Анализ произведения «Отцы и дети» с конфликтологической точки зрения

Зачастую, заголовок книги является разгадкой к ее смыслу и восприятию. Не исключением является и произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети». Казалось бы, простое название, состоящее из двух слов, раскололо героев романа на две противоборствующие стороны.

В своем творении И. С Тургенев не только показывает проблему конфликта старшего и младшего поколения, но и стремится найти выход из создавшейся ситуации.

Автор полагает, что на смену старому приходит новое, грядут перемены и в романе «Отцы и дети» старается это показать. Представителям старого дворянского порядка предшествуют молодые, неугомонные, разносторонние, демократические поколения. Старая система уже вышла из строя, однако новая ещё не вступила в полные права, именно на этой почве сформировался конфликт в романе «Отцы и дети». Здесь явно показано неумение социума жить в новом времени по старым законам. Это эра перемен, грань между двумя эпохами.

Автор романа показывает борьбу старого и нового, с помощью героев Николая Петровича Кирсанова, его брата Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Николай Петрович Кирсанов – дворянин, имеет свою усадьбу, именуемую им «фермой». Землевладелец он неважный, хоть и управляет хозяйством по новым принципам. Николай – чуткий, нежный отец, обожающий своего сына Аркашу, которого с нетерпением сердца всегда ждет у себя в усадьбе. Когда Николай Петрович жил с сыном в Петербурге, всегда интересовался жизнью молодежи. Однако, суждения Евгения Базарова он не принимает. Николай чтит Пушкина, регулярно читает его поэзию, любит фантазировать, увлекается игрой на виолончели и восхищается природой. Словом, живет тем, что презирает и высмеивает Базаров.

 Павел Петрович Кирсанов – бывший военный офицер, дворянин, который до некоторых пор пользовался популярностью в обществе. Но его жизнь в корне изменилась после смерти возлюбленной, княгини Р. Он потерял веру в жизнь и вскоре переехал жить к своему родному брату. Несмотря на то, что он перестал верить в счастье и любовь, он не изменил своим привычкам: модно одевался, читал английские книги и усердно следил за своим обликом. Кирсанов придерживается устарелых взглядов на жизнь, основываясь на культуру, которую чтили его предки.

  Представителем молодого поколения, является Евгений Базаров. Он – грамотный, начитанный, интеллигентный молодой человек и являет собой яркий контраст Павлу Петровичу Кирсанову. Базаров стремится развиваться и мечтает открыть миру что-то новое и неизведанное. Также у Евгения присутствуют и отрицательные черты характера – это прагматизм, надменность, безнравственность, неуважение к людям и эгоистичность. Такие духовные понятия как любовь, дружба, благодеяние заслуживают лишь презрение в лице Базарова. Такие, как он, опровергают все старое, но взамен не привносят ничего нового.

В романе очень ярко показана противоположность образов, резкость и наглость против галантности и аристократизма. Несмотря на то, что Базаров четко выстроил свои позиции и взгляды на жизнь, это не сделало его счастливым человеком. Для себя он четко уяснил, что нужно рушить все старое. Все остальное не его заботы, он не думает о том, что на руинах старых идей нужно воздвигнуть новые взгляды, принципы и суждения.

Исключительно из-за расхождений во взглядах на жизнь, в суждениях и концепциях старого и молодого поколения, происходят конфликты героев романа. То, что старшее поколение считает фундаментом жизни, молодые опровергают и считают, что эти идеи мешают новым теориям.

В конфликтах с Кирсановыми, Евгений Базаров всегда побеждает, братья в силу своего возраста уже не могут дать отпор юному, решительному и бесспорно грамотному молодому человеку. Несмотря на то, что Николай Петрович управляет своим имением по новым принципам, усадьба приходит в негодность. Случайно услышав, как Базаров говорит, что песенка Николая спета, он не возражает. Кирсанов соглашается с тем что современные взгляды на жизнь более актуальны в нынешнее время.

Если анализировать роман «Отцы и дети» с философской точки зрения, то можно прийти к выводу, что И. С. Тургенев раскрывает конфликт как противостояние старого и молодого поколения. В отношениях Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия практически нет никаких разногласий, наоборот, в них присутствует уважение, доброта и сердечность. Хотя в начале романа Аркадий и встал на сторону Евгения Базарова в его нигилистических взглядах, по мере нарастания конфликта, читатель может отследить схожесть идей молодого человека с идеями его отца Николая Петровича. А его склонность к скептицизму — это стремление быть взрослее самостоятельнее, и категоричнее, чем есть на самом деле. Но на самом деле, для Аркадия, как и для его отца, семья, преданность и его друзья будут всегда на первом месте.

Взаимоотношения Базарова с его отцом и матерью нельзя назвать простыми. Точно можно сказать, что Евгений любит родителей, несмотря на то, что редко показывает им свои чувства. Но, также можно понять, что Базарову неинтересно в обществе родных и ему сложно принять их уклад жизни.  Родители Базарова следуют классическим устоям жизни, что противоположно образу жизни Евгения Базарова. Евгению хочется, чтобы самые близкие ему люди были схожи с ним в идеях и принципах, и отец с матерью действительно пытались понять своего сына, но безуспешно. Здесь и нужно искать проблему конфликта двух поколений, отцы и дети из века в век не могут понять друг друга. Все начинается с семьи.

И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что аристократия изжила себя в обществе. В России грядут перемены, которые называются нигилизм. Писатель в этом новшестве не видит ничего положительно, а только лишь распад, отвержение и неприятие, которые до добра не доведут. В то же время, он симпатизирует молодому герою романа, Евгению Базарову, его активностью, усердием и верностью своим идеям.

Также, писатель показал, в каком положении находилось дворянское общество, их старые взгляды на жизнь, неспособность аристократов перестроиться под новые веяния. Он продемонстрировал элиту общества и дал понять, что если дворяне не умеют выживать в новой эпохе, то об обычных людях и говорить не приходится.

Роман «Отцы и дети» актуален сейчас и будет актуален в последующие времена. Проблема отцов и детей будет всегда присутствовать в нашей жизни, однако нашему поколению нужно учиться на примере семьи Кирсановых, в том, что несмотря на все трудности, разногласия и непонимания, нужно бережно и тепло относиться друг к другу.

Автор: · 16.06.2019

(392 слова) Роман «Отцы и дети» был написан в 1862 году Иваном Сергеевичем Тургеневым. Он вызвал большой резонанс в обществе того времени и по сей день считается одним из главных произведений русской литературы. Основным сюжетным основанием и конфликтом романа является проблема, тождественная названию произведения, — противостояние отцов и детей. Конфликт поколений. Вечная тема, которая делает роман бессмертным и актуальным в любые времена.

В романе сталкивается младшее (Базаров и Кирсанов-младший) и старшее (дядя и отец Аркадия) поколения на почве социальных, моральных и бытовых разногласий. Представители века минувшего защищают свои убеждения, основанные на тех явлениях и предметах, которые были характерны для прошлого. В деревне они утратили ощущение реального времени и тех изменений, которые оно привнесло в жизнь. Поэтому обновления, увиденные в молодых людях, не пришлись им по душе. Новые люди стали более прагматичными, трудолюбивыми и заинтересованными в личностном росте. Патриархальные ценности вроде семьи, традиционной культуры, классического образования отошли на второй план или потеряли свое значение. Если Павел Петрович ценит знание стихов наизусть, благородное происхождение и наличие накрахмаленных воротничков, то Евгений смеется над этими показателями хорошего тона и ставит на пьедестал иные качества: практический ум, деловую сметку и волевой характер.

Базаров агрессивно защищает свои взгляды, в то время как Павел Кирсанов поддевает его все больше и больше, потому что один не признает старое, а второй — новое. Так, Павел Петрович и Евгений по-разному смотрят на аристократию — предмет личной гордости старика. «Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди» — говорит Павел Петрович, в то время как Евгений отвечает ему, что принципов нет вовсе. И на примере этих двух героев мы видим конфликт, который назревает во всей России – люди нового поколения, нового склада ума хотят изменить все, что привычно поколению «отцов». Поэтому консерваторы вроде Павла Петровича пытаются всеми силами сдержать волну перемен, а Базаровы ожесточаются и входят в крайности, превращая здравые идеи в утопию. Потому финал романа трагичен: конфликт истощил обе стороны. Но не все так плохо: после Евгения придут последователи, которые доведут начатое им дело до конца, но сделают это спокойнее, точнее и лучше, потому что будут не одни в поле.

Тургенев как будто напоминал современникам, что для лишних героев, безумцев и инакомыслящих однажды приходит их время, и все меняется, а после им на смену приходят такие же новые безумцы. Поэтому конфликт поколений вечен, поэтому общество всегда будет проходить этот путь, где путеводителем для всех будет роман «Отцы и дети».

Автор: Ксения Алексеева

4-7417103868c22615118b13532326d468388a38b068b62ff01ce3461c4a3eb4e9.pngПанов Тихон

Основным конфликтом романа Тургенева «Отцы и дети» является спор между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Именно в их ссоре проявляется непонимание двух поколений. Мы видим, как люди разного времени совершенно отличаются друг от друга. Они имеют разные взгляды, идеи, ценности. Писатель пытается понять, какую сторону нужно принять. В итоге автор приходит к выводу: необходимо искать согласие. Родители должны принимать новую точку зрения детей. А ребёнок в свою очередь должен с уважением относится к традициям прошлых лет. 

Пожаловаться

Автор: Голованев Денис Евгеньевич

Личное

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» — это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно о историческом периоде, в котором разворачивается действие романа, стоит сказать в первую очередь. 

События датируются тысяча восемьсот пятьдесят девятым годом. До одного из важнейших событий в истории России остаётся всего пару лет, а пока для него вовсю созревает почва. Гремят крестьянские восстания, создаются всё новые комиссии, открываются женские училища и вечерние школы. Россия открывается многим западным тенденциям. Появляются новые научные сообщества, открываются новые, индустриальные производства, строятся железные дороги. Россия готовится к масштабному событию – отмене крепостного права, основой же антагонизма на политической арене становятся либеральные и демократические силы (забавно, что ни тем, ни тем не пришёлся по душе роман Тургенева, так как обе стороны уличили автора в, якобы, иронических и высмеивающих изображениях в свой адрес).

Именно в этом контексте появляется межпоколенческий конфликт в “Отцах и детях”. Как столкновение консерватизма и прогрессивизма, западных ценностей с устоями российскими.

В романе есть одна примечательная деталь. Несмотря на то, что по поводу принадлежности персонажей к лагерю “отцов” и “детей” существуют некоторые споры, абсолютно очевидно, что к последним относится один лишь герой истории – Евгений Васильевич Базаров.

Базаров – личность крайне спорная и конфликтогенная. С самого начала произведения он выделяется своей независимостью, раскованностью, резкостью и прямотой. Герой пренебрежительно относится к старшим, отталкивает любые идеи, противоречащие его собственным. Нигилист до мозга костей, Базаров отрицает абсолютно всё, где под “всё” подразумеваются человеческие блага и познание природы через личный опыт, эмпирически. Знаменитый девиз Евгения: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник” наиболее ярко отражает его отношение к миру. Но у нигилизма Базарова есть важная черта – он направлен вовнутрь. То есть Евгению всё равно, поймут его или нет. Он никогда не скрывает своих убеждений, но и проповедовать их не собирается. Базаров отрицает культуру и искусство как абсолютно бесполезные элементы, говоря о том, что хороший химик многократно полезней любого поэта. Но чего Базарову не хватает – так это подкрепления собственных позиций аргументацией. Он отрицает искусство чисто инстинктивно, рефлекторно, совершенно не разбираясь в вопросе. Здесь и всплывает важная черта Базарова – его нигилизм, отрицание эмпиризма и искусства и, как следствие, конфликты с лагерем “отцов” происходят из-за отсутствия в молодом человеке эмпатии.

И действительно, Базаров по ходу произведения показывает свою полную неосведомлённость в литературе, отсутствие дружеских чувств и любого любовного опыта. Примечательно, что когда эмпатия всё же появляется в жизни Базарова в виде любви к Одинцовой и родителям, внутреннее устройство героя вступает в противоречие с самим собой, так что Евгений довольно примечательно реагирует в обеих ситуациях – гневом непонимания в первой и отрицанием с избеганием во второй.

Нередко противоречия встречаются и в обычных позициях Базарова. Он говорит, что не признаёт никаких авторитетов и во всём убеждается сам, но в то же время заявляет, что его учителя – немецкие учёные. В этом противоречии проявляется важная истина – даже мятежному, ищущему ответы самостоятельно, разуму необходимы наставники.

Немалую роль играет утопизм Базарова. Для него идеальный образ жизни – по ощущениям, а не по принципам. Однако Евгений не осознаёт, что это невозможно. Невозможно это было в девятнадцатом веке, невозможным осталось и в наше время.

Но достаточно о Базарове. Другой важный герой произведения – Аркадий Кирсанов. У него крайне примечательный архетип. Являясь в начале произведения соратником Базарова и предателем для Павла Кирсанова, к концу романа Аркадий диаметрально противоположно меняет свои позиции. Примечательно, что первый конфликт поколений возникает именно у Аркадия с отцом – Николаем Петровичем. Однако Аркадий не проходит проверку холодной отстранённостью Базарова и родственными связями с, по сути, идеологическим противником и в конце концов присоединяется к лагерю Отцов.

Примечательным персонажем является и сам отец молодого человека – Николай Петрович. Он – заядлый либерал, при этом связи с простым народом боится крайне сильно. Его внутренний конфликт – между основными принципами дворянского чина и любовью к простолюдинке Фенечке. Забавно, что, по сути своей, разрешившись в пользу любви, этот конфликт приносит ощутимых результатов в борьбе против консерватизма пользы чуть ли не больше, чем весь персонаж Базарова. Однако, покусившись любовью на собственные устои, Николай Петрович в конце концов остаётся несчастным. 

Не стоит забывать и о родителях Базарова. Они – исключительно положительные образы. Мать – милая старушка, сочетающая веру в Бога с народными суевериями. Отец – человек искренний, уважаемый своими знакомыми, примечательно, что он даже пытался приобщиться ко взглядам сына, но у него ничего не вышло. Непосредственными участниками конфликта они не выступают, но отлично помогают раскрытию персонажа Базарова.

И, наконец, рассмотрим личность Павла Петровича – главного представителя лагеря “отцов”. Павел Кирсанов – полная противоположность Базарову. Сын боевого генерала, окончивший пажеский корпус, он имел красивое лицо и юношескую стройность. Павел Петрович аристократичен, смешлив, самоуверен, не упускает возможности себя побаловать. Через призму восприятия Базарова Павел Петрович предстаёт “сковывающей, леденящей силой прошлого”. 

Со сторонами конфликта всё ясно. Условия конфликта также предельно понятны. Предметом конфликта становятся взгляды и убеждения по поводу социальных, культурных, научных политических и прочих явлений России девятнадцатого века. Можно переходить к анализу развития конфликта.

Наверное, одна из самых примечательных сторон конфликта в том, что он скорее не из черт характера конкретных персонажей, а именно из-за идеологических расхождений. Базаров и Павел Петрович, по сути своей, собирательные образы эпохи, в которой события происходят. Революционер-демократ и дворянин-либерал, они символизируют те противостоящие силы, которые стали главными политико-идеологическими противниками во второй половине девятнадцатого века.

Сама суть будущего конфликта явно прослеживается уже в самом начале романа. На вопрос Кирсановых о том, кто такой Базаров, они получают достаточно однозначный для них ответ – нигилист. Для Павла Петровича этого оказывается достаточно, ведь в его понимании “нигилист” – это человек, который попросту ничего не признаёт и ничего не уважает. Однако же, истинные взгляды Базарова, разумеется, можно было выяснить лишь из прямого с ним диалога. Как мы видим, Павел Петрович совершает абсолютно типичную ошибку восприятия – стериотипизацию – частую причину конфликтов. 

Дальнейшее радикальное расхождение во взглядах лишь способствует нарастанию конфликта. Павел Петрович – человек нравственный, действующий во благо своих аристократичных принципов и свято почитающий их, как основной фактор формирования личности. Базаров же разрушает эту концепцию своими высказываниями о “громких словах”, замечаниями о том, что принципы Кирсанова расходятся с его делами и общей настроенностью на абсолютный рационализм деятельности. 

Важные разногласия возникают у персонажей по поводу отношения к народу и его обычаям. Павла Петровича народные верования смешанные с религией умиляют, что не слишком удивительно – как всякий аристократ он смотрит на простых людей сверху вниз, тешась “неразумным людом”. Базарову же, наоборот, эта смесь религии и суеверий отвратительна, так как он, как мы помним, встречался с ней на более личном уровне (в своей матери). Однако антагонизм базаровских суждений оказывается иррациональным, так как никаких попыток просветить людей он не предпринимает. 

Другое фундаментальное разногласие возникает из отношения персонажей к искусству. Павел Петрович наслаждается им, Базаров – отрицает и презирает. Евгений считает, что искусство лишь размягчает душу и разум, отвлекая от настоящего дела. Здесь фанатичный фатализм Базарова вновь не даёт ему увидеть полную картину мира, существование которого без искусства практически невозможно. 

Именно в ходе этих споров становится очевидно, что персонажи представляют собой идеологически. Павел Петрович – консерватор, не способный на изменения, лишь отстаивающий наследие уходящих дней. Базаров же – хаотичная, разрушительная, неостановимая сила будущего, которая, тем не менее, не стремится создавать что-то новое, а лишь разрушает уже существующее.

В этом контексте очень интересен персонаж Аркадия Кирсанова. Он, по сути своей – олицетворение промежуточного звена, между лагерями. Да, верным будет причислить его к лагерю “отцов”, но совершенно неверна позиция, которая рассматривает его только лишь как персонажа истории. Аркадий, в какой-то мере – нейтральная сила, человек, до конца не определившийся с выбором идеологического направления. Как молодой человек, он, разумеется, сперва отдаёт предпочтение прогрессу, но по ходу развития возвращается к традициям. Почему так?

Именно здесь Тургенев даёт мастерское предостережение и наставление всем представителям прогрессивных идей. Базаров, как раз такой представитель, но идеи его, и, что более важно, их подача – ещё не до конца сформированные, не предлагающие должной замены существующим традициям. Но, при этом, эти идеи саморефлексирующие, замкнутые, а их преподнесение агрессивно и иррационально. Не удивительно, что Базаров не достигает никаких успехов в своих начинаниях – потому что и начинаний никаких нет.

По мере столкновения эти силы всё больше способствуют эскалации конфликта. Кульминацией же выступает дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым. Здесь мы вновь отойдём от самих персонажей и обратимся к тому, что они олицетворяют.

Примечательно здесь то, что инициатором дуэли выступает именно Кирсанов. Традиции, в его лице, стараются отстоять своё право на существование и даже подавить инициативу прогресса.

Но на самой дуэли, несмотря на практически смертельные разногласия, противники не стремятся убить друг друга. И это вовсе не из-за моральных устоев – просто гибель одного из них невозможна. Традиции не могут убить прогресс – он неостановим. Но и прогресс не может уничтожить традиции – ему нечем их заменить. Однако превосходящую роль прогресса Тургенев всё же подчёркивает – через ранение Павла Петровича. Однако, затем прогресс, в лице Базарова, сам же приходит условно восстанавливать эти самые традиции.

Конфликт же ничем особо не заканчивается. Тургенев вновь делает достаточно мрачное предостережение – в конце романа Кирсановы остаются консервативными, но всё же несчастными. Базаров же, окончательно предоставленный самому себе, наконец направляет всю свою рефлексию прогресса вовнутрь, чем окончательно добивает себя, в итоге погибая.

Вероятно, нам, как конфликтологам, полагается найти способ разрешения конфликта, но это невозможно. Конфликт Базарова и Кирсановых – куда более глубокий, чем противоречия между личностями. Он – олицетворение идеологий, политических взглядов, двух диаметрально противоположных систем мировоззрения. Такой конфликт – вечен, потому что не встаёт в формально-определённые рамки отдельных взглядов – он абсолютно универсален. Его можно было наблюдать в античности, в средневековье, его развитие можно отследить в наши дни и спрогнозировать на будущее, но разрешить его – задача невыполнимая.

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/osnovnoj-konflikt-v-romane-otcy-i-deti-i-s-turgenev.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/osnovnoj-konflikt-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/
  • https://vashurok.ru/questions/osnovoy-konflikta-romana-ottsi-i-deti-yavlyaetsya-1-sora-mezhdu-ppkirsanovim-i-e-v-bazaro
  • https://author.today/post/123039

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт