Содержание
- 1 Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума», образ, описание (Софья Павловна Фамусова)
- 2 Критика о Софье в комедии «Горе от ума»
- 3 Цитаты Чацкого:
- 4 Цитаты Фамусова:
- 5 Цитаты Софьи:
- 6 Цитаты Лизоньки:
- 7 Цитаты Молчалина:
- 8 «Горе от ума» Цитаты Чацкого
- 9 «Горе от ума» Цитаты Фамусова
- 10 «Горе от ума» Цитаты Софьи
- 11 «Горе от ума» Цитаты Лизы
- 12 «Горе от ума» Цитаты Молчалина
![]() |
Юная красавица Софья Павловна Фамусова является одной из центральных героинь комедии «Горе от ума» Грибоедова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание личности и характера героини, ее отношений с Чацким и Молчалиным.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума», образ, описание (Софья Павловна Фамусова)
Полное имя героини — Софья Павловна Фамусова:
«…Софья Павловна, дочь его…» (цитата из списка действуюших лиц)
Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова, управляющего в каком-то государственном учреждении:
«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действуюших лиц)
Возраст Софьи Фамусовой — 17 лет:
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)
Софья — небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:
«В угодность дочери такого человека…» (Молчалин о Фамусове, действие IV явление 12)
«Кто беден, тот тебе не пара…» (Фамусов о дочери, действие I явление 4)
Она является хорошенькой, прелестной девушкой:
«Да-с, а теперь,
В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)
«Как Софья Павловна у вас похорошела!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)
«Как хороша!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)
Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:
«Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.» (Фамусов о Софье, действие I явление 4)
Софья Фамусова получила традиционное дворянское домашнее образование, она научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки:
«Уж об твоём ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!..» (Фамусов, действие I явление 4)
«Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам.» (Фамусов, действие I явление 4)
Она любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано:
«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,
Забылись музыкой, и время шло так плавно…» (действие I явление 5)
«…в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою…» (слова автора, действие I явление 1)
«То флейта слышится, то будто фортопьяно;
Для Софьи слишком было б рано??.» (Фамусов слышит музыку в комнате Софьи, действие I явление 2)
У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого:
«Быть может, качеств ваших тьму,
Любуясь им, вы придали ему…» (Чацкий о качествах Софьи, действие III явление 1)
Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):
«Всё по-французски, вслух, читает запершись…» (Лиза о Софье, действие I явление 2)
Софья является ветреной барышней, которая не дорожит никем из своих ухажеров, по мнению Чацкого:
«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)
«Ей всё равно, другой ли, я ли,
Никем по совести она не дорожит…» (Чацкий о Софье, действие IV явление 10)
«…Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его…» (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)
Она называет себя решительной девушкой:
«…Молчите, я на всё решусь…» (Софья о себе, действие IV явление 12)
«…Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас…» (Софья о себе и Молчалине, действие IV явление 12)
«Вы знаете, что я собой не дорожу…» (Софья о себе, действие IV явление 12)
Софья не считает себя трусливой девушкой в повседневной жизни:
«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать;
Но всё малейшее в других меня пугает…»(Софья о себе, действие II явление 9)
Софья с детства знает главного героя пьесы — Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов взял мальчика к себе на воспитание. В результате Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе и были друзьями:
«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой…» (Софья, действие I явление 5)
Софья когда-то была влюблена в Чацкого, но после его отъезда она увлеклась Молчалиным:
«…Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)
«…Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его…» (слова Молчалина, действие IV явление 12)
«…Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..» (Софья беспокоится о Молчалине, действие II явление 11)
Чацкий проводит в путешествиях три года и внезапно возращается в Москву. Он надеется, что Софья по-прежнему любит его. Сам Чацкий признается ей, что все эти три года дышал и жил этой любовью к Софье:
«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие I явление 14)
Вернувшись в Москву, Чацкий признается Софье в том, что любит ее без памяти:
«…И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление VII)
Софья же искренне влюблена в Молчалина и не замечает, что тот просто использует ее, чтобы продвигаться по службе. В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за ее служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:
«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)
Когда Софья узнает об обмане Молчалина, ей становится стыдно за свою доверчивость:
«Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.» (действие IV явление 12)
«Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)
В этот же вечер Чацкий узнает, что его любимая Софья уже некоторое время влюблена в Молчалина и тайно встречается с ним. Чацкому неприятно, что Софья променяла его на Молчалина.
Фамусов, не разобравшись в ситуации, решает, что у Софьи романтические отношения с Чацким, а не с Молчалиным. Старик называет дочь «страмницей» и «бесстыдницей» и упрекает ее в том, что этим она похожа на свою покойную мать. Разгневанный Фамусов отчитывает Чацкого и просит его больше не бывать у них:
«Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало я с дражайшей половиной
Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!» (Фамусов о дочери, действие IV явление 14)
Разъяренный Фамусов также собирается наказать дочь за ее легкомысленное поведение с мужчинами, отправив ее в деревню к тетке в Саратов:
«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» (Фамусов — Софье, действие IV явление 14)
Разочаровавшись в Софье и в целом в высшем обществе, Чацкий решает уехать из города. Молчалин же выходит невредимым из этого скандала.
Критика о Софье в комедии «Горе от ума»
П. А. Вяземский о Софье:
«…Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…> …в Софии нет … завлекательных и порабощающих прелестей. Она просто халда, как мы назвали ее.
И чтобы убедить в правильности нашего присуждения стоит только проследить времяпрепровождение ее в течение суток, предъявленных автором на сцене. Одну ночь проводит она в спальне своей с глазу на глаз с Молчалиным, днем сказывается больною, чтобы не идти обедать с отцом и приказывает горничной своей позвать к ней Молчалина …, на следующую ночь застаем ее как по лестнице крадется она сверху к Молчалину. Не говорим уже о том что заключает в себе противного и оскорбительного для чувства самого не строгого и не взыскательного благоприличия такое бесстыдное и ночное поведение девицы; умалчиваем о том, как подобные картины недостойны истинной комедии… <…>
«…Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна: но Чацкий разгадывает ее только в последней сцене.» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
Н. И. Надеждин о Софье:
«…Сколь ни зыбко обрисована в самой комедии физиономия Софьи Павловны, больше, однако, причин согласиться, что в ней предполагалось изобразить идеал московской барышни, девы, с чувствованиями невысокими, но с желаниями сильными, едва воздерживаемыми светским приличием.
Романической девушкой, как полагают некоторые, она быть никак не может: ибо, в самом пылком исступлении воображения, невозможно замечтаться до того, чтоб отдать душу и сердце кукле Молчалину… <…>
В последнем действии … негодование озлобленной любви и гордости возвышает положение Софьи Павловны до некоторого достоинства…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)
Е. Цимбаева о Софье:
«Каким же характером надо обладать барышне, чтобы принимать у себя мужчину со страшным риском для репутации и всего будущего? страстностью? тягой к опасности? Грибоедов рисовал значительно более необычный образ. На это указывают те же самые слова ремарки: «слышно фортопияно с флейтою». Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов… <…> …взорвался бы от ярости и снёс дверь, если бы предположил, что на флейте в комнате дочери играет не она, а кто-то другой. Однако отец не удивлён — значит, Софья умеет хоть немного играть на флейте. Это — ярчайшая авторская характеристика! Флейта — чисто мужской музыкальный инструмент, барышень никогда не учили играть на флейте! У Софьи нет братьев, так что она училась флейте не из подражания, она сама должна была потребовать инструмент и учителя.
Это, конечно… проявление незаурядного характера. Рано лишившаяся матери и даже гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, Софья привыкла быть хозяйкой в доме. <…>
В своём стремлении к независимости и пренебрежении приличиями Софья впадает в прямую грубость, и ядовитая реплика графини-внучки совершенно заслуженна: как хозяйка дома она обязана была встречать гостей, а не предоставлять им занимать друг друга. По пути к независимости Софья продвинулась недалеко: играет на флейте и сама хочет выбрать себе мужа.
Актрисам следовало бы придавать манерам Софьи некоторую мальчишескую свободу или резкость… только без романтического ореола. Софья, например, говорит о себе, что «не труслива», хотя барышне не полагалось гордиться храбростью. <…>
Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)
Это был цитатный образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание внешности и характера Софьи Павловны Фамусовой, ее отношений с Чацким и Молчалиным.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
Это замечательное произведение написал Александр Сергеевич Грибоедов. Оно является одним из лучших в классической литературе.
Цитаты Чацкого:
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож.
Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.
Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.
Мне в петлю лезть, а ей смешно
Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье!
Свежо предание, а верится с трудом.
Цитаты Фамусова:
Не весел я! В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!
Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
Ба! знакомые все лица!
Что говорит! и говорит, как пишет!
Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.
А вас, сударь, прошу я толком туда не жаловать ни прямо, ни проселком!
Тут все есть, коли нет обмана: И черти и любовь, и страхи и цветы.
Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты?.
Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Бывают странны сны, а наяву страннее.
Кто беден, тот тебе не пара.
Был высочайшею пожалован улыбкой.
Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!
Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?
Цитаты Софьи:
Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.
Герой не моего романа.
Делить со всяким можно смех.
Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
Он слова умного не выговорил сроду, — Мне всё равно, что за него, что в воду!
Счастливые часов не наблюдают.
Не помню ничего, не докучайте мне. Воспоминания! Как острый нож оне.
Подумаешь, как счастье своенравно!
Цитаты Лизоньки:
У девушек сон утренний так тонок.
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!
И кто влюблен — на все готов.
Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.
Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?
И золотой мешок, и метит в генералы.
Зашла беседа ваша за ночь.
Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!
Цитаты Молчалина:
В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Свой талант у всех.
Не повредила бы нам откровенность эта.
Частенько там мы покровительство находим, где не метим.
Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри.
День за день, нынче, как вчера.
-
А впрочем, он дойдет до степеней известных
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
-
А потому, что патриотки.
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):
А дочек кто видал, всяк голову повесь!.. Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому, что патриотки.
-
А смешивать два эти ремесла / Есть тьма искусников — я не из их числа
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):
Когда в делах — я от веселий, прячусь; Когда дурачиться — дурачусь; А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников — я не из их числа.
-
А судьи кто?
Слова Чацкого (д.2, явл.5):
А судьи кто? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма.
-
Ах, злые языки страшнее пистолета
Слова Молчалина (д. 2, явл. 11).
-
Ба! знакомые все лица
Слова Фамусова. (д. 4, явл. 14).
-
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7).
-
Бывают странны сны, а наяву страннее
Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).
-
В деревню, в глушь, в Саратов!
Слова Фамусова, обращенные к дочери (д. 4, явл. 14):
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; Подал ее от этих хватов. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, Там будешь горе горевать, За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
-
В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь
Слова Молчалина (д. 3, явл. 3).
-
Век нынешний и век минувший
Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):
Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом.
-
Взгляд и нечто
Слова Репетилова (д. 4, явл. 4):
В журналах можешь ты, однако, отыскать Его отрывок, взгляд и нечто. О чем бишь Нечто? — Обо всем.
-
Влеченье, род недуга
Слова Репетилова, обращенные к Чацкому (д. 4, явл. 4):
Пожалуй, смейся надо мною... А у меня к тебе влеченье, род недуга, Любовь какая-то и страсть, Готов я душу прозакласть, Что в мире не найдешь себе такого друга.
-
Времен очаковских и покоренья Крыма
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):
А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.
-
Всё врут календари
Слова старухи Хлестовой (д. 3, явл. 21).
-
Вы, нынешние, ну-тка!
Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (д. 2, явл. 2).
-
Где, укажите нам, отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы?
(действ. 2, явл. 5).
-
Герой не моего романа
Слова Софьи (д. 3, явл. 1):
Ч а ц к и й Но Скалозуб? Вот загляденье: За армию стоит горой, И прямизною стана, Лицом и голосом — герой... С о ф ь я Не моего романа.
-
Да, водевиль есть вещь, а прочее все гиль
Слова Репетилова (д. 4, явл. 6)
-
Да умный человек не может быть не плутом
Слова Репетилова (д. 4, явл. 4), который говорит об одном из своих товарищей:
Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, И крепко на руку нечист; Да умный человек не может быть не плутом. Когда ж об честности высокой говорит, Каким-то демоном внушаем: Глаза в крови, лицо горит, Сам плачет, и мы все рыдаем.
-
Дверь отперта для званных и незванных
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):
Дверь отперта для званных и незванных, Особенно из иностранных.
-
День за день, завтра (нынче), как вчера
Слова Молчалина (действ. 3, явл. 3):
Ч а ц к и й А прежде как живали? М о л ч ал и н День задень, завтра, как вчера. Ч а ц к и й К перу от карт? И к картам от пера?..
- Дистанция огромного размера
-
Для больших оказий
Скалозуб произносит речь относительно планов по В«реформеВ» системы образования в России (д. 3, явл. 21):
Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.
В
Дома новы, но предрассудки стары
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):
Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары.
</li>Есть от чего в отчаянье прийти
Чацкий, прерывая Репетилова, говорит ему (д. 4, явл. 4):
Послушай, ври, да знай же меру; Есть от чего в отчаянье прийти.
</li>И вот — общественное мнение!
Слова Чацкого (д. 4, явл. 10):
Через какое колдовство Нелепость обо мне все в голос повторяют! Чье это сочиненье! Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют — И вот общественное мненье!
</li>И дым отечества нам сладок и приятен
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен.
</li>Кричали женщины: ура! /И в воздух чепчики бросали
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5).
</li>Мильон терзаний
Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):
Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков.
</li>Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь
Слова горничной Лизы (д. 1, явл. 2):
Ах, от господ подалей; У них беды себе на всякий час готовь, Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.
</li>Молчалины блаженствуют на свете!
Слова Чацкого (д. 4, явл. 13).
</li>На всех московских есть особый отпечаток
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).
</li>Не поздоровится от этаких похвал
Слова Чацкого (д. 3, явл. 10).
</li>Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок
Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).
</li>Ну, как не порадеть родному человечку?
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):
Как станешь представлять к крестишкули, к местечку, Ну, как не порадеть родному человечку?
</li>О Байроне, ну о матерьях важных
Репетилов рассказывает Чацкому о В«тайных собранияхВ» некоего В«серьезнейшего союзаВ» (д. 4, явл. 4):
Вслух громко говорим, никто не разберет. Я сам, как схватятся о камерах, присяжных, О Байроне, ну о матерьях важных, Частенько слушаю, не разжимая губ; Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
</li>Подписано, так с плеч долой
Слова Фамусова, обращенные к его секретарю Молчалину, который принес бумаги, требующие особого рассмотрения и подписи (д. 1, явл. 4):
Боюсь, сударь, я одного смертельно, Чтоб множество не накоплялось их; Дай волю вам, оно бы и засело; А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
</li>Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!
Слова Чацкого (д. 4, явл. 14):
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок! Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Карету мне! Карету!
</li>Помилуйте, мы с вами не ребята, / Зачем же мнения чужие только святы?
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).
</li>Послушай, ври, да знай же меру!
Слова Чацкого, обращенные к Репетилову (д. 4, явл. 4).
</li>Поспорят, пошумят и разойдутся
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5) о старичках-фрондерах, которые придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему; Поспорят, пошумят и... разойдутся.
</li>Пофилософствуй — ум вскружится
Слова Фамусова (д. 2, явл. 1):
Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй — ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится!
</li>При мне служащие чужие очень редки; / Все больше сестрины, свояченицы детки
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).
</li>
В
В
Привыкли верить мы, / Что нам без немцев нет спасенья
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья!
</li>Прошедшего житья подлейшие черты
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):
И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.
</li>Рабское, слепое подражанье
Чацкий об обожании всего иностранного:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья.
</li>Рассудку вопреки, наперекор стихиям
Слова Чацкого (д. 3, явл. 22), который говорит о В«чужевластье модВ», заставляющих россиян перенимать европейскую одежду — В«рассудку вопреки, наперекор стихиямВ».
</li>Свежо предание, а верится с трудом
Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):
Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом.
</li>Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой
Слова Фамусова о московских барышнях (д. 2, явл. 5).
</li>Служить бы рад, прислуживаться тошно
Слова Чацкого (д. 2, явл. 2).
Ф а м у с о в Сказал, бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. Ч а ц к и й Служить бы рад, прислуживаться тошно. Ф а м у с о в Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя...
</li>Смешенье языков: французского с нижегородским
Слова Чацкого, который иронизирует над галломанией русского дворянства, которая часто сочеталась с плохим знанием того же французского языка (д. 1, явл. 7):
Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?
</li>Счастливые часов не наблюдают
Слова Софьи (д. 1, явл. 4):
Л и з а Смотрите на часы, взгтяните-ка в окно: Валит народ по улицам давно; А в доме стук, ходьба, метут и убирают. С о ф ь я Счастливые часов не наблюдают.
</li>Сюда я больше не ездок!
Слова последнего монолога Чацкого (д. 4, явл. 14):
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок! Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок... Карету мне, карету!
</li>Там хорошо, где нас нет
Разговор Софьи и Чацкого:
С о ф ь я Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Ч а ц к и й Где нас нет.
</li>Тот скажи любви конец, / Кто на три года в даль уедет
Слова Чацкого (д. 2, явл. 14).
</li>Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь
Слова Фамусова (д. 3, явл. 21).
</li>Ум с сердцем не в ладу
Так Чацкийий говорит о себе в разговоре с Софьей (д. 1, явл.7)
</li>Умеренность и аккуратность
Слова Молчалина, который так описывает главные достоинства своего характера (д. 3, явл. 3).
</li>Ученье — вот чума; ученость — вот причина
Слова Фамусова (д. 3, явл. 21):
Ну вот, великая беда, Что выпьет лишнее мужчина! Ученье — вот чума; ученость — вот причина.
</li>Учились бы, на старших глядя
Слова Фамусова (д. 2, явл. 2):
Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя.
</li>Фельдфебеля в Вольтеры дать
Слова Скалозуба (д. 2, явл. 5):
Я князь — Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам, Он в три шеренги вас построит, А пикнете, так мигом успокоит.
</li>Французик из Бордо
Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):
В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами...
</li>Числом поболее, ценою подешевле
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.
</li>Что говорит! и говорит, как пишет!
Слова Фамусова о Чацком (д. 2, явл. 2).
</li>Что за комиссия, создатель, / Быть взрослой дочери отцом!
Слова Фамусова (д. 1,явл. 10).
Здесь В«комиссияВ» — от французскоко слова commission, означающего В«поручениеВ» (обязанность).
</li>Что скажет Марья Алексевна?
Слова Фамусова — финальная фраза пьесы (д. 4, явл. 15):
Ах, боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
</li>Что слово — приговор!
Слова Фамусова:
А наши старики? как их возьмет задор, Засудят о делах: что слово — приговор!
</li>Чтобы иметь детей, / Кому ума недоставало?
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):
Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; Но, чтоб иметь детей, Кому ума недоставало...
</li>Шел в комнату, попал в другую
Фамусов, застав Молчалина около комнаты Софьи, сердито спрашивает его (д. 1, явл. 4): В«Ты здесь, сударь, к чему?В» Софья, оправдывая присутствие Молчалина, говорит отцу:
Я гнева вашего никак не растолкую, Он в доме здесь живет, великая напасть! Шел в комнату, попал в другую.
</li>Шумим, братец, шумим!
Слова Репетилова (дейст. 4, явл. 4):
Ч а ц к и й Да из чего, скажи, беснуетесь вы столько? Р е п е т и л о в Шумим, братец, шумим... Ч а ц к и й Шумите вы — и только?..
</li>Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).
</li>Я странен, а не странен кто ж?
Слова Чацкого (д. 3, явл. 1):
Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож; Молчалин, например...
</li></ul>
В
в–єЧитайте также статьи критиков о комедии Грибоедова В«Горе от умаВ»:
В. Белинский. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова
В
В
«Горе от ума» Цитаты Чацкого
- Карету мне, карету!
- А судьи кто?
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
- Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле?
- Кто служит делу, а не лицам…
- О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?
- Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
- Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют — и вот общественное мненье!
- Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
- А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
- Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, — а беды медленьем не избыть.
- Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.
- Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.
- А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
- Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
- Послушай! Ври, да знай же меру.
- И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
- Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых.
- Молчалины блаженствуют на свете!
- Мне в петлю лезть, а ей смешно.
- Судьба любви — играть ей в жмурки.
- Я езжу к женщинам, да только не за этим.
В В
«Горе от ума» Цитаты Фамусова
- Кто беден, тот тебе не пара.
- Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
- Подписано, так с плеч долой.
- Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.
- Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
- Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.
- Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.
- Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.
- Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
- Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.
- Не весел я!.. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!
- Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.
- Тогда не то, что ныне.
- Бывают странны сны, а наяву страннее.
- Ба! знакомые все лица!
- Хоть душу отпусти на покаянье!
- Что говорит! и говорит, как пишет!
- И знать вас не хочу, разврата не терплю.
В
«Горе от ума» Цитаты Софьи
- Счастливые часов не наблюдают.
- Делить со всяким можно смех.
- А горе ждет из-за угла.
- Мне все равно, что за него, что в воду.
- Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд…
- В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
- Да этакий ли ум семейство осчастливит…
- Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
- Подумаешь, как счастье своенравно!
- Шел в комнату, попал в другую.
В
«Горе от ума» Цитаты Лизы
- Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!
- Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.
- И золотой мешок, и метит в генералы.
- Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!
- Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?
В
«Горе от ума» Цитаты Молчалина
- День за день, нынче, как вчера.
- Ах! злые языки страшнее пистолета.
- В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
- Так: частенько там мы покровительство находим, где не метим.
- Свой талант у всех.
- Не повредила бы нам откровенность эта.
В
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-sofja-gore-ot-uma-griboedov.html
- https://bestcitations.ru/zitati-iz-knig/citaty-iz-gore-ot-uma
- https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/56-analiz_komedii_griboedova_gore_ot_uma/stages/2194-aforizmy__krylatye_slova_i_vyrazheniya_v_komedii_griboedova_gore_ot_uma.html
- http://moudrost.ru/film/gore-ot-uma.html