Нигилизм, преемственность поколений и их конфликт, все это «Отцы и дети».

Автор: · 05.03.2018

(319 слов) Помимо конфликта старшего и младшего поколений, роман И.С. Тургенева известен и нигилизмом. Именно этой философии придерживался главный герой, Евгений Базаров. Но что же такое «нигилизм», и как он проявляется на страницах произведения?

Каждый герой романа по–своему трактует данное понятие. Представитель младшего поколения, Аркадий Кирсанов, утверждал, что нигилизм – это отношение ко всему с отрицательной позиции. А Павел Петрович верил в то, что эта философия построена на отказе от каких–либо принципов и авторитетов. Сам Евгений Базаров утверждал, что это производное от совершенствования естественных наук. Герой проверял каждую теорию на практике, никогда не бездействовал, всё время что-то делал. В то же самое время Базаров не видел смысла в искусстве и в творчестве А.С. Пушкина. До появления Анны Одинцовой Евгений был уверен, что его философия правильна и точна. Но после своего любовного признания он понял, что именно это чувство не поддается никакому объяснению. Его нельзя отрицать. Любовь – вот что разрушило целостность и абсолютность нигилизма в сознании главного его носителя.

Но на страницах романа мы встречаем и псевдонигилистов. К ним можно отнести Ситникова и Кукшину. Им только кажется, что они знают и исповедуют эту философию. На самом деле Ситников лишь подражал Базарову. Он пытался быть таким же деловитым, свободным, но на деле это выглядело комично. Персонаж пытался занять выгодное положение в обществе, хотя все его попытки были тщетны. Да и сам Евгений не воспринимал его всерьёз. Что касается Кукшиной, то она — невоспитанная и необразованная женщина без такта и манер. Её бросил муж, поэтому нигилизм – её единственное занятие. Она воспринимает эту философию поверхностно, поэтому так и неприятна Базарову. Ситников и Кукшина – жалкая пародия на нигилистов.

Как мы видим, нигилизм в романе представлен в виде отрицания авторитетов и общепризнанных позиций. Это критическое отношение ко всему происходящему. Но вместе с критикой всегда необходимо предлагать конструктивные решения, а Базаров признается на смертном одре, что ему не удалось ничего предложить, так как его деятельность не встретила понимания в народе. Его несостоятельность доказывает, что такая философия обществу не нужна.

Автор: Алёна Бузькевич

Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» касается проблемы нигилизма главного героя Евгения Базарова. Нигилизм – это философское направление, сущность которого заключается в отрицании всего иррационального. В первую очередь это касается религии и существования Бога. Главным «ударником» в области нигилизма был известный философ Фридрих Ницше, который провозгласил крылатую фразу: «Бог умер!». Но философия нигилизма – это не только часть атеизма, а также негативное отношение к общественным моральным нормам, устройствам, законам. Каким нигилистом был Базаров, и что Тургенев пытался сказать своим читателям этим образом?

Базаров – образованный молодой дворянин, который учится на лекаря. О нем и его философии нигилизма мы узнаем из рассказов его товарища Аркадия Кирсанова, который привозит друга домой погостить. Сначала Аркадий восхищается молодым человеком и его взглядами на жизнь. Он пытается ровняться на него, поэтому с его уст философия друга звучит, как что-то увлекательное и интересное. Но его родные, как истинные либералы, сразу воспринимают ее в штыки, как собственно позже и самого Базарова.

Евгений относится к миру с легкой насмешкой, порой жестко его критикуя. Он утверждает, что самый лучший выбор в этой жизни – всё отрицать. Чем он и занимается. Но что значит это «всё отрицать»? Под словом «всё» Базаров подразумевает конкретные понятие, которые некоторые боятся произнести вслух. Первое – это религия. Хотя сам Базаров не говорит об этом прямо, но этот факт становится понятным из его разговора с Павлом Петровичем, дядей Аркадия. Павел Петрович в ужасе обрывает Базарова на полуслове, так что он не успевает произнести никакого «богохульства».

Как один из видов иррациональности, Евгений не признает искусства. Для него – это все пусто. Он не видит в нем никакой пользы для человечества, считает, что это обман, в котором люди прячутся от других или же от самых себя. Вспомним, как он отзывается о картинах Рафаэля, которые, по его мнению, «гроша не стоят». Когда Николай Петрович, отец Аркадия, играет на виолончели, все восхищаются им, но не Базаров. Ему кажется, что этот мир построен на лжи. Николай Петрович занимается самообманом, он убегает в мир искусства, скрывая от себя свою настоящую сущность. А на самом деле вокруг него все валится и рушится.

 Первым делом Евгений обратил внимание на состояние двора и хозяйства Кирсановых, которые находились в плачевном состоянии, пока отец семейства наслаждался своими музыкальными способностями. Такие люди обманывают себя, живут в мире иллюзий. Но есть те, которые обманывают других в корыстных целях.

Также он не имеет романтических взглядов на природу и ее силу. Для Базарова природа – это «мастерская для человека», место, где он может себя реализовать, используя ее средства. Ей не нужно поклоняться. Он не признает абсолютно никаких авторитетов.

Евгений Базаров, несмотря на то, что был дворянином, провел нелегкое детство и сам добивался всего в юности. Возможно, именно поэтому он думает, что всего можно достичь только трудом. Будучи очень способным, он хорошо изучал науку и теперь верит только ей и научным фактам. Для него химик – более ценен, нежели поэт. С поэта нет никакого толку, а вот химик может быть полезен.

Еще одним романтическим «вздором» Евгений считает любовь. Он смеялся над «огнем, который горит в душе» и прочими любовно-страстными проявлениями. Ведь все эти чувства никаким образом не вписывались в его материалистическую теорию. Интересно, что автор подверг сомнению эту мысль своего героя и позволил ему прочувствовать всю эту «романтическую чушь». Базаров познакомился с прекрасной девушкой Анной Сергеевной Одинцовой и вскоре влюбился в нее. Он сразу отметил, что Анна не похожа на других, что ее высказывания действительно имеют смысл.

В тот момент Евгению было особо тяжело, ведь его томили чувства к Одинцовой, и одновременно рушился мир его нигилистической теории существования. Тогда он понял, что все-таки бывают исключения. Одним из них является любовь. Эта «романтическая дурь» существует, вот только ею можно управлять, что и сделал главный герой. После открытого отказа Анны, со временем он смог успокоить огонь внутри, полыхавший к ней.

Тем не менее, для Базарова мир начал терять свое равновесие. Возможно, это стало одной из причин его гибели.

Евгений отрицал и социальные порядки. Хотя сам он был дворянином, Базаров насмехался над дворянством и их манерами поведения. Он чувствовал, что этой стране нужны перемены. Прежнее уже отжило свое, а новое еще не пришло. Старики-либералы все также хватались за старое и не желали ничего менять. Так будет всегда. Это вечная проблема поколений.

Евгений Базаров твердо держался земли. Его нигилизм привел к тому, что он верил только в материальное и доверял исключительно достоверным научным фактам. Все, что нельзя подтвердить, для него просто не существовало. Он готов был жить здесь и сейчас, приносить пользу этой земле и стоять твердо на ней.

Базаров мне напоминает Родиона Раскольникова из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Они оба имеют свою философскую теорию, по которой пытаются жить, и оба получают наказание за дерзновение признать себя «право имеющими». Базаров воспринимает себя как человека с ясным разумом, а потому считает окружающих только тенью, фоном для его утверждения. Это также роднит его с Раскольниковым, который возомнил себя «Наполеоном».

Тургенев по-своему любил Базарова и хотел, чтобы мы также полюбили его таким, какой он есть. Смерть этого героя была обязательной, ведь ему нет места в этом мире. Он слишком рано провозгласил свои идеи, общество еще не готово было принять их. Тем не менее, именно такие люди, как Евгений Базаров, закладывают основу на будущие перемены в обществе, где старые порядки давно изжили себя, а новые еще не родились. С другой стороны, идея нигилизма Базарова – абсурдна. Нельзя отрицать все только ради отрицания, к чему постепенно приходит герой. В этом Тургенев не поддерживает своего героя. Он многое отрицал то, что представляло ценность для самого автора. Базаров не раз вынужден был изменить своей теории, так как сама по себе жизнь в определенной степени тоже иррациональна.

Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.

+

План

  1. Принципы Базарова
  2. Отношение к окружающему миру
  3. Столкновение теории и реальности
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Принципы Базарова

Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилист Базаров», рассмотрит нигилистическую теорию главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенную на отрицании общепринятых норм и вступившую в противоречия с настоящей жизнью.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1867;</label>
    • <label>1870.</label>

(новая вкладка)

Одним из самых знаковых и культовых романов русской литературы является произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Сегодня разберем его.

nenuda.ru / Базаров

В центре внимания автора попадает Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов. Отец второго не желал отдалятся, в плане духовной связи, от сына, все время разговаривал с его друзьями, носил то, что модно, но являясь натурой поэтичной, входил в душевный порыв и ничего не мог с собой поделать. Таков Николай Петрович Кирсанов.

Базаров является приверженцем такой идеологии, как нигилизм, по которой следует отрицание всех общественных норм и ценностей, всех авторитетов. У него же, Аркадий приписал и себя к нигилистам.

Данное направление мысли отрицал Павел Петрович, старший брат Николая Петровича, который считал, что нигилисты желают лишь разрушать все построенное, но никак не выстроить что-то новое, что-то лучшее. Кирсанов старший верил в то, что все лучшее в этом мире уже имеется.

Правильно или нет, что между поколениями должны быть разногласия в точках зрения, решать только самому читателю, ведь каждый видит мир своими глазами, сквозь призму своего жизненного опыта.

Подписывайтесь на канал , если было интересно)

Ключевым действующим лицом романа великого русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой разночинец Евгений Базаров.00633-123rf.jpg Он придерживается модного в то время мировоззренческого направления – нигилизма, противопоставляя его традиционным ценностям и устремлениям российского общества.

Кто такой нигилист?

Слово «нигилизм» образовано от латинского «nihil», означающего «ничто». Это философско-экзистенциальная позиция, заключающаяся в отрицании в человеке любого духовного начала. Нигилист утверждает, что люди суть не более чем биологические организмы, снабженные мыслительной функцией.

История возникновения и развития этого течения уходит корнями в десятый-одиннадцатый век, но тогда нигилистами называли еретиков католического христианства, отрицавших существование у Христа человеческой природы. Как видим, нигилистическое мировоззрение за тысячу лет из одной крайности перетекло в другую, противоположную первой.

В девятнадцатом столетии, на момент написания романа «Отцы и дети», наиболее образованные слои европейского общества проявляли огромный интерес к естественным наукам. Изучение окружающего мира, стремление понять, как устроены живые организмы, совпало с ослаблением в обществе роли религии, вызванным прокатившимися по континенту революциями.00634-123rf.jpg Неудивительно, что наиболее активные и мыслящие молодые люди с восторгом восприняли самые радикальные на тот момент идеи. Отрицание духовного начала в человеке стало еще одной ступенькой, приведшей впоследствии Россию к разрушительным революциям, в корне изменившим облик нашей страны.

Евгений Базаров и его взгляды

Главный герой романа «Отцы и дети», Евгений Базаров, показан автором как человек, придерживающийся исключительно материалистических взглядов на мир и свое собственное в нем место. Базаров подчеркнуто прагматичен, его можно даже назвать циником, о чем он не стесняется заявлять в лицо хозяину усадьбы, в которой находится в гостях.

Он отрицает христианство, как, впрочем, и любую другую религию. Литературу, живопись и прочие виды искусства он считает бесполезным занятием, которое, кроме глупого романтизма, не дает деятельному человеку ничего.

К окружающей природе Базаров относится как к мастерской, в которой человек должен работать, преобразуя окружающий мир для собственных нужд. Инструментом для этого он считает науку, которая должна стать основой развития человечества. Эмоциональная сфера жизни, любовь, дружба, симпатия для него – ненужный хлам, с которым необходимо расстаться, чтобы он не мешал действовать.00635-123rf.jpg Как видим, мировоззрение Базарова во многом напоминает «атланта», описанного американской писательницей и философом Айн Рэнд. Прагматизм, целеустремленность, энергия и отрицание духовного начала – вот, по его мнению, качества, которые необходимо иметь каждому человеку.

Столкновение нигилизма и романтизма

В романе «Отцы и дети» Базаров представляет, разумеется, «детей» — своеобразное «поколение next» девятнадцатого века. В роли «отцов» выведен хозяин усадьбы, помещик Павел Кирсанов – человек традиционных взглядов, неглупый, добрый и порядочный. В диалогах Базарова и Кирсанова отчетливо проявляется сущность нигилистического мировоззрения.

Вначале оно, безусловно, выглядит привлекательно, во многом благодаря внутренней энергии Базарова, который полон желания устроить мир более разумно и удобно. Однако с развитием сюжета книги все более явственно проявляется нежизнеспособность нигилизма, его ущербность и калечащий душу примитивизм.

Это проявляется в истории взаимоотношений Базарова с Анной Одинцовой, богатой и красивой помещицей, живущей по соседству с Кирсановыми. Евгений влюбляется в эту женщину, но отчаянно стыдится своих романтических порывов. Душевное опустошение героя отчетливо видно в его взаимоотношениях со своими пожилыми родителями, проявления любви которых к сыну его только раздражают.00636-123rf.jpg В итоге человек, который искренне хотел быть полезным людям и преобразовать мир вокруг себя, совершает массу глупых, бессмысленных и постыдных поступков, оказавшись во власти той самой любви, которую он так яростно отрицал. Впрочем, он находит в себе силы признать ошибки и уезжает к родителям, чтобы оказывать в деревне медицинскую помощь крестьянам.

В образе Базарова И.С. Тургенев продемонстрировал истинную сущность нигилистического мировоззрения – его антигуманность, примитивизм и искусственность. Нелепая смерть героя от заражения крови поставила жирную точку в споре отцов и детей, аннигилировав нигилиста.

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/nigilizm-v-romane-turgeneva-ottsy-i-deti/
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/nigilizm-bazarova-v-romane-otcy-i-deti-i-s-turgenev.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/otci-i-deti/nigilist-bazarov.html
  • https://zen.yandex.com/media/id/5bdca736b9c26d00a9557d65/nigilizm-preemstvennost-pokolenii-i-ih-konflikt-vse-eto-otcy-i-deti-5bdf34c29fb30d31db7a55c0
  • http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/kto-takoj-nigilist-v-romane-otcy-i-deti/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт