Петербург в произведениях Пушкина, Достоевского и Гоголя

Петербург – город противоречий и контрастов.

Кто-то сходит в нем с ума от тоски и вечной серости, кого-то завораживает грандиозная архитектура, белые ночи, нескончаемые ветра.

Этот город никого не оставляет равнодушным сейчас, не оставил он равнодушными и трех великих русских писателей, живших здесь в XIX веке.

Три разных гения, три разных судьбы, три разных Петербурга.

Пушкинский Санкт-Петербург – город Петра, грандиозный, торжественный и светлый. Поэт искренне восхищается им, бесконечно повторяя «люблю тебя…»

Вступление к «Медному всаднику», довольно мрачной своей поэме, Пушкин пишет в виде оды любимому городу. Он описывает парадный Петербург, от которого захватывает дух.

Величие города становится очевидным на контрасте: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво».

Убожество чухонской деревни, которую увидел Петр, когда задумал выстроить новую столицу, и «стройные громады дворцов и башень», обозреваемые Пушкиным через сто лет, внушают уверенность в прекрасном будущем Петербурга:

Но в городе великого Петра живут простые маленькие люди, которых сносит потоком стихия грандиозной столицы, ломая судьбы, уничтожая все на своем пути.

Начинает звучать тема, близкая всей последующей русской литературе – ничтожность и слабость маленького человека перед лицом великих мира сего.

Гоголевский Петербург – это мистификация. Здесь исчезают люди. Вот был человек, а вот от него остался один нос.

У Гоголя это скорее страшный город призраков – здесь по Невскому проспекту, озаренному яркими огнями, гуляют не люди – бакенбарды и усы, дамские талии и рукава.

Даже первые слова автора: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге», – оказываются каким-то вывертом, сарказмом.

Петербург – город лжи, за внешним великолепием здесь скрывается нищета и разврат.

Гоголь описывает Петербург, как город безжалостных и равнодушных чиновников и бюрократов, которым и дела нет до простого человека. Ценность каждого здесь определяется ценой вещей.

Маленький человек Акакий Акакиевич мечтает перестать быть призраком, а для этого ему необходима хорошая шинель – только так его заметят.

После жестокого ограбления Башмачкин снова становится призраком, только уже мертвым. Его нет без шинели, как и всех остальных в этом страшном холодном городе.

Петербург Достоевского – больной город, душный, мрачный.

В «Преступлении и наказании» писатель настолько точно описал маршруты Раскольникова, что теперь там водят экскурсии. Узкие грязные улочки недалеко от Сенной площади, распивочные, смердящие канавы, нищета – все это атрибуты нравственного разложения героев.

Парадный величественный город не для них, эти униженные и оскорбленные варятся в своем адском котле, никак не пересекаясь с теми, другими, живущими в прекрасных дворцах и гуляющими по живописным паркам.

Интересна и цветовая палитра, взятая Достоевским для описания города. В ней преобладают серые и желтые цвета. И желтый здесь вовсе не веселый оттенок, а цвет сумасшествия, душевной болезни – в те времена психиатрические лечебницы называли «желтыми домами».

Удивительно, но такой разный Петербург у трех величайших писателей все же имеет одну общую черту – он равнодушен к бедам и несчастьям маленького человека.

При этом Пушкин восхищается мощью Петрова града, Гоголь рисует лживость яркой столицы, а Достоевский окунает нас вместе со своими героями в полную безысходность, показывая только страшную изнанку города, без намека на парадность и грандиозность.

Публикации раздела Литература

Москва или Петербург? Эта дилемма была актуальной для многих русских классиков. Портал «Культура.РФ» рассказывает о двух столицах в жизни писателей и поэтов.

Александр Пушкин

Москва… Как много в этом звуке

Александр Пушкин родился и жил в Москве до 12 лет — до поступления в Царскосельский лицей. В московском «Вестнике Европы» он впервые опубликовал свое стихотворение — «К другу-стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру.

Здесь Александр Пушкин встречался с Николаем I после его коронации. После аудиенции высланный из Петербурга поэт смог вернуться в столицу. В письме к Прасковье Осиповой он писал: «пошлость и глупость обеих наших столиц равны, хотя и различны». Однако Пушкин-поэт посвятил родному городу теплые строки в «Евгении Онегине»:

В 1828 году во время визита в Москву Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Они обвенчались и некоторое время жили на Арбате — сейчас в этом доме работает мемориальный музей.

Пышный и бедный Петербург

В Петербурге к юному ученику Царскосельского лицея пришла первая слава поэта. После окончания учебы Пушкина закружила светская жизнь — балы, театры, литературные кружки. Образ жизни с «вихрем событий» позже найдет свое воплощение в романе «Евгений Онегин».

Об изысканном и строгом облике столицы Александр Пушкин писал:

Однако, уезжая в Москву по делам, Пушкин отправлял жене письма: «Меня тянет в Петербург. Не люблю я твоей Москвы».

Николай Гоголь

Щегольский Петербург

Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. В Петербург он переехал в 19 лет, в 1828 году. Здесь начинающего писателя ждало разочарование: Гоголя не приняли в актеры, государственная служба ему быстро наскучила, а первую его поэму жестко раскритиковали. К тому же жизнь в столице требовала затрат, которые Гоголь не мог себе позволить. Жизненные неудачи сказывались на его восприятии нового города, Гоголь писал матери: «На Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в свою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим».

Однако писатель отдавал должное архитектуре столицы, называя ее «щеголем Петербургом», а Невский проспект — «красавицей нашей столицы». Здесь к писателю пришла известность — после издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Вечный город — Москва

Николай Гоголь впервые побывал в Москве в 1832 году. Он познакомился с писателями, которые позже стали его близкими друзьями. Здесь с успехом проходили спектакли по произведениям Гоголя, даже премьера «Ревизора», которая провалилась в Питере. В письме к Сергею Аксакову Николай Гоголь называл Москву своей родиной, позже сравнивал ее с «вечным городом» — Римом.

Михаил Лермонтов

Душевная Москва

Михаил Лермонтов родился в Москве, а детство провел в поместье своей бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Когда будущему поэту исполнилось 12 лет, его вновь привезли в Москву — учиться в университетском благородном пансионе. «Там я родился, там я много страдал и там же был слишком счастлив!» — писал о Москве 18-летний поэт. В сочинении по русской словесности он называл город необыкновенным: «Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… У нее есть своя душа, своя жизнь».

В последний раз Лермонтов побывал в Москве в 1841 году. Он провел здесь пять дней перед отъездом на Кавказ — участвовал в народных гуляньях, посещал театры, ездил с визитами к старым знакомым. Мемуарист Филипп Вигель писал, что за час до отъезда Лермонтов воскликнул: «Ах, если б мне позволено было оставить службу, с каким бы удовольствием поселился бы я здесь навсегда!»

Читайте также:

Скучный Петербург

В Петербург Лермонтов переехал, чтобы поступить в университет. Ему не засчитали два года учебы в Московском университете, и молодой поэт стал курсантом Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Северная столица поэта не воодушевила.

Его раздражал высший свет города, в письме к Марии Лопухиной Лермонтов рассказывал: «все вместе они производят на меня впечатление французского сада, в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями!». Даже вернувшись из ссылки, в которую он был отправлен за стихотворение «Смерть поэта», и обретя в петербургском обществе популярность, Лермонтов продолжал скучать.

Антон Чехов

Любимая Москва

В Москву Антон Чехов переехал сразу после окончания гимназии, здесь он стал врачом и написал первые рассказы. Через два года после переезда Чехов писал товарищу по гимназии: «Переезжай в Москву!!! Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из неё. Я навсегда москвич».

Антон Чехов писал фельетоны о различных событиях города — студенческих праздниках, археологических находках, распродажах и происшествиях. Московское общество он характеризовал так: «Знающих людей в Москве очень мало; их можно по пальцам перечесть, но зато философов, мыслителей и новаторов не оберешься — чертова пропасть».

Милый Петербург

Рассказы и московские фельетоны Антон Чехов публиковал в петербургских журналах «Стрекоза» и «Осколки». Редактор «Осколков» Николай Лейкин пригласил молодого писателя в Северную столицу. Впервые Чехов приехал туда в 1885 году, тогда ему было 25 лет.

Лейкин и его друзья-литераторы приняли писателя настолько радушно, что у того «кружилась голова от хвалебного чада». Чехов был потрясен, что в Петербурге его произведения знают и ценят. Он стал бывать в столице несколько раз в год — в основном приезжал сюда отдыхать. «Москва спит и киснет», — писал Антон Чехов в 1888 году.

Анна Ахматова

Священный град Петра

Родители Анны Ахматовой переехали в Петербург, когда будущей поэтессе был всего год. Она писала в мемуарах: «Мои первые воспоминания — царскосельские». Петербург Пушкина, Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками» стал одним из персонажей лирики Ахматовой. Здесь она издала свой первый сборник стихов и стала известным поэтом. Ни революция, ни гражданская война не заставили Анну Ахматову разочароваться в любимом городе:

Лишь в «Реквиеме» проявилось короткое отторжение к Ленинграду — «ненужному привеску» своих тюрем. В годы Великой Отечественной войны во время эвакуации Ахматова написала:

Пропитанная стихами Москва

Анна Ахматова, по воспоминаниям Иосифа Бродского, каждый год несколько раз переезжала из Петербурга в Москву и возвращалась обратно. В Москве поэтесса останавливалась у писателя Виктора Ардова на Большой Ордынке. Здесь она могла подолгу жить, работать и принимать гостей на так называемых вечерах-«ахматовках». В июне 1941 года у Ардова единственный раз Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой. О Москве Анна Ахматова упоминала в стихах, и даже посвящала городу отдельные произведения.

Осип Мандельштам

Прозрачный Петрополь

Детство и юность Осипа Мандельштама прошли в Северной столице. В одном из ранних стихотворений поэт писал об архитектуре Петербурга: «Нам четырех стихий приязненно господство, / Но создал пятую свободный человек».

В 1916 году Мандельштам тяжело переживал смерть матери. Он перенес свою печаль на город, который в стихах стал ассоциироваться с гибелью: «В Петрополе прозрачном мы умрем». Эти настроения обострились после революции — «Петрополь, брат твой, умирает», и в 20-е годы, когда Мандельштам узнал о смерти Александра Блока и расстреле Николая Гумилева. В 1931 году, находясь под угрозой ареста, отвергнутый многими друзьями, поэт написал стихотворение «Ленинград»:

В 1931 году Осип Мандельштам покинул Петербург навсегда.

Дремучая Москва

В 1916 году Мандельштам сблизился с Мариной Цветаевой и начал бывать у нее в Москве. В эти годы он соединяет в стихах образ города и Цветаевой:

Позже Мандельштам вернулся в Москву — служить в Наркомпросе. Он жил в гостинице «Метрополь» и писал о городе стихи:

Смотрите также

5-izvestnykh-knig-kotorye-pisalis-v-gody-epidemii.png5 известных книг, которые писались в годы эпидемийКарантинная проза Грибоедова, Пушкина и Чехова03.jpgВ уездном городе N-скеРассказываем о вымышленных городах на страницах русской классикиРусский Берлин: литературная столица эмиграцииВоспоминания Андрея Белого, Владимира Набокова и других писателей о жизни за границей«Поклонитесь от меня моему дому»: жизнь в усадьбе Спасское-ЛутовиновоОхота, музыкальные вечера и шахматные турниры в имении Ивана ТургеневаРабота библиотекарем, «жужжание» стихов и признание в ОксфордеРассказываем об интересных историях из жизни Анны АхматовойРусские писатели с иностранными корнямиКто считал себя прямым потомком Чингисхана, у кого в роду были датчане и какие мифы строили писатели вокруг своего происхожденияНиколай Гоголь: щеголь, коллекционер, рукодельникРассказываем, что любил и чего боялся писатель5 историй из жизни ТургеневаКак писатель спасался с горящего парохода и скрывался от слежкиПисьма из РоссииИностранные путешественники о русской действительностиОтдыхаем, как русские классикиСоветы писателей, художников и музыкантовРусские писатели за границейЧем восхищался Ломоносов в Германии, за что Фонвизин осуждал Францию и почему Достоевскому не понравилась ШвейцарияГид по светским салонам Санкт-Петербурга XIX векаИнструкции от известных литераторов по приятному и полезному времяпрепровождению в свете5 произведений Маяковского из школьной программыВспоминаем историю создания стихотворенийПоэтические места на карте РоссииГорода, о которых много писали классикиЧехов, Брюсов и Хармс: три эпистолярных романа известных писателейПрекрасные письма о любви

Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России». Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. Такая литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он является столицей на протяжении как Золотого (первая треть ХIХ столетия), так и Серебряного (начало ХХ столетия) веков русской культуры. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов и художников. В произведениях всех живших здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.

Люблю тебя, Петра творенье, Петербург Пушкин гоголь

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный…

Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.

Такое же торжественное ясно описанный образ Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя, Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати. Образ Петербург — это образ города аристократов, и кузнец, попав туда, восклицает: «Сколько здесь панства!» Дворянство изображено автором в традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина II предстает читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье. Образ Петербурга в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — город антастический, город нарядный и торжественный, дарящий радость.

Однако такое описание северной столицы редко в творчестве Гоголя. В большинстве своих произведений писатель, будучи одним из основателей «натуральной школы», целью которой было выявление и высмеивание пороков общества и государства, рисует образ Петербурга, как города социальных контрастов. В его повести «Шинель» он изображает его городом-монстром, уничтожающим «маленького человека» (позже эта тема будет продолжена Ф. М. Достоевским в образах Макара Девушкина и семьи Мармеладовых). Образ Петербурга представлен в произведении как бы с двух сторон: с одной — «вечным титулярным советником» Акакием Акакиевичем Башмачкиным, ничтожеством, раздавленным и растоптанным средой человеком, а с другой — «значительным лицом», то есть высокопоставленным чиновником, героем, не имеющим даже имени, так как он является не личностью, а лишь собирательным образом, впитавшим в себя все характерные черты столичного «высокого» чиновничества. Акакий Акакиевич изображен писателем как личность, не способная в своей жизни ни на что, кроме переписывания бумаг, не имеющий никакой мечты или цели, совершенно затравленный и забитый. Но с необходимостью шитья новой шинели в его обыденное существование врывается радость, герой даже позволяет себе смелые мысли, например, «не положить ли ему и вправду куницу на воротник». Но счастье Башмачка превращается в самое большое в его жизни горе: шинель украдена, и герой решает добиться приема у «значительного лица», олицетворяющего силу и власть Петербурга. Чиновнику же не только просто не интересен «маленький человек», а он даже раздражает его тем, что отнимает у него время. Для этого чиновника Акакий Акакиевич — никто, и поэтому «значительное лицо» не обращает никакого внимания на лицо незначительное, а тем более на его страдания. Петербург в повести оказывается губителем жизни «маленького человека», безжалостным чудовищем, олицетворением жестокие нравы Петербургского правительства.

Такие изменения в отношении к городу со стороны автора происходят оттого, что он из красавицы столицы превратился просто в символ государства, ломающего жизнь «маленькому человеку», Евгению. Герой не может противостоять самодержавному сторю, и самодержавие уничтожает ого, как назойливое и бесполезное насекомое. Образ Петербурга в поэме вступает в социальный конфликт как действующее лицо, однако этот конфликт не является для Пушкина самым главным в раскрытии образа города, так как для автора образ Петербурга — это прежде всего исторический город, играющий важную роль в развитии России.

В произведениях же Гоголя основное место занимает не описание красоты или исторического значения столицы, а изображение его нравов и быта. Писатель старался затронуть все слои общества и представить все типы характеров, существующих в городе, и именно поэтому город так или иначе присутствует практически во всех его произведениях. Так, например, в комедии «Ревизор» автор рисует портрет молодого петербургского чиновника, лентяя и повесу, который не умеет и не хочет делать ничего, кроме как «срывать цветы удовольствий» и врать о своем социальном положении. Однако наиболее полно и ярко Гоголь раскрывает образ Петербурга в своей гениальной поэме «Мертвые души».

Пушкин же в своих произведениях показал губительность столицы не только для «маленького человека», но и для аристократов. Так, з своем романе в стихах «Евгений Онегин» поэт рисует образ Петербурга при помощи описания порядков его «света». В пушкинском городе можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть». Столица портит и развращает людей, ее среда опасна для души дворянина, в частности, продуктом этой среды и воплощением Петербурга является Швабрин, герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин низкий и подлый человек, для него ничего не существую такие понятия, как «честь», «светское», «долг», воспитание сделало его таким,

И в творчестве Пушкина, ив творчестве Гоголя изображение образа Петербурга играет важную роль. Оба классика описали этот город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город социальных конфликтов, но если в творчестве Пушкина образ Петербурга был, прежде всего, историческим городом, то в произведениях Гоголя он чаще представал как город-монстр, город-убийца.

Используемые источники:

  • http://hronika.su/peterburg-v-proizvedeniyah-pushkina-dostoevskogo-i-gogolya/
  • https://www.culture.ru/materials/157696/ot-pitera-do-moskvy-dve-stolicy-v-russkoi-literature
  • https://vuzlit.ru/573414/peterburg_v_tvorchestve_pushkina_i_gogolya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт