Раскрытие в «Горе от ума» жанрового своеобразия пьесы Грибоедова

В комедии «Горе от ума» автор видит сложное родо-жанровое образование, в структуре которого находят отражение элементы всех родов и жанров.

Казалось бы, автор сам определил жанр: «Горе от ума» — комедия, но ведь комедией в XIX веке называлось любое драматургическое произведение, не имеющее трагического финала. Комедия — картина нравов, и комедийное начало в пьесе присутствует: произведение на первый взгляд построено по традиционной классицистической комедийной схеме.

Здесь соблюдено триединство времени, места и действия, в число героев включены привычные персонажи: влюблённый герой-резонёр (Чацкий), влюблённая девушка (София), второй любовник (Молчалин), глупый папенька (Фамусов), проворная служанка (Лиза). Но привычным маскам Грибоедов даёт новое прочтение, он как бы переворачивает все «с ног на голову», сознательно обманывая читателя в его ожиданиях: счастливым возлюбленным оказывается вовсе не положительный герой, сама влюбленная девушка мало походит на образец, герой-резонёр возмущает своим поведением окружающих и, более того, осмеян ими; служанке отказано в значимой роли и пр.

Но комедийная интрига, основанная на любовном треугольнике, соблюдена, правда, и её Грибоедов решает весьма своеобразно: он вводит дополнительные любовные параллели: Скалозуб — София -Чацкий, Скалозуб — София — Молчалин, Фамусов — Лиза — Молчалин, Молчалин — Лиза — Петрушка, тем самым углубляя комедийную линию и одновременно усложняя характеристику персонажей. Подобные параллели помогают достичь и главного эффекта: осмеяния основного любовного треугольника, построенного на истинных и мнимых чувствах и оказывающегося ложным в финале.

В комедийную схему Грибоедов вводит трагедийные ноты: истинные чувства, испытываемые героями, рушатся (Чацкий разочаровывается в Софии, София унижена и оскорблена Молчалиным), и лишь мнимые герои просто изобличаются в духе комедии. Трагизм главных героев приобретает звучание к финалу, но заложен в них изначально. Чацкий, несущий в себе черты романтического героя, страдает от неизвестности и неопределённости своего положения, София — от невозможности раскрыть свои чувства окружающим и обрести личное счастье.

Проблема обретения личного счастья, а через него и себя волнует обоих героев, но решается она по-разному. Оскорблённая когда-то отъездом Чацкого, София ищет спокойствия и надёжности в лице Молчалина, а Чацкому необходимо понимание Софии и её любовь.

Трагизм героев и вызывает «мильон терзаний», выпавших на их долю. Конфликт неразрешим: истинные чувства не могут приспосабливаться, и герои несут в себе черты трагедии в большей степени, чем комедии. Совмещение черт данных жанров позволяет автору едва ли не переломить каноны и вывести своё произведение на уровень сложных внутренних, а не внешних противоречий.

Грибоедов строит комедию на двух сюжетных линиях: любовной, связанной с Софией и Чацким, и социальной, основанной на различии взглядов двух противоборствующих сторон. Вторую, по традиции, жанрово определяют как общественную сатиру. Но стоит ли ограничиваться подобной оценкой?

Фамусовская Москва — ограниченный мир, в нём в цене спокойный быт, родственность, следование обычаям, преклонение перед иностранным, чинопочитание, отрицание образования и вообще всего нового. Все эти черты подмечает своим ироничным умом Чацкий, их он обличает перед зрителем. Они и несут в себе элементы сатиры как явления, переосмысленного при помощи смеха. Но сюжетная линия Фамусов — Чацкий сатирой не ограничивается: она более глубока и оригинальна. Фамусов и Чацкий — герои не противоположных лагерей; Чацкий воспитывался в доме Фамусова, рос на его глазах и из его дома уехал странствовать, да и Фамусов видит в Чацком человека близкого, обладающего некими способностями («он славно пишет, переводит»), приятными обществу.

В отношениях с окружающими Чацкий приобретает черты драматического героя. Но драма героя не только в том, что он едва ли не единственный видит все недостатки общества и обличает их, но и в том, что сам при этом приобретает комедийные черты шута, развлекающего публику.

В драматическом развитии любовная и социальная линии соединены в финале и примирены фарсовым водевилем, который, начинаясь на балу, заканчивается сценой объяснения между Лизой и Молчалиным. Черты водевиля с его нарочито комичными элементами (лжеглухота князя Тугоуховского, показательно громкая охота за женихами семейства Тугоуховских, падение Репетилова, монолог Молчалина) оттеняют все сюжетные линии, показывая едва ли не абсурдность каких-либо искренних переживаний в атмосфере подобного фарса. Грибоедов строит драматургическое начало произведения, используя черты разных жанров: трагедии, комедии, драмы, сатиры, водевиля-фарса, — тем самым не только разрушая привычные каноны, но и аккумулируя драматическую энергию в принципиально новое жанровое целое, в котором о серьёзном можно говорить одновременно и комично, и трагично.

В литературоведческих работах почему- то стороной обходят тот факт, что произведение, созданное для зрителя, долгое время оставалось (да, пожалуй, и остается) принадлежностью читательского внимания. По свидетельству некоторых современников писателя, Грибоедов, осознавая невозможность постановки и публикации «Горя от ума» , перед тем как отдать его переписчикам, многое в нём изменил. Не случайно при анализе произведения можно обнаружить эпический элемент: традиционному зрительскому субъективному восприятию противопоставлена не объективная авторская точка зрения на персонажей, а субъективное восприятие героями друг друга.

В «Горе от ума» сложно расставить традиционные классицистические амплуа именно потому, что каждый герой оценивает другого с точки зрения «своей правды» и имеет в пьесе своё слово: Чацкий, убеждаясь в ничтожестве Молчалина и исключительности Софии, София — в ироничности, язвительности, опасности Чацкого, Молчалин — в непонимании жизни, глупости Чацкого. Все эти точки зрения равновелики, а герои, которые их высказывают, приобретают эпическое звучание в канве драматического произведения. (К аргументам в защиту данного тезиса можно привести тот факт, что все постановки «Горя от ума» на сцене оказывались неудачными.)

Особая глубина стихов Грибоедова, их афористичность позволяют говорить и о наличии лирического элемента в комедии. На наш взгляд, автор использует целый ряд лирических жанров: от пародии на балладу до гражданской лирики. Уже в первом действии мы сталкиваемся со столь не любимым Грибоедовым жанром баллады, над которым попросту откровенно издевается, говоря о том, чего не существует. Это сон Софии, которого вовсе и не было, так как героиня ночь не спала. Баллада предстаёт перед нами в комедийном ключе: София, знакомая с сонниками, приметами, литературными балладами, едва ли не сочиняет её самостоятельно: цветистый луг, героиня ищет какую-то траву, ей является милый сердцу человек, затем — появление отца, разлука с возлюбленным, чудовища, свист, крики, рёв — все элементы данного жанра.

Итак, «Горе от ума» — сложное родо-жанровое образование, в структуре которого находят отражение элементы всех родов и жанров: комедии, трагедии, драмы, водевиля-фарса, баллады, басни, гражданской лирики, которые и создают неповторимый жанр этой комедии. 

Создавая произведение, автор иногда испытывает затруднение в том, как определить его жанр. Особенно тогда, когда и сам текст не укладывается в жесткие рамки какого-либо направления.

Особенности жанра комедии «Горе от ума»

А.С.Грибоедов первоначально определил свое произведение как:

  • «сценическую поэму»,
  • затем как «драматическую картину»
  • и только потом как комедию.

Классицизм XIX века требовал от автора комедии осмеяния человеческих пороков, развлечения публики.

А.С.Грибоедов преследовал иные цели. В письме к Катенину он раскрывает смысл своей комедии:

«… в моей пьесе двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко выше других».

Таким образом, тема пьесы – трагическое противостояние умного человека не понимающему его обществу. Но почему комедия?

Принципы комедии в драматургии и новаторство Грибоедова

Начнем с того, что определим каноны комедии, сложившиеся к началу XIX века в русской культуре.

  • Комедия должна была соответствовать единству времени, места и действия.
  • В комедии должна быть одна сюжетная линия, в финале порок должен быть наказан, а добродетель торжествует.
  • Персонажи должны соответствовать амплуа (герой- любовник. героиня, субретка, резонер).

Грибоедов же во многом отступает от классицистических канонов.

Так, в  «Горе от ума» две сюжетных линии (любовная и общественная),

говорящие фамилии и амплуа значительно дополнены индивидуальными чертами героев. Так, Фамусов не только ретроград, но любящий отец, Молчалин – хороший исполнитель, Софья – горда и независима, Чацкий – не только горд, умен, но и самоуверен, иногда даже бестактен.

Итак, оставаясь в рамках классицистической комедии, автор наполняет ее новыми чертами в духе романтизма и реализма.

«Горе от ума» — сатирическая комедия. Главное в ней – несоответствие внешнего и внутреннего, мыслей и поведения. Так, благонравный на словах Молчалин – циник по отношению к людям, но на словах и в поведении – любезен, услужлив.

Противоречивы и высказывания персонажей о Скалозубе:

«И золотой мешок, и метит в генералы» — «… слова умного не выговорил сроду ».

Высокое положение персонажей не соответствует их поведению или мыслям.

Скалозуб говорит:

«…чтоб чины добыть, есть многие каналы».

Фамусов занимает довольно большой пост – управляющий в казенном месте, однако он формально и попустительски относится к своим обязанностям:

«Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Общечеловеческой морали противостоит мораль этого общества:

«Грех не беда, молва нехороша».

Подчас речи Чацкого не понимают другие персонажи или понимают превратно.

Комические особенности и преобразования в пьесе «Горе от ума»

Комические несоответствия есть и в характере Чацкого. Пушкин, например, отказывал Чацкому в уме. Дело в том, что этот умный человек попадает в нелепую ситуацию и все равно мечет бисер перед свиньями. Его никто не слушает (3-е действие) и не слышит.

Комически преобразован в комедии любовный треугольник.

Чацкий любит Софью, которая любит Мочалина, Молчалин же признается во влюбленности служанке Лизе, которая в свою очередь грезит о буфетчике Петруше.

Комичен язык персонажей. Уже современники отмечали, что многие строки комедии стали афоризмами

(«Ну как не порадеть родному человечку», «Шел в комнату — попал в другую», «Карету мне, карету», «Кузнецкий мост и вечные французы» и многие другие).

Стоит отметить, что авторами этих реплик могут быть абсолютно все персонажи.

Итак, поэт Грибоедов определил жанр своего текста как комедию. Однако все не так просто: комические обстоятельства, в которые попадает главный герой, постоянные разнообразные несоответствия, противоречия между комическим и трагическим – все это помогает ему наиболее полно раскрыть трагический конфликт между

«веком минувшим» и «веком нынешним». Возможно, следует назвать жанр «Горе от ума» трагикомедией. Преобладание общественно-политического конфликта над любовным и делает пьесу трагикомедией. Гоголь же называл «Горе от ума» «общественной комедией».

Здесь важно то, что Гоголь – лучший сатирический писатель и драматург XIX века, называет этот текст комедией, таким образом подтверждает определение Грибоедова.

В то же время то, что специалисты до сих пор спорят о жанровом своеобразии пьесы «Горе от ума», говорит о том, что эта замечательная вещь до сих пор остается загадкой и для критиков, и для литературоведов, и для читателей и зрителей.

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

icnHouse.png   Анализ   /   Грибоедов А.С.   /   Горе от ума

Смотрите также по произведению «Горе от ума»

Комедия — цвет цивилизации, плод развившейся общественности. Чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой ступени образованности.В. Г. БелинскийПо жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатирическая комедия. Тема этого произведения — изображение социально значимого столкновения «века нынешнего», желающего заменить старые общественные порядки, исправить нравы общества, и «века минувшего», боящегося любых общественных перемен, потому что эти перемены реально грозят его благополучию. То есть комедия описывает столкновение прогрессивного и реакционного дворянства. Названное социальное противоречие является основным для эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года, которая обнажила многие коренные пороки русского общества. Прежде всего это были, конечно, абсолютизм, крепостное право, бюрократизм, космополитизм.«Горе от ума» — идеологическая комедия, так как Грибоедов много внимания уделяет спорам героев по самым актуальным для своего времени вопросам, социальным и нравственным. При этом драматург приводит высказывания как Чацкого, который выражает прогрессивные взгляды, так и Фамусова, Скалозуба, Молчалина и гостей, отстаивающих консервативную точку зрения.Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был вопрос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Чацкий, надо признать, выступает не против крепостного строя, а смело осуждает злоупотребления крепостников, о чём свидетельствует знаменитый монолог «А судьи кто?». Герой упоминает о «Несторе негодяев знатных», который променял на три борзые собаки своих крепостных слуг, хотя Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали… (II, 5) Чацкий говорит также о хозяине крепостного театра: разорившись, он продал своих крепостных артистов поодиночке.Все рассуждения о жестокости крепостного права не трогают представителей фамусовского общества — ведь на крепостном праве построено всё сегодняшнее благополучие дворянства. А как легко управлять-помыкать совершенно бесправными людьми! Это видно и в доме Фамусова, который пристаёт к Лизе, ругает слуг, волен наказать их всех, когда и как ему заблагорассудится. Об этом свидетельствует и поведение Хлёстовой: она велит покормить на кухне свою собачку и заодно девку-арапку. Поэтому на гневные выпады Чацкого против крепостников Фамусов просто не отвечает и уходит из комнаты, а Скалозуб из монолога «А судьи кто?» уловил только осуждение гвардейского мундира, расшитого золотом, (!) и согласился с этим.Чацкий, как и Грибоедов, считает, что достоинство дворянина не в том, чтобы быть крепостником, а в том, чтобы быть верным слугой Отечества. Поэтому Чацкий убеждён, что нужно служить «делу, а не лицам» (II, 2). На совет Фамусова послужить он резонно отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (там же). У представителей фамусовского общества совсем другое отношение к службе — для них это средство достижения личного благополучия, а идеалом является праздная жизнь в своё удовольствие. Поэтому Павел Афанасьевич с таким восторгом рассказывает о своём дяде Максиме Петровиче, который дослужился до камергера, развлекая Екатерину шутовскими номерами. «А? Как по-вашему? По-нашему — смышлён», — восклицает Фамусов. Ему вторит Скалозуб:Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;Об них как истинный философ я сужу:Мне только бы досталось в генералы. (II, 5)Молчалин советует Чацкому:Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?И награжденья брать и весело пожить? (III,3)Чацкий уважает умных, дельных людей, сам не боится совершать смелые поступки. Об этом можно судить по туманным намёкам Молчалина о петербургской деятельности Чацкого:Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,Из Петербурга воротясь,С министрами про вашу связь,Потом разрыв… (III, 3)В фамусовском обществе люди ценятся не по личным качествам, а по богатству и родственным связям. Об этом с гордостью говорит Фамусов в монологе о Москве:Вот, например, у нас уж исстари ведётся,Что по отцу и сыну честь;Будь плохонький, да если наберётсяДуш тысячки две родовых, —Тот и жених. (II, 5)Люди этого круга преклоняются перед иностранцами и иностранной культурой. Однако невысокий уровень образования позволяет графине-внучке Хрюминой, княжнам Тугоуховским понимать только французскую моду — они взахлёб обсуждают на балу складочки и бахрому на новых нарядах. Чацкий в своих высказываниях (особенно в монологе «В той комнате незначащая встреча…» III, 22) весьма резко осуждает низкопоклонство перед заграницей. Он, напротив, выступает как патриот России и считает, что отечественная история ничуть не уступает, например, французской, что русский народ «умный, бодрый» (там же), что, уважая чужую культуру, не следует пренебрегать своей.Фамусовское общество испытывает страх перед подлинным просвещением. Все неприятности оно связывает с книгами и «учёностью». Это мнение предельно чётко формулирует сам Павел Афанасьевич:Ученье — вот чума, учёность — вот причина, Что нынче пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений. (III, 21)Все гости торопятся согласиться с Фамусовым в этом вопросе, тут у всех находятся слова: и у княгини Тугоуховской, и у старухи Хлёстовой, даже у Скалозуба. Чацкий, как выразитель передовых идей своего времени, не может согласиться с подобными взглядами Фамусова и его гостей. Он, наоборот, уважает тех,Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,В чьей, по несчастью, головеПять, шесть найдётся мыслей здравых,И он осмелится их гласно объявлять …(III, 22) Легкомысленное отношение к образованию и воспитанию дворянских детей закономерно вытекает из пренебрежения со стороны фамусовского общества к просвещению и наукам. Любящие родителиХлопочут набирать учителей полки;Числом поболее, ценою подешевле…(I, 7)Воспитателями дворянских недорослей становятся иностранцы с сомнительной педагогической репутацией. Грустный результат подобной системы воспитания (преклонение перед Европой и презрение к Отечеству) можно наблюдать в третьем действии:Ах! Франция! Нет в мире лучше края!Решили две княжны, сестрицы, повторяяУрок, который им из детства натвержён. (III, 22) Поскольку любовная линия является одной из двух сюжетообразующих, постольку в комедии рассматриваются и отношения в дворянских семьях. Чета Горичей становится образцовой семьёй для фамусовского общества. «Идеальный муж» Горич превращается в игрушку своей капризной жены. Чацкий высмеивает подобные отношения, да и сам Платон Михайлович жалуется на свою жизнь, скучную, однообразную, пустую (III, 6).«Горе от ума» — сатирическая комедия, ибо в ней зло высмеиваются общественно значимые пороки героев. Практически все персонажи пьесы описаны сатирически, то есть их внешний благообразный вид скрывает внутреннюю пустоту и мелкие интересы. Таким является, например, образ Скалозуба — человека неразвитого, солдафона, который, однако, «метит в генералы» (I, 5). Этот полковник хорошо разбирается только в мундирах, орденах, палочной дисциплине. Его косноязычные фразы указывают на примитивное мышление, но этот «мудрец» является героем всех гостиных, желанным для Фамусова женихом дочери и родственником. Сатирически изображён Молчалин — внешне тихий, скромный молодой чиновник, но в последнем откровенном разговоре с Лизой он раскрывается как низкий лицемер:Мне завещал отец:Во-первых, угождать всем людям без изъятья —Хозяину, где доведётся жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была. (IV, 12)Теперь все его таланты получают другой смысл: он предстаёт перед персонажами пьесы и читателями человеком без чести и совести, готовым на любую низость ради карьеры. Сатирический характер и у Репетилова. Этот намекает на тайное общество, на какую-то важную государственную задачу, но всё сводится к пустому шуму и крику его друзей-собутыльников, потому что пока важное «государственное дело: Оно, вот видишь, не созрело» (IV, 4). Сатирически представлены, конечно, и гости Фамусова: мрачная старуха Хлёстова, абсолютно глупые княжны, безликие господа N и D, пронырливый Загорецкий. Исчерпывающую характеристику даёт им всем графиня-внучка:Ну Фамусов! Умел гостей назвать!Какие-то уроды с того света,И не с кем говорить, и не с кем танцевать. (IV, 1) Сатирически изображает Грибоедов и Чацкого: этот энтузиаст проповедует благородные идеи в гостиной Фамусова перед самодовольными и пустыми людьми, которые глухи к проповеди добра и справедливости. На такое неразумное поведение главного героя указывал А.С.Пушкин в своём отзыве на «Горе от ума» (письмо к А.А.Бестужеву в конце января 1825 года).Однако финал сатирического произведения не только не смешной, но даже драматичный: Чацкий потерял любимую девушку, о которой мечтал три года в разлуке; его объявляют сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Почему же Грибоедов назвал свою пьесу комедией? Этот вопрос до сих пор обсуждается в литературоведении. Как кажется, лучшее толкование грибоедовского замысла даёт И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний»: называя «Горе от ума» комедией, драматург хотел подчеркнуть оптимистичность своего произведения. В борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» фамусовское общество побеждает только внешне. Чацкий, один защищающий прогрессивные идеи, сломлен «количеством старой силы», при этом он сам нанёс ей смертельный удар — ведь на все его критические замечания и упрёки идейные противники ничего не могли возразить по существу и, недолго думая, объявили его сумасшедшим. Чацкий, по мнению Гончарова, опровергает русскую пословицу: один в поле не воин. Воин, возражает Гончаров, если он Чацкий, причём победитель, но одновременно и жертва.Итак, «Горе от ума» — чрезвычайно содержательное художественное произведение. Комедия насыщена конкретным жизненным материалом грибоедовской эпохи, отражает политическую борьбу своего времени, борьбу между передовой частью дворянства и косным большинством. Драматург поднял в небольшой пьесе важнейшие общественные проблемы (о крепостном праве, о назначении дворянской службы, о патриотизме, о воспитании, образовании, семейных отношениях в дворянской среде и т.д.), представил противоположные точки зрения на эти проблемы.Серьёзное и многопроблемное содержание определило жанровое своеобразие произведения — общественная (идеологическая) сатирическая комедия, то есть высокая комедия. Важность поднимаемых в «Горе от ума» социальных проблем становится понятной при сравнении этого произведения с другими пьесами того же времени, например с популярными бытовыми комедиями И.А.Крылова «Урок дочкам», «Французская лавка».

Просмотров: 27458

При анализе комедии «Горе от ума» жанр произведения и его определение вызывает немало сложностей. Являясь новаторской, комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классицистическая пьеса, «Горе от ума» имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, чинопочитания, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма. Поэтому не представляется возможным четко обозначить разновидность комедии «Горе от ума». В ней переплетаются черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.

Современники называли пьесу «Горе от ума» высокой комедией, потому что в ней подняты серьезные нравственные и общественные проблемы.

Однако традиционные возможности этого жанра не были способны в полной мере решить творческий замысел писателя. Поэтому Грибоедов вносит существенные корректировки в традиционное понимание комедии.

Во-первых, Грибоедов нарушает единство действия. В его пьесе впервые появляются два равноправных конфликта: любовный и социальный. Кроме того в классицизме в развязке порок должен быть побежден добродетелью. В пьесе «Горе от ума» этого не происходит. Чацкий, если и не побежден, то вынужден отступить, так как он в меньшинстве и не имеет шансов на победу.

Во-вторых, изменяется и подход к персонажам комедии. Грибоедов делает их более реалистичными, отказываясь от традиционного деления на положительных и отрицательных героев. Каждый персонаж здесь, как и в жизни, наделен как положительными, так и отрицательными качествами.

Также можно говорить о присутствии в пьесе элементов драматического жанра. Чацкий не только не смешон, он еще и переживает душевную драму. Находясь три года за границей, он грезил встречей с Софьей, строил в мечтах счастливое будущее с ней. Но Софья холодно встречает бывшего возлюбленного. Она увлечена Молчалиным. Мало того, что надежды Чацкого в любви не оправдались, он еще и чувствует себя лишним в фамусовском обществе, где ценятся только деньги и чины. Теперь он вынужден осознать, что навсегда оторван от людей, среди которых был воспитан, от дома, в котором вырос.

Личную драму переживает и Софья. Она была искренне влюблена в Молчалина, рьяно защищала его перед Чацким, находила в нем положительные черты, но оказалась жестоко преданной своим возлюбленным. Молчалин был с ней только из почтения к ее отцу.

Таким образом, жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что пьеса представляет собой смешение нескольких жанров, ведущим из которых является жанр общественной комедии.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

Грибоедов создает уникальные произведения, где поднимает большое количество проблем. Каждое сочинение автора несет определенный урок читателям. В «Горе от ума» жанровое своеобразие пьесы раскрывается в виде многочисленных элементов. Это творение сначала подается читателю, как классическая комедия с уже привычными героями. Однако при более детальном анализе сюжета становится сложнее установить принадлежность к какому-либо направлению в литературе.

Содержание

Звучащие слова, как характеристика героев

В «Горе от ума» Грибоедов вводит целый список персонажей, наделяя практически всех их говорящей фамилией:

  • Александр Чацкий;
  • Лизанька;
  • Павел Фамусов;
  • Тугоуховский;
  • Наталья Горич;
  • Хлёстова;
  • Софья Фамусова;
  • Сергей Скалозуб;
  • Алексей Молчалин;
  • бабушка и внучка Хрюмины;
  • Репетилов;
  • Антон Загорецкий.

Идея использования говорящих фамилий, которые помогали бы читателю наиболее точно и явно оценить основные качества и пороки персонажей, проявляется довольно часто в произведениях многих авторов того времени. Грибоедов не является исключением. В комедии представлен целый ряд таких фамилий:

famusov_obschestve.jpg

  1. «Фамусов» образован от латинского слова, означающего «молва».
  2. Тугоуховский, как можно догадаться, немного глух.
  3. Молчалин представляет собой человека, у которого нет своего мнения, вследствие чего постоянно молчит.
  4. Репетилов является персонажем, который постоянно повторяет чьи-либо действия или разговоры.
  5. Фамилия Чацкого довольно близка к «Чадский», что позволяет ассоциировать ее с пылкостью героя.
  6. Хлёстова же показала себя, как женщина, которой не чуждо употребить какое-либо хлёсткое слово.

Характеристики всех персонажей раскрываются в полной степени по ходу развития сюжета. В итоге читателю становится видно, насколько автор был прав, наделив практически каждого той или иной фамилией, которая не оставляет сомнений, кого она представляет и какой порок олицетворяет.

Главные действующие лица

Среди всех героев стоит выделить и более подробно описать главных персонажей. Весь сюжет произведения построен вокруг лишь 4 основных действующих лиц. Автор начинает пьесу с приезда Александра Чацкого, который с ранних лет был влюблен в Софью Фамусову и вернулся, чтобы жениться на ней.

sofya_famusova.jpg

Девушка предстает читателю 17-летним юным дарованием, выросшим лишь под чутким руководством отца. В детстве искренне разделяла чувства Чацкого, но теперь пылко влюблена в отцовского секретаря.

Алексей Молчалин, живя в доме своего начальника и служа ему, подыгрывает Софье, изображая всеми доступными способами взаимность. Однако на самом деле юноша совершенно не испытывает к ней чувств и использует ее, чтобы удержаться на хорошей должности.

И сам глава семьи — Фамусов, для которого важным является только мнение окружающих о нем и его чин. Он крайне боится образованных и просвещенных людей, способных раскрыть в нем отрицательные качества и недостатки.

Остальные действующие лица в комедии относятся к второстепенным персонажам. Этих героев условно можно разделить на 2 группы: слуги и представители света. Вторые представляют собой отображение веяний, происходящих в обществе.

Автор показывает их как глупых, недалеких и консервативных людей. Именно диалоги и действия этих представителей общества и отличаются особой комедийностью.

Поднимаемые темы

Пьеса Грибоедова не только включает в себя большое количество элементов различных жанров, но в ней поднимаются и самые разнообразные темы. Рассматривая проблемы, которые затрагивает в своем творении Грибоедов, становится понятно, почему пьеса долгое время находилась под запретом цензуры.

Основными вопросами в комедии стали:

zhestokost_pomeschikov.jpg

  • жестокость помещиков;
  • воспитание и образование представителей света;
  • бессмысленная и повсеместная бюрократия;
  • тяготы крепостного права;
  • желание во всем подражать французам;
  • старание заполучить наиболее высокий чин;
  • отношения и чувства между мужчинами и женщинами;
  • борьба между консерваторами и либералами.

Для раскрытия каждого вопроса автор подбирает своей индивидуальный подход, тем самым прибегая к использованию различных жанров, чтобы наглядно показать читателю весь свой замысел. Естественно, что при таком большом количестве поднимаемых в произведении тем, возникает проблема определить, к какому действительно стилю и направлению принадлежит пьеса.

Элементы драмы и трагедии

Большая часть произведений, написанных в XIX веке, автоматически признавалась комедией, если произведение не имело исключительно трагичный финал. По сути, так произошло и с «Горем от ума».

famusov_dochkoy_molchalinym.jpg

Сначала читатель действительно увидит традиционно комедийные схемы с участием Софии, Лизы, Фамусова, Чацкого и Молчалина. Однако автор создает персонажей не такими, какими они должны быть, следуя классическим канонам.

Юная девушка совершенно не является образцом, а на роль счастливого влюбленного был выбран герой, не отличающийся особо положительными качествами, а персонаж, который должен был внести свои новшества, оказался просто осмеян и признан сумасшедшим.

Неудивительно, что с участием таких героев любовный треугольник оказывается основан полностью на мнимых и лживых чувствах, из-за чего и разрушается в финале.

Однако в комедии наблюдаются и элементы трагедии, поскольку персонажам приходится выносить горестные переживания, приведшие их к созданию пустых союзов: София совершенно оскорблена и унижена своим возлюбленным. В это же время Чацкий разочарован в своей любви и страдает от неопределенности своего положения.

Черты трагедии подчеркиваются и при рассмотрении проблемы обрести свое личное счастье. Каждого из героев эта тема затрагивает, и он старается решить ее по-своему. Здесь читатель может заметить одно из главных противоречий произведения: истинные чувства не могут прижиться и существовать, в то время как герои строят все свои отношения на мнимых.

Сатира, лирика и фарс

Драматичные и трагедийные компоненты уже изменили понимание традиционной комедии в «Горе от ума». Кроме насмешки над событиями и действиями героев, читателю приходится сопереживать им, ведь надежды на счастье разрушены. Однако Грибоедов для передачи своего замысла использует и другие жанры, чем превращает свое творение в нечто уникальное, не существовавшее ранее.

Кроме любовной сюжетной линии, писатель довольно точно и ярко описывает и общественную жизнь путем использования сатиры. И передает он все описание через мысли одного из главных героев.

Чацкий вырос в доме Фамусова, но после путешествия, вернувшись, замечает, насколько это ограниченный мир, обладающий лишь отрицательными чертами:

  • преклонением перед всем иностранным, в особенности перед французским;
  • отрицанием образования и воспитания;
  • преимуществом родственных связей;
  • чинопочитанием;
  • следованием старинным обычаям.

chackiy_vyros_dome_famusova.jpg

Именно расстройство любовных планов помогает ему встать на путь недовольства и противостояния окружающему общественному строю. Автор изображает Чацкого, как драматического героя, который лишь один способен увидеть все недостатки местного света и при этом к финалу его начинают считать сумасшедшим.

В результате несправедливого наговора со стороны своей возлюбленной, юноша начинает играть роль шута для публики, которую он осуждает.

Кроме того, в произведении ярко просматриваются черты фарсового водевиля. Такими элементами являются, к примеру:

  • падение Репетилова;
  • ложная глухота Тугоуховского;
  • показательная охота за женихами;
  • монолог Молчалина.

В атмосфере нескрываемого фарса показывается совершенная невозможность существования каких-либо истинных чувств и долгих счастливых отношений.

Стоит отметить наличие и лирических жанров — в пьесе наблюдаются элементы баллады, и даже гражданской лирики. К первому виду автор относится с некоторой иронией, показывая на примере Софьи, что такое может сочинить абсолютно любая романтично настроенная девушка. К тому же в комедии имеются черты басни и фольклора, которые проявляются в некоторой морализации и дидактичности.

Новаторское произведение

Грибоедов создал уникальное и неповторимое творение. Начинающееся как комедия, сочинение начинает приобретать «нотки» самых различных жанров, которые, казалось бы, никогда нельзя было бы представить в одном произведении. Однако благодаря великому мастерству писателя, комедия предстает перед читателем в виде единого целого.

В целом «Горе от ума» представляет собой сложное произведение с разнообразными темами, в котором просматриваются элементы всех разновидностей литературных жанров: комедии, драмы, водевиля, трагедии, басни, гражданской лирики и баллады. Все эти черты соединяются воедино в произведении и являют собой новый стиль написания творений.

Используемые источники:

  • https://info-shkola.ru/zhanrovoe-svoeobrazie-komedii-gore-ot-uma/
  • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/zhanrovoe-svoeobrazie-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
  • https://lit-helper.com/p_janrovoe_svoeobrazie_komedii_gore_ot_uma_griboedova_a_s
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/zhanr-proizvedeniya.html
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/gore-ot-uma/raskrytie-zhanrovogo-svoeobraziya-pesy-griboedova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт