Полтава (Пушкин)

Полтава
274px-TSh_Maria.jpgТарас Шевченко. Мария. Иллюстрация к поэме. 1840 г.
Жанр поэма
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Дата написания 1828
Дата первой публикации 1829
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке

«Полта́ва» — поэмаА. С. Пушкина, написанная в 1828 году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву, состоявшуюся 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам. При чтении поэмы чувствуется влияние народных песен, сказочных мотивов на её содержание и характер изображения её персонажей.

Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Вышла в свет отдельным изданием в конце марта 1829 года.

Первоначальное название поэмы — «Мазепа»; лишь в последний момент Пушкин изменил его на «Полтава» (согласно дневнику А. Н. Вульфа, «по частным причинам»[1]; сам Пушкин причиной изменения названия назвал эпиграф поэмы и нежелание прослыть эпигоном Байрона, у которого было произведение с аналогичным названием[2]).

Действующие лица

Неоконченные произведения выделены курсивом</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 22 декабря 2020 в 11:47.

Александр Пушкин

Мазепа

Мария

Мазепа

Мария

Мария

Мазепа

Мазепа

А если плаха?…

Мария

Мазепа

Меня ты любишь?

Мария

Я! люблю ли?

Мазепа

Мария

Мазепа

Мария

О боже!

Мазепа

Что ж? отвечай.

Мария

Реши ты сам.

Мазепа

Мария

Мазепа

Отвечай!

Мария

Мазепа

Орлик

Допрос не кончен: отвечай.

Кочубей

Орлик

Кочубей

Орлик

Кочубей

Орлик

Кочубей

Орлик

Мать

Мать

Дочь

Мать

Дочь

Орлик

Мазепа

Мария

Мазепа

Мария

Тест: угадайте русскую классику по первым строкамПопробуйте отличить «Героя нашего времени» от «Доктора Живаго»Тест: сможете продолжить афоризмы Даниила Хармса?Попробуйте потягаться в остроумии со знаменитым писателемКак читать «Двенадцать» БлокаНа какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме Блока

Анализ поэмы «Полтава»

Посвящение

Песнь первая

Песнь вторая

Мазепа Мой друг, несправедлива ты. Оставь безумные мечты; Ты подозреньем сердце губишь: Нет, душу пылкую твою Волнуют, ослепляют страсти. Мария, верь: тебя люблю Я больше славы, больше власти.

Мария Неправда: ты со мной хитришь. Давно ль мы были неразлучны? Теперь ты ласк моих бежишь; Теперь они тебе докучны; Ты целый день в кругу старшин, В пирах, разъездах — я забыта; Ты долгой ночью иль один, Иль с нищим, иль у езуита; Любовь смиренная моя Встречает хладную суровость. Ты пил недавно, знаю я, Здоровье Дульской. Это новость; Кто эта Дульская?

Мазепа И ты Ревнива? Мне ль, в мои ли лета Искать надменного привета Самолюбивой красоты? И стану ль я, старик суровый, Как праздный юноша, вздыхать, Влачить позорные оковы И жен притворством искушать?

Мария Нет, объяснись без отговорок И просто, прямо отвечай.

Мазепа Покой души твоей мне дорог, Мария; так и быть: узнай.

Мария О милый мой, Ты будешь царь земли родной! Твоим сединам как пристанет Корона царская!

Мазепа Постой. Не всё свершилось. Буря грянет; Кто может знать, что ждет меня?

Мария Я близ тебя не знаю страха — Ты так могущ! О, знаю я: Трон ждет тебя.

Мазепа А если плаха?…

Мария С тобой на плаху, если так. Ах, пережить тебя могу ли? Но нет: ты носишь власти знак.

Мазепа Меня ты любишь?

Мария Я! люблю ли?

Мазепа Скажи: отец или супруг Тебе дороже?

Мария Милый друг, К чему вопрос такой? тревожит Меня напрасно он. Семью Стараюсь я забыть мою. Я стала ей в позор; быть может (Какая страшная мечта!) Моим отцом я проклята, А за кого?

Мазепа Так я дороже Тебе отца? Молчишь…

Мария О боже!

Мазепа Что ж? отвечай.

Мария Реши ты сам.

Мазепа Послушай: если было б нам, Ему иль мне, погибнуть надо, А ты бы нам судьей была, Кого б ты в жертву принесла, Кому бы ты была ограда?

Мария Ах, полно! сердце не смущай! Ты искуситель.

Мазепа Отвечай!

Мария Ты бледен; речь твоя сурова… О, не сердись! Всем, всем готова Тебе я жертвовать, поверь; Но страшны мне слова такие. Довольно.

Мазепа Помни же, Мария, Что ты сказала мне теперь.

Орлик Допрос не кончен: отвечай.

Кочубей Я отвечал уже: ступай, Оставь меня.

Орлик Еще признанья Пан гетман требует.

Кочубей Но в чем? Давно сознался я во всем, Что вы хотели. Показанья Мои все ложны. Я лукав, Я строю козни. Гетман прав. Чего вам более?

Орлик Мы знаем, Что ты несчетно был богат; Мы знаем: не единый клад Тобой в Диканьке(23) укрываем. Свершиться казнь твоя должна; Твое имение сполна В казну поступит войсковую — Таков закон. Я указую Тебе последний долг: открой, Где клады, скрытые тобой?

Кочубей Так, не ошиблись вы: три клада В сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была, Клад этот пытка отняла; Другой был клад невозвратимый Честь дочери моей любимой. Я день и ночь над ним дрожал: Мазепа этот клад украл. Но сохранил я клад последний, Мой третий клад: святую месть. Ее готовлюсь богу снесть.

Орлик Старик, оставь пустые бредни: Сегодня покидая свет, Питайся мыслию суровой. Шутить не время. Дай ответ, Когда не хочешь пытки новой: Где спрятал деньги?

Кочубей Злой холоп! Окончишь ли допрос нелепый? Повремени; дай лечь мне в гроб, Тогда ступай себе с Мазепой Мое наследие считать Окровавленными перстами, Мои подвалы разрывать, Рубить и жечь сады с домами. С собой возьмите дочь мою; Она сама вам всё расскажет, Сама все клады вам укажет; Но ради господа молю, Теперь оставь меня в покое.

Орлик Где спрятал деньги? укажи. Не хочешь? — Деньги где? скажи, Иль выйдет следствие плохое. Подумай; место нам назначь. Молчишь? — Ну, в пытку. Гей, палач!(24)

Мать Молчи, молчи; Не погуби нас: я в ночи Сюда прокралась осторожно С единой, слезною мольбой. Сегодня казнь. Тебе одной Свирепство их смягчить возможно. Спаси отца.

Дочь, в ужасе Какой отец? Какая казнь?

Мать Иль ты доныне Не знаешь?… нет! ты не в пустыне, Ты во дворце; ты знать должна, Как сила гетмана грозна, Как он врагов своих карает. Как государь ему внимает… Но вижу: скорбную семью Ты отвергаешь для Мазепы; Тебя я сонну застаю, Когда свершают суд свирепый, Когда читают приговор, Когда готов отцу топор… Друг другу, вижу, мы чужие… Опомнись, дочь моя! Мария, Беги, пади к его ногам, Спаси отца, будь ангел нам: Твой взгляд злодеям руки свяжет, Ты можешь их топор отвесть. Рвись, требуй — гетман не откажет: Ты для него забыла честь, Родных и бога.

Дочь Что со мною? Отец… Мазепа… казнь — с мольбою Здесь, в этом замке мать моя — Нет, иль ума лишилась я, Иль это грезы.

Мать Бог с тобою, Нет, нет — не грезы, не мечты. Ужель еще не знаешь ты, Что твой отец ожесточенный Бесчестья дочери не снес И, жаждой мести увлеченный, Царю на гетмана донес… Что в истязаниях кровавых Сознался в умыслах лукавых, В стыде безумной клеветы, Что, жертва смелой правоты, Врагу он выдан головою, Что пред громадой войсковою, Когда его не осенит Десница вышняя господня, Он должен быть казнен сегодня, Что здесь покаместь он сидит В тюремной башне.

Дочь Боже, боже!… Сегодня! — бедный мой отец!

Песнь третия

Орлик Сраженья Дождемся. Время не ушло С Петром опять войти в сношенья: Еще поправить можно ало. Разбитый нами, нет сомненья, Царь не отвергнет примиренья.

Мазепа Нет, поздно. Русскому царю Со мной мириться невозможно. Давно решилась непреложно Моя судьба. Давно горю Стесненной злобой. Под Азовым Однажды я с царем суровым Во ставке ночью пировал: Полны вином кипели чаши, Кипели с ними речи наши. Я слово смелое сказал. Смутились гости молодые… Царь, вспыхнув, чашу уронил И за усы мои седые Меня с угрозой ухватил. Тогда, смирясь в бессильном гневе, Отмстить себе я клятву дал; Носил ее — как мать во чреве Младенца носит. Срок настал. Так, обо мне воспоминанье Хранить он будет до конца. Петру я послан в наказанье; Я терн в листах его венца: Он дал бы грады родовые И жизни лучшие часы, Чтоб снова как во дни былы Держать Мазепу за усы. Но есть еще для нас надежды: Кому бежать, решит заря.

Мария Ах, тише, тише, друг!… Сейчас Отец и мать глаза закрыли… Постой… услышать могут нас.

Мазепа Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!… Что с тобой?

Мария Послушай: хитрости какие! Что за рассказ у них смешной? Она за тайну мне сказала, Что умер бедный мой отец, И мне тихонько показала Седую голову — творец! Куда бежать нам от злоречья? Подумай: эта голова Была совсем не человечья, А волчья — видишь: какова! Чем обмануть меня хотела! Не стыдно ль ей меня пугать? И для чего? чтоб я не смела С тобой сегодня убежать! Возможно ль?

Примечания

(сноска 1) Василий Леонтьевич Кочубей, генеральный судия, один из предков нынешних графов.

(сноска 2) Хутор — загородный дом.

(сноска 3) У Кочубея было несколько дочерей; одна из них была замужем за Обидовским, племянником Мазепы. Та, о которой здесь упоминается, называлась Матреной.

(сноска 4) Мазепа в самом деле сватал свою крестницу, но ему отказали.

(сноска 5) Предание приписывает Мазепе несколько песен, доныне сохранившихся в памяти народной. Кочубей в своем доносе также упоминает о патриотической думе, будто бы сочиненной Мазепою. Она замечательна не в одном историческом отношении.

(сноска 6) Бунчук и булава — знаки гетманского достоинства.

(сноска 7) Смотр. Мазепу Байрона.

(сноска Дорошенко, один из героев древней Малороссии, непримиримый враг русского владычества.

(сноска 9) Григорий Самойлович, сын гетмана, сосланного в Сибирь в начале царствования Петра I.

(сноска 10) Симеон Палей, Хвастовский полковник, славный наездник. За своевольные набеги сослан был в Енисейск по жалобам Мазепы. Когда сей последний оказался изменником, то и Палей, как закоренелый враг его, был возвращен из ссылки и находился в Полтавском сражении.

(сноска 11) Костя Гордеенко, кошевой атаман запорожских казаков. Впоследствии передался Карлу XII. Взят в плен и казнен в 1708 г.

(сноска 12) 20000 казаков было послано в Лифляндию.

(сноска 13) Мазепа в одном письме упрекает Кочубея в том, что им управляет жена его, гордая и высокоумная.

(сноска 14) Искра, Полтавский полковник, товарищ Кочубея, разделивший с ним его умысел и участь.

(сноска 15) Езуит Заленской, княгиня Дульская и какой-то болгарский архиепископ, изгнанный из своего отечества, были главными агентами Мазепиной измены. Последний в виде нищего ходил из Польши в Украйну и обратно.

(сноска 16) Так назывались манифесты гетманов.

(сноска 17) Филипп Орлик, генеральный писарь, наперсник Мазепы, после смерти (в 1710) сего последнего получил от Карла XII пустой титул Малороссийского гетмана. Впоследствии принял магометанскую веру и умер в Бендерах около 1736 года.

(сноска 18) Булавин, донской казак, бунтовавший около того времени.

(сноска 19) Тайный секретарь Шафиров и гр. Головкин, друзья и покровители Мазепы; на них, по справедливости, должен лежать ужас суда и казни доносителей.

(сноска 20) В 1705 году. Смотр. примечания к Истории Малороссии, Б.<антыша->Каменского.

(сноска 21) Во время неудачного похода в Крым Казы-Гирей предлагал ему соединиться с ним и вместе напасть на русское войско.

(сноска 22) В своих письмах он жаловался, что доносителей пытали слишком легко, неотступно требовал их казни, сравнивал себя с Сусанною, неповинно оклеветанною беззаконными старцами, а графа Головкина с пророком Даниилом.

(сноска 23) Деревня Кочубея.

(сноска 24) Уже осужденный на смерть, Кочубей был пытан в войске гетмана. По ответам несчастного видно, что его допрашивали о сокровищах, им утаенных.

(сноска 25) Войско, состоявшее на собственном иждивении гетманов.

(сноска 26) Сильные меры, принятые Петром с обыкновенной его быстротой и энергией, удержали Украйну в повиновении. «1708 ноября 7-го числа, по указу государеву, казаки по обычаю своему вольными голосами выбрали в гетманы полковника Стародубского Ив.<ана> Скоропадского. 8-го числа приехали в Глухов Киевской, Черниговской и Переяславской архиепископы. А 9-го дня предали клятве Мазепу оные архиереи публично; того же дня и персону (куклу) оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию (которая на ту персону была надета с бантом), оную персону бросили в палачевские руки, которую палач, взяв и прицепя за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы, и потом повесили. В Глухове же 10-го дня казнили Чечеля и прочих изменнников…» (Журнал Петра Великого).

(сноска 27) Малороссийское слово. По-русски — палач.

(сноска 28) Чечель отчаянно защищал Батурин против войск кн.<язя> Меншикова.

(сноска 29) В Дрезден к королю Августу. CM.: Voltaire. Hisioire de Charles XII.

(сноска 30) — Ax, в.<аше> в.<еличество>! бомба!… — «Что есть общего между бомбою и письмом, которое тебе диктуют? пиши». Это случилось гораздо после.

(сноска 31) Ночью Карл, сам осматривая наш лагерь, наехал на казаков, сидевших у огня. Он поскакал прямо к ним и одного из них застрелил из собственных рук. Казаки дали по нем три выстрела и жестоко ранили его в ногу. Благодаря прекрасным распоряжениям и действиям кн.<язя> Меншикова, участь главного сражения была решена заранее. Дело не продолжалось и двух часов. Ибо (сказано в Жур.<нале> Петра Вел.<икого>) непобедимые господа шведы скоро хребет свой показали, и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута. Петр впоследствии времени многое прощал Данилычу за услуги, оказанные в сей день генералом кн.<язем> Меншиковым.

(сноска 33) L’Empereur Moscovite, pénétré d’une joie qu’il ne se mettait pas en peine de dissimuler, (было о чем и радоваться) recevait sur le champ de bataille les prisonniers qu’on lui amenait en foule et demandait à tout moment: où est donc mon frère Charles? …………………………….. Alors prenant un verre de vin: A la santé, dit-il, de mes maîtres dans l’art de la guerre! — Renschild lui demanda: qui étaient ceux qu’il honorait d’un si beau titre. — Vous, Messieurs les généraux Suèdois, reprit ie Czar. — Votre Majeste est done bien ingrate, reprit le Comte, d’avoir tant mailtraité ses maîtres.

(сноска 34) Обезглавленные тела Искры и Кочубея были отданы родственникам и похоронены в Киевской лавре; над их гробом высечена следующая надпись:

Анализ поэмы «Полтава» Пушкина

Поэма «Полтава» (1828-1829 гг.) — одно из первых в русской литературе стихотворных произведений, основанное на реальных исторических фактах. Пушкин тщательно изучал источники и придавал большое значение своей работе. Поэма не была по достоинству оценена современниками, что очень огорчило поэта. Вероятно, это было связано со сложностью и оригинальностью выбранной темы.

Пушкин попытался объединить в одном произведении несколько масштабных тем. В первую очередь он изображает эпоху Петра I через события Северной войны. Петр прославился своими преобразованиями, которые в очень короткие сроки выдвинули Россию на одно из ведущих мест в европейской политике. Бесславно начавшаяся война со Швецией закончилась невиданным триумфом русской армии. «Непобедимая» армия Карла XII потерпела сокрушительное поражение, а сам полководец позорно бежал. Пушкин придавал огромное значение этой войне. Он считал, что победа значительно повлияла на укрепление национального духа. Центральная битва дала название всему произведению.

Еще одна тема – взаимоотношения России и Украины. В наше время Мазепу часто выставляют национальным героем, который стремился к созданию независимой Украины. Анализ источников опровергает это мнение. Некоторые действия гетмана действительно улучшили положение украинского народа. Но в целом его политика была подчинена личным интересам. Жизнь Мазепы представляет собой совокупность постоянных предательств и обмана различных людей. Петр I – лишь один из немногих поверивших в его клятвы. Пушкин показывает, что Украина в то время была слабым государством и в любом случае была бы поглощена более сильными соседями. Союз с братским народом был лучшим выходом из ситуации.

Лучше всего Пушкину удалось описать человеческую трагедию. Дочь Кочубея Мария предала отца, связав свою судьбу с Мазепой. Отец проклял дочь, но даже это не могло помешать преступной любви. Мазепа признается любовнице, что готовит заговор против русского царя. Мария с покорностью принимает и это известие, совершая тем самым двойное предательство. Гетман уже успел оклеветать Кочубея, которому уготовлена мучительная смерть. Известие о казни отца сводит Марию с ума. Это может быть расценено как божественная кара за страшное предательство. Очень ярко и эмоционально Пушкин описывает финальную встречу Мазепы с сумасшедшей Марией.

В заключительной части поэмы общегосударственная и личная тема сливаются. Автор с печалью смотрит на великие деяния прошлого. Участники тех событий и их чувства исчезли без следа. Петр I оставил после себя империю, а о судьбе проклятой Богом дочери напоминают лишь песни одинокого старца.

Автор: · 22.08.2018

А. С. Пушкину не давали покоя мысли о будущем России, которое «прочными нитями» было связано с её историческим прошлым. Изучая историю своей страны, писатель прекрасно понимал, какую неоценимую роль в становлении государства сыграл Петр Великий. Император мечтал о процветании России, о том, чтобы она заняла достойное место среди других европейских держав. Смелым, храбрым, трудолюбивым сынам России, свято выполняющим свой долг перед Отечеством, посвятил поэму «Полтава» Пушкин. Произведение проникнуто духом высокого патриотизма и свободолюбия.

История создания

Поэма написана в 1828 году. Отдельным изданием выходит в марте 1829. Пушкин посвящает поэму Марии Волконской, отважной женщине, самозабвенно отправившейся в сибирскую ссылку вслед за мужем-декабристом.

В названии произведения нашло своё отражение историческое событие, произошедшее 27 июня 1709 года. Озаглавив поэму «Полтава», автор посвящает её русским солдатам, совершившим ратный подвиг ради светлого будущего отчизны.

Одним из источников замысла книги была поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский». Пушкин высоко ценил это произведение поэта-декабриста. Леденящие кровь картины казней и мятежей, омрачающие первые годы правления Петра, многострадальная судьба Кочубея – всё это не могло оставить писателя равнодушным.

Созданию поэмы предшествует обращение автора к многочисленным историческим источникам, среди которых значительное место занимает описание «свейской» (шведской) войны. Книга была составлена приближенными царя по его достоверным материалам. Пушкин изучает свод материалов о Петре в «Деяниях Петра Великого» историка конца XVIII века Голикова, а также труд Бантыша-Каменского по истории Украины.

Однако Александр Сергеевич, будучи писателем, не отражает в произведении все «документальные» указания ученых. Так, три доноса Кочубея на Мазепу он объединяет в один. Писатель создаёт образ влюбленного казака, о котором нет сведений в документах. Историческую Матрену Кочубей Пушкин превращает в Марию. Эти изменения, сделанные гениальным художником, усиливают выразительность поэмы.

Жанр, направление, размер

«Полтава» — первая историко-героическая трагедия Пушкина. Автор использует множество элементов, убедительно свидетельствующих о реализме гениальной поэмы: исторически верное изображение деталей прошлого, широкий круг персонажей, из которых каждый имеет самостоятельное значение, глубокое раскрытие внутреннего мира героев, близость языка к народной речи.

Поэма написана четырехстопным ямбом. В повествование включены портретные зарисовки Марии и Мазепы, дано описание пейзажей, есть сцены допроса и казни, «развёрнута» гениальная картина Полтавской битвы. Пушкин дополняет свой рассказ историческими пояснениями и отступлениями о политических настроениях общества начала XVIII века.

Композиция

Композиция поэмы, при всей своей сложности, поражает четкостью, последовательностью и слаженностью. Мыслями о родине и судьбах людей объединяются отдельные части поэмы: романтическая история «преступной» дочери, поучительная повесть о ненужном удовольствии, суровый рассказ о кровавом преступнике и торжественная песня о герое-патриоте.

«Полтава» проникнута глубоким духом народности, как в содержании, так и в стиле произведения. Преобладает величавая интонация. Могучую выразительность поэмы усиливают разнообразие и быстрая смена различных типов предложений. Они то разворачиваются в длинные периоды, приобретая характер трибунной, взволнованной речи, то сжимаются в короткие фразы. В поэме выделяются лирически окрашенные обращения к героям («Мария, милая Мария…») и бытовые эпизоды с просторечной фразеологией.

Суть

1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. У Кочубея, генерального судии, есть прекрасная дочь — Мария, которой он очень гордится. Мазепа, пожилой крестный девушки, тайно питает к ней теплые чувства. Через некоторое время тайно увозит ее из отчего дома. Кочубей, не в силах простить оскорбление, нанесенное его семье, пишет донос на гетмана Петру I. Однако царь не верит словам опозоренного отца, и Кочубея казнят вместе с его верным последователем Истрой.

В произведении есть не только романтическая, но и историческая сюжетная линия. Мазепа, заключив договор со шведским королем Карлом XII, хочет отделить Украину от Российского государства. 27 июня 1709 года происходит масштабное полтавское сражение между войсками Петра и Карла XII. Бой выигрывает Петр Великий, а Мазепа, вместе с королем вынужден бежать, тем самым признав свое поражение. Более подробно основные события из книги мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Степанович Мазепа — удрученный годами украинский гетман. Умен, хладнокровен и хитер. В нем живет мятежная и ненасытная душа, рождающая в сердце неутомимый преступный жар. Государственный изменник, закоренелый в коварствах и злодеяниях. Поэт со строгостью патриота сурово перечисляет пороки падшего гетмана: злобность, мстительность, ненависть к людям, отсутствие благодарности. Мазепа с легкостью проливает человеческую кровь, с каждым разом искореняя в своем сердце последние крупицы жалости и сострадания. Для него нет отчизны, он предательств никогда не забывает не только в душе, но и на деле. Никогда не забывает и не прощает нанесённых ему обид.
  2. Мария — дочь Кочубея. Ее лицо обрамляют черные локоны, взгляд сияет чистотой, а стан поражает стройностью. Нежна и разумна. Отличается скромностью. Девушка обладает мужественным характером, иначе она не смогла бы пойти против воли отца и матери. Увлечена воинской славой гетмана, песни которого она очень любила петь. До последнего момента не осознавала, какое страшное деяние совершила. Ее окутал любовный дурман, сладкие речи Мазепы проникли в самое сердце, заставив уснуть разум. Однако пробуждение не заставило себя долго ждать. Став свидетельницей гибели отца, девушка сходит с ума. Горе побеждает разум.
  3. Василий Леонтьевич Кочубей — украинский генеральный судья. Храбр и мужественен. Ему не чужды честь и любовь к родине. Глубоко оскорблен Мазепой, когда тот похищает его дочь. Жажда мести находит приют в его сердце. После того, как Петр I не верит его доносу на гетмана, с достоинством переносит наказание за клевету. Сначала его жестоко пытают, а затем казнят на глазах у сотен зрителей.
  4. Пётр Великий – первый Всероссийский император. А. С. Пушкин в каждом своем произведении, посвященном Петру, освещает различные стороны его облика. В поэме «Полтава» царь выступает как воитель, полководец и патриот. Автор рисует внешность Петра в стиле героических портретов XVIII века: сияющие глаза, внушающее ужас лицо, быстрые движения. Портретная зарисовка соответствует духовному облику героя. Петр выступает в поэме как организатор военной мощи России. Он, словно молния, стремительно появляется на страницах произведения. Его думы заняты мыслями о родине и ее благе.
  5. Карл XII — шведский король. Храбр, но честолюбив. Ведет себя легкомысленно, вступая в стычку с казаками накануне Полтавского боя. В результате получает тяжелую травму ноги, которая не позволяет ему участвовать в сражении.
  6. Любовь — властная жена Кочубея. Разделяет взгляды мужа и всячески его поддерживает. В ней пылает огонь страсти, гордости и жажды справедливости. Нетерпелива и умна.
  7. Филипп Орлик – генеральный писарь, гетманов делец. Обладатель «каменного» сердца. Жесток, расчетлив. Получает удовольствие, расправляясь с врагами Мазепы. После смерти «хозяина» получает от Карла XII пустой титул малороссийского гетмана.

Темы и проблемы

  1. Тема войны раскрывается в произведении ярко и живо. Великолепная картина Полтавского боя достигает высшего звучания. Фрагменты битвы следуют один за другим в определённой последовательности: начало сражения, победа над отдельными отрядами врагов, появление Петра и «несомого» Карла, и, наконец, решающий момент боя и бегство шведской армии. Точность и зримость описания достигают того эффекта, когда читатель «ощущает» себя свидетелем происходящей битвы.
  2. Тема любви звучит на протяжении всей поэмы. При всем своем лукавстве Мазепа полон искренней любви к Марии. Но коварство честолюбца не отступает перед старческой любовью. Злые замыслы в гетмане сильнее, чем его чувство к девушке. Он лжет ей, когда говорит, что любит ее больше власти и славы.
  3. Тема великодушия и милосердия. Одержав победу в битве, Петр не убивает своих противников. Он «ласкает» пленников и поднимает за них заздравный кубок.
  4. Пушкин использует выразительное противопоставление для создания двух обликов: Петра и Карла. Во время Полтавского сражения могучий и радостный, Петр проносится перед полками, а бледный, недвижимый Карл, которого несут на носилках, оказывается раненным в бесполезной схватке с казаками. Художественный приём антитезы помогает раскрыть мысль поэта о том, что победа русских — не случайная удача. Она была предопределена победой высоких идей, за которые боролся Петр.
  5. Проблема духовной слепоты является одной из ключевых в поэме. Мария любит Мазепу. Она жертвует всем ради старого гетмана. Ей приходится совершить страшное предательство, покинув отца и мать. Властолюбец, словно искуситель, завораживает сердце наивной девушки. Он буквально вырывает из несчастной дочери роковое «разрешение» на казнь отца. Мария не понимает зловещего смысла страшного вопроса: «Отец или супруг тебе дороже?»
  6. Проблема предательства и тщеславия. Мазепа предает не только бывшего друга, похищая крестницу, но и втаптывает в землю доверие Петра, пытаясь отделить Украину от Российской империи.
  7. Может ли в падшей душе появиться проблеск совести и искреннего раскаяния? Вопреки всем своим злодеяниям Мазепа все же чувствует смущение при мысли о том, какие страдания он готовит Марии. Казнить отца в ответ на нежные и искренние чувства, которые испытывает к нему девушка! Недаром гетману кажется, что обвинительными очами смотрят на него звезды ночи, и что тополя, словно судьи, шепчутся о нем. Страшной пустотой терзается он, возвращаясь с казни Кочубея. Увидев опустевший по его вине двор судьи, он испытывает чувство страха и дрожит, как под топором, под грозящим перстом безумной Марии.
  8. Проблема «слепой» доверчивости. Пушкин показывает Петра не только как полтавского героя, но и как доверчивого и простосердечного человека. Не подозревая подвоха, он убежден в искренности Мазепы. Царь не верит в измену потому, что сам не изменял. Но, когда становится известна правда, Петр стремится исправить свою ошибку, призывая к себе семьи Искры и Кочубея, проливая с ними слезы и осыпая их милостями.

Главная мысль

В поэме А. С. Пушкин восхваляет мощь России и призывает к подвигам во имя счастья страны. Главная идея автора заключается в том, что никакие перипетии, как внешние, так и внутренние, не способны разрушить единство многонационального российского государства. Это происходит потому, что в России всегда больше преданных и честных людей, которые скорее умрут, чем отрекутся от своей правды.

Также смысл, заложенный автором, говорит о том, что залогом сохранения страны является уважение к семье. Она и есть фундамент государства. Когда вражда селится в доме, среди родных и близких, разрушается основа основ. Тот, кому не жаль разрывать кровные узы дочери и родителей, не остановится перед любым преступлением. Поэтому каждый человек должен ответственно и честно выстраивать отношения с окружением, иначе его нравственное падение предрешено.

Чему учит?

Поэма учит любви к Родине. Только надежные и верные защитники могут отразить атаку неприятеля и сохранить русскую землю в целости. Любовь к отчизне начинается с семьи, поэтому каждый человек должен оберегать свой домашний очаг.

Автор призывает не забывать о том, что даже самые искренние последователи через некоторое время могут «поменять маску» и без какого-либо зазрения совести предать близкого человека. Писатель убеждён, что нельзя пренебрегать отчим домом и родными людьми, причиняя им тем самым страшные страдания.

Критика

«Полтава» — одно из величайших произведений Пушкина. Однако большинство критиков встречают поэму отрицательно. Они поголовно утверждают, что Мария не может любить честолюбивого старика. Самого же Мазепу называют «злым дураком». В журналах становится популярно сравнение, что Александр Сергеевич, написав столь новаторское произведение, терпит поражение, словно Карл XII на поле битвы.

Пушкин встречает критические отклики с удивлением. Его расстраивает, что «Полтава» не имеет должного успеха. Однако критики просто не понимают своеобразия поэмы, глубину раздумий поэта и народность его стиля.

В. Белинский же считает «Полтаву» удавшимся произведением. Он тонко отмечает, что в поэме много оригинального и самобытного. Однако и его не все удовлетворяет. Рецензент считает ошибкой Пушкина то, что первые две песни заняты романтическими событиями, между тем как Петр и Полтавская битва описаны лишь в третьей песне.

Автор: Вероника Пакшина

Авторы: Александр ПушкинЖанр: ПоэмыФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3732-5

Александр Пушкин завершил работу над исторической поэмой «Полтава» в 1828 году. Писал он ее не больше месяца: «Полтаву» написал я в несколько дней, долее не мог бы ею заниматься и бросил бы всё», — вспоминал Пушкин.

Личность Петра Великого, одного из главных героев поэмы, интересовала Пушкина уже давно: за год до «Полтавы» он написал исторический роман «Арап Петра Великого». Во время работы над поэмой Александр Пушкин обращался к историческим трудам, посвященным фигуре Петра I и эпохе его правления. Поэма из трех песен рассказывает историю Полтавской битвы 1709 года. Пушкин внес изменения только в биографию главной героини.В центре событий находятся исторические личности — Иван Мазепа, Карл XII и Петр I.

Александр ПушкинСказка о медведихеСказкиАлександр ПушкинМарья ШонингПовестиАлександр ПушкинО народном воспитанииОчеркиАлександр ПушкинТазитПоэмы

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/полтава_(поэма)
  • https://www.culture.ru/poems/5079/poltava
  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-poltava/
  • https://literaguru.ru/analiz-poemy-poltava-a-s-pushkin/
  • https://www.culture.ru/books/798/poltava

</tr>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт