Сочинение на тему Представители темного царства в пьесе «Гроза»

А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен.

Он использует образы горожан, чтобы показать невежественность большинства населения, а также необразованность и нежелание принимать новые порядки и устои, ведь общество постоянно меняется, а люди не хотят следовать в след за происходящими изменениями.

Самыми яркими представителями темного царства является старшее поколение, которое изображено в лице Кабанихи и Дикого. Марфа привыкла истязать окружающих ее людей, в том числе и своих близких, она постоянно раздражена, поэтому упрекает их, постоянно сыплет упреками. При этом она полностью доверят и опирается на советы старины, она не смотрит на то, что происходит в окружающем мире. При этом для других она старается в авторитет поставить также старину. Все в доме Кабанихе подчиняется ее порядкам и устоям.

Второй представитель темного царства намного проще и примитивней относится к любым ситуациям. Но при этом он с легкостью унижает других людей и кричит на них, старается доказать свою правоту.

Но при этом, все проявления характеров героев темного царства, происходят от бессилия и опустошенности. Они понимают, что фактически не могут противостоять устоявшимся в обществе устоям и тому, что общество постоянно меняется.

Стоит сказать, что произведение, получившее название «Гроза», получилось фактически гениальным. Автор фактически с легкостью описывает темное царство, в котором некоторые могут узнать окружающее общество, а некоторые могут разглядеть свои собственные привычки и повадки. Невежественное общество существует и сегодня, при этом старается устанавливать собственные правила, которые не всегда являются правильными.

Сочинение 2

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».

«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.

Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.

Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.

Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».

В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».

Сочинение «Тёмное царство» в пьесе «Гроза» (10 класс)

Знаменитая пьеса А.Н.Островского «Гроза» была написана во времена, предшествующие великому событию в истории России – отмене крепостного права. Это был  1859 год, когда на суд читателей и критиков вышло новое произведение автора, основой для которого стали как события в личной жизни, так и окружающая Александра Николаевича обстановка.

Драма рассказывает о противоречиях и борьбе светлого и чистого внутреннего мира главной героини с темным, мрачным, лживым, полным ханжества и невежества окружающим обществом, которое показано в лицах семьи Кабановых и других персонажах пьесы.

События происходят в обычном провинциальном городке Калинове.

Катерина росла и воспитывалась в любви и уважении, с детства ей были привиты такие хорошие качества, как доброта, богобоязненность. Злую шутку с ней сыграла судьба. Вся ее жизнь перевернулась после того, как Катерина вышла замуж за милого молодого человека, единственным недостатком которого было беспрекословное подчинение матери. Это и стало источником постоянного контроля и деспотии свекрови над бедной девушкой.

После свадьбы Кабаниха начала чувствовать потерю прежней связи с сыном, то, что он стал любить супругу больше, чем ее. Указывать, как поступать в той или иной ситуации,  как прежде, уже не могла, это не давало ей покоя. Так как Тихон был слабохарактерным человеком, мать давила на него, принуждая выполнять ее волю. Марфа Игнатьевна находила хитрые способы, прикрываясь благовидными предлогами, оскорбить или обвинить в неуважении к себе молодую пару. Под фразой «уважать родителей» она подразумевала нечто иное, чем то, что обычно принято считать. Кабаниха требовала к себе не простого уважения, а беспрекословного и безропотного подчинения.

Угнетение мы видим и на примере еще одного персонажа пьесы – Дикого. Помещик — злой, властный человек, который думает только о своей выгоде. Еще он вспыльчив и жесток, все это проявляется в отношении к семье, которая находится в постоянном страхе, к его племяннику Борису и крепостным. Как свойственно духовно и нравственно бедному  человеку Дикой срывается на более слабых, если происходит конфликт с вышестоящими лицами. Так поступает и Кабаниха.

Основой описанного общества является угнетение и ущемление прав бедных слоев населения зажиточными людьми. Это видно из рассказа Кулигина Борису, об обстановке в городе. Здесь любой помещик может поступить нечестно по отношению к крепостным, просто-напросто обобрать их, скопив для себя на этом целое состояние.

Этому страшному, несправедливому миру пытается противостоять светлая и чистая душа, непохожий на других внутренний мир Катерины. Главная героиня пьесы жалеет о потерянных счастье и свободе, которые были у нее до замужества.  Хоть Борис любит супругу и является мягким, добрым и образованным человеком, быть счастливыми этой паре не суждено, так как мрачный, окружающий мир убивает их светлые души.

К сожалению, мрак, описанный в пьесе «Гроза», соответствует той действительности, которая царила в годы написания произведения А.Н.Островским. Темное царство, где царствуют злость, угнетение слабых, несправедливость, воровство, все это находится в сущности жителей города Калинова. Целью автора было показать пороки человечества тех времен, после осознания  которых будущие поколения постараются не повторить прошлые ошибки общества и искоренить то темное царство в своих душах.

Рассуждение

Пьеса «Гроза» — это одно из знаменитых творений А. Н. Островского, величайшего писателя XIX века. Эту пьесу А. Н. Островский написал осенью в 1859 году. Летом этого же года писатель отправился в путешествие по Волге, которое организовали для того, чтобы изучить быт и культуру местных народов. В течение путешествия А. Н. Островский постоянно фиксировал в своей записной книжке разные детали: черты характера приволжских народов, их обычаи и традиции. Благодаря этим записям появились герои пьесы, а город Калинов является собирательным образом нескольких населённых пунктов Поволжья.

В этой пьесе рассказывается о том, как в вымышленном городе Калинове «правило» так называемое Тёмное царство. Тёмное царство – это круг лиц, занимающих высокое положение в обществе. Главными среди них были Кабаниха (Марфа Кабанова) и Савел Прокофьевич Дикой – представители купечества в этом городе. Дикой и Кабаниха фактически владели городом и держали всех людей в страхе. Эти люди очень жестокие, властные и бесчувственные. На протяжении всей пьесы показаны жестокие нравы Тёмного царства в разных проявлениях. В лице Дикого и в лице Кабанихи. Итак, рассмотрим их поподробнее.

Во-первых, влияние Кабанихи. Прежде всего характер и черты Марфы Кабановой хорошо показаны в семейных взаимоотношениях. Она считает себя главой семьи. Главной жертвой Кабанихи была Катерина – скромная и добрая девушка. Катерина – это образ птицы, у которой отобрали свободу, так как после свадьбы с сыном Кабанихи – Тихоном она становится рабыней в их семье. А Тихон – слабохарактерный человек, который не способен перечить своей матери, даже если он этого хочет. Поэтому между Кабанихой и Катериной, которая так и не смогла привыкнуть к такой жизни, возникает конфликт, в результате которого Катя совершает самоубийство, а жизнь в Калинове остаётся прежней.

Во-вторых, роль Дикого. Он очень невежливый, грубый, жадный и трусливый человек. Дикой всегда любит поругаться с кем-нибудь. Часто обижает тех, кто не может ему противостоять, но с более властными людьми не связывается. В разговоре всегда ставит себя выше всех, не любит платить зарплату своим работникам. Его скверный характер проявляется в разговорах с Кулигиным, Борисом и другими. В общем, Дикой подлый человек, которого боятся только за его состоятельность.

Подводя итоги, хочу сказать, что Тёмное царство существует и в современной жизни, так как в мире всегда есть и будут невинные люди, страдающие и зависящие от тех, у кого есть власть.

<glav>Другие темы:</glav>← Почему произведения Островского называют пьесами жизни?↑ ОстровскийПроблема человеческого достоинства в драме Гроза → `

Темное царство в пьесе Гроза

temnoe-carstvo-v-pese-groza.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Элен Курагина в романе Война и мир (Образ и характеристика)

    Элен Курагина хоть и не является одним из главных персонажей романа «Война и мир», но ее действия и поведение значительно влияют остальных героев. Впервые читатели знакомятся с этой блестящей

  • Для чего нужно читать книги — сочинение

    На сегодняшний день все больше и больше людей все свое свободное и все оставшееся время проводят за компьютером, ведь там находится огромное количество возможностей и способностей. И про книги не вспоминает

  • Темы и мотивы лирики Лермонтова (9 класс) сочинение

    Великий русский поэт XIX века Михаил Юрьевич Лермонтов. Он творил в век романтизма и поэтому его произведения насквозь пронизаны чувственностью и любовью.

«Тёмным царством» в пьесе Александра Островского «Гроза» назван вымышленный город Калинов, где происходят все события. Это место назвал так один из авторитетных литературных критиков Добролюбов. Почему же Калинов – это «тёмное царство»?

В пьесе показано времена, когда понятия «бедный» и «богатый» разделялись не только на словах и по финансовому положению, но и по делам и в отношениях. Калинов – город, которого не существует ни на одной карте мира. Этим названием можно означить любой город России тех времен. Здесь все становится с ног на голову. Все настоящие человеческие качества оказываются не нужными и утесненными. Во главе стоят деспотичность и деньги. В Калинове держат власть богатые купцы. Они никому не дают жизни и навязывают свои порядки, да так что весь город пляшет под их дудку.

Одним из таких значительных лиц в городе является старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. Эта женщина – вдова, которая имеет двух детей: сына Тихона и дочь Варвару. Кабаниха (как её называют между собой жители города) пытается жить за старыми порядками и правилами. На самом деле, она просто прикрывается ними, чтобы удовлетворить себя и запугать окружающих. Марфа Игнатьевна на людях пытается быть милосердной и не теряет возможности поделиться с бедными лишней копейкой. Это лицемерие выходит боком её родным. Им достается больше всех.

Тихон беспрекословно слушает во всём мать и соглашается с ней. У него есть молодая жена Катерина, но их брак неполноценный из-за вмешательства старой Кабанихи. Тихон Кабанов не имеет в себе крепкого мужского начала, ведь он привык с детства, что за него все решает мать. Как бы она ни решила, все это будет правильным и он должен с этим жить. Их отношения с Катериной сложно назвать идеальными. Они пытаются быть друг для друга близкими людьми, но Марфа Игнатьевна все время ругает их за неправильное поведение. Я думаю, что изначально их брак был провальным. Во-первых, из-за воспитания Тихона, во-вторых, из-за Кабанихи, которая всегда унижала своего сына перед женой, отчитывая его, как мальчишку. Катерине доставалось не менее, даже более, нежели Тихону.

В конце концов, даже родной сын не выдерживает натиска матушки и уезжает из города. Для него эта поездка как глоток свежего воздуха. Интересной является сцена прощания Тихона с Катериной, где Кабаниха не отходит от сына ни на шаг и поучает его, что он должен приказать жене на прощание. Естественно, она должна слушаться матери. А как только молодые остаются вдвоем, Катерина проявляет искренние чувства и бросается на шею мужу. Это не остается незамеченным Кабанихой, и она тут же ругает Катерину за незнание старинных правил, согласно которым жена имеет право только поклониться мужу в ноги.

Дочь Кабанихи Варвара также находится под деспотичной рукой матери. Но она находит иной выход – ложь. Варвара молча слушала причитания матери, иногда соглашаясь со сказанным. Но в то же время она всегда делала по-своему. За спиной матери девушка встречалась с молодым человеком Ваней Кудряшовым. Она убегала к нему каждый вечер, а ночью возвращалась, чтобы утром проснуться и снова сыграть роль хорошей дочери. То есть девушка жила не только в созданной матерью деспотичной атмосфере, но и в своей собственной лжи.

Больше всех доставалось Катерине. Невестка искренне называла свекровь «матерью», но и это не нравилось Кабанихе в девушке. Старая купчиха видела в ней соперницу, которая пытается забрать у нее сына и его пристальное внимание. Марфа Игнатьевна буквально съедала эту единственную чистую и светлую душу в Калинове. Впоследствии девушка не выдержала и пошла на самоубийство. Держа на руках ее тело, Тихон обвиняет именно Кабаниху в смерти жены. Это был первый раз, когда сын осмелился сказать что-то против матери. Каждый из этой семьи почувствовал на себе темную атмосферу, созданную старой купчихой. Детям пришлось адаптироваться к ней. Другой выход – смерть, им воспользовалась Катерина.

Еще один представитель купечества – Савел Прокофьич Дикой. По моему мнению, Кабаниха была более умной и знала, как правильно воспользоваться старыми порядками, чтобы прислонить к себе людей. Дикой же просто глупый самодур. Он действует в открытую. О нем говорят все на улицах города, кому не лень. Это жестокий человек, прославлен своими вечными криками. Если он не в настроении, то попадает всем, кто находится рядом. Как и в случае с Кабанихой, больше всех перепадало его семье. Они очень просили людей, чтобы те не расстраивали Савла Прокофьича. Ведь тот приходил домой и возмещал весь гнев на родных.

Дикой очень любил деньги. Ему было сложно давать зарплату своим работникам. Расстаться с любимыми бумажками – это было выше его сил. Он все считал, как же он может выплатить меньше, нежели надлежит. Савел Прокофьич радовался, как ребенок, если ему вдруг удавалось сэкономить на ком-то. Купец не крылся со своими чувствами. Он так прямо и говорил, что любит собирать деньги и их остатки с работников.

Интересной и знаковой является ситуация с племянником Дикого Борисом Григорьичем. Как оказалось, Савел Прокофьич присвоил себе всё наследство, даже ту часть, которая должна была достаться Борису и его сестре. Теперь он поставил племяннику условие: купец вернет им завещанное, если Борис будет выражать к нему почтение. Интересно, что самого Дикого это ни к чему не обязывает. Он может спокойно сказать, что Борис был не почтительным и оставить деньги у себя. Естественно, он не хочет ничего отдавать, почувствовав вкус этих бумажек.

Этому купцу чужды моральные нормы, он не знает, что это. Он привык к тому, что может покричать на людей и все будет, как прежде: его деньги останутся с ним. Это страшный человек. Дикой специально разъярялся, чтобы потом возместить гнев на работниках. А как только они заводили разговор о деньгах, ему не нужно было и стараться себя разозлить. Он вспыхивал, как спичка.

«Тёмное царство» в пьесе «Гроза» создают такие глупые, самовлюбленные невежды, как Дикой и Кабаниха. Они считают, что их богатство позволяет им проявлять власть над другими людьми. Из-за них все зависли в этом «тёмном царстве» и ходят по кругу.  «Тёмное царство» – это не только вымышленный Калинов, а любой другой город Российской империи. Но название пьесы свидетельствует об оптимистическом настрое автора. Он верит, что грядут перемены. Гроза – это предупреждение. Катерина воспринимает ее как наказание за грехи. В первую очередь наказаны будут эти эгоистические купцы, которые буквально умертвили все светлое в этом укромном городе. Гроза – это вера в то, что «темному царству» настанет конец.

Драму «Гроза» принято считать одним из главных произведений А. Н. Островского. И это нельзя отрицать. Любовный конфликт в пьесе отходит чуть ли не на последний план, вместо этого обнажается горькая социальная правда, показывается «тёмное царство» пороков и грехов. Добролюбов называл драматурга тонким знатоком русской души. С этим мнением трудно не согласиться. Островский очень тонко описывает переживания одного человека, но при этом точен в изображении общечеловеческих пороков и изъянов человеческой души, которые присущи всем представителям «тёмного царства» в «Грозе». Таких людей Добролюбов назвал самодурами. Главными самодурами Калинова являются Кабаниха и Дикой.

Дикой не понимает, что значит трудиться ради общего блага. Кулигин предлагал поставить громоотвод, с помощью которого легче было бы получить электричество. Но Савл Прокофьевич прогнал изобретателя со словами: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую. Захочу – раздавлю». В этой фразе наиболее отчётливо видна позиция Дикого. Купец уверен в своей правоте, безнаказанности и власти. Савл Прокофьевич считает свою власть абсолютной, ведь залог его авторитета – деньги, которых у купца более чем достаточно. Смыслом жизни Дикого является накопление и приумножение своего капитала любыми законными и незаконными методами. Дикой полагает, что богатство даёт ему право ругать, унижать и оскорблять всех. Однако, его влияние и грубость пугают многих, но не Кудряша. Кудряш говорит, что не боится Дикого, поэтому поступает только так, как хочет сам. Этим автор хотел показать, что рано или поздно самодуры тёмного царства лишатся своего влияния, ведь предпосылки для этого уже есть.

Единственный человек, с которым купец говорит нормально, это другой характерный представитель «тёмного царства» – Кабаниха. Марфа Игнатьевна известна своим тяжёлым и сварливым нравом. Марфа Игнатьевна вдова. Она сама воспитала сына Тихона и дочь Варвару. Тотальный контроль и тирания привели к ужасающим последствиям. Тихон не может действовать против воли матери, говорить что-то неверное с точки зрения Кабанихи он тоже не хочет. Тихон сосуществует с ней, жалуясь на жизнь, но не стараясь что-либо изменить. Он слабый и бесхарактерный. Дочь Варвара лжёт матери, тайно встречаясь с Кудряшом. В финале пьесы она сбегает с ним из родного дома. Варвара сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно уходить гулять ночью, пока Кабаниха спала. Тем не менее она также открыто не противостоит матери. Больше всего доставалось Катерине. Кабаниха унижала девушку, стремилась всячески задеть и выставить перед мужем (Тихоном) в плохом свете. Она выбрала интересную тактику манипулирования. Очень размеренно, не спеша Кабаниха понемногу «ела» своих домашних, притворяясь, что ничего не происходит. Марфа Игнатьевна прикрывалась тем, что заботится о детях. Она считала, что только старое поколение сохранило понимание норм жизни, поэтому непременно нужно передать эти знания следующему поколению, иначе мир рухнет. Вот только у Кабанихи вся мудрость становится изуродованной, извращённой, ложной. При этом нельзя сказать, что она делает благое дело. Читатель понимает, что слова «забота о детях» становятся оправданием перед другими людьми. Перед собой Кабаниха честна и прекрасно понимает что делает. Она воплощает в себе мнение о том, что слабый должен бояться сильного. Об этом сама Кабаниха говорит в сцене отъезда Тихона. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене – то, как жить без тебя!» На вполне разумное замечание Тихона о том, что Катерине незачем его бояться, ведь он её муж, Кабаниха отвечает очень резко: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно». Кабаниха уже давно перестала быть матерью, вдовой, женщиной. Теперь это настоящий тиран и диктатор, который стремится утвердить свою власть любыми способами.

Островский в «Грозе» представителей «тёмного царства» наделил наиболее неприятными чертами. Автор показывает, что они всё ещё стоят у власти, но времена меняются, и вскоре всё изменится. Эта информация поможет учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Яркие представители темного царства в пьесе «Гроза»»Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Темное царство в пьесе Гроза

Действие пьесы Н.И. Островского разворачивается в приволжском городе Калинове. Название вымышленное, но это не значит, что такой город не существует. Это образ собирательный, усредненный. На месте авторского Калинова мог быть любой русский город.

В произведении описана российская действительность начала и середины 19 века. Тяжелая, угнетающая социальная атмосфера того времени. Поэтому место не имеет значения. В городе, как и в стране, правят богачи, самодуры, лжецы, невежды, озлобленные скукой, наживающиеся на тяжелейшем труде простых людей. Островский продолжает драматургию Гоголя, Фонвизина и Грибоедова. Со времен которых, мало что изменилось. Пустые и жестокие люди все богатеют, а простому народу не вырваться из кабалы. Все это современник автора и литературный критик Добролюбов окрестил «темным царством». Это определение оказалось настолько точным, что до сих пор не теряет своей актуальности и используется в литературе.

В широком смысле «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» – образная характеристика социально-политического состояния России в конце 18го и до середины 19го века.  Вдумчивый читатель, знающий историю родного государства, хорошо понимает, о каком времени идет речь, какой была российская реальность в это время. Время, когда доминируют зажиточные купцы и властные помещики. Страна истощена морально и физически крепостным правом и, пожалуй, не оправится от него ещё несколько столетий.

И мещане, и даже простые мужики понимают, что «у кого деньги, тот старается бедного закабалить», чтобы его адским трудом, который почти не оплачивается, нажить себе еще больше денег, приумножить состояние. Ведь такие как Савелий Прокофьевич это даже не скрывают. Барин открыто говорит городничему, что из недоплаченных работникам денег у него тысячи складываются и ему от этого хорошо. Дикой полностью оправдывает свою фамилию. Он не просто пользуется тяжелым и дармовым трудом мужиков, но еще и издевается над ними. «Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно», а все равно ничего не заплатит. Еще и сделает их в этом виноватыми. Или кинет копейку и заставляет радоваться и благодарить, ведь мог и этого не давать.

Не менее важным элементом темного царства является Кабаниха и душная, неприятная атмосфера в ее доме. Марфа Игнатьевна на показ добрая и щедрая, подает нищим, а те за нее молятся. А своих «домашних заела совсем». Ей нравится измываться над собственным сыном и его молодой супругой Катериной. Ей приятно, чтобы невестка боялась ее. Катерина же искренне любит мужа и даже свекровь, называет ее маменькой. Она не умеет притворяться и не стремится к этому, что совершенно не может понять свекровь. Эта черта в невестке вызывает злость и раздражение у хозяйки дома. Очень точно назвал Добролюбов Катерину лучом света в темном царстве. Но один луч не может осветить большие просторы и он гибнет, задавленный тьмой.

Доюролюбов в своей критической статье пишет, что невозможна «свобода личности, вера в любовь и счастье, святыня честного труда там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство». Не снимает он также ответственности и с тех, кто позволяет себя топтать. Критик верит, что темный мир, описанный Островским близок к краху. Что в пьесе представлены «шаткость и близкий конец самодурства». Ведь появляются уже редкие лучики, такие как Катерина, а значит над этим царством в скором времени взойдет солнце.

Вариант 2

Подробнее рассмотрим описанные образы Марфы Кабановой и Дикого.

Дикой и Кабанова самые зажиточные купцы в Калинове, они — «верховная» власть, при помощи нее они считают, что могут давить и крепостных, но и тем более своих родственников, решая что они правы.

Островский открывает читателю мир купечества, со всеми его пороками, реалиями и правдивыми событиями и множеством ярких, показательных образов. Показывая, что там нет ничего человеческого, духовного, доброго. Нет веры в новое, лучшее будущее, любви и свободный труд.

Такие качества как самодурство, невежество, грубость, жестокость и жадность в этих образах присутствуют всегда. Не искоренить все это, так как воспитание и обстановка наложила свой отпечаток на личности Дикого и Кабановой. Такие образы притягиваются к друг другу, и не могут быть без друг друга, где появился один невежа, там и другой появится. Очень удобно скрывать свою глупость, и невежество под маской прогрессивных мыслей и образованности, такие образы найдутся везде. Считая себя «рукой власти» они угнетают окружающих, не переживая понести ответственность о содеянном. Кабанов и Дикой — это мир денег, зависти, жестокости и злобы. Они дичатся нововведения и прогрессивных мыслей.

Кабанова Марфа Игнатьевна очень деспотична и лицемерна, по ее мнение семейные взаимоотношения должны подчиняться страху. Она окончательно заела своих домовых и не очень крепко укоренила старинные устои и в доме и в свое голове.

Образ Дикого очень не однозначен и сложный. Он переживает свой внутренний протест, Дикой осознает как черства его натура и сердце, но ничего поделать с этим не может. Сначала бранит, на чем свет стоит, а потом прощения просит и каяться.

Главной идее пьесы «Гроза» Островского в разоблачении «темного царства», купеческой скупой среды, при помощи образов Дикого и Кабановой. Но они единственные символичные образы, они доносят до читателя мысли и рассуждения автора. Он указывал на пороки богатых людей, обличая их без духовность, подлость, жестокость. В финале пьесы очень ярко проходит мысль, что жизнь невыносима и ужасна в «темном царстве». К сожалению, мир самодуров, угнетает прогрессивного и нового человека, который мог бы побороть невежество, фальшь и подлость. В России того времени города и села были полны такими образами, как произведении «Гроза».

Темное царство в пьесе Островского Гроза

Пьеса «Гроза» вышла в свет за два года до введения Александром II своей великой реформы. В обществе нарастала жажда перемен, но рос и страх перед ними. В природе гроза страшна на вид и бьющейся в ней силой, но благотворна по своим последствиям.  А.Н. Островский писал в атмосфере ожидаемых многими перемен, вытаскивая на свет «язвы общества».

Он вводит нас в гнетущую атмосферу купеческой среды, настоящего «домостроя». Показанное им «темное царство» находится в предгрозовой стадии, когда все затихает. Кажется, что даже воздуха для дыхания не хватает. Так угнетает эта атмосфера. Близкий конец своей власти над умами окружающих Кабаниха и Дикой еще не чувствуют. Пока они полновластные управители. Властная Марфа Кабанова изводит всех своей дотошностью, попреками и подозрительностью. Ее идеал — старинные порядки и обычаи. Дикой – самодур, пьяница и невежественный человек. Он гораздо примитивнее Кабановой, но сила денег и старинных обычаев ввела его в круг «отцов» города. Они подчинили себе практически всех. Сын Кабанихи Тихон ни в чем не перечит матери. Смирился с «духовным» рабством и племянник Дикого Борис. Живет как считает нужным только сестра Тихона. Но для этого Варвара имитирует подчинение, всех обманывает и ловчит. И так почти все. Кто-то боится власти денег, кто-то напора и наглости, кто-то напускного благолепия, а кто-то боится просто по привычке.

Но не все смирились. Деспотизму Дикого и Кабанихи противостоят Катерина и Кулигин. Катерина – чистая и светлая душа. Не выдержав неравной борьбы, она совершает самый страшный в христианской вере грех – самоубийство. Но этот протест против гнетущей атмосферы жизни в городе, если не рассеял тучи полностью, то дал возможность пробиться через них маленькому лучику света и надежды. Поднимается ропот и могут взойти ростки сопротивления «темному царству». И лидер сопротивления есть. Кулигин пока действует убеждением, пытается всем показать ужас происходящего. Откровенно скажем, что получается у него не очень удачно. Но он не сломался и продолжает борьбу за умы, пытаясь переломить настроение в обществе.

Мне очень нравится пьеса «Гроза» дотошностью перечисления пороков современного автору общества. Он специально сгущает краски и не допускает комических ситуаций, на описание которых он мастер. Думаю, что и пути решения проблемы он также не указывает нарочно. Как опытный человек, «инженер человеческих душ», как в следующем веке будут в нашей стране называть писателей, знает, что логические построения в реальной жизни не работают. Главное – показать проблему во всей ее «красе» и донести до людей, что отсутствие ее решения приведет к постепенной деградации общества. Я считаю, что этой цели А.Н. Островский добился, написав пьесу «Гроза».

<glav>Другие сочинения:</glav>← Маленький человек в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийТрагедия совести в пьесе Гроза →

Темное царство в пьесе Гроза

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Богатство природы

    Как редко мы ценим то, что даёт нам природа! Воспринимаем это как должное. И лишь не получая что-то от неё, начинаем задумываться о богатстве природы. Наша природа – это не только дерево за окном

  • Сочинение на тему Какие качества раскрывает в человеке дружба

    Умение дружить – это умение быть бескорыстным, открытым и отзывчивым человеком. Дружба – это проявление заботы, внимания и взаимопомощи Дружба раскрывает в человеке, те качества, о которых сам человек возможно и не догадывался.

  • Образ Акулины из повести Барышня-крестьянка Пушкина

    В данном произведении Акулина, это и есть Елизавета Муромская, она переоделась в крестьянку, для того чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Главная героиня повести Елизавета

  • История создания Мастера и Маргариты (романа Булгакова)

    Вершиной творчества М. А. Булгакова, безусловно, является незавершённый роман «Мастер и Маргарита». Он сложен и многогранен. В нём заключён глубокий нравственно-философский смысл и причудливо переплетаются разные сюжетные линии

  • Образ и характеристика Матери Лизы в рассказе Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Многие произведения Николая Михайловича Карамзина являются шедеврами русской литературы, но повесть Бедная Лиза, написанная в 1792 году, в душе каждого читателя оставляет свой след. Здесь чувства возвышенны, любовь описана во всех красках

Автор: · Опубликовано 31.10.2019 · Обновлено 31.10.2019

(472 слова) «Гроза» была написана в 1859 году, и имела большое значение для автора. В основу пьесы положены события, частично произошедшие в жизни Островского. Помимо этого, она писалась в то время, когда в обществе назревали реформы, которые были реализованы в отмене крепостного права.

Сюжет произведения построен на конфликте светлого внутреннего мира главной героини и тёмного окружающего невежества и ханжества, царящего в семье Кабановых и во всём городе Калинове.

Катерина – девушка добрая и богобоязненная, воспитывалась в доме матери с любовью и уважением. Выйдя замуж за человека не злого, но привыкшего беспрекословно подчиняться, Катерина попала в атмосферу тотального контроля и деспотии его матери.

Кабаниха чувствует, что после женитьбы сын стал больше любить Катерину, чем её. Это вызывает в матери раздражение, ведь управлять сыном теперь труднее. Однако Тихон – человек очень слабый. В отличие от Варвары, он во всём подчиняется матери. Тяжесть такого положения усугубляется и тем, что Марфа Игнатьевна не напрямую оскорбляет родных, а находит для своих претензий благовидный предлог. Например, необходимость уважать родителей. Но, судя по её представлениям, слово «уважать» означает совсем другое. Она подменяет понятия, и вместо уважения получается требование беспрекословного подчинения.

Примеры угнетения читатель видит не только в семье Кабановых. Дикой – помещик и дядя Бориса – человек властный, не способный понять другого и принять решение, выгодное не только ему. В отличие от Кабанихи, Дикой даже и не думает искать какого-то предлога для того, чтобы рассердиться. Все родные в его доме находятся в постоянном страхе. Особенно тяжело приходится его племяннику. Очевидно, что обещанных денег Борис не получит, также как их не получают и крепостные Дикого. Характерно, что Дикой боится тех, кто сильнее его. И если случается какая-то неудача, Дикой не станет выяснять отношения с вышестоящими. Он выпустит пар на тех, кто слабее его. Это характеризует его как человека неразвитого и духовно бедного. То же касается и Кабанихи.

Островский от образа семьи переходит к образу всего города и обратно. Система обращения, принятая в семье Дикого и Кабанихи, характерна и для отношений крепостных и их хозяев. Всё взаимодействие богатых и бедных построено на ущемлении прав последних. В самом начале пьесы Кулигин объясняет Борису, как в их городе ведутся дела. Помещик легко может позволить себе не выдать крепостному того, что ему положено, и так оберёт каждого, а для себя накопит состояние.

Этому внешнему, постоянно всё осуждающему обществу, противостоит светлая душа главной героини, её внутренний мир. Катерина грезит былой свободой и счастьем. Она делится с Варей сюжетами своих снов, которые снились ей до замужества. Да и Борис – человек образованный, мягкий в обращении. К сожалению, выдуманный город Калинов, так похожий на настоящие русские города того времени с его Кабанихами, не даст им возможности быть счастливыми.

Тёмное царство злости, желания подчинять себе слабых и унижать их, жить за чей-то счёт – всё это живёт в сердцах жителей Калинова. Вероятно, Островский стремился как можно точнее передать характеры этих людей, выявить их пороки, чтобы читатели переосмыслили существующий порядок и постарались искоренить тёмное царство из своих сердец.

Автор: Таисия Ишниазова

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/temnoe-carstvo-v-pese-groza
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tyomnoe-carstvo-v-pese-groza-a-n-ostrovskij.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/predstaviteli-tyomnogo-carstva-v-pese.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/temnoe-carstvo-v-pese-groza
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/tyomnoe-tsarstvo-v-pese-groza-a-n-ostrovskij/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт