«Охотники на привале» Перова – всегда современная занимательная сценка

«Охотники на привале» – полотно русского художника В.Г. Перова. Написано маслом на холсте размером 119 х 183 см в 1871 году. Экспонат Третьяковской галереи, Москва.

Содержание

Автор

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) – живописец родом из российской глубинки (Тобольск), ставший выдающимся мастером портрета, жанровых сцен, исторических и религиозных сюжетов. Работы художника отличаются особой правдивостью: если это сцены из жизни народа, то прямолинейные и чистосердечные, нередко трагические, если это портреты, то действительно красноречивые. По картинам Перова можно изучать историю, им как её свидетелям можно доверять на сто процентов, что особенно интересно применительно к житейским и бытовым сценам. Будучи сам заядлым охотником, художник пишет несколько картин на близкую себе тему, эти произведения приносят автору славу и награды. Продолжая удачную серию, Перов «Охотниками на привале» убил сразу несколько зайцев: продал оригинал Третьякову, прославил в художественных кругах героев картины (их конкретных прототипов), продемонстрировал полотно на передвижных выставках.

Описание картины «Охотники на привале»

Хмурый осенний день, сквозь серые облака местами проглядывает голубизна неба, в котором летают крупные птицы. Трава, кусты, поле вдалеке уже пожухли, перелесок на горизонте выглядит серым и безжизненным. В противовес грустной природе в центре композиции художник расположил трёх охотников в отличном расположении духа. Они на привале после увлекательных и удачных поисков дичи – на расстеленной тряпице краюха хлеба, фляга с горячительным, чарки, а на переднем плане картины как свидетельство охотничьего везения тушки зайца и тетерева.

Три охотника Перова ведут оживлённую беседу, вернее, вниманием товарищей завладел старший герой картины, седоусый дядька слева, охотник со стажем. Жестикулируя и едва не подпрыгивая на месте, он горячо и азартно рассказывает друзьям необыкновенную историю из разряда баек, стараясь впечатляющей мимикой подкрепить свою речь и заставить мало повидавших молодых верить ему. Второй слева герой лежит на потускневшей травке лицом к зрителю, одной рукой облокотившись о землю, а другой потирая висок, приглаживая взлохмаченные волосы, выбивающиеся из-под видавшей виды шапки. По виду крестьянин, он моложе рассказчика и слушает его с хитрой ухмылкой, мол, слышали мы о подобных чудесах, ври больше. Но слушает с видимым интересом – уж больно красноречив оратор. Третий герой, справа, молодой и аккуратно одетый начинающий охотник – вот кто благодарный слушатель, который проглотит байки бывалого. Он застыл, увлечённый захватывающей небылицей и простодушно верящий старшему товарищу, забыв даже зажечь папиросу, – вот бы ему так же повезло на вылазке с ружьём.

Анализ картины

Любопытно совмещение в картине различных жанров: бытовая сцена на фоне пейзажа с элементами натюрморта. Комичность сценки в целом и по отдельности каждого героя компенсирует мрачность и безрадостность пейзажа поздней осени, когда на русских просторах повсеместно открыт охотничий сезон. Специалисты и охотники со стажем считают странными некоторые нюансы и предметы, которыми пользуются герои картины. К примеру, наличие рожка намекает на традиционную псовую охоту, которая на Руси была привилегией знатных господ (борзыми щенками хвастались перед понимающими соседями-аристократами, ими давали взятки, их дарили в знак особого уважения). Но на полотне только одна собака. Бинокль бывалого охотника, заливающего, наверное, про кабана или медведя, сапоги с каблуком молодого стрелка, неудобные для длительной ходьбы по полям и лесам – выглядят наивно и нелепо. В целом картина производит очень приятное впечатление, а герои симпатичны, добры и безобидны.

Но эта простота скрывает глубокое философское содержание картины:

  • Мрачный пейзаж как малопривлекательный фон способствует концентрации внимания зрителей на героях полотна;
  • Разновозрастные герои символизируют жизненные циклы, когда наивная молодость жадно познаёт мир, опытная зрелость много повидала и к жизни относится скептически, мудрая старость умеет везде находить положительное и часто предаётся воспоминаниям;
  • Все участники привала явно из разных социальных слоёв, но их объединило, сблизило и при этом стёрло все предрассудки реально интересное, настоящее мужское дело – охота.

С помощью светового выделения художник прекрасно раскрывает характеры и внутренний мир каждого героя.

Прототипы героев полотна

Герои написаны Перовым с реальных людей, его друзей, близко общающихся между собой. Рассказчик – Дмитрий Павлович Кувшинников, врач, которого знала вся Москва, особенно художественная и литературная. Охотник посередине – Василий Владимирович Бессонов, тоже доктор и художник-любитель. Молодой стрелок – Николай Михайлович Нагорнов, коллега первых двух товарищей, известный, кроме своей профессиональной и административной деятельности, женитьбой на Варваре Толстой, родственнице великого писателя.

Три варианта картины

Оригинал «Охотников на привале» был почти сразу приобретён Третьяковым для своей галереи. Он сейчас там и находится. Две авторские копии популярной картины были написаны в 1870-х годах, они имеют меньшие размеры. Одно повторение является экспонатом Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, другое –областного музея имени Верещагина в Николаеве (Украина).

Понятная и любимая картина Перова

Картина обрела известность и полюбилась широкой публике, как только появилась, в ней находили прелесть все: от авторитетных знаменитостей до простых любителей живописи. Достоевский восхищался точно подмеченными характерами и отмечал удивительную предсказуемость слов и чувств героев, в то время как некоторых критиков раздражала излишняя, по их мнению, эмоциональность героев. В защиту художника можно добавить, что охотники – на любимейшем мероприятии, да без женщин, да с удачей и в хорошую погоду – чего же не расслабиться и не повеселиться?

Нравится картина и сегодняшнему зрителю, внимательному и любознательному, которому так и хочется самому присоединиться к весёлой компании и послушать занятные охотничьи байки. Наверняка, с XIX века они не претерпели особых изменений.

Смотрите также Ivan_Grizny-165x110.jpgРепин, Иван Грозный и сын его – связанные одной кровьюzasedanie-165x110.jpgОписание картины Репина «Заседание Государственного совета»«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это былоКартина «Взятие снежного городка» Василия Сурикова

Сюжет

Какая хорошая охота обходится без посиделок с рассказом баек? Василий Перов как увлеченный охотник и сам не раз бывал на таких встречах, почти наверняка так же рассказывал приключенческие истории о силе зверя, своей удали и удаче. Та увлеченность, которая читается на лицах героев, вызывает зрителя на диалог, мы вовлекаемся в сцену, словно по губам читаем, что именно говорит баюн. «Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Федор Достоевский.

«Охотники на привале». (wikipedia.org)

Современники без труда узнали в героях знакомых художника. В реальной жизни все трое были товарищами и коллегами. Для рассказчика позировал врач Дмитрий Кувшинников, для «бывалого» — врач Василий Бессонов, для новичка — 26-летний врач Николай Нагорнов. Вместе с Перовым они часто ездили на охоту. Подробно выписан натюрморт. Нехитрая закусь позабыта за увлекательным рассказом. Однако так ли опытен рассказчик и его слушатели? Отличное ружье лежит небрежно в траве, что непозволительно. Рожок, который использовали на псовой охоте, выглядит лишним — никаких признаков стаи гончих нет, то есть инвентарь собирали, не особенно понимая его предназначение. Каблук у обуви высокий, что на охоте не удобно. Очевидно, что никто из охотников не мастер, все они — дилетанты. Краски пейзажа и заяц-русак в числе добычи говорят, что события происходят поздней осенью. Однако рябчик, лежащий тут же, делает очевидным, что и сам художник привирает нам: не могли быть на одной охоте убиты и лесная птица, и заяц — обитатель полей и степных зон. Пейзаж, который здесь исполняет роль «слушателя», завершен Алексеем Саврасовым. Об этом Перов сообщал в одном из своих писем, при этом не уточняя, какой именно объем работы был выполнен Саврасовым.

«Птицелов», 1870. (wikipedia.org)

Полотно «Охотники на привале» создано в поздний период творчества Перова. В это время художник отходит от привычных ему тем тяжелой крестьянской доли, лицемерия властей и церковников, общей необустроенности страны. На первый план выходит образ крестьянина-созерцателя, находящегося в единении с природой.

Судьба художника

Василий Перов как незаконнорождённый сын тобольского прокурора получил фамилию своего крестного отца — Васильев, а псевдоним, с которым он вошел в историю искусства, ему дал дьяк, обучавший грамоте: «Вон как буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке. А посему его я буду звать Перовым».

«Сельский крестный ход на Пасхе». (wikipedia.org) «Тройка». (wikipedia.org) Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/ohotniki-na-privale
  • https://diletant.media/articles/43164608/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт