Краткая история создания романа «Дубровский» А.С. Пушкина

Kniga-Dubrovskij-300x236.jpgВ 30-е годы начинается новый этап в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов «Дубровский».

Документальная основа романа

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться. Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и Дубровского, главного героя пушкинского романа, неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о благородном разбойнике роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Создание произведения

Работу над ним Александр Сергеевич начинает в 1832 году. В черновиках писателя помечается место событий – Козловский уезд Тамбовской губернии. Именно там произошла ещё одна реальная история, которая нашла отражение в романе: полковник Крюков выиграл судебное дело о принадлежности имения у своего соседа поручика Мартынова. Судебные тяжбы с подобными исходами происходили неоднократно. По всей России у небогатых помещиков отбирали имения более состоятельные дворяне. Вопиющая несправедливость суда в подобной ситуации возмущала Пушкина, он решился описать похожую ситуацию с максимально тонкими деталями. Среди жертв именитых и беспринципных соседей-аристократов был и помещик Дубровский. Эту звучную фамилию Александр Сергеевич выбрал для своего благородного героя.

Над произведением Пушкин трудился в течение года. Последние записи черновиков датируются 1833 годом.

Как роман появился в печати

Пушкин так и не успел завершить роман о благородном разбойнике. Даже окончательного названия произведению автор не дал (вместо заглавия в черновиках стоит просто дата «21 октября 1821 года»). В печати произведение появилось после гибели великого поэта, в 1841 году. Такова история создания романа «Дубровский».

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой князь Верейский должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

Если вам понравилась история возникновения романа «Дубровский», то можете прочесть о создании других произведений поэта. Например, поэмы «Медный всадник», стихотворения «Зимнее утро», романа «Евгений Онегин».

Любите русскую литературу и читайте А.С. Пушкина!

Скачать:

Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».

Начало создания романа

Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).

Реальные прототипы главного героя

В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.

Вторая версия гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.

Жанр произведения

При создании «Дубровского» Пушкин обращается к популярному в то время жанру разбойничьего или авантюрного романа. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Благородный разбойник, вызывающий сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Заключение

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей.

Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, — все это нашло свое место в «Дубровском».

Другие материалы по роману «Дубровский»:

Краткое содержание

Характеристика Владимира Дубровского

Характеристика Троекурова

Почему Владимир Дубровский стал разбойником

Как Дубровский стал Дефоржем

Качества Дубровского, открытые по прибытию в Покровское

Как озаглавить главы в романе

Добавить в избранное

В творчестве А.С. Пушкина в 30-е годы начался новый этап. Если раньше в произведениях автора чаще можно встретить романтических персонажей и событий, то теперь им на смену пришли реалистические зарисовки, с помощью которых писатель стремился передать действительность без прикрас. Александр Сергеевич стал много размышлять о проблемах, с которыми столкнулся российский народ, небольшие помещики. Именно этой теме автор и посвятил свой роман «Дубровский».

Рассказ о небогатом дворянине А.С. Пушкин услышал от своего приятеля П.В. Нащокина. У Павла Островского было своё маленькое село, расположенное в Минской губернии. В 1812 году шла война, в следствии чего документа на собственность села были сожжены. Сосед юного дворянина узнал о его потере. Воспользовавшись ситуацией, богатый мужчина забрал у молодого Островского родной дом. Но крестьяне юноши не приняли нового хозяина, они стали бунтовать против несправедливости. Народ вступил на путь разбойничества. По некоторым данным, Островский изначально стал учителем. Но спустя время он воссоединился со своими бывшими крестьянами. При очередном разбое Павел был схвачен и отдан под стражу. Но юноше удалось сбежать, он смог скрыться. Что произошло с ним дальше, так и осталось неизвестным.

Этот рассказ глубоко врезался в память А.С. Пушкину. Писатель загорелся идеей на основе этой истории создать роман, где главным действующим лицом будет благородный разбойник. Сначала автор решил, у главного героя будет такое же имя, как и у его прототипа.

1832 год ознаменовался началом создания произведения «Дубровский». В рукописях Александра Сергеевича можно встретить расположение действий — Тамбовская губерния. Подробнее — Козловский уезд. Именно здесь случилось и ещё одно событие, которое потрясло А.С. Пушкина. Об этой истории он также упомянул в своём произведении. Полковнику Крюкову удалось выиграть дело в суде об изъятии у соседа его имения. В это время была уже собрана значительная судебная практика. Такие дела с таким результатом не были редкостью. В России сложилась следующая тенденция: более богатые соседи отбирали дома у менее состоятельных жителей.

А.С. Пушкина возмущало такое положение вещей. Он был не согласен, что богатые дворяне имели власть над маленькими помещиками и с успехом подкрепляли свои действия судебными решениями. Поэтому Александр Сергеевич взялся за перо. Он планировал описать вопиющую несправедливость в тончайших деталях. Небольшой помещик Дубровский был одним из тех, кто пострадал от действий беспринципных богатых дворян. Фамилия персонажа показалась писателю звучной. Он хотел создать образ благородного искреннего героя.

Автор кропотливо работал над романом целый год. В рукописях стоит последняя дата и год — 1833 год, когда Александр Сергеевич брался за перо и писал это произведение. Однако автор не смог закончить работу над романом «Дубровский». Он просто не успел. Завершение произведения о благородном разбойнике стояло под большим вопросом. Не утверждено было и название романа. В черновом варианте автора запечатлена лишь дата «21 октября 1832 года». Именно эту дату принято считать началом работы над написанием произведения. Роман «Дубровский» был отправлен в печать уже после смерти А.С. Пушкина. Это произошло в 1841 году.

Некоторые историки литературы уверены, что великий поэт думал о продолжении истории о благородном разбойнике. В подтверждение этой версии говорят и черновики автора, в которых можно найти продолжение сюжетной линии. В рукописях писателя должен был умереть князь Верейский. Главный герой Дубровский же спустя время должен был вновь приехать в Россию. Сначала он скрывал свою личность. Однако это продолжалось недолго. Из-за того, что его разоблачили, он был вынужден вновь уехать из страны. Если бы А.С. Пушкин сумел дописать свой роман, возможно, нас бы ждал совсем другой финал.

Александр Сергеевич отчаянно отстаивал интересы народа. Он был честным и бескомпромиссным борцом за справедливость. Его привлекали не только личностные качества, характеры персонажей, но и то, что окружало их вокруг. А.С. Пушкин обратился к прозе и не ошибся. Он превратился в настоящего творческого гения, который не стоит на месте, а стремительно развивается. Несмотря на то, что многие критики указали на незавершенность романа, можно с уверенностью утверждать, что незавершённость не одно и то же с недосказанность. Александр Сергеевич смог передать свою позицию относительно царящей вокруг несправедливости. Именно для этого он обратился к противоречивому жанру того времени авантюрного или разбойничьего романа. Герой А.С. Пушкин смог вызвать сочувствие и сострадание у читателей.

Дубровский

Основная информация

Название

Дубровский

Автор

Александр Сергеевич Пушкин

Годы написания

21 октября 1832 — 6 февраля 1833 года

Число глав

19

Жанр

Разбойничий роман

Страна

Российская империя

Язык

Русский

Первое издание

1841

Дубровский — незаконченный русский разбойничий роман, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году, изданный в 1841 году. Повествует о борьбе двух помещичьих семейств и о любви их потомков — Марии Троекуровой и Владимира Дубровского.

История создания</h2>

Пушкина вдохновил на написание романа рассказ своего приятеля Павла Воиновича Нащокина о том, как он «видел небогатого дворянина-белоруса с фамилией Островский, который судился с соседом за землю, позже был лишён имения и собрал из крестьян банду разбойников». В ходе написания романа фамилию главного героя было решено заменить с Островского на Дубровского.

Название романа выбрали издатели при первой публикации. В рукописи Пушкина вместо названия стояла дата начала работы над романом — 21 октября 1832 года. Последняя глава датировалась 6 февраля 1833 года.

Сюжет</h2>

Богатый, своенравный и очень влиятельный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают все жители села Покровского, от имени которого трепещут все чиновники, поддерживает товарищеские отношения со своим бывшим товарищем по службе — бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским.

В один из вечеров, когда Кирила Петрович пригласил Андрея Гавриловича посмотреть на его новую псарню, один из холопьев Троекурова нагрубил Дубровскому. Тот покидает Покровское и заявляет, что пока Троекуров не отдаст этих холопьев, он больше не вернётся. Взбешённый Троекуров подаёт в суд на Дубровского и подкупает чиновников, в результате чего суд отдаёт Кистенёвку, село Андрея Дубровского в собственность Кирилы Петровича. У Андрея происходит нервный срыв, в результате чего он теряет сознание и его уводят.

Одна из крестьянок Андрея Гавриловича, бывшая няня Владимира Дубровского, пишет ему в Петербург письмо с просьбой навестить больного отца. Владимир, виня себя в том, что он слишком мало времени проводил с отцом, выпрашивает отпуск от кадетского корпуса и уезжает в Кистенёвку. Через какое-то время после приезда в Кистенёвку Владимира, Троекуров решается прийти к Андрею Гавриловичу с извинениями. Андрей, увидев через окно своего заклятого врага, теряет дар речи и теряет сознание. Владимир Дубровский велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон. В эту же минуту Андрей Дубровский погибает от сердечного приступа. Через несколько дней на похороны Дубровского приезжают чиновники, чтобы ввести Троекурова в права владения Кистенёвкой, однако крестьяне отказываются подчиняться Троекурову и устраивают бунт, а также пытаются расправиться с чиновниками. Младший Дубровский в итоге останавливает крестьян.

Ночью Андрей застаёт в своём доме кузнеца Архипа, который намеревается сжечь чиновников заживо. Дубровский отговаривает его от этого и выводит всех людей, чтобы сжечь дом. Он посылает Архипа отпереть двери, чтобы приказные смогли выйти, но кузнец не повинуется и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро со всеми сбегает, а чиновники сгорают вместе с домом.

Все подозрения в поджоге дома и убийстве чиновников падают на Владимира Дубровского. Троекуров посылает донесение губернатору, дабы полиция поймала Дубровского, но тут новое событие отвлекает всех от наследника барина — в губернии завелись разбойники, которые грабят богатых помещиков, но владения Троекурова, как ни странно, остаются нетронутыми, что наталкивает народ на мысль, что предводителем всех разбойников является Дубровский. Через какое-то время Троекуров нанимает для своего сына Саши учителя по французскому языку — месье Дефоржа. Дубровский находит Дефоржа и подкупает его, а сам прикидывается учителем. Красота Маши Троекуровой, дочери Кирилы Петровича поражает «учителя». Троекуров решает подкинуть ему испытание, затолкав «Дефоржа» в клетку с медведем. Тот хладнокровно убивает медведя выстрелом в ухо, что производит огромное впечатление на Кирилу Петровича и в особенности на его дочь.

Гости в храмовый праздник съезжаются в дом Троекурова. Когда речь заходит о Дубровском, помещик Антон Пафнутьевич Спицын признаётся, что дал на суде ложные показания в пользу Кирилы Петровича. Другая богатая дама сообщает, что её приказчик, посланный на почту с двумя тысячами рублей для её сына, сообщил, что его ограбил Дубровский. Приказчик был уличён во лжи человеком, выдавшим себя за друга покойного мужа этой дамы. Деньги обнаружились в сундуке приказчика. Когда вечер закончился, Антон Пафнутьевич Спицын, наслышанный о храбрости учителя-француза изъявляет желание спать в одной комнате с Дефоржем, дабы его не ограбил Дубровский. «Дефорж» соглашается. Уже ночью Антон Пафнутьевич просыпается от сильного шума. Он видит, что перед ним стоит «Дефорж» с пистолетом. «Учитель» сообщает Антону Пафнутьевичу, что он и есть Дубровский и объясняет, что он нашёл француза на почтовой станции и дал ему десять тысяч рублей взамен на бумаги учителя. В доме Троекурова все полюбили его и не подозревали, кем он является на самом деле. Спицын рано утром покидает имение Троекурова, ничего не сказав об ночном проишествии. 

«Дефорж» приглашает Машу на свидание в сад. Он сообщает, что скоро вынужден будет уйти и что он на самом деле Дубровский. Дубровский говорит Маше, что если случится беда, ей следует положить кольцо в дупло одного из дубов. Троекуров зовёт Машу и сообщает, что выяснилось, что Дефорж и есть Дубровский.

50-летний князь Верейский возвращается с чужих земель в своё имение Арбатово. Он наносит визит Троекурову и вскоре они договариваются о женитьбе Верейского с Машей Троекуровой, чему последняя была очень не рада, но отец не обращает внимания на её точку зрения.

Маша сидит в своей комнате, думая о браке со старым князем. Вдруг она вспомнинает о письме, которое ей подкинул Дубровский. В письме написано: «Вечером, в десять часов на прежнем месте». Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Та пытается затронуть чувства отца и заставить его отменить свадьбу, но тщетно. Она пишет письмо Верейскому с просьбой отменить сватство и отказаться от её руки, но это лишь усугубляет положение. Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день, не обращая внимания на просьбы Маши. Тогда она заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Кирила Петрович уходит, заперев Машу и приказав ни в коем случае не выпускать её. Тогда Маша просит своего брата Сашу положить кольцо в дупло дерева. Тот выполняет её просьбу, но деревенский мальчишка пытается завладеть кольцом. Между ними завязывается драка. Садовник приходит на помощь Саше и притаскивает мальчишку к Кириле Петровичу. Под угрозами порки, Саша рассказывает о поручении Маши. Кирила Петрович о чём-то догадывается и приказывает отпустить мальчишку.

В доме идут приготовления к свадьбе. Машу ведут в церковь, где её уже ожидает жених. Начинается венчание, молодожёны вскоре едут в Арбатово, как вдруг на карету Верейского совершается нападение. Человек в маске раскрывает двери и говорит Маше, что она свободна, но та отвечает, что уже дала клятву перед Богом всегда быть с Верейским. Верейский достаёт пистолет и ранит Дубровского. Князя хватают разбойники и намереваются убить, но Дубровский велит им не делать этого. Дубровский теряет сознание и его уводят.

В лагере разбойников в лесу пробивают тревогу, на них совершено нападение армии. Под командованием Дубровского разбойники наносят поражение военным. Дубровский и разбойники исчезают, ходят слухи, что Дубровский сбежал за границу.

Незакоченное продолжение</h2>

В майковском сборнике сочинений и черновиков Пушкина сохранились наброски третьего тома романа.

Кн<язь> Вер<ейский> visite (зачёркнуто) — 2 visite (зачёркнуто). Сватовство — Свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь М. К. — Смерть к. Верей<ского> — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — РазвязкаТекст приводится по книге «Из бумаг Пушкина»

Пушкинисты считают, что Дубровский должен был вернуться в Россию после смерти Верейского, чтобы воссоединиться с Машей Троекуровой. Возможно, он притворялся англичанином. Однако на Дубровского поступил донос, связанный с его разбойничеством и в дело вмешался полицмейстер. Дальше должна была произойти некая развязка, однако о ней ничего не написано, поэтому можно строить лишь теории.

Критика</h2>

Литературоведы отмечают сходство романа с произведениями Вальтера Скотта. Анна Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех творений Пушкина:

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И всё-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя. Из записной книжки Анны Ахматовой

3.png

Вопрос от 93 дня назад

расскажите о творческой истории романа «Дубровский».

Ответ от

А. С. Пушкин начал работу над романом “Дубровский” в 1832 году. Александр Сергеевич проработал над ним год (до 1833 года). В основе романа реальная история. Ее Пушкину рассказал друг Павел Воинович Нащокин. Он рассказал поэту об одном дворянине из Белоруссии по фамилии Островский. Он судился со своим соседом за землю, а после был выдворен из своего имения. Крестьяне Островского не захотели подчиняться новому хозяину и пустились в грабеж. Дворянин примкнул к своим подданным. Он начал грабить богачей, за что его арестовали и поместили в острог. Пушкин хотел показать всю ту несправедливость, которая творилась в российской судебной системе, когда дворян могли запросто выдворить из их собственного имения. Первоначально главный герой произведения носил фамилию Островский (как и прототип). Но потом Пушкин ознакомился в похожими судебными делами. Ему встретилась фамилия одного обманутого помещика по фамилии Дубровский, поэтому Пушкин остановился на этом варианте. Пушкин так и не смог закончить роман. Он даже не дал ему заглавие. При жизни Александра Сергеевича его так и не напечатали. В печать роман попал только в 1841 году.

Вернуться к списку вопросов Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij/dubrovskij-istoriya-sozdaniya.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1139-istoriya-sozdaniya-romana-dubrovskiy-pushkina.html
  • https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaja-istorija-sozdanija-romana-dubrovskij-a-s-pushkina/
  • https://russianliterature.fandom.com/ru/wiki/дубровский
  • https://vopros.ru/questions/49259

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт