Культура серебряного века: кратко о главном

Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием “Серебряный век русской культуры”. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.

serebryanyy-vek-russkoy-kultury.jpg

Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

istoriya-41800-chernyy-kvadrat-k-malevich-1915.jpg

Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Литература

Критический реализм

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Символизм

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Акмеизм

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Революционное направление

А. М. Горький

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

Футуризм

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

Имажинизм

С. Есенин

Красота образов.

Живопись

Реализм

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Модернизм

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

Абстракционизм

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Музыка

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

Серебряный век в мировой истории

Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

Что мы узнали?

Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто назвал Серебряный век «русским культурным ренессансом»?</h3>

    • <label>А. П. Чехов</label>
    • <label>Н. А. Бердяев</label>
    • <label>З. Гиппиус</label>
    • <label>С. Есенин</label>

(новая вкладка)

Гесиод
В.В. Розанов
В.В. Розанов
В.В. Розанов

«Переадресация» произошла в двадцатых годах ХХ века.

В 1925 году литературовед и критик Р.В. Иванов-Разумник в статье-памфлете «Взгляд и нечто» выделил в русской литературе первой четверти ХХ века две эпохи — «золотой» и «серебряный» век. К писателям золотого века он отнес старших символистов, а также А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького и других, к серебряному — пришедших в литературу в 1910-1920-гг — младосимволистов, И.Г. Эренбурга, Вс.В. Иванова, «Серапионовых братьев» и так далее.

Р.В. Иванов-Разумник

Поэт, критик и переводчик В.А. Пяст в мемуарной книге «Встречи» (1929) предложил собственную гипотетическую эволюционную схему смены поколений в культуре: каждая культурная эпоха проходит два этапа своего развития: золотой и серебряный, которые отделены друг от друга приблизительно двумя десятилетиями. В XIX веке поэты золотого века родились в 1800-1810 гг., серебряного — в 1817-1824 гг. Среди своих современников — поэтов рубежа XIX-ХХ веков — Пяст выделяет тех, кто родился в 1860-е и тех, кто родился в 1880-е гг., называя последних представителями серебряного века.

В эмиграции одним из первых использовал эту формулу в применении к рубежу XIX-ХХ веков поэт и критик Николай Оцуп в статье «Серебряный век» (1933 г.).

В.А.Пяст
В.А.Пяст

И в российских, и в эмигрантских статьях формула «серебряный век» имела оценочный характер.

В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты эпигонства, вторичности, и в то же время утонченности. Особый акцент делался на преемственности двух эпох, в противоположность нигилистическому разрыву традиций, провозглашенному молодой советской литературой.

В более поздних работах формула «серебряный век» употреблялась как синоним формулы Н.А. Бердяева «русский культурный ренессанс». Подчеркивалось, что эпоха рубежа веков в России — время небывалого культурного подъема.

Н.А. Берляев.

Философ Ф.А. Степун в статье «Памяти Андрея Белого» писал:

«За несколько лет <…> облик русской культуры подвергся значительнейшим изменениям. Под влиянием религиозно-философской мысли и нового искусства символистов сознание рядового русского интеллигента, воспитанного на доморощенных классиках общественно-публицистической мысли, быстро раздвинулось, как вглубь, так и вширь. На выставках «Мира искусства» зацвела освободившаяся от передвижничества русская живопись. Крепли музыкальные дарования — Скрябина, Метнера, Рахманинова.

От достижения к достижению, пролагая все новые пути, подымался на недосягаемые высоты русский театр. Через все сферы этого культурного подъема, свидетельствуя о духовном здоровье России, отчетливо пролегали две линии интересов и симпатий — национальная и сверхнациональная. С одной стороны, воскресали к новой жизни славянофилы: Достоевский, Соловьев, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Тютчев, старинная икона (журнал «София»), старинный русский театр (апокрифы Ремизова), Мусоргский (на оперной сцене — Шаляпин, на концертной эстраде — М. А. Оленина-д’Альгейм). С другой стороны, с одинаковым подъемом и в значительной степени даже и теми же людьми издавались и изучались германские мистики <…> и Ницше. В театрах, и прежде всего на сцене Художественного театра, замечательно шли Ибсен, Гамсун, Стриндберг, Гольдони и другие, не говоря уже о классиках европейской сцены. Собирались изумительнейшие, мирового значения, коллекции новейшей французской живописи и неоднократно выслушивались в переполненных залах доклады и беседы таких «знатных иностранцев», как Верхарн, Матисс, Гоген. Провинция тянулась за столицами. По всей России читались публичные лекции и всюду, даже и в отдаленнейших городах, собирались живые и внимательные аудитории, которые не всегда встретишь и на Западе».

Ф.А. Степун

Н. Бердяев, называвший это явление «русским культурным ренессансом» (или «русским духовным ренессансом»), так описал его:

«Сейчас можно определенно сказать, что начало ХХ века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время».

Д. Мережковский

Но ведь ни эта лекция, ни все, что за ней последовало, не появились сами по себе из ниоткуда. Если принимать в расчет не только конкретные культурные или общественные события, но и процессы, при изучении Серебряного века имеет смысл отталкиваться, по крайней мере, от 1881 года.

Это — некий point, узловая точка в общественном, политическом, культурном развитии России.

Убийство Александра II, реакция власти и общества, «Бесы» Достоевского, именно в этом году увидевшие свет, были только внешними выражениями сложных процессов, коренных преобразований политического и общественного развития, общественного и культурного сознания, приведших, в конечном счете, к кризису десятых годов, революции и гражданской войне.

В марте 1881 года произошло не просто политическое убийство – были расшатаны и сломлены вековые устои, традиции, на которых базировалось русское общество. Взрывная волна 1 марта 1881 марта породила смуту рубежа веков, докатилась до 1905, а затем и 1917 годов.

Набережная Екатерининского канала 1 марта 1881 года

Отталкиваясь от фактов культурной жизни, мы снова упираемся в 1922 год – дату высылки за границу 160 представителей русской культуры и науки (так называемый «Философский пароход»), начало издания газеты «Безбожник», борьбы с церковью.

К этому времени Серебряный век в России исчерпал себя как явление, окончательно разрушилась и ушла атмосфера, делавшая возможным его существование. Большинство наиболее ярких его представителей были уже либо в могиле, либо за границей. Те же, кто остались на Родине, оказались в рамках иной реальности, политической, общественной и культурной.

Философы И. Ильин и С. Трубецкой на боту «Философского парахода»

Автор: · Опубликовано 16.06.2020 · Обновлено 16.06.2020

Многомудрый Литрекон любит поэзию серебряного века за ее новаторство и сложность, разносторонность и неординарность. Каждому из нас полезно изучить эту страницу культурной жизни страны, чтобы располагать ее инструментарием и применять эти знания в творческой работе.

История возникновения

Российская культура насчитывает многовековую историю, формирующуюся и развивающуюся под влиянием различных социально-экономических и политических аспектов, сопровождавших Россию за всё время ее существования. Каждый новый виток в российской культуре возникал вместе с новыми явлениями в других сферах страны. Творения, которые возникли за все время активного развития культуры России, сейчас пользуются большой популярностью у людей самого различного возраста. Серебряный век русской культуры – один из самых известных веяний развития культуры России, его хронологически рамки – примерно конец XIX – начало XX века. Серебряный век протекал вместе с изменениями в политическом и экономическом устройстве России, несомненно, можно говорить о том, что на главных творцов того времени сильное влияние оказал именно контекст исторического развития России.

Развитие гражданского общества, научно-технический прогресс, политические события и многое другое – имели сильное влияние на дух и содержание культуры серебряного века. Первая российская революция, утрата роли церкви как главного источника духовного знания также способствовали развитию основных черт культуры серебряного века. Бурные изменения в общественном развитии предопределили дух нового этапа культурного развития.

Подробнее о возникновении серебряного века написано в кратком эссе.

Основные черты

Культура серебряного века затронула большое количество сфер жизни общества, наука, образование, живопись, литература, театр, скульптура, музыка – вобрали в себя все черты искусства серебряного века.

Основными чертами серебряного века можно назвать…

  1. духовные и творческие поиски людей;
  2. разрушение прежних духовных устоев, быстрое, динамичное развитие многих культурных составляющих.
  3. Также серебряный век характеризуется попытками внедрить в культуру несколько новшеств (в музыке, театре, живописи и литературе).
  4. Происходит интеграция российской культуры в мировую, культура становится более массовой.

Подробнее о признаках и особенностях серебряного века написано в данной статье.

Как проявился серебряный век?

В этот период наблюдается расцвет культуры, появление новых направлений искусства, создание новых творческих объектов. Именно на рубеже веков активно и бурно совершенствовалась культурная составляющая России. Благодаря этой эпохе, у нас, в XXI веке, есть возможность проникнуться духом того времени. Творческие начала, берущие свои истоки в период серебряного века, внесли неоценимый вклад в культурно-историческое развитие России.

В живописи

В живописи активно используется модернистский стиль, многие художники проявляют свою неповторимую индивидуальность и сочетают в своих работах разнообразные школы и направления в живописи. Некоторые художники взаимодействовали с символизмом в литературе. Некоторые художники в начале XXвека объединились в общество “Мир искусства”, данный кружок также повлиял на развитие культуры как в России, так и в мире. Крупнейшими художниками того времени можно назвать Билибина, Кустодиева, Васнецова, Добужинского, Коровина и других.

В науке

В период серебряного века научно-технический прогресс в России развивался очень быстро. Именно в это время были сделаны научные открытия о возможности полетов в космос, проводились исследования в области физики.

Историческая наука, политические и религиозно-философские кружки также вынашивали свои идеи по острейшим вопросам уклада общественной жизни. Биология и медицина, благодаря И. П. Павлову и И. И. Мечникову, получили ряд открытий, которые впоследствии повлияли на всю медицину в целом

В литературе

В конце XIX века начали зарождаться новые стили в литературе. Декадентство – первое из новых явлений в литературе, обозначало уклон в индивидуализм, отказ от гражданских устоев, сопротивление традициям.

Практически в одно время начинают появляться такие течения в литературе как акмеизм, символизм, футуризм (подробнее о них…). Это время – время талантливых писателей, чьи произведения впоследствии приобретут большую популярность. Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский и другие увековечили свои имена, сейчас многие произведения серебряного века изучаются в учебных заведениях, используются для духовного обогащения подрастающего поколения.

В театре

На рубеже веков происходит качественный рост театральной культуры, формируются новые каноны театрального искусства, актерского мастерства, открываются новые театры и вместе с ними утверждаются новые направления в театрально-музыкальной культуре. Личности, олицетворяющие русский театр – К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

В музыке

Музыкальное искусство также не отставало от театрального, развивалось вокальное искусство, усложняются различные аспекты музыки, возрастает роль полифонии, лидирующие места занимают жанр малой оперы и концерта.

Основными деятелями той эпохи были Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов.

Автор: Михаил Сироткин

  • Доклады и сообщения
  • Разное
  • Серебряный век

На сегодня многие задаются вопросом, «Что такое серебряный век?». Первая мысль, которая приходит, что это временной период как «Бронзовый век», или как «Каменный век», но это совершенно не так. Это даже не относится к литературе и фольклору. Данное понятие можно использовать в диалогах, то есть это понятие разговорного стиля.

Как появился «Серебряный век»

Как указанно в источниках, Россия с конца XIX по начало XX веков начала переживать резкий скачок в науке, а именно преуспевали философия и поэзия. И уже с этой информации можно предполагать, что понятие «Серебряный век» было придумано философом или поэтом. Но нужно капнуть чуть глубже. Известный философ Николай Бердяев, назвал этот временной период перерождением русской народной культуры. Как говорит его современник Сергей Маковский, понятие «Серебряный век» принадлежит именно Николаю Бердяеву.

Также есть информация, что понятие «Серебряный век» первым использовал известный на то время поэт Николай Оцуп, это произошло в 1929 году. «Серебряный век» является эмоциональным понятием, но никак не научным. Так как он даёт ассоциацию с похожем временным периодом носящем название «Золотой век», или с пушкинской эпохой, которая была в первой половине XIX века.

«Серебряный век» — временной период

Во времена конца XIX и начала XX веков происходили великие открытия, в области поэзии и философии. «Серебряный век» отличается от другого времени своим внутренним богатством, а точнее тем, что тогда происходило. Это понятие не совсем правильно применять в научной области, и в области механики, это часть образа мышления. То есть «Серебряный век» имеет прямое отношение к литературе и философии. Именно в это время были написаны лучшие стихи, поэзии и романы. И написали их русские поэты, эти люди были настоящими гениями, они не отличались от всей остальной массы учёных, которые смогли преуспеть именно в это время. Также стоит упомянуть, что даже до и после «Серебряного века» были выдающиеся люди, они были поэтами. В пример можно привести Александра Сергеевича Пушкина, который сделал большой вклад в народную культуру до событий «Серебряного века». Также можно сказать Михаиле Юрьевиче Лермонтове. 

Выдающиеся поэты «Серебряного века»

Все поэты, которые жили в эпоху «Серебряного века» известны многим. Они протолкнули устное и письменное народное творчество намного дальше, чем оно было. Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак и Георгий Иванов.

Доклад №2

Какой отпечаток в истории развития литературы оставил серебряный век?

Литература – это одна из важнейших ветвей в области искусства. Хотя бы потому что, не читай бы мы все книги, были бы мы необразованными дикарями, которые умеют только бить друг друга. А ведь именно это и грозит современному поколению, ведь многие подростки отказываются от чтения книг, отдавая свое предпочтение чему-нибудь другому. Все постепенно забывают про классическую литературу. И очень зря, ведь там встречаются самые настоящие шедевры. «Преступление и наказание», «

Отцы и дети», «Обломов», «Война и мир», в конце концов. Но все шло потихоньку и не спеша. Одним из значительных периодов развития литературы можно смело назвать серебряный век. Но почему? Чем стал так полезен этот отрезок времени? И что поменялась во время серебряного века?

Что представлял собой серебряный век?

Как уже было сказано, это некий отрезок времени, когда расцветала русская поэзия. Название данному периоду дал Николай Бердяев, один из философов. Начался серебряный век в конце 19 века, а если точнее, то от 80 – х до 90 – х годов. По крайней мере, так говорят все исследователи. Однако, до сих пор нет однозначного мнения, когда серебряный век закончился. Если говорить о приблизительной дате, то это начало 20 века. А с точным годом никто определиться не может, так как мнения расходятся. Одни считают, что век закончился ровно тогда, когда началась Гражданская война. Точка зрения других сходится на том, что серебряный век закончился после погибели Александра Блока и казни Николая Гумилева. Существует и третья теория, которая говорит, что серебряному веку пришел конец после самоубийства Владимира Маяковского, то есть, где – то около 1920 – 1930 годов.

Какие из литературных направлений были открыты?

1) Символизм.

Символизм появился тогда, когда рушилось Народничество, а пессимизм стал расширяться. Символизм жил от 1890 до 1910 года. Символизм делится на 2 лагеря – старшие и младшие символисты.

2) Акмеизм.

Зародилось это направление из символизма, ему же и стало противоположностью. Для представителей акмеизма главным была материальность образа и точность слова.

3) Имажинизм.

4) Футуризм.

Серебряный век

Популярные темы сообщений

  • Несъедобные грибы

    Все грибы можно поделить на съедобные, условно съедобные, несъедобные и ядовитые. Несъедобными называют те грибы, которые по тем или иным причинам не годятся в пищу. Например, имеют неприятный вкус или запах, требуют длительной обработки,

  • Зеленая морская черепаха

    Черепахи относятся к отряду пресмыкающихся. Они существуют на земле более 220 миллионов лет. Биологам сегодня известно 230 видов черепах.

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Каждого человека при имени Пушкина пронзает мысль о русском национальном поэте. В нем заключилось все богатство и красота русского языка. Мы все живем в мире великолепных стихов, прозы и сказок об отзывчивой и красивой царевне и завистливой

Автор: · Опубликовано 14.07.2020 · Обновлено 14.07.2020

Период Серебряного века России сравним с Ренессансом в истории культуры Европы. Это время подарило своим потомкам таких великих поэтов, как Сергей Есенин, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Александр Блок и многих других. Строки и цитаты многих из их работ мы по-прежнему употребляем в повседневной жизни. Многие проблемы и вопросы, выраженные в работах деятелей Серебряного века, до сих пор являются актуальными для многих поколений. Ниже представлен список наиболее ярких фигур данной эпохи, а также их заслуги и достижения.

Владимир Соловьев (1853 — 1900)

Поэт, философ и автор знаменитый творческой концепции является сыном известного великого историка С.М. Соловьева. Владимир Соловьев принадлежал к культурной дворянской интеллигенции того времени. До того, как в творчестве поэта стали проскальзывать нотки философского учения и мистицизма, он входил в творческое объединение «шекспиристов», главной особенностью которых было написание шуточных стихотворений и пародийных сцен.

Однако поэт показывал блистательные результаты в обучении, после годов практик и обучения в Лондоне, Египте, он возвращается в Россию и занимает высокие должности как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Для современников В. Соловьев стал известен своими идеалистическими и либеральными идеями. Наиболее яркими работами этого направления являются «Повесть об Антихристе» и «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории». Умер поэт от физического и духовного истощения (из-за затяжных периодов поста и пристрастия к скипидару) в поместье Трубецких.

Константин Бальмонт (1867 — 1942)

Юношеские годы Константина были весьма взбалмошными, поэта исключили и из гимназии, и из университета в Москве за беспорядки и студенческие восстания. Однако поэт много читал и увлекался литературой, данную любовь ему ещё с детства привила мать. Начало творческого пути Бальмонта было нелегким: неодобрение со стороны публики, неудачный брак, попытка суицида. Однако к 90-м годам XIX века поэт набирает славу и признание. Константин много путешествует, издает сборник “Под северным небом”, его стихотворения печатаются в изданиях, после второго брака поэт долгое время живет в Европе.

Главной особенностью творчества Константина Бальмонта является импрессионизм, сам же поэт относится к поэтам-символистам, он четко ощущает мимолетные особенности бытия. Его работы мелодичны и музыкальны.

Валерий Брюсов (1873 — 1924)

Валерий Брюсов считается основоположником русского символизма, близкий друг Константина Бальмонта, блистательный переводчик. Наиболее известными работами поэта являются «Русские символисты», «Кинжал», «Юному поэту», «Я много лгал и лицемерил… »

В творчестве поэта стоит отметить не только его чувственное восприятие, но и умение использовать и совмещать литературные приемы в своих работах, что делало его работы «чистыми» и гармоничными. Главными темами творчества поэта являлись мифология и современность городов. Контраст проблем и тем ещё больше заинтересовывает читателей.

Александр Блок (1880 — 1921)

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»… Данное стихотворение знакомо чуть ли не каждому школьнику и взрослому человеку. Великий поэт, один из ярчайших представителей Серебряного века, Александр Блок грезил о покорении сцены, актерском будущем. Однако поэта полностью и бесповоротно поглотил мир литературы. Александр Блок относился к поэтам-символистам, лишь в позднем творчестве его стихотворения будут посвящены социальному положению народа и несправедливости.

Женат был Александр Блок на дочери известного ученого Д.И. Менделеева, в то время в неё так же был влюблен Андрей Белый, что привело в будущем к взаимному конфликту. Поэт состоял в обществе «Академия» с другими влиятельными фигурами литературного мира того времени. Одними из ярчайших произведений А. Блока являлись «31 декабря 1900 года», «Ангел-хранитель», «Двенадцать».

Андрей Белый (1880-1934гг.)

Поэт-символист и критик Андрей Белый с ранних юношеских лет был увлечен литературой, и уже 1906 году он со своими единомышленниками выпустил первые два сборника. Дальнейшая судьба поэта свела его с Александром Блоком. Поэты были близкими друзьями до момента, пока Белый не влюбился в будущую жену Блока. Девушка отказала Андрею, что ввело его в глубокую депрессию, а позже поэт отправился заграницу.

«Золото в лазури», «Пепел», «Петербург», «На перевале», дилогия «Москва» — наиболее известнейшие работы поэта.

Сергей Городецкий (1884-1967)

С. Городецкий начал свой литературный путь с символизма, плавно переходящий в акмеизм. Поэт часто размышлял о творчестве, о своей роли в нем, о смысле искусства. Примером этому послужила книга «Цветущий посох».

Революция сыграла большую роль в творчестве поэта и обновила его сущность. Послереволюционные работы были вполне разнообразные: сатирические стихи и частушки («Стык», «Из тьмы к свету», «Грань»). После Великой Отечественной войны Сергей Городецкий усилил значимость своего писательского слова (избрал более серьезные темы) и выпустил лирическую поэму «Три сына».

Поэт брал пример со своих современников и так же писал произведения для детей (Хозяйка-лентяйка», «Лети, лето») и занимался переводами.

Велимир Хлебников (1885-1922)

Один из основателей русского футуризма, Велимир Хлебников подвергался насмешкам со стороны своих современников, для читателей его язык был слишком заумным. Сложность восприятия его работ была вызвана особенностью нового направления в литературе — футуризма. Однако позднее творчество поэта несет в себе понятный идеалистический смысл реальных событий, которые несут в себе всю актуальность настоящего времени.

Возможно, творчество Хлебникова тяжело понять и из-за его вечных поисков: поэт часто выходил за грани поэзии и искал новые формы искусства.

Николай Гумилев (1886 – 1921)

Николай Гумилев — основатель школы русского акмеизма в 1912 году. До этого поэт только начинал свое погружение в мир литературы. Раннее творчество поэта получало положительные отзывы со стороны публики (сборник «Жемчуга»). В 1910 году поэт женится на поэтессе Анне Ахматовой, которая вдохновила его на написание сборника стихотворений «Романтические цветы». После создания творческого объединения «Цех поэтов» в 1911 году, поэт создает новое направление в литературе – акмеизм (отрицание мистического устремления символистов, провозглашение ценности реальной жизни).

События Первой мировой войны сильно повлияли на судьбу поэта. Гумилев получает две Георгиевские ленты, разводится с Анной Ахматовой. Однако в 1921 году поэта арестовывают по обвинению в участии в антиправительственном заговоре. Николаю Гумилёву выносят смертельный приговор – расстрел, в тот же день его приносят в исполнение. Так внезапно и трагично заканчивается судьба великого поэта-акмеиста XX века.

Алексей Крученых (1886 – 1968)

Алексей Крученых считается основателем «заумного» языка, написав по просьбе Д. Бурлюка из «непонятных слов» знаменитое стихотворение «Дыр бул щыл». Данная работа и прославила поэта.

Крученых участвовал в деятельности марксистских кружков и был арестован за хранение нелегальной литературы. Активно принимает участие в борьбе за «новое искусство», был знаком с В. Маяковским и В. Хлебниковым. В послереволюционные годы и годы Великой Отечественной войны слава поэта начала медленно, но, увы, бесповоротно угасать. Крученых занимался поиском работ Маяковского и Хлебникова, после чего выпустил несколько сборников неизданного.

Анна Ахматова (1889 — 1966)

Первый сборник юной поэтессы «Вечер» был опубликован в 1912 году, а второй уже спустя два года («Четки»), что и принесло Анне признательность критиков и читателей. Однако личная жизнь поэтессы не была такой удачной, как её творческий путь. Все близкое окружение поэтессы подвергалось несчастьям. Так, первый муж А. Ахматовой, Николай Гумилев, был расстрелян, единственный сын — Лев Николаевич — просидел в заключении, а последний муж — А. Пунин — трижды находился под арестом.

Все трагические события жизни поэтесса отражала в своем творчестве («Реквием»). В своих работах поэтесса проявляла себя как истинный психолог, знаток человеческой души. Лирика Анны Ахматовой затрагивает как личностные переживания отдельного человека, так и проблемы всего народа.

Борис Пастернак (1890 — 1960)

Борис Пастернак — Лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор известного романа «Доктор Живаго», поэт и переводчик.

После публикации сборника стихов “Сестра моя — жизнь”, поэт становится известным в литературных кругах, в то же время Б. Пастернак знакомится с Владимиром Маяковским и вступает в ряды футуристов. Уехав в Грузию, автор занимается преимущественно переводами У. Шекспира, Гёте, Ф. Шиллера.

В 1935 году Борис Пастернак осмеливается написать письмо Иосифу Сталину, в котором он заступается за мужа и сына Анны Ахматовой. За роман «Доктор Живаго» автор был изгнан из Союза писателей, однако за границей автор получил на эту работу Нобелевскую премию.

После пережитого инфаркта автор все равно продолжал творческую работу, однако автор умер в 1960 году от рака легких. Подробнее…

Владимир Маяковский (1892 — 1930)

Юный поэт трижды подвергался аресту за пропаганду большевиков, так, попав в 1909 году в одиночную камеру, он и начал писать свои первые стихи. Владимир Маяковский ещё в предреволюционные годы стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к простым гражданам.

Темы творчества Маяковского — трагичность существования человека при капитализме, описание нового революционного строя, сатира на существующие общественные порядки, любовь и смерть, труд и творчество. В поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт точно изображал характер советской эпохи того времени. Однако жизнь поэта была недолгой. В. Маяковский покончил жизнь самоубийством, не выдержав внутреннего противоречия в самом себе: то, во что он так верил, не оправдало его ожиданий.

Осип Мандельштам (1891 — 1938)

Раннее творчество О. Мандельштама подходит по стилистике к символистскому течению. Знакомство с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой приводит поэта в творческое сообщество «Цех поэтов». А уже в 1914 году Мандельштам был избран членом Всероссийского литературного общества, что приводит его к сотрудничеству с многими газетами.

Однако послереволюционные годы и период правления И. Сталина принесли поэту не так много радости. В 1933 году Мандельштама отправили в ссылку за антисталинскую эпиграмму. Скончался поэт во время второй ссылки на дальний Восток. Известнейшие работы поэта: «Петербургские строфы», книга «Камень, книга «Tristia».

Марина Цветаева (1892 – 1941)

На раннее творчество юной поэтессы особое влияние оказало творчество Николая Некрасова. После выпуска первого сборника «Вечерний альбом» поэтессой заинтересовались современники – Н. Гумилёв, В. Брюсов. Во время Гражданской войны М. Цветаева выражает сочувствие и сопереживание народу, но не могла принять его выбор — новую власть советов. В период эмиграции особую похвалу получила проза поэтессы, но похвалы не помогли ей устроиться а границей, и ей пришлось вернуться в СССР. В 1930-е года поэтесса посвящает ряд произведений значимым для неё людям: Маяковскому, А.С. Пушкину, А. Белому, М. Волошину.

В 1940-х годах М. Цветаева возвращается на родину, где узнает, что её муж и дочь арестованы. В тяжелый период сталинизма и репрессий поэтесса почти ничего не пишет, занимается переводами. Ее творчество нигде не выходит, ведь оно не вписывается в тесные идеологические рамки советской повестки. В 1941 году Марина Цветаева, непризнанная и одинокая, вынужденная работать посудомойкой, покончила с собой.

Сергей Есенин (1895 – 1925)

Ярчайший представитель имажинизма и новокрестьянского искусства в литературе Сергей Есенин и по сей день является одним из любимейших деятелей Серебряного века среди всех поколений людей. Поэт получает широкую известность после издания сборника «Радуница».

Лирика Есенина наполнена лирической любовью и романтизмом к крестьянской России, поэт искренне любит свою Родину и не стесняется говорить об этом. Также автор пишет ряд стихотворений для детей: «Сиротка», «Побирушка», «Яр».

«Исповедь хулигана», «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая» — появляются после прихода поэта к течению имажинизма, от которого он скоро отходит. Именно индивидуальность приносит Сергею Есенину всемирную известность.

После 1925 года творчество поэта стало резко подвергаться критике. Депрессия, алкогольная зависимость, одиночество послужили причиной того, что жена поэта, Софья Андреевна, поместила Сергея в психоневрологическую больницу. В этом же году поэт повесился в гостинице «Англетер».

Автор: Полина Чернышова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/istoriya/serebryanyy-vek-russkoy-kultury-kratko.html
  • https://zen.yandex.com/media/id/5e82997c8b13cf0c2d5b142a/kogda-i-kak-vozniklo-poniatie-serebrianyi-vek-primenitelno-k-russkoi-kulture-rubeja-xixhh-vekov-5ea4de529f8dc519e8676a39
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/kultura-serebryanogo-veka-kratko-o-glavnom/
  • https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/serebryanyij-vek
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/deyateli-serebryanogo-veka-spisok-naibolee-znachimyh-figur/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт