В В В В В В В АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

illjustracija-Gore-ot-uma-Sofja-N-Kuzmin.jpg

Юная красавица Софья Павловна Фамусова является одной из центральных героинь комедии «Горе от ума» Грибоедова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание личности и характера героини, ее отношений с Чацким и Молчалиным.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума» 

Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума», образ, описание (Софья Павловна Фамусова)

Полное имя героини — Софья Павловна Фамусова:

«…Софья Павловна, дочь его…» (цитата из списка действуюших лиц)

Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова, управляющего в каком-то государственном учреждении:

«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действуюших лиц) 

Возраст Софьи Фамусовой — 17 лет:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)

Софья — небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:

«В угодность дочери такого человека…» (Молчалин о Фамусове, действие IV явление 12)

«Кто беден, тот тебе не пара…» (Фамусов о дочери, действие I явление 4)

Она является хорошенькой, прелестной девушкой:

«Да-с, а теперь, 

В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, 

Неподражаемо, и это вам известно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)

«Как Софья Павловна у вас похорошела!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)

«Как хороша!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)

Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:

«Мать умерла: умел я принанять 

В мадам Розье вторую мать. 

Старушку-золото в надзор к тебе приставил: 

Умна была, нрав тихий, редких правил.» (Фамусов о Софье, действие I явление 4)

Софья Фамусова получила традиционное дворянское домашнее образование, она научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки:

«Уж об твоём ли не радели 

Об воспитаньи! с колыбели!..» (Фамусов, действие I явление 4)

«Дались нам эти языки!

Берём же побродяг, и в дом, и по билетам, 

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам! 

Как будто в жёны их готовим скоморохам.» (Фамусов, действие I явление 4)

Она любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано:

«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт, 

Забылись музыкой, и время шло так плавно…» (действие I явление 5)

«…в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою…» (слова автора, действие I явление 1) 

«То флейта слышится, то будто фортопьяно; 

Для Софьи слишком было б рано??.» (Фамусов слышит музыку в комнате Софьи, действие I явление 2)

У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого:

«Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему…» (Чацкий о качествах Софьи, действие III явление 1)

Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):

«Всё по-французски, вслух, читает запершись…» (Лиза о Софье, действие I явление 2)

Софья является ветреной барышней, которая не дорожит никем из своих ухажеров, по мнению Чацкого:

«…Я очень ветрено, быть может, поступила, 

И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)

«Ей всё равно, другой ли, я ли, 

Никем по совести она не дорожит…» (Чацкий о Софье, действие IV явление 10)

«…Любила Чацкого когда-то, 

Меня разлюбит, как его…» (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)

Она называет себя решительной девушкой:

«…Молчите, я на всё решусь…» (Софья о себе, действие IV явление 12)

«…Я криком разбужу всех в доме 

И погублю себя и вас…» (Софья о себе и Молчалине, действие IV явление 12)

«Вы знаете, что я собой не дорожу…» (Софья о себе, действие IV явление 12)

Софья не считает себя трусливой девушкой в повседневной жизни:

«Однако о себе скажу,

Что не труслива. Так бывает,

Карета свалится, — подымут: я опять

Готова сызнова скакать;

Но всё малейшее в других меня пугает…»(Софья о себе, действие II явление 9) 

Софья с детства знает главного героя пьесы — Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов взял мальчика к себе на воспитание. В результате Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе и были друзьями:

«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; 

Привычка вместе быть день каждый неразлучно 

Связала детскою нас дружбой…» (Софья, действие I явление 5)

Софья когда-то была влюблена в Чацкого, но после его отъезда она увлеклась Молчалиным:

«…Я очень ветрено, быть может, поступила, 

И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)

«…Любила Чацкого когда-то, 

Меня разлюбит, как его…» (слова Молчалина, действие IV явление 12) 

«…Молчалин! как во мне рассудок цел остался! 

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..» (Софья беспокоится о Молчалине, действие II явление 11)

Чацкий проводит в путешествиях три года и внезапно возращается в Москву. Он надеется, что Софья по-прежнему любит его. Сам Чацкий признается ей, что все эти три года дышал и жил этой любовью к Софье:

«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, 

Которые во мне ни даль не охладила, 

Ни развлечения, ни перемена мест. 

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие I явление 14)

Вернувшись в Москву, Чацкий признается Софье в том, что любит ее без памяти:

«…И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление VII)

Софья же искренне влюблена в Молчалина и не замечает, что тот просто использует ее, чтобы продвигаться по службе. В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за ее служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:

«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

Когда Софья узнает об обмане Молчалина, ей становится стыдно за свою доверчивость:

«Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.» (действие IV явление 12) 

«Не продолжайте, я виню себя кругом. 

Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

В этот же вечер Чацкий узнает, что его любимая Софья уже некоторое время влюблена в Молчалина и тайно встречается с ним. Чацкому неприятно, что Софья променяла его на Молчалина. 

Фамусов, не разобравшись в ситуации, решает, что у Софьи романтические отношения с Чацким, а не с Молчалиным. Старик называет дочь «страмницей» и «бесстыдницей» и упрекает ее в том, что этим она похожа на свою покойную мать. Разгневанный Фамусов отчитывает Чацкого и просит его больше не бывать у них:

«Дочь, Софья Павловна! страмница! 

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, 

Как мать ее, покойница жена. 

Бывало я с дражайшей половиной 

Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!» (Фамусов о дочери, действие IV явление 14)

Разъяренный Фамусов также собирается наказать дочь за ее легкомысленное поведение с мужчинами, отправив ее в деревню к тетке в Саратов: 

«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. 

Подалее от этих хватов, 

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» (Фамусов — Софье, действие IV явление 14)  

Разочаровавшись в Софье и в целом в высшем обществе, Чацкий решает уехать из города. Молчалин же выходит невредимым из этого скандала.  

Критика о Софье в комедии «Горе от ума»

П. А. Вяземский о Софье:

«…Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…> …в Софии нет … завлекательных и порабощающих прелестей. Она просто халда, как мы назвали ее. 

И чтобы убедить в правильности нашего присуждения стоит только проследить времяпрепровождение ее в течение суток, предъявленных автором на сцене. Одну ночь проводит она в спальне своей с глазу на глаз с Молчалиным, днем сказывается больною, чтобы не идти обедать с отцом и приказывает горничной своей позвать к ней Молчалина …, на следующую ночь застаем ее как по лестнице крадется она сверху к Молчалину. Не говорим уже о том что заключает в себе противного и оскорбительного для чувства самого не строгого и не взыскательного благоприличия такое бесстыдное и ночное поведение девицы; умалчиваем о том, как подобные картины недостойны истинной комедии… <…>

«…Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна: но Чацкий разгадывает ее только в последней сцене.» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

Н. И. Надеждин о Софье:

«…Сколь ни зыбко обрисована в самой комедии физиономия Софьи Павловны, больше, однако, причин согласиться, что в ней предполагалось изобразить идеал московской барышни, девы, с чувствованиями невысокими, но с желаниями сильными, едва воздерживаемыми светским приличием. 

Романической девушкой, как полагают некоторые, она быть никак не может: ибо, в самом пылком исступлении воображения, невозможно замечтаться до того, чтоб отдать душу и сердце кукле Молчалину… <…> 

В последнем действии … негодование озлобленной любви и гордости возвышает положение Софьи Павловны до некоторого достоинства…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.) 

Е. Цимбаева о Софье:

«Каким же характером надо обладать барышне, чтобы принимать у себя мужчину со страшным риском для репутации и всего будущего? страстностью? тягой к опасности? Грибоедов рисовал значительно более необычный образ. На это указывают те же самые слова ремарки: «слышно фортопияно с флейтою». Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов… <…> …взорвался бы от ярости и снёс дверь, если бы предположил, что на флейте в комнате дочери играет не она, а кто-то другой. Однако отец не удивлён — значит, Софья умеет хоть немного играть на флейте. Это — ярчайшая авторская характеристика! Флейта — чисто мужской музыкальный инструмент, барышень никогда не учили играть на флейте! У Софьи нет братьев, так что она училась флейте не из подражания, она сама должна была потребовать инструмент и учителя. 

Это, конечно… проявление незаурядного характера. Рано лишившаяся матери и даже гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, Софья привыкла быть хозяйкой в доме. <…> 

В своём стремлении к независимости и пренебрежении приличиями Софья впадает в прямую грубость, и ядовитая реплика графини-внучки совершенно заслуженна: как хозяйка дома она обязана была встречать гостей, а не предоставлять им занимать друг друга. По пути к независимости Софья продвинулась недалеко: играет на флейте и сама хочет выбрать себе мужа. 

Актрисам следовало бы придавать манерам Софьи некоторую мальчишескую свободу или резкость… только без романтического ореола. Софья, например, говорит о себе, что «не труслива», хотя барышне не полагалось гордиться храбростью. <…> 

Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013) 

Это был цитатный образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание внешности и характера Софьи Павловны Фамусовой, ее отношений с Чацким и Молчалиным.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Это замечательное произведение написал Александр Сергеевич Грибоедов. Оно является одним из лучших в классической литературе.

Цитаты Чацкого:

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Я езжу к женщинам, да только не за этим.

А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.

Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?

Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож.

Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?

Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!

Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.

Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.

Мне в петлю лезть, а ей смешно

Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье!

Свежо предание, а верится с трудом.

Цитаты Фамусова:

Не весел я! В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.

Ба! знакомые все лица!

Что говорит! и говорит, как пишет!

Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.

А вас, сударь, прошу я толком туда не жаловать ни прямо, ни проселком!

Тут все есть, коли нет обмана: И черти и любовь, и страхи и цветы.

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты?.

Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Бывают странны сны, а наяву страннее.

Кто беден, тот тебе не пара.

Был высочайшею пожалован улыбкой.

Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!

Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?

Цитаты Софьи:

Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.

Герой не моего романа.

Делить со всяким можно смех.

Что мне молва? Кто хочет, так и судит.

Он слова умного не выговорил сроду, — Мне всё равно, что за него, что в воду!

Счастливые часов не наблюдают.

Не помню ничего, не докучайте мне. Воспоминания! Как острый нож оне.

Подумаешь, как счастье своенравно!

Цитаты Лизоньки:

У девушек сон утренний так тонок.

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

И кто влюблен — на все готов.

Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.

Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

И золотой мешок, и метит в генералы.

Зашла беседа ваша за ночь.

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!

Цитаты Молчалина:

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Свой талант у всех.

Не повредила бы нам откровенность эта.

Частенько там мы покровительство находим, где не метим.

Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри.

День за день, нынче, как вчера.

  • А впрочем, он дойдет до степеней известных

    Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):

    А впрочем, он дойдет до степеней известных,  Ведь нынче любят бессловесных.  
  • А потому, что патриотки.

    Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):

    А дочек кто видал, всяк голову повесь!..  Французские романсы вам поют  И верхние выводят нотки,  К военным людям так и льнут,  А потому, что патриотки.  
  • А смешивать два эти ремесла / Есть тьма искусников — я не из их числа

    Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):

    Когда в делах — я от веселий, прячусь;  Когда дурачиться — дурачусь;  А смешивать два эти ремесла  Есть тьма искусников — я не из их числа.   
  • А судьи кто?

    Слова Чацкого (д.2, явл.5):

    А судьи кто? - За древностию лет  К свободной жизни их вражда непримирима,  Сужденья черпают из забытых газет  Времен очаковских и покоренья Крыма.   
  • Ах, злые языки страшнее пистолета

    Слова Молчалина (д. 2, явл. 11).

  • Ба! знакомые все лица

    Слова Фамусова. (д. 4, явл. 14).

  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

    Слова Чацкого (д. 1, явл. 7).

  • Бывают странны сны, а наяву страннее

    Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).

  • В деревню, в глушь, в Саратов!

    Слова Фамусова, обращенные к дочери (д. 4, явл. 14):

    Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;  Подал ее от этих хватов.  В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,  Там будешь горе горевать,  За пяльцами сидеть, за святцами зевать.  
  • В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь

    Слова Молчалина (д. 3, явл. 3).

  • Век нынешний и век минувший

    Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):

    Как посравнить, да посмотреть   Век нынешний и век минувший:   Свежо предание, а верится с трудом.  
  • Взгляд и нечто

    Слова Репетилова (д. 4, явл. 4):

    В журналах можешь ты, однако, отыскать   Его отрывок, взгляд и нечто.   О чем бишь Нечто? — Обо всем.  
  • Влеченье, род недуга

    Слова Репетилова, обращенные к Чацкому (д. 4, явл. 4):

    Пожалуй, смейся надо мною...  А у меня к тебе влеченье, род недуга,  Любовь какая-то и страсть,  Готов я душу прозакласть,  Что в мире не найдешь себе такого друга.  
  • Времен очаковских и покоренья Крыма

    Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):

    А судьи кто? — За древностию лет   К свободной жизни их вражда непримирима.   Сужденья черпают из забытых газет   Времен Очаковских и покоренья Крыма.  
  • Всё врут календари

    Слова старухи Хлестовой (д. 3, явл. 21).

  • Вы, нынешние, ну-тка!

    Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (д. 2, явл. 2).

  • Где, укажите нам, отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы?

    (действ. 2, явл. 5).

  • Герой не моего романа

    Слова Софьи (д. 3, явл. 1):

    Ч а ц к и й  Но Скалозуб? Вот загляденье:   За армию стоит горой,   И прямизною стана,   Лицом и голосом — герой...  С о ф ь я  Не моего романа.  
  • Да, водевиль есть вещь, а прочее все гиль

    Слова Репетилова (д. 4, явл. 6)

  • Да умный человек не может быть не плутом

    Слова Репетилова (д. 4, явл. 4), который говорит об одном из своих товарищей:

    Ночной разбойник, дуэлист,  В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,  И крепко на руку нечист;  Да умный человек не может быть не плутом.  Когда ж об честности высокой говорит,  Каким-то демоном внушаем:  Глаза в крови, лицо горит,   Сам плачет, и мы все рыдаем.  
  • Дверь отперта для званных и незванных

    Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):

    Дверь отперта для званных и незванных,   Особенно из иностранных.  
  • День за день, завтра (нынче), как вчера

    Слова Молчалина (действ. 3, явл. 3):

    Ч а ц к и й  А прежде как живали?  М о л ч ал и н  День задень, завтра, как вчера.  Ч а ц к и й  К перу от карт? И к картам от пера?..  
  • Дистанция огромного размера
  • Для больших оказий

    Скалозуб произносит речь относительно планов по В«реформеВ» системы образования в России (д. 3, явл. 21):

    Я вас обрадую: всеобщая молва,   Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;   Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;   А книги сохранят так: для больших оказий.  

В 

Дома новы, но предрассудки стары

Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):

Дома новы, но предрассудки стары.  Порадуйтесь, не истребят  Ни годы их, ни моды, ни пожары.  

</li>Есть от чего в отчаянье прийти

Чацкий, прерывая Репетилова, говорит ему (д. 4, явл. 4):

Послушай, ври, да знай же меру;   Есть от чего в отчаянье прийти.  

</li>И вот — общественное мнение!

Слова Чацкого (д. 4, явл. 10):

Через какое колдовство  Нелепость обо мне все в голос повторяют!  Чье это сочиненье!  Поверили глупцы, другим передают,  Старухи вмиг тревогу бьют —  И вот общественное мненье!  

</li>И дым отечества нам сладок и приятен

Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):

Опять увидеть их мне суждено судьбой!   Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?   Когда ж постранствуешь, воротишься домой,   И дым отечества нам сладок и приятен.  

</li>Кричали женщины: ура! /И в воздух чепчики бросали

Слова Чацкого (д. 2, явл. 5).

</li>Мильон терзаний

Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):

Да, мочи нет: мильон терзаний  Груди от дружеских тисков,  Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,  А пуще голове от всяких пустяков.  

</li>Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь

Слова горничной Лизы (д. 1, явл. 2):

Ах, от господ подалей;  У них беды себе на всякий час готовь,  Минуй нас пуще всех печалей  И барский гнев, и барская любовь.  

</li>Молчалины блаженствуют на свете!

Слова Чацкого (д. 4, явл. 13).

</li>На всех московских есть особый отпечаток

Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).

</li>Не поздоровится от этаких похвал

Слова Чацкого (д. 3, явл. 10).

</li>Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок

Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).

</li>Ну, как не порадеть родному человечку?

Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):

Как станешь представлять к крестишкули, к местечку,   Ну, как не порадеть родному человечку?  

</li>О Байроне, ну о матерьях важных

Репетилов рассказывает Чацкому о В«тайных собранияхВ» некоего В«серьезнейшего союзаВ» (д. 4, явл. 4):

Вслух громко говорим, никто не разберет.   Я сам, как схватятся о камерах, присяжных,   О Байроне, ну о матерьях важных,   Частенько слушаю, не разжимая губ;   Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.  

</li>Подписано, так с плеч долой

Слова Фамусова, обращенные к его секретарю Молчалину, который принес бумаги, требующие особого рассмотрения и подписи (д. 1, явл. 4):

Боюсь, сударь, я одного смертельно,   Чтоб множество не накоплялось их;   Дай волю вам, оно бы и засело;   А у меня что дело, что не дело,   Обычай мой такой:   Подписано, так с плеч долой.  

</li>Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!

Слова Чацкого (д. 4, явл. 14):

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!   Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,   Где оскорбленному есть чувству уголок!   Карету мне! Карету!  

</li>Помилуйте, мы с вами не ребята, / Зачем же мнения чужие только святы?

Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).

</li>Послушай, ври, да знай же меру!

Слова Чацкого, обращенные к Репетилову (д. 4, явл. 4).

</li>Поспорят, пошумят и разойдутся

Слова Фамусова (д. 2, явл. 5) о старичках-фрондерах, которые придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему;   Поспорят, пошумят и... разойдутся.  

</li>Пофилософствуй — ум вскружится

Слова Фамусова (д. 2, явл. 1):

Куда как чуден создан свет!   Пофилософствуй — ум вскружится;   То бережешься, то обед:   Ешь три часа, а в три дни не сварится!  

</li>При мне служащие чужие очень редки; / Все больше сестрины, свояченицы детки

Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).

</li>

В 

В 

Привыкли верить мы, / Что нам без немцев нет спасенья

Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):

Как с ранних пор привыкли верить мы,   Что нам без немцев нет спасенья!  

</li>Прошедшего житья подлейшие черты

Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):

И где не воскресят клиенты-иностранцы   Прошедшего житья подлейшие черты.  

</li>Рабское, слепое подражанье

Чацкий об обожании всего иностранного:

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух  Пустого, рабского, слепого подражанья.  

</li>Рассудку вопреки, наперекор стихиям

Слова Чацкого (д. 3, явл. 22), который говорит о В«чужевластье модВ», заставляющих россиян перенимать европейскую одежду — В«рассудку вопреки, наперекор стихиямВ».

</li>Свежо предание, а верится с трудом

Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):

Как посравнить, да посмотреть   Век нынешний и век минувший:   Свежо предание, а верится с трудом.  

</li>Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой

Слова Фамусова о московских барышнях (д. 2, явл. 5).

</li>Служить бы рад, прислуживаться тошно

Слова Чацкого (д. 2, явл. 2).

Ф а м у с о в   Сказал, бы я, во-первых: не блажи,   Именьем, брат, не управляй оплошно,   А, главное, поди-тка послужи.  Ч а ц к и й   Служить бы рад, прислуживаться тошно.  Ф а м у с о в   Вот то-то, все вы гордецы!   Спросили бы, как делали отцы?   Учились бы, на старших глядя...  

</li>Смешенье языков: французского с нижегородским

Слова Чацкого, который иронизирует над галломанией русского дворянства, которая часто сочеталась с плохим знанием того же французского языка (д. 1, явл. 7):

Здесь нынче тон каков?  На съездах, на больших, по праздникам приходским?  Господствует еще смешенье языков:   Французского с нижегородским?  

</li>Счастливые часов не наблюдают

Слова Софьи (д. 1, явл. 4):

Л и з а   Смотрите на часы, взгтяните-ка в окно:   Валит народ по улицам давно;   А в доме стук, ходьба, метут и убирают.  С о ф ь я   Счастливые часов не наблюдают.  

</li>Сюда я больше не ездок!

Слова последнего монолога Чацкого (д. 4, явл. 14):

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!   Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,   Где оскорбленному есть чувству уголок...   Карету мне, карету!  

</li>Там хорошо, где нас нет

Разговор Софьи и Чацкого:

С о ф ь я   Гоненье на Москву! Что значит видеть свет!   Где ж лучше?  Ч а ц к и й    Где нас нет.  

</li>Тот скажи любви конец, / Кто на три года в даль уедет

Слова Чацкого (д. 2, явл. 14).

</li>Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь

Слова Фамусова (д. 3, явл. 21).

</li>Ум с сердцем не в ладу

Так Чацкийий говорит о себе в разговоре с Софьей (д. 1, явл.7)

</li>Умеренность и аккуратность

Слова Молчалина, который так описывает главные достоинства своего характера (д. 3, явл. 3).

</li>Ученье — вот чума; ученость — вот причина

Слова Фамусова (д. 3, явл. 21):

Ну вот, великая беда,  Что выпьет лишнее мужчина!  Ученье — вот чума; ученость — вот причина.  

</li>Учились бы, на старших глядя

Слова Фамусова (д. 2, явл. 2):

Спросили бы, как делали отцы?   Учились бы, на старших глядя.  

</li>Фельдфебеля в Вольтеры дать

Слова Скалозуба (д. 2, явл. 5):

Я князь — Григорию и вам   Фельдфебеля в Вольтеры дам,   Он в три шеренги вас построит,  А пикнете, так мигом успокоит.  

</li>Французик из Бордо

Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):

В той комнате незначащая встреча:  Французик из Бордо, надсаживая грудь,  Собрал вокруг себя род веча  И сказывал, как снаряжался в путь  В Россию, к варварам, со страхом и слезами...  

</li>Числом поболее, ценою подешевле

Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):

Хлопочут набирать учителей полки   Числом поболее, ценою подешевле.  

</li>Что говорит! и говорит, как пишет!

Слова Фамусова о Чацком (д. 2, явл. 2).

</li>Что за комиссия, создатель, / Быть взрослой дочери отцом!

Слова Фамусова (д. 1,явл. 10).

Здесь В«комиссияВ» — от французскоко слова commission, означающего В«поручениеВ» (обязанность).

</li>Что скажет Марья Алексевна?

Слова Фамусова — финальная фраза пьесы (д. 4, явл. 15):

Ах, боже мой! Что станет говорить   Княгиня Марья Алексевна!  

</li>Что слово — приговор!

Слова Фамусова:

А наши старики? как их возьмет задор,   Засудят о делах: что слово — приговор!  

</li>Чтобы иметь детей, / Кому ума недоставало?

Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!   А чем не муж? Ума в нем только мало;   Но, чтоб иметь детей,   Кому ума недоставало...  

</li>Шел в комнату, попал в другую

Фамусов, застав Молчалина около комнаты Софьи, сердито спрашивает его (д. 1, явл. 4): В«Ты здесь, сударь, к чему?В» Софья, оправдывая присутствие Молчалина, говорит отцу:

Я гнева вашего никак не растолкую,   Он в доме здесь живет, великая напасть!   Шел в комнату, попал в другую.  

</li>Шумим, братец, шумим!

Слова Репетилова (дейст. 4, явл. 4):

Ч а ц к и й   Да из чего, скажи, беснуетесь вы столько?  Р е п е т и л о в   Шумим, братец, шумим...  Ч а ц к и й   Шумите вы — и только?..  

</li>Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых

Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).

</li>Я странен, а не странен кто ж?

Слова Чацкого (д. 3, явл. 1):

Я странен, а не странен кто ж?   Тот, кто на всех глупцов похож;   Молчалин, например...  

</li></ul>

В 

в–єЧитайте также статьи критиков о комедии Грибоедова В«Горе от умаВ»:

В. Белинский. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

В 

В 

«Горе от ума» Цитаты Чацкого

  • Карету мне, карету!
  • А судьи кто?
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • Свежо предание, а верится с трудом.
  • Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле?
  • Кто служит делу, а не лицам…
  • О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?
  • Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
  • Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье!
  • Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
  • Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
  • А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
  • Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, — а беды медленьем не избыть.
  • Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.
  • Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.
  • А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
  • Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
  • Послушай! Ври, да знай же меру.
  • И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
  • Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых.
  • Молчалины блаженствуют на свете!
  • Мне в петлю лезть, а ей смешно.
  • Судьба любви — играть ей в жмурки.
  • Я езжу к женщинам, да только не за этим.

В В 

«Горе от ума» Цитаты Фамусова

  • Кто беден, тот тебе не пара.
  • Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
  • Подписано, так с плеч долой.
  • Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.
  • Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
  • Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.
  • Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.
  • Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.
  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
  • Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.
  • Не весел я!.. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!
  • Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.
  • Тогда не то, что ныне.
  • Бывают странны сны, а наяву страннее.
  • Ба! знакомые все лица!
  • Хоть душу отпусти на покаянье!
  • Что говорит! и говорит, как пишет!
  • И знать вас не хочу, разврата не терплю.

В 

«Горе от ума» Цитаты Софьи

  • Счастливые часов не наблюдают.
  • Делить со всяким можно смех.
  • А горе ждет из-за угла.
  • Мне все равно, что за него, что в воду.
  • Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд…
  • В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
  • Да этакий ли ум семейство осчастливит…
  • Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
  • Подумаешь, как счастье своенравно!
  • Шел в комнату, попал в другую.

В 

«Горе от ума» Цитаты Лизы

  • Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!
  • Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.
  • И золотой мешок, и метит в генералы.
  • Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!
  • Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

В 

«Горе от ума» Цитаты Молчалина

  • День за день, нынче, как вчера.
  • Ах! злые языки страшнее пистолета.
  • В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
  • Так: частенько там мы покровительство находим, где не метим.
  • Свой талант у всех.
  • Не повредила бы нам откровенность эта.

В 

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-sofja-gore-ot-uma-griboedov.html
  • https://bestcitations.ru/zitati-iz-knig/citaty-iz-gore-ot-uma
  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/56-analiz_komedii_griboedova_gore_ot_uma/stages/2194-aforizmy__krylatye_slova_i_vyrazheniya_v_komedii_griboedova_gore_ot_uma.html
  • http://moudrost.ru/film/gore-ot-uma.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт