Краткое содержание «Три сестры» по действиям (главам), краткий пересказ

Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых.

Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. «На дворе солнечно, весело», а в зале накрывается стол, ждут гостей — офицеров расквар­ти­рованной в городе артилле­рийской батареи и нового её командира подполковника Вершинина. Все полны радостных ожиданий и надежд. Ирина: «Я не знаю, отчего у меня на душе так светло… Точно я на парусах, надо мной широкое голубое небо и носятся большие белые птицы». На осень намечен переезд Прозоровых в Москву. Сестры не сомневаются, что брат их Андрей поступит в университет и со временем обязательно станет профессором. Благоду­шествует Кулыгин, учитель гимназии, муж одной из сестер, Маши. Поддается общему радостному настроению Чебутыкин, военный доктор, когда-то безумно любивший покойную мать Прозоровых. «Птица моя белая», — целует он растроганно Ирину. Поручик барон Тузенбах с воодушевлением говорит о будущем: «Пришло время […] готовится здоровая, сильная буря, которая […] сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Так же оптимистичен Вершинин. С его появлением у Маши проходит её «мерехлюндия». Атмосферу непринужденной жизнера­достности не нарушает и появление Наташи, хотя сама она ужасно смущена большим обществом. Андрей делает ей предложение: «О молодость, чудная, прекрасная молодость! […] Мне так хорошо, душа полна любви, восторга… Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой!»

Продолжение после рекламы:

Но уже во втором действии мажорные ноты сменяются минорными. Не находит себе места от скуки Андрей. Его, мечтавшего о профессуре в Москве, нисколько не прельщает должность секретаря земской управы, а в городе он чувствует себя «чужим и одиноким». Маша окончательно разочаро­вывается в муже, который когда-то казался ей «ужасно ученым, умным и важным», а среди его товарищей учителей она просто страдает. Не удовлетворена своей работой на телеграфе Ирина: «Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в ней и нет. Труд без поэзии, без мыслей…» Уставшей, с головной болью возвращается из гимназии Ольга. Не в духе Вершинин. Он еще продолжает уверять, что «все на земле должно измениться мало-помалу», но тут же и добавляет: «И как бы мне хотелось доказать вам, что счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать…» В каламбуры Чебутыкина, которыми он потешает окружающих, прорывается затаенная боль: «Как там ни философствуй, а одиночество страшная штука…»

Наташа, постепенно прибирающая к своим рукам весь дом, выпроваживает гостей, ожидавших ряженых. «Мещанка!» — в сердцах говорит Маша Ирине.

Прошло три года. Если первое действие разыгрывалось в полдень, а на дворе было «солнечно, весело», то ремарки к третьему действию «предупреждают» совсем о других — мрачных, печальных — событиях: «За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно. В открытую дверь видно окно, красное от зарева». Дом Прозоровых полон людей, спасающихся от пожара.

Брифли существует благодаря рекламе:

Ирина рыдает: «Куда? Куда все ушло? […] а жизнь уходит и никогда не вернется, никогда, никогда мы не уедем в Москву… Я в отчаянии, я в отчаянии!» Задумывается в тревоге Маша: «Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?» Плачет Андрей: «Когда я женился, я думал, что мы будем счастливы… все счастливы… Но Боже мой…» Еще, быть может, сильнее разочарован Тузенбах: «Какая мне тогда (три года назад. — В. Б.) мерещилась счастливая жизнь! Где она?» В запое Чебутыкин: «В голове пусто, на душе холодно. Может быть, я и не человек, а только делаю вид, что у меня руки и ноги… и голова; может быть, я не существую вовсе, а только кажется мне, что я хожу, ем, сплю. (Плачет.)». И чем упорнее твердит Кулыгин: «Я доволен, я доволен, я доволен», тем очевиднее становится, как все надломлены, несчастливы.

И наконец, последнее действие. Приближается осень. Маша, проходя по аллее, глядит вверх: «А уже летят перелетные птицы…» Артилле­рийская бригада покидает город: её переводят в другое место, то ли в Польшу, то ли в Читу. Офицеры приходят проститься с Прозоровыми. Федотик, делая фотографию на память, замечает: «…в городе наступит тишина и спокойствие». Тузенбах добавляет: «И скучища страшная». Андрей высказывается еще категоричнее: «Опустеет город. Точно его колпаком накроют».

Продолжение после рекламы:

Маша расстается с Вершининым, которого она так страстно полюбила: «Неудачная жизнь… Ничего мне теперь не нужно…» Ольга, став начальницей гимназии, понимает: «В Москве, значит, не быть». Ирина решила — «если мне не суждено быть в Москве, то так тому и быть» — принять предложение Тузенбаха, который вышел в отставку: «Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный, и послезавтра я уже в школе, начинается новая жизнь. […] И у меня вдруг точно крылья выросли на душе, я повеселела, стало много легко и опять захотелось работать, работать…» Чебутыкин в умилении: «Летите, мои милые, летите с Богом!»

На «полет» благословляет он по-своему и Андрея: «Знаешь, надень шапку, возьми в руки палку и уходи… уходи и иди, иди без оглядки. И чем дальше уйдешь, тем лучше».

Но не суждено сбыться даже самым скромным надеждам героев пьесы. Соленый, влюбленный в Ирину, провоцирует ссору с бароном и убивает его на дуэли. Надломленному Андрею не хватает сил, чтобы последовать совету Чебутыкина и взять в руки «посох»: «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны…»

Батарея покидает город. Звучит военный марш. Ольга: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! […] и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать! (Музыка играет все тише и тише.) Если бы знать, если бы знать!» (Занавес.)

Брифли существует благодаря рекламе:

Герои пьесы не свободные перелетные птицы, они заключены в прочную социальную «клетку», и личные судьбы всех, в нее попавших, подвластны законам, по каким живет вся страна, переживающая всеобщее неблаго­получие. Не «кто?», а «что?» господствует над человеком. У этого главного виновника несчастий и неудач в пьесе несколько имен — «пошлость», «низость», «грешная жизнь»… Особенно зримым и неприглядным выглядит лицо этой «пошлости» в размышлениях Андрея: «Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… […] Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжни­чеством…»

Пересказал В. А. Богданов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизации ?

Аудиокниги

5640354.jpgТри сестрыАудиоспектакль. 2 ч 53 мин. Читают Павел Массальский и др. Бесплатный отрывок:5640354.jpgПавел Массальский и др.2 ч 53 минThree SistersАудиокнига на англ. языке. 2 ч 2 мин. Читают Rebecca Mozo и др. Бесплатный отрывок:Rebecca Mozo и др.2 ч 02 мин

Читайте также

Содержание:

История появления

Пьеса в четырех действиях была написана Антоном Павловичем Чеховым в 1900 году. Первая публикация прошла на страницах журнала «Русская мысль» в 1901 году, тогда же она впервые появилась отдельным изданием. Известно, что произведение регулярно ставят на сцене уже более ста лет.

История создания пьесы «Три сестры» довольно проста. Чеховская драматургия, несмотря на традиционно ругаемое критиками отсутствие фабулы, пользовалась бешеным спросом и у театральных режиссеров, и у зрителей.

Каждый открывал в классических произведениях что-то свое, новый уникальный пласт. Полюбились такие произведения драматурга, как «Чайка», «Дядя Ваня», именно поэтому руководящий состав МХТ в 1900 году обратился к Чехову с просьбой написать еще одно драматическое произведение. Так мир увидели «Три сестры».

Известно, что события, отображенные на страницах книги, во многом имели место быть в реальной жизни, а отдельные персонажи стали литературными образами существующих в действительности людей.

Драматург отмечал, что написание текста далось ему нелегко, однако в результате он справился, выпустив очередной шедевр, произведение на все времена, которое по сей день не сдает позиций. Интересно, что в литературоведении популярна легенда, согласно которой прототипами сестер Прозоровых стали девушки из Перми — сестры Оттилия, Маргарита и Эвелина Циммерман, открывшие первую в городе частную школу.

Краткое содержание

Ознакомление с кратким содержанием избавит от необходимости читать пьесу полностью и поможет понять ее смысл. «Три сестры» Чехова разворачивают свое действие в губернском городе (в котором современники без труда узнавали описание Перми), доме семьи Прозоровых.

Младшей из сестер, Ирине, исполняется 20 лет. Именно поэтому ждут гостей, накрывают столы в зале. Сама девушка испытывает небывалый душевный подъем, но не может понять, в чем его причина. Ей кажется, будто она летит под парусами по бескрайней небесной глади, а рядом с ней парят в свободном полете крупные белые птицы.

Известно, что осенью семейство Прозоровых планирует переезжать в Москву. У девушек есть брат, Андрей, собирающийся поступать в университет, причем в том, что это завершится успехом, уверены все сестры. Юноша непременно получит образование и станет профессором.

Муж Маши, второй сестры, по фамилии Кулыгин, также испытывает общее настроение радости. Счастлив и Чебутыкин, врач-медик, некогда бывший влюбленным в мать девушек. Ожидает светлого будущего и поручик Тузенбах, оптимистично настроен Вершинин.

Первое действие произведения пронизано общей светлой радостью, поэтому нет ничего удивительного в том, что завершается оно на мажорной ноте — Андрей делает предложение Наташе.

Развитие сюжета

Однако во втором действии все меняется. Каждого из ключевых героев произведения ожидает разочарование, крушение надежд:

  • Андрей, в мечтах видящий себя московским профессором, находит мало интересного в скромной должности земского секретаря. Он страдает от одиночества, ощущает себя чужим, никому не нужным.
  • Маша разочаровывается в супруге. Он оказался всего-навсего обычным учителем, а не мудрым ученым, каким представлялся ей изначально. Да и круг его друзей довольно скучен и прозаичен.
  • Ирина недовольна своей службой на телеграфе. Девушка понимает, что эта должность — отнюдь не то, о чем она грезила.

Разочарованной приезжает из гимназии Ольга. Общее настроение пессимизма передается и Вершинину, который продолжает рассуждать о счастье, но в его словах явственно звучит упаднический дух.

Даже Чебутыкин, славящийся своими каламбурами, начинает страдать от внутренней боли, раздумывать об одиночестве, которое именует «страшной штукой, но неизбежной». Очаровательная скромница Наташа на деле оказывается мещанкой, стремящейся занять в доме лидирующую позицию. Она выпроваживает гостей, чем вызывает негодование Маши.

Действие третье

Последующее развитие событий отделяет от описанного ранее срок три года. Если в первом действии перед читателем солнечный полдень, то сейчас автор в ремарках указывает, что на дворе мрачно. Да и сами события счастливыми не назовешь — звуки набата говорят о том, что случился страшный пожар, окно дома Прозоровых окрашено в красный цвет от зарева, а само жилище наполняется людьми, спасающимися от страшной стихии.

Каждый из действующих лиц по-своему переживает обрушившуюся на них трагедию:

  • Ирина в отчаянии, до нее доходит мысль о том, что в Москву они с сестрами не уедут никогда, что жизнь проходит, будто песок сквозь пальцы, и ничего нельзя возвратить.
  • О своем будущем в тревоге задумывается и Маша. Цитата: «Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?».
  • Андрей горько сожалеет о своем браке, который не принес ему ожидаемого счастья.
  • Горечь разочарования сразила и Тузенбаха, который осознал, что счастливая жизнь ему только мерещилась.
  • Чебутыкин от безысходности стал пить, плачет.

Кулыгин пытается убедить себя в том, что он доволен, повторяя это слово несколько раз, однако именно это и доказывает — каждый из персонажей сломлен, разочарован, раздавлен жизнью и несчастлив.

Завершающие сцены

Последнее действие рисует перед читателем или зрителем картину начинающейся осени. Маша, прогуливаясь по аллее, наблюдает за перелетными птицами. Артиллерийская бригада по переводу покидает город, офицеры прощаются с Прозоровыми, делают фото на память. Везде царят скука и тишина. Андрей уверен в том, что город в скором времени опустеет.

Маша рассталась с Вершининым, несмотря на то, что некогда испытывала к нему сильные чувства. Ольга стала начальницей гимназии и смирилась с тем, что переезд в Москву остался лишь в мечтах. Ирина, мучимая этой же мыслью, приняла предложение руки и сердца от Тузенбаха.

Она готова начать новую жизнь, именно поэтому чувствует желание работать. У нее словно выросли крылья.

Кажется, что история хотя бы одной из сестер завершится благополучно, но этому было сбыться не суждено. Соленый, поклонник Ирины, вызывает Тузенбаха на дуэль и убивает его.

Батарея покидает город под звуки военного марша. История завершается словами Ольги, вопрошающей: «Зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать!».

Анализ произведения

Жанр «Три сестры» Чехов определил как драму. Произведение традиционно считается сложным для анализа, поэтому школьники чаще всего разбирают его в классе. Ведь понять авторский замысел и написать сочинение дома весьма непросто.

Центральными героинями, как следует из названия, являются Маша, Ольга и Ирина Прозоровы. Каждая из них имеет собственный характер, однако нередко литературоведы рассматривают их образы, как единое целое. Девушки живут надеждой на лучшее, искренне ждут перемен, что символизирует их стремление вырваться из родного города и переехать в Москву.

Однако суровая реальность вносит свои корректировки в перспективы Прозоровых — сестры вынуждены остаться на месте, в губернском городе, их мечты о Москве так и остаются мечтами.

Постепенно героинь начинают посещать мысли о прожитых годах, уходящей молодости, осознание того, что сил остается все меньше и изменить уже едва ли что получится. И это общее настроение разочарования в жизни и в себе царит во всех картинах пьесы. Вот почему ряд критиков считает книгу самой пессимистичной в творчестве Чехова.

Однако еще одним важнейшим персонажем, позволившим автору выразить свои идеи, является Андрей Прозоров. Не зря женские образы напрямую с ним связаны:

  • Ольга (старшая), Ирина и Маша — сестры.
  • Наталья — сначала возлюбленная, а затем — супруга.

Именно Андрея можно назвать ключевым персонажем, носителем смысла произведения.

Характеристика главного героя

Андрей Прозоров — человек умный, образованный, но сильным назвать его невозможно, он не готов к борьбе. Ничего не делает ради того, чтобы занять столь желаемую должность профессора, предпочитая праздность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что постепенно жизненные силы покидают его, оставляя наедине с собственным бессилием и разочарованием. Сначала — в кажущейся несправедливости обстоятельств, затем — в себе самом.

Будущее перестает казаться радужным и светлым. До Андрея доходит мысль о том, что он обречен на жалкое серое существование в стенах уездного городка, что маячившая на горизонте Москва, символ сбывшихся надежд, так и останется вдалеке, недоступной ему.

Прозоров отдаляется от сестер, залезает в долги, даже вынужден принять унизительную должность от любовника Наташи, своей жены. А меж тем именно с ним сестры связывали свои надежды на лучшую жизнь. Падение героя, его неспособность занять активную жизненную позицию сделали несчастным не только его самого, но и всю его семью. Таким образом, при анализе «Три сестры» Чехова следует отметить, что в произведении явно звучит любимая классиком тематика — человека доброго, умного и образованного, но слабого и безвольного, ставшего причиной несчастья других, пусть и не специально.

Дополнительные образы

В драматическом рассказе Чехов рисует перед читателем противопоставление Москвы и провинции, причем в буквальном смысле понимать его не стоит. Столица не означает нечто светлое сама по себе, а провинциальный городок не является воплощением всего негатива. Однако героини в своих монологах мечтают о переезде, поэтому Москва становится образом-символом, означающим возможность изменить свою жизнь, сорваться с места, будто перелетная птица, обрести свободу, подняться ввысь над серой действительностью.

Но, увы, провинция, которая символизирует отсутствие душевных сил и отказ от перемен, все же оказывается сильнее.

Вторая значимая оппозиция, которую описывают литературоведы — это противопоставления гражданских и военных персонажей. Офицеры олицетворяют собой свежую жизненную волну, это веселые и умные люди, без которых жизнь в городе станет серой и унылой. Конечно, назвать кого-либо из них совершенством, неким авторским идеалом, будет не вполне правильно, однако именно эти простые и бесхитростные герои во многом смогли добиться того, что оказалось не по силам слабой духом интеллигенции.

Именно поэтому в конце повествования они покидают уездный городишко, где отродясь не было ничего захватывающего, и отправляются в неизвестность — то ли в Польшу, то ли в Читу. Этот момент автор специально не освещает, подчеркивая, что перед теми, кому удалось соединить силу духа, образование и стремление жить, открыт весь мир.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Автор: · Опубликовано 05.05.2020 · Обновлено 05.05.2020

Краткий пересказ пьесы «Три сестры» по действиям (с цитатами) — незаменимое пособие для подготовки к экзаменам. Многомудрый Литрекон советует читать книги в сокращении непосредственно перед выступлением, чтобы ничего не забыть из ранее прочитанного. А в мирные времена основные события лучше узнавать из самой драмы — она достойна прочтения! Кстати, для полного погружения в тему Вы можете прочитать анализ.

Действие I

Май. Если быть точным, пятое число. Часы вот-вот пробьют полдень. Три сестры Прозоровы, Ольга, Маша и Ирина, пребывают в предпраздничной суете — у последней сегодня именины. Торжество омрачено тем, что ровно год назад в этот же день скончался отец девушек, оставив их сиротами. Ольга вспоминает тот не по-майски холодный день, похороны старика, выстрелы в небо в память об усопшем. Несмотря на замечание Ирины, она продолжает ворошить прошлое, вспоминая, как 11 лет назад они с отцом покинули Москву, подмечая, как изменился за эти годы климат: погода больше не радовала прежней теплотой, на сей раз внезапно вернувшейся.

Ольга преподает в гимназии уже как 4 год, ее утомляет рутина, и она тверда в своей мечте вернуться обратно в Москву, в чем сестры с ней солидарны. Гостиная наполняется людьми: Чебутыкин, Соленый, Тузенбах — Прозоровские квартиранты.

Ирина чувствует небывалый прилив чувств — ей хорошо: «Точно я на парусах, надо мной широкое голубое озеро и носятся большие белые птицы». Он рассуждает о том, как счастлив труженик, и как, по сравнению с ним, уныла девушка, встающая поздно и живущая без хлопот. Ее рассуждениям удивляется барон Тузенбах, видимо, узнавший в себе описанную Ириной барышню (за всю свою беззаботную жизнь он ни разу не работал). С ним солидарен и Чебутыкин — такой же лентяй.

С Машей, очевидно, что-то не так. Она поздравляет именинницу и, едва сдерживая слезы, собирается домой. Ее уходу мешают Анфиса и Ферапонт, вручающие Ирине пирог, переданный начальником земской управы Протопоповым и Чебутыкин, подготовивший в подарок самовар, — безвкусный, по мнению девушек, подарок.

Появляется подполковник Александр Игнатьевич Вершинин, ранее рекомендованный сестрам Тузенбахом как порядочный сорокатрехлетний семьянин со стервозной женой, то и дело предпринимающей попытки свести счеты с жизнью. Вершинин восхищается тем, как выросли девушки с того момента, как он видел их в детстве. Узнав, что Вершинин из Москвы, сестры приходят в единодушный восторг. Девушки не совсем помнят, однако припоминают его прозвище — “влюбленный майор”.

Завязывается философский разговор, разбавляемый несуразицей, что несет Соленый, очевидно, назло Тузенбаху — отъявленному софисту. Слышно, как играет скрипка — это музицирует Андрей, брат девушек, по их, как позже выяснится, верному убеждению, влюбленный в Наталью — местную барышню. Как только Маша, забыв, кажется, о грусти, начала рассуждать о дурном платье избранницы Андрея, он сам появился в дверях. Он приветствует Вершинина и тут же решает ретироваться, но как бы не так — сестры настаивают на более тесном знакомстве брата с гостем. Андрей оправдывает свою неловкость бессонной ночью, рассказывает Вершинину о том, что сестры освоили иностранные языки, на что Маша заключает: “Мы знаем много лишнего”. Вершинин высказывается за необходимость любых знаний, чем окончательно располагает к себе сестер настолько, что Маша раздумывает уходить и решает остаться на завтрак. Андрей, тем временем, все же удалился. Вершинин продолжает философствовать, жалеет, что жизнь нельзя прожить дважды, во избежание совершенных ранее ошибок.

Появляется Кулыгин — супруг Маши, учитель. Вручает Ирине в подарок изложенную им историю гимназии, которую, как оказалось, он уже дарил девушке на Пасху. Кулыгин представляется Вершинину, который, после уговоров сестер, остается завтракать.

Кулигин просит Машу быть на прогулке учителей гимназии, затем — на вечере у директора. Маша неохотно уступает, следы тоски снова проявляются в ней. Ольга приглашает всех ко столу и в гостиной остаются лишь Ирина и Тузенбах. Барон заводит разговор о любви к ней; это не нравится Ирине, она “съезжает с темы”.

Появляется возлюбленная Андрея — Наташа. Все садятся за праздничный стол, Кулыгин желает Ирине найти жениха, Соленый бросает очередную пошлость, обычный разговор — его прерывают Федотик и Родэ, они входят с большой корзиной цветов, приводя всех в оживление. За столом 13 человек. Кулылгин, замечая это, предполагает, что за столом должны быть влюбленные. Наташа смущается и выбегает из-за стола — Андрей направляется за ней. Их умиротворяющим поцелуем завершается первое действие.

Действие II

Прошел, по меньшей мере, год. Масленица. Восемь часов вечера. Наталья снует по темным комнатам в поиске огня. Она хлопочет о малютке-Бобике — ее с Андреем сыне. Ему нездоровится — бросает то в жар, то в холод. Наталья полагает, что лучше его переселить в комнату к Ирине — там тепло и сухо.

Появляется Ферапонт — ему поручено передать Андрею книгу с бумагами. Выясняется, что Андрей — секретарь земской управы, впрочем, он не очень рад своему положению, мечтая о собственной кафедре в Московском университете. Андрею некомфортно в обывательской простоте земства — она ему чужда. Ферапонт уходит.

Появляется Маша в компании Вершинина. Тот делится с ней неурядицами в семье: болеет дочь, бьется в истерике жена. Он благодарит ее за слушание, восхищается ее глазами. Его дифирамбы прерывают вошедшие — ужасно уставшая Ирина и Тузенбах, сопровождавший ее от телеграфа — нового места работы девушки. Ирина сокрушается своим положением: “Труд без поэзии, без мыслей”.

Выясняется, что Андрей давеча снова проигрался в карты, что непременно нужно скрыть от Наташи. Входит Чебутыкин, традиционно расчесывая бороду. Начинают раскладывать пасьянс, Вершинин философствует, снова о светлом будущем. Показываются Федотик и Родэ, начинается игра на гитаре. Вершинин и Тузенбах спорят: барон считает себя счастливым, Вершинин его осаждает. Федотик протягивает Ирине купленные карандаши — она с детской радостью принимает их.

Анфиса подает самовар, появляются Наташа и Соленый, который тут же выдает нелепицу, приводя девушку в недовольство. Вершинин получает записку о том, что его жена снова отравилась, и он направляется домой. Маша горячится из-за беспорядка на столе, Наташа делает замечание ее “грубым манерам”.

Тузенбах обращается к Соленому, они выпивают: барон таким образом пытается лишить их отношения неловкости, в очередной раз делится новостью о своей отставке с военной службы. Все ждут ряженных, чтобы поскорее их принять и позабыть о них.

Все прерывает Наташа — она входит, обращаясь к Чебутыкину: с Бобиком совсем плохо. Все начинают расходиться, Андрей решает не принимать ряженых, а раздосадованная этим Маша заявляет, что доктор нужен скорее не ребенку, а матери. Очевидно, что она недолюбливает Наташу.

В опустевшей гостиной появляются Чебутыкин и Андрей: они снова собираются в игорный дом, скрываясь от лишних глаз и покидая дом через кухню.

Появляется Ирина — она задумчива. За ней следует Соленый. Он спешит объясниться в любовных ей чувствах, но девушка не воспринимает всерьез слова, по ее убеждению, пустого и мерзкого человека. Неловкую сцену нарушает Наташа, заставившая своим появлением Соленого в смущении ретироваться. Она хочет договориться с Ириной насчёт комнаты, однако не получает вразумительного ответа.

К дому подъезжает Протопопов, предлагая Наталье прокатиться, на что та простодушно соглашается. С преподавательского совета возвращаются обессилевшие Ольга и Кулигин, с ними Вершинин, только что удостоверившийся в том, что с женой все в порядке. Он вместе с Кулигиным удаляется, не желая возвращаться домой, Ольга направляется спать, а утомленная бурным бытом Ирина лишь тоскует: “В Москву, в Москву, в Москву”. Этим заканчивается второе действие.

Действие III

Третий час ночи. В окна комнаты Ирина и Ольги (им все же пришлось съехаться) ломится зарево городского пожара. Ольга вынимает из шкафа платья, чтобы пожертвовать их погорельцам, заполняющим двор Прозоровых. Едва не сгорело жилище Вершининых, без крова остался Федотик. Анфиса хлопочет вместе с ней и, навьюченная множеством вещей, кличет на помощь Ферапонта. Старушка совсем изможденна Ольгиными поручениями: девушка распоряжается, кого из погорельцев принять к себе, досадует что Чебутыкин, как на зло, пьян и к нему нельзя никого подселить.

Входит Наташа и, дождавшись ухода Анфисы, удивляется, почему Ольга до сих пор держит ее при себе. Ольга не выносит подобных грубостей, они волнуют ее сердце, и без того неспокойное из-за множества обязанностей и хлопот, в чем она и признается Наташе. Та сочувствует ей, но не отступает и гневно обязывает Ольгу завтра же уволить “старую хрычовку”.

Входит Кулыгин — он ищет жену, ведь им пора домой: там им ничего не угрожает, потому как пожар стихает. Слышно, как поднимается пьяный Чебутыкин, все затихают. Тот подходит к рукомойнику и, бормоча, сетует, что позабыл все навыки врачевания и обнаружил свое малодушие, оправдывая свой вид.

Входят Ирина, Вершинин и Тузенбах. Они, вместе с Кулигиным, обсуждают грядущий концерт в пользу погорельцев. Их прерывает звон разбитых Чебутыкиным фарфоровых часов, принадлежавших покойной матери Проказовой. От хмельного Чебутыкина читатель узнает о романе Наташи с Протопоповым.

Вершинин вспоминает недавний испуг своих дочерей и жены и снова заводит мудрствования о прекрасном будущем. Они с заспанной Машей начинают что-то напевать.

Вершинин удаляется, за ним, по настоятельной просьбе Маши, и Тузенбах. Кулыгин пробует быть ласковым к Маше, но та ужасно измучена: наполовину бессонной ночью, наполовину мыслями об очередном проигрыше Андрея, на сей раз настолько серьезном, что ему пришлось заложить в банке родительский дом, отдав все вырученные деньги Наташе. Ни одна из сестер не хотела видеть стяжательную женушку хозяйкой их дома. Ее отчаяние доходит до того, что она начинает плакать: “Выбросьте меня, выбросьте, я больше не могу”. Сестры бросаются успокаивать Машу, сами заливаясь слезами об уходящих силах и молодости, жертвуемых на нелюбимые дела, не приносящие ни капли удовлетворения. Читатель узнает, что Ирина бросила телеграф и устроилась в городской управе. Ольга утешает теперь и Ирину: она советует ей выйти замуж за Тузенбаха, чтобы выполненный долг супружества стал ее отдушиной.

Маша признается, что влюблена в Вершинина; Ольга делает вид, что не слышит инфантильных признаний сестры, Ирина, совсем разбитая, безмолвствует.

Появляется уставший и гневный Андрей, просит у Ольги дубликат потерянного им ключа и, видя напряженность молчания между ним и сестрами, решает напрямую выяснить о наличии у них по отношению к нему претензий. Ольга просит перенести разговор на завтра. Андрей, полный решимости, высказывается сам. Он заявляет, что возможное недовольство сестер Наташей безосновательно и представляет собой сплошной каприз. Он заявляет также, что горд своей должностью в земской управе, очевидно лукавя, и, наконец, раскаивается в том, что заложил в банк дом, не согласовав то с сестрами. Андрей искренне жалеет, что ни он, ни сестры, не стали счастливы в той мере, в которой он хотел бы, обручаясь с Наташей.

Маша, услышав голос Вершина спешит к нему, Кулигин, отправляясь нее поиски, оставляет Ольгу и Ирину одних. Ирина в слезах обещает выйти за Тузенбаха, чем и заканчивается третье действие.

Действие IV

Прозоровский сад. Слухи оправдались, и артиллерийская бригада покидает город. На столе красуются осушенные бутылки шампанского: происходят проводы отбывающих Федотика и Родэ. Ирина, Кулыгин и Тузенбах подле них, Чебутыкин, пребывая в хорошем расположении духа, сидит, развалившись, в креслах. Все слёзно прощаются, и гости покидают дом.

Чебутыкин замечает, что с ним не попрощались, не не унывает, рассказывая, что намеревается коренным образом изменить свою жизнь в следующем году, снова приехав сюда. Дабы сберечь приподнятый тон, он подтрунивает над Кулыгиным, нелепо выглядящим без своих привычных усов.

А вот жизнь Ирины изменится совсем скоро: читатель узнает, что завтра что Тузенбах сделал ей предложение, завтра она венчается с ним и сразу же отправится на его кирпичный завод и устроится учителем в небольшой школе при нём.

Она рассказывает, как одиноко ей без Ольги, получившей должность начальницы гимназии и переехавшей туда насовсем.

Появляется Андрей с колясочкой, в ней дочка Софочка. Сетуя на шум, стоящий в доме, он обращается к Чебутыкину. От того он, вместе с читателем, узнает подробности произошедшего вчера около театра, следствием чего стало то, что Соленый вызвал Тузенбаха на дуэль. Маша волнуется за здоровье и жизнь нареченного супруга сестры. На что получает циничное “Одним бароном больше, одним меньше — не все ли равно?”. Выясняется также, что Чебутыкин будет присутствовать на дуэли в качестве лекаря.

Маше тяжело: она не может мириться с происходящим и не может укрыться в шумном доме и убегает в сад, дожидаясь Вершинина. Андрей признается, что ему будет одиноко быть лишь с женой детьми, поскольку та начинает ему казаться порой “удивительно пошлой”. Он устал от всего: бесконечно хлопочущей нервной жены, Ферапонта, подсовывающего бумаги на подпись.

Появляется Соленый с секундантами, за ним уходит Чебутыкин. Тут же начинает собираться и Тузенбах. Ирина не знает о назначенной дуэли, он торопливо изъясняется с ней, жалея о том, что она не питает к нему любви. Барон просит без пяти минут жену сварить ему кофе и удаляется.

Вершинин покидает город, их последняя с Машей встреча увенчалась продолжительным поцелуем и нескончаемым плачем девушки, отказывающейся мириться с вечной разлукой. Ольга заключает безутешную сестру в свои объятья, разделяя ее горе. Происходящему рад только Кулыгин, знающий о романе жены с Вершининым, который, к его счастью, подошел к бесповоротному завершению.

Раздается глухой выстрел вдали. Вскоре является Чебутыкин и сообщает Ольге, а затем Ирине и Маше, о смерти Тузенбаха на дуэли. Три сестры стоят, обнявшись — никто, кроме них, не знает о случившемся. Вокруг продолжается обычная жизнь: Андрей катает колясочку, Наташа занята Бобиком, Кулыгин ищет Машину шляпу и тальму, а их мир окончательно, с немым треском, обрушился. Этим заканчивается драма А.П. Чехова “Три сестры”.

Автор: Иван Шарков

illjustracija-tri-sestry-masha-irina-i-olga.png

Пьеса «Три сестры» является одним из самых известных произведений великого русского писателя А. П. Чехова. Смотрите: — Краткое содержание (более сжатое)— Все материалы по пьесе «Три сестры» 

Краткое содержание пьесы «Три сестры» Чехова по действиям (главам): краткий пересказ

Действие пьесы происходит в губернском городе в доме дворянской семьи Прозоровых. Семья Прозоровых состоит из трех сестер — Ольги, Маши и Ирины — и их брата Андрея. Старшей из сестер, Ольге — 28 лет; Маше — 25 лет; Ирине — 20 лет.Действие 1Три сестры и брат Прозоровы родились и выросли в Москве, но 11 лет назад отец перевез их сюда в провинцию. Год назад старик умер, и теперь Ирина и Ольга хотят вернуться в Москву. Прозоровы жалуются на то, что они слишком образованны для этого скучного города. Средняя из сестер, Маша, замужем за местным учителем Кулыгиным и уже вряд ли переедет в Москву.В гостях у Прозоровых часто бывают офицеры из бригады, которая временно находится в городе: барон Тузенбах, полковник Вершинин, штабс-капитан Соленый, врач Чебутыкин и др. Старшая сестра Ольга работает учительницей в местной гимназии. Ирина тоже собирается работать: ей кажется, что труд наконец сделает ее счастливой. Две другие сестры, Ольга и Ирина, не замужем. Офицеры Тузенбах и Соленый безответно влюблены в Ирину. Андрей Прозоров влюблен в местную девушку Наталью Ивановну.В этом действии у Прозоровых собираются гости, чтобы отметить именины Ирины. В этот же день Андрей делает предложение Наташе.Действие второе В доме Прозоровых спустя 1-2 года. Весна, период Масленицы. Андрей и Наталья женаты, у них есть маленький сын. Наталья из скромной невесты превращается во властную и строгую хозяйку дома. Андрей считает, что жена его не понимает. Он чувствует себя одиноким и скучает по Москве. Андрей мечтает стать профессором московского университета и ученым, но в реальности служит мелким чиновником в провинции. Теперь Андрей много играет в карты и проигрывает крупные суммы, об этом говорит весь город. Наталья за спиной у мужа встречается с его начальником Протопоповым, а Андрей якобы этого не замечает. Ольга по-прежнему работает в гимназии и очень устает. Ирина теперь работает на телеграфе. Она жалуется на то, что эта работа «без поэзии» не радует ее. Тузенбах по-прежнему ухаживает за Ириной, надеясь на взаимность. Офицер Соленый прямо признается Ирине в любви, но та отвергает его. Девушка побаивается Соленого из-за его странного поведения. Тем временем Маша и полковник Вершинин состоят в любовных отношениях, изменяя своим супругам. Ирина и Ольга по-прежнему мечтают переехать в Москву. Они планируют переезд на июнь.Действие третье Спустя 1-2 года. В городе случается пожар, сгорает целый квартал. Герои собираются у Прозоровых и обсуждают происшествие. К этому времени у Натальи и Андрея уже двое детей. Наталья становится все властнее и ведет себя как главная хозяйка в доме. Это не нравится трем сестрам, которым тоже принадлежит часть дома. Кроме того, Наталья изменяет Андрею с его начальником Протопоповым, но обманутый супруг как будто ничего не замечает. Андрей продолжает служить чиновником и, судя по всему, уже не надеется стать профессором в Москве. Из-за долгов в 35 тысяч рублей Андрей заложил общий дом Прозоровых в банк. При этом полученные деньги Наталья забрала себе. Сестрам не нравится эта ситуация, в семье нарастает напряжение. Андрей пытается заступиться за Наталью, но в конце концов не выдерживает и плачет перед сестрами, так как в глубине души чувствует себя несчастным. Ирина оставила работу телеграфистки и теперь служит в управе, презирая свою работу. Девушка боится, что ей с Ольгой так и не удастся вернуться в Москву. Барон Тузенбах предлагает Ирине вместе уехать на кирпичный завод, чтобы там работать. Ирина не любит Тузенбаха и не знает, как поступить.  Тем временем бригаду военных собираются переводить в другой город. А это значит, что Вершинин, Тузенбах и другие офицеры уедут отсюда и Прозоровы останутся одни в скучном городе.Действие четвертоеТри сестры и брат Прозоровы прощаются с офицерами, которых отправляют в Польшу. Среди уезжающих: Вершинин, Соленый, Чебутыкин и др. К этому времени Ольга уже является начальницей гимназии. Она уже не верит, что ей с Ириной удастся переехать в Москву.  Наталья все так же ведет себя как хозяйка дома и, судя по всему, продолжает изменять мужу Андрею. Сам Андрей считает свою жизнь и жизнь сестер неудачной. Конец.Таково краткое содержание пьесы «Три сестры» А. П. Чехова по действиям (главам): краткий пересказ произведения.Смотрите: Все материалы по пьесе «Три сестры» Используемые источники:

  • https://briefly.ru/chehov/tri_sestry/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/tri-sestry-chekhova.html
  • https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/tri-sestry-a-p-chehov/
  • https://www.literaturus.ru/2019/05/kratkoe-soderzhanie-tri-sestry-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт