Олицетворение — это искусство оживлять неживое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (1)

«>

Спосибо вам!

Олицетворение — это  лите­ра­тур­ный при­ем пере­не­се­ния свойств и качеств чело­ве­ка на неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и отвле­чен­ные поня­тия. Олицетворение состо­ит в том, что живот­ные, неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и явле­ния при­ро­ды наде­ля­ют­ся чело­ве­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, даром речи, чув­ства­ми и мыслями.

Узнаем, что такое оли­це­тво­ре­ние в лите­ра­ту­ре. Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но боль­шое коли­че­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. К ним отно­сят­ся. в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи.  Образность и выра­зи­тель­ность речи созда­ют раз­лич­ные худо­же­ствен­ные сред­ства, сре­ди кото­рых мож­но назвать олицетворение.

В осно­ве воз­ник­но­ве­ния оли­це­тво­ре­ния лежит пере­нос свойств и качеств чело­ве­ка неоду­шев­лен­ным пред­ме­там и явле­ни­ям окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. В рус­ской лите­ра­ту­ре оли­це­тво­ре­ние явля­ет­ся одним из видов мета­фо­ры. Писатель, исполь­зуя этот худо­же­ствен­ный при­ём, может нам сооб­щить в сво­ём про­из­ве­де­нии, что

  • лес проснул­ся (срав­ни­те: ребе­нок проснул­ся);
  • камыш шеп­чет (девуш­ка шеп­чет);
  • тем­но­та под­кра­лась (раз­вед­чик под­крал­ся).

Olitsetvorenie.jpg

 Олицетворение в литературе. Примеры

Олицетворение как худо­же­ствен­ный троп часто при­ме­ня­ет­ся в сказ­ке, басне и поэ­ти­че­ской речи. Приведём при­ме­ры оли­це­тво­ре­ния в поэзии.

Читаем в про­из­ве­де­нии Сергея Есенина:

Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зары­да­ли Разливные бубенцы.

Бубенцы не зазве­не­ли, как обыч­но быва­ет, а зары­да­ли, как рыда­ют жен­щи­ны, если у них слу­чи­лось горе.

Русский поэт Ф.И. Тютчев исполь­зо­вал оли­це­тво­ре­ние для боль­шей выра­зи­тель­но­сти стихов:

Лазурь небес­ная сме­ёт­ся, Ночной омы­тая грозой, И меж­ду гор роси­сто вьется Долина свет­лой полосой.

По воле авто­ра лазурь неба при­об­ре­ла свой­ства живо­го суще­ства и сме­ёт­ся, как сме­ёт­ся ребе­нок или любой чело­век от радо­сти или удовольствия.

Читаем ещё при­ме­ры олицетворения:

Я свист­ну, и ко мне послуш­но, роб­ко впол­зет окро­вав­лен­ное зло­дей­ство, и руку будет мне лизать, и в очи смот­реть, в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).

Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман крем­ни­стый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внем­лет богу И звез­да с звез­дою гово­рит.

                                              М. Лермонтов

Олицетворение помо­га­ет писа­те­лю или поэту создать худо­же­ствен­ный образ, яркий и непо­вто­ри­мый, рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти сло­ва в пере­да­че кар­ти­ны мира,  ощу­ще­ний и чувств, в выра­же­нии сво­е­го отно­ше­ния к изображаемому.

Утешится  без­молв­ная печаль, И рез­вая заду­ма­ет­ся радость.

А.С. Пушкин

Узнаем, чем оли­це­тво­ре­ние отли­ча­ет­ся от мета­фо­ры.Скачать ста­тью: Оцените статью:

Олицетворение — это один из приёмов в литературе. Он используется, когда неживым предметам, животным или природе приписываются повадки, движения или даже речь и эмоции людей.

Ведь эмоции присущи только людям. Мы можем выразить их с помощью прилагательных (у Лизы была мечтательная улыбка), глаголов (Коля аж привстал, услышав такую речь — т. е. он удивился) или существительных (Саша — гордец).

А вот если взять да и эти глаголы, прилагательные или существительные применить к животному миру или вещам, то получится олицетворение.

Чтобы проще было запомнить, разбейте слово «олицетворение» на части. Получится «лицо» и «творить». Мы придаём чему-то далёкому от эмоций эмоциональную окраску.

Вот, например, Корней Чуковский применял олицетворение в своём стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и рычащий крокодил, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:

«ОдеялоУбежало,Улетела простыня, И подушка, Как лягушка,Ускакала от меня».

Примеры олицетворения в литературных произведениях

С помощью олицетворения предметы как будто оживают. Когда им приписывают эмоции, они становятся более близкими и понятными нам, читателям.

Мы читаем с большим интересом. А олицетворение помогает нашему воображению нарисовать более яркую картину.

«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». А. П. Чехов «Ванька»

«Как раз в это самое время в далёкой стране, за высокими горами, колдовала в угрюмой глубокой пещере злая волшебница Гингема». А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты». А. С. Пушкин «Пиковая дама»

«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…». А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

«…Местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши». Н. В. Гоголь » Вечера на хуторе близ Диканьки»

«…Притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся…». Л. В. Толстой «Детство»

«Но и теперь я не ушёл от разъярённого моря: оно снова пустилось за мной вдогонку«. Д. Дефо » Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»

«Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилуюпасть, глотая людей…». М. Горький «Данко»

Примеры олицетворения в стихотворениях

Олицетворение — частый приём и у поэтов.

С помощью олицетворения можно представить и как идёт туча шла, а церковь молчит, и как рыдает птица, и как стонет и не сдерживает слёз яблоня. Как поют ручьи, а утро радостное и сердце мудрое.

«И туча шла, гора горой! Кричал пастух, металось стадо, И только церковь под грозойМолчала набожно и свято». Н. М. Рубцов «Во время грозы»

«Над пучиной в полуденный часПляшут искры, и солнце лучится, И рыдает молчанием глаз Далеко залетевшая птица». Н. С. Гумилёв. «Воспоминание»

«…И бьют часы на башне дальней,считает башня, и печальней вдали другая вторит ей». В. В. Набоков «Университетская поэма»

«Волна набегает, узорно Извивами чертит песок И снова отходит покорно, Горсть раковин бросив у ног… …Летит красноклювая птица,Глядя на меня без вражды…». В. Я. Брюсов «Над Северным морем»

«Весенней яблони, в нетающем снегу, Без содрогания я видеть не могу… …она старается смахнуть росинки слез И ужасается, и стонет, как арба… Тогда доверчиво, не сдерживая слез, Она касается слегка моих волос…». Игорь Северянин «Весенняя яблоня»

«Когда ручьи поют романс О непролазной грязи, И вечер явно не про нас Таинственен и черномаз». В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»

«Радостно и ясно Завтра будет утро. Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро«. А. А. Ахматова «Дверь полуоткрыта…»

«Встанет Россия — все споры рассудитВстанет Россия — народности сгрудит…». Игорь Северянин «Колыбель культуры новой»

Узнайте также про другие Средства выразительности в литературе.

Чем отличается олицетворение от метафоры?

И метафора, и олицетворение — это тропы, то есть обороты речи, построенные на образности. Их основное значение — придать красоту и живость языку.

При этом олицетворение — это разновидность метафоры.

Отличить их можно по следующим пунктам:

1. Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.

Метафора: смоляные волосы (т. е. чёрные как смоль), кот наплакал (т. е. так мало, как слёз у кота).

Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (т. е. действие, которое свойственно людям, применено к деревьям), разъярённое море (т. е. эмоция человека — ярость — приписывается неживому морю).

2. В метафоре смысл подразумевается, зачастую его нужно искать. А в олицетворении он всегда очевиден.

«Воля моя — кремень». Кремень тут — метафора. Что этим хотел сказать автор? Нам предстоит подумать и понять, что речь идёт о крепкой, несгибаемой воле.

«Зима недаром злится, прошла её пора…». Ф. И. Тютчев использует олицетворение: он придаёт зиме качество человека — злость.

Читайте подробнее про Метафору и Эпитет.

Содержание:

Олицетворение – это один из тропов, которые наиболее часто используют поэты и писатели для придания образам выразительности. Этот литературный приём имеет древние корни, уходящие во времена мистификации и оживления предметов и явлений. Его называют ещё персонификацией или одушевлением. 

Основная цель приёма в русском языке – создание ярких образов, картин, выражение эмоций или переживаний героев, авторского отношения к описываемым явлениям или событиям.

Что такое олицетворение

С определением данного тропа школьники знакомятся на страницах учебников. Олицетворением называют наделение неживых предметов свойствами человека. 

Например:

  • солнышко улыбается;

  • небо хмурится;

  • берёзы шепчутся.

Все эти действия могут совершать только живые существа. Этот троп является одной из разновидностей метафоры, но, в отличие от неё, олицетворение проще распознать в тексте. С этим легко справляются учащиеся начальных классов.

Наряду с олицетворением в художественных произведениях широко используются сравнения, эпитеты, метонимия и другие средства выразительности. Но именно олицетворения оживляют текст, делают его неповторимым, подчёркивают авторскую индивидуальность.

Примеры из художественной литературы

Олицетворения нередко звучат в повседневном общении (время бежит, молоко убежало). Эти слова не имеют в данном контексте смысла, если учитывать их прямое значение.

Много примеров использования данного тропа в произведениях устного народного творчества, где полным-полно неживых предметов, умеющих говорить и двигаться: ковёр летает, печка двигается, месяц разговаривает. 

Ещё автор «Слова о полку Игореве» использовал приём одушевления предметов. Соловьиное пение у него «уснуло», а печаль «течёт» по Руси.

Но истинное назначение олицетворений – украшение художественного текста, создание неповторимого авторского стиля. Обычно в роли одушевления выступает глагол. Он делает созданную автором картину более живой, динамичной, запоминающейся. 

Например:

  • А. С. Пушкин так описывает наводнение: «…Нева…на город кинулась…», «…волны, как воры, лезут в окна…»;

  • у Ф. И. Тютчева «…лазурь небесная смеётся…»;

  • у М.Ю. Лермонтова «…звезда с звездою говорит…».

Настоящим мастером олицетворений можно назвать С.А. Есенина. В его стихотворениях природа ведёт себя, как живой организм: роща у него «отговорила», ковыль «нашептал», метель «машет рукавом», а звёзды «задремали». Многие олицетворения в его стихах развернулись в виде целых предложений: « …кленёночек маленький матке / зелёное вымя сосёт».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

ТолкованиеПереводОлицетворение</dt>Олицетворение</dt>        ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) — выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «…Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури…/и спорить стало ей не в мочь…/ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела…/и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась…/Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.       О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», (СПБ), 1730.       О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). Тропы. </dd>

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

</dl>олицетворе́ние</dt> см. в ст. метафора.</dd>

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.

</dl>Олицетворение</dt>ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), — стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение соответствует действительному взгляду поэта на вещи выходит за пределы стилистики и относится к области миросозерцания вообще. Там, где поэт верит сам в одушевленность предмета, им изображаемого, не следовало бы даже говорить об олицетворении, как о явлении стиля, ибо оно связано тогда не с приемами изображения, а с определенным, анимистическим миросозерцанием и мироощущением. Предмет уже воспринимается как одушевленный и таким и изображается. В этом именно смысле надо трактовать многие олицетворения в народной поэзии, когда они относятся не к приемам, не к форме выражения, а к самому анимизированному предмету, т. е. к содержанию произведения. Особенно ярко это сказывается во всяком мифологическом творчестве. Напротив, олицетворение, как явление стиля выступает в тех случаях, когда оно применяется как иносказание, т. е. как такое изображение предмета, которое стилистически преобразует его. Разумеется, далеко не всегда можно с точностью установить с какого порядка олицетворением мы имеем дело, также как и в метафоре трудно найти объективные признаки степени ее реальной образности. Поэтому стилистическое исследование часто не может обойтись без привлечения данных и из области индивидуального поэтического мировосприятия. Так, очень многие олицетворения явлений природы у Гете, у Тютчева, у немецких романтиков должны рассматриваться отнюдь не как стилистический прием, но как существенные черты общего их взгляда на мир. Таковы, напр., у Тютчева олицетворения ветра — «О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?»; грозы, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; зарниц, которые «как демоны глухонемые, ведут беседу меж собой»; деревьев, которые «радостно трепещут, купаясь в небе голубом» — ибо все это согласовано с тем отношением поэта к природе, которое выражено им самим в особом стихотворении: «Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» и т. д. Напротив, в таких произведениях, как басни, притчи, и в разных видах аллегории (см.), следует говорить об олицетворении, как о художественном приеме. Ср., напр., басни Крылова о неодушевленных предметах («Котел и горшок», «Пушки и паруса» и проч.)Особенно в случаях т. наз. неполного олицетворения, оно является обще-распространенным стилистическим приемом, которым пользуется не только поэзия, но и обыденная речь. Здесь мы имеем дело, собственно говоря, лишь с отдельными элементами олицетворения, часто настолько вошедшими в обиход речи, что их прямой смысл уже не ощущается. Ср., напр., такие выражения, как: «Солнце встает, заходит», «идет поезд», «бегут ручьи», «стон ветра», «завывания мотели» и т. п. Большинство таких выражений являются одним из видов метафоры, и о значении их в поэтическом стиле следует сказать то же, что о метафоре (см.). Примеры стилистических олицетворений: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух… Звезды ночи, Как обвинительные очи За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая низко головою, Как судьи шепчут меж собою» (Пушкин); «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна» (Гоголь); «Вылетит птица — моя тоска, Сядет на ветку и станет петь» (Ахматова). Изображение растений и животных по образу людей, как это встречается, в сказках, баснях, животном эпосе, также может рассматриваться как вид олицетворения.</dd>

А. Петровский.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

</dl></dl>Синонимы: Другие книги по запросу «Олицетворение» >>Используемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/olicetvorenie-chto-ehto-takoe-primer-literature.html
  • https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-olitsetvorenie.html
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/olicetvorenie/
  • https://nauka.club/literatura/olitsetvorenie.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3465/олицетворение

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт