Содержание
- 1 Главные герои
- 2 Другие персонажи
- 3 Краткое содержание
- 4 Заключение
- 5 Тест по повести
- 6 Валентин Григорьевич Распутин Повесть «Прощание с Матерой» Краткое содержание
- 7 Очень краткий пересказ повести «Прощание с Матерой»
- 8 Список персонажей повести «Прощание с Матерой» и их характеристика
- 9 Краткое содержание повести «Прощание с Матерой» подробно по главам
- 10 Кратко об истории создания произведения «Прощание с Матерой»
Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах. В повести автор раскрывает темы взаимоотношения отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Прощания с Матерой» по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.
Главные герои
Пинигина Дарья Васильевна – коренная жительница Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Была «самой старой из старух»
, «высокая и поджарая»
со «строгим бескровным лицом»
.
Пинигин Павел – второй сын Дарьи, мужчина пятидесяти лет, живет в соседнем поселке с женой Софьей. «В колхозе работал бригадиром, потом завгаром»
.
Другие персонажи
Пинигин Андрей – внук Дарьи.
Богодул – приблудший «блажной»
старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат»
, жил в бараке, «как таракан»
.
Сима – старуха, которая приехала в Матеру меньше, чем 10 лет назад.
Екатерина – одна из жительниц Матеры, мать Петрухи.
Петруха – «беспутный»
сын Екатерины.
Настя и Егор – старики, жители Матеры.
Воронцов – председатель сельсовета и поссовета в новом поселке.
Хозяин острова, «царственный листвень»
.
Краткое содержание
Глава 1
«И опять наступила весна»
– «последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название»
. Матера была создана триста лет назад.
Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.
Глава 2
У Дарьи за самоваром часто сидели старухи – Настя и Сима. «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах»
, сама управлялась с хозяйством.
Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.
Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было, кроме внука Коли.
Глава 3
Санитарная бригада «вела очистку территории»
на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.
Глава 4
На следующий день после случившегося Богодул пришел к Дарье. Беседуя с ним, женщина поделилась, что лучше бы ей не дожить до всего происходящего. Прогуливаясь затем по острову, Дарья вспоминала о прошлом, думала о том, что хотя и прожила «долгую и мытарную жизнь»
, но «ничего она в ней не поняла»
.
Глава 5
Вечером приехал Павел – второй сын Дарьи, «первого прибрала война»
, а третий «нашел смерть на лесоповале»
. Дарья не представляла, как будет жить в квартире – без огорода, без места для коровы и куриц, собственной бани.
Глава 6
«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова»
. «Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все»
.
Глава 7
Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.
Глава 8
Ночью один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.
«И пока изба горела в рост, Хозяин смотрел на деревню. В свете этого щедрого пожарища он хорошо видел блеклые огоньки над живыми еще избами, <…> отмечая, в какой очередности возьмет их огонь»
.
Глава 9
Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней»
, так как теперь матери будет помощь.
Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато <…> да поставленный так не по-людски и несуразно»
. «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою»
: она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась»
. «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай»
.
Глава 10
После пожара Петруха где-то пропал. В пожаре сгорел самовар Екатерины, без которого женщина «и вовсе осиротела»
. Катерина и Дарья проводили все дни за разговорами, вдвоем им жилось легче.
Глава 11
Начался сенокос. «Полдеревни вернулось в Матеру»
. Вскоре приехал Петруха в новом костюме – он получил много денег за сожженную усадьбу, но матери отдал только 25 рублей.
Глава 12
К Дарье приехал внук Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на заводе, но уволился и теперь хотел поехать «на большую стройку»
. Дарье и Павлу было трудно понять внука, рассуждавшего: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть»
.
Глава 13
Петруха засобирался на стройку вместе с Андреем. В середине сентября приехал Воронцов и распорядился «не ждать последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности»
.
Глава 14
Дарья, разговаривая с внуком, высказалась, что люди теперь начали жить слишком быстро: «галопом в одну сторону поскакал, огляделся, не огляделся – в другу-у-ю»
. «Только и ты, и ты, Андрюшка, помянешь опосле меня, как из сил выбьешься»
.
Глава 15
Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.
Глава 16
Постепенно люди начали «эвакуировать из деревни мелкую живность»
, сжигались постройки. «Все торопилось съехать, убраться с опасного острова подальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая»
. Вскоре Дарья забрала к себе Симу с Колей.
Глава 17
Односельчанка рассказала, что Петруха «занимается пожогом оставленных домов»
за деньги. «Катерина, примирившаяся с потерей своей избы, не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие»
.
Глава 18
Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще?
»
Глава 19
«Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без лиственницы на поскотине»
. «“Царский листвень” вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми»
. «И покуда стоять будет он, будет стоять и Матера»
. Старые люди относились к дереву с почтением и страхом.
«И вот настал день, когда к нему подступили чужие люди»
. Мужчинам не удалось ни срубить, ни сжечь старое дерево, его не брала даже бензопила. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.
Глава 20
Дарья, несмотря на то, что ее избу уже совсем скоро должны были сжечь, белила дом. Утром растопила печь, убиралась в доме. «Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее»
.
Глава 21
На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.
Глава 22
После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.
…Ночью Богодул распахнул двери барака. «В раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина»
. «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора»
.
Заключение
В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев. Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.
В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».
Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Прощания с Матерой» и прочитать полный вариант произведения.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 13
В каком году была впервые опубликована повесть «Прощание с Матерой»?</h3>
- <label>1976;</label>
- <label>1977;</label>
- <label>1978;</label>
- <label>1979.</label>
(новая вкладка)Автор: Валентин Григорьевич РаспутинЖанр: Современная русская и зарубежная прозаПросмотры: 2 359
При строительстве гидроэлектростанций на Ангаре некоторые деревни ушли под воду образовавшегося залива. Вот и Матёра – остров, на котором располагалась деревня с таким же названием, деревня, которая простояла на этом месте триста лет, – должна уйти под воду. Неимоверно тяжело расставаться с родным кровом жителям деревни, особенно Дарье, «самой старой из старух». С тончайшим психологизмом описаны автором переживания людей, лишенных ради грядущего прогресса своих корней, а значит, лишенных и жизненной силы, которую придает человеку его родная земля. Прощание со старой деревней, жизнь в новой – в такие переломные для человеческого сознания моменты и раскрываются его нравственные качества.
Download WordPress Themes FreeDownload WordPress Themes FreeDownload WordPress ThemesDownload Best WordPress Themes Free Downloadfree download udemy course
Читать полную книгу «Прощание с Матерой» автора Валентин Григорьевич Распутин онлайн бесплатно и без регистрации в электронной библиотеке proknigi.com!
Читать онлайн
Валентин Григорьевич Распутин Повесть «Прощание с Матерой» Краткое содержание
«Прощание с Матерой» – одно из самых известных произведений так называемой. «деревенской прозы». В нем Валентин Распутин поднимает очень важные, ставшие еще острее в современном мире проблемы: взаимоотношений человека с природой, сохранения памяти о предках, сомнительной ценности технического прогресса и т. д.
Очень краткий пересказ повести «Прощание с Матерой»
На Ангаре идет строительство новой ГЭС. Огромные территории подлежат затоплению, в их числе – остров, на котором расположена древняя деревня Матера. Большая часть жителей уже покинула остров. Остаются в деревне лишь несколько стариков и детей.
Своеобразный «кружок» образуют Дарья, Настасья и Сима, каждый день собирающиеся вместе. Желанным гостем для них является старик Богодул. Вскоре к Дарье перебирается Катерина, чей сын Петруха первым поджег собственный дом.
Остров должен быть полностью очищен к середине сентября. Летом многие материнцы в последний раз приезжают на родину на покос. Убирать колхозный урожай хлеба и картофеля поручено наемным работникам.
Во время уборки на Матере начинает работать санитарная бригада, сжигающая все дотла. Старухи ежедневно печально наблюдают, как выгорает остров.
В последнюю ночь перед прибытием государственной комиссии на дымящемся острове остается лишь один барак, в котором ютятся четыре старухи, мальчик Колька и Богодул. Чтобы забрать их с Матеры, ночью выходит катер, но сразу же теряется в тумане.
В непроницаемой мгле потерянными чувствуют себя как люди на острове, так и те, кто хотел их вывезти на большую землю.
Список персонажей повести «Прощание с Матерой» и их характеристика
Главные герои повести «Прощание с Матерой»:
- Дарья – самая старая и крепкая жительница Матеры. Дарья острее всех чувствует свою ответственность перед предками за судьбу острова.
- Настасья – старуха, которая уже понемногу начинает терять связь с реальностью и заговариваться. Вместе с мужем Егором она переезжает в город, где старик умирает. Настасья в отчаянии возвращается на обреченный остров к подругам.
- Катерина– старуха, которой пришлось первой испытать горечь от уничтожения родного дома, спаленного сыном. Несмотря на это, Катерина продолжает надеяться, что из Петрухи еще будет толк.
- Сима– не так давно обосновавшаяся на острове старуха. У нее была немая дочь Сима, которая, родив ребенка, сбежала. Сима одна воспитывает маленького Кольку.
- Богодул– совершенно дикий, малообщительный старик, живущий в бараке. Богодул постоянно матерится и создает конфликтные ситуации.
Второстепенные герои повести «Прощание с Матерой»:
- Павел – сын Дарьи, пожилой мужчина. Умом он понимает важность строительства ГЭС, но его душа не может примириться с уничтожением родного острова.
- Петруха – бестолковый сын Катерины, сжегший свой дом ради денег, а точнее, выпивки.
- Андрей – сын Павла, яркий представитель нового поколения, утратившего связь с родными корнями.
На этом персонаже можно закончить характеристику героев «Прощание с Матерой».
Краткое содержание повести «Прощание с Матерой» подробно по главам
Глава 1
Трехсотлетняя деревня Матера расположена на острове посреди Ангары. В ней была своя полуразрушенная церковь, мельница; с недавнего времени на острове даже приземлялись самолеты. Своеобразной «достопримечательностью» был Богодул – старик, живущий в деревянном бараке.
В этот год на остров пришла страшная весть: ниже по Ангаре строится плотина, поэтому осенью вода значительно поднимется. Матера обречена на затопление. Жителям нужно перебираться в новый совхоз.
Многие материнцы уже получили компенсацию от государства и покинули деревню. На острове остались лишь старики и дети.
Глава 2
Каждый день в обреченной деревне собираются на чаепитие три старухи: Дарья, Настасья и Сима. Самая старшая из них Дарья. К ней изредка приезжает сын Павел, уже давно живущий в совхозе. Настасья живет со стариком Егором, который уже подписал бумаги на переезд в город.
Сима недавно появилась на острове. Она хотела подыскать себе мужа на старости лет, но ничего не получилось. У Симы была немая дочь Валька, которая прижила ребенка и исчезла. Старуха в одиночку воспитывает робкого и молчаливого внука Кольку.
В избу вбегает Богодул и сообщает, что какие-то люди уничтожают кладбище.
Глава 3
Старухи прибегают на кладбище и видят, что два чужих мужика (санитарная бригада) уже собираются поджигать сваленные в кучу кресты и тумбочки. В это время сбегаются все остальные жители деревни, которые настроены очень решительно.
Толпа ведет поджигателей в деревню. Разъяренных материнцев встречает председатель Воронцов и «ответственное лицо» по фамилии Жук. Старики вынуждают начальников и бригаду спешно покинуть остров, а после до темноты приводят кладбище в порядок.
Глава 4
На следующий день к Дарье вновь приходит Богодул. За чаем старуха вспоминает родителей, легендарную историю о строительстве на Матере церкви.
После долгого разговора старуха внезапно торопится уйти из дома. Поднявшись на возвышенное место, она с горечью смотрит на Матеру, Ангару, противоположные берега. Дарья никак не может избавиться от мысли, что очень скоро весь привычный с детства мир будет уничтожен.
Глава 5
К Дарье приезжает Павел. Мать с сыном делятся неприятными новостями. Дарья рассказывает о разгроме кладбища; Павел – о том, что в совхозных домах затопило подполы, мало выделено земли под огороды, негде держать скотину.
Получается, что переезду рады только молодые материнцы, которым нечего терять: Клавка Стригунова и сын старухи Катерины – Петруха. Они мечтают поскорее сжечь свои дома, чтобы получить за это от государства деньги.
Глава 6
Ночью из норы выбирается загадочный зверек – Хозяин острова. Он чувствует, что существование Матеры подходит к концу. Зверек обегает свои владения, ощущая запах будущих горящих изб и прислушиваясь к неспешному шуму Ангары. Хозяину остается лишь готовиться к неизбежной трагедии.
Глава 7
Приходит день отъезда Настасьи с Егором. Проводить подругу первой приходит Дарья. На Настасью жалко смотреть. Она суетливо пытается взять с собой ненужные в городе вещи, заговаривается.
Вскоре приходят Катерина и Сима. Посидев на прощание, Егор начинает собираться. Павел помогает ему загрузить вещи в лодку. Старухи прощаются. Лишь когда лодка отчаливает, Настасья валится на дно и ударяется в крик.
Глава 8
Ночью загорается изба Петрухи, который заблаговременно вынудил мать переехать к Дарье. На пожар собираются все оставшиеся материнцы, молча наблюдающие за суетящимся Петрухой и бьющейся в крике Катериной. Все прекрасно понимают, что это он поджег дом.
На огонь смотрит и Хозяин острова. В отличие от людей он видит и будущее: ежедневные пожары в деревне и полыхающее кладбище.
Глава 9
Павел, назначенный в новом совхозе бригадиром, с недоумением размышляет о переменах. Место для нового поселка оказалось неудачным. Все удобства (электричество, отопление, вода и т. д.) кажутся ему не таким уж нужными по сравнению с веками обустраиваемой деревенской жизнью. Павел понимает, что со временем и он ко всему привыкнет. Однако для стариков, в том числе для его матери, прощание с Матерой до самой смерти останется незаживающей раной.
Глава 10
Катерина живет у Дарьи, которая постоянно напоминает ей о страшном грехе сына. Мать сетует на его врожденную непутевость. Его даже зовут на самом деле Никита. Петруха – шутливое прозвище, к которому уже давно все привыкли.
С самого детства Петруха отличался неугомонным нравом и равнодушием к серьезному делу. Работать толком он был не способен. В колхозе на него уже давно махнули рукой. Спалив собственную избу, Петруха в очередной раз подтвердил нелестное о себе мнение.
В гости к старухам, как и прежде, каждый день заходят Сима с Колькой и Богодул. Тянутся долгие разговоры за чаем.
Глава 11
В середине июля Матера вновь оживает. Половина деревни приезжает на покос. Материнцы чувствуют, что им необходимо навсегда проститься со своей родиной. Дни проходят в оживленной работе. Уставшие работники возвращаются с покоса с песнями.
Спустя две недели после поджога появляется Петруха. Судя по всему, он получил деньги. Матери он выделил всего лишь 25 рублей, пообещав взамен, что скоро заберет ее в город. Вскоре он пропивает всю выручку за сожженную избу.
Глава 12
На Матеру приезжает младший сын Павла – Андрей. Он недавно отслужил в армии, успел поработать на заводе, а теперь собирается на новое место.
Между Дарьей и внуком завязывается спор о человеческих возможностях и силе. Андрей пытается убедить бабушку, что молодые должны не стоять на месте и активно преобразовывать окружающий мир. Павел и Дарья с изумлением узнают, что Андрей собирается работать на строительстве ГЭС, т. е. будет принимать участие в затоплении Матеры.
Отец с грустью понимает, что сын окончательно оторвался от родных корней. Скрашивает неприятное чувство лишь согласие Андрея помочь с покосом.
Глава 13
Дружная работа прерывается, когда начинаются затяжные дожди. Страдая от безделья, материнцы собираются в избах и продолжают обсуждать вынужденный переезд. Горячей сторонницей затопления Матеры и перехода к новой жизни выступает Клавка Стригунова.
В разгар непогоды на остров приезжает Воронцов с двумя «ответственными товарищами». Они предупреждают людей, что к середине сентября деревня должна быть полностью очищена для приезда государственной комиссии.
Глава 14
Вечером Дарья и Андрей вновь возвращаются к начатому спору. Старуха убеждает внука, что все достижения современного человека ничтожны перед лицом вечности и смерти. Самое страшное заключается в том, что человек забыл о душе, возомнив себя «царем природы».
Глава 15
Устанавливается хорошая погода. Но внезапно в поселок вызывают сына Дарьи. Один работник по неосторожности стал инвалидом, а за технику безопасности отвечал Павел. Следом уезжает Андрей, чтобы выяснить, что грозит отцу.
Вернувшись через четыре дня, Андрей сообщает, что Павла таскают по комиссиям, но опасаться нечего. Вечером он уже навсегда уезжает с Матеры, так и не простившись с родными местами.
Спустя две недели приезжает хмурый Павел, которого сняли с должности бригадира и посадили на трактор. Свободного времени у него практически нет. Дарья понимает, что накосить травы так и не удастся.
Глава 16
На уборку колхозного урожая приезжают наемные работники. Каждый вечер в деревне раздаются пьяные выкрики, случаются драки. Санитарная бригада начинает сжигать все на соседнем с Матерой маленьком островке Подмоге. Материнцы спешно переправляют на большую землю домашнюю птицу и скот.
Однажды кто-то поджигает мельницу. Сразу после этого Клавка уговаривает мужиков подпалить ее дом. Напуганная Сима вместе с Колькой переселяется к Дарье. Три старухи и один ребенок теперь живут вместе.
Лишь Богодул ничего не боится. Взяв у Дарьи берданку без патронов, он демонстративно ходит перед приезжими, злобно матерясь на них.
Глава 17
Старухи узнают, что беспутный Петруха все-таки нашел работу себе по душе: поджигать дома в другой деревне. Слушая подруг, Дарья понимает, что у Катерины и Симы еще остается цель, не дающая им умереть. Первая надеется, что сын когда-нибудь образумится, вторая должна заботиться о внуке. Сама Дарья уверена, что после затопления Матеры ей больше незачем жить.
Глава 18
После окончания сенокоса буйная бригада уезжает, спалив на прощание деревенскую контору. Взамен их на уборку колхозной картошки присылают школьников и женщин. Многие материнцы приезжают выкопать свои участки.
Санитарная бригада, покончив с Подмогой, перебирается на Матеру. Остров все время окутан дымом от горящих лесов. Очень скоро очередь дойдет до самой деревни.
Дарья идет на кладбище попрощаться с родными. Там остались лишь одни могильные холмики. Мысленно разговаривая с родителями и пытаясь вымолить у них прощение, Дарья внезапно осознает свою ответственность за остров. Она решает оставаться на Матере до самого конца.
Глава 19
На глаза поджигателей попадается стоящий посреди деревни «царский листвень» – огромная лиственница, почитаемая всеми жителями Матеры. Могучее дерево пытаются сначала срубить, затем поджечь, наконец, спилить бензопилой. Все попытки проваливаются. Непокорному «царскому лиственю» суждено стоять до последнего часа.
Глава 20
На острове остаются лишь три старухи, Колька, Богодул и поджигатели, которые предупреждают, что скоро запалят последние постройки.
Дарья два дня убирается в избе: белит, моет, развешивает занавески. Целую ночь она молится, а утром разрешает мужикам сжечь ее дом и куда-то уходит. Дарья весь день ходит по острову. Ее сопровождает таинственный Хозяин. Вечером мать находит Павел и сообщает, что приехала Настасья.
Глава 21
Павел покидает Матеру, пообещав вернуться и забрать старух через два дня. Поджигатели тоже уже уехали.
Весь остров выжжен. В старом бараке в темноте сидят старухи, Колька и Богодул. Настасья рассказывает, что умер Егор. Она не представляет себе, как будет жить одна в городской квартире. Дарья советует ей взять к себе Симу с внуком.
Глава 22
Вечером Павел возвращается в поселок. Вскоре к нему приходят Воронцов с Петрухой. Узнав, что на Матере остались люди и барак, председатель впадает в гнев: завтра утром комиссия будет принимать остров.
Воронцов требует немедленно отправляться обратно на катере. Когда они добираются до Ангары, уже темнеет. На реке сгущается туман. Самого острова не видно, поэтому направление берут наугад. Как и следовало ожидать, в кромешном тумане моторист сразу же заблудился. Невозможно не только найти Матеру, но даже пристать к какому-нибудь берегу.
Ночью в бараке все просыпаются. В окно виден сплошной туман. Богодул распахивает дверь, и из темноты доносится прощальный вой Хозяина острова. Вслед за ним раздается едва слышный рокот мотора – шум катера…
Кратко об истории создания произведения «Прощание с Матерой»
Произведение было написано в 1976 г. на основе реальных событий. При строительстве Ангарского каскада ГЭС действительно подлежали затоплению многие деревни, жители которых были вынуждены переселяться. Эта участь постигла и родной поселок Распутина, который описал эту человеческую трагедию в своей повести.
RoyalLib.Com >> Современная проза >> Распутин Валентин >> Прощание с Матерой — скачать книгу53555103972Спрятать опции Начало Установить закладку НастройкиРазмер шрифта:14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24Ширина текста:50% |60% |70% |80% |90% |100% Шрифт:Цвет текста:УстановитьЦвет фона:УстановитьСбросить настройки Оглавление
<<>>
<< >>
«Прощание с Матёрой»
Осенью 1976 года в журнале «Наш современник» (№№ 10, 11) появилась новая повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». О том, как возник замысел произведения, как оно писалось, сам автор рассказывал так: «Среди русских названий – самых распространенных, кондовых, коренных – название «Матерая» существует везде, по всем просторам России. Есть оно и у нас в Сибири, и на Ангаре тоже есть такое название. Я его с этим смыслом и взял, должно же название что-то обозначать, фамилия должна что-то обозначать, тем более это название старой деревни, старой земли…
Все это происходило на моих глазах. Действительно трагическое зрелище, когда идешь вечером по Ангаре, по Илиму (это река, которая впадает в Ангару), и видишь, как эти крепкие деревни горят в темноте. Это было зрелище, которое останется в памяти навсегда.
«Прощание с Матерой» – эта работа была для меня главной, ни рассказы, ни другие повести. Для этой повести я, может быть, и был нужен…
Я не назад зову. Я зову к сохранению тех ценностей и традиций, всего того, чем жил человек. Моя деревня, например, когда ее перенесли, стала леспромхозом. Делать там было больше нечего, только лес рубить. Лес рубили и рубили неплохо. Поселок был большой, не из бедных. Занятие ведь влияет на человека. Хорошо зарабатывали, и все как бы ладно, но пьянка была жуткая, такой сейчас даже нет. Это были 70-е – 80-е годы. Только вырубать лес, зарабатывать на этом – все-таки это не божеское дело. Меня тогда это поразило и заставило писать.
Видимо, нам в России жить хорошо не надо, чтобы оставаться людьми. Не надо богатства, не нужно быть богатым. Есть такое слово – достаток. Есть какая-то мера, при которой мы остаемся в своей нравственной сохранности».
В этих словах писателя слышны горечь и разочарование, боль за свой народ, за свою родную землю. Он, как и его героиня Дарья, защищает не старую избу, а Родину, как у нее, болит сердце и у Распутина: «Как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет». Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: «Название острова и села – Матёра – не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать – Земля, мать – Родина), материк – земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра – это как бы «малый материк»)». Для автора, как и для Дарьи, Матёра – воплощение Родины.
Если в «Последнем сроке» или в «Живи и помни» еще можно было говорить о «трагедии отдельно взятой крестьянской семьи», то в «Прощании с Матёрой» автор такой возможности критикам не оставил. Гибнет крестьянский материк, целый крестьянский мир, и именно это приходится обсуждать критикам. Впрочем, они попытались сгладить остроту проблемы и обвинить автора в «романтизации и идеализации патриархального мира», в котором, некоторые критики видели лишь консервативные и отрицательные качества. А. Салынский оценивал проблематику повести как «тривиальную» (Вопросы литературы. 1977. № 2), В. Оскоцкий отмечал желание Распутина «из коллизии все-таки не трагедийной любой ценой «выжать» трагедию» (Вопросы литературы. 1977. № 3), Е. Старикова заметила, что Распутин «более жестко и менее гуманно, чем раньше, разделил мир своей повести на «своих и чужих»» (Литература и современность. М., 1978. Сб. 16. С. 230). Острота поднятых писателем вопросов вызвала на страницах «Литературной газеты» дискуссию «Деревенская проза. Большаки и проселки» (1979, сентябрь-декабрь).
А. И. Солженицын писал по этому поводу: «Это прежде всего – смена масштаба: не частный человеческий эпизод, а крупное народное бедствие – не именно одного затопляемого, обжитого веками острова, но грандиозный символ уничтожения народной жизни. И даже ещё огромней: какой-то неведомый поворот, сотрясение – расставание и для нас всех. Распутин – из тех прозорливцев, которому приоткрываются слои бытия, не всем доступные и не называемые им прямыми словами.
От первой страницы повести мы застаём деревню уже обречённой к уничтожению – и сквозь повесть это настроение нарастает, звучит как реквием – и голосами народа, и голосами самой природы и человеческой памяти, как она сопротивляется своей кончине. Пронзительно нарастает прощание с островом, растянутое умирание, режущее сердце.
Вся ткань повести – широкий поток народного поэтического восприятия. (На её протяжении изумительно описаны, например, разные характеры дождей.) Сколько чувств – о родной земле, её вечности. Полнота природы – и живейший диалог, звук, речь, точные слова. И – настоятельный у автора мотив:
Раньше совесть сильно различали. Ежели кто норовил без её – сразу заметно. А теперь – холера разберёт, всё смешалось в одну кучу – что то, что другое. Мы теперя так и этак не своим ходом живём. Люди про своё место под Богом забыли.
Пришли пожогщики, «набежники из совхоза», и жгут одно за другим, что пустеет. Гигантское царь-дерево Листвень, отметный знак всего острова, – только он оказался неповалимый и несжигаемый. Сжигают – «мельницу христовенькую, сколько хлебушка нам перемолола». Вот – часть домов уже сожжена, а остальные «как вжались в землю от страха». Последняя вспышка прежней жизни – дружная пора сенокоса, любимая деревенская пора. «Все мы – свой народ, из одной Ангары воду пили». А теперь это сено – через Ангару, и скирдовать около многоэтажных неживых домов для бесприютных коров, обречённых под нож. Прощание с деревней, растянутое во времени, одни уже переехали и приезжают навещать остров, другие – держатся на месте до последнего. Прощаются с могилами родных, пожогщики дико налетают на кладбище, стаскивают в кучу кресты и жгут. Старуха Дарья, готовясь к неизбежному сожжению своей избы, – белит её насвежо, моет полы и набрасывает на пол травы, как под Троицу: «Сколько тут хожено, сколько топтано». Для неё отдать избу – «как покойника в гроб кладут». А заезжий внук Дарьи – отчуждён, беспечен к смыслу жизни, уже давно оторван от деревни. Дарья ему: «В ком душа, в том и Бог, парень». «А что душу свою потратили – вам и дела нету». – Теперь узнаётся: изба, если её не трогать, сама по себе горит два часа – но ещё многие дни тоскливо курится потом. А и после сожженья избы – Дарья не в силах уехать с острова, ещё с двумя-тремя старухами ютится в негодном бараке. И так – перепущен срок отъезда. Сына Дарьи на катере посылают ночью снять стариков – а тут налегает такой густой туман, какого в жизни они не видели, и найти на Ангаре знакомый остров уже не могут. Этим и оканчивается повесть – грозным символом как бы нереальности нашего бытия: существуем ли мы вообще?»
Гибнет целое поколения, поколения хранителей вековых народных устоев, традиций, без которых не может существовать народ. Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников, трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матерой» в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.
«Прощание с Матёрой» подводит итог философско-мировоззренческим размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя, которое приобретает апокалиптические черты, воплотившиеся в картинах пожара и потопа.
В повести нашла свое отражение философия, поэтика, мистика прощания с традиционным укладом жизни, «дедовскими святынями», нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин олицетворяет в образе величественной и крепкой духом старухи Дарьи. Остров Матера у Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьем, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится мощный листвень, границы которого охраняет таинственный и мистический Хозяин. Здесь царят гармония и целесообразность, познание и труд, уважение к живым и почитание мертвых. Но прощание с этой жизнью совсем не элегично и благостно, оно прерывается скандалами, драками, ссорами коренных жителей и «пожогщиков», «разорителей», приехавших очищать перед затоплением территорию для будущей электростанции. На их стороне оказывается и внук Дарьи – Андрей. Молодое поколение, которое должно быть, по мысли Распутина, лучше, чем уходящее, не выполняет своей исторической роли. Поэтому писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/books/rasputin/proshchanie-s-materoy
- https://proknigi.com/proshhanie-s-materoj/
- https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/rasputin/proshchanie-s-materoj
- https://royallib.com/read/rasputin_valentin/proshchanie_s_materoy.html
- https://biography.wikireading.ru/56663