Содержание
Аня Раневская в пьесе «Вишневый сад» Чехова является одной из второстепенных героинь. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад», а также описание отношений Ани с Петей Трофимовым.Смотрите: Все материалы по пьесе «Вишневый сад»
Образ и характеристика Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад»
Аня Раневская — родная дочь Любови Раневской: «…Аня, ее дочь, 17 лет…»Возраст Ани — 17 лет: «…Нельзя же тебе одной ехать, душечка. В семнадцать лет!..»Аня еще ребенок. Она иногда ведет себя по-детски: «…(Идет в свою комнату, говорит весело, по‑детски.) А в Париже я на воздушном шаре летала!..»Аня — обедневшая дворянка. Ее семья разорена: «…Нет у меня денег, голубчик…» (слова Л. Раневской)Аня очень любит свою маму — Любовь Раневскую: «…Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя…»У Ани и ее сестры Вари хорошие отношения: «…Опять ты дома. (Ласкаясь.) Душечка моя приехала! Красавица приехала!..» (слова Вари)
Аня Раневская и Петя Трофимов
Аня дружит со студентом Петей Трофимовым. Петя ведет с ней беседы о счастье и свободе: «…Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!..»Петя Трофимов и Аня беседуют не о любви, а о свободе, счастье, будущем и т.д.: «…Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!..»Разговоры с Петей влияют на Аню. Аня тоже задумывается о счастье, свободе и т.д.: «…Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»Как и Петя, Аня смотрит в будущее и не боится перемен:Как и Петя, Аня — мечтательница. Она мечтает о прекрасном будущем: «…перед нами откроется новый, чудесный мир… (Мечтает.)..»Аня хочет учиться и работать. Судя по всему, это все благодаря Пете Трофимову и его беседам: «…Ты, мама, вернешься скоро, скоро… не правда ли? Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать…»
Характеристика в письмах Чехова:
В своих письмах Чехов неоднократно комментирует персонажей пьесы «Вишневый сад». Вот что Чехов пишет об Ане Раневской:
«…молодая и тоненькая…» (Вл. И. Немировичу-Данченко, 2 сентября 1903 г.)
«…Аня прежде всего ребенок, веселый до конца, не знающий жизни и ни разу не плачущий, кроме II акта, где у нее только слезы на глазах…» (к О. Л. Книппер, 21 октября 1903 г.)
«…куцая роль, неинтересная…» (к О. Л. Книппер, 1 ноября 1903 г.)
«…Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом. Эта роль не из важных…» (Немировичу-Данченко, 2 ноября 1903 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова, описание отношений Ани с Петей Трофимовым и т.д.Смотрите: Все материалы по пьесе «Вишневый сад»Скачать:
Аня – один из по-настоящему искренних и открытых персонажей пьесы А.П.Чехова, ставшей классикой русской художественной литературы.
Образ и характеристика Ани Трофимовой в пьесе «Вишневый сад» — это надежда на духовное возрождение России.
Роль героини в пьесе
Аня Раневская не является основным персонажем произведения. Ей отведена роль второстепенного значения, она дополняет сюжет пьесы, помогает понять проблему, поднимаемую автором пьесы. А.П.Чехов в письмах сам пытается дать характеристику роли персонажа. В одном из писем он говорит, что роль Ани «куцая и неинтересная». Это молоденькая и тоненькая девушка – пример ребячества, наивности и жгучих надежд на лучшую жизнь. Для актеров автор упрощает задачу. По его мнению, ее может «играть кто угодно». Главное – внешнее сходство. Молодость, звонкий голос, умение сдерживать слезы и быть веселой и беззаботной. Но если не вдуматься в значение литературы, можно отказать в важности многим незначительным персонажам. Убрать из текста Анну нельзя. Она помогает понять характер многих героев:
Общаясь с каждым персонажем, Аня оттеняет его отрицательные стороны, выделяет индивидуальность.
Характер девушки
Ане 17 лет, она еще не повзрослела и ощущает себя в душе наивным ребенком. Мать Ани – обедневшая дворянка, не понимающая сложности своего положения. Она витает в воздухе, строя планы, которым не суждено сбыться. Часть ее манеры поведения перешли к дочери. Аня в Париже летала на воздушном шаре, она восхищается обычными вещами, радуется жизни и не разбирается в людях. Большую часть жизни Аня провела за границей. Образованием ее занималась гувернантка французского происхождения с неизвестным прошлым. Гувернантка Шарлотта – циркачка. Нельзя предположить, что ее знаний достаточно для девушки. Аня самостоятельно искала то, что помогло ей стать интересной и образованной. Она много читала, ища в книгах правильны жизненные принципы. Книги сделали свое дело: девушка выросла восторженной и эмоциональной. Она легко поддается идеям Петра, верит каждому его слову. Юноша был учителем погибшего брата, но вероятно, что уроки его были интересны и для Ани.
Дочь очень любит свою мать, она подбирает для нее самые нежные слова: прекрасная, добрая, хорошая. Аня любит сводную сестру Варю, к ней она обращается также ласково, как к матери: красавица, душечка.
Аня и вечный студент Петя
Раневская дружит с Петром Трофимовым. Молодые люди беседуют, ища смысл счастья и свободы. Они не принимают возможность возникновения между ними чувств влюбленности, пытаясь отказать любви в существовании. Их цель – яркая звезда, которая блистает вдали и манит их свои светом. Автор не дает точного содержания их бесед. Читатель вынужден сам догадаться, о чем мечтают герои пьесы. Есть только отрывочные данные их надежд:
Прекрасное будущее заманчиво, но очень туманно. Ясно, что молодые люди не боятся перемен в жизни. Аня готова к труду, учебе, экзаменам. Но она, надеясь на Петра, не замечает его оторванности от действительности. У вечного студента много слов, но мало действий. Автор надеется, что энергия девушки, его стремление найти смысл жизни помогут «идейным» людям (таким как Петр). Их внутренней силы не хватит для распространения своих знаний, а «Ани» станут движущей силой, «толкачами» и помощниками.
Связь с природой
Пьеса описывает потерю красивого старинного вишневого сада. Немного предметов у автора дают читателю возможность представить настоящую красоту. Аня выросла в тихой усадьбе, среди красивых деревьев. Именно природа позволила девушке сохранить чистоту души и мыслей. Молодая Россия – это новый вишневый сад, это аромат свободы и движение к мечте. Аня поможет близким, она изменит привычный уклад дворянской жизни. Девушка сможет начать трудиться и добиваться поставленных целей не за счет помощи богатых родственников, а самостоятельно, как по-настоящему счастливый человек.
Добавить в избранное
Образ Ани в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова, хотя и не является центральным, тем не менее очень важен для раскрытия авторского замысла. Аня — дочь помещицы Раневской, юная семнадцатилетняя девушка, простая, искренняя и наивная. Точно так же, как и её мать, Аня по сути своей — «большой ребёнок». Однако жизнь вынуждает её взрослеть, возможно, даже раньше, чем многих её сверстниц из дворянских семей, и во всяком случае больше, чем старшую Раневскую. Аня прекрасно видит бедственное положение семьи и понимает, в чём его причина: «Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю»…
Образ Ани в «Вишневом саде» имел реальный прототип — Ольгу Васильеву, владелицу усадьбы в Одессе, в которой, кроме прочего, действительно имелся большой вишневый сад. Они встретились с Чеховым, когда ей было шестнадцать лет. У молодой девушки быстро вспыхнуло сильное чувство, однако писатель не мог разделить его, хотя и относился к Ольге с большой теплотой. Для него она была человеком другого поколения, непостижимым существом, и в конце концов — милым и простодушным ребёнком. Такой он и запечатлел её в своей пьесе в образе наивной и то же время чистосердечной и искренней Ани Раневской. В основу произведения легла подлинная история продажи имения Васильевой, которая на вырученные деньги хотела построить санаторий для больных туберкулёзом. Молодой девушке, искренне желавшей совершить доброе дело, пришлось столкнуться с множеством бюрократических и экономических препон и самостоятельно решать множество серьёзных вопросов. Аня в пьесе точно так же находится в странном и двойственном положении из-за насущной необходимости иметь дело со «взрослыми» проблемами с одной стороны и отчаянным желанием оставаться беззаботным ребёнком — с другой. И тем не менее автор подчёркивает искреннее и решительное желание изменить жизнь к лучшему в образе своей героини, которой явно симпатизирует.
Однако характеристика Ани из «Вишнёвого сада» вряд ли этим исчерпывается. Желание сделать что-то хорошее и доброе не находит у неё точки приложения. Иными словами, Аня попросту не знает, что с этим желанием делать. Понимая это и видя в ней к тому же мечтательность, склонность к идеализму и недостаток жизненного опыта, нетрудно понять, почему Аня так слепо и безоглядно готова поверить Пете Трофимову. В нём она видит человека будущего, он для неё воплощает ту самую мечту о новой прекрасной жизни, того, кто поможет ей воплотить все её чаяния. И неудивительно, что относиться к его словам и прокламациям критически она не в состоянии. Вместе с тем это показывает, насколько Аня верит в возможность построения той самой прекрасной жизни и насколько она готова отдать себя своей мечте полностью и без остатка. Говорить о том, насколько это хорошо или плохо, не имеет смысла; как персонаж Аня прописана очень живо и убедительно, как и все персонажи произведений Чехова, поэтому невозможно выделить в её характере однозначно положительных или отрицательных черт.
Немало может сказать и отношение Ани к вишнёвому саду. Для каждого из действующих в пьесе лиц сад — это символ; детства, молодости и лёгкости для Раневской, дворянской беззаботности и лёгкости жизни для Гаева, непрактичной сентиментальности (а вместе с тем — бесправия и унижения) для Лопахина, старины и отживших предрассудков — для Трофимова. Эти символические образы твёрдо закреплены в сознании героев. Аня — единственный человек, отношение которого к саду в течение пьесы меняется. Сначала для Ани вишневый сад, как и для её матери, воплощает детство, беззаботность, защищённость и связан с самыми глубокими и тёплыми воспоминаниями. Но после того, как Петя вполне обоснованно обращает её внимание на то, чьими трудами в действительности был создан сад, отношение Ани становится совершенно иным. В её сознании нарастает глубокое противоречие между детскими воспоминаниями и страшной действительностью, выставляющей всё, что она так любила, в совершенно ином свете. Ей приходится принять тот факт, что столь дорогие и близкие ей вещи (а стало быть, в определённой мере и она сама) напрямую связаны с несправедливостью и угнетением. И осознав это, она уже не может по-прежнему любить сад в материнской усадьбе, равно как и всю свою прошлую жизнь: «я уже не люблю вишневого сада, как прежде…». Это можно понимать и как подверженность чужому влиянию, и как гибкость и свободу мысли, противопоставленную косности других героев пьесы, в том числе и Трофимова.
Характеристика Ани в пьесе «Вишнёвый сад» не может быть простой и однозначной. Все персонажи Чехова очень живы и убедительны, их характеры и поступки ничуть не проще таковых у живых людей и столь же непредсказуемы. В этом и заключается истинный талант литератора.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:</h3>
- <label>Его дебютным произведением.</label>
- <label>Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.</label>
- <label>Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.</label>
- <label>Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.</label>
(новая вкладка)
В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова Аня Раневская предстает перед читателями одним из второстепенных персонажей. Раскрытие ее образа помогает понять авторский замысел.
Девушка в силу своей чистосердечности и искренности смотрит на мир сквозь розовые очки, но не боится перемен. Она находится в противоречивом положении, по причине необходимости сталкиваться и решать взрослые проблемы и желанием все еще быть беззаботным ребенком. Автор симпатизирует своей героини, подчеркивая искреннее намерение сделать ее жизнь лучше.
Аня все время стремится сделать что-то доброе и полезное. По причине своей мечтательности, склонности к идеализму и за неимением жизненного опыта она слепо готова верить Пете Трофимову. Она видит в нем воплощение той самой мечты о другой замечательной жизни, а сквозь грезы не способна трезво мыслить. Аня свято верит в возможность создания новой прекрасной жизни и готова идти к своей мечте.
Чехов, раскрывая образ Ани Раневской, видит в ней юную представительницу дворянства, которая раскаивается в плохом отношении с крестьянами и встает на путь преобразования общества в лучшую сторону.
Характеристика Ани Раневской
Аня Раневская представляется читателям не главным действующим лицом литературной работы, но ее фигура в представлении идейно-смысловой нагрузки сочинения как бы то ни было является весьма значительной.
Литератор показывает Аню как молодую семнадцатилетнюю деву, владеющую обыкновенным простым нравом, нескрываемым изяществом эмоций, подростковой естественностью. Аня интересуется книгами, способствующим расширению ее духовного мира. Молодая особа очень эмоциональна и добродушна, с легкостью поддается высоким образам.
Аня хорошо видит безвыходное состояние семьи, и она начинает думать о взрослых трудностей раньше, нежели почти все ее ровесницы из высшего сословия.
Молодая особа неподдельно и бесстрашно хочет исправить действительность к лучшему, но ее намерение заканчивается лишь иллюзиями, так и не отыскав выхода. Потому романтическая, падкая к идеализации девушка, без житейской мудрости, беззаветно верит Петру Трофимову, видя в нем личность ясного и красивого будущего, способного материализовать все ее ожидания. В роли Пети Трофимова писатель показывает черты юного бунтовщика, порицающего невольничество, рабскую работу, но обладающего крайне простоватым духовным миром.
Во время описания автор показывает позицию собственных главных персонажей к вишневому саду, который представляется для любого из них некоторым знаком, сохраненным в сознании. Только одной личностью, которая меняет своё отношение к вишневому саду под конец литературной работы, оказывается Аня Раневская. Вначале вишневый сад для Ани — это нежные картины прошлого, беспечные и безопасные детские годы, но после разговора с Петей Трофимовым молодая особа начинает осознать, что существование сада с помощью рабской силы и невольных селян, связано с ужасной реальностью, стоящей рядом с несправедливым отношением и эксплуатацией. Поняв эту реальность, Аня не может смотреть на сад с бывшей симпатией и беззаботной добротой, не ощущает больше к вишневым деревьям старой симпатии.
Автор колоритно показывает присущую девушки предрасположенность к силе чужих взглядов, благодаря святой простоте и нехватки житейской мудрости.
Передавая портрет Ани Раневской, писатель показывает молодую женщину в виде посланника дворянства, раскаявшегося в несправедливом обращении к подневольным крестьянам и начинающего интересоваться изменениями в народе.
Сочинение 3
Второстепенная героиня «Вишневого сада» А. П. Чехова – Аня является младшей дочкой Л. Раневской, когда то очень богатой помещицы. Молодой девушке всего 17, ее эмоции характеризуются детской непосредственностью, чувствительностью и жизненным восторгом, девушка очень искренне выражает собственные эмоции. Раневская младшая любя обращается к сестре Варе.
С самого раннего детства Аня проживала со своей семьей не в России, а своему воспитанию она обязана бывшей циркачке француженке. Главное увлечение девушки заключалось в прочтении книг, так она расширяла свою эрудицию и мировоззрение.
Молодая девушка общается с так называемым «вечным студентом» — П. Трофимовым, его часто исключали из ВУЗов. Когда то «вечный студент» являлся учителем сына Любви. К сожалению, сын утонул, однако Петра не выгнали из поместья. Трофимов имел негативное отношение к крепостничеству и хотел убедить Раневскую старшую продать поместье с вишневым садом, для искупления грехов. Мужчина не наблюдал ничего красивого и изящного в вишневом саду, он только видел как трудились крестьяне.
Петр не мыслит реально, он готов верить в хорошее будущее, но не способен заметить окружающую красоту. Трофимов, своего рода, зеркало интеллигенции, он некий революционер, который не делает ничего для совершенствования.
Раневская младшая много разговаривает с Петром про свободу и счастье. Варя предполагает, что между героями возможен роман и боится этого. Однако Трофимов убежден, что они с Аней намного выше обыкновенных человеческих взаимоотношений. Смыслом жизни Петра является уход от мелких преград, с целью сосредоточения на высоких чувствах, а также мыслях. Петр очень сильно влияет на Аню, в формировании взгляда девушки на окружающую среду. Девушка стала задумываться о прекрасном будущем, в котором она сможет увидеть потрясающий мир. В мечтах юная Раневская получила высшее образование, имеет хорошую работу и помогает своей матери бороться с долгами. Петр уверяет Аню в своих революционных идеях, в отличии от мужчины девушка готова приступить к действию сразу, Петр всего лишь говорит, не предпринимая никаких действий. Раневская младшая способна по-настоящему верно оценивать их ситуацию, так как не эмоциональна к вишневому саду.
Большинство литературных критиков видят в Раневской младшей кающуюся дворянку. Аня принимает не совсем верное отношение к обычным крепостным крестьянам, из-за этого девушка начинает выступать за общественные изменения.
<glav>Другие темы:</glav>← Гаев в произведении Вишневый сад↑ ЧеховПетя Трофимов в произведении Вишневый Сад → `
Аня Раневская в пьесе Вишневый сад
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Родной край
У каждого человека есть свой родной край. У всех он свой особенный и воспоминания о нем всегда греют душу. И запах родины, это запах детства, мамины руки, бабушкины пирожки, эти теплые воспоминания всегда возвращают человека
- Словом можно убить, словом можно спасти — сочинение-рассуждение
Слова играют важную роль в жизни каждого человека: трудно представить наше существование без них. С первых дней мы воспринимаем речь других людей, например, ласковые и нежные слова мамы
- Сочинение рассуждение на тему Что такое Счастье?
На мой взгляд, счастье это не материальная субстанция. Его нельзя потрогать. Счастье – это особое состояние души человека. Хотя для некоторых счастье бывает вполне материальным – крутая машина или мотоцикл,
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2016/03/anja-ranevskaja-vishnevyj-sad-obraz-harakteristika.html
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1959-harakteristika-ani-ranevskoy-vishnevyy-sad.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/anya-harakteristika-obraza-v-pese.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/chekhov/anya-ranevskaya-v-pese-vishnevyj-sad