Основной конфликт в пьесе «Гроза»

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Конфликт в пьесе Островского «Гроза»

Островский А. Н.

Острые столкновения героев, складывающиеся в единый конфликт самодуров и их жертв, раскрываются уже в первых явлениях пьесы. Это конфликт между старыми, уже изжившими себя порядками и новыми, прогрессивными, стремящимися к свободе и равноправию. Носителями произвола, тиранами, самодурами показаны Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой. В мире насилия и мошенничества калечится жизнь многих людей. Образованному Борису приходится быть под гнетом невежественного дяди. Катерину, чуткую и впечатлительную, выдают замуж в то время, когда в ней еще не проснулась потребность любви. Кулигин, умный и талантливый, обречен быть в бездействии. Тихон превратился в жалкую, забитую жертву. И вот в таких условиях разворачивается конфликт между Катериной и Кабановой. Это люди с совершенно различными взглядами на жизнь, на взаимоотношения людей. Кабанова постоянно задевает сноху, чувствуя в ней свою противоположность. Катерине чуждо все то, что Кабаниха считает святым. Чем больше унижают Катерину, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви и счастью. Конфликт продолжается в течение всей пьесы, но наибольшей остроты.достигает в сцене покаяния. Катерина не в силах скрывать свои отношения с Борисом и сознается во всем. Кабаниха, не обращая внимания на то, что их окружают люди, не щадит сноху: «Ну, ну, говори, коли уж начала!» Она торжествует, предчувствуя победу. Ведь не зря же так сильно ею поддерживался порядок в доме, ведь не зря же она предостерегала сына от того, что Катерина может заглядеться на другого! Но это вовсе не поражение Катерины. Она сумела найти в себе силы признаться при народе, не боясь общественного суда, сумела добиться пусть краткого, но счастья, полюбив Бориса.

Увидев столкновения между угнетенными, стремящимися к новой жизни, и угнетателями, цепко державшимися за старину, мы понимаем, что старое еще сильно, но движение нового неумолимо. Островский, изобразив бунт Катерины, показал одно из самых характерных явлений своего времени — рост протеста среди людей, далеких от революционных убеждений. Катерина начала с поисков возможности быть человеком, но ее несогласие переросло семейные границы, стало иметь общественное значение. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении ему, о росте сил, призванных смести власть Диких и Кабановых. В условиях произвола, пусть еще робко, но начинают протестовать. Варвара и Кудряш бегут из Калинова, Кулигин всенародно упрекает самодуров, а Тихон, находившийся в повиновении у матери, обвиняет ее: «Вы ее погубили! Вы, вы, вы…» Мы видим, что цепи темного царства рушатся. Победа Катерины над темными представлениями, сковывавшими ее разум, волю, выявляется полностью. Судьба Катерины — это факел, быстро угасший, но осветивший все уродство былой жизни, всю ее жестокую беспощадность к человеку.

  • Главная
  • Учащимся
  • Сочинение на тему
  • Островский А.Н.
  • Конфликт в пьесе Островского «Гроза»

Основной конфликт в пьесе «Гроза»

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза». Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Читайте также:  Анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина А.С.

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

А.Н. Островский «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза».

Тема. А.Н.Островский «Гроза».Семейный и социаль­ный кон­фликт в драме «Гроза».

Цели:

выяснить основные этапы развития внешнего конфлик­та «Грозы», моти­вацию действую­щих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различ­ные сценические интерпретации ро­ли Катерины, срав­нивать и сопостав­лять их.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Работа с текстом

Какие проблемы раскрывает Островский в своём произведении?

Дайте определение слову «конфликт».

Удалось ли Катерине вырваться из этого «тёмного царства»? Был ли другой выход?

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Читайте также:  Келья Зачатьевского монастыря: где рождалась слава Ефремова и Табакова

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В течение довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, — рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу.

Вывод:

такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью. Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

III.Итог урока

IV.Домашнее задание Подумать над вопроса­ми «В чём заключается символика названия драмы «Гро­за»?».

Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией»?

Познакомиться с высказываниями о Катерине критиков (Добролюбов «Луч света в темном царстве», Писарев «Мотивы русской драмы»); определиться,чья точка зрения ближе;

а) продолжить цитату:

Добролюбов Писарев
Характер Катерины составляет… Добролюбов принял личность Катерины…
Решительный, цельный русский… Ни одно светлое явление не…
Это характер по преимуществу… Что это за суровая добродетель…
У Катерины все делается… Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины,…
. В Катерине видим мы протест… Воспитание и жизнь не могли дать…
Горько такое освобождение; но что же делать, когда… Катерина разрубает затянувшиеся узлы…
Нам отрадно видеть избавление… Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий…

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/osnovnoy-konflikt-v-pese.html
  • https://litera.su/learner/all-works/ostrovsky-a-n/conflict-in-the-play-thunderstorm
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/konflikt-v-pese-groza.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт