллегорично показывает, что от подобных людей обществу в целом мало проку. Еще один очень хороший пример — пьеса Гоголя “Нос”, где конкретизированной формой “сбежавшего” носа выражается высокое положение героя в обществе, которое он потерял.

Политическая аллегория: что это такое в литературе

Аллегория это простыми словами, как уже говорилось, передача образов. Но в произведении могут быть не только конкретизированные уточнения, но и очень общие понятия, которые имеют значение в политическом смысле. Например, в творчестве Блока тоже есть аллегория, значение которой очень масштабное и большое:

«…Вагоны шли привычной линией,

Вздрагивали и скрипели…»

Тут изображено общество в виде разноцветных вагонов, которые олицетворяют собой социальные классы. И далее следуют строки:

«…Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели…» — где  желтые и синие вагоны — богатые люди, а в зеленом, очевидно, автор заключил образ бедных, но работящих людей, в которых теплится надежда на хорошее будущее.

Таким образом возможно было обойти цензуру, и избавиться от политических преследований, но при этом донести достаточно четко и ясно собственную мысль касательно конкретных действий конкретных политиков.

Содержание:

Художественные приемы

Литература и искусство — это не сухое перечисление событий и простое отображение действительности, а раскрытие автором произведения своих мыслей и чувств с помощью приемов художественного выражения. Если использовать только прямые методы передачи информации, то вряд ли такие творения смогут чем-то затронуть читателя или зрителя.

В литературе часто применяются приемы, изменяющие основное значение слов и усиливающие образность речи. Они объединяются в группу тропов. Некоторые из них:

  • метафора;
  • гипербола;
  • эпитет;
  • ирония;
  • эвфемизм;
  • аллегория.

Словесные конструкции, не несущие информацию, но украшающие литературную речь и делающие ее своеобразной, относятся к фигурам речи.

Объяснение термина

Тропы и фигуры применяются в литературе и ораторском искусстве для усиления выразительности словосочетаний и предложений. Один из видов тропов — аллегория. Этот прием известен со времен ранней античности и уже тогда нашел отражение в мифологии и фольклоре, а позднее получил развитие в разных жанрах литературы и изобразительного искусства. Термин «аллегория» имеет греческие корни и буквально означает «иносказание».

В словаре Даля значение слова аллегория объясняется как картинное или чувственное изображение мысли, а в качестве синонимов к нему перечислены иноречие, инословие, обиняк, притча и другие определения. Что такое аллегория в литературе, легко можно понять, вспомнив образы зверей в сказках: лиса — хитрость, заяц — трусость, медведь — простодушие.

Этот прием часто используется авторами, когда нужно донести свое мнение, не нарушая этических норм. Аллегория дает широкие возможности и в следующих случаях:

  1. Когда нужно кратко и емко описать сложное понятие простыми словами.
  2. Для обхода цензуры — если нельзя писать или говорить о некоторых вещах напрямую, то можно это сделать в завуалированной форме.

Считается, что первым, кто применил аллегорические образы, был древнегреческий баснописец Эзоп, из-за своего положения вынужденный говорить в баснях одно, а подразумевать совсем другое.

Иносказательное выражение мыслей иногда так и называют — «эзопов язык». Для аллегорических произведений характерно описание явлений, событий или живых существ с помощью намеков, но при этом прямой смысл не теряется, а дополняется возможностью его понимания и в переносном значении.

Символизм и олицетворение

Иногда аллегорию сравнивают с метафорой, потому что эти способы используют, когда нужно передать не буквальное, а иносказательное понятие, вызывающее определенные ассоциации, но между ними существует разница. Метафора — это прямое сравнение, которое применяется только в литературе и основывается на подмеченном автором сходстве свойств и признаков предметов. Например, словосочетание «железный характер» подразумевает, что человек обладает сильными волевыми качествами.

Главный признак аллегории — описание отвлеченной идеи путем создания продуманного и развернутого образа, которое может вылиться в полноценное произведение, например, басню или притчу. Этот прием встречается в разных видах искусства и обычно не называет предмет или явление, а намеками подталкивает сознание человека к пониманию того, что хотел донести автор. С некоторым допущением можно сказать, что метафора является частным случаем аллегории, а несколько метафор в тексте могут образовать полноценный аллегорический прием.

К одной из иносказательных разновидностей можно отнести разнообразные символы, начиная от геральдических знаков и заканчивая образами, ставшими со временем клише. Использованные многократно, они утвердились в сознании человека как аллегорические ассоциации. Например:

  • алмаз — твердость;
  • крест — вера;
  • подкова — удача;
  • весы — справедливость;
  • собака — преданность;
  • дуб — долголетие;
  • лев — царь.

В литературе часто человеческими качествами наделяются неодушевленные предметы, т. е. происходит их олицетворение. Такой художественный прием может быть как самостоятельным, так и частью общего замысла. В отличие от аллегории он всегда направлен на самого автора, является способом его самопознания и иносказательного выражения чувств. Один и тот же образ может быть и аллегорией, и олицетворением. Если читатель выступает в роли стороннего наблюдателя, то у автора получилась аллегория, но когда образ настолько затронул человека, что он видит в нем себя, то это олицетворение.

Примеры в литературе

Аллегорические образы встречаются уже в произведениях греческих и римских авторов античных времен. Само название термина впервые упоминается в трактатах Цицерона, повествующих об ораторском искусстве. Аллегорическое толкование использовалось для обнаружения в поэтических образах Гомера философской истины и позже было перенесено христианами на Священное Писание с целью понимания возможных скрытых смыслов текста.

Известны крупные произведения эпохи поздней античности, повествование в которых построено на принципе аллегории полностью. Например, в девяти романах цикла Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» в качестве служанок вознесённой на Олимп Филологии представлены образы семи женских фигур, олицетворяющих свободные искусства и такие науки, как грамматика и риторика.

Многие примеры аллегории из литературы Средневековья имеют мифологическое происхождение, а излюбленным приемом авторов является персонификация, представлявшая явления и чувства в виде человекоподобных существ, растений, животных и даже сооружений. Например, в поэтическом романе Готфрида Страсбургского «Тристан» персонифицируется грот любви.

В этот период сложились устойчивые схемы сюжетов и тем аллегорического повествования — воображаемые странствия и поиски, турниры и состязания, охота и осада замков.

В любовном романе «Гипнеротомахия Полифила», авторство которого приписывается монаху Франческо Колонне, главным аллегорическим приемом выступает путешествие на остров любви Киферу во сне. Главный герой встречается в своем воображении с божественными существами, нимфами и фавнами, а также бродит по райским садам и великолепным дворцам. В более поздней литературе аллегория постепенно теряет свое значение и вытесняется другими художественными приемами.

Басни и сказки

В русской литературе признанными мастерами аллегории считаются И. А. Крылов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Их аллегория многозначна и под внешним слоем всегда скрывает более глубокий и в чем-то философский смысл.

Ярким аллегорическим образом предстает перед читателями небольшая рыбешка из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Она символизирует человека, никуда не вмешивающегося и отгородившегося от всего мира. В результате пескарю приходится постоянно дрожать от страха за свое благополучие, что лишает его простых радостей жизни. Философский смысл сказки — чтобы не жалеть в старости о напрасно прожитых годах, нужно не бояться рисковать и жить полноценной жизнью.

Салтыков-Щедрин использует и другой вид аллегории — его герои оказываются в положении, раскрывающем их пороки. К таким произведениям относятся сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Злободневная тема, которую неоднократно затрагивает творчество писателя, — несправедливость крепостного права. В своих сказках автор создает аллегорические ситуации, показывающие, что без своих крестьян, к которым так свысока относятся, помещики не способны выжить и обречены на одичание.

В баснях Крылова через аллегории, представленные образами разных животных, показываются и высмеиваются человеческие пороки и отношения между власть имущим сословием и простыми людьми. Такой прием восходит к фольклорным традициям и часто встречается в творческих формах у разных народов — сказках, песнях, балладах. Одни животные несут в себе несколько аллегорий, например, осел олицетворяет глупость и упрямство, медведь — невежество и силу. Другие животные символизируют только одно значение: пчела — трудолюбие, стрекоза — легкомыслие.

Важные события также находили свое отражение в творчестве русского баснописца. В басне «Волк на псарне» можно распознать аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 года. Образ волка, попавшего на псарню, представляет Наполеона Бонапарта, который сам не рад оказаться в России и использует разные уловки для заключения мирного договора. Но мудрый Кутузов в лице персонажа басни ловчего на них не поддается.

Поэтические произведения

Самые разнообразные аллегории используются в поэзии. Часто в стихотворениях и поэмах иносказательным значением наделяются времена года:

  1. Весна олицетворяет возрождение жизни, духовное очищение и новые надежды.
  2. Лето символизирует беззаботность, легкую пресыщенность и развращенность изобилием.
  3. Осень часто выступает как символ увядания и духовного упадка, неустроенности человека.
  4. Образ зимы у жителей юга ассоциируется с хмуростью и унылостью. В поэзии северных авторов зима является образом развлечений и забав, когда можно сделать передышку перед следующим трудовым годом.

Интересным примером аллегорического изображения времен года является «Великолепный часослов герцога Берийского».

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бой» полностью наполнено аллегоричным содержанием, а Гроза выступает как символ борьбы Добра со Злом. В творчестве А. С. Пушкина аллегоричностью выделяется произведение «Узник», в котором южный город представлен тюрьмой, а себя автор видит молодым подневольным орлом. В стихотворении «Анчар» южное ядовитое дерево является аллегорическим образом неправильного мироустройства.

Живопись и скульптура

В изобразительном искусстве художественный прием аллегории получил наибольшее распространение в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, так как его символизм позволял художникам выражать свое отношение к реальности и политические идеи. Не всегда авторам удавалось добиться желаемого. Несоблюдение меры могло привести к перегруженности символами, из-за чего произведение утрачивало эстетическую ценность, превращаясь в простую абстракцию. В качестве примера можно привести картину под названием «Аллегория» Л. Лотто.

Великие художники Веласкес, Беллини, Боттичелли, Брейгель, Тициан и Рубенс скрывали аллегорические образы в повседневных сценах из жизни. Например, картина «Священная аллегория» Джованни Беллини, на которой отображено католическое видение сущности церкви. Аллегория не чужда и русским художникам. Работа Алексея Венецианова «Весна» наполнена символами обновления и новой жизни, вписанными в бытовую картину, изображающую крестьянскую девушку, ведущую под уздцы лошадей.

Примером аллегории в скульптуре можно считать композицию Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Ее постамент в виде волны ассоциируется с разбушевавшейся стихией, проявление которой приходилось преодолевать при строительстве города. Вздыбленные кони символизируют петровские реформы, а сам всадник, разящий змею, — преобразователя России, борющегося с ее врагами.

Художественный метод аллегории использовали очень многие русские и зарубежные писатели и художники. Приведенные примеры помогут увидеть аллегорический смысл в их произведениях.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/allegoriya-chto-ehto-takoe-primery-literature.html
  • https://russkiiyazyk.ru/leksika/allegoriya-chto-eto-primeryi.html
  • https://russkiy-pravilno.ru/allegoriya-chto-eto-takoe-i-gde-primenyaetsya/
  • https://nauka.club/literatura/allegoriуа.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт