«Кавказский пленник», краткое содержание по частям поэмы Пушкина

В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!

Мечтою летит он в Россию, где провёл молодость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрёл рабство. Теперь он желает только смерти.

Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.

Продолжение после рекламы:

Много дней подряд окованный пленник пасёт стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мёд и пшено, делит с ним трапезу и поёт песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.

Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.

Его внимание привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне; ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов. Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.

Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.

Брифли существует благодаря рекламе:

Влюблённая черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предаётся воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живёт другой образ, вечно милый, но недостижимый.

В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.

Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбуждённый юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывёт на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдалённый стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.

Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.

Пересказал Э. Л. Безносов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Поэма «Кавказский пленник» Пушкина была написана в 1821 году. В основу произведения легла романтическая повесть о страстной любви разочарованного в жизни героя к прекрасной черкешенке. Декорациями к ней послужили живописные пейзажи Кавказа, рассказы о жизни горцев.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кавказского пленника» по главам. Пересказ произведения будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Русский пленникмолодой человек, пресыщенный, уставший от светской жизни.

Черкешенка юная, пылкая, гордая и независимая девушка, влюбленная в пленника.

Краткое содержание

Посвящение

Свое произведение А. С. Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому – герою Отечественной войны 1812 года. Именно ему поэт был обязан своим путешествием по Кавказу, который глубоко впечатлил его. Николай Николаевич был верным, преданным другом, в общении с которым Пушкин – «жертва клеветы и мстительных невежд»«спокойство находил» и «сердцем отдыхал».

Часть 1

В одном из горных аулов сидели черкесы, разговаривая «о бранных, гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги». Неожиданно перед ними появился всадник, тащивший на аркане русского пленника. Тут же сбежался весь аул, чтобы посмотреть на «младого пленника», который поначалу не подавал никаких признаков жизни. Когда же он очнулся, то увидел на своих ногах кандалы. Молодой человек сразу понял, что отныне «он раб», и вряд ли теперь окажется в родной России, где познал и первую любовь, и первое предательство, где он оставил «лучших дней воспоминанье».

Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.

Пленник был очень удивлен, когда под покровом ночи к нему прокралась молодая черкешенка. Ему даже показалось, что «это лживый сон, усталых чувств игра пустая». Девушка, сжалившись над измученным пленником, принесла ему кумыс. Собрав остаток сил, он поднес чашу к губам, но после, обессиленный, упал на землю. Прекрасная черкешенка еще долго сидела возле него и плакала от жалости.

Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины: он думал лишь о предстоящем конце.

Часть 2

Юная черкешенка, общаясь с пленником, полюбила его, познав «восторги сердца, жизни сладость». Она призналась герою в своей любви, а также в том, что отец и брат ее «немилому продать хотят». Ради чувств к нему она готова была даже пойти на смерть, выбрав для этого «кинжал иль яд».

Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем»: ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.

Пленник сожалел о том, что не встретил черкешенку раньше, когда его сердце было свободно. Но сейчас в его душе живет образ недостижимой для него девушки. Черкешенка расплакалась и принялась укорять его в том, что он мог бы и пожалеть и воспользоваться ее наивностью и неопытностью. Он нашел бы утешение в ее любви – чистой, искренней, беззаветной. Девушка захотела узнать имя его возлюбленной, на что тот ответил, что никогда «не знал любви взаимной, любил один, страдал один». Теперь же он и думать не хочет о любви, поскольку ему суждено умереть «вдали брегов желанных».

Однажды герой услышал шум и понял, что черкесы начали подготовку к набегу. В ауле остались одни лишь дети, женщины и старики, но о побеге и думать невозможно: «цепь невольника тяжка, быстра глубокая река».

Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала ему кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Герой позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон»: девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.

Юноша все понял. Оглядев аул «прощальным взором», он отправился в сторону, где «сверкали русские штыки и окликались на курганах сторожевые казаки».

Эпилог

В эпилоге поэт высказал радость от того, что «смолкнул ярый крик войны», и отныне путники могут беспрепятственно путешествовать по Кавказу.

Заключение

В поэме Пушкин воплотил идею свободы и борьбы за нее, идею любви и преданности ей. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за собственную свободу и не требовать от любимого человека больше, чем он может дать.

После ознакомления с кратким пересказом «Кавказского пленника» рекомендуем прочесть поэму в полной версии.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Кавказский пленник»?</h3>

    • <label>Юрий Лермонтов</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Федор Достоевский</label>
    • <label>Лев Толстой</label>

(новая вкладка)

Пленник — молодой человек, русский, воюющий на Кавказе. Он – невозмутимый, холодный, пресытившийся тяготами любви, уставший от жизни. Черкешенка — молодая девушка, чувственная, эмоциональная, пылкая, всем сердцем полюбившая русского пленного.

Черкесы — в поэме показана жизнь, нравы и быт черкесов.

Посвящение

Пушкин посвящает свое произведение Н. Н. Раевскому – своему сердечному другу. Поэт благодарен ему за поддержку в момент душевных переживаний по поводу неразделенной любви. Он пишет в адрес друга искренние и теплые слова.

Часть I

В горном ауле сидят черкесы на порогах своих домов, они вспоминают былое. Вдруг видят, как всадник тащит на аркане русского пленника, и криком созывает аул поглядеть на «добычу».

Молодой русский неподвижен, он выглядит, как мертвец. В полдень засияло солнце, и пленник очнулся. Он обводит взглядом окрестности и видит цепи неприступных гор. Ощущает, что ноги закованы в кандалы. Он понимает, что попал в рабство, но рядом надзора нет.

Пленник видит дорогу, которая сквозь равнины, ведет в Россию. Он вспоминает свои юные годы, свою любовь. В голове пронеслись картины бурной молодости, в водовороте которой погубил он радость, надежду, желания, мечты. Он разочарован жизнью, своим окружением. Предательство, измена оставили в его душе неизгладимый след. Светская жизнь обременяла его. Чувствуя себя внутренне холодным и несвободным, он отправляется на Кавказ. Поиски призрачной свободы закончились пленом и кандалами. Его положение лишь усугубилось, он желает только смерти.

Вечерело, в домах зажглись огни. Вдруг русский видит перед собой молодую черкешенку, с сочувствием глядящую на него. Она подносит кумыс к его губам. Он не понимает ее слов, но знает их смысл — девушка говорит: «Живи!» Участие и забота вселяют в пленника силу – он действительно оживает. Она долго сидит возле него с глазами, полными слез.

После этой встречи черкешенка стала наведываться к русскому, который в оковах пасет стадо в горах. Она приносит еду, вино, поет ему песни. Девушка нежно смотрит на молодого человека. Впервые в жизни она влюблена и счастлива рядом с мужчиной. В душе главного героя нет ответного чувства, еще болит былая рана неразделенной любви.

Постепенно русский привыкает к унылой жизни. Он любуется красотой гор. В момент непогоды ему нравится смотреть на бурную непокорную стихию. Он наблюдает за жизнью в ауле, за нравами и обычаями горцев, поражаясь их силе, внутренней красоте, простоте, гостеприимству. Он видит кровавые забавы молодых джигитов, рожденных сердцем для войны. Вспоминает он и удаль русских казаков.

Его привлекает картина мирного ужина в кругу семьи, когда черкес подает угощение запоздалому путнику. Но лицо главного героя остается безучастным, бесстрастным. Он не показывал своих чувств, и лишь думает о скорой кончине. Черкесов удивляет его беспечное безразличие, они и гордятся своим пленным и щадят его молодую жизнь.

Часть II

Черкешенка переполнена любовью к русскому. Она любит всем сердцем. Никого еще она не любила, ни с кем из мужчин не была близка. Она жаждет взаимности. Ее тревожит решение отца о скорой свадьбе с нелюбимым парнем из другого аула. Девушка считает, что сможет отговорить родных от подобного решения. Если же — нет, то она примет смерть.

Герой не чувствует в себе отклика, он холоден к черкешенке, к ее страстным речам. В его сердце свинцовой тяжестью лежит тоска неудавшейся любви. Он обращается к девушке с речами по поводу своего бесчувствия и просит забыть его. Он сожалеет, что не встретил ее на заре своей юности, когда в нем еще были сильны чувства, когда он еще умел любить. Сейчас же в его душе живет облик другой женщины, и этот призрак бесконечно следует за ним.

Он просит черкешенку оставить его. Лучше ему быть одному в тяжелых оковах, чем безразличным рядом с любящей девушкой. Черкешенка плачет, она сетует на свою судьбу, что так безрассудно отдалась своему чувству. Девушка укоряет русского, что он не воспользовался ее порывом, ее неопытностью. Она бы боготворила его, утешала, оберегала его покой. Пленник рассказывает о своей безответной любви, о том, что его удел – забытому всеми, умереть на чужбине.

С тех пор русский остался один. Он уныло бродит и мечтает о казаках, которые вдруг нагрянут на аул и освободят его. Русских хочет бежать, но на ногах кандалы, а река слишком глубокая.

Однажды вечером он вновь видит перед собою черкешенку. В руках она держит пилу и кинжал. Девушка преисполнена решимости и отваги. Она освобождает русского от оков, вручает кинжал, уверяя, что он не встретит черкесов ночью. Герой испытывает сильный душевный подъем, зовет бежать черкешенку с собою. Девушка отказывается, говоря, что у него на родине есть та, которую он любит.

Главный герой переплывает реку. Он слышит плеск воды, и звук, похожий на крик. Выйдя на берег, он не видит черкешенки. Он понимает, что, переполненная отчаянием, она лишила себя жизни, бросившись в воду. Русский отправился на свою родину, туда, где «сверкали русские штыки».

Эпилог

Здесь Пушкин восхваляет подвиг русских военных, участвующих в завоевании Кавказа. Поэта радует и то, что «смолкнул ярый крик войны».

Мне думается, что в поэме говорится о важности простой жизни, близости к природе. Тогда лучше проявляется у человека способность чувствовать и выражать себя. Черкешенка выросла в простой обстановке, она видит врага, но испытывает сострадание к нему. Она видит в нем не злодея, а лишь несчастного человека, попавшего в беду.

Пушкин показал два диаметрально противоположных характера. Пленник – человек, пресытившийся удовольствиями света. Его жизнь была подчинена светским правилам, условностям, он испытал разочарование в любви. Он неспособен ощущать и радость, и боль.

Рядом с ним появляется черкешенка, выросшая среди красивейшей природы. Ее жизнь проста, разум не замутнен условностями, она умеет испытывать сильные чувства.

Есть еще важный момент – автор славит завоевание Кавказа, радуется окончанию войны. Он вдохновлен подвигами не только русских, но и описывает красоту, достоинство и воинственность горцев. Я не разделяю радости Пушкина по поводу захвата чужих территорий.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание

В статье представлено краткое содержание поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник». Произведение было написано в 1820-1821 годах и стало первым из цикла его южных поэм. Пушкин заложил в основу сюжета историю любви русского юноши, оказавшегося в плену, к прекрасной черкешенке. Помимо любовной лирики, автор великолепно описал красоту Кавказа, показал жизнь горцев, а также затронул тему войны.

Основные действующие лица

Перед тем, как читать краткий пересказ поэмы, следует познакомиться с основными персонажами:

  • Русский, плененный горцами – молодой человек, уставший от светских развлечений на родине. Приехал на Кавказ за новыми эмоциями.
  • Черкешенка – молодая девушка, гордая и своенравная. Прониклась жалостью к пленнику и искренне полюбила его.

Очень краткий пересказ

Русский молодой человек попал в плен к горцам. Его очень сильно ранили, он ослаб, но больше мучился не от физической боли, а от унижений и своего положения. Единственный человек, который проявил внимание и пожалел его, – юная черкешенка, жительница аула, куда попал раненый.

Девушка с каждым днем все сильнее привязывается к юноше. Сначала она подкармливала его, чтобы тот быстрее набирался сил, затем приходила к нему и пела красивые песни ее народа.

Молодой человек благодаря девушке узнал много нового и интересного об обычаях и культуре горцев, полюбил природу этой местности. Однако не смог ответить взаимностью на нежные чувства юной черкешенки, поскольку давно любил другую, которая когда-то не оценила его.

Юноша отверг красавицу. Гордая девушка не смогла примириться со своим горем. Она помогла бежать возлюбленному, а сама утопилась. От том, что его спасительница рассталась с жизнью, молодой человек понял слишком поздно.

Краткое содержание по главам

Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» далее представлено по главам. Пересказ можно использовать для читательского дневника.

Предисловие Эту поэму автор посвящает генералу Раевскому, благодаря которому состоялось его путешествие на Кавказ. За это время Пушкин настолько проникся природой, красотой души жителей гор, что свои эмоции и впечатления от поездки вложил в произведение. Для поэта Кавказ стал настоящим Парнасом.

Николая Николаевича Раевского, прославленного героя войны 1812 года, автор считал большим другом. В общении с ним, как писал сам поэт, он отдыхал душой.

Часть 1 В одном из горных аулов отдыхали горцы, ведя неспешную беседу о былых днях и сражениях, вспоминая о разном. Они увидели всадника, который вел на аркане пленного юношу. Тот оказался русским и первое время был совсем безжизненным, но вскоре пришел в себя и увидел на ногах цепи. Он понял, что теперь он пленник, и бросил взгляд в сторону равнин, где был его дом, первые чувства и предательство, лучшие годы.

pushkin_kavkazskij_plennik_01.jpg
Молодая девушка напоила его кумысом

В горы он поехал, чтобы обрести долгожданную свободу, но в итоге оказался плененным горцами. Он тосковал и желал себе смерти, но ближе к ночи к нему пробралась красивая черкешенка. Юноше это показалось прекрасным видением. Девушка что-то говорила ему, но он не понимал ни слова и принимал происходящее за чудо. Она принесла ему кумыс и поила, чтобы придать сил. Пленник выпил и снова упал, а девушка сидела рядом с ним и горько плакала от того, что не может передать ему своих переживаний.

С тех пор она часто приходила к нему, когда он пас стадо, приносила вино и еду, обучала своему языку. Черкешенка давно любила его, однако юноша боялся разбередить свои старые душевные раны.

День ото дня пленник стал внимательно наблюдать за обычаями горного народа. Он любовался их природой, нравами, гостеприимством, стройными джигитами и их воинственностью.

Часть 2 Молодая черкешенка уже не мыслила своей жизни без любимого пленника, а отец с братом решили выдать ее замуж в соседний аул. Ее возлюбленный безмолвствует. Он знает о чувствах девушки, но в душе живет любовь к другой. Он просит найти себе достойного человека и полюбить. Сам же сожалеет, что не встретил ее раньше, а теперь не может искренне полюбить. Перед глазами образ другой, которая не оценила и предала. Он уговаривает не мучать его своей любовью.

Они расстаются на заре, стараясь не смотреть в глаза друг другу. С тех пор пленник ходит по аулу один, смотря в даль – не едет ли какой-нибудь казак, чтобы спасти его. В один из дней он понимает, что горцы готовятся к налету. Из селения уехали все мужчины. Свобода занимает все его мысли, но цепь тяжелая, а река очень глубокая – ему не переплыть.

Как только на аул спустились сумерки, пришла его влюбленная черкешенка. Она принесла напильник и кинжал. Освободив пленника от цепи, она оставила ему кинжал и велела бежать. Молодой человек звал ее с собой, но она отказалась и посоветовала ему найти ту, о которой он постоянно думает.

Уже переплывая речку, он услышал шум воды и тихий вскрик. Юноша понял, что девушка бросилась в горную реку, не в силах вынести отчаянье. Он в последний раз посмотрел на берег, оставшийся позади, и пошел туда, где раздавались голоса казаков.

Эпилог В заключение автор порадовался, что война давно позади. Отныне можно свободно путешествовать по красивым местам.

Основная идея поэмы

Сюжет, заложенный в поэме, близок к романтизму – любовь, чаще всего неразделенная, и желание быть свободным. Переживания главного героя были близки и понятны самому автору и характерны для его эпохи. Пушкин заложил в произведение идею свободы и показал, что всегда есть смысл бороться за нее и не отчаиваться. Через отношения молодых людей он донес до читателя, что иногда невозможно получить от любимых людей взаимности и требовать ее не стоит.

Ценителям русской поэзии “золотого века” советуем читать краткое содержание поэмы “Кавказский пленник” – известного произведения А. С. Пушкина. Великий поэт одним из первых в отечественной литературе обратился к теме покорения Кавказа, сделав главный акцент не на военном противостоянии, а на возможности возникновения любви и сострадания между враждующими народами.

Содержание

Главные герои

Кавказский пленник – молодой русский офицер, взятый в плен горцами. Добровольно пошел на войну, пытаясь обрести свободу и забыть о несчастной любви.

Черкешенка – молодая девушка, влюбившаяся в русского пленника. Первая настоящая любовь оборачивается для нее трагедией. Не добившись взаимного чувства, черкешенка помогает пленнику сбежать и совершает самоубийство.

Краткое содержание

Посвящение

Пушкин посвящает поэму своему другу – Николаю Николаевичу Раевскому, с семьей которого в 1820 г. побывал на Кавказе и в Крыму. Поэт отправлялся в Южную ссылку, “и шепот клеветы внимал со всех сторон”. Встреча с Раевским позволила ему отвлечься от горьких размышлений. Пушкин продолжает с любовью вспоминать путешествие по Кавказу, где вместе с другом “делил души младые впечатленья”.

Судьбы приятелей складывались по-разному. Николай Николаевич был сыном знаменитого генерала Раевского. В 1812 году “младенец избранный” (ему было одиннадцать лет) находился вместе с отцом в действующей армии. Это стало началом блестящей военной карьеры.

Пушкин был старше Раевского всего лишь на два года, но уже “скорбь узнал, постигнут был гоненьем”. Он не впадает в отчаяние и находит утешение в успехах друзей.

Часть I

В одном глухом ауле поздним вечером сидят черкесы и вспоминают свои военные подвиги. Неторопливая беседа прерывается появлением еще одного жителя аула. Он притаскивает с собой на аркане молодого русского пленника.

Весь аул собирается посмотреть на ненавистного врага. Пленника осыпают оскорблениями и угрозами. Он никак на это не реагирует. Русский чувствует себя очень плохо и уже смирился со смертью.

В бессознательном состоянии пленник проводит всю ночь. К полудню следующего дня ему становится немного легче. Русский оглядывается по сторонам, замечает кандалы на ногах и понимает, что попал в руки горцев.

Черкесский плен хуже смерти. Убежать практически невозможно. Черкесы даже не считают нужным охранять пленника. В ауле никого нет. Русскому все равно не удастся найти дорогу в Россию.

Юноша с горечью вспоминает свою жизнь. На родине ему уже пришлось испытать множество невзгод: измену друзей, любовные страдания, клевету. Он добровольно покинул высший свет, надеясь найти счастье на Кавказе. По злой иронии судьбы свободолюбивый мечтатель стал рабом дикого народа.

В тяжелых размышлениях пленник проводит весь день. Вечером жители возвращаются с полей в аул. Глубокой ночью к русскому подходит молодая черкешенка, принесшая с собой кумыс. Она дает пленнику напиться и присаживается с ним рядом.

Девушка долго сидит возле несчастного юноши и оплакивает его судьбу.

Черкешенка каждую ночь приходит к пленнику, принося с собой еду и вино. Она поет ему песни, пытается понять чужой язык и научить русского своему. Юноша понимает, что девушка в него влюблена.

Постепенно пленник привыкает к своему рабскому положению. Он перестает бесцельно роптать на судьбу и с интересом наблюдает за природой и народом Кавказа. Избалованного “европейца” привлекает простота и вольность жизни горцев.

Мужчины на Кавказе – гордые и мужественные воины, не знающие пощады к врагам. В мирной жизни – это гостеприимные хозяева, радушно предлагающие любому усталому путнику ночлег и еду.

Русский видит и “кровавые забавы” кавказцев, когда молодежь, соскучившись по военным действиям, на его глазах жестоко расправляется с другими рабами. Юноша сохраняет при этом ледяное спокойствие. За это горцы с уважением относятся к смелому русскому и не торопятся с его казнью.

Часть II

Между черкешенкой и русским пленником завязываются любовные отношения. Ради любимого девушка готова отречься от родины и семьи. Она рассказывает, что отец собирается выдать ее замуж, но этому не бывать. В крайнем случае черкешенка покончит с собой, но ни за что не предаст “невольника милого”.

Юноша с сожалением слушает наивные признания черкешенки, но ничего ей не обещает. Однажды он решается признаться ей в своих “страданьях”.

Пленник рассказывает, что в прошлом стал жертвой “любви несчастной”. Воспоминания об этой душевной травме не дают ему покоя. Юноша до сих пор влюблен в “образ вечно милый” и уже не способен испытать такие же сильные чувства к другой женщине. Пленник советует черкешенке забыть его и найти человека, который по достоинству оценит ее любовь.

Тяжелое признание любимого поражает девушку. Она заливается слезами и не может найти слов. Юноша пытается ее успокоить. В свое “оправдание” он говорит, что тоже не добился взаимности.

Свидания между молодыми людьми прекращаются. Пленник проводит дни и ночи в одиночестве, мечтая только об освобождении из плена.

Однажды юноша видит, как все мужчины отправляются в военный поход. В ауле остаются лишь дряхлые старики, дети и женщины. Молодые девушки поют песню.

Черкесская песня

Песня представляет собой грозное предупреждение казакам и вообще всем русским, поселившимся на Кавказе. В ней повторяется фраза: “Чеченец ходит за рекой”.

Эта песня усиливает тоску пленника, мечтающего о свободе.

Поздней ночью к русскому приходит черкешенка, которая держит в руках пилу и кинжал. Она призывает любимого как можно скорее распилить кандалы и с оружием бежать к своим.

Пленник избавляется от цепей. Он не знает, как отблагодарить влюбленную в него девушку, и предлагает ей бежать вместе с ним. Черкешенка отказывается. После признания юноши в любви к другой женщине для нее “исчезла жизни сладость”.

После долгого прощального поцелуя пленник бросается в реку и переплывает ее. Выбравшись на берег, он оборачивается и видит лишь расходящиеся по воде круги. Освободив любимого, девушка утопилась.

Юноша бежит всю ночь и на рассвете достигает сторожевых казачьих постов.

Эпилог

В заключение Пушкин утверждает, что эту историю ему поведала вездесущая муза, побывавшая на Кавказе. У нее в “запасе” имеется еще множество песен и преданий, которые когда-нибудь автор тоже “воспоет” в стихах. История покорения Россией Кавказа и сопротивления его “гордых сынов” содержит немало героических страниц.

Используемые источники:

  • https://briefly.ru/pushkin/plennik/
  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/kavkazskiy-plennik
  • https://reshator.com/sprav/literatura/kratkoe-soderganie/kavkazskij-plennik-pushkin/
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/kavkazskiy-plennik-2.html
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-poehmy-kavkazskij-plennik-a-s-pushkin.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт