Отличительные черты романтизма и реализма в литературных произведениях

Содержание:

Основные характеристики романтизма

Романтизм, который возник в конце 18 века в Германии, бросил вызов рационализму эпохи Просвещения и классицизму, а также поставил во главе искусства индивидуализм личности, её чувства и борьбу за свободу, ради которой герой способен даже погибнуть.

Характерен для романтизма интерес к быту и фольклору собственного народа, к особенностям иных культур. Эта особенность ярко выражена в творчестве французского писателя Проспера Мериме, который позже стал ярким представителем критического реализма. У немцев это необыкновенно ярко и живо находит свое отражение в произведениях Эрнста Гофмана, чей мир наполнен немецкими сказками, которые автор вывел на уровень своеобразного культурного бренда.

Также отличие романтизма заключается в ином взгляде на религиозный культ, истинной религией провозглашаются чувства и любовь, открытость человека возвышенным идеалам.

В Англии романтизм проявился как стремление к простой и ясной выразительности чувств

в литературе, противопоставление естественного и искреннего жесткой иерархии буржуазного общества. Лорд Джордж Байрон — один из самых зрелых и известных поэтов-романтиков, представляет в своих сюжетах человека, взгляды, мысли и чувства которого разительно контрастируют с окружающей действительности, и бросают ей смелый вызов. Его персонажи всегда бунтари, выступающие против буржуазной лицемерной морали, они сами себе мерило и судьи.

В России жемчужиной романтизма является «Мцыри» Михаила Лермонтова. Действие поэмы разворачивается в необычном месте, а романтический герой — таинственная, страдающая личность, жизнь которой находится во власти злого рока, умирающая в результате отказа от свободы.

К основным характеристикам романтизма можно отнести:

  1. Провозглашение личной свободы и чувств как наивысшей ценности.
  2. Трагическое несоответствие идеального и реального мира.
  3. Обращение к народным традициям и фольклору.
  4. Личность ярко выделяется на фоне окружающей действительности, противопоставляется другим персонажам, отождествляется с самим автором.

Тематика и герои реализма

На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.

В этом жанре нет сравнения писателя со своим героем, скорее сам автор делает персонажа предметом пристального изучения, не всегда разделяя его ценности и взгляды и не идеализируя его. Не существует идеальной личности реализма.

Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.

При этом следует отметить многообразие, царившее внутри этого течения. Французы Мериме, Стендаль и Бальзак в равной мере стремились найти объективные ответы на основные вопросы своей эпохи, но каждый из них имел собственный подход.

Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.

В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека из дворянского сословия.

Отличительные черты реализма:

  1. Персонаж — продолжение своей эпохи и социального класса.
  2. Стремление к изображению объективной действительности.
  3. Характер персонажа показан в его развитии (не всегда положительном).
  4. Важность социального конфликта.

Сравнительный анализ

Между романтизмом и реализмом немало общего. В обоих течениях основными темами является внутренний мир человека, провозглашается его сложность и исключительность. В центре сюжета часто стоит конфликт личности и общества. Но и есть и существенные отличия. Чтобы лучше раскрыть тему «Герои романтизма и реализма: сходства и различия», следует заполнить сравнительную таблицу:

Романтизм Реализм
Герой автономен по отношению к обществу Героя невозможно рассматривать вне его среды, даже противостоя обществу, он является его порождением и квинтэссенцией
Конфликт с окружением всегда активен, сравним с бунтом и часто заканчивается трагически Конфликт с обществом не всегда разрешается однозначно, его результатом бывает подчинение героя общественному влиянию
Частое отождествление личности автора и героя Автор стоит над своим героем, который является объектом исследования
Личность героя является цельной и сформированной. Меняется не герой, а обстоятельства вокруг него Герой всегда в развитии, его черты не сформированы до конца
Подчёркнутая исключительность окружающих обстоятельств, внешности героя Часто обстоятельства подчеркнуто заурядны, как и физические характеристики героя

На переломе 18 и 19 веков произошло множество социальных и культурных событий, некоторые из которых были настоящим потрясением общественного сознания, поэтому неудивительно, что это время подарило миру 2 таких мощных течения, как романтизм и реализм, каждое из которых влияло на другое.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 21.03.2019

Определить литературное направление произведения проще, чем кажется. Достаточно лишь узнать, в чем заключаются сходства и различия героев романтизма и реализма. В этом Вам поможет Многомудрый Литрекон.

Определение терминов

  • Романтизм – это идейное направление в искусстве, развитие которого началось в Европе в конце 18 века. Романтизм превозносил духовную составляющую человека, утверждал приоритет личности в обществе. Отличительной чертой этого направления в литературе является изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах. Таким образом, в произведениях делается акцент не на внешнем, обыденном мире, а на глубоком внутреннем мире героя, на его размышлениях и переживаниях.Романтизм в Европе появляется на фоне резких общественных перемен, разгорающихся революций и промышленного переворота и выступает в противовес классицизму, провозглашая культ чувств и природы. Романтический герой— особая, независимая личность, пребывающая в постоянном конфликте с обществом и самим собой. Подробнее об этом направлении Вы можете прочитать в нашей статье.
  • Реализм – это направление в искусстве, получившее активное развитие в 19 веке и сменившее романтизм. В основе данного направления лежит максимально объективное изображение реальности в ее типичных проявлениях. Таким образом, реализм, в отличие от романтизма, изображает типичного героя в типичных обстоятельствах, однако не лишая его уникальных черт и делая акцент на его психологическом исследовании. Герой реализма вписан в общую картину мира и является ее неотъемлемой частью. Все, что нужно знать о реализме, Вы можете прочитать здесь.

Сходства

Каковы же сходства реалистических и романтических персонажей? Несмотря на огромное количество отличий, реализм и романтизм не являются противопоставлением друг другу. Поэтому писатели-реалисты использовали приемы романтизма для раскрытия своих персонажей, а так же продолжали поднимать сходные проблемы.

В первую очередь, речь идет о конфликте свободы и обусловленной необходимости. Однако если в романтизме для героя свобода является исключительной ценностью, стоящей выше самой жизни, то в реализме решение этой проблемы не столь однозначно. Более того, персонажи обоих литературных направлений глубоко индивидуальны. Таким образом, несмотря на типизацию реалистических персонажей, героев романтизма и реализма объединяет уникальность личности. Среди сходств так же можно назвать то, что в центре повествования обоих направлений стоит конфликт между героем и окружающим его обществом.

Различия

Теперь разберемся в том, чем отличаются персонажи двух этих литературных направлений.

  1. Поведение и характер. Как и говорилось, и реалистические, и романтические персонажи по своей сути уникальны. Однако герой-романтик – исключительная личность, его поступки обусловлены собственными идеями, он выпадает из существующей реальности и живет фактически своим внутренним миром. В это время действия реалистического героя обусловлены во многом внешними обстоятельствами, его нельзя отделить от окружающей среды, поскольку он является ее органичной частью.
  2. Конфликт с окружением. Герой-романтик в своем конфликте с обществом не избирает пассивную позицию, он идет на бунт, готов пожертвовать своей жизнью ради свободы. В это время тот же конфликт в реализме решается далеко не всегда одинаково (достаточно вспомнить образ «маленького человека», который не решается вступать в противостояние, прогибается под сложившимися обстоятельствами).
  3. Герой и автор. Так же, отличительной чертой романтического героя почти всегда является его тождественность самому автору, в то время как автор в реалистическом произведении стоит словно над героем, он занимается его психологическим исследованием. Таким образом, если романтический герой является уже абсолютно сложившейся личностью, то герой реалистический находится в постоянном развитии, его действия иногда противоречат даже задумке писателя, так как должны быть обусловлены совокупностью внешних и внутренних обстоятельств.
  4. Окружающий мир. Однако в этих направлениях отличаются не только сами герои, но и окружающий мир, в котором они вынуждены действовать. Как и говорилось ранее, действительность в реализме является объективной, и внутренний мир персонажа фактически выражает одну из его сторон. В то же время герой-романтик обычно существует в заново сконструированном мире, в котором есть место гиперболе и мистицизму (этот мир часто связан с природой, которая воспевается писателем, противопоставляется серости человеческого общества).
  5. Внешность. Еще одним внешним отличием является сам образ – герой-романтик обычно выделяется из общей толпы яркой внешностью, в то время как реалистический герой в этом аспекте обычно не столь примечателен.

Итак, можно говорить о множестве отличий между романтическим и реалистическим героем, однако их нельзя противопоставить друг другу.

Автор: Дарья Маковеева

Отличительные черты романтизма и реализма

Однако между романтизмом и реализмом были принципиальные разногласия. Это закономерно, иначе не происходит обновление развития литературного процесса. Так, если романтизм творческое воображение писателя абсолютизировал, то реализм делал основной акцент на наблюдении за общественной жизнью и исследовании всех вытекающих из нее явлений. Опять, как и до эпохи романтизма, художественное творчество начало в определенной степени ассоциироваться с научной деятельностью. Возвращаясь к повести «Шинель», заметим, что Гоголь, который отмечал все до мельчайших деталей, не только имел собственный опыт службы чиновника, но и наблюдал во время своего пребывания в Петербурге десятки и сотни подобных «маленьких людей» в реальной жизни. Он слышал подобные истории, когда какая-то не очень значительная потеря (например, утеряно на охоте охотничье ружье) воспринималась такими людьми как личная трагедия. И эти наблюдения, умножены на силу таланта художника, помогли ему воссоздать внутреннюю суть и логику развития образа Башмачкина. Недаром самого Гоголя, а также его последователей российские литературные критики XIX века, назвали «представителями «натуральной школы»». Слово «натуральная» здесь означала близость к природе («натуры»), до правды жизни и его реалиям, то есть к реализму. Как известно, романтиков интересовал «необычный герой в необычайной обстановке»: непокоренный мятежник, отторгнутый обществом, который имеет загадочное прошлое. Черты такого романтического героя воплотил А. Пушкин в поэзии «К морю», сравнивая личность умершего на то время Байрона с морем. Итак, романтический герой является «хмурым, глубоким, страшным в своем одиночестве». Зато реалистов интересовали, прежде всего, не загадочные бунтари, разочарованные и угнетённые роковыми страстями изгои общества, а люди конкретных профессий, которые занимаются привычной и знакомой для них деятельностью, кто бы это небыли: крестьяне, прачки, мелкие служащие, ростовщики или банкиры. Казалось бы, какая может быть эстетическая ценность в описании работы банкира или ростовщика? Однако после прочтения повести О. де Бальзака «Гобсек», где главным героем является старый ростовщик, который занимает деньги под проценты, а описание его деятельности становится настолько интересным, что этим произведением увлекается не одно поколение читателей. С 1836 г. (от появления произведения француза Альфреда де Мюссе «Исповедь сына столетия») до широкого художественного обращения вошло понятие — «герой своего времени». Здесь находятся истоки названия произведения Лермонтова — «Герой нашего времени». Нужно также вспомнить отсутствие в реалистической литературе любимого романтиками мотива побега героя от серой обыденности — в далекие экзотические края (Дж. Байрон, А. Мицкевич, Н. Лермонтов и др.), или в мир выдумки (Гофман). Зато действие большинства произведений реалистичных происходит в конкретном, хорошо известном месте. Некоторые исследователи реалистических произведений проверяют номера домов, упомянутых в текстах, и часто даже количество балконов или окон совпадают. И последнее замечание относительно смены жанровых приоритетов в литературе реализма. Если романтизм является эпохой свои родного господства поэзии, то реализм (как и в свое время, Просвещение) — эпохой доминирования прозы. Недаром большинство писателей, которые стояли на грани эпох романтизма и реализма, в ранние (романтические) этапы своего творчества были более поэтами, а в следующем этапе (приближенные к реализму) становились преимущественно прозаиками. Это мы видим на примере творчества Пушкина, Лермонтова, в украинской литературе — Шевченко. Ведущим жанром становится социальный роман, ведь он давал возможность как можно полнее, детальнее воссоздать картины жизни общества. И даже в таком сугубо романтическом жанре, как роман в стихах, который берет истоки еще в творчестве Дж. Байрона, намечается уклон к «обыденности». В романе «Евгении Онегин» так много бытовых деталей, описаний жизни дворян и простых людей от столицы до села, что, с одной стороны, его называли «энциклопедией жизни» России первой трети XIX века, а с другой — Пушкину даже прививали определенную «прозаичность» (как тогда говорили: «прозаизм») произведения. Профессор Юрий Лотман, написавший обстоятельный «Комментарий к «Евгению Онегину»» должен был едва ли не половину своей книги посвятить объяснению бытовых деталей жизни тогдашнего российского общества. Недаром это произведение называют социально-психологическим романом в стихах. Социальный роман — потому что в нем изображены разные слои тогдашнего российского общества, психологическим, поскольку подробно показано психологию персонажей. Как видим, даже в жанровых определениях пересекаются романтические и реалистические тенденции. Следовательно, можно сделать вывод, что реализм зарождается в недрах романтизма и сначала они довольно «мирно сосуществуют», обмениваясь между собой различными открытиями и достижениями. При этом многие писатели, которые впоследствии обратились к реализму, начинали именно как романтики, получив хорошую «художественную выучку».

Однако между Романтизмом и реализмом были принципиальные разногласия. Это закономерно, иначе не происходит обновление развития литературного процесса. Так, если Романтизм творческое воображение писателя абсолютизировал, то реализм делал основной акцент на наблюдении за общественной жизнью и исследовании всех вытекающих из нее явлений.

отмечал все до мельчайших деталей, не только имел собственный опыт службы чиновника, но и наблюдал во время своего пребывания в Петербурге десятки и сотни подобных “маленьких людей” в реальной жизни. Он слышал подобные истории, когда какая-то не очень значительная потеря (например, утеряно на охоте охотничье ружье) воспринималась такими людьми как личная трагедия. И эти наблюдения, умножены на силу таланта художника, помогли ему воссоздать внутреннюю суть и логику развития образа Башмачкина.

В романе “Евгении Онегин” так много бытовых деталей, описаний жизни дворян и простых людей от столицы до села, что, с одной стороны, его называли “энциклопедией жизни” России первой трети XIX века, а с другой – Пушкину даже прививали определенную “прозаичность” (как тогда говорили: “прозаизм”) произведения. Профессор Юрий Лотман, написавший обстоятельный “Комментарий к “Евгению Онегину”” должен был едва ли не половину своей книги посвятить объяснению бытовых деталей жизни тогдашнего российского общества. Недаром это произведение называют социально-психологическим романом в стихах. Социальный роман – потому что в нем изображены разные слои тогдашнего российского общества, психологическим, поскольку подробно показано психологию персонажей.

Отличие романтизма от реализма« Сочинение по книге Нилина “Жестокость”Краткое изложение Макар Чудра Максим Горький »

Автор: · 29.08.2020

В этой статье мы с вами рассмотрим черты романтизма и реализма в художественных произведениях. Это нужно для того, чтобы облегчить определение стиля, в каком писал автор.

Существует несколько литературных стилей, например, романтизм или реализм, или же акмеизм. Остановимся подробнее на двух первых стилях.

Итак, романтизм. Стал популярным еще в начале 19 века, в этом стиле творили такие поэты, как Пушкин и Жуковский, Лермонтов.

В этом стиле главный герой является человеком-романтиком, по обыкновению своему он имеет бунтарский дух и идет против всего общества.

Он находится в конфликтах с обеими сторонами, как с внешней, так и с внутренней, и поэтому он всегда испытывает недовольство окружающим миром. Он жаждет исполнения своей мечты, которому не суждено произойти, и по этой причине он живет в двух мирах – в реальном и в мире грез. Такое существование продиктовано, в первую очередь тем, что герой жалеет и тоскует по придуманному им самим идеалу, и из-за этого борется с реальностью.

Суть этого стиля такова: Герой является исключительным и всегда пребывает лишь в исключительных обстоятельствах. Его образ является уникальным и таинственным. А окружающая героя действительность носит экзотический вид – это природа – горы или море, пустыня, или действия разворачиваются в необычном краю, например, на востоке. Порой герой обращается к стихии, окружающей его, как у Жуковского в «Море».

Это воздействует на то, как человек, читающий произведение, погружается в его атмосферу, словно становясь рядом с лирическим героем.

Так же в романтизме важную роль играет психология, а точнее, явление психологического параллелизма в ней, поскольку при этом происходит сопоставление всего окружающего, в том числе и внутреннего состояния самого главного героя.

Помимо этого, характерной чертой романтизма является то, что герой всегда ратует за свободу и идеал, из-за чего никогда не получает желаемого.

Реализм же является противоположным романтизму стилем, так как в нем все события и происходящее в произведении показано как объективная демонстрация, через восприятие персонажей, которых вплели в сюжет. То есть, в литературе показывают мир реальный, а не вымышленный.

В России расцвет реализма пришелся на 19-20 век, и в этом стиле создавали творения такие гении письма, как Достоевский и Толстой.

Суть реализма как стиля такова: главный герой является типичным, и находится он в типичных же обстоятельствах. То есть, все обыденно и привычно, как это бывает в жизни, и ничего не искажено.

Обычно писатели, писавшие в таком стиле, стремились заострить внимание читателя на проблемах социума государства. По этой причине в произведениях этого стиля обычно показываются человеческие пороки и идеалы, их неравенство и преобладание чего-то одного, а также тема свободы.

Обычно главными героями выступают люди либо новые, либо маленькие, либо лишние. Именно реализм характерен такими типами главных героев.

Также в произведениях, написанных в стиле реализма, обычно воспевается идея величия народа и его роль в истории, что особо наглядно показано в романе Льва Толстого «Война и мир»

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/geroi-romantizma-i-realizma.html
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/geroi-romantizma-i-realizma-shodstva-i-razlichiya/
  • https://www.lang-lit.ru/2015/08/otlichie-romantizma-ot-realizma.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/otlichie-romantizma-ot-realizma/
  • https://literaguru.ru/otlichitelnye-cherty-romantizma-i-realizma-v-literaturnyh-proizvedeniyah/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт