Послушайте! — слушать стихотворение Маяковского онлайн

  • Вы здесь:  
  • Аудиосказки
  • Подборки
  • Разное
  • Послушайте!

poslushayte-mayakovskiy.jpg

Слушать онлайн стихотворение «Послушайте!»:

Здесь вы можете слушать онлайн стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!», написанное в 1914 году во время сильнейшего кризиса и призванное пробудить людей из спячки и дать надежду на лучшее. Ведь, по его мнению, если звёзды на небе зажигаются, то это кому-нибудь надо и значит нас ждет впереди что-то хорошее.

Текст стихотворения:

Послушайте!Ведь, если звезды зажигают —значит — это кому-нибудь нужно?Значит — кто-то хочет, чтобы они были?Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?И, надрываясьв метелях полуденной пыли,врывается к богу,боится, что опоздал,плачет,целует ему жилистую руку,просит —чтоб обязательно была звезда! —клянется —не перенесет эту беззвездную муку!А послеходит тревожный,но спокойный наружно.Говорит кому-то:«Ведь теперь тебе ничего?Не страшно?Да?!»Послушайте!Ведь, если звездызажигают —значит — это кому-нибудь нужно?Значит — это необходимо,чтобы каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда?!

Автор: Владимир Маяковский

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Маяковский – один из самых оригинальных русских поэтов. Его творчество вызывало массу критических и такое же количество положительных отзывов. Важно то, что оно никого не оставляло равнодушным. Его стихи всегда имели острую социальную направленность. Их отличает глубокая личная заинтересованность в поднятой теме. Стихотворение «Послушайте!» было написано в начале 1914 г. Оно представляет собой призыв тонко чувствующего поэта к равнодушному обществу, попытку вывести его из спячки.

К 1914 г. Россия находилась в глубоком кризисе. Нищета большей части населения, голод, набирающие оборот революционные настроения все больше раскалывали страну. Чувствовалось приближение страшной мировой бойни – Первой мировой войны. Высшие слои общества, прикрываясь красивыми фразами, жили буквально последним днем, проводя время в кутежах и праздниках. Царила атмосфера обреченности и безверия.

Маяковский был известен своими грубыми произведениями, не укладывающимися в принятые стандарты. Но за прямолинейностью скрывалась чуткая творческая душа, остро реагирующая на несправедливость и людское равнодушие. В стихотворении «Послушайте!» он без предисловия и оговорок обращается к людям с целью обратить их внимание на совершенство мироздания. Главный символ произведения — звезды, которые не зависят от людских страстей. Человек должен остановиться и внимательно посмотреть на ночное небо. Звезды способны уничтожить злобу и ненависть. Если они все еще существуют, значит не все потеряно, «значит – это кому-нибудь нужно?». Появление новых звезд для Маяковского – результат чьего-либо страстного желания. «Если звезды зажигают», то люди еще способны одуматься, прекратить войны и насилие.

Стих написан в характерной манере Маяковского – «лесенкой». Рифма неточная, сбивчивая, переходящая в белый стих. Произведение имеет очень сильную эмоциональную окраску. Для этого автор использует многократные восклицания и риторические вопросы. Очень выразительно контрастное сравнение звезд с «плевочками» и одновременно с «жемчужинами». Вызовом Маяковского является приближение бога, имеющего «жилистую руку», к земному миру. Бог выполняет страстные желания людей о том, чтобы на небе появлялись новые звезды, дающие ощущение стабильности и правильного миропорядка.

Стихотворение «Послушайте!» полностью отражает особенности раннего творчества Маяковского, его протест против существующего общественного устройства.

Меню статьи:

Текст стихотворения

История

Творчество Маяковского всегда было неоднозначным. Его принимал и очень ценил Сталин, и называл его талантливейшим поэтом. Сталин насильно внедрял творчество Маяковского по всей стране, к огорчению многих других поэтов и писателей. И все же Маяковский больше, чем только поэт революции. Он писал стихи и издавался еще до «Великой Октябрьской».

Стих «Послушайте» Маяковский написал в 1914 году, когда поэту исполнился 21 год, спустя год после того, как вышел его первый сборник «Нате».

Поэт был молод и еще не научился «кричать свои стихи с трибуны» и провозглашать лозунги. Позже, когда Маяковский «пропитается идеями», будет мечтать о всемирной революции, он начнет чаще писать утвердительные строки, научится рекламе, за что не раз его будут осуждать в творческих кругах.

Личная жизнь Маяковского также изменится, превратившись в «любовный треугольник», нередко заставляющий его страдать и ожесточаться. Но в этот период поэт еще ищет себя, не разрушая, а пытаясь понять мир вокруг, а также самого себя.

Стих появился незадолго до второй мировой войны, в то время, когда в народе все больше преобладали безверие и «зацикленность» на материальных ценностях.

Это были годы, когда даже церковь дискредитировала себя настолько, что уже через три года, во время революции, люди из народа с жестокостью убивали священников, с агрессивной радостью встречая весть о том, что Бога нет, и нет необходимости отвечать за свои поступки перед Вечным Судьей.

Маяковский своим «Послушайте» призывает людей поднять голову над бытовым, мещанским образом жизни и мышления, подумать о том, что выше быта и «полуденной пыли».

Тема стиха

«Послушайте» – это стих – монолог, попытка заставить задуматься о том, что важна не одна материальность. Понять, что существует нечто большее, возвышенное. Он говорит о людях, способных видеть красоту. Тех, для кого прекрасное жизненно необходимо.

Для этих людей звездное небо очень ценно и важно, а значит, есть смысл всем людям поднять глаза над суетой этого мира и увидеть нечто больше, чем «плевочки» на небе. Попытаться понять это «большее».

Poslushajte-tekst-Mayakovskogo-1.jpg

В коротком стихотворении нет ни слова лишнего. Каждое слово несет в себе эмоциональную наполненность и философский смысл.

Со свойственной Маяковскому экспрессией, поэт повествует о молитве лирического героя. Он не молится тихо в храме, но «врывается», «плачет», «просит»…

О Боге Маяковский также повествует как о труженике. Одним словосочетанием «жилистая рука» поэт рассказывает целую повесть о том, что Бог каждый день трудится в нашем мире. Всякая материя на нашей земле разрушается, если разум и творческая энергия не воздействует на нее. Но земля обновляется каждый день, и через это всякий, кто честно готов смотреть, видит вмешательство разума Творца. Библия говорит о творящем Слове: «…нынешние небеса и земля, содержатся тем же Словом…» (2 Пос. Петра 3:7).

Но Маяковский видит труд Творца на нашей земле как жилистую, натруженную руку. И это реальность поэта, который не приемлет ничего поддельного, напускного и фальшиво-гладкого. Для него ближе образ Бога трудящегося, каждый день зажигающего звезды, а не наблюдателя, однажды запустившего процесс.

Лирический герой уверен, что не обязательно звезды будут загораться каждый вечер. Если не просить и не желать, то можно не увидеть ни одной звезды, а для героя это очень важно, поэтому он готов прилагать усилия к тому, чтобы получить то, что ему необходимо.

Композиция

Стих написан в форме монолога. Лирический герой обращается ко всем, кто может его услышать. Это просьба услышать его, задуматься о том, что может дать иной, более высокий смысл существованию человека.

В стихотворении не прослеживается одной четко выраженной линии. Его можно разделить на три смысловые части. Рассуждение о том, что звезды нужны людям и на молитву к Богу, призыв, просьбу о том, чтобы звезда загорелась, хотя бы одна и вывод в конце стиха.

Стихотворение напоминает античную риторику, словно было написано по ее правилам (тезис – обоснование – утверждение).

На строфы стих не делится, композиция кольцевая, рамочная. В начале и в конце используются похожие выражения, в то же время они несут развитие мысли автора.

Основной герой произведения

Стих хочется не читать, а слушать, ведь это обращение лирического героя к слушателям. Сначала он задает риторический вопрос, затем рассказывает о третьем лице, который является главным героем произведения.

Стихотворение «Лиличка» Владимира Маяковского написано в форме монолога-обращения лирического героя к своей возлюбленной. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Лирический герой, который в данном произведении является и автором, рассказывает, как важны звезды для главного героя. Он задыхается в дневной пыли и рвется к Богу «на аудиенцию», он ждет вечера, когда сможет увидеть звезды и подняться над суетой этого мира. Он не может выдержать мысли о возможности не увидеть звезд.

Лирический герой показывает очень деятельного человека. Он не считает, что можно молча страдать и сетовать на судьбу, если то, чего тебе не хватает, находится вне твоих возможностей.

Этот «кто-то» не ждет, не молчит, он «врывается», «боится, что опоздал», «Плачет», «целует жилистую руку» Бога, «просит». Это человек деятельной веры, просящий у Творца того, что ему необходимо, и получающий этот дар каждый вечер – звезды загораются.

Просьба увенчалась успехом. Но еще до того, как этот человек видит долгожданную звезду, он уже ходит «спокойный наружно», хотя его внутренняя тревога не проходит.

Остальные люди получают результат его усилий и не знают о том, что звезд могло и не быть. Но главного героя это не волнует. Для него важно мнение одного человека. Он только у кого-то одного спрашивает: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”

Второстепенные герои

Можно было бы назвать второстепенным героем самого рассказчика – лирического героя, ведь он остается за кадром. Но все же в этом стихотворении он, скорее, второй главный герой, а не второстепенный.

Основная идея стиха

Маяковский написал стих в то время, когда многие люди теряли веру, были озлоблены и растеряны. Поэт взывает к людям, прося их вернуться к высшим ценностям, не погружаться в рутину материальности.

Человек создан, чтобы жить между двумя мирами, получая информацию из духовного мира, воплощать идеи в физическом мире, и любой дисбаланс нарушает гармонию.

Если человек улетает только в духовность, он отказывается от важной части своей жизни и теряет свое предназначение. Также если он погружается только в материальность и живет животными потребностями, упускает прекрасную часть себя. Покой и ощущение счастья возможно только тогда, когда человек «стоит на своем месте» и поддерживает баланс между духовным и материальным.

Поэт обращается к тем, кто погряз в материальности, забыв о духовных потребностях, призывая их поднять голову к небу, увидеть звезды, задуматься о том, что можно жить иначе и получить большее счастье, чем только сытый желудок, крышу над головой и возможность размножения.

Поэт призывает действовать и видеть звезды, делиться радостью достижений в мире поэзии, в способности видеть звезды и участвовать, пусть даже косвенно в процессе их зажигания. Ведь, по мнению поэта, если бы не было тех, кто просит о звездах, то Бог не зажигал бы их на небосклоне.

Можно понимать поэта как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь «звезды» талантов людей тоже зажигаются в нашем мире; и их видят и ценят только те, кто желает иметь больше, чем пищу и кров. Те, кто ищет высшего.

Форма произведения необычна, но характерна для футуристической литературы. Это позволяет стиху выделиться на фоне других философских произведений.

Звезды, являющиеся центральными в этом стихотворении, можно воспринимать как реальные физические, а также как аллегорию – как поэтов, художников, тружеников искусства, тех, кто помогает людям подняться над обыденностью.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Также мы видим в нем элементы послания. Тонический стих, большинство строк которого не рифмуется, разностопный ямб. Часть строк имеют рифмовку АВАВ.

Автор использует метафоры: «Врывается к Богу», «называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают» «метели полуденной пыли».

Также использует эпитеты «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный», «жилистая рука».

Средства выразительности

Первое же обращение, прерванное восклицанием, заставляет остановиться и обратить внимание на будущую речь. Дальше автор задает риторические вопросы и уверен, что на них можно дать только утвердительный ответ.

Рассказчик развивает сюжет – некто тревожится и боится, что вечером, после окончания пыльного рабочего дня, звезды не появятся на небосклоне. Тогда он бежит к Богу, врывается в тревоге и просит, целуя Его натруженные жилистые руки. Он не представляет себе вечера без звезд.

Стих «Скрипка и немного нервно» Владимира Маяковского отличается шутливым характером, поэтому было бы закономерно счесть «Скрипку…» шуткой. Впрочем, читатель может узнать больше об этом произведении, ознакомившись с его описанием

Знаками препинания, словами, расположенными лесенкой, автор добивается максимального эмоционального накала. Он словно спорит, доказывает, пытается донести свою истину до всех и каждого.

В этом стихе автор не кричит, но пытается убедить уговорить, заставить переосмыслить привычный взгляд на жизнь, используя знаки препинания, расставляя интонационные акценты, и словно сомневаясь, что его поддержат, переспрашивает «Да?!»

Маяковский как всегда смешивает возвышенное и земное. Звезды, Бога, «жилистую руку» и «метель полуденной пыли».

Языковые особенности стиха

В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.

Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.

Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.

Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.

Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…

Отзывы критиков

«Едва ли найдется в истории другой пример того, чтобы человек, так далеко ушедший в новом опыте, в час, им самим предсказанный, когда этот опыт, пусть и ценой неудобств, стал бы так насущно нужен, так полно бы от него отказался. Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое, навсегда останется для меня загадкой.

Тут была та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни, в любом направленьи, без которой поэзия — одно недоразуменье, временно неразъясненное.

Используемые источники:

  • https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/poslushajte
  • https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-poslushajte/
  • https://r-book.club/sovetskie-pisateli/vladimir-majakovskij/poslushajte.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт