Содержание
Автор: · Опубликовано 24.07.2020 · Обновлено 24.07.2020
Сочинение ЕГЭ по русскому языку на первый взгляд кажется невероятно трудным. Однако в действительности данный вид письменной работы подразумевает собой умение написать текст «по образцу». Именно поэтому мы собрали для вас наиболее выигрышные шаблоны и клише для сочинения на ЕГЭ, чтобы на экзамене Вы без труда справились с заданием. И Многомудрый Литрекон желает Вам удачи — без этого тоже никуда в лотерее под названием «Жизнь».
План сочинения ЕГЭ
Для начала разберём композицию сочинения на ЕГЭ по русскому языку:
- 1 абзац — Вступление. 4 предложения;
- 2 абзац — Комментарий проблемы. 7-10 предложений;
- 3 абзац — Позиция автора. 2 предложения;
- 4 абзац — Собственное мнение. 2-4 предложения (обычно сюда еще добавляют аргумент из литературы);
- 5 абзац — Вывод. 1-2 предложения.
Здесь Вы увидите пример сочинения по демоверсии. Такой объём будет оптимальным, чтобы наиболее полно изложить мысль и не налить воды. Более подробно структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку рассмотрена здесь. Теперь перейдём к самому главному и перечислим шаблоны и клише.
Вступление
В нем же и формулируем проблему. Как это сделать?
- Внимательно читаем текст.
- Формулируем несколько вопросов по содержанию текста (используем разные вопросительные местоимения: что/кто/какой/как и т.п.).
- Начинаем абзац с 2-3 вопросов по тексту, желательно, чтобы они не имели отношения к главной проблеме.
- Формулируем основную проблему.
Клише
- …? …? …?Эти и другие вопросы ставит/поднимает в своем тексте (имя автора), однако наиболее детально автор рассматривает проблему…
- Автор данного текста поднимает проблему…
- В приведённом отрывке центральной я бы назвал проблему…
- Текст (имя автора) заставил меня задуматься над такой проблемой, как..
- Проблема … сильнее всего привлекает внимание автора…
Пример
Что такое война? Какое влияние оказывает она на людей? Почему подростки нуждаются в помощи с выбором дальнейшего жизненного пути? Эти и многие другие вопросы задает в своём тексте Галина Галлер. Однако наиболее детально она рассматривает проблему стойкости человека в трудных ситуациях.
Комментарий
Комментарий — это мысли и пояснения по указанной проблеме.
Именно он связывает проблему, которую Вы выделили в качестве основной, и авторскую позицию. Комментарий передает, как именно автор рассуждает о данном вопросе, подводя читателей к определенным выводам и умозаключениям. Комментарий всегда опирается на текст отрывка (нужны цитаты-подтверждения).
План комментария
- Фраза-клише;
- Описываем первый пример в 3-4 предложениях (пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
- Фраза-клише;
- Описываем второй пример в 3-4 предложениях ( пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
- Делаем общий вывод (устанавливаем логическую связь).
Клише
- Чтобы привлечь читательское внимание к
- данному вопросу, писатель рассказывает историю о…/ повествует/ приводит факты … (1 пример: 3-4 предложения).
- Комментируя эту проблему, также хочется отметить…(3-4 предложения)
- Оба примера свидетельствуют о том, что…
- Автор раскрывает проблему на примере…
- Писатель не случайно даёт понять…
- Данный пример/эпизод изображает…
- Эти примеры являются доказательством того, что…
Пример
«Привлекая внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает историю одной женщины, которая несмотря на смертельную опасность во время войны, не утратила свою человечность. Она бескорыстно помогала тем, кто нуждается, поднимала дух солдат: «Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе». То есть, она оставалась храброй, несмотря на усталость, боль и лишения.
Комментируя данную проблему, стоит отметить оптимизм и уверенность женщины. Она была рада просто тому, что все ее близкие и она остались живы, ведь это самое главное: «Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!». Оба примера демонстрируют непоколебимость человека в трудных жизненных ситуациях.»
Позиция автора
Авторская позиция — выводы, к которым приходит писатель в ходе своих рассуждений.
Если проблема текста является неким вопросом, то позиция автора отвечает на него. В ней мы видим авторское отношение к действиям героям, к их характерам. Присутствует анализ.
Клише
Клише и шаблоны для сочинения на ЕГЭ по русскому языку выглядят так:
- Позиция автора выражается ясно и раскрывается на примере следующих предложений:
- Позиция автора текста довольно ясна. Писатель абсолютно убеждён, что…
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно данной проблемы, но при этом заставляет читателей задуматься о…
- Позиция автора относительно поднятой проблемы становится ясной лишь после внимательного изучения текста, где можно заметить едва уловимые интонации и оценку писателя. Он старается показать, что…
Пример
Авторская позиция довольна ясна. Галлер считает, что нужно быть сильным и стойким, невзирая на преграды и оставаясь человечным даже в жестокое время войны.
Собственное мнение
Собственное мнение — это согласие или опровержение позиции автора. Внимание! Несогласие зачастую ведет к нарушению этики и потери баллов. Недостаточно заявить формально: «Я согласен/не согласен». Обоснованием служит подтверждение Вашей мысли. Почему вы так считаете? Можно приводить один литературный аргумент (но его все равно не засчитают как отдельный элемент эссе! Зато Ваша позиция точно будет доказана).
Клише
- Не могу не согласиться с писателем, поскольку…
- Я согласен с автором текста и тоже считаю:
- Я также считаю, что…И потому разделяю позицию автора…
- Подводя итог, нельзя не согласиться с автором в том, что…
- Я солидарен с автором в том, что… , так как…
Пример
Я тоже согласна с этой точкой зрения и также убеждена: в жизни нужно всегда уметь преодолевать трудности достойно и сохранять при этом человеческое достоинство и моральные ценности мирного времени. Так считают многие писатели. К примеру, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» продемонстрировал отзывчивость и силу духа Наташи Ростовой, которая предпочла пожертвовать имуществом семьи, лишь бы спасти раненых солдат и офицеров. Несмотря на опасность и грозящие семье испытания, героиня сделала выбор в пользу человечности на войне и спасла людей.
Вывод
Вывод — итог ваших рассуждений. Он не требует большего объема и представляет собой перефразированное собственное мнение.
Клише
- Подводя итог всему вышесказанному, стоит обязательно отметить, что…
- Все вышесказанное даёт возможность сделать следующие выводы:
- Хочется верить, что читатели задумаются над данной проблемой…изменят мнение по поводу…
- Таким образом, мы делаем вывод о том, что…
Пример
Таким образом, моральная стойкость и человечность в трудных ситуациях — важнейшие человеческие качества, поистине достойные уважения.
Автор: Дарья Яльцева
2 сентября 2017Русский
План сочинения | Шаблоны | |||||
1. Формулировка проблемы текста | Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её. | Перечитываю текст русского и советского писателя…. (ФИО). Как…..? Почему….? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой… (какой?). | Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора — проблема… (какая?) Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?). Вот что волнует писателя. | Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — … (какой?) Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?). | Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?) | Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО). |
2. Комментарий проблемы. | Известный писатель повествует нам о том, как… Он обращает наше внимание на… (что?). Главным тезисом в рассуждениях автора можно считать следующий: ……. (какой?) Звучит мысль о том, что … (какая мысль?)(здесь два примера по проблеме из прочитанного текста, которые помогают понять суть проблемы). | |||||
3. Авторская позиция по обозначенной проблеме. | Авторская позиция такова:… (сформулируйте). Он утверждает, что… | Авторская позиция выражена ясно. Основная идея автора заключается в том, что … (в чем?) | Развивая свою мысль, автор приводит нас к утверждению, что… (какому утверждению?) | Главные усилия автора направлены на то, чтобы убедить нас, что …. (в чем убедить?) | Автор считает, что… Он полагает, что… | Суть позиции автора заключена в следующем. (сформулировать её) |
4. Собственное мнение по обозначенной проблеме (согласие). | Бесспорно, автор текста прав. Я полностью с ним согласен. Мне кажется, что… (в чем согласие?). Попробую доказать свою мысль. | Трудно не согласиться с автором (писателем, художником слова, публицистом, Ф.И.О) в том, что… (в чем согласие?). Докажу свою мысль примерами. | Моя точка зрения на данную проблему сходна с мнением … (ФИО). Мне тоже кажется, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения. | Хочется выразить своё мнение по обозначенной проблеме. И я считаю, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения. | Придерживаюсь того же мнения, что и автор текста. Он прав. Действительно, … (в чем согласие?). Приведу доказательства своих мыслей. | Нельзя остаться равнодушным к сказанному … (кем?) Я согласен с писателем, что…(в чем согласие?) Можно привести множество аргументов в подтверждение точки зрения автора. Остановлюсь на некоторых из них. |
5. Аргумент 1 (из художественной, публицистической или научной литературы). | Обратимся к произведению…. (ФИО автора) «……» (название). (здесь представление проблемы) | Вспоминается книга… (чья?) «…….» (название) (здесь представление проблемы) | Писатель…. (ФИО) тоже обращался к проблеме… (какой?) Например, в книге «….» (название)… главный герой…. (здесь представление проблемы) | Именно об этом (о чем? о какой проблеме?) идет речь в произведении… (название) ….. (ФИО) (здесь представление проблемы) | В памяти оживают страницы….. (какой и чьей книги?). Одна из проблем, которые рассматривает писатель, — … (какая?) (здесь представление проблемы) | В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы) |
6. Аргумент 2 (из жизни). | Передо мной тоже как-то стояла такая проблема. Я … (не мог, не знал…) (описание проблемной ситуации) | Однажды героиней передачи «Пусть говорят» стала… (описание проблемной ситуации) | Вспоминается случай, рассказанный моей мамой. (описание проблемной ситуации) | Из истории мы знаем… (пример с проблемной ситуацией) | Помню, однажды я стала свидетелем такой ситуации (описание проблемной ситуации) | В жизни нередки случаи, когда нам приходится решать проблему… (какую?) Не так давно по телевидению передавали репортаж о том, как… (описание проблемной ситуации) |
7. Заключение. | В заключение подчеркну глубокий смысл текста… (ФИО), заставившего нас поразмышлять над такой важной проблемой. | Заканчивая размышление над прочитанным текстом… (ФИО), сделаю вывод: как важно… (вывод из проблемы) | Итак, писатель… (ФИО), поставивший проблему… (какую?), приводит нас к мысли:… (какой?) | Думаю, что мне удалось доказать, что проблема… (какая?), обозначенная… (ФИО), актуальна. Книги и случаи из жизни — тому подтверждение. | Таким образом, вместе с автором текста мы приходим к выводу, что… (вывод из проблемы) | Как видим, автор затрагивает важную проблему и подводит нас к мысли, что…(какой?) |
Шаблон написания сочиненияШаблон для сочиненияСочинение-рассуждение —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться. Опубликовано 04.06.2019 — 13:49 —
Данный шаблон даёт возможность обучить учащихся 10-11 классов написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_napisaniya_sochineniya.docx | 11.67 КБ |
shablon_dlya_napisaniya_sochineniya.docx | 15.07 КБ |
shablon_napisaniya_sochineniya_2.docx | 67.18 КБ |
algoritm_napisaniya_sochineniya_ege.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План написания сочинения ( ЕГЭ)
1)Выявление проблемы.
2)Комментарий проблемы.
3)Позиция автора.
4)Согласие с позицией автора.
5)1-й аргумент.
6)2-й аргумент.
7)Вывод .
Предварительный просмотр:
Шаблон для написания сочинения – рассуждения (ЕГЭ)
Прочтите художественный текст.
- Формулировка проблемы.
- В данном тексте автор затрагивает проблему… • Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся… Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…
- Комментарий + 2 примера из текста • Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) • Неслучайно писатель изображает (кого, что) • Поступок героя свидетельствует о том, что… • Слова (мысли) героя показывают, что… • Писатель осуждает/одобряет поступок героя • Автор сочувствует герою (героям) • Таким образом, писатель хотел показать, что… • Также (ФИО) приводит (рассматривает…)
- Изложение авторской позиции. • Автор считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что… • Автора тревожит (беспокоит, волнует)… • Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …
- Я согласен с мнением автора (ФИО : одна из важных… — …. • С мнением автора трудно не согласиться, так как… • Я полностью разделяю его точку зрения, потому что…
- 1-й аргумент: Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме … и создали … • Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на… • Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. • Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует… • В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…
- 2-й аргумент: • Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении… • В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора… Чтобы пояснить свою мысль, приведу ещё такой пример… У каждого из нас немало примеров из жизни, подтверждающих мысль о том, что…
- Вывод .Таким образом / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…
Предварительный просмотр:
Шаблон написания сочинения (задание №27)
<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-211726-1361897535.jpg»>Подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку(ЕГЭ)
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ…
Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе
Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения Цели:закреплять навыки вычленения основной проблемы текста;развивать умения комментировать проблему, определят…
Презентация»Сочинение-рассуждение по русскому языку в формате ЕГЭ»
Подготовка к сочинению учащихся 10 класса…
Обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку ОГЭ
Данная презентация содержит материал,обучающий написанию сочинению-рассуждению ОГЭ задания типа 2.1 и 2.2….
Мастер-класс для учащихся 11 классов «Написание сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе»
Целью данного мастер-класса является подготовка учащихся к успешному написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (успешному выполнению второй части единого государственного экзамена по русскому …
Разработка мастер-класса «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9».
В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо…
Форма черновика (схема-таблица) сочинения-рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ (задание 27)
Форма черновика (схема-таблица) сочинения-рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ (задание 27). Работа с данным черновиком (схемой) помогает отработать написание сочинения-рассуждения по критериям…
- Мне нравится
Вступление. Это пара предложений, подводящих к проблеме. Можно использовать материалы из справки о писателе, данной после текста. Допустимо начать сочинение с формулировки проблемы в форме риторического вопроса и обойтись без вступительной части.</li>Формулировка проблемы возможна в двух вариантах: с помощью конструкции ПРОБЛЕМА (чего?) + СУЩ. В РОД.П. – здесь важно не перепутать понятия «тема» и «проблема» (проблема более конкретна); или с помощью риторического вопроса. Риторический вопрос – наиболее удачная формулировка, ведь последующее рассуждение будет являться ответом на него. Так гораздо проще проследить за тем, что ты не отклонился от темы.К чему должен стремиться писатель, создавая свои произведения? Именно над этой сложной эстетической проблемой размышляет известный русский писатель К.Г. Паустовский.</li>Комментарий к проблеме включает в себя 5 элементов шаблона: 2 примера-иллюстрации, 2 пояснения и ярко выраженную смысловую связь между ними. Максимальное количество баллов по критерию – 5. При отсутствии одного из элементов в шаблоне сочинения ЕГЭ, количество полученных баллов соответственно снижается. Пример – иллюстрация может быть представлен в виде цитирования (прямого или косвенного) или указания на номер предложения. Для примера и пояснения используется универсальная конструкция «ЦИТАТА», — ПИШЕТ АВТОР, ЧТОБЫ…Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор отмечает тот факт, что люди не замечают красоты вокруг, невнимательны к прекрасным вещам, которыми полон наш мир (предложение 8). Противопоставляя обыденности силу искусства, К.Г. Паустовский вспоминает историю из жизни, когда экспериментальное произведение помогло ему «ощутить с большей силой ту поэзию обыкновенного дождя, которую я раньше плохо замечал», и показывает читателям, как сильно кинокартина повлияла на его восприятие мира.</li>Позиция автора обычно расположена в конце текста. Можно пересказать своими словами авторское отношение, если оно прослеживается по логике текста, а можно процитировать предложение, если авторская позиция проговаривается там прямо.По мнению К.Г. Паустовского, задача писателей заключается в том, чтобы напомнить людям о красоте мира.</li>Собственное отношение к позиции автора. Выражаем согласие с авторской позицией (можно и не согласиться, но обосновать будет сложнее). Обосновать свое отношение можно любым способом: привести пример из жизни/истории/кино/литературы. Будет достаточно всего несколько предложений.Я разделяю точку зрения автора, потому что считаю, что действительно художник должен в своих произведениях в первую очередь подчеркнуть, насколько прекрасен мир. Например, в рассказе В. Короленко «Слепой музыкант» главному герою музыка помогла открыть для себя жизнь народа, красоту родной земли и стать прекрасным пианистом.</li>Заключение – это не повторение вступления другими шаблонными словами. Это некое обобщение, вывод из вашего рассуждения.Возможно, не каждое произведение искусства будет чему-то учить, но каждое непременно должно затронуть определенные струны души своего зрителя, читателя или слушателя.</li>
Вы можете использовать приведенный ваше шаблон сочинения ЕГЭ при подготовке.
Другие материалы по сочинению ЕГЭ:
Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.2. Аргумент 1 + пример + комментарий.3. Аргумент 2 + пример + комментарий.4. Заключение (по тезису).
Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку
Часть (абзац)
Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1. Тезис
2. Аргумент 1
Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему…
В предложении № … автор говорит о том, что… (или)
3. Аргумент 2
4. Заключение
Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)
Как найти аргументы в тексте?
Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом
Структура сочинения (задание 9.2)
- Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
- Первый пример и его роль в тексте
- Второй пример и его роль в тексте
- Вывод
Вступление
Действительно…
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Основная часть
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Заключение
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось доказать, что…
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/klishe-i-shablony-dlya-sochineniya/
- https://4ege.ru/russkiy/55596-shablony-sochineniya-ege.html
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/06/04/shablon-napisaniya-sochineniya-rassuzhdeniya-po-russkomu
- https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2021/sochinenie/shablon
- https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/2231-klishe-dlya-napisaniya-sochineniya-oge—2020-92-i-93