Мастерская анализа

Опубликовано 27.09.2015 — 21:24 —

Сравнительный анализ

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngsravnitelnyy_analiz_liricheskih_stihotvoreniy.docx 23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ лирических стихотворений

9-11 кл.

ПОДГОТОВКАК К ЭКЗАМЕНУ  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ

Учитель А.В.Журавлёва

Многоаспектный анализ лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора. Это можно смело отнести и к сравнительному анализу двух лирических произведений.

        — основные этапы разбора лирического произведения:

  1. Творческая история произведения (дата написания, текстология)

— необходимо вспомнить, когда, как и при каких обстоятельствах было написано стихотворение

— какое биографическое, политическое или другое событие побудило автора к его написанию, то есть выявление историко-культурных реалий текста.

Если мы говорим о сопоставлении, то следует вспомнить историю создания обоих лирических произведений, постараться увидеть, что сближает их с точки зрения исторической эпохи.

— обозначить место стихотворений в творческой эволюции поэтов;

— сопоставить историю критических оценок

  1. Жанровое своеобразие

— сопоставление жанров лирических произведений.

  1. Идейное содержание

        — выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве одного и другого поэта, а также попытку ее интерпретации.

        -определить тематику и проблематику сопоставляемых произведений,

-найти точки соприкосновения: Символы, образы, мифологемы,  ключевые слова по сходству, контрасту, смежности, ассоциации, умозаключению.

— проанализировать  также семантику заглавия, его связь с основной поэтической идеей. —правильно определить главную мысль каждого стихотворения, проследить, как перекликается одна с другой, умело применяя и комментируя цитаты, основываясь на собственном восприятии анализируемых текстов.

        Необходимо сопоставление и  по эмоциональной окраске, по настроению, которое создается при прочтении данных стихотворений. Именно в этот момент легко выйти на те сокровенные мысли и чувства, которые хотели передать авторы стихотворений, увидеть и услышать  их перекличку. Или, наоборот, почувствовать пафосное звучание стихотворных строк, затрагивающих важную общественно-политическую проблему.

  1. Композиционные особенности

        Композиционный анализ сопоставляемых произведений очень важен с точки зрения единства содержания и формы. Особенностью обоих может быть лирический зачин, созвучный с финалом, или кольцевая композиция, или же стихотворения  строятся на антитезе как основном приеме.

  1. Время и пространство  в стихотворениях

        Как и в реальной жизни,  в литературном произведении есть свое время и пространство. Данные категории могут расширяться до вселенских масштабов или сжиматься до душевных переживаний индивида. Поэтому очень важно найти взаимосвязь между глобальным и индивидуальным, общественным и личным. Ведь именно на этом строится, например, основной конфликт лирического героя  романтизма с миром, в котором он вынужден жить.

  1. Развитие образа лирического героя

        Для анализа образа лирического героя необходимо разобраться в том, кто он — речевой субъект или адресат лирики. Если это речевой субъект, то стихотворение представляет собой его монолог, если он адресат, тогда стихотворение может стать диалогомсамого лирического героя и автора. В полемике этих субъектов, может быть, и лежит истина спора.

        В процессе важно проследить, как меняется герой от начала к финалу стихотворения, как меняется мысль, им высказываемая, или мир вокруг него. Наблюдается ли его духовное развитие или его образ статичен, тогда почему? Что хотел сказать автор или авторы?

  1. Художественные особенности лирического произведения

        Обратимся теперь к средствам выразительности, которые используют авторы сопоставляемых произведений. Напомню: к ним относятся тропы, стилистические фигуры и индивидуальные речевые особенности каждого из художников слова.

ТРОПЫ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Эпитеты

Звукопись: ассонанс (повторение  гласных), аллитерация (согласных)

Метафоры

Инверсия

Сравнения

Параллелизм

Олицетворения

Отрицательный параллелизм

Ирония

Риторический вопрос

Сарказм

Риторическое восклицание

Оксюморон

Риторическое обращение

Гипербола

Повторы: анафора (повторяющееся начало),

эпифора (повторяющийся конец)

Гротеск

Ряды однородных членов

Литота

Расчлененные конструкции (парцелляция)

Метонимия

Эллипсис

Синекдоха

Перифраза

Аллегория

Антитеза

Символ

        Участник олимпиады должен проиллюстрировать на примерах из текста умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств, их роль в  идейном содержании произведения, выражении мыслей и чувств  лирического «Я»:

8. Ритмика и метрика

        Чтобы анализ (сопоставительный) был целостным, стоит уделить внимание ритмической организации стихов, принципам стихосложения, к которым прибегают авторы.

Напомню, что в русском стихосложении сохраняются три вида:

  • Силлабическое
  • Тоническое
  • Силлабо-тоническое (наиболее характерное и распространенное в русской поэзии).

Стихотворные размеры, сложившиеся со времен Пушкина, мало изменились.

ДВУСЛОЖНЫЕ

ТРЕХСЛОЖНЫЕ

Хорей придает возвышенный тон, содержанию – динамику и напряжение, создает светлое, приподнятое настроение

Дактиль придает размеренность и неторопливость, характерен для элегий и размышлений.  Подводит к спокойному, неторопливому рассказу.

Ямб передает поступательное движение, повествует, передает  различные чувства:

от гневного  и порывистого до мечтательного и задумчиво-философского

Амфибрахий  придает стиху спокойное, неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть.

Анапест стремителен, порывист, выражает быстроту движения.  Песенность и напевность характерны для сказочных и балладных  сюжетов

Спондей – сверхсистемное ударение  (лишнее) на ритмически слабом слоге

Пиррихий – пропуск ударения на ритмически сильном слоге

Вспомним виды рифм и рифмовки:

Рифма — звуковой повтор в конце строки

Рифмовка

Мужская – (ударный последний слог) придает логический итог, твердость, резкость, обрывистость

Перекрестная  АБАБ

Женская – (ударный второй от конца слог) помогает передать незаконченность речи, нежность, плавность

Парная ААББ

Дактилическая — передает философские рассуждения

Кольцевая (опоясывающая)

АББА

Белый стих (верлибр) – отсутствие всякой рифмы

И последнее – по возможности, учащемуся следует определить особенности строфики анализируемых стихотворений.

  • Терцина – АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ)
  • Байроническая строфа(10 строк) – особая строфа со своеобразным порядком рифм
  • Онегинская строфа — 14 строк – АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
  • Октава -8 строк – передает то грусть, то радость
  • Сонет – 14 строк — АБАБ АБАБ ВВГ ДГД
  • Четверостишие (катрен)
  • Двустишие
  • Трехстишие
  • Пятистишие
  • Секстина (шестистишие)
  • Семистишие

        Наблюдение над строфикой стихотворений и их сопоставление помогут учащемуся лучше понять авторский замысел, увидеть созвучие или разность мнений художников слова.

В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко соблюдается, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-120589-1382549273.jpgАнализ лирического стихотворения. С.Я.Надсон «Заря лениво догорает…»

Анализ лирического стихотворения…

Анализ лирического стихотворения

Предложена схема анализ лирического стихотворения…

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений «Пейзаж».

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие «пейзаж». Каковы разновидности пейзажа….

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений «Пейзаж».

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие «пейзаж». Каковы разновидности пейзажа….

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений «Пейзаж».

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие «пейзаж». Каковы разновидности пейзажа….

Сравнительный анализ лирических произведений

Сравнительный анализ лирических произведений…

Тихая моя родина…(Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Юрия Велла.Концепт-малая родина.)

Тихая лирика — это лирика, выражающая любовь к родине. Родина в нашей картине мира. Концепт — малая родина. Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Ю.Велла: эмоциональное составляющее стих…

  • Мне нравится

  ДомойРазвлеченияСопоставительный анализ стихотворений: план, пошаговое руководство

Изучение стихотворений в школе и университете очень часто сводится не только к их прочтению наизусть, но и к различным заданиям по их разбору. Одна из работ, вызывающая наибольшую трудность у учеников, — сопоставительный анализ двух и более лирических произведений. На самом деле, ничего сложного в этом задании нет. Если следовать схеме, описанной ниже, то каждый человек сможет грамотно написать свое эссе.

Подготовительный этап

До начала плана сопоставительного анализа, конечно же, стоит прочесть предоставленные стихотворения. Сделать это лучше несколько раз. Первый, чтобы понять смысл произведений, второй, чтобы разобрать используемые рифмы и третий, чтобы найти и подчеркнуть все художественные элементы стихотворений.

Помимо работы с лирикой, нелишним будет изучить историю создания произведения и биографию автора и описать их в сопоставительном анализе.

Сравнение поэтов

Если ученик готовится к экзамену, где нет возможности пользоваться дополнительной литературой, то этот пункт лучше всего подготовить дома. Если речь идет о ОГЭ или ЕГЭ, то информация, какие авторы будут использованы в билетах, дается заранее.

Сравнивать всю биографию авторов не нужно, главное, отметить то, каким литературным течениям они принадлежали или почему не принадлежали. А также стоит проанализировать жизнь поэта в те времена, когда было написано стихотворение.

Скорей всего, авторы, которые были даны для сопоставительного анализа, имеют что-то общее в биографии. В любом случае, если ученик отметит историю поэтов, то это будет только плюсом для его оценки.

Тема стихотворения

Лирические произведения, которые были предоставлены для сопоставительного анализа стихотворений, скорее всего, будут принадлежать к одной и той же стихии. Но стоит внимательно просмотреть каждую прозу и выделить то, как автор относится к данной теме и как ее раскрывает.

Например, если написано про осень, то один поэт может описывать томные неспешные тучи, чем вызывает спокойствие у читателя. А другой, может написать о ярких гроздях рябины и запасливых белочках — такое стихотворение уже будет вызывать улыбку на лице человека.

Отношения автора

Конечно же, сопоставительный анализ должен включать настроение и передаваемые чувства поэта. На данном этапе, когда ученик описывает отношения автора, каждая гипотеза должна подтверждаться цитатой из стихотворения.

Прежде всего, стоит отметить, есть ли сам поэт в произведении или это описание от третьего лица. И также необходимо уловить настроение, которое скрывается за строфами. И конечно же, обратить внимание, чему отдает предпочтение автор.

Композиция

Если до этого пункта сопоставительный анализ стихотворений состоял из творческих описаний, то теперь необходимо применить все полученные знания на практике. Прежде, чем приступить к написанию эссе, стоит прочитать произведение еще раз и выделить все особенности.

В первую очередь, нас интересует языковой стиль, который применялся в лирике, тропы, типы рифмы и различные художественные элементы. Расписывать все эпитеты и метафоры, конечно же, не стоит. Но если есть одинаковое сравнение или, наоборот, одно явление или предмет описаны по-разному, то это стоит включить в свое эссе.

Свое мнение

Описав каждое из стихотворений по выше написанному плану и найдя все схожие моменты и различия, необходимо написать заключение. Выражать свое мнение, конечно же, необходимо деликатно. То есть, если ученик напишет, что второе стихотворение отвратительное, то это негативно скажется на его конечной оценке.

Но все же сделать выбор в пользу произведения можно. Если не понравились или понравились оба стихотворения, это тоже стоит отметить. Но каждый из выводов необходимо подкрепить ответом на вопрос «Почему?».

Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина

Александр Сергеевич является самым популярным поэтом России, именно поэтому чаще всего для разбора предлагают его лирические произведения. Для примера разберем два следующих стихотворения:

  • «Стихи, сочиненные ночью вовремя бессонницы» Пушкин;
  • «Бессонница» Вяземский.

Вначале сравнительно-сопоставительного анализа, как было замечено выше, необходимо изучить биографию.

Оба стихотворения относятся к жанру философской лирики. Несмотря на то, что главной темой является бессонница, описываются и в том, и в другом произведении терзания совести и неудовлетворение собой и своей жизнью. Подтверждение этой гипотезы можно найти в биографии авторов в момент написания стихотворений.

Схожие моменты

Главной особенностью сопоставительного анализа текстов является то, что каждый пункт плана начинается с новой строки.

У Вяземского лирический герой в стихотворении «Бессонница» точно так же, как и в произведении Пушкина, слышит звон часов, которые нарушают ночную тишину. Этот ход был создан для того, чтобы напомнить, что человеческая жизнь конечна и каждую пройденную секунду не вернуть.

Как и в любом трагичном произведении, в обоих стихотворениях есть осмысленный перелом, когда герои понимают, что нельзя больше так жить.

«Жизни мышья беготня…Что тревожишь ты меня?»

Различие в стихотворениях

Несмотря на то, что можно в этих вариантах прозы найти много схожих моментов, есть и то, что кардинально отличает героев.

Вяземский описывает состояние, которое тревожит его постоянно. В молодости лирический герой поддерживал декабристов и теперь, когда он осознал, что эта борьба бессмысленная, он опустил руки. Угрызение совести за предательство молодого самого себя — вот, что не позволяет уснуть в стихотворении.

У Пушкина все иначе, его бессонница имеет временный характер. При этом, он не описывает страстные бури внутри себя, нет никакого накала эмоций — есть только тревожность.

Если говорить о ходе настенных часов, то и они различны в произведениях. Вяземского он раздражает, а Пушкинский герой относится к бою спокойно и, возможно, именно благодаря монотонности он и уснет.

Разбор художественных элементов

Из-за того, что состояние героев различно, отличается непосредственно и структура самих стихотворений. Так, у раздраженного Вяземского строфы перенасыщены восклицательными предложениями. Это показывает читателю, насколько он гневен. Пушкин же, наоборот, постоянно задается риторическими вопросами, на которые никак не может найти. Именно они тревожат героя.

Накал страстей передается с помощью таких выразительных средств, как олицетворение (диалог с часами, обращение к картинам и так далее), эпитеты («бессонная пытка» и «раздражительный» ход стрелок на часах), сравнения («как молотом, кузнец стучит») и, конечно же, метафоры.

Сравнивая различные произведения и биографию поэтов, можно с уверенностью сказать, что оба стихотворения призывают задумываться над одним и тем же вопросом: «Как помочь своей стране?». Кроме того, есть ощущение, что оба автора рассуждают на тему вечности и смысла бытия.

Источник: Navolne

Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» и стихотворения А.С. Пушкина 

«Зимняя дорога».

«Пороша» Сергей Есенин 

        «Зимняя дорога» Александр ПушкинОба стихотворения относятся к пейзажной лирике. Стихотворение С.А. Есенина «Пороша» и стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» являются не только одними из самых известных произведений посвященных родной природе, но и вызывают у читателя одно и то же чувство, настроение: лирическое и одновременно романтическое. Например, у Сергея Есенина: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…», у Пушкина: «Сквозь волнистые туманы пробирается луна…».  И то и другое стихотворение легко запоминается.          Авторы стихотворений искусно описывают зимний пейзаж и бесконечную дорогу.Образ дороги особенно сближает эти два произведения. Дорога настраивает нас на философские размышления. Дорога отражает жизненный путь человека. Есенин: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль». Пушкин: «…Только версты полосаты попадаются одне.»        Лирический герой стихотворения Сергея Есенина и лирический герой Александра Пушкина испытывают одно и то же чувство — чувство одиночества в пути.        Оба поэта используют одни и те же художественные приемы.Олицетворения. У Есенина: дремлет лес; подвязалася сосна.                               У Пушкина: пробирается луна; печальные поляны.Метафоры. Есенин: стелет шаль. Пушкин: льет печально свет.Сравнения: У Есенина: как старушка; убегает лентой; словно белою косынкой.                      У Пушкина: печальные поляны как сердечная тоска, в песнях ямщика звучит сердечная тоска.Оба стихотворения написаны одним размером: хореем. Несмотря на то, что стихотворения очень похожи, тем не менее имеют различия. Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие: «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль». А бегущая вдаль дорога, как бы заставляет забыть все житейские трудности. Пушкинский лирический герой устал от дороги: «По дороге зимней, скучной…» или » Ни огня, ни хаты…Глушь и снег». Есенинский лирический герой наслаждается тишиной и красотой зимнего пейзажа, который видит вдоль дороги: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» Все вокруг он воспринимает как сказку. А пушкинский лирический герой в этом пейзаже видит только грусть, тоску и печаль: «Печальные поляны», печальный свет исходит от луны.Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/09/27/sravnitelnyy-analiz-liricheskih-stihotvoreniy
  • https://klevo.net/sopostavitelnyj-analiz-stihotvorenij-plan-poshagovoe-rukovodstvo/
  • https://conoplewa.blogspot.com/p/blog-page_8.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт