Любовью Желткова к Вере Шеиной по повести Гранатовый браслет (Куприн А. И.)

Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Чувства Желткова – любовь или сумасшествие» (по произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет»), в котором проблема рассматривается с точки зрения разных персонажей.

У А. И. Куприна много красивых рассказов о любви. Он посылал «великое благословение всему» на земле, в том числе «вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине». Одним из произведений, посвященных теме любви, является рассказ «Гранатовый браслет».

В центре изображения лежит история неразделенной любви «маленького» человека, телеграфиста Желткова. Его чувство к Вере Николаевне Шеиной насчитывает несколько лет, в течение которых он отправлял ей послания. Он не надеялся на ответ, просто жизнь без нее не представлялась возможной. Ему нужно видеть ее, знать, что он может написать ей. В рассказе несколько раз звучит версия о сумасшествии героя, и столько же раз она опровергается. Чем же является чувство «маленького» человека со смешной фамилией? На этот вопрос мы попробуем ответить в этом сочинении.

Это произведение имеет реальную основу. Куприн облек жизненную историю в поэтическую рамку, используя все краски русского языка. В результате получился гимн любви, которая возвышается над всем миром. Для нее не имеют значения сословные различия, положение в обществе, образование, богатство. Любовь в рассказе изображается как неожиданный подарок судьбы.

Первое появление Желткова в произведении связано с посылкой, которую Вере Николаевне принесли в день рождения. Это оказался плюшевый футляр, в котором лежал золотой браслет с гранатовыми вставками. Электрический свет отразился в камнях, и они загорелись «густо-красными огнями». «Точно кровь!» – мелькнуло в голове княгини Вера. Это сравнение звучит как предвестник трагедии.

История любви Желткова к Вере Николаевне послужила материалом для создания комиксов ее мужем Василием Львовичем. Он с удовольствием и гордостью показывает гостям рисунки в домашнем рукописном журнале. О любви телеграфиста Вера узнала, когда еще была незамужней девушкой. Она получала письма с пошловатыми признаниями в любви от неизвестного обожателя. Князь Василий переиначил эту историю на юмористический манер и придумал продолжение. Телеграфист, не добившись взаимности, попадает сначала в сумасшедший дом, после этого в монастырь, в итоге умирает, оставив Вере наследство в виде двух пуговиц и флакона с его слезами. И Вера, почувствовавшая трагедию, и ее муж в своих предположениях оказались не так далеки от истины. Желтков действительно умер, конечно, не так, как это обрисовал Шеин.

Третий раз заочно Желтков появляется в рассказе Веры, когда генерал Аносов просит ее рассказать о нем. Она никогда не видела Желткова или просто не замечала, потому что не знала, что он следит за ней. Сначала он писал часто, потом Вера попросила его не писать. Он подчинился ей и лишь изредка присылал послания по праздникам. Генерал высказал свое мнение по этому вопросу. Он сказал, что возможны два варианта: либо «малый» – маньяк, либо в жизнь Веры вошла «любовь, о которой грезят женщины». Так в рассказе прозвучала мысль о сумасшествии Желткова.

Вера Николаевна решает вернуть браслет владельцу. Она рассказывает о подарке мужу. Ее брат Николай Николаевич Тугановский предлагает свою помощь в поисках Вериного поклонника. Он говорит, что его нужно поставить на место. Он собирается привлечь к делу губернатора и жандармов, но с этим не согласны Вера и князь Василий. Молодая женщина опасается сплетен. Тогда князь решается сам встретиться с ним.

Эпизод, изображающий встречу с Желтковым, является очень важным в произведении. Войдя в комнату, Шеин и Тугановский увидели человека лет тридцати. Черты его лица отличались нежностью, он заметно волновался, его пальцы нервно теребили пуговицы пиджачка. Весь его вид воплощал униженность «маленького» человека перед «большими» господами. Он говорил шепотом, краснел. Только после того, как Тугановский сказал, что они хотели обратиться к властям, Желтков преображается как по мановению волшебной палочки. Он садится свободно на диван и закуривает. В нем появляется решительность, уверенность. Он весь подтягивается и говорит уверенно, обращаясь к князю Василию.

Если в начале разговора он еще был похож на нервнобольного, то теперь мы видим абсолютно нормально оценивающего свои поступки человека. Он понимает, как выглядят в глазах других людей его действия. У него есть оправдание: он любит Веру Николаевну и «не в силах разлюбить ее никогда». Для его любви нет ни времени, ни расстояний. Где бы он ни поселился, он будет все равно любить ее. Только одно может заставить его разлюбить, это смерть, которую он готов принять «в какой угодно форме».

Князь Василий убежден в благородстве Желткова и пытается его оправдать. Он говорит, что невозможно управлять таким чувством, как любовь. У него сложилось ощущение, что он присутствует при «трагедии души». Ему искренне жаль молодого человека. Желтков просит разрешения написать последнее письмо Вере, чтобы попрощаться. После этого он обещает, что они больше не услышат о нем и тем более не увидят. Кроме того, Вера попросила его «прекратить эту историю», а ее ослушаться он не может. Без нее жизнь теряет смысл.

Сам Желтков, словно предупреждая чужие предположения, говорит о том, что его чувство – это не болезнь, это любовь, которой бог наградил его. Для Желткова в Вере «воплотилась вся красота земли». Весь остальной мир для него попросту не существует.

«Он любил и вовсе не был сумасшедшим», – подвел итог всеобщим сомнениям князь Василий. Я согласна с его мнением. Конечно, трудно представить, что человек может так раствориться в другом человеке, но это случилось с Желтковым. Эта любовь поднимает его над всем миром, делает «маленького» человека выдающимся. О таком чувстве говорил генерал Аносов.

Вера поняла, что ей встретилась «настоящая, самоотверженная, истинная любовь». Она поехала проститься с Желтковым. Квартирная хозяйка очень сожалела о его смерти, называя его «чудным человеком». Она готова была бы помочь ему, если бы он с ней поделился своими проблемами. Она к нему относилась, как к родному сыну.

Когда Вера Николаевна увидела улыбку на его мертвом лице, ей показалось, что он узнал «какую-то глубокую и сладкую тайну». Такое выражение лица после смерти было у Пушкина и Наполеона. Я думаю, это сравнение не случайно. Мелкий чиновник имел большую душу, был способен на большое чувство, что приблизило его к великим людям. Он и сам стал великим. Вера положила розу в гроб, как кладут цветы к памятнику Пушкина.

В данном произведении автор повествует нам о любви чистой, искренней, бескорыстной, и в то же время трагической. Мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова по отношению к Вере Шеиной, находящейся замужем за Василием Шеиным. Княгиня сама говорит о том, что прежняя страстная любовь к мужу давно прошла.

Желтков же много лет писал ей письма, собирал ее забытые вещи и тайно за ней наблюдал. Он счастлив только потому, что любит, несмотря на то, что эта любовь невзаимна.

Желтков просто любил, не требуя ничего взамен. Только в ней заключается смысл его жизни, и в знак своей безграничной пламенной любви он подарил ей самое дорогое-гранатовый браслет.

Даже Василий Львович признает его чувство, понимает его страдания. Желтков жил безответной любовью, но он благодарен Вере за это прекрасное чувство, которое его возвысило. Для него княгиня Вера выше всего и всех, она самое дорогое, что есть у него в жизни.

Она поняла, какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков ее прощает. Любовь-это великая сила. Став взаимной, она может править миром, но оставшись безответной, способна даже погубить человеческую жизнь.

Любовью Желткова к Вере Шеиной по повести Гранатовый браслет (Куприн А. И.)« РУБЦОВ Николай МихайловичПравят ли деньги миром? »Содержание:

Образ Желткова

Характеристика главного героя является центральной в повести «Гранатовый браслет». На примере Желткова, полное имя которого неизвестно (предполагается, что его звали Георгием, так как в своих письмах и бумагах он подписывается инициалами Г. С. Ж), можно понять, что истинная любовь существует на самом деле, она может быть безответной и беспощадной, пережить подобное довольно сложно, независимо от времени или эпохи. Работает Желтков чиновником и всю свою жизнь безответно любит Веру Шеину, которая уже долгое время замужем.

Внешность и поведение главного персонажа из анализа произведения:

  • высокий рост и худощавое телосложение;
  • длинные, вьющиеся, мягкие волосы;
  • постоянная нервозность, что прослеживается в расстегивании и застегивании пуговиц, нервные пальцы;
  • бледная кожа, симпатичное, немного девичье лицо;
  • голубые глаза, выразительный подбородок с ямочкой;
  • рыжеватые усы;
  • слабый, приглушенный голос;
  • красивый каллиграфический почерк;
  • любит искусство, любимое музыкальное произведение — соната Бетховена № 2.

Из текста рассказа понятно, что главному герою от 30 до 35 лет, он небогат и обладает плохим вкусом, поэтому ему сложно преподносить подарки, не пышущие роскошью. Мечтал Желтков о светлой любви и возможности находиться с любимой женщиной. Работал герой чиновником в контрольной палате, но ранее ему доводилось трудиться в казенном учреждении. Другие персонажи говорят о нем как о чудесном человеке, именно так отзывается о Георгии женщина, сдававшая ему комнату. Честный и искренний, он неспособен был лгать, обманывать. Также в тексте упоминается, что у Желткова есть брат.

Дом и комната героя

Место жительства главного героя позволяет в полной мере понять, насколько бедно он жил. Проживает персонаж в неизвестном городе в многоэтажном доме по Лютеранской улице. Жилье было старым, ветхим и довольно затхлым. Лестница всегда была оплевана жильцами, из подвала доносился запах грызунов, кошек и керосина, расходящийся по площадке. В тексте упоминается сосед Желткова по имени Василий Львович (жил на два этажа ниже).

Темная площадка перед входом в квартиру была мрачной, Николаю Николаевичу (брату Веры) постоянно приходилось зажигать спички, чтобы попасть в замочную скважину. Комнату Желтков снимает у пожилой сероглазой женщины в очках, она предложила ему проживание в помещении слева по коридору. Маленькая квадратная комнатка напоминала собой корабельную каюту, о чем напоминали миниатюрные округлые окна. В комнате есть небольшая узкая кровать, широкий просторный диван, который укрыт стареньким текинским ковром, посередине располагается стол, накрытый цветастой скатертью.

История любви персонажа

Изображается автором Желтков и его любовь довольно трагично и безнадежно. Его чувства к героине длятся уже восемь лет. Однажды он увидел Веру в цирке, после чего начинает любить женщину. Он утверждает, что не встречал никого подобного ей. Не надеясь на взаимность, любовные отношения перерастают для Георгия в невыносимое бремя, которое он отказывается нести в одиночестве. О своих пламенных чувствах он рассказывает женщине в письмах, с ней он делится так своими мечтами, оставаясь максимально вежливым.

Когда Вера не была еще замужней барышней, Желтков писал ей письма, надеясь получить ответ. Свои письма он называет глупыми и бессмысленными. Тайно главный герой следит за женщиной, знает обо всех местах, где она бывает. Его рассказы не похожи на сочинения, а на послания преследователя. Фанатичная любовь на грани сумасшествия заставляет писать об этом героине повести, указывая точно ее местонахождение, одежду и прочие детали.

В одном письме Желткова к Вере в «Гранатовом браслете» автор указывает, что смысл его жизни заключается в громадном счастье — любви, посланной Всевышнем ему, к главной героине. Он не считает себя маньяком, преследующим женщину. Просто для него не существует других интересов, помимо Веры. Ему все равно, что происходит в политическом мире, науке или философии.

Даже муж Веры утверждал, что Желтков не был сумасшедшим, он просто беззаветно любил его супругу. Для него самые дорогие вещи те, к которым прикасалась любимая женщина, например, украденный им платок, который героиня оставила на стуле во время бала, или записка с прошением оставить ее в покое.

Затишье и подарок для Веры

Будучи княгиней, Вере Шеиной не полагалось по статусу общаться с подобными Желткову людьми, помимо этого, его навязчивая любовь настолько сильно раздражала женщину, что она принимала его за сумасшедшего, вместо проявления великодушия и принятия чувств главного героя. Он никогда не мог подарить ей дорогой подарок. Единственной ценностью Георгия был гранатовый браслет, принадлежавший его прабабушке. Все особенности украшения можно перечислить в одном списке:

  • красные крупные камни;
  • наличие бусины из редкого сорта граната зеленого цвета;
  • символичность зеленого камня, способного наделять носящего его человека даром предвидения и защищать от смерти.

Тяжело переоценить значимость такого ценного украшения для Желткова. Именно его он решает презентовать после некоторого затишья своей возлюбленной на именины. Только Вера Шеина успела оправиться от маниакального преследования тайного поклонника, ведь на время он пропал и перестал писать, как ей доставляют таинственный подарок. Такое действие воздыхателя не на шутку разозлило брата главной героини.

Он решает пойти к Желткову, чтобы выяснить отношения и попросить его прекратить преследование княгини. Сама Вера также просит преследователя оставить ее в покое, покинуть город. Последней просьбой Георгия была мольба хотя бы остаться в пределах города, чтобы изредка наблюдать за любимой, но она просто сказала, что устала от этой истории. Телефонный разговор разбил сердце герою, высказывание возлюбленной стало для него непоправимым ударом. Он отказывался принимать жестокую реальность и отказываться так просто от смысла всей своей жизни, но никого не винил, просто не мог жить, не видя Веру.

Загадочная смерть

Сложно понять, почему Желтков убил себя. Возможно, ему было сложно принять реальность, оставаясь невидимой тенью, неспособной даже писать любимой женщине. Сам автор повести говорит о загадочности смерти персонажа. Самоубийство герой совершил в семь часов вечера, в тот же день, когда состоялся роковой телефонный разговор с Верой. Никто не обратил внимание на выстрел, который напомнил звук, издаваемый игрушечным пистолетом. Перед смертью, как ни в чем небывало, Георгий пьет чай. Маленький человек, не имеющий статуса или денег, не винит любимую в непринятии его чувства.

Весть о кончине тайного поклонника поражает Веру, которая понимает, что ей не удалось познать сумасшедшую любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошедшую стороной мимо нее. Она вспоминает пророческие слова генерала Аносова, который говорит о вечности чувств, и кладет под шею самоубийцы благоухающий цветок, жалея, что даже не знала, как звать сумасшедшего, преследовавшего ее на протяжении 8 лет.

Подробная характеристика основного персонажа повести «Гранатовый браслет» и описание позволяют каждому читающему человеку понять, что существует великое чувство, толкающее на сумасшедшие поступки. Тема рассказа раскрывает образ Желткова как доброго, терпеливого человека, способного на верность, любовь к одной женщине, самопожертвование, с трагической судьбой.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 25.12.2020

(586 слов) Любовь способна вызывать как положительные, так и негативные эмоции. Она бывает счастливой и несчастной, и эти две оценки могут быть даны одновременно. Александр Куприн является одним из немногих авторов, который сумел в своих произведениях совместить разные направления любви, показать ее со всех сторон. Тема любви занимает центральное место в творчестве А. И. Куприна. Особую роль в литературном наследии играет знаменитая повесть писателя «Гранатовый браслет». Русский писатель, публицист и журналист К.Г. Паустовский назвал данное произведение  «одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви». Рассмотрим, как в столь известном произведении Куприна раскрывается трагическая любовь?

Писатель изображает подлинную любовь, основанную на самоотречении, на примере чувств бедного чиновника Георгия Желткова к замужней дворянке Вере Николаевне Шеиной. У данного персонажа не было никакой цели в жизни, он жил одними лишь эмоциями. Единственное, что придавало ему силы и радость — это безграничная любовь к Вере Шеиной. Вся его жизнь заключалась лишь в Вере. Он восхищается каждой вещью, принадлежащей ей. Герой был счастлив, когда писал письма Вере и с нетерпением ждал на них ответа. Сначала он надеялся на полноценную взаимность и умолял избранницу ответить ему. Но со временем Георгий смирился с недоступностью Веры, но любовь умерить не мог. Она заполонила все его сердце. Тем временем героиня вышла замуж за человека, равного ей по социальному статусу. А Желтков все писал, но уже не требовал от неё ничего: ни полюбить его, ни развестись с мужем. Он просто искренне и бескорыстно любил её любовью, о которой может мечтать каждый.

Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет.

Желтков вызывает восхищение у Куприна, ведь герой способен на самопожертвование, его душа чиста и благородна. Его помыслы и эмоции возвышены и отдаляют нас от обыденности жизни. Так, он в буквальном смысле завидует всему, что связано с его возлюбленной: людям, с которым общается Вера; деревьям, мимо которых она проходила. Желтков засыпал и просыпался с мыслями о любимой. Вера была смыслом его существования. Пусть и на расстоянии, но героиня придавала ему силы и надежду на будущее. Поэтому Желтков ощущает себя в долгу перед ней и дарит своей любимой драгоценный подарок — гранатовый браслет. Эта семейная реликвия была для героя особой ценностью. На языке камней гранат означает «страсть». К такому красноречивому подарку Желтков приложил письмо:

«Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».

Однако подарок его был отвергнут героиней. Брат и муж Веры нашли Желткова и потребовали прекращения любых контактов с ней. Она по телефону подтвердила их слова: ей «надоела» эта «история». Георгий понял, что лишь мешает ей, и увидел для себя только один выход — самоубийство. Любовь на расстоянии хоть и дарила Желткову радость и облегчение, однако такая любовь оказалась ему не по силам. Он решил покончить с собой, чтобы больше не причинять боль ни себе, ни любимой. Любовь оказалась для героя разрушительной силой.

После известия о смерти Желткова Вера услышала прекрасную музыку Бетховена и осознала, какого человека она потеряла. Вера почувствоваласебя в этот миг самым несчастным человеком на земле, но в то же время ощутила освобождение: «Он меня простил теперь» — поняла героиня. Любовь Желткова многому научила ее. Она стала ценить многие вещи в жизни. Вера поняла благодаря генералу Аносову, что чувствовал Желтков к ней, и была благодарна ему за это. А герой был верен своему чувству до конца, при этом ничего не просил взамен.

Можно утверждать, что произведение Александра Куприна «Гранатовый браслет» — это настоящая ода великой любви. Желтков любил искренне, и поэтому, по его мнению, он прожил жизнь счастливо и полноценно.

Автор: Виктория Комарова

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-chuvstva-zheltkova-lyubov-ili-sumasshestvie-po-knige-granatovyj-braslet-a-i-kuprina.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/lyubovyu-zheltkova-k-vere-sheinoj-po-povesti-granatovyj-braslet-kuprin-a-i/
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-zheltkova.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/lyubov-v-povesti-granatovyj-braslet-a-i-kuprin/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт