Содержание
- 1 История написания
- 2 Илья Муромец на картине Васнецова “Три богатыря”
- 3 Добрыня Никитич
- 4 Алеша Попович
- 5 Пейзаж
- 6 Тест для закрепления материала
- 7 Еще тесты
- 8 Читайте также
- 9 История написания
- 10 Описание (сочинение)
- 11 Васнецов и патриотическое воспитание детей
- 12 Васнецов – выходец из народа
- 13 История создания картины «Три богатыря»
- 14 Описание картины Васнецова «Богатыри»
- 15 Натурщики и пейзаж
- 16 Величие картины
Содержание:
История написания
Виктор Васнецов писал это полотно 27 лет. Первые наброски были сделаны в 1871 году, а последние мазки — в апреле 1898 года. Сразу после написания картину купил П. Третьяков для своей галереи, где она находится и по сей день. “Богатыри” написаны маслом на холсте. Это огромное полотно, по величине составляющее 295,3х446 см.
Важно! В ряде произведений Виктора Васнецова “Богатыри” выделяются свой монолитностью и простотой. В композиции он использовал широкие линии, персонажи изображены намеренно крупными. На первом плане стоят богатыри, но изображены они не по центру. Внимание приковано к правой стороне — оттуда приближается опасность.
Идея создания появилась в годы, когда народные фольклорные сюжеты были весьма популярны. И хотя мода на них быстро прошла, для Васнецова народные предания стали основой его творчества. Рис. 1. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович). В. М. Васнецов. 1881—1898 гг.</figcaption>Художник в основу сюжета поставил трех величайших богатырей Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Они изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в безопасности и никем не обижен.
Важно! “Богатыри” были начаты в первые годы творчества Васнецова. Он постоянно возвращался к ним, дописывая детали. Эта картина воплотила всю его любовь к родине, ее могуществу и героизму, внутренней и внешней красоте народа.
Илья Муромец на картине Васнецова “Три богатыря”
Во главе дозора стоит Илья Муромец — это самая большая фигура на полотне. Критики отмечают, что Илья получился лучше всего, и сам Васнецов считал так же. Это — могучий непобедимый русский богатырь, который является реальным историческим персонажем. Художник изобразил его спокойным и уверенным в своей мощи. Лицо Ильи выражает его благородство и мудрость, необычайную выдержку. Внешнее спокойствие дополняется решимостью действовать в любой момент. Илья Муромец собран и насторожен, его губы крепко сжаты. Из-под шишака видны седые волосы, которые указывают на солидный возраст воина. Рис. 2. Первый набросок картины «Богатыри». В. М. Васнецов. 1871—1874 гг.</figcaption>Муромец держит в руке огромную палицу, которая выглядит просто неподъемной. Конь его под стать хозяину. Вместе они составляют единое целое — монолитную могучую силу, которую ничто не остановит перед врагом.
Важно! Для написания этого персонажа использованы плотные тона темно-синего, желтого, черного и серого цветов.
Добрыня Никитич
Этот его герой стал воплощением культурности, вдумчивости, ума, предусмотрительности, знания. Добрыня сидит, выставив перед собой щит и держа меч наготове — он полностью готов к схватке с врагом. Его конь напряжен — он чует недруга. На сбруе нарисованы полумесяцы — символ того, что это победитель татарина. Конь Добрыне достался как трофей в тяжелом бою. Рис. 3. Добрыня Никитич. Андрей Рябушкин. 1895 год</figcaption>Этот богатырь имеет богатое одеяние и оружие. Он сидит величаво и собранно. Лицо его красиво и благородно, с тонкими чертами.
Важно! Для написания Добрыни Никитича, Виктор Михайлович использовал яркие насыщенные сочетания белого и красного, ярко-зеленого и золотисто-желтого цветов.
Алеша Попович
Алеша Попович — самый молодой богатырь. Он по-юношески весел и светел. Это ловкий, находчивый выдумщик, который любит петь и играть на гуслях. С инструментом он не расстается даже на службе — мы видим их прикрепленными к амуниции коня. Лицо Алеши смуглое и широкое, на нем отчетливо прорисованы выразительные глаза, а подбородок и губы — подчеркнуто мягкие. Это лицо юноши, молодого крестьянина, который отличается удивительной силой и сообразительностью. Алеша воплощает смелость и отвагу. Он красив, и Васнецов подчеркивает это, тщательно прописывая каждую деталь одежды богатыря и его коня.
Важно! Васнецов использовал реальную одежду и упряжи того времени. Он много внимания уделил этому вопросу, изучая историческую литературу и посещая музеи.
Рис. 4. «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914 год</figcaption>
Пейзаж
Прописыванию пейзажа творец уделил очень много внимания. Он изобразил традиционный эпический пейзаж, тщательно выверив соотношения планов, линий, земли, неба, видов растительности и т.д. На полотне изображены луг и перелески. Небольшие сосны и ели символизируют русскую землю, определяя, где находятся персонажи картины. Они намного меньше богатырей, подчеркивая величие последних. С картины буквально веет силой просторов и сочностью русской природы. “Богатыри” — знаменитая картина, которая является очень символичной. Каждая ее деталь рассказывает об истории и вызывает гордость за мощь и величие защитников земли русской. Васнецов стремился показать опору народа. Его герои выглядят очень реальными и внушают спокойствие, ведь пока они берегут земли, бояться нечего. Это полотно известно далеко за пределами России. Его высочайшую художественную ценность признают во всем мире.Смотрите также аудио-версию анализа этого полотна и саму картину в предложенном ниже видео.
Тест для закрепления материала
-
1Виктор Васнецов писал картину:
- <label>7 лет</label>
- <label>27 лет</label>
- <label>37 лет</label>
Вопрос 1 из 8
-
2После написания полотно было куплено:
- <label>Третьяковым</label>
- <label>В Эрмитаж</label>
- <label>Никем</label>
Вопрос 2 из 8
-
3В центре стоит богатырь:
- <label>Илья Муромец</label>
- <label>Добрыня Никитич</label>
- <label>Алеша Попович</label>
Вопрос 3 из 8
-
4У кого из богатырей есть гусли?
- <label>У Алеши Поповича</label>
- <label>У Ильи Муромца</label>
- <label>У Добрыни Никитича</label>
Вопрос 4 из 8
-
5Культурность и знание народа воплощены в облике:
- <label>Алеши Поповича</label>
- <label>Ильи Муромца</label>
- <label>Добрыни Никитича</label>
Вопрос 5 из 8
-
6Кто из богатырей держит мечь наготове?
- <label>Добрыня Никитич</label>
- <label>Алеша Попович</label>
- <label>Илья Муромец</label>
Вопрос 6 из 8
-
7Взгляды богатырей обращены:
- <label>По центру</label>
- <label>В правую сторону</label>
- <label>В левую сторону</label>
Вопрос 7 из 8
-
8По размерам картина:
- <label>Маленькая (около 50х50 см)</label>
- <label>Средняя (около 1х1 м)</label>
- <label>Очень большая (около 3х4 м)</label>
Вопрос 8 из 8
Еще тесты
Читайте также
Массовая культура — признаки, функции, виды и характеристики, примерыКультура — понятие, основные формы и разновидностиИскусство — определение, виды и их характеристика, роль искусства в жизниНародные промыслы России — особенности развития, виды и названия
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
1
Картина «Богатыри» написана великим русским художником Виктором Васнецовым. Полотно также известно под названием «Три богатыря». Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Холст, масло. Размеры: 295,3 × 446 см.
История написания
Знаменитый живописец Васнецов начал работу над картиной в 1881 г. Работа оказалась сложной, процесс её написания затянулся на целых 20 лет. Была закончена только в 1898 г.
Первый набросок картины «Богатыри» Васнецов сделал за 10 лет до того, как решил приступить к написанию. Тогда он сделал небольшой чёрно-белый рисунок и надолго о нём забыл. Когда набросок попался ему на глаза вновь, художник решил, что из этого может получиться красивая картина, и не прогадал. Сегодня «Богатыри» — шедевр, пример высокого искусства русской живописи.
Описание (сочинение)
На картине изображены три былинных русских богатыря. Слева, на белом коне, — Добрыня Никитич. Посередине, на чёрном коне, — Илья Муромец. Справа — самый молодой богатырь Алёша Попович. Три богатыря на картине, как стражи отечества — герои, на которых держится Русь. Они олицетворяют не только самих себя, то есть былинных и исторических персонажей, но всю мощь земли русской.
Богатыри на мощных конях выглядят так величественно, что похожи на непреодолимую стену, которая защитит мирных жителей от любого врага. Посередине находится легендарный Илья Муромец. Приложив ладонь ко лбу, он всматривается вдаль — «нет ли где врага». На правой руке его висит булава, в левой руке — копьё, на плече висит щит. По правую строну от него находится Добрыня Никитич. Судя по его виду, на своём веку богатырь повидал немало. Он всегда готов к бою, и даже на этой картине вынимает меч из ножен, готовый в любой момент вступить в схватку. В правой части картины — Илья Попович — ещё один легендарный богатырь. В руке Алёша держит лук. На боку у него гусли, которые говорят о творческой и поэтической натуре богатыря.
Известно, что натурщиком для Ильи Муромца стал кузнец из Владимирской губернии Иван Петров. Некоторые исследователи живописи Васнецова полагают, что в лице Добрыни Никитича художник изобразил самого себя.
Здесь стоит обратить внимание на атмосферу картины. Небо грозное, покрыто тучами, дует ветер — всё это создаёт тревожное настроение, которое говорит об опасности, которая угрожает богатырям.
За спинами трёх богатырей раскрывается широкая даль, символизирующая бесконечные просторы Руси. На переднем плане мы можем увидеть маленькие ёлочки. Ёлочки — символическое изображение молодого поколения. Богатыри стоят на их страже, готовые защитить ещё неокрепших преемников от любой опасности.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — русский художник. Известен исторической и фольклорной живописью. Творчество художника было столь необычным и оригинальным, что своим искусством он положил начало новому направлению в живописи — неорусский стиль. Данный стиль заключается в том, что традиционную живопись он разбавлял современными элементами, например, символами, аллегориями, метафорами.
В.М. Васнецов – великий русский художник и архитектор, в своём творчестве неоднократно обращавшийся к народному эпосу и внёсший неоценимый вклад не только в само искусство, но и в осознание русским народом своей уникальности.
Содержание
Васнецов и патриотическое воспитание детей
С самого детства российским детям известно имя Виктора Михайловича Васнецова: в учебниках на протяжении всех лет учёбы встречаются репродукции картин художника. Уже в начальных классах ученики знакомятся с биографией живописца, знают богатырей и многих других былинных и сказочных героев. Современные методы преподавания отечественной истории, литературы, изобразительного искусства и родной речи позволяют преподносить материал интересно, давать детям глубокие знания. Уже в начальной школе учатся описывать увиденное и работают над сочинением по картине «Богатыри». Целями изучения творчества Васнецова со школьной скамьи являются воспитание любви к родине, уважение к её защитникам, а также формирование умения анализировать и составлять текст.
В сочинении по картине Васнецова «Богатыри», как правило:
- Описывается художественное полотно в общем
- Характеризуется каждый из богатырей
- Описывается природа как самостоятельный персонаж
Патриотическая составляющая в этом полотне акцентируется именно на природе: хмурое небо с несущимися тучами над головами зорких богатырей – символ неослабевающей внешней угрозы для русского народа и необходимости всегда быть начеку.
Васнецов – выходец из народа
Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился и вырос в многодетной семье в суровом и живописном Вятском крае. Здесь, среди «мужиков и баб», он любил слушать старинные песни, былины и сказки, которые и сформировали ранние и самые сильные жизненные впечатления будущего художника. Детское восприятие прочных основ жизни народа с их вековыми традициями сыграло решающую роль в становлении Васнецова как певца русского эпоса. «Три богатыря» — картина, ставшая центральным его полотном.
История создания картины «Три богатыря»
Идея написать масштабное полотно с героями русских былин возникла у художника в 1871 году. Обдумывая затею, он сделал карандашный набросок. Спустя целых пять лет повторил то же в красках. Вошедший в мастерскую и увидевший результат Василий Поленов был восхищён. Васнецов же ничего особенного не видел и предложил Поленову забрать себе понравившийся этюд. Однако возмущённый легкомысленным предложением Поленов придумал, как повлиять на друга: он взял с Васнецова слово, что тот подарит ему эскиз после того, как будет готова картина.
Так и было – первый эскиз, сделанный маслом, подарен В.Д. Поленову и сейчас выставлен в его доме-музее. Это произошло только после нанесения Васнецовым финальных штрихов, до которых мастеру понадобилось ещё более 20 лет. В конце апреля 1898 года шедевр, ставший символом русского народа, наконец был закончен.
Описание картины Васнецова «Богатыри»
На фоне широкой равнины, невысоких холмов вдалеке и пасмурного неба, среди жухлой травы и редкой молодой еловой поросли стоят как вкопанные три богатыря.
Это русские былинные герои:
- Илья Муромец – центральная фигура – на огромном вороном коне. Могуч телом и крепок духом. С ладонью, приставленной ко лбу, зорко вглядывается в серую даль. В нём чувствуются спокойствие, уверенность, основательность и простота – богатырь из народа и особо им любим. На левом плече щит, в руке копьё – пока спокойно лежит на холке коня, но в случае опасности в мгновение будет готово к бою. С запястья правой руки свисает булава – грозное оружие в умелых руках. Илья Муромец в доспехах и шлеме – важна каждая деталь для сохранения жизни богатыря в случае схватки. Конь вороной под стать бесстрашному хозяину – косит глазом, налитым кровью. Сбруя – тяжёлая цепь — только так можно обуздать коня, сладить с ним.
- Добрыня Никитич – на картине слева – на белом коне. Изящество кольчуги и драгоценное сияние алого щита говорят о знатном происхождении богатыря. Из былин известно, что это человек зрелый, степенный, обходительный. По возрасту он самый старший из персонажей картины. Рука с наполовину обнажённым мечом готова пустить его в ход в любой момент. Конь также схож характером с хозяином – чутко и внимательно принюхивается к ветру.
- Алёша Попович – справа на картине – на низкорослой каурой лошади. Самый молодой богатырь, удалой весельчак и песенник, в походы возит с собой гусли — отчего бы на привале не спеть и не сыграть для души? Сметлив и ловок этот воин, горяч и стремителен в бою. Лук и стрелы всегда наготове. Рыжая лошадь Алёши Поповича, пощипывая траву, держит уши востро.
Богатыри в дозоре – оглядывают, всё ли в порядке на земле родной, нет ли беды где иль ворога лютого.
Натурщики и пейзаж
Илью Муромца Васнецов писал и с владимирского крестьянина, грузным телом напоминавшего Илью, и с абрамцевского кузнеца, степенного красавца со спокойными глазами, и даже с московского извозчика, «здоровенного детины – вылитого Ильи», по словам художника.
В былинах Добрыня молодой, но Васнецов решил сделать его зрелым. В его образе живописец соединил портретные черты В.Д. Поленова, свои собственные и своего отца.
Алёшу Поповича художник писал с сына мецената Мамонтова, у которого в Абрамцево Васнецов гостил. По словам художника, три могучих дуба, увиденные им здесь из окна, помогли ему передать богатырский дух персонажам.
Натурщики облачались в настоящую одежду воинов Древней Руси, которую для художника выдавали напрокат в Историческом музее.
Васнецов долго думал и над достойным своим богатырям пейзажем. Однажды на прогулке по Абрамцево художник оказался в широком поле, окружённом густым лесом. Вот красота и величие земли русской! Здесь и была построена мастерская, сюда привозили натурщиков и лошадей.
Величие картины
Увидев впервые картину, размер которой 295,3 х 446 см, Третьяков был поражён и молча рассматривал полотно несколько минут. Не раздумывая, он купил впечатляющий шедевр и торопливо перевёз к себе.
Васнецов считал, что кое-что ещё надо подправить и несколько раз приезжал в галерею с кистями, в рабочем халате и прямо в зале, взбираясь на стремянку, делал на полотне мазки, необходимые по его мнению. Это он дорабатывал Добрыню Никитича, изредка поглядывая в зеркальце на себя.
Сжившись с картиной за годы труда, он любил её и с уверенностью мог сказать, что ему действительно удалось выразить свою мечту и веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.
Воссоздав грандиозные по духовной мощи образы защитников Древней Руси, Васнецов выразил своё возвышенное и одновременно гражданское понимание идеала русского народа.
Смотрите также Выбор жизненного пути в картине Васнецова «Витязь на распутье»Описание картины Николая Ге «Что есть истина»«Христос и грешница» Поленова, история шедевраЗапорожцы, письмо, Репин и правда жизни
Каждый раз, посещая Третьяковку, я думаю об этих Великих людях – Художниках, которые донесли до нас нашу историю, наше прошлое. Мы многое знаем благодаря им. Ведь фотография появилась лишь в 19 веке и она была не распространена. А Художники были. Их картины – отражения природы, истории и людей, творивших эту историю и её национальную культуру.
Конечно, есть и летописи и произведения великих писателей, но всегда была потребность не только прочитать, но и увидеть.
Что касается самой Третьяковки, то о ней сказать можно Пушкинскими словами: «Тут русский дух, тут Русью пахнет»
А картина Васнецова «Богатыри» Русью особенно пахнет.
Я уже была почти взрослой, когда впервые попала в эту картинную галерею. Не скажу, что с большим желанием шла туда, нет, желания не было, тем более надо было в мороз выстоять длинную очередь по Лаврушинскому переулку. То было начало шестидесятых.
И вот мы замёрзшие и уставшие входим, наконец, в помещение. Я думала, что это будет простая отбываловка и даже не смотрела по сторонам.
И вдруг, увидела картины с самого детства хорошо знакомые по различным картинкам. Как что-то родное встретилось мне. Их много узнаваемых и среди них «Богатыри» Васнецова. Как вроде бы знаешь картину, видела много раз на репродукциях, но здесь, в подлиннике она просто восхищает. И знакомая и незнакомая. Не ожидала, что она сможет так меня тронуть. А ведь, тронула! Потому и бегу сюда, почти каждый раз бывая в Москве.
Обратила внимания на то, что возле «Богатырей» часто можно увидеть детей, и большинство из них смотрят на картину с таким же восторгом, как и я когда-то, увидев её впервые. Наверное, также поражены незнакомым в знакомом. Но сегодняшней детворе не надо выстаивать очереди, очередей нет, да и залы галереи не переполненные и возле картин можно подолгу постоять и даже посидеть.
А если спросить этих детей после посещения, какая картина произвела на них наибольшее впечатление, то уверена, ответят они: «Богатыри»
А кто изображён на картине? Кто эти БОГАТЫРИ?
Вряд ли кто не знает. Конечно же Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович! Что мы знаем о них? А ведь эти люди не были выдумкой, все трое жили каждый в своё время и только на картине они могли оказаться вместе. И как знать, как выглядели они на самом деле? Этого никто не знает. Васнецов в своём воображении увидел их такими и нам показал. И не ошибся Художник! Потому и стали навсегда эти БОГАТЫРИ символом защитников Отечества.
Вот они! Стоят на границе Руси, смотрят вдаль: а не пробирается ли там к Руси враг поганый? Самый большой – Илья Муромец. Силища необыкновенная и употреблена им во имя добра, правды и защиты Отечества.
Чуть поменьше Добрыня Никитич, а рядом — совсем не похожий на богатыря – Алёша Попович. Не богатырского сложения. А ему и не нужна сила, он её и не демонстрирует. Алёша — отражение совсем других качеств русской души. Поэтичности, созерцательности, ловкости. Не даром нет у него в руках ни меча, ни булавы, ни копья. А всё вооружение только лук да стрелы.
Редко кто из художников обходился без натурщиков. Были натурщики и у Васнецова при написании «Богатырей» Он провёл много времени в поисках моделей, соответствующих его представлению о них.
Для Алёши Поповича ему позировал один из сыновей Саввы Мамонтова Андрей, это родной брат Веруши, хорошо известной нам по картине Серова «Девочка с персиками». В нём увидел Художник Алёшу Поповича. А каким был на самом деле этот Алёша Попович? Этого никто не знает. И отделить то, что было в этом герое правдой, а что вымыслом, тоже никак нельзя.
Д а л е е
Используемые источники:
- https://nauka.club/kulturologiya/opisanie-kartiny-vasnecova-tri-bogatyrya.html
- https://istoriavsem.mirtesen.ru/blog/43787046635/-bogatyiri-vasnetsova-kogda-v-kartine-glavnoe-epichnost
- https://art-assorty.ru/57740-kartina-vasnecova-bogatyri.html
- https://topkartin.ru/kartiny/bogatyri
- https://zen.yandex.com/media/id/5d0d3328c4c11e00af156ea9/bogatyri-vasnecova-byliny-i-istoriia-5d4564d9520a9b00ae8d7c2c