Аргументы к сочинению по проблеме взаимоотношения отцов и детей

Содержание:

“Отцы и дети” роман И. С. Тургенева

Русский классик И. С. Тургенев уже в названии романа ставит перед читателем суть конфликта. Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров — это представители “нового” и молодого поколения, они отличались революционными убеждениями, хотели сломать вокруг себя все старое. По другую сторону находился мир либералов и старшего поколения: Павла Петровича и Николая Петровича Кирсанова. Рис. 1. Аркадий Кирсанов и Катя Локтева. Художник Д. Боровский</figcaption>В самом начале романа мы видим яростную схватку между поколениями. Нигилистические убеждения Евгения Базарова сильно влияют на друга Аркадия, тем самым уводя все дальше и дальше от семейных ценностей и традиций. Николай Петрович, отец Аркадия, довольно снисходительно смотрит на поступки сына, чего не скажешь о его брате Павле Петровиче. Павел Петрович не может допустить мысли о другом видении мира и активно отстаивает свою позицию. Этот конфликт приводит к дуэли между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аркадий Кирсанов ко второй половине романа, наоборот, осознает, что без прошлого не может быть будущего. Он начинает принимать советы взрослых, даже следовать им.

Важно! Аркадий в итоге остается внутри семьи, поддерживает старые традиции и потихоньку внедряет свое видение, он счастливый человек. Евгений Базаров, наоборот, остается один, как в принципе он и хотел “уничтожить все вокруг и построить новый мир”, но в одиночку это у него не получилось.

Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова

А. С. Грибоедов в своей пьесе говорит уже о другом противостоянии “отцов и детей”. В произведении иной конфликт: влияние старшего поколения на убеждения детей младшего поколения. Противопоставление идет между Софьей Фамусовой и Молчалиным. Оба героя — хорошие дети своих родителей, однако, влияние старшего поколения разное. Рис. 2. Фамусов и слуги со свечами. Художник Т. Александрова</figcaption>Фамусовы — семья высшего сословия, они презирают всех, кто ниже их по статусу. Отец Софьи все время говорит о том, что тот, кто беден, тот ей не пара. Фамусовское общество нацелено только на пустое времяпрепровождение: обеды, ужины и сплетни. София Фамусова под влиянием этого общества копирует некоторые черты своего старшего поколения. Именно она распускает слух о невменяемости Чацкого. Софья пытается следовать правилам отца, но она влюбляется в слугу Молчалина.Молчалин, как и Софья, действует по наставлению своего отца. Постулаты семьи Молчалиных: угождать всем и не говорить лишнего слова. Сын отлично практикует эти правила, тем самым добиваясь карьерного роста и обогащения. Но это приводит к тому, что Молчалин становится заложником своего безмолвия, он не может выразить своего мнения и унижается перед другими людьми.

Важно! Иная и развязка этого конфликта: оба героя — и Софья, и Молчалин, слепо следовали советам своих отцов, но при этом они не оказались счастливыми людьми.

“Гроза” пьеса А. Н. Островского

В “Грозе” А. Н. Островского спор между поколениями выражен в столкновениях Кабанихи и Дикоя, представителями “старшего” поколения, и Катерины с Борисом. Кабаниха является матерью двух детей: слабовольного Тихона и беспринципной Варвары. Оба получили воспитание, которое сопровождалось тотальным контролем. Тихон при этом стал “маменькиным сынком”, а Варвара унаследовала от матери лживость и равнодушие к окружающим. Рис. 3. Тихон Кабанов и Кабаниха. Художник-иллюстратор С. В. Герасимов</figcaption>В противопоставление ставятся нравственная и добрая Катерина, которая получила от родителей любовь, заботу и ласку. Она вышла замуж за Тихона и попала под гнет свекрови. Катерина не может выдержать эти издевательства, и находит утешение в племяннике Дикого, Бориса. Борис, в свою очередь, зависит от дядьки, и не может ослушаться его, тем самым отвергает любовь молодой Катерины Кабановой.

Проблема связи поколений в романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкина

Петр Гринев — главный герой романа, является представителем молодого поколения, который зависит от старшего поколения. Тут выявлен не конфликт, а, наоборот, преемственность поколений. Петруша живет по закону отца “береги честь смолоду”, и все действия сравнивает с этим выражением. Честь для него — главное, это помогает ему выжить при встрече с Пугачевым. Рис. 4. Маша и Гринев. Рисунок П. П. Соколова</figcaption>Влияние матери Петра также сказалось на воспитании сына. Ее романтичная натура, помогла пробудить в сыне доброту и отзывчивость. Когда Петр решает, что хочет жениться на сироте Маше Мироновой, родители не принимают его выбор.

Важно! Лишь после того как отец и мать понимают, что сами вырастили такого сына — высоконравственного и отвечающего за свои поступки и слова, они приняли невестку как родную.

“Тихий дон” роман М. Шолохова

Семья Мелеховых — образец казачьих устоев: дети подчиняются отцу, женщины подчиняются мужчинам. Григорий, подчинившись отцу, женится на Наталье, которую не любит, но перечить отцу он не может. Аксинья, возлюбленная Григория, также страдает от родительского воспитания. Она жила в постоянном страхе перед отцом. Аксинья не видела нормальных отношений, поэтому она и не смогла дать Григорию крепкой семьи. В противопоставление Аксинье автор показывает Наталью — с хорошим воспитанием и примерным характером.  Будучи замужем за Григорием, она родила детей и всячески сохраняла мир в доме. Рис. 5. Григорий и Аксинья. Художник С. Корольков</figcaption>После распада казачества Мелеховы не смогли восстановить семью. Вся власть отца Пантелея Прокофьевича держалась на казачьих устоях, и когда не стало опоры, дети начали бунтовать. Дарья, средняя дочь, начала вести распутную жизнь, а Дуняша отдаляется от семьи. Только тогда отец понимает, что ценности не должны быть приказами к исполнению, а лишь советами, которые человек может как принимать, так и отвергать.

“Король Лир” пьеса В. Шекспира

К проблеме поколений прибегали и зарубежные авторы. Герой пьесы король Лир опьянен властью и требует от окружающих не любви к нему, а покорности. Две из трех его дочерей пытаются такой покорностью обманом получить большую долю денег отца. Он верит этой наигранной покорности и любви и не слышит предупреждения младшей дочери Корделии. Лир оказывается на улице, в полной нищете, но рядом с ним — Корделия, которая не променяла любовь на деньги. Рис. 6. Корделия. Картина Уильяма Ф. Йимза. 1888 год</figcaption>Только после того, как дочери обманули короля Лира, он понимает, что властью и деньгами не купить семью.

“Алые паруса” А. Грин

Это произведение значительно отличается от других. Здесь, наоборот, автором показывается не проблема отцов и детей, а инструкция, как необходимо ладить с младшим поколением. Александр Грин описывает жизнь главной героини Ассоль и ее отца Лонгрена. Автор показывает чуткое отношение отца к дочери, он полностью посвящает жизнь Ассоль, но при этом не давит на нее. Она растет свободной и независимой, но при этом чтит семейные традиции. Таким образом, “Алые паруса” А. Грина — это не только история о красивой любви, но и история “новых” отношений между поколениями, основанными на взаимопонимании и чуткости к друг другу. Аргументов и примеров из литературы для жизни на тему взаимоотношения отцов и детей предостаточно. Главное — не только понимать их, но и анализировать, ведь классики мировой литературы дают нам примеры для того, чтобы каждый делал свой единственно верный, осознанный выбор.Еще больше примеров смотрите в предложенном видео.

Тест для закрепления материала

  1. 1Основа конфликта романа “Отцы и дети”?
    • <label>Противостояние между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым</label>
    • <label>Ссора между Е.В.Базаровым и Н.П. Кирсановым</label>
    • <label>Борьба дворянского либерализма и революционных демократов</label>

    Вопрос 1 из 5

  2. 2Какими чертами наделили Софье фамусовское общество из произведения “Горе от ума”?
    • <label>Научили врать и обманывать</label>
    • <label>Жить по зову сердца</label>
    • <label>Помогать ближним</label>

    Вопрос 2 из 5

  3. 3Чем заканчивается произведение “Гроза”?
    • <label>Катерина свыкается с правилами Кабанихи</label>
    • <label>Катерина уезжает вместе с мужем</label>
    • <label>Катерина умирает, так и не приспособившись жить под гнетом Кабанихи</label>

    Вопрос 3 из 5

  4. 4В каком произведении из-за внутреннего конфликта отец убивает собственного сына.
    • <label>“Король Лир”</label>
    • <label>“Недоросль”</label>
    • <label>“Тарас Бульба”</label>

    Вопрос 4 из 5

  5. 5Кто явился новатором при описании хороших взаимоотношений между поколениями?
    • <label>М. Шолохов в произведении “Тихий Дон”</label>
    • <label>А. Грин в произведении “Алые паруса”</label>
    • <label>Н. Островский “Гроза”</label>

    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Тезисы

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях — значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Аргументы

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» — это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами — людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример — яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой «Война и мир». В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин — человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети — люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские — люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский «Гроза». В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.

А. Алексин «Раздел имущества». Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей.Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию…«Отрицание прежнего» из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению  название — нигилизм. Нигилизм  вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа «Отцы и дети» Евгением Базаровым.Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает  мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию. Главным оппонентом Базарова (представителя «детей») становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель»отцов»). Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения «отцов». Они не могут победить Базарова  доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок.По сути все Кирсановы — «отцы», их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него — ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например,  режет…Проблема отцов и детей (в прямом значении этого выражения).Евгений Базаров не ценит любовь  родителей. Матушка даже побаивается его серьёзности, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность. Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают. Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип — поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него — «не рассыропиться».Проблема испытания героя любовью. «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал  рыцарские чувства чем-то вроде  уродства или болезни…»Его неприличное ухаживание за Фенечкой  закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. «В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись  наедине,  он с негодованием сознавал романтика в себе».Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров  вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.6 сентября 2018СочинениеЛитературные примеры к направлению ИС «Отцы и дети».«Поучения Владимира Мономаха»Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», — говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.Д.И.Фонвизин «Недоросль»Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Миторофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, — это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым — грубость и деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»Глубокая любовь и уважение связывают отцов и детей в произведениях А.С.Пушкина. Молодые герои могут проявлять своеволие и непокорность, но никогда это не даётся им легко и просто. Например, в повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов желает поступить на военную службу, но отец его категорически против этого. Однако конфликт не обостряется, потому что Алексей не желает огорчать отца и решает пока переждать, надеясь, что отец через какое-то время передумает. Лиза Берестова растёт балованным ребёнком, часто проказничает, но это только умиляет и восхищает отца. Так продолжается до того момента, когда родители и дети встают перед принципиальным выбором, касающимся любви и счастья. Отцы, Берестов и Муромский, решили поженить детей. Алексей, ещё не зная, что Лиза – это и есть милая его сердцу Акулина, решительно отказался выполнить волю отца. Конфликт оказался принципиальным и закончился угрозой отца лишить сына наследства. Алексей готов на всё, лишь бы жениться на своей Акулине, поэтому спешит к Муромским, чтобы открыто заявить им о своём решении. Там он встречает свою любимую в истинном её обличии, и всё заканчивается благополучно и счастливо. Пушкин изображает в этом произведении прелесть гармоничных взаимоотношений, основанных исключительно на любви. В таких семьях не бывает конфликтов отцов и детей, а если они и бывают, то заканчиваются примирением. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги — недруги. Дж.Олдридж «Последний дюйм»Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж.Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.В чём заключается конфликт между поколениями?Буклет к итоговому сочинению-2018 «Отцы и дети»Денис Иванович Фонвизин, комедия «Недоросль» —> Сервис для проведения тестирования — 4exam.ruTelegram-канал 4ЕГЭ — @ru4egeПоддержи 4ЕГЭ Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ. Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда. 140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться.

 

Проблема отцов и детей – одна из центральных в литературе. Писатели в своих произведениях пытаются показать, как строятся взаимоотношения старшего и младшего поколения, почему между ними появляется непонимание, а порой и настоящий конфликт. Авторы видят в этом ряд причин. Рассмотрим их на примере произведений классической русской литературы.

В романе И.С. Тургенева одной из центральных проблем является проблема отцов и детей. Автор раскрывает её как столкновение интересов, принципов, взглядов на жизнь представителей двух поколений. К старшему относятся братья Кирсановы. Близок по своим взглядам к ним и Аркадий. Новое, молодое поколение представляет Евгений Базаров, нигилист, отрицающий устаревшие, по его мнению, принципы, не склоняющийся перед авторитеты. Он «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

По каким же вопросам расходятся герои? Это ярко показано в сцене спора Базарова с Павлом Кирсановым. Герои не могут понять друг друга, принять позицию другого, пытаются доказать свою правоту. Среди проблем, по которым они расходятся, выделю некоторые. Базаров уверен, что природа должна быть «не храмом, а мастерской», а человек в ней – «работником». Практическое использование природы – вот главное в деятельности людей, считает он. Павел Петрович же уверен в огромном эмоциональном влиянии красоты природы на человека.

Евгений не считает нужным тратить время и на искусство, он уверен, что  «…читать Пушкина потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою нелепо», а «Рафаэль гроша медного не стоит.» Этого никак не может принять Кирсанов.

Но самые негативные эмоции вызывает в Базарове то, что аристократы продолжают считать себя элитой общества, хотя не приносят никакой пользы государству, сидят «сложа руки», живут за чужой счёт, занимаются пустой болтовнёй. Сам Базаров занимается врачебной практикой, научной деятельностью. Он энергичен, всегда занят делом. Кирсанов же уверен, что аристократы – это сила государства, что в них развито чувство достоинства, а это так важно для личности.

Эти два человека не могут понять друг друга, потому что, по мнению автора, принадлежат к разным поколениям. Трудно читателю занять чью-либо сторону, так как не всё принимается в позициях каждого. Да и нигилизм Базарова – это веяние времени. Сам герой – глубоко ранимый , эмоциональный, способный на сильные чувства человек. Только Евгений пытается тщательно скрывать это от окружающих.

Таким образом, проблема отцов и детей как проблема непонимания двух поколений, была поставлена И.С. Тургеневым очень остро. До сих пор идут споры о том, как же решить её. Вывод, который хочется сделать после прочтения произведения, в том, что нужно уметь идти на компромисс, понимать других, искать точки соприкосновения, уметь вести достойно спор, уважать позицию другого. Молодым стоит прислушиваться к позиции старших, а старшему поколению нужно понимать, что жизнь не стоит на месте, что молодёжь хочет изменений, движения, преобразований, понимать это и идти в ногу со временем. Конфликт в обществе, в семье всегда приведёт лишь к негативным последствиям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/problema-otcov-i-detej-argumenty-iz-literaturnyx-proizvedenij.html
  • https://bank-argumentov.info/problema-vzaimootnoshenij-otcov-i-det/
  • http://11ege.ru/argumenty-k-sochineniyu-romana-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti/index.html
  • https://4ege.ru/sochinenie/57006-argumenty-po-napravleniyu-otcy-i-deti.html
  • http://literatura-ege.ru/егэ-2019-сочинение-по-литературе-в-декабр-7/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт