«Каменный гость»: вечный образ Дона Жуана в творчестве русского гения

Содержание:

«Каменный гость», краткое содержание которого изложено в данной статье, – это популярная трагедия А. С. Пушкина о похождениях Дона Гуана, известного обольстителя и любителя плотских утех. 

В школах часто задают пересказ этого произведения. Также преподаватели просят школьников внести отзыв о пьесе в читательский дневник, выписывая наиболее понравившиеся цитаты. 

Для составления собственного мнения рекомендуется читать произведение полностью — онлайн или взяв книгу в библиотеке.

История написания пьесы А. С. Пушкина

Это произведение относится к циклу «Маленькие трагедии». Автор написал произведение в 1830 году, но было оно опубликовано лишь в 1839 г., после смерти поэта. 

Поэт переосмыслил традиционный сюжет и создал новые характеры героев. Так появился Гуан, обреченный на гибель.

Главные герои и их характеристика

Дон Гуан – уверенный в себе любвеобильный мужчина. Ему не составляет труда добиться расположения любой девушки, и он не боится открытых противостояний на дуэлях. Этот мужчина – легкомысленный и жизнелюбивый человек. 

Вся жизнь Гуана состоит из постоянных сражений и любовных утех. Король отправил его в изгнание, и тот незаконно вернулся в Мадрид, т. к. истосковался по красивым женщинам. Он достаточно дерзкий и самоуверенный, даже перед лицом смерти Гуан не отказывается от своей философии.

Лепорелло –слуга Гуана. Он следует за хозяином и предостерегает его об опасности, но известный обольститель не желает слушать. Кроме того, Лепорелло труслив, и он осуждает любовные похождения хозяина, ему неприятно все это переносить.

Донна Анна – положительный персонаж. Она не любила мужа, но ежедневно приходит к его могиле и искренне молится за его упокой. Девушка начинает винить себя, когда понимает, что обратила внимание на другого мужчину. Но истосковавшееся по мужской ласке тело берет свое.

Дон Карлос – пылкий мужчина, испытывающий ярость к убийце брата. В доме, полном гостей, он оскорбляет Гуана и хозяйку дома, когда слышит имя своего врага. Карлос в гневе вступает в дуэль, хотя и знает о последствиях.

Лаура – легкомысленная девушка, ищущая развлечений. Она положительно отзывается о Гуане и тоскует о проведенных с любовником днях. В момент смерти Карлоса ее волнует лишь то, как избавиться от трупа. У нее слабо развитое чувство нравственности.

Второстепенные персонажи

Также в произведении представлены:

  • монах;

  • гости в доме у Лауры;

  • каменная статуя.

Краткое содержание пьесы «Каменный гость»

Автор создал трагедию из 4 сцен.

Сцена 1

Сюжет оперы начинается с момента, когда из изгнания тайно возвращается Дон Гуан, которого выгнал король за убийство дворянина. Вместе с Доном прибыл и его слуга Лепорелло. Гуан ищет встреч с женщинами и планирует отправиться к старой знакомой Лауре.

Пара останавливается у Антоньева монастыря и встречает там монаха. Инок, не подозревая, кто стоит перед ним, рассказывает о том, что вдова убитого безбожным Дон Гуаном командора приедет на кладбище помолиться за упокой мужа.

Дон вспоминает дуэль с командором. Его жену он не видел, но слышал, что она – та еще красавица. Тут входит Донна Анна, и в груди Гуана появляется непреодолимое желание овладеть женой убитого им человека.

Сцена 2

Поклонники актрисы Лауры ужинают у нее дома и восхищаются отличной игрой девушки в последней постановке. Тут она рассказывает, что слова из песни для нее написал Дон Гуан, ее бывший любовник.

Но вдруг слышится стук в дверь. У порога стоит ее бывший любовник. Лаура бросается к Гуану и обнимает его. Карлос видит убийцу брата и обнажает против него шпагу, но Дон довольно быстро в схватке лишает его жизни.

В голове Лауры лишь проносятся мысли о том, как избавиться от тела. Однако Гуан обещает увезти мертвого Карлоса рано утром, и пара предается любви, забыв о трупе.

Сцена 3

Начинается охота на убийцу Карлоса, и Дону приходит идея скрыться под видом монаха в монастыре. Он каждый раз встречает Анну и постепенно располагает девушку к себе.

Вдруг он подходит к ней и заводит с ней разговор, постепенно переходя к горячим комплиментам. Соскучившаяся по ласке вдова откликается на слова Гуана, и тот неожиданно признается, что он вовсе не монах, а притворяется иноком, чтобы видеть Анну каждый день.

Долго мужчина уговаривает Анну, и тут она соглашается на свидание с ним. Но встреча эта не будет нести любовный характер, и пара просто побеседует. Девушка уходит, и к статуе приближается Лепорелло. 

Гуан с торжеством сообщает слуге о своем успехе, и тот просит хозяина быть скромней, ведь они стоят рядом с памятником погибшего командора. Гуан не воспринял серьезно слова Лепорелло и приказал слуге подойти к статуе и попросить ее побыть часовым завтра.

Слуга с испугом кричит, что статуя командора кивнула в ответ. Дон просит Лепорелло не нести бред и сам повторяет просьбу у памятника, и статуя вновь делает кивок. Несмотря на предостережение, Гуан идет на свидание.

Сцена 4

Во время свидания Донна Анна с печалью рассказывает мужчине о том, что выходила за командора не по любви. Но богатый муж всегда любил ее, и она чувствует боль от того, что обратила внимание на другого мужчину.

Гуан признается, что на сердце у него грех. И после уговоров вдовы он рассказывает об убийстве командора. Мужчина полагал, что так он легче сможет склонить Анну к любви. Донна была почти в обмороке, Гуан продолжал целовать ей руки, но вдруг в дом входит ожившая статуя.

Гость спрашивает у Гуана, боится ли он? В отчаянной смелости Дон говорит, что сам его звал. Тут статуя просит Гуана подать ей руку и забирает безбожного обольстителя в ад.

Анализ произведения

В основе пьесы лежит проблема внешнего конфликта. Именно противоречия Гуана и его многочисленные дуэли стали причиной изгнания мужчина и последующей его гибели. У него были десятки женщин, но по-настоящему он полюбил лишь в конце. 

Можно иметь много девушек и быть счастливым с единственной, это и пытается донести автор. Кроме того, Донна Анна простила убийцу мужа и была готова ответить взаимностью, но злое обстоятельство не дало паре стать счастливой.

Люди для Гуана – средство для достижения поставленной цели. Он дарит «любовь» женщинам, а потом бросает их и разбивает им сердца. Также он нарушает заповедь о запрете убийств, сражаясь на постоянных дуэлях. Неспроста автор назвал пьесу «Каменный гость», ведь именно статуя здесь олицетворяет суд на земле. Пушкин пишет об обязательном возмездии за преступления.

Автор учит читателей отвечать за совершенные поступки, прислушиваться к мнениям других и раскаиваться за преступления. Какими бы ни были обстоятельства – возмездие придет обязательно.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Меню статьи:

О ключевом персонаже произведения

Пушкин изображает Дона Гуана противоречивым персонажем. Герой одновременно сочетает в себе благородные черты, элементы расчетливости, эгоизма. Дон Гуан поступает эгоистично, потому что привык задумываться только о своих капризах. Однако Дона Гуана читатель не причислит ни к категории безнравственных людей, ни к нравственно чистым личностям. Герой – это образ, существующий отдельно от окружающей среды, от мира. Дон Гуан похож на кота, который гуляет сам по себе.

О сюжетной основе и смысле текста

Русский гений выстраивает простой сюжет. Герой пьесы входит в потусторонний мир. Это происходит не по воле Дона Гуана. Причина случившегося несчастья – ветреный и разгульный образ жизни пушкинского персонажа. Герой рассказывает о своих чувствах героине. Донна Анна терпеливо выслушивает Дона Гуана. Анна считает, что Дон Гуан изменился. Женщина уверена: причина чудесных перемен – ее любовь. Из-за любви Анны мировоззрение повесы изменилось в лучшую сторону.

Писатель изображает сцену поцелуя Анной возлюбленного – Дона Гуана. В этот момент на сцене появляется каменная статуя. Это Командор. Статуя прикасается рукой к повесе и убивает Дона Гуана.

Из истории написания «Каменного гостя»

Какими литературными источниками пользовался писатель?

Александр Сергеевич получил всестороннее образование. Пушкин читал комедии Мольера, знакомился с операми Моцарта. Оба автора использовали в своем творчестве образ Дона Жуана. Этот же образ вдохновил и русского писателя. Оперу венского музыканта, в частности, автор упоминает в эпиграфе к своему тексту.

Произведение «Скупой рыцарь» считают первым текстом из цикла с драматическими этюдами Пушкина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

О характерах персонажей и конфликте текста

Образ Дона Жуана

Пьеса принадлежит к пушкинскому циклу под названием «Маленькие трагедии». Этот цикл посвящен литературному исследованию психологии персонажей. Центральный персонаж этого произведения – Дон Жуан (у Пушкина – Дон Гуан). Герой отличается комплексом черт: ветреность, склонностью к любовным приключениям, искренностью. Дон Жуан легко увлекается женщинами. Мужчина смелый, благородный, но также расчетливый. Герой – творческая натура: пишет стихи. Впоследствии Лаура положила поэзии Дона Жуана на музыку.

Черты характера главного героя

Противоречивость характера центрального персонажа произведения, между тем, не развивает внутренний конфликт. Дон Жуан отличается искренностью – по крайней мере, читателям кажется, что герой искренний. Дон Жуан говорит Анне, что она – единственная женщина, которую он когда-либо любил. Но правду ли говорит герой? Дон Жуан всю жизнь обманывал женщин, использовал девушек для услады. Читатель не понимает, насколько серьезен герой в этот раз.

Дон Гуан Случай, Дона Анна, случай Увлек меня. — Не то вы б никогда Моей печальной тайны не узнали.Дона Анна И любите давно уж вы меня?Дон Гуан Давно или недавно, сам не знаю, Но с той поры лишь только знаю цену Мгновенной жизни, только с той поры И понял я, что значит слово “счастье”.

Специфика внешнего конфликта произведения

Характеристика образа слуги

Слугу в пушкинском произведении зовут Лепорелло. Образ этого персонажа – это повторение комедийного характера родственных Лепорелло фигур. В литературе уже существовали похожие образы. Герой отличается трусливостью. Лепорелло не поддерживает любовные приключения, интриги Дона Гуана. Писатель говорит, что слуга страдает из-за нравственных мучений. С одной стороны, Лепорелло боится перечить хозяину. Но с другой стороны, слуга осуждает Дона Гуана и его безнравственную жизнь.

Характеристика образа Дона Карлоса

Образ Дона Карлоса тоже играет большую роль в пушкинском произведении. Этот герой участвует в развитии действия пьесы. Дон Гуан в свое время убил брата Дона Карлоса. Это обстоятельство объясняет неприязнь, даже ненависть, которую герой испытывает к Дону Гуану.

Лаура Что? что Гуан на поединке честно Убил его родного брата? Правда: жаль, Что не его…

Характеристика образа Лауры

Пушкин вводит образ Дона Карлоса, чтобы продемонстрировать характеры Лауры и Дона Гуана. Лаура видит остывшее тело. Только что девушка клялась Дону Карлосу в своих искренних чувствах. Но вот проходит минута, и героиня уже занята дилеммой, куда же спрятать труп. Лаура – это образ авантюристки.

Характеристика образов женщин

Образ Инезы

Первую женщину зовут Инезой. Дон Гуан называет девушку бедной. Судьба Инезы тяжела: ранняя смерть. Вероятно, героиню убил суровый негодяй-муж. Дон Гуан видит в Инезе мало истинно прекрасных черт. Девушка описана бледной, с помертвелыми губами, тихим, слабым и больным голосом. Единственное, что выделялось в облике героини, – чернота глаз и пронзительный взгляд. Эти изюминки покоряют Дона Гуана. Повеса грустно и нежно вспоминает об умершей любовнице.

Образ Лауры

Вернемся еще раз к фигуре Лауры. Девушка тоже была любовницей ветреного красавца. Однако нрав Лауры похож с нравом Дона Гуана. Героиня отличается любовью к свободе. Девушка живет беззаботной жизнью, поступает так, как хочет. Лаура может позволить себе делать лишь то, что нравится.

Образ Анны

Дон Гуан понимает, что Анна пробудила в нем действительно глубокие эмоции. Герой ведет себя с девушкой очень искренне. Однако Пушкин не говорит, правдивы ли чувства Дона Гуана. Лишь читатель может судить об этом.

О сюжете и композиции пьесы

Пушкин написал произведение, которое включает четыре сцены. Каждая сцена раскрывает определенные черты персонажей. Пьеса отличается психологизмом. Поначалу читатель негативно относится к Дону Гуану. В первых сценах герой предстает ловеласом и убийцей-дуэлянтом. Однако позже Пушкин раскрывает личность Дона Гуана в новых гранях. Герой – поэт, тонко чувствующий мир. Дон Гуан по-своему страдает. Эти черты порождают сочувствие в душах читателей. Характер персонажа проявляется с помощью образов женщин: Инезы, Лауры и, наконец, Анны.

Последняя сцена показывает Дона Гуана в новом свете. Ветреный герой, ранее неспособный не стабильные чувства, теперь ощущает счастье. Дон Гуан полюбил женщину. До этого момента герой ощущал лишь влюбленность, но не любовь. В заключительной сцене Дон Гуан, готовый к чистым отношениям, принимает гибель от руки собственного прошлого.

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» – одно из самых известных произведений в прозе, яркое явление в литературе XIX века. Предлагаем читателям ознакомиться с ее описанием

Структурно, кульминация и развязка произведения – это одно и то же. Эта черта отличает все «Маленькие трагедии» русского автора. Произведение лаконично, содержательно объемно, драматично. Пушкин оставляет некую недосказанность, поэтому читатель интерпретирует некоторые части сюжета по-своему.

Анализ «Каменного гостя» поможет в раскрытии цикла «Маленькие трагедии». Образ Дон Жуана, к которому обращается А. С. Пушкин, переосмысливается, а рукопожатие статуи Командора становится символом судьбы.

Обращение к вечному образу

А. С. Пушкин в своей пьесе обращается к образу Дон Жуана. Данный персонаж известен и в зарубежной, и в русской литературе. Имя Дон Жуана стало нарицательным.

Несмотря на то что в основу легла легенда о том, что ветреный Дон Жуан был наказан живой статуей, А. С. Пушкин применяет новаторские приемы при описании данного образа. Об этом говорит даже имя героя – Дон Гуан.

Центральный персонаж

Дон Гуан – персонаж противоречивый. Это одновременно и благородный, и расчетливый человек, который привык поступать эгоистично, задумываясь лишь о собственных прихотях. Героя А. С. Пушкина нельзя причислить ни к безнравственным людям, ни к нравственно чистым. Он будто существует отдельно от всего мира.

Сюжетная основа и смысл пьесы

А. С. Пушкин демонстрирует несложный сюжет: Дон Гуан вследствие своего разгульного и ветреного образа жизни встречается с потусторонним миром. Рассказав о своих чувствах Доне Анне, Дон Гуан говорит о том, что он изменился, что ее любовь полностью поменяла его мировоззрение. После того как Дона Анна целует Дон Гуана, к ним в комнату входит статуя Командора, которая своим рукопожатием убивает Дон Гуана.

Анализ произведения Пушкина «Каменный гость» нельзя проводить без раскрытия образа статуи Командора. Данный образ в этом случае приобретает символический смысл: это олицетворение судьбы человека. Дон Гуан, проживший развратной и нечестной жизнью, не может обрести счастье.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Каменного гостя»», рассмотрит обращение А. С. Пушкина к образу Дон Жуана, который авторски переосмыслен, проанализирует сюжетную основу пьесы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Александра Сергеевича Пушкина «Каменный гость»?</h3>

    • <label>1828</label>
    • <label>1829</label>
    • <label>1830</label>
    • <label>1832</label>

(новая вкладка)

История создания

«Каменный гость» был написан в 1830 г. в Болдине, но задуман несколькими годами ранее. Был напечатан после смерти поэта в 1839 г. в сборнике «Сто Русских Литераторов».

Литературные источники

Пушкин был знаком с комедией Мольера и оперой Моцарта, которая упомянута в эпиграфе. Оба эти произведения основаны на традиционном сюжете, легенде о развратном Дон Жуане, наказанном ходящей и говорящей статуей и ввергнутом в адское пламя. Цель Пушкина – создать новые характеры в рамках традиционного сюжета.

Характеры героев и конфликт

Как и в других «Маленьких трагедиях», Пушкин изображает прежде всего психологию героев. Дон Жуан соединяет в себе многие черты: он ветреный любовник, но искренне увлекающийся человек; он смел, благороден, но расчётлив; он поэт (его песню поёт Лаура). Характер главного героя противоречив, но это не приводит к внутреннему конфликту, потому что Дон Гуан всегда искренен или кажется таковым. Читатель не может понять, насколько правдив Дон Гуан, когда говорит Доне Анне, что до неё по-настоящему не любил ни одной женщины.

Внешний конфликт в пьесе нужен для развития сюжета: именно многочисленные дуэли стали причиной изгнания Дон Гуана, дуэль с командором и его убийство привели к приходу каменного гостя.

Характер слуги Лепорелло во многом повторяет комедийный характер предшествующих литературных образов: он труслив, осуждает любовные похождения своего хозяина и страдает от того, что должен всё это переносить. Ещё менее значителен для развития действия характер Дон Карлоса, чьего брата убил Дон Гуан. Читатель может только догадываться, является ли Дон Карлос братом Дона Альвара, командора, мужа Доны Анны. Образ Дона Карлоса помогает показать, каковы Лаура и Дон Гуан. Увидев мёртвое тело, Лаура, только что клявшаяся Дону Карлосу в любви, заботится только о том, куда девать убитого. Она такая же авантюристка, как и Дон Гуан, который ни минуты не размышляет, принимая вызов Дон Карлоса к немедленной битве.

Важны для раскрытия характера Дон Гуана образы трёх его женщин, а показаны в пьесе только три из множества. Первая из них, Инеза, называется Дон Гуаном бедной. Она рано погибла, возможно, от руки мужа, сурового негодяя. В ней «мало было истинно прекрасного»: помертвелые губы, тихий и слабый, как у больной, голос. Но чёрные глаза и взгляд покорили Дон Гуана. Он с грустью и нежностью вспоминает её.

Другая возлюбленная, Лаура, похожа на самого Дон Гуана. Она живёт свободно и делает то, что ей нравится. Лаура актриса, играющая вдохновенно, от сердца. Так же вдохновенно она выбирает любовников и правдива с ними. Дону Карлосу она говорит, что выбрала его, потому что он напоминает Дон Гуана, когда сердится. Ни Лаура, ни Дон Гуан не скрывают, что изменяют друг другу. Их любовь близка к дружбе, единению двух похожих людей.

Образ Доны Анны полон внутренних противоречий. Она благочестива, хочет быть верной своему достойному мужу, но не обнаруживает ненависти к его убийце. Дона Анна даже кокетничает с Дон Гуаном и принимает его ухаживания. Она скромна, искренна, но страстность её ищет выхода, и женщина не в силах противостоять внезапно нахлынувшим чувствам. Дона Анна наивна, верит любви Дон Гуана, но при этом иронизирует: «О, Дон Гуан красноречив – я знаю» . Дона Анна пробуждает в Дон Гуане, казалось бы, искренние и глубокие чувства: «Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился!» О том, насколько искренен Дон Гуан, судить читателю.

Сюжет и композиция

Пьеса состоит из 4 сцен, в каждой раскрываются новые черты характера главного героя. Первоначальное отношение к нему читателя как к ловеласу и убийце-дуэлянту меняется, возникает сочувствие. В первой сцене характер проясняется через связь с Инезой, во второй — с Лаурой, в третьей и четвёртой – через чувства к Доне Анне. В третьей сцене Дон Гуан шутя зовёт к Доне Анне статую командора. В четвёртой сцене Дон Гуан как никогда близок к счастью: он по-настоящему любит Дону Анну, она узнаёт его истинное имя и прощает его, готовая к взаимной любви. Но злой рок настигает человека, близкого к счастью. Образ статуи командора – это судьба, символ прошлых проступков Дон Гуана, тяжёлых, как пожатие каменной руки, не допускающих счастливой жизни. Кульминация совпадает с развязкой, как и в других «Маленьких трагедиях».

Художественное своеобразие связано с лаконизмом изложения, при котором создаётся объёмность и драматичность характеров и остаётся недосказанность и возможность для интерпретаций.

По произведению: «Каменный гость(Пушкин)»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Являясь настоящей звездой на небосклоне авторов России, А.С.Пушкин зачастую в своих произведениях сталкивает наиболее выраженные противоречия и характеры, выводя на сцену героев с весьма значительными чертами. Так и в трагедии «Каменный гость» происходит отнюдь не столкновение главных героев, а разбираются более глубинные вопросы, навеянные на Пушкина личными переживаниями и процессами, текущими в стране того времени.

Специфика сюжетной линии и главные вопросы трагедии

Отсутствие прямого столкновения героев характерно для многих произведений Пушкина. Однако «Каменный гость» может по праву считаться интересным исключением, ведь здесь автору удается до предела обострить видимые противоречия. Чего стоят следующие сцены столкновения из рассматриваемой трагедии:

  • рыцарства и благородства со скупостью и торгашеством;
  • злодейство с гением;
  • однако основной направленностью трагедии следует считать яркое и незабываемое столкновение любви и ненависти: кладбище становится местом разговоров о любовных искушениях, у монаха выясняются его предпочтения в красоте и ее понимание, а любовники дарят друг другу страстный поцелуй над телом человека, которого они только что убили!

Характерной особенностью перечисленных столкновений является предельный драматизм, что и отличает рассматриваемую трагедию от остальных произведений автора. Философский характер рассуждений в ходе повествования помогает в большей степени дистанцироваться от происходящего, чтобы более непредвзято судить о действиях и поступках героев.

Проблематика и идея

Классический конфликт между любовью и смертью подчеркивается явлением смерти в обличии «каменного гостя». Внимательно проанализировав ход произведения, можно заметить, что акцент в нем делается на четком обличении таких проявлений, как вседозволенность и безнаказанность, которые впоследствии сурово наказываются. Именно данные аспекты следует отнести к основной проблематике романа «Каменный гость».

Каменное изваяние, воздвигнутое женой командора, убивает подлеца Дона Гуана, который беззастенчиво флиртует с вдовой. При том он имеет еще несколько других увлечений, что указывает на его беспринципность и гнусность. Наказание статуей убитого им человека – символическое проявление позиции автора, его стремление устранить из жизни каждого человека такие проявления, как безнаказанность и вседозволенность. Образом статуи командора Пушкин изображает судьбу, а также символ прошлых преступлений и проступков Дона Гуана. Статуя тяжелым рукопожатием исключает возможность дальнейшей счастливой жизни.

Изображая в первую очередь психологический портрет каждого своего героя, автор помогает читателю понять истинную природу конфликта произведения. А лаконизм изображения в сочетании с художественным своеобразием языка и описаний дают возможность создать уникальную объемность характеров всех героев пьесы. Некоторая недосказанность обеспечивает широкие возможности для интерпретации читателем дальнейших вероятных событий, а также для оценки собственных качеств и черт характера.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kamennyy-gost.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kamennyj-gost.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kamennyy-gost/analiz-proizvedeniya.html
  • https://goldlit.ru/pushkin/807-kamennyi-gost-analiz
  • https://kakoy-smysl.ru/problematika/problematika-proizvedeniya-kamennyj-gost-pushkina/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт