Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».
В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.
Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголы, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.
Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке. Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».
В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.
Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» (А.А. Фет) стоит провести для того, чтобы окончательно опровергнуть мнение читателей и многих литературоведов о том, что его автор является второстепенным поэтом 19 века. И хотя оно не выбивается из поэтических традиций Фета, все-таки именно это стихотворение способно будоражить эмоции человека, как ни одно другое произведение писателя.
У стихотворения нет даты рождения, а есть только предположения о том, что оно написано в 1850-х годах. Но пожалуй, это как раз тот самый случай, когда точная дата не имеет большого значения для анализа произведения. Ведь оно о природе, а больше всего Фет любил писать о ней, о любви и о человеке. Только в ней поэт находил истинную душевную гармонию, покой и искреннюю радость. Но для автора было важно не столько описание самой природы, сколько необходимость донести до нас свое настроение, эмоции от созерцания пейзажей. Потому стихи Фета невозможно читать вполголоса, они всегда волнуют сердце, затрагивают самые сокровенные чувства читателя. И тем сильнее эти эмоции, чем лучше мы знаем его биографию, ведь удивительно то, как человек, переживший в жизни страшную драму, до самой смерти продолжал писать светлые и чистые стихи. А ведь читаешь стихотворение, и кажется, что человек прожил абсолютно беззаботную и счастливую жизнь.
Говоря о теме природы в творчестве А.А. Фета, стоит помнить о том, что она всегда неразрывно связана с состоянием человека. А именно этой теме посвящено стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой». А умение наслаждаться и видеть прекрасное в простых вещах – вот идея, которую в трех строфах передает читателям Фет.
«Зреет рожь над жаркой нивой» нельзя разделить на смысловые части, оно носит описательный характер, как и вся пейзажно-философская лирика поэта. Сложно определить в стихотворении и лирического героя. Кажется, что он находится как будто за кадром, созерцая происходящее.
Несмотря на то что стихотворение в целом представляет собой пейзажную зарисовку, у нас при чтении его строк возникает ощущение движения. Этому способствует наличие многочисленных глаголов: «зреет», «гонит», «смотрит», «минул», «раскинул», «смежает». Благодаря этому, природа не статична, она живет, дышит и, кажется, даже чувствует.
Фет выбрал определенное время года для создания своей вербальной картины. Это время, когда рожь в полях почти созрела, налилась силой и готова к жатве. Уже по первой строчке можно предположить, что погода стоит жаркая, что даже поле пышет жаром:
Зреет рожь над жаркой нивой…
Следующие строки строфы наполняют ее смысл движением с помощью образа ветра, благодаря которому оживает и поле, переливаясь золотом поспевающего злака:
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
С помощью же ветра пространство теряет границы. Наверное, не случайно именно его образ выбрал автор, чтобы показать бесконечность русских просторов.
«И от нивы и до нивы…» – всего в нескольких словах бескрайнее русское поле, в которое под действием ветра сливаются маленькие и большие нивы. Между тем, сам ветер здесь наделен эпитетом «прихотливый», с помощью которого он оживает под пером автора, становясь обладателем черт характера человека. Ветер капризный, взбалмошный, готовый превратить в хаос поля с рожью, но в природе находится место и для него. И поэтому вместо беспорядка, бегут по полям «золотые переливы», как волны по морю.
Золото полей говорит читателю о том, что ярко светит солнце и, возможно, автор рисует картину жаркого полудня, но вот во второй строфе появляется образ месяца, удивленного и робкого:
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул…
Всю вторую строфу можно считать олицетворением, в котором есть три лирических героя: месяц, день и ночь. Так мы узнаем, что речь в стихотворении идет о моменте, когда день вот-вот сменит ночь – любимом времени суток Фета.
Но самой удивительной, с точки зрения художественного и философского наполнения, является последняя строфа. В ней пейзаж и эмоции, вызванные им, перерастают в размышления о сиюминутности бытия. Так, поэт стирает границы нивы эпитетом «безбрежной», характерным больше для океана, и в этом читается сравнение со стихией воды, такой разной и величественной. И в этом безграничном космосе время теряет свою ценность, ведь ночь, которая длится «от заката» до «востока» – это всего лишь миг.
Так и наша жизнь коротка и похожа на мгновение. И как день сменяет ночь, лето – осень, год идет за годом, так и одну жизнь на земле обязательно сменит другая. Во всем в мире есть цикличность. Но наверное, в этом и заключается строгий порядок природы во всем, в этом и состоит гармония и суть жизни. Природа сама дает ответы на все вопросы человека, нужно только научиться понимать и чувствовать ее.
В стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой» Фет создает неповторимые молчаливые образы дня и ночи, месяца и ветра с помощью многочисленных средств художественной выразительности. Так, наравне с разнообразием глаголов, встречаются в тексте и прилагательные, и не просто прилагательные, а эпитеты: «жаркой нивой», «над безбрежной жатвой», «огнедышащее». Эпитеты усиливают образность стихотворения, украшают его, помогая читателю лучше воссоздавать картины природы.
Много в стихотворении олицетворений, с помощью которых природа становится целым театром для своих актеров, оживает: «гонит ветер», «месяц смотрит… изумлен», «день не минул… объятия раскинул», «око неба».
Метафоры «золотые переливы», «огнедышащее око» вносят момент волшебства в стихотворение, и еще сильнее воздействуют на эмоции читателя.
Несмотря на такие сложные и многогранные образы произведения, оно не кажется нам непонятным и громоздким. Четырехстопный хорей делает стихотворение легким для чтения, добавляет воздуха в его строки.
Лирика Фета не для суетливого прочтения. Его стихи стоит читать в тишине, осмысленно, не спеша. Только так возможно понять, о чем они. Но уж никогда после этого не сможет сказать читатель, что Фет второстепенный поэт. И пожалуй, немногие русские писатели умели так радостно, так спокойно говорить о бытие как о мгновении. Но Фет спокойно принимает жизнь такой, какой ее нам преподносит мироздание и нас учит тому же самому.
«Зреет рожь над жаркой нивой», как и многие другие стихи Фета, селит в душе читателя семя умиротворения и истинного счастья. Поэтому так важно научиться понимать его поэзию, особенно в наш суетливый век скоростного движения по жизни.
Используемые источники:
- https://rustih.ru/afanasij-fet-zreet-rozh-nad-zharkoj-nivoj/
- https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-zreet-rog-nad-garkoy-nivoy-a-a-fet.html