«Над вечным покоем» Левитана – философский шедевр

Картина «Над вечным покоем» — пейзажное полотно Исаака Левитана, принадлежащее Государственной Третьяковской галерее. Выполнено маслом на холсте размером 150 х 206 см.

Содержание

Автор картины

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) – великий русский художник, мастер поэтических пейзажей. Родился в Литве в образованной, но бедной еврейской семье, переезд которой в 1870-х годах в Москву позволил детям, в том числе Исааку, получить хорошее образование. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества преподавателями Исаака были Перов, Поленов, Саврасов. По воспоминаниям современников художника, Левитан с юных лет с упорством и большой выдержкой работал, овладевая художественным искусством, хотя учение давалось ему легко. Диплома художника так и не получил, что никак не помешало ему создать сотни ярких и проникновенных полотен, которые выставляются в лучших музеях мира.

Пейзаж «Над вечным покоем», пожалуй, самый серьёзный и глубокомысленный из всех.

История возникновения замысла и начало работы

У Левитана было много друзей и знакомых, увлечённых живописью и с удовольствием предоставляющих художнику свои усадьбы в Тверской, Владимирской губерниях, где он мог жить и работать. На летние этюды художник также часто выезжал на «дачу» — снимал в хозяйских усадьбах комнаты. В деревне одного такого владельца имения, Ушакова, в самой глубинке Тверской земли на озере Удомля в 1893 году художник и нашёл потрясающий и величественный вид, который поразил его так, что предпочитающий лирические пейзажи Левитан не мог ни откликнуться. С воодушевлением и одержимостью он погрузился в работу. Натурные наброски потребовали всего несколько дней. Затем, закрывшись в комнате-мастерской помещичьей усадьбы, художник с головой ушёл в свой труд. По воспоминаниям биографа и исследователя Левитановского творчества Евдокимова, обитатели усадьбы даже стали тише ходить и говорить — так чувствовалась важность, значительность работы мастера.

Дуэт кисти и фортепиано

У чуткого и вдумчивого зрителя картина «Над вечным покоем» рождает музыкальные ассоциации. Интересно, что художник работал над картиной под звуки симфоний: он просил свою спутницу Софью Кувшинникову непрерывно аккомпанировать ему – музыка давала дополнительное вдохновение. В одной из двух снимаемых ими комнат усадьбы стоял старинный, но хорошо звучавший клавесин – на нём муза художника часами играла Листа, Шопена. Но чаще всего звучала Героическая симфония Бетховена, некоторые части которой своим эмоциональным накалом доводили впечатлительного гения до душевных страданий и слёз. Предельная обострённость чувств помогала художнику передать их посредством кисти на полотно и отразить в нём особенный драматизм.

Грандиозная работа закончена

Всё лето 1893 года с утра до позднего вечера Левитан работал над полотном. Было создано несколько эскизов и этюдов к картине. Осенью холст перевезли в Москву. По завершении работы в начале 1894 года художник поставил автограф, и началась выставочная жизнь полотна, сразу приобретённого Павлом Третьяковым для своей галереи. Сам Левитан был очень горд и счастлив этим фактом.

Описание картины «Над вечным покоем»

Будто птица в полёте бросила взгляд – под таким ракурсом художник открывает зрителю широкую панораму. Значительную часть полотна занимает небо: его свет и голубизна всё более вытесняются клубами грозных, суровых туч, которые сгущаются, предвещая скорую бурю. Вдалеке у горизонта их напряжение уже пролилось дождём. Залиты дальние луга и поля. В тех же свинцовых переливчатых тонах изображена водная стихия, что усиливает величественность и суровость картины. Поверхность воды только холодной рябью выдаёт своё настороженное ожидание неминуемой бури. Растущий хаос в небе приносит неспокойность и на землю: ветер склоняет деревья, заставляя их неистово размахивать ветвями.

И среди этого столкновения трёх стихий – воздуха, воды и земли – явно возникает ощущение обречённой печали и безвыходности. И приходит понимание хрупкости человеческой жизни, её незащищённости перед волей стихий. Вот и покосившиеся от времени кладбищенские кресты напоминают, что исхода нет, и усиливают ощущение безразличия природы к человеческим страстям.

Сам мастер в минуты отчаяния остро чувствовал эту безысходность и приходил в ужас от безжалостного и равнодушного хода времени, когда в вечности тонут и тонут поколения за поколениями.

Но всё же картина «Над вечным покоем» не о беспросветности. Оптимизм и надежду вселяет старая деревянная, потемневшая от времени церковь, которая возвышается на зелёном холме, нависающем над водой. К намоленной церквушке, внутри которой теплится заветный живой огонёк, ведёт светлая тропинка, и небо здесь светлое. Так и душа человека тянется к свету и побеждает темноту и ужас перед смертью.

Давняя задумка художника

Есть несколько версий зарождения идеи полотна. Левитан «Над вечным покоем» задумал за несколько лет до воплощения проекта в жизнь. Возможно, свою роль сыграл каждый факт:

  • Подобная картина есть у его наставника Алексея Саврасова. Это «Могила на Волге» (1874) с изображением высокого берега над рекой и широких далей за ней. В центре внимания старый покосившийся крест;
  • Впервые ощущение грандиозности и мощи небесной шири и бескрайнего водного пространства захлестнуло художника в Крыму в 1886 году на берегу Чёрного моря, о чём он признавался в письме Чехову, с которым дружил;
  • Левитан православие не принимал, но любил церковное богослужение, особенно в малых храмах. Огни лампад и тихое пение пробуждали в его душе возвышенные чувства, побуждающие его браться за кисть и писать храмы Руси на фоне разных проявлений природы.

По признанию самого художника, именно в этой картине он весь, целиком, со всей своей психикой и содержанием. Именно потребность полного самовыражения, возможно, и стала главным импульсом создания полотна.

Дополненная реальность пейзажа

Приступая к работе, Левитан всегда рисовал с натуры этюды, уже в мастерской что-то дорабатывал, менял композицию, цвет, тональность, освещение. Так он сочинял все свои пейзажи. Не стала исключением и «Над вечным покоем», картина отточенной композиции и с удивительным отражением в природе чего-то неземного.

Панорама у озера была великолепна, но Левитана не впечатлил храм: не хватало гармонии, он был слишком неказистым. Вот тут пригодился собственный этюд «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», сделанный в поездке художника по Волге. Эта церквушка Петра и Павла отлично вписалась в нужный пейзаж.

Судьба плёсской церкви

Приволжский холм, где стояла старинная деревянная церковь в древнем Плёсе, перенесённая кистью мастера на Тверские земли к озеру Удомля, и сейчас называют горой Левитана. Но стоит там совсем другая церковь, сохранившаяся с 1699 года. Её в 1982 году перевезли сюда из заброшенной деревни на место сгоревшей в 1903 году той, левитановской церкви.

Через пейзаж о жизни и смерти

Почти весь ХХ век плёсская гора Левитана, обдуваемая ветрами, зарастала травой, погост и церковная зола всё более утопали в вечности, которая так страшила художника, время от времени погружая его душу на дно отчаяния. И только человеческое тепло и дружеская забота помогали ему отойти душой и избавиться от хандры. Так и свет в окошке старой церкви, олицетворяя надежду человека, символизирует его возрождение. По словам Льва Толстого, «Над вечным покоем» — «молитва немой души», которая бессловесно, только красками и талантливой кистью слагает мольбу о спасении.

Смотрите также u_omuta-165x110.jpg«У омута» — картина И. И. ЛевитанаZolotaja_osen_Polenov-165x110.jpg«Золотая осень» картина художника Поленова«Московский дворик» Поленова — история шедевра«Грачи прилетели» – веха в русской живописи

Исаак Левитан (1860—1900) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Где написана картина «Над вечным покоем»

Озеро Удомля в Тверской области.

У меня особое отношение к этой земле. Каждый год всей семьёй отдыхаем в этих краях.

Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.

Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.

Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892. Третьяковская галерея.

Эта работа как будто отражает эмоции художника. Ранимый, склонный к депрессии, тонко чувствующий. Это читается в мрачных оттенках зеленого и свинцового.

А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.

Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники XIX века часто делились замыслами картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.

Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Третьяковская галерея, Москва.

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.

Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888. Частная коллекция.

Мне кажется, эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.

Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888. Третьяковская галерея, Москва.

Ничего удивительного, что такие мысли посещали Левитана. Смерть неотступно стояла за его плечом. У художника был порок сердца.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце XIX века было модно размышлять в духе «люди — песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши квартиры.

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

В чем живописное достоинство картины

Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.

Исаак Левитан. Весна — большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва.

В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И чуть заметное ответвление от островка. И тонкая тропинка, ведущая к церквушке.

Главный «герой» картины — пространство. Вода и небо близких оттенков разделены узкой полосой горизонта.

Горизонт здесь выполняет двойную функцию. Он настолько узкий, что создаётся эффект единого пространства. И в то же время достаточно виден, чтобы «втягивать» зрителя в глубину картины. Оба эффекта и создают природную аллегорию вечности.

А вот недружелюбность этой вечности Левитан передал с помощью холодных оттенков. Эту холодность легко увидеть, если сравнить ее с более «теплой» картиной художника.

Справа: Вечерний звон. 1892. Третьяковская галерея, Москва.

«Над вечным покоем» и Третьяков

Левитан был очень доволен тем, что «Над вечным покоем» купил Павел Третьяков.

Не потому, что тот платил хорошие деньги. А потому, что он первым разглядел талант Левитана и начал покупать его картины. Поэтому неудивительно, что свою эталонную работу художник хотел передать Третьякову.

И этюд к картине, тот самый, с мрачным зелёным лугом и холодным свинцовым озером, Третьяков тоже купил. И это была последняя купленная картина в его жизни.

Читайте о других работах мастера в статье “Картины Левитана: 5 шедевров художника-поэта”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

существительное

Значение слова покоем

Словарь Ушакова

покоем

покоем, нареч. (устар.). В виде буквы «п», тремя сторонами четырехугольника (см. покой2). Столы составлены покоем. Построить полк покоем. Здание расположено покоем.

Добавить свое значениеПредложите свой вариант значения к слову покоем

Значения слов синонимов к слову покоем

Цитаты со словом покоем

  • Тщетно настаивать, будто человеческая душа должна удовлетворяться покоем. Нет, ей необходима бурная деятельность, и она создает ее подобие в мечтах, если не может обрести в яви.. Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр»
  • Лучше на мгновение испытать стыд, зато потом наслаждаться покоем.. Эрих Мария Ремарк, «Триумфальная арка»
  • Мне гораздо приятнее видеть не поглощённых страстью влюблённых, глаза которых устремлены друг на друга, а любящих людей, доброжелательно взирающих на окружающий мир. И если то, что они видят, наполняет их души счастьем и покоем, то неважно, на что конкретно они смотрят — на своих ли детей, на красивый вид за окном или на киноэкран. Они по-настоящему вместе, и это главное.. Банана Есимото, «Амрита»

Синонимы к слову покоем

  • бездействие
  • безмолвие
  • безмятежность
  • бестревожность
  • взник
  • вспокой
  • горница
  • диапауза
  • инерция
  • камора
  • комната
  • коснение
  • мир
  • недвижимость
  • недвижность

Все синонимы к слову покоем

Больше информации о слове покоем

В данной статье мы рассмотрим слово «покоем», являющееся именем существительным. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

Содержание

«Покоем» (имя существительное)

Значение слова «покой» по словарю С. И. Ожегова

  • См. покой
  • Состояние относительной неподвижности отсутствия движения . Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства
  • Состояние, при котором снижается интенсивность жизнедеятельности
  • Старинное название буквы «п»

Морфологический разбор имени существительного

  • I Часть речи: имя существительное;
  • IIНачальная форма: покой — единственное число, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • мужской род
    • Б. Непостоянные признаки:
      • единственное число
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

дополнениеопределениеопределение-приложениеобстоятельство

Склонение имени существительного по падежам

кто? что?</td>покой</td>покои</td>Родительный падежкого? чего?</td>покоя</td>покоев</td>Дательный падежкому? чему?</td>покою</td>покоям</td>Винительный падежкого? что?</td>покой</td>покои</td>Творительный падежкем? чем?</td>покоем</td>покоями</td>Предложный падежо ком? о чём?</td>покое</td>покоях</td></tbody></table>

Разобрать другое слово

<label>Введителово для разбора:</label>

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений, которые не являются живыми существами:

  • камень, земля, аквариум, стена и т. д.

Такие существительные отвечают на вопрос «что?». При склонении по падежам во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного.

К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:

  • море, трава, стол, красота, обучение и т. д.

Такие существительные пишутся со строчной буквы.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:

  • пень, гриб, стол, окно, семя и т. д.

Отвечает на вопросы «кем? чем?»

См. такжепокои.

покой IПравить

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. поко́й поко́и
Р. поко́я поко́ев
Д. поко́ю поко́ям
В. поко́й поко́и
Тв. поко́ем поко́ями
Пр. поко́е поко́ях
Разд. поко́ю  —

поко́й

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 6a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -покой-.

ПроизношениеПравить

ПереводПравить

Список переводов

БиблиографияПравить

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

покой IIIПравить

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. поко́й поко́и
Р. поко́я поко́ев
Д. поко́ю поко́ям
В. поко́й поко́и
Тв. поко́ем поко́ями
Пр. поко́е поко́ях

поко́й

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 6a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -покой-.

ПроизношениеПравить

  • МФА: ед. ч. [pɐˈkoɪ̯]  мн. ч. [pɐˈkoɪ]

</span>

Семантические свойстваПравить

  1. истор. старое название кириллической буквы «п» ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

ПереводПравить

Список переводов

БиблиографияПравить

Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. В частности, следует уточнить сведения о:

(См. Общепринятые правила).

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/nad-vechnym-pokoem
  • https://www.arts-dnevnik.ru/levitan-nad-vechnym-pokoem/
  • https://znachenie-slova.ru/покоем
  • https://pishugramotno.ru/morfologiya/покоем
  • https://ru.m.wiktionary.org/wiki/покое

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт