Короткий рассказ: как написать, инструкция для новичков

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Kak-napisat-rasskaz-ot-Penfox.png

Как составить рассказ

Odin.png

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox ?

Новинки из жанра рассказ

  • Всплеск жизни22.01.2021-в этом мире всегда что-то было не так, или просто этот год выдался каким-то особым? — стоя нп балконе новостройки рассуждал Амамбек Атамбек — все вокруг так радуются смене чисел в календаре, будто…
  • Тот, кого на том свете вешают за язык22.01.2021Оглушающая тишина заполнила собою кабинет математики. Лишь множественный звук движений стержня по белому листу бумаги нарушал покой кабинета. Изредка ребята на задних партах перешёптывались друг с другом, пока Наталья Николаевна сидела за учительским…
  • Два товарища20.01.2021В утомленном ожидании напомнил о себе звонок медицинского университета. Из главного корпуса вышли два близких друга с лечебного факультета. Дорога домой у них была общая, и поэтому каждая вечерняя прогулка представляла собой обсуждение…
  • Общество людей из секты20.01.2021Глава I (из Шести) — Судьба пьяного мастера (Автор Йоан Петров) Антон Антонов Антошкавич (13 августа 1902г — 14 января 2021г)Награды — (Сыщик, Военный репортер I ранга, магистр 365.cоm)Молодой и желающий успехов Антон…
  • История Артема20.01.2021Часть 1: Артем — И что ты делаешь? Парень, который стоял на краю и думал, что он находится один, с испугом оглянулся, проверяя, что ему не показалось. — Ты все равно в рай…

<label>19+</label>

Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо»). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.

Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.

Как написать рассказ?

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)

Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто будет главным действующим лицом?

Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью «Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье «10 сокрушительных ошибок начинающего автора».

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Более подробно о нюансах редактуры читайте в статье «Редактирование«.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!

Что читать дальше? Статья «Как написать книгу? Пособие для новичков» идеально дополнит эту запись. Далее обязательно «О типах художественной литературы», чтобы понимать, где и как использовать рекомендации блога. И, конечно, полезнейшие «10 советов как стать писателем».

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Вы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….

Краткость – сестра таланта

Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном.  А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.

Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. ?

Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.

Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.

Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.

Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.

Литературный глоссарий

Три важных шага от старта до финиша

Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:

  • составляем план,
  • пишем текст,
  • редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).

Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».

Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.

В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).

Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую  прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.

Авторский замысел

Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это  задуманный план действий, деятельности; намерение.

Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Авторский замысел своим рождением может быть обязан размышлениям, любознательности и фантазиям.

Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм,  или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?

  • О том, как рождаются идеи, можно прочесть ЗДЕСЬ.

Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.

Отбираем материал

Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:

  • описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
  • конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
  • синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.

Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?

Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:

  • Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
  • О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
  • Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?

Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят  мышление  работатьвнужном направлении.

Составляем план рассказа

Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план. Прописываем:

  • идею рассказа;
  • последовательность событий, которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
  • мысли, которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
  • имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время, когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: «Как назвать литературных героев и персонажей«.

Определимся также с тем, идет ли рассказ:

  • от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
  • второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
  • или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.

При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:

  • введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
  • первичного действия (т.е. что послужило началом),
  • развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
  • кульминации истории (поворотный момент истории),
  • заключающего действия,
  • развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).

Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.

Чем мы и занимаемся. До встречи!

Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями!X

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту. Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества. Количество просмотров этой статьи: 7086.

Суть рассказа состоит в том, чтобы воссоздать чей-то былой опыт. Это как бы история, рассказанная на бумаге — но никак не механическое воспроизведение событий, так как рассказ должен, помимо всего прочего, включать в себя дилеммы и мораль. Хороший рассказ вдохновляет на действие или размышление, он богат деталями, его приятно читать. И эта статья расскажет вам, как написать хороший рассказ.

Метод 1 из 3:работаем с основами</h3>

  1. v4-460px-Write-a-Narrative-Step-1-Version-2.jpg{«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/8/82/Write-a-Narrative-Step-1-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-1-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/8/82/Write-a-Narrative-Step-1-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-1-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>1Выберите момент. Вы не мемуары пишете, вы пишете о событии. Событие, в свою очередь, вовсе не должно быть огромным или длительным. Напротив, куда чаще важными становятся короткие, простые события, оборачивающимися чем-то новым. Возможно, вы захотите написать о каком-то событии из вашего детства, о том, как достигали какой-то цели (или о том, как не достигли), о каком-то поступке и т.д. Если о событии интересно писать, то есть все шансы, что и читать о нем будет интересно.[1]XИсточник информации
    • В рассказе должна быть суть, мораль, тезис. В противном случае, ради чего читать? Из прочитанного читатель должен извлекать урок для себя, вот в чем соль.[2]XИсточник информации
    • Сделайте набросок основных частей вашего рассказа. Раз вы воскрешаете события в собственной памяти, то наверняка у вас в голове будет миллион мыслей, которые еще надо как-то упорядочить. С помощью наброска это вполне можно сделать.
  2. v4-460px-Write-a-Narrative-Step-2-Version-2.jpg{«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/e/e3/Write-a-Narrative-Step-2-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-2-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/e/e3/Write-a-Narrative-Step-2-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-2-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>2Не утомляйте читателя, но рассказывайте ему подробности. Воображению читателя нужны детали. Знаете, как оно бывает — восхищаетесь подробной книгой, но кривитесь при виде урезанной экранизации… Так и здесь: читателю надо рассказать подробности.
    • Увы, грань тонка, даже признанным авторам она дается нелегко. С одной стороны, вам надо избежать описания очевидных вещей. С другой стороны, надо описать все важное. Постарайтесь определить, что имеет значение, а что — привлекает внимание. И не стоит додумывать детали — сами в них же и запутаетесь.
  3. v4-460px-Write-a-Narrative-Step-3-Version-2.jpg{«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/8/8a/Write-a-Narrative-Step-3-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-3-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/8/8a/Write-a-Narrative-Step-3-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-3-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>3Пишите в удобном для вас темпе. Нет смысла выжимать из себя тот или иной объем текста, вне зависимости от обстоятельств. Пишите так, как вам будет удобнее. Опять же, грань тонка, и если вы описываете собственный опыт, то будет иметь смысл время от времени переключаться с деталей на события, а потом обратно.
    • Эпизоды рассказа — это как жемчужины в ожерелье: они должны быть должной формы, а на ожерелье их должно быть в меру. Да, читатель читает именно эпизоды, но именно эпизоды должны вести читателя по ходу рассказа.[3]XИсточник информации
  4. v4-460px-Write-a-Narrative-Step-4-Version-2.jpg{«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/c/c8/Write-a-Narrative-Step-4-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-4-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/c/c8/Write-a-Narrative-Step-4-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-4-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>4Подумайте о том, от чьего имени ведется повествование. Это интересный момент, ведь повествующим вовсе не обязательно должен выступать сам автор (хотя такое вполне допускается). Вы-автор можете принимать в рассказе участие, не ведя при этом повествование, что даст вам возможность по-другому описать какие-то события, а также немало других возможностей для формирования характера образа.
    • Когда рассказ ведется от первого лица, но подробностей маловато, то читатель неизменно приходит к выводу, что повествующему верить не стоит. Это ирония, когда и автор, и читатель одинаково смотрят на повествующего, или когда читатель знает больше, чем все персонажи рассказа.

    Реклама

Метод 2 из 3:пишем собственный рассказ</h3>

  1. v4-460px-Write-a-Narrative-Step-5-Version-2.jpg{«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/b/b7/Write-a-Narrative-Step-5-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-5-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/b/b7/Write-a-Narrative-Step-5-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-5-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>1Начните. Совет очевидный, но важный. Важно начать работу над рассказом, и, особенно в начале, не браться за длинные и пространные описания. Читателю необходимо как можно скорее уловить суть, действие, а не знакомиться с вашим словарным запасом.[4]XИсточник информации
    • Один из вариантов — в самом начале рассказать про событие, а объяснение всему оставить на конец произведения. Возможно, это зацепит читателя и он будет внимательно читать ваш рассказ, желая найти ответ.
  2. v4-460px-Write-a-Narrative-Step-6-Version-2.jpg{«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/2/22/Write-a-Narrative-Step-6-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-6-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/2/22/Write-a-Narrative-Step-6-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-6-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>2Будьте организованны. При написании рассказа совсем не сложно сбиться, отвлечься и… оставить какие-то вопросы без ответа, а сам рассказ наполнить бесконечными размышлениями и флешбеками. Конечно, для вас все будет понятно — но не для читателя. Тут вам на помощь, кстати говоря, придет ваш набросок.
    • Вы пишете рассказ, он не пишется сам. У вас в руках все, что нужно для того, чтобы рассказ получился таким, каким вы его задумали. Вы должны помнить о том, что ваш рассказ будут читать, следовать за повествованием мыслью. Именно следовать, а не блуждать. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у рассказа были понятные вступление и заключение.
  3. v4-460px-Write-a-Narrative-Step-7-Version-2.jpg{«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/a/a0/Write-a-Narrative-Step-7-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-7-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/a/a0/Write-a-Narrative-Step-7-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-7-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>3Используйте собственные чувства. Все. Сразу. Чтобы детали представали перед читателями во всей полноте, объеме и красе. Возникла проблема с описанием чего-то? Обращайтесь к чувствам.
    • Сделайте небольшую таблицу с пятью колонками — для запахов, звуков, вида, ощущения и вкуса. Если что-то обычно описывается через одно чувство, это вовсе не значит, что вы не можете продолжить описательный ряд. Вы можете услышать и ощутить дождь, это так. Но вы еще можете ощутить его запах. В общем, продолжать можно всегда.
  4. v4-460px-Write-a-Narrative-Step-8-Version-2.jpg{«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/f/f5/Write-a-Narrative-Step-8-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-8-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/f/f5/Write-a-Narrative-Step-8-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-8-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>4Пишите понятным языком, тщательно выбирая слова. При написании рассказа вы должны уделять этому пункту большое внимание. Слова должны быть подобраны с душой, искусно и умело. С помощью особых слов нужно взывать к особым эмоциям и чувствам читателей. Кроме того, тот язык, которым написан рассказ, должен учитывать его будущих читателей. Шестиклассникам — одни слова, бизнесменам — другие.
    • Если вы ведете повествование не от своего лица, то будьте особенно осторожны, чтобы случайно не наделить повествующего собственными манерами. Если у вас много героев, лучше заранее подготовить список их характеристик и того, как бы они говорили — агрессивно ли, неформально, грубо, педантично и т.д. Имея на руках все характеристики в таком наглядном виде, вы сможете без проблем контролировать речь героев.

    Реклама

Метод 3 из 3:улучшаем рассказ</h3>

  1. {«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/4/48/Write-a-Narrative-Step-9-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-9-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/4/48/Write-a-Narrative-Step-9-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-9-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>1Сделайте паузу. Конечно, не раньше, чем допишете рассказ, но все же. С помощью перерыва вы дадите отдых уму и глазам, которые уже привыкли ко всем спрятанным в тексте ошибкам и ляпам. Устав от работы, вы их просто не замечаете! Так что отдохните как следует — и потом, снова взявшись за работу, вы увидите то, что не видели до сих пор.
    • Проверяйте текст не только на наличие ошибок, но еще и присутствие плохо написанных мест, которые читателям будет сложно представить как надо.
  2. {«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/3/38/Write-a-Narrative-Step-10-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-10-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/3/38/Write-a-Narrative-Step-10-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-10-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>2Дайте кому-нибудь прочесть ваш рассказ. Одна голова — хорошо, две — лучше. Друг или родственник, не принимавший участия в описываемых вами событиях, сгодится — вам же нужно не предвзятое мнение от не-очевидца, не так ли?
    • А если ваш друг или родственник еще и знает, каким концом к низу держать ручку или карандаш — пусть поможет вам в редактировании текста и поищут ошибки, как грамматические, так и логические.
  3. {«smallUrl»:»https://www.wikihow.com/images_en/thumb/6/6a/Write-a-Narrative-Step-11-Version-2.jpg/v4-460px-Write-a-Narrative-Step-11-Version-2.jpg»,»bigUrl»:»https://www.wikihow.com/images/thumb/6/6a/Write-a-Narrative-Step-11-Version-2.jpg/v4-728px-Write-a-Narrative-Step-11-Version-2.jpg»,»smallWidth»:460,»smallHeight»:345,»bigWidth»:728,»bigHeight»:546,»licensing»:»</div>»}</span>3Внесите все необходимые изменения. Что-то придется переделать — это факт. Что-то в большей степени, что-то в меньшей, но все же придется. Этот вопрос стоит обсудить с тем, кто проверял ваш рассказ.
    • Избавьтесь от всего лишнего, что есть в рассказе. Зачем вам “вода”? Она будет лишь отвлекать читателя. Кстати, на этом этапе не лишним будет подумать и о более оптимальном порядке подачи информации. Может, стоит переставить местами пару эпизодов?
    • Придумайте заголовок для рассказа, но не раньше, чем все закончите. Если сначала придумать заголовок, а только потом писать рассказ, то есть все шансы, что рассказ получится не соответствующим заголовку. Придумали? Еще разок проверьте все на предмет ошибок. Проверили? Отправляйте работу туда, куда хотели отправить!

    Реклама

</li>

Советы

  • Длина рассказа зависит от ваших же предпочтений. В случае сочинения, уточните нужный объем у учителя.

Реклама

Предупреждения

  • Писать надо не много, писать надо хорошо и по делу.

Реклама</li></ol>

Источники

Реклама</li></ol></li></ol></div>Используемые источники:

  • https://penfox.ru/blog/kak-napisat-rasskaz/
  • https://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/kak-napisat-rasskaz.html
  • https://panisvetlana.ru/kak-napisat-rasskaz-zamisel
  • https://ru.wikihow.com/написать-рассказ

</div></div></div>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт