В чем заключается смысл финала романа “Отцы и дети”?

14-289add1993cac383aa6c1c028493840b62c89f316423e3721e57c37b113937bc.pngГордеева София

Роман заканчивается очень грустно, и в нем нет счастливого финала для Базарова. Базаров заразился и умер. Перед своей смертью он успевает попрощаться с Одинцовой и понимает то, что его взгляды на жизнь не подходят для России и для того времени, в котором он живёт. Для других героев романа, все складывается удачно, каждый из них находит своё счастье и продолжает жить, иногда, наверное, все-же вспоминая Базарова. Одинцова выходит, через некоторое время, замуж. Кирсаров женился на Катерине, а Николай Петрович на Фенечке.

Пожаловаться

Анализ романа И.С. Тургенева В«Отцы и детиВ»

В 

Эпилог романа. Трагические и сатирические мотивы. Звучание финала литературовед А.М. Гаркави определил как В«элегию, переходящую в реквиемВ». Элегические ноты начинают звучать уже в описании природы. С тех пор, как уходит из жизни Базаров, накал страстей в романе падает, знойное лето сменяется студеным зимним пейзажем: В«Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов…» За это время случилось многое, как всегда в жизни, грусть соседствует с радостью. Аркадий окончательно сблизился с отцом, и их свадьбы состоялись в один день. Фенечка наконец-то заняла подобающее ей место в доме, Митя официально признан сыном Николая Петровича и братом Аркадия. В романе событийная сторона вновь подчеркнута изменением имен. К супруге Николая Петровича теперь обращаются почтительно В«Федосья НиколаевнаВ». Имение Кирсановых наверняка потеряло ироническое название В«Бобыльего хутораВ». Но автор возобновляет рассказ не с этого счастливого события. Торжественный обед состоялся спустя семь дней после венчаний. Вслед за Одинцовой Павел Петрович спешит покинуть мирный домашний круг, где остальным В«в сущности, очень хорошоВ». Говорятся неловкие речи, звучат призывы поскорее вернуться. Но все семеро присутствующих чувствуют, что расстаются навсегда. Даже не произнеси Павел Петрович В«английского хвостикаВ» В«ПрощайтеВ» – он не мог быть счастлив счастьем остальных, как не могли бы жить вместе Лежнев и Рудин. И, как в финале В«РудинаВ», поднимается бокал за отсутствующего. « память Базарова, – шепнула Катя на ухо своему мужу <…>. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тостВ». С необыкновенной деликатностью Катя поняла, что ее муж в этот момент думает о другом человеке, который никогда не вернется. И в то же время женски-проницательно угадала, что Павлу Петровичу услышать его имя было бы больно.

Автор берет на себя привычную для романиста миссию поведать о будущем героев в ассоциативно-логической связи. На самом деле перед нами антилогика. После рассказа о двух счастливых браках по любви сообщается, как Анна Сергеевна вышла замуж В«по убеждениюВ» за человека В«холодного как ледВ». Вывод автора звучит иронически: «…Доживутся, пожалуй <…> до любвиВ». Недаром сразу же, в следующей фразе сообщается о кончине бесплодной и никому не нужной тетки, В«забытой в самый день смертиВ». Возможно, Анну Сергеевну ждет теперь подобная судьба. Взгляд автора возвращается к настоящему счастью Кирсановых – родятся и подрастают дети, становится на ноги хозяйство. Фенечке удалось не только формально, но и духовно влиться в эту интеллигентную семью. Показателем душевной тонкости снова стала музыка: Фенечка сама не умеет играть, но когда садится за фортепиано Катя, В«рада целый день не отходить от нееВ». После простодушной, но чувствующей музыку Фенечки никак не хочется вспоминать о лакее. Но Тургенев настаивает: В«Упомянем кстати о ПетреВ». Ведь он тоже заключил выгодный брак! Так возникает вторая карикатурная пара: В«окоченевший от важностиВ» лакей и супруга, что на В«лаковые полусапожкиВ» польстилась.

Следующий абзац уводит читателя далеко от российской глубинки, в В«фешенебельныйВ» Дрезден. Здесь, в блеске и уважении к его аристократизму, манерам, доживает век Павел Петрович. На столе у него В«пепельница в виде мужицкого лаптяВ», но сам герой чужд всему русскому, как, впрочем, всему живому. Поведение в церкви, наедине с Богом, когда не нужно притворяться, рисует героя глубоко несчастным. От человеческой трагедии автор вновь резко переходит к комедии: В«И Кукшина попала за границуВ», где сделала открытия в области… архитектуры! В«Очевидно, это такая же пустая претензия, как ее прежние разговоры о самых разных авторах и проблемахВ», – приходит к верному выводу десятиклассница в сочинении о В«сатирических страницах романа И.С. ТургеневаВ». Окружившие Кукшину В«физики и химикиВ», В«не умеющие отличить кислорода от азотаВ», поддались базаровскому увлечению естественными науками, но не унаследовали от него любовь к науке и умение трудиться. Подобно ей, Ситников в Петербурге В«продолжает В«делоВ» БазароваВ». Повествование достигает крайней ступени пошлости. Показав, как причудливо переплелось в мире высокое и низкое, карикатурное и прекрасное, трагическое и комическое, Тургенев возвращается к главной теме. Автор говорит о том, кто из этого мира ушел. Взволнованным тоном повествуется: В«Есть небольшое сельское кладбище…В»

Но как же любо мне <...>,  В деревне посещать кладбище родовое,  Где дремлют мертвые в торжественном покое.  Там неукрашенным могилам есть простор <...>;  Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,  Проходит селянин с молитвой и со вздохом…  (А.С.Пушкин В«Когда за городом задумчив я брожу…»)

Здесь должно найти успокоение В«грешное, бунтующее сердцеВ» Базарова. Могила, В«до которой не касается человек, которую не топчет живoтное <…>. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обеим ее концам…В» Трогательна привязанность одиноких старичков в общем горе. Но их чувство не может воскресить любимого сына: В«Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь <…> не всесильна?В» В таком случае бунт Базарова оправдан. Но писатель раздвигает границы своего романа в Вечность. Когда сразу после кончины сына богомольный старик вдруг В«возропталВ», его мудрая подруга, вспомнив гнев Божий, В«повисла на нем и принудила покориться. Оба В«пали ницВ». Писатель употребляет библейское сравнение: В«словно овечки в полденьВ». В«Но полуденный зной проходит, – развивает метафору Тургенев. – И настает вечер, и ночь, а там и возвращение тихое убежище, где сладко спиться измученным и усталым…» Смиренные молитвы родителей помогут искупить грехи не раскаявшегося перед уходом из нашего мира Базарова. Природа напоминает В«о вечном примирении и о жизни бесконечнойВ». Автор восклицает в глубоком убеждении: В«О нет!В» – не все еще кончено с физической смертью. У героев есть надежда соединиться в жизни вечной.

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.С. Тургенева В«Отцы и детиВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

В чем заключается смысл финала романа “Отцы и дети”?

Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противо­речия.

Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет – физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым “умел разговаривать”, чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов.

С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим.

Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он вы играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее.

Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая на почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель, – потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

В чем заключается смысл финала романа “Отцы и дети”?« Жалок или страшен Молчалин?“Відношення і пропорції. Розв’язування задач.” 6 клас »Используемые источники:

  • https://vashurok.ru/questions/chem-zakonchilsya-roman-ottsi-i-deti
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2818-epilog_romana.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-smysl-finala-romana-otcy-i-deti/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт