Содержание
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы и проблемы
- 6 Главная мысль
- 7 Средства художественной выразительности
- 8 История создания
- 9 Жанр, направление
- 10 Суть: о чем рассказ?
- 11 Главные герои их характеристика
- 12 Темы
- 13 Проблемы
- 14 Основная идея
- 15 Художественные особенности
Год написания и публикации – рассказ написан в 1850 году. История создания – Находясь в имении своей матери, Тургенев имел возможность наблюдать за жизнью крестьян. Разнообразие характеров, с которыми писатель столкнулся в момент этой поездки, послужили основой для целого сборника рассказов «Записки охотника». Рассказ «Певцы» первоначально имел другое название — «Притынный кабачок». Его, вероятно, поменял Некрасов, готовя произведение к печати, поскольку первоначальное название зачеркнуто его рукой. Жанр – Рассказ. Направление – Реализм. Основная идея – Человек может быть талантливым, даже если он не образован. Душа поет в каждом человеке, независимо от социального положения и его жизни, даже если судьба человека тяжела и безрадостна. Чувство прекрасного есть во всех людях. Красоту, музыку, песню умеют глубоко воспринимать и богатые, и бедные. Тема – Талантливым может быть любой человек, независимо от своего социального статуса. Проблема – Человеку с низким социальным статусом тяжелее выразить свой талант, получать за него достойное вознаграждение.
Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности
Автор: · 01.04.2018
«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.
История создания
Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.
«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.
Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.
Жанр и направление
«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).
Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.
Композиция
- Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой). В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
- Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
- Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
- Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
- В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.
Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара – прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.
Главные герои и их характеристика
Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.
Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:
Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.
Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.
О другом певце рассказчик сообщает следующее:
Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.
Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.
Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.
Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.
Темы и проблемы
Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:
- Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
- Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).
Главная мысль
Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.
Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.
Средства художественной выразительности
Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.
Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.
В «Певцах» значим образ голоса. Именно благодаря разговорам повествователь приходит в кабак, именно момент пения является кульминационным и именно крик: «Антропка-а-а!» провожает удаляющегося из села рассказчика.
Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.
Автор: Богдан Попович
Автор: · Опубликовано 30.06.2020 · Обновлено 30.06.2020
Рассказ «Певцы», как и другие рассказы «Записок охотника», дает читателю возможность погрузиться в народную жизнь старой России, познакомиться с сильными и противоречивыми характерами ее людей, оценить заложенный в них творческий потенциал. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа по плану, который познакомит с сюжетом, персонажами и проблематикой произведения.
История создания
Все рассказы сборника «Записки охотника» создавались И. С. Тургеневым в течение 1840-1850-х годов. Писатель стремился живо и реалистично изобразить жизнь народа, честно поговорить о нелегкой судьбе крестьянства. Прототипами его героев часто становились реальные люди, которых писатель встречал во время прогулок по окрестностям родового имения в Орловской губернии.
Рассказ «Певцы» был написан в 1850 году и почти сразу был опубликован в журнале «Современник».
Жанр, направление
По жанровой принадлежности «Певцы» И. С. Тургенева – это рассказ. Все повествование сосредоточено вокруг одной сюжетной линии и небольшого количества действующих лиц. Рассказчик случайно попадает на соревнование певцов, проходящее в небольшом сельском кабаке, где становится свидетелем выступления двух разных исполнителей.
При описании села, хозяина заведения и самих музыкантов И. С. Тургенев следует реалистической традиции. Он подробно описывает характерные детали пейзажа, интерьера избы, внешности и поведения каждого из гостей. Именно эти особенности помогают создать яркие образы живых людей, которым читатель может сопереживать.
Суть: о чем рассказ?
Повествование начинается с описания небольшого села Котловка и стоящей на краю села неприметной избушки. В ней располагается кабак, названный «Притынным». Кабак этот почти никогда не пустует благодаря хозяину Николаю Ивановичу – человеку с особым даром привлекать и удерживать гостей, имеющему «много здравого смысла» и определенное влияние среди соседей.
В один из жарких июльских дней рассказчик-охотник направляется в Притынный кабак в поисках отдыха и узнает, что там намечается соревнование лучшего певца в околотке Яшки-турка и заезжего рядчика из Жиздры. Посмотреть на это музыкальное состязание собираются многие жители Котловки. Первым берется спеть рядчик. Наделенный приятным и сладким голосом, он с удовольствием демонстрирует собравшимся ценителям искусства свое мастерство, сопровождая пение изящными переходами и отдельными «завитушками» вроде щелканья языком и игры горлом. Оживленная публика хвалит гостя и уже готова отдать ему победу, но тут выступать выходит другой участник – Яшка-турок. Голос Якова не так мелодичен, он звенит и сначала кажется слушателям слегка надтреснутым, но именно в нем открывается глубокая неподдельная страсть, способная схватить за душу. Во время пения он как будто забывает обо всем вокруг и полностью отдается творческому порыву, растворяется в своих ощущениях. Рассказчик замечает, что от его голоса веет «чем-то родным и необозримо широким», а из самой глубины души поднимаются и прорываются слезы. Вопроса о победителе этого соревнования больше не стоит, что единогласно признается всеми слушателями.
Главные герои их характеристика
Характеристика главных героев рассказа «Певцы» сосредоточена в таблице:
Рассказчик | Весь сборник рассказов И. С. Тургенева объединен образом рассказчика. Это дворянин, который во время охоты знакомится с окрестностями имения и встреченными на пути людьми. Он наделен чутким сердцем и хорошо разбирается в человеческих характерах. |
Хозяин кабака | Сначала писатель описывает целовальника Николая Ивановича – хозяина кабака. Как и все люди его профессии, он отличается расторопностью и сметливостью, но есть в нем и особенные качества, привлекающие к нему людей. Прежде всего, он «знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека», много видел на своем веку и всегда может дать совет и наставить на истинный путь. Он старается предупредить все, что может нарушить общее спокойствие, и за это его уважают соседи. Неудивительно, что Николаю Ивановичу удается собирать в своем простом заведении много гостей и не давать им скучать. |
Описание гостей | Далее рассказчик переходит к историям других зрителей музыкального соревнования и самих певцов. Одного из мужиков местные прозвали Обалдуем, это загулявший дворовый человек без всякой должности, умеющий при этом ловко погулять за чужой счет. Противоположный тип представляет собой опытный, предприимчивый и расчетливый Моргач, который из кучера сумел стать приказчиком, а после подался в мещане и разбогател.
Выделяется на фоне других гостей Перевлесов, прозванный Диким-Барином. На вид его трудно отнести к определенному сословию – он держится сам по себе. Также остается неизвестным, чем он живет, однако деньги, хоть и небольшие, у него имеются. «Казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем», — говорит автор и предполагает, что эти силы при случае могли разрушить своего хозяина и все вокруг. В то же время, поражала в Диком-Барине некая смесь природной свирепости и врожденного благородства. |
Рядчик | Портрет первого участника соревнования создается всего несколькими чертами. Рядчик представляется невысоким плотным мужчиной с «тупым вздернутым носом» и красивым высоким голосом. Поет он очень искусно, но это пение не трогает душевных струн так, как пение его соперника Яшки-турка. |
Яшка-турок | В портрете Якова акцент делается на впалых щеках, беспокойных серых глазах и выразительных губах, говорящих о впечатлительности и страстности его натуры. Он работает на бумажной фабрике, но при этом по душе – «художник во всех смыслах этого слова». В его пении звучит «русская, горячая, правдивая душа», которая приводит в трепет всех присутствующих. |
Темы
Тематика рассказа «Певцы» может быть продолжена, но только если это нужно аудитории. Поэтому в случае нехватки материала напишите в комментариях, чего не хватает?
- Одной из ключевых тем всех «Записок охотника» становится тема народа и его непростой судьбы. Находит выражение она и в рассказе «Певцы». Писатель описывает разные типы людей, но все эти характеры сформированы жизненными обстоятельствами. Так, непростой путь поисков лучшей доли выпадает Моргачу, который сбегает от своей барыни, а после скитаний возвращается, чтобы преданной службой вернуть ее милость. Затем ему удается освободиться и даже разбогатеть, но при этом он становится человеком практичным и жестким, привыкает пользоваться людьми. Меньше везет Обалдую, который не находит сил поменять свое положение и отыскать свое место.
- Другой значимой темой рассказа становится искусство. Всех героев, независимо от их положения и характера, собирает в этот день в кабаке желание посмотреть соревнование местного певца Яшки и заезжего рядчика. Гости оказываются способны не только оценить красоту голоса или «завитушки» рядчика, но и всей душой почувствовать страсть и печаль, которыми проникнуто пение Якова.
Проблемы
Проблематика рассказа «Певцы» состоит из проблем эпохи, когда жил и творил Тургенев, и вопросов, актуальных во все времена.
- Тургенев в своем рассказе не просто изображает яркие крестьянские характеры, он поднимает проблему трудной народной доли, говорит о крепостном праве, которое лишает человека возможности проявить свои способности и таланты. Своим страстным пением Яков способен тронуть любую душу, он — художник по своей натуре, однако вынужден работать на фабрике и единственной возможностью показать свой талант для него являются подобные соревнования в сельском кабаке. Точно так же редким мгновением единения с искусством и самими собой становится певческий поединок для целовальника, его жены, Дикого-Барина и прочих гостей, которые очень скоро вынуждены будут вернуться к своим привычным будням.
- Проблема испорченности русского народа, забитого рабством и непосильной ношей труда, тоже поднимается в произведении. Неудивительно, что недолгий душевный подъем, вызванный в односельчанах пением Яшки-турка, очень быстро сменяется «невеселой картиной» пьянства и разгула, от которой стремится убежать рассказчик.
Основная идея
Главная мысль рассказа «Певцы» заключается в той удивительной силе искусства, которая способна тронуть душу человека, позволить ему забыть о своих горестях и почувствовать себя счастливым. Разницу между умелыми, но пустыми трелями рядчика и печальным, искренним, хоть и не таким чистым пением Яшки замечают все, включая самого проигравшего, но особенно интересно наблюдать за реакцией Дикого-Барина. Этот уважаемый всеми за внутреннюю силу и благородство человек, кажется, лучше других понимает печаль, звучащую в голосе Якова. Если во время пения рядчика Дикий-Барин лишь снисходительно улыбается, то после выступления второго участника он уже не пытается сдержать свои чувства. Его восхищение и благодарность за пережитые от этого пения эмоции выражаются в простом жесте:
«Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и – смолк».
Смысл рассказа «Певцы» состоит в том, что настоящий талант всегда проникает в души людей и заставляет их, пережив катарсис, очищаться и открываться новым впечатлениям.
Художественные особенности
Исследователями отмечалось, что, в отличие от других ярких рассказов сборника, «Певцы» носят отчасти элегический характер. В этом рассказе Тургенев изображает нелегкую судьбу талантливых представителей народа, которые не могут реализовать себя в условиях старой крепостнической России.
Усилить звучащие в повествовании идеи и мотивы писателю удается с помощью использования в описаниях образных эпитетов и метафор в рассказе «Певцы». Во время пения Якова рассказчик представляет себе свободную чайку, наслаждающуюся солнечным светом. В этом сравнении наиболее отчетливо проявляется авторская оценка внутренней силы и независимости певца-самоучки.
В рассказе «Певцы» И. С. Тургенев демонстрирует, что в народной среде немало по-настоящему чувствующих и талантливых людей. Несмотря на тяжелые условия жизни, они, подобно Якову, делятся своим внутренним светом с окружающими и делают их мир ярче.
Автор: Юлия Филипская
Виноградова Ирина
Идея этого рассказа заключается в том, что автор хотел показать, как жили люди в деревнях. Судьба у каждого человека была разной, у большинства даже трагичной, но, несмотря на это, любовь к творчеству процветала даже в самых отдаленных уголках нашей необъятной страны. На примере двух певцов, показано, что на Руси было множество талантов, да не простых, а самородков. Погрузившись в пение, люди забывали обо всем, о своей несчастной жизни, о том, что жизнь к ним не справедлива, потому что творчество было в душе у каждого.
Пожаловаться
Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов, объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих лет — с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим замыслом. Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч», созданного под впечатлением от прогулок Тургенева по окрестностям Спасского-Лутовиного Орловской губернии. Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами. Это и стало основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий.
Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла — в 1850 году, когда автор хорошо осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного. Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя художественного произведения. У Тургенева это простой человек со всеми деталями его внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной судьбой и непростыми условиями жизни. Однако задача автора не столько максимально натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Но всякий раз они тонко и интересно разработаны с психологической точки зрения.
Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но вызывающего неизменное уважение к себе Дикого-Барина; рядчика из Жиздры, обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки-Турка.
Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию разных типажей. Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты на победу в певческом конкурсе — рядчик из Жиздры и Яшка-Турок. Жребий выпал петь сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий-Барин. Его реакция осталась для наблюдавшего за ним барина загадкой.
Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику победу без боя, было решено заслушать Яшку-Турка. Он заметно волновался и даже, казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий-Барин строго настоял на соблюдении правил состязания.
Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя. А в самом голосе Яшки было что-то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души. И Дикий-Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана безоговорочная победа Яшки-Турка.
Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор-рассказчик покидает питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы. Рассказ заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это лирическое отступление о мальчике, искавшего какого-то Антропку, которого хотела высечь барыня. И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка-а-а! …» Возможно, потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его горькую судьбу? …
По произведению: «Певцы»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Используемые источники:
- https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/turgenev-pevcy/
- https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-turgeneva-pevtsy/
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/pevtsy-i-s-turgenev/
- https://vashurok.ru/questions/turgenev-pevtsi-ideya-rasskaza
- https://goldlit.ru/turgenev/683-pevtsy-analiz