Содержание
- 1 История создания
- 2 Роль в произведении
- 3 «Господа Головлевы»
- 4 Сочинение Иудушка Головлев
- 5 Цитаты
- 6 Живой призрак
- 7 Экранизации
- 8 История персонажа
- 9 История создания
- 10 «Господа Головлевы»
- 11 Цитаты
- 12 Экранизации
- 13 История создания романа
- 14 Образ Порфирия Головлева
- 15 Роль в произведении
- 16 Живой призрак
- 17 Еще тесты
- 18 Читайте также
- 19 Сочинение на тему Иудушка
- 20 Образ и характеристика Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы
- 21 Несколько интересных сочинений
История создания
В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, Тургенев откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев. Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.
Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина
Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».
Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.
Книги Михаила Салтыкова-Щедрина
Читайте также: Что делать характеристика образа Кирсанова Александра Матвеича
Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.
Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.
Роль в произведении
Характеристика персонажа не будет полной, если не представить его на фоне других героев и членов его семьи. В романе тщательно проработан библейский сюжет с предательством Иисуса Христа Иудой Искариотом. Общность черт характера персонажей показывает их родство по мнению писателя.
Иудушка предал свою семью ради того, чтобы заполучить поместье. Он всю жизнь стремился к наживе и обогащению, что также тесно переплетается с некоторыми библейскими историями.
После того как мать отписала ему Головлево, он приказал ей отправляться к брату, а сам полностью занялся собственностью.
Порфирий был очень избалованный ребенок. Его семья делала все, чтобы он был счастлив. Но с возрастом дурной характер начал проявляться сильнее. И его набожность, которую он показывал всем, не была истинной. Осознание всех поступков, совершенных мужчиной, пришло к нему внезапно, совершенно неосознанно.
Персонаж даже умирает символично — в Святое Воскресенье, глядя на образ распятого Христа, который он начинает воспринимать совершенно по-другому. За свою жизнь он предает не только свою семью, но и весь род человеческий. Герой не совершил ни одного правильного и осмысленного поступка, он всю жизнь влачит жалкое существование.
«Господа Головлевы»
Иуда Искариот В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об Иуде Искариоте, который предал Христа. Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.
Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.
Внешность Иудушки Головлева
Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.
С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.
Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.
Иудушка Головлев
Читайте также: Анализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинение
Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа Мольер. В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.
Сочинение Иудушка Головлев
Порфирий — средний сын в семье Арины Петровны и Владимира Михайловича Головлевых. С детства к нему прилепились прозвища: «иудушка», «кровопивец», «откровенный мальчик», потому что был склонен к лукавству и доносительству матери на своих братьев.
Арина Петровна хотя и с опаской относилась к его заискиваниям, но ценила его преданность, и при разделе имения выделила ему лучший кусок. От матери перенял склонность к стяжательству, накопительству и скупости. Но дела свои не считает порочными, все делает по-родственному, не вдаваясь в смысл и последствия собственных поступков. С деревянным выражением на лице, но со змеиным взглядом, приводящим окружающих в смятение, лицемерно лопоча, он занят лишь помыслами и своей выгоде.
Иудушка много и красиво говорит, но каждое его слово – ловушка для окружающих. На протяжении романа одни и те же рассуждения о Боге, семье, благополучии, щедро приправленные пословицами, цитатами из Священного писания и молитвами. Огромная масса слов, обесцененных ложью. Главная разрушительная сила Иудушки – его изнурительное, удушающее, блудливое пустословие, позволяющее прикинуться религиозным человеком, почтительным и уважительным сыном, строгим, но справедливым отцом, мудрым дядей, рачительным хозяином и даже приличным человеком.
Порфирий – непосредственный виновник почти всех смертей в собственной семье. Несмотря на удачное накопительство и процветание имения, это приличное состояние семью не укрепило, а наоборот, разрушило, став причиной ее распада, гниения, уничтожения. Спиваются отец, братья и сын, другой сын и племянница кончают жизнь самоубийством.
В итоге Иудушка получил все наследство, но заработал «душевную гангрену», которая уничтожила и его самого. Человек, лишенный совести, склонен к саморазрушению. Ему стали в пустом и постылом доме чудиться призраки умерших родных. Головлево словно превращается в родовой склеп для всего семейства. Порфирий приходит к покаянию, просит прощения за всех, кого уж нет, за себя.
В конце романа осознает весь ужас своего существования, его посещает мысль о самоубийстве. Решив попрощаться с матерью, он на страстной неделе, почти раздетый, несмотря на мокрую метель, ринулся на ее могилу. Но, не дойдя до погоста, замерз у дороги. На последних страницах исчезают прозвища Иудушка и кровопивец, и автор называет героя Порфирием Владимировичем, последним головлевским барином.
Цитаты
Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.
«Птицам ум не нужен… потому что у них соблазнов нет», — говаривал Порфирий. Его главным соблазном было владение имуществом, принадлежавшим семье.
Иудушка Головлев и Улита Зименкова До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.
«Мы здесь мудрствуем да лукавим, и так прикинем, и этак примерим, а Бог разом, в один момент, все наши планы-соображения в прах обратит», — говорил он.
И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.
Иллюстрация к книге «Господа Головлевы»
Иудушке принадлежат слова:
«Тело-то мы, маменька, микстурками да припарочками подправить можем, а для души лекарства поосновательнее нужны».
Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.
Живой призрак
В произведении Порфирий от главы к главе все больше теряет свой облик. Он представляется читателю эдаким призраком, представителем вымирающего рода. На него смотрят с укором умершие родственники, портреты которых висят на стенах поместья.
Читайте также: «Двойник», краткое содержание по главам повести Достоевского
Писатель неоднократно относит Порфирия к миру демонов и поступки персонажа только подтверждают это. Собственных сыновей он обрекает на смерть, ничуть не сожалея об этом. Он без зазрения совести выносит имущество одного из них с поместья в Погореловке, отрекаясь от собственного чада. Не зря писатель часть сравнивает своего героя со змеем, который губит всех, кто находится рядом с ним.
Мужчина умеет говорить так, что его слова словно удавка, обвивают шеи тех, к кому направлены. Своими лживыми речами он уничтожил:
- мать;
- братьев Павла и Степана;
- детей.
Даже прислуга попадала в его сети и начинала ссориться между собой, считая, что барину виднее, как и кто относится к каждому в имении.
Салтыков-Щедрин в своем произведении кратко охарактеризовал типаж человека, которого вечно высмеивают в литературе и с которым каждый читатель сталкивается в повседневной жизни. Этот персонаж готов идти по головам ради достижения собственных целей и наживы. Ему безразличны людское горе и переживания. Своими словами он может завлечь в сети и обмануть любого близкого человека.
Экранизации
В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.
Владимир Гардин в роли Иудушки Головлева
Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил Иннокентий Смоктуновский. В 2005 году его успех в этом образе повторил Евгений Миронов.
История персонажа
Салтыков-Щедрин написал роман «Господа Головлевы» в 1875-80 годах. Произведение представляет собой хроники, описывающие жизнь одного семейства. Поначалу автор даже хотел дать книге созвучное название, но решил вывести героев на первый план.
История создания
В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, Тургенев откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев. Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.
Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.
Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.
«Господа Головлевы»
В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об Иуде Искариоте, который предал Христа. Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.
Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.
Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.
С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.
Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.
Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа Мольер. В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.
Цитаты
Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.
«Птицам ум не нужен… потому что у них соблазнов нет», — говаривал Порфирий. Его главным соблазном было владение имуществом, принадлежавшим семье.
До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.
«Мы здесь мудрствуем да лукавим, и так прикинем, и этак примерим, а Бог разом, в один момент, все наши планы-соображения в прах обратит», — говорил он.
И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.
Иудушке принадлежат слова:
«Тело-то мы, маменька, микстурками да припарочками подправить можем, а для души лекарства поосновательнее нужны».
Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.
Экранизации
В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.
Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил Иннокентий Смоктуновский. В 2005 году его успех в этом образе повторил Евгений Миронов.
Содержание:
История создания романа
В 1875 году в журнале «Отечественные записки» было опубликован рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Семейный суд». После его прочтения Тургенев предлагает автору написать полноценный роман на основе этого сочинения, расширив его описанием характеров главных героев и их жизни. Писатель сделал акцент на то, что подобное произведение привлечет внимание читателей.
М. Е. Салтыков-Шедрин продолжил работу над своими произведениями и вскоре объединил несколько очерков в единое сочинение, связанное единым сатирическим мотивом. Именно так появился роман, который получил всемирную известность.
Иудушка изначально задумывался как герой второстепенный, но после многочисленных корректировок персонаж вышел на первый план. Многие критики и литературоведы склоняются к тому, что в чертах Порфирия Головлева присутствуют черты брата автора — Дмитрия. И сам писатель подтверждал, что в лексике Иудушки действительно присутствуют речевые обороты и свойственное родственнику пустословие.
Образ Порфирия Головлева
Свое повествование писатель начинает не с описания внешности Иудушки, а с того, как к нему относились домашние. В произведении упоминается о трех прозвищах, которые герой получил еще в детстве, а также говорится о том, что он обладал сверлящим взглядом, которого боялись окружающие.
Основным моментом в описании облика Порфирия выступают имена «Иудушка», «кровопивушка» и «откровенный мальчик», что полностью характеризует персонажа и указывают на его моральный образ.
Молодого человека неспроста называют уменьшительными именами, да и сам он часто при разговоре использует подобные суффиксы. Это делает речи Иудушки не грубыми или зловещими, а оставляет их вполне пристойными. Герой предстает перед читателем натурой двойственной:
- наигранной;
- лицемерной;
- эгоистичной;
- холодной;
- безразличной ко всему.
Двуличность является основной чертой характера персонажа. И это в нем зародилось с детства, когда он начал наушничать.
Роль в произведении
Характеристика персонажа не будет полной, если не представить его на фоне других героев и членов его семьи. В романе тщательно проработан библейский сюжет с предательством Иисуса Христа Иудой Искариотом. Общность черт характера персонажей показывает их родство по мнению писателя.
Иудушка предал свою семью ради того, чтобы заполучить поместье. Он всю жизнь стремился к наживе и обогащению, что также тесно переплетается с некоторыми библейскими историями.
После того как мать отписала ему Головлево, он приказал ей отправляться к брату, а сам полностью занялся собственностью.
Порфирий был очень избалованный ребенок. Его семья делала все, чтобы он был счастлив. Но с возрастом дурной характер начал проявляться сильнее. И его набожность, которую он показывал всем, не была истинной. Осознание всех поступков, совершенных мужчиной, пришло к нему внезапно, совершенно неосознанно.
Персонаж даже умирает символично — в Святое Воскресенье, глядя на образ распятого Христа, который он начинает воспринимать совершенно по-другому. За свою жизнь он предает не только свою семью, но и весь род человеческий. Герой не совершил ни одного правильного и осмысленного поступка, он всю жизнь влачит жалкое существование.
Живой призрак
В произведении Порфирий от главы к главе все больше теряет свой облик. Он представляется читателю эдаким призраком, представителем вымирающего рода. На него смотрят с укором умершие родственники, портреты которых висят на стенах поместья.
Писатель неоднократно относит Порфирия к миру демонов и поступки персонажа только подтверждают это. Собственных сыновей он обрекает на смерть, ничуть не сожалея об этом. Он без зазрения совести выносит имущество одного из них с поместья в Погореловке, отрекаясь от собственного чада. Не зря писатель часть сравнивает своего героя со змеем, который губит всех, кто находится рядом с ним.
Мужчина умеет говорить так, что его слова словно удавка, обвивают шеи тех, к кому направлены. Своими лживыми речами он уничтожил:
- мать;
- братьев Павла и Степана;
- детей.
Даже прислуга попадала в его сети и начинала ссориться между собой, считая, что барину виднее, как и кто относится к каждому в имении.
Салтыков-Щедрин в своем произведении кратко охарактеризовал типаж человека, которого вечно высмеивают в литературе и с которым каждый читатель сталкивается в повседневной жизни. Этот персонаж готов идти по головам ради достижения собственных целей и наживы. Ему безразличны людское горе и переживания. Своими словами он может завлечь в сети и обмануть любого близкого человека.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
В 1880 году в свет выходит роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”, в котором раскрывается процесс деградации целого сословия на примере истории вырождения одной дворянской семьи. Название имения Головлевых давно уже стало нарицательным. Упоминая его, мы подразумеваем мир косности, застоя, духовного омертвения. “Головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это, смерть, вечно подстерегающая новую жертву”.
Олицетворением страшной античеловеческой сущности Головлева выступает в романе Порфирий Владимирович Головлев – “Иудушка”, “кровопивушка”, “откровенный мальчик”. Эти прозвища сразу же раскрывают сущность представшего перед нами героя: злобный, подлый, эгоистичный – таким видит его автор. Обратим также внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в этих прозвищах.
Благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобретают какой-то благодушный, чуть ли не ласковый оттенок. Это способ выражения авторской иронии над героем и прием, позволяющий оттенить истинные черты явно отрицательного персонажа.
Вот эта двойственность, “двоедушие” Порфирия Головлева и составляет сущность его натуры, его внутренний стержень. Поэтому для понимания образа Иудушки необходимо рассмотреть обе стороны щедринского персонажа и отыскать причины, побудившие его скрывать свое истинное лицо.
Внешнее, послушание, кажущаяся преданность, видимая кротость – эти качества Иудушка усиленно демонстрирует окружающим, всячески подчеркивает, утрированно выставляет напоказ. Так, он играет роль внимательного и ласкового сына, заботливого отца, добренького дяди, пекущегося о сиротах-племянницах, добродетельного христианина. Однако за всем этим стоит единственное стремление героя – страсть к обогащению.
Порфирий Головлев, как и его мать, преданно служит призраку собственности – во всем ищет материальную выгоду.
Что бы ни делал Порфрий Владимирович, что бы ни говорил, о чем бы ни думал, истинной его целью всегда является стяжательство. Например, прекрасно зная, что его материальное благополучие всецело зависит от “всесильной” матушки, которая требует преданности и беспрекословного подчинения, герой изо всех сил стремится выглядеть именно таким – кротким и послушным, ласковым и любящим. Даже набожность Иудушки – не что иное, как ханжество и лицемерие, прикрываемые показным благодушием. “Он молился не потому, что любил бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта и надеялся, что бог избавит его от лукавого”, – разъясняет автор романа.
Своеобразие Порфирия Головлева заключается в том, что это “обесчеловеченный” человек – герой, лишенный истинно человеческих качеств, который пытается выдать себя за человека. Поэтому самая характерная черта этого персонажа – лицемерие. Иудушка тщательно скрывает свое истинное лицо под множеством личин: радушия и умиления, родственных чувств и сыновней любви, неутомимости в труде и верности христианским принципам.
Все эти маски автор последовательно срывает со своего героя.
Так, приехав в дом к умирающему брату, Иудушка беседует с родными и даже пытается шутить. В ответ на его неуместную веселость “все улыбнулись, но кисло как-то, словно всякий говорил себе: ну, пошел теперь паук паутину ткать!” Сравнение Порфирия Головлева с пауком обнажает истинную сущность его натуры – коварство, алчность, злобность. Сопоставляя это меткое сравнение с уже известным нам прозвищем героя “кровопивушка”, мы видим настоящего Головлева.
Несмотря на внешнее проявление добродетельности, не случайно брат Павел “ненавидел Иудушку и в то же время боялся его. Он знал,. .. что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека”. Итак, Порфирий Головлев сравнивается также со змеем, символизирующим его осторожную хитрость и омерзительное коварство. Это сравнение возникает и в другом эпизоде, когда Иудушка приезжает к умирающей матери: “Порфирий Владимирович,. .. словно змей, проскользнул к постели матери…”
Салтыков-Щедрин определяет главную и самую страшную черту своего героя как “пустоутробие”, “пустомыслие”, то есть душевный вакуум, неспособность приносить пользу людям. Это слезно-лицемерное пустословие, “в котором звучала какая-то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому, не подчиняющемуся кодексу, созданному преданием лицемерия”.
Вся жизнь Порфирия Владимировича укладывается в смысл поговорки “переливать из пустого в порожнее”. Если проследить деятельность этого героя романа – от его работы в департаменте до последних дней жалкого существования в Головлеве, то мы увидим лишь видимость деятельности, за которой сквозит особая форма безделия, прикрываемого прекраснодушными фразами.
Вывод автора в конце романа звучит жестким и справедливым приговором не только Иудушке, но и всему роду Головлевых. Щедрин выделяет три характерные особенности, присущие этому семейству: “праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой”. Особенности эти, переходившие из поколения в поколение, и воплотились наконец в образе Иудушки-кровопийца, соединившего в себе все самые неприглядные, отвратительные свойства головлевского рода.
Не случайно поэтому сравнение Порфирия Владимировича не только с пауком, но и со змеем как олицетворением главных человеческих пороков.
Пожалуй, к этому герою романа вполне применимо гоголевское определение “прореха на человечестве” . Никчемное, жалкое, бесполезное существование Иудушки – своеобразная “дыра”, куда утекли истинные добродетели, положительные человеческие качества, место которых заняли злоба, ложь и ханжество.
Однако было бы неправильно относиться к щедринскому герою как к посмешищу рода человеческого, олицетворению вырождающегося сословия, каким изображается Плюшкин у Гоголя.
Во-первых, отнюдь не все представители поместного дворянства были подобны Порфирию Владимировичу и разделяли его жизненную позицию. Например, противоположные образы помещиков, деятельных, энергичных, прогрессивных, исповедовавших принципы гуманизма, можно найти в произведениях А. И. Гончарова, И. С. Тургенева и других русских писателей XIX века. Во-вторых, не следует недооценивать значение таких “иудушек” в российской истории и в жизни вообще.
Ведь духовный примитивизм обладает своеобразной, особой сложностью, как и внутреннее богатство.
Так, страсть к накопительству, будучи главной движущей силой для Порфирия Головлева, определила его нравственный облик, психологию и поведение. Отсутствие доверия людей, виновность в смерти своих сыновей, жалкость существования в подобном склепу родовом имении, населенном “серыми призраками” – страшные последствия головлевской алчности, убившей в нем человека.
Таким образом, читая роман, мы видим, что Порфирий Владимирович Головлев изображается как окончательно деградировавший, выродившийся человек, став призраком-“кровопийцей” с человеческим лицом, истинную сущность которого помогает познать художественное мастерство писателя.
Образ Порфирия Головлева« Образ Матрены Тимофеевны в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. НекрасоваСочинение на тему: Любовь и честь »
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы
Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.
Писатель представляет героя в качестве потомственного дворянина со светлым смиренным лицом, глазами, источающими чарующий ядовитый взгляд и парализующим волю голосом.
Характерными чертами Иудушки Головлева являются его лицемерность, лживое притворство, выражающиеся в виде чрезмерных стяжательства и скупости. С малых лет Иудушка с помощью заискивания, ябед и лжи получает от матери все самое лучшее, а впоследствии, используя уже усовершенствованные методы влияния на мать, становится единственным владельцем семейного имения Головлевых.
Отличаясь пустословием и болтливостью, Иудушка не имеет в своем характере ни одного нравственного принципа, поскольку от природы обладает ехидным нутром. При этом Головлев позиционирует себя в образе прямого и правдивого человека, совершая омерзительные и низменные поступки. Однако в его характере присутствует религиозность и набожность, выражающиеся в ежедневных многочасовых молитвах, но эти качества обусловлены страхом Иудушки перед нечистой силой, и они не способны взрастить в душе героя доброту, сочувствие к окружающим.
Будучи вдовцом, Головлев воспитывает двух сыновей, относясь к ним с полным безразличием, жестокостью и холодностью. Оба сына уходят из жизни в молодом возрасте, не дождавшись необходимой от отца помощи.
Вступив в наследство на имение, Головлев приступает к обязанностям хозяина, выгнав престарелую мать в дом брата и начав тиранить прислугу и работников, поскольку не чувствует ни единого нравственного ограничения для неблаговидных поступков. При этом он в состоянии уничтожить человека только при помощи своих язвительных фраз и слов.
К старости Иудушка становится диким, замкнувшимся в себе человеком, постоянно беседующим в мыслях с разными людьми. Внезапно он вспоминает об умершей матери и ощущает муки совести за жестокое обращение с ней. Иудушка посещает заброшенную могилу матери, по пути к которой замерзает на дороге, скончавшись.
Используя образ Иудушки Головлёва, писатель раскрывает нравственные проблемы общества крепостнического строя.
Сочинение на тему Иудушка
Интересный персонаж Иудушка, даже немного ехидный и зловещий. С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные известия ласковым голоском, предано заглядывая в глаза. Родная мать удивлялась жадности, скупости и жестокости сына. Почему Порфирий стал таким? Может от того, что мать особо никогда не любила своих детей считая их обузой? Всю свою жизнь она прожила с нелюбимым мужем, который тоже любил пакостить людям. Возможно и отношения между родителями так повлияли на характер Порфиши.
Дочь ее умерла и оставила ей двух внучек, старший сын Степан спился от безысходности. Госпожа Головлева делит свое имение на двоих на Иудушку и Павла. Тихо и мирно Порфиша выживает мать с ее родного имения, и бедная женщина уходит к Павлу, который в последствии спивается и умирает.
Порфирия не любят ни в семье, ни дворовые люди. Будучи лукавым человеком с детства, чтобы быть любимым сыном он не стесняясь мог рассказать о любом промахе сестры и братьев. Нет не сразу, а сперва начнет издалека заинтересует разожжет интерес, а потом и выложит самое главное. Он может без труда втереться в доверие к любому как это он сделал с добрым другом маменькой. Всегда ласковый он никогда не употребляет плохих слов всегда только уменьшитнльно ласкательные и от этого становится еще противнее и страшнее. Ему иногда было достаточно мимики и жестов, чтобы добиться своего.
Так Иудушка остался один. И только разговоры с племянницей за бутылкой горячительного открывают ему глаза, что именно он виноват в смерти всех родных.
Иногда слишком поздно начинаем понимать весь ужас содеянного. И это прискорбно. Надо быть человечнее и добрее.
<glav>Другие сочинения:</glav>← По сказке Конек-Горбунок↑ ДругиеОбраз и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо →
Образ и характеристика Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Николая Ставрогина в рассказе Бесы Достоевского сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Николай Ставрогин, представленный писателем в образе псевдогероя, мертворожденного.
- Сочинение Моя комната 6 класс (Описание комнаты)
Моя кровать справа, письменный стол посередине большой стены. Я обожаю смотреть из своего окна на город, который находится далеко внизу, окно это так же мой проводник в мир звёзд по ночам
- Твір Ким я хочу стати (лікар)
У житті кожної людини настає момент, коли він повинен зробити вибір про свою майбутню професію. Цей вибір — вельми нелегкий, адже на світі безліч професій, які подобаються одночасно відразу
- Сочинение на тему Любовь к ближнему
Одно из характерных проявлений человеческой добродетели – любовь к ближнему. Ее проповедуют мораль и религия, делая акцент на человеколюбии. В Библии даже говорится о том, что не нужно воздавать злом за зло, а платить за зло добром.
- Сочинение-рассуждение Преступность
Итак, что же такое преступность? В разные времена, задав этот вопрос современникам, мы бы услышали различные ответы, но во всех прослеживалась бы общая черта: это действия, вредные для общества в реальном времени и для развития
Используемые источники:
- https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/porfirij-golovlev.html
- https://24smi.org/person/5122-iudushka-golovlev.html
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/obraz-iudushki.html
- https://lit.ukrtvory.ru/obraz-porfiriya-golovleva/
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-iudushki-golovleva-v-romane-gospoda-golovlevy