Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 3.

Иллюстрация  к комедии «Недоросль».

Художник Т.Н. Кастерина, 1981.

Правдин встречает Стародума, подъехавшего к имению Простаковых, говорит, что дружба со Стародумом ему лестна. На что тот отвечает, что не чины – главное в отношениях людей: «Начинаются чины — перестает искренность». Он вспоминает, как воспитывал его отец, служивший ещё при Петере I, когда ценились люди, называли друг друга на «ты», всякий не считал себя за многих, всякий считал себя за многих, «зато нонче многие не стоят одного». Говоря о прошедших временах, он отмечает, что главное в людях было из служение Отечеству, а не стремление угодить кому-то, то есть быть «придворным»: «В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные». Стародум запомнил урок отца : «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Правдин согласен со Стародумом, отмечая: «Прямое достоинство в человеке есть душа».

По мнению Стародума, не знание важно в человеке, а его душа: «Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь».

Далее Стародум рассказал о своей военной службе, о том, как он понял, что чины даются не за подвиги, не за служение Отчеству. Пример тому — история с одним офицером, который не пошёл на войну, когда она началась, якобы ему нужно было ухаживать за отцом. Однако именно он получал новые чины, а не Стародум, воевавший, получивший ранение. «… чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».

Выйдя в отставку, Стародум поехал в Москву, где был представлен ко двору императора. Но и там не было справедливости. Он отметил, что там «по большой прямой дорого никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее». Люди, стремясь подняться по служебной лестнице, сталкиваю друг друга никогда не помогут тому, кто упал. Все думают только о себе. Тогда Стародум решил уйти со службы: «… лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.»

Вбегает Софья, дядя и племянница рады встрече. Стародум рассказал, что он скопил состояние честным трудом, «не променивая их (деньги)на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». На слова Правдина о том, что Стародум мог бы заработать и больше денег, тот спрашивает, а как определить , сколько человеку нужно? «Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».

Правдин отметил, что и детям Стародум мог бы оставить наследство, а не только Софье. На что тот ответил: «Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.»

Но Правдин заметил, что деньги ведут к чинам, а значит- к почтению. Стародум возражает: «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Входит Простакова. Узнав, что приехал Стародум, начинает ругать слуг, что те не подготовили дом к встрече такого гостя. Разгневана, что служанка Палашка больна и лежит, «как благородная». Простакова обнимает Стародума, называет его «благодетелем». Стародум нехотя обнимает и её, и Простакова, и позволяет Митрофану поцеловать руку, хотя считает это ненужным, ведь они совсем не знакомы. Тут он сообщает, что завтра же повезёт Софью в Москву, там у неё достойный жених. Просткова, Скотинин в ужасе от этого решения, да и сама Софья побледнела. Стародум не понимает её состояния.

Простакова рассказала о своей семье, о том, что её батюшка не давал разрешения на учёбу своих двух детей у «басурманов»: «…не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». На вопрос Правдина, а почему же тогда она сына своего обучает, Простакова ответила, что век другой. «Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить». Стародум уходит отдохнуть с дороги.

Учителя Цыфиркин и Кутейкин говорят о том, как тяжело им живётся в доме Простковых, кормят плохо, платят мало. Да и ученик им достался ленивый. Цыфиркин: «Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет».

Приходит Простакова, она прости Митрофана заняться уроками: «…ты хоть для виду поучись». На что тот отвечает, что поучится, но чтобы в последний раз, а там нужно сговориться о свадьбе. «Не хочу учиться, хочу жениться».

Урок начал Цыфиркин, которого Митрофан назвал «гарнизонной крысой». Простакова села, чтобы присутствовать на занятии.

Цыфиркин предложил решить задачу. Идут по дороге трое, один из которых Митрофан, нашли 300 рублей. Как разделить их на троих. На что Простакова говорит: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Далее в том же духе продолжил урок Кутейкин. Ничему не хочет учиться Митрофан. Вошёл Вральман, он говорит, что не нужны будут в свете никакие знания. Он свет хорошо знает. С этим Простакова согласилась, уроки закончились.

Действие закончилось скандалом между учителями, Цыфиркин обвиняет Вральмана, что тот и сам не учит, им мешает: «Сам праздно хлеб ешь и другим ничего делать не даешь».

Продолжение следует.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

 

 

Денис Иванович Фонвизин Пьеса «Недоросль» Краткое содержание по действиям

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», как бесспорный образчик классицизма в русской литературе XVIII века, включена в обязательный к прочтению список произведений по школьной программе. Это яркое литературное произведение не оставит равнодушными современных читателей: «Недоросль» покорила не одно поколение театралов, любителей классических комедийных постановок, была экранизирована и построчно разобрана почитателями на «крылатые» цитаты, со временем превратившиеся в афоризмы русского языка.

Очень краткое содержание комедии «Недоросль»

Комедийная пьеса «Недоросль» структурно разделена на пять действий, события развиваются во владениях господ Простаковых. Сюжет комедии прост. Сын провинциальных помещиков Митрофан желает жениться на дальней родственнице Софье, осиротевшей и воспитанной с ним в одном доме. На беду на девушку положил глаз и дядя Митрофана — Тарас Скотинин. Софья находится в трудной ситуации, но появляется её дальний родственник — Старадум, который с помощью чиновника Правдина выводит на чистую воду всё семейство. В развязке Софья становится женой любимого человека офицера Милона, а имение Простаковых оказывается под государственной опекой за дурное обращение с крепостными. Митрофан уходит в армию.

Действующие лица пьесы:

  •  Госпожа Простакова
  •  Господин Простаков
  •  Митрофан Простаков
  •  Правдин
  •  Стародум
  •  Софья
  •  Милон
  •  Тарас Скотинин
  •  Еремеевна
  •  Кутейкин
  •  Вральман
  •  Цыфиркин
  •  Тришка

Краткое содержание пьесы «Недоросль» по действиям

Действие I. Одна невеста — два жениха

Госпожа Простакова отчитывает крепостного Тришку за плохо сшитый кафтан для её сына Митрофана. Хотя Тришка предупреждал, что не мастер по шитью. Её супруг,

господин Простаков, с ней согласен, а брат Простаковой и дядя Митрофана — Скотинин, считает, что работа сделано добротно. Слугу гонят прочь.

Далее говорят про Митрофанушку, который плохо спал. Отпрыск Простаковых утверждает, что не ел, но на самом деле крепко подкрепился на ужин и всю ночь хлебал квас. Мать жалеет сына, он убегает на голубятню.

Оставшиеся господа обсуждают сватовство Скотинина к Софье, воспитаннице Простаковых. Её единственный родной человек дядя Стародум переехал куда-то в Сибирь и не выходит на связь. Из разговора становится понятно, что жених корыстно желает обоготиться за счёт будущей невесты, сама Софья ему безразлична.

Появляется Софья с письмом от Стародума. Простаковы не верят, что дядя девушки жив. Софья предлагает им прочесть письмо, но выясняется, что никто из них не умеет читать. Послание озвучивает Правдин. Оказывается дядя Софьи, не только не сгинул, но и назначил за ней денежное приданое. Госпожа Простакова задумывается о Софье как о жене своего сына. Женщины уходят. Вбегает слуга и сообщает, что в их деревне остановились на постой солдаты.

Действие II. Появление Милона — настоящего возлюбленного Софьи

Офицер Милон и Правдин оказываются давними знакомыми. Правдин делится с другом, что прибыл в эти края, чтобы «приосанить» Простакову. А Милон приехал сюда в надежде встретить любимую, с которой был разлучен после гибели её родителей, когда её взяла под опеку дальняя родня.

Велением судьбы Софья идёт мимо друзей. Происходит радостная встреча двух любящих сердец. Софья жалуется Милону, что Простакова собралась женить на ней своего глупого отпрыска. Подходит Скотинин, который волнуется, что уедет восвояси ни с чем — без жены и без наследства. Милон и Правдин подбивают его на ссору с сестрой.

Мимо проходят няня Еремеевна и Митрофанушка Простаков. Женщина настаивает, что Митрофану нужно заниматься грамотой, но тот категорически против. Скотинин затевает стычку с племянником по поводу женитьбы на Софье.

Разъяренный Скотинин уходит. Появляется чета Простаковых. Госпожа Простакова льёт лестные речи Милону, хвалит Софью и хвастает, что всё приготовила для встречи Стародума. Простаков и Софья уходят, появляются Кутейкин и Цыфиркин. Педагоги рассказывают Правдину свои истории — как жили, как учились и как попали в имение Простаковых.

Действие III. Возвращение Стародума

Прибывает карета Стародума. Его встречает Правдин. Старый приятель сходу поведал Стародуму о происходящем безобразии в деревне Простаковых и, главное, о том,

что Скотинин и Митрофан «делят» его племянницу Софью. На что Стародум сказал, что не стоит «пороть горячку», прежде чем что-то предпринять — нужно всё взвесить. Он рассказал Правдину о том, где был и что повидал за годы отсутствия.

Затем появляется Софья, дядя и племянница объясняются. В это же время между Простаковой и Скотининым происходит драка, которую удаётся унять Милону. Когда Простакова замечает Стародума, она призывает Митрофана и супруга. Вместе они наигранно рады родственнику и всячески ему льстят.

Стародум объявляет, что хочет увезти Софью в Москву и выдать замуж. Девушка, хоть и не знает, что будущим мужем станет её избранник Милон, с волей дяди соглашается. Зато Скотинин и Простакова бурно пытаются его отговорить от такой затеи. Простакова спешит рассказать, что в её роду обучение в почёте не было, но её сын усерднейшим образом и всеми способами познаёт грамоту и арифметику. Правдин не даёт договорить женщине, сославшись на усталость прибывшего издалека гостя.

Все расходятся, на сцене остаются педагоги Митрофана — учитель арифметики Цыфиркин и граматики Кутейкин. Оба жалуются на абсолютную бездарность своего ученика и на вечную помеху в образовании Митрофана — немца Вральмана.

Вновь появляются Митрофан и Простакова. Состоится неудачный урок арифметики — мало того Митрофанушка сам не рвётся к знаниям, ему ещё в этом деле активнейшим образом «помогают» матушка и Вральман. После ухода Простаковых учителя вновь ссорятся и хотят побить Вральмана, но тот сбегает.

Действие IV. Стародум намеревается забрать Софью из семьи Простаковых

Между Софьей и Стародумом происходит важная беседа о жизненных ценностях. Дядя объясняет Соне, что богатство не в злате, а в добродетели, в праведных поступках по отношению к другим людям и Отечеству. Он говорит, что должность должна быть заслужена делами, одного названия мало, а муж и жена должны быть одним целым, невзирая на своё происхождение.

Стародум получает письмо, благодаря которому становится ясно, что молодой человек, будущий супруг Софьи, это Милон. Через беседу с офицером Стародум понимает, что он человек высоких моральных качеств. Дядя с радостью благословляет брак.

В разговор постоянно вмешивается Скотинин, пытаясь выставить себя в выгодном свете, но выглядит от этого смешным. Затем появляются Простакова, Правдин и Митрофан. Хозяйка дома продолжает нахваливать просвящённость своего отпрыска. После небольшой проверки становится ясно, что её похвалы ни чем не подкреплены.

Стародум объявляет, что завтра же увозит Софью и выдаёт её замуж. Простакова, Скотинин и Митрофан задумывают перехватить девушку перед отъездом.

Действие V. Всем по заслугам

По приказу Простаковой Еремеевна пытается силой увезти Соню, но ей мешает Милон. Правдин объявляет такое действие вне закона и говорит, что Простаковых за преступление может ждать суровое наказание. Хозяйка дома вымаливает прощение у Софьи, но как только с Простаковой снята печать вины, она намеревается отыграться на слугах, которые упустили шанс выкрасть девушку. Простакову останавливает Правдин, зачитав правительственную грамоту, в которой значится, что всё имение переходит под опеку государства.

Появляются учителя Митрофана. Их рассчитывает уже Правдин, наградив каждого по заслугам: честного Цыфиркина в полной мере, а расчётливого Кутейкина оставляют без гроша. Вральман сознаётся, что он бывший конюх, а не учитель и переходит служить к Стародуму.

Софья, Милон и Стародум уезжают. Митрофан ссорится с матерью и отправляется на военную службу. Простакова в отчаянии — она потеряла всё.

Главные герои комедии «Недоросль»

  •  Госпожа Простакова — хозяйка дома, без образования и особого воспитания. Хитрая, грубая и корыстная особа.
  •  Митрофан Простаков — единственный сын четы Простаковых 16-ти лет. Глупый, безвольный и невоспитанный паренёк.
  •  Правдин — представитель нового дворянства, олицетворяющий в пьесе закон и порядок. Прибыл в имение Простаковых на постой и с целью разобраться в жестоком отношении хозяев к слугам.
  •  Стародум — опекун Софьи. Порядочный и умный человек, добившийся в жизни всего самостоятельно и честным путём.
  •  Софья — воспитанница Простаковых, сирота при приданом. Честная, отзывчивая, образованная девушка.
  •  Милон — суженый Софьи, потерявший с ней связь на долгое время. Военнослужащий, отличающийся доблестью, храбростью и честью.
  •  Скотинин — брат Простаковой, находящийся в постоянных поисках наживы.

Другие персонажи пьесы «Недоросль»

  •  Простаков — безвольный и ведомый супруг госпожи Простаковой.
  •  Еремеевна нянька сына Простаковых Митрофана.
  • Кутейкин — жадный и не очень старательный учитель грамматики.
  •  Вральман — конюх, представившийся немцем и учителем.
  •  Цыфиркин — учитель арифметических наук, честный военный в отставке.
  •  Тришка — слуга в имении Простаковых.

Кратко об истории создания и основной мысли произведения Фонвизина «Недоросль»

Первые наброски пьесы датируются 1770-м годом. Для создания произведения Фонвизин обработал большое количество материала — труды пера зарубежных и русских писателей похожей тематики, сатирические статьи и комедии, написанные Екатериной II. Работа завершилась в 1771 году, спустя год прошла её премьера на театральных подмостках, режиссером постановки выступил сам автор. Опубликовали комедию впервые в 1773 году.

Основная идея пьесы «Недоросль» была в раскрытии темы воспитания, повсеместно затрагиваемой в эпоху Просвещения. В процессе создания Фонвизин добавил в свой труд и некоторую социально-политическую проблематику, а название пьесы связал напрямую с указом Петра I Великого о запрете жениться молодым, не получившим образования дворянам, по-другому именуемых «недорослями».

Фонвизин «Недоросль», 3 действие – краткое содержание

Явление I

В имение Простаковых приезжает Стародум. Первым встречать его выходит знакомый с ним Правдин. В диалоге с Правдиным Стародум кратко рассказывает историю своей жизни. Отец, служивший Петру Великому, воспитал его по обычаям петровского века, когда «придворные были воины». Он учил Стародума быть правдивым и честно служить отечеству, иметь прямую душу, без которой «просвещённейшая умница – жалкая тварь».

Фонвизин. Недоросль. 3-е действие. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига (видеоверсия этой статьи)

В молодости Стародум поступил в военную службу, участвовал в боевой кампании, был ранен, но вышел в отставку, когда узнал, что один его знакомец, знатный, но трусливый граф, почтён более высоким чином, хотя скрывался от сражений. Оставив армию, Стародум приехал в Петербург и случайно попал ко двору, но не ужился и там, ибо «на этой большой дороге прямо почти никто не ездит, а все выворачивают крюком, а если встретятся на пути, то разойтиться не могут, один другого сваливает». При дворе «о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся». Стародум поспешил «убраться оттуда без хлопот», не то его всё равно бы выжили. «Я рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденно мою душу, мою честь, мои правилы».

Честным трудом нажив богатство в Сибири, Стародум недавно услышал, что грубые родственники притесняют его племянницу Софью, и приехал помочь ей. Но он не торопится действовать сразу и наобум, а хочет сначала всё разузнать, осмотреться. «У меня правило: в первом движении ничего не начинать».

Явление II

Появляется Софья и радостно бросается к Стародуму. Тот обнимает племянницу и говорит, что приехал ей на выручку: «Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось из рук вырвать добычь от порока».

Фонвизин. Недоросль. Краткое содержание всей комедии целиком. Иллюстрированная аудиокнига

Стародум рассказывает Софье о своей жизни в Сибири, земле, «где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Он говорит, что нажил там столько, «чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного». Стародум, впрочем, не раб своего богатства. О деньгах он отзывается с пренебрежением: «Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Явление III

Раздаётся крик. Это госпожа Простакова завела за обиду Митрофана драку со своим братом, Скотининым. Милон пытается разнять их, но Простакова требует, чтобы ей не мешали «добраться до рожи» братца. Скотинин, поправляя сбитый парик, грозит сестре: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Простакова успевает ногтями «пронозить» брату «зашеину».

К дерущимся, смеясь, подходит Правдин и представляет Простаковой приехавшего Стародума. Простакова сразу меняет тон. Она приветствует «бесценного гостя», «отца родного» и созывает девок готовить угощение.

Явление IV

На зов Простаковой подбегает Еремеевна. Простакова приказывает той «поднимать Палашку». Еремеевна объясняет, что эта служанка лежит в жару, но Простакова не унимается: «лежать ещё вздумала! как благородная!» Стародум уговаривает Простакову не слишком суетиться.

Явление V

Господин Простаков, Скотинин и Митрофанушка подбегают обнимать Стародума. Митрофан пытается даже целовать ему руку и называет «вторым отцом». Стародума коробит такое подобострастие, но госпожа Простакова поддакивает: «может сынку моему ещё придётся быть и твоим племянничком».

Стародум объявляет, что завтра же утром увезёт Софью в Москву. Обескураженные Простаковы и Скотинин кричат: «тогда мы пропали». Простакова уверяет: «Я с тоски по Софьюшке от хлеба отстану!» Ещё большее беспокойство вызывают у них слова Стародума о том, что он собирается вскоре выдать племянницу замуж.

Стародум, впрочем, объясняет: он не собирается неволить Софью – пусть она идёт, за кого хочет, лишь бы жених был человеком достойным. Обрадованный Скотинин начинает похваляться: «каков я, право таких мало; да и свиной завод у меня неплох». Простакова же расписывает достоинства Митрофана, особенно то, что он, по теперешнему обычаю, берёт уроки у учителей. Она даёт Еремеевне знак привести Цыфиркина и Кутейкина, рассказывая: есть ещё и третий преподаватель, немец, нанятый в Москве за большие деньги.

Правдин советует, чтобы хозяева дали Стародуму отдохнуть от дальней дороги. Стародум уходит, учтиво кланяясь Милону, который ему явно понравился.

Явление VI

Кутейкин и Цыфиркин идут учить Митрофана, переговариваясь друг с другом. В речи Цыфиркина то и дело проскальзывают армейские словечки, а у Кутейкина – выражения из церковных книг. Оба насмешливо отзываются о Митрофанушке, который, невзирая на всё учение, «третий год трёх перечесть не умеет, а по грамоте зады едва мямлит». Выясняется, что учёбе немало мешает немец Вральман, – он постоянно потакает лени недоросля.

Явление VII

Начинается урок. Простакова наущает Митрофанушку говорить с учителями громче, чтобы урок услышал Стародум и убедился в его усердии. Митрофан отвечает матери знаменитой фразой: «Не хочу учиться, хочу жениться!» Простакова уговаривает сына: «хоть немного поучись, а там и на Софьюшке женисся!»

Митрофан грубо бранит своих учителей. Цыфиркин задаёт ему первую задачу: шли мы втроём с тобой и Кутейкиным и нашли 300 рублей: смекни, сколько придётся на брата? Митрофан не может разделить 300 на 3. Госпожа Простакова советует ему: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Цыфиркин задаёт вторую задачу: вот мне платят за твоё учение 10 рублей в год, а не худо бы прибавить ещё 10 – сколько это будет? Митрофан и тут не может сложить, а мать его подытоживает: «Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю!..»

Явление VIII

Входит Вральман. Говоря с сильным немецким акцентом, он возмущается, что Цыфиркин и Кутейкин своим учением хотят «сафсем умарить репенка». Вральман требует не давать воли «этим праклятым сладеям» и объясняет: если чересчур набить брюхо, бывает очень тяжко – то же и с головой.

Госпожа Простакова соглашается с немцем, но в то же время боится: если сынок поедет необразованным служить в Петербург, то не прослыл бы он там дураком! Вральман успокаивает её: с таким, как Митрофан, умный человек сам никогда разговаривать не станет, пусть только он и сам с умными не связывается – и будет ему благоденствие Божие.

Вральман рассказывает, как он сам раньше жил в Петербурге и нагляделся там светской публики. «Бывало на праздник съедутся кареты с господами, а я сижу на козлах и гляжу на них». «На каких это козлах?» – удивляется Простакова. Вральман спохватывается: «Смотреть всегда лучше откуда повыше. Вот и я бывало на знакомую карету залезал и глядел с козел».

Вральман требует, чтобы Митрофана опустили отдохнуть. Тот уходит. За ним уходит и его мать.

Явление IX

Оставшись наедине с Вральманом, Кутейкин и Цыфиркин обзывают его чухонской образиной. Он заявляет в ответ, что они – «нефежи», которые дерзнули оскорбить «ушоную персону».

Цыфиркин начинает бить Вральмана грифельной доской, а Кутейкин – часословом. Вральман спасается бегством, крича при этом: «Я фас не паюсь!»

См. далее: Фонвизин «Недоросль», 4 действие – краткое содержание.

На нашем сайте вы можете прочитать и краткое содержание всей комедии «Недоросль» целиком

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературеarrow.png
  • Фонвизин «Недоросль», 3 действие – краткое содержание

Ещё по теме…

Используемые источники:

  • http://literatura-ege.ru/д-и-фонвизин-недоросль-пересказ-по-3/
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/fonvizin/nedorosl
  • http://rushist.com/index.php/literary-articles/4420-fonvizin-nedorosl-3-dejstvie-kratkoe-soderzhanie

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт