Краткое содержание Мольер Тартюф для читательского дневника

Содержание:

История создания

Комедия «Тартюф» была впервые поставлена 12 мая 1664 года. Идея для пьесы пришла Мольеру в 1663, когда писатель, согласно его собственным цитатам из дневников, не раз испытал на себе вопиющее ханжество в самых разных проявлениях. Мир увидел постановку во время придворного праздника «Увеселения волшебного леса». Её главной целью было защититься от нападок действующего в то время «Общества святых даров», члены которого внедрялись в богатые имения и пытались подчинить себе волю их жителей под видом религиозной благотворительности.

Скандальная пьеса глубоко оскорбила духовенство, углядевшее в ней карикатуру на себя. Сам король одобрил «Тартюфа», но затем, не желая ссориться с церковью, был вынужден запретить его. Святоши был недовольны таким малым наказанием — оно угрожало писателю расправой и грозилось сжечь его костре. Но Мольера это не пугало — в конце лета того же года он запросил разрешение короны повторно поставить произведение, но получил отказ.

В 1666, после смерти патрона «Общества святых даров» Анны Австрийской, Мольер решил снова попробовать выпустить пьесу. Он расширил её до 5 актов и подкорректировал сюжет, чтобы угодить духовенству. Спустя два года произведение было разрешено — тогда оно успело обрести популярность среди народа и нередко ставилось в домашних спектаклях. В 1669 суд публики окончательно одобрил комедию, обеспечив ей долгую славу на сцене. Сейчас «Тартюфа» и его многочисленные переводы можно прочесть в печатном виде или онлайн.

Краткое содержание

Пьеса состоит из 5 актов, каждый из которых включает от 4 до 8 явлений. Краткое содержание каждого из них:

  • Первое действие начинается с ссоры между матерью Оргона госпожой Парнель и остальной семьёй из-за различных взглядов на Тартюфа. Женщина защищает его, другие домочадцы — осуждают. Обиженная госпожа уходит. Оргон возвращается в дом. Его жена Эльмира просит Клеанта поговорить с мужем по поводу свадьбы их дочери Марианы. Оргон сразу начинает интересоваться делами Тартюфа. Клеант пытается вразумить его, но безуспешно.
  • Оргон принуждает Мариану к браку с Тартюфом. Горничная Дорина пытается вразумить его и корит хозяйку за пассивность, ведь у неё уже есть возлюбленный Валер. Между ними происходит ссора, но Дорина мирит пару, предлагая им тянуть время.
  • Услышав о планах отца, брат Марианы Дамис приходит в гнев и пытается вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина останавливает его и предлагает привлечь к делу Эльмиру, в которую святоша влюблён. Женщина приглашает того на свидание. Услышав признание в любви, она угрожает рассказать всё мужу и требует у ханжи способствовать браку Марианы с Валером. Дамис рассказывает обо всё отцу, но тот не верит ему, выгоняя и лишая наследства.
  • Клеант просит Тартюфа примирить сына и отца, но тот отказывается. Тем временем Мариана на коленях умоляет Оргона избавить её от ненавистного брака, а Эльмира предлагает самому убедиться в гнилости святоши. Пока муж прячется, она признаётся Тартюфу в любви — тот сначала не верит, но потом отвечает взаимностью. Разгневанный отец просит Тартюфа покинуть его дом, но ханжа спокойно заявляет, что тот уже подарил особняк ему.
  • Оргон рассказывает о некоем ларце, который он передал святоше на хранение. Там находится компромат, а значит глава семьи теперь во власти Тартюфа. Валер говорит, что содержимое шкатулки уже дошло до короля, а потому ему нужно бежать из страны. Затем в дом прибывает офицер, но ко всеобщему удивлению он арестовывает не Оргона, а Тартюфа — оказывается, мудрый монарх уже раскусил обман святоши. Король прощает хранение ларца и возвращает подаренный дом законному владельцу. Радостный и благодарный Оргон наконец осознаёт свои ошибки и начинает подготовку к свадьбе Марианы и Валера.

Интересно, что первоначальный вариант произведения не имел традиционного для комедий счастливого конца. Только переписывая запрещённую на тот момент пьесу, Мольер решил справедливо наказать Тартюфа.

Жанр, направление и композиция

Мольер написал «Тартюфа» в жанре социальной комедии, пытаясь сделать произведение понятным и доступным наибольшему числу людей. В нём писатель высмеивает как узколобость и несостоятельность высшего класса, так и жадность и желание возвыситься низших слоёв общества. Героями произведения стали обычные люди, далёкие от пафосных образов классицизма — они живут своей обычной частной с понятными личными проблемами, что делает их близкими к народу.

Необычной особенностью композиции произведения считается позднее появление Тартюфа. В первом акте читатель знакомится с ним через призму восприятия Оргона, восхищающегося святошей, во втором — видит пагубное влияние «слуги церкви» от лица всей семьи, получая полное представление о его характере. Только в третьем действии главный герой показывает себя, что было необычным решением для пьесы.

По художественному направлению «Тартюф» наиболее близок к классицизму. В нём чётко соблюдено правило трёх единств — сюжет разворачивается последовательно и органично, без смены времени, места или действия. Необычной является постепенная смена тона произведения. Ближе к пятому акту оно почти превращается в трагедию — шутки и смешные комментарии Дорины исчезают, а злодей почти торжествует.

Характеристика персонажей

Каждый из персонажей «Тартюфа» является воплощением одной ярко выраженной черты характера. Все они чётко разделены на положительных и отрицательных, что было свойственно французской комедии того времени. Автор практически не уделяет времени переживаниям, внутреннему развитию и психологии героев, вместо этого акцентируя внимание на их взаимодействиях.

Образ Тартюфа

Самым ярким образом в пьесе является сам Тартюф, который вышел настолько удачным и жизненным, что «тартюфство» стало вторым названием лицемерия. Он воплощает в себе все пороки, свойственные «обществу святых даров». Герой выступает как некто совершенно лишённый каких-либо положительных качеств — иногда он кажется не человеком, а концентрированным сгустком порочности и лицемерия. Его основные черты:

  • маска святости и благочестия;
  • лицемерие, готовность обманывать даже добрых к нему людей;
  • жадность и корыстность;
  • самоуверенность, гордыня и отсутствие любого страха перед наказанием со стороны людей и богов;
  • манипулятивность и понимание психологии — однажды заманив человека в ловушку, Тартюф будет использовать любые уловки для его удержания;
  • гневность, отсутствие самоконтроля — герой часто совершает ошибки в своих планах и играет роль святоши плохо, но это не мешает ему обманывать Оргона и его мать;
  • любовь к праздным удовольствием — обжорство, жадность, похотливость.

Интересно, что перед читательским взглядом Тартюф предстаёт только в третьем акте комедии, но ещё перед первым выходом персонажа на сцену ему дана исчерпывающая характеристика. Маска святоши не способна обмануть зрителя ни на секунду — он сразу изображает себя и делает лицемерие очевидным. Такого эффекта Мольер добивался специально — он намеренно сгущал краски. Но, несмотря на все промахи и явный обман, простаки всё равно верят церковному служителю на слово — мнимое благочестие словно ослепляет их.

Критики называют образ главного героя слишком прямолинейным и очевидным, но это поверхностный взгляд на вещи. Сатира в произведении направлена не столько на изобличение Тартюфа-мошенника, сколько на усвоенное им ханжество. Церковные манеры, жаргон, мнимое служение богу — из них состоит маска святоши, позволяющая даже очевидному глупцу и обманщику дурачить народ, почти разрушив целую семью.

Другие герои

Помимо самого святоши, действующими лицами книги выступает честный христианин и богатый буржуа Оргон, а также его семья и домочадцы. Кратко о второстепенных персонажах:

  • Оргон — немолодой мужчина, прямолинейный и упрямый. Несмотря на волевой и неглупый характер, восхищается Тартюфом и беспрекословно верит ему. Причины его преданности святоше остаются неясными — это может быть эгоизм и желание продать себя подороже, тайное желание терроризировать домочадцев или банальное воспитание в строгих религиозных условиях. Его образ служит оттенением Тартюфа, отрицательные черты которого видны на фоне Оргона наиболее явно.
  • Мариана — дочь Оргона. Скромная, тихая и стыдливая девушка. Осознаёт лживую натуру святоши, но не в силах ей противостоять из-за робкого характера.
  • Валер — жених Марианы. Отказывается участвовать в раскрытии лжи Тартюфа, поскольку таким образом он бы влез в дела другой семьи.
  • Дорина — горничная Марианы. Остроумная и острая на язык девушка, выступающая «голосом разума» на протяжении пьесы. Проницательная, хорошо разбирается в людях. Сразу замечает двуличность ханжи и противостоит ему на протяжении всех пяти актов — как словами, так и делами. Её роль — высказывать вслух смелые мысли, о которых остальные молчат.
  • Дамис — сын Оргона. Вспыльчивый, горячий юноша. Решительно настроен против Тартюфа, но не может воззвать к голосу разума отца.
  • Эльмира — жена Оргона. Кажется легкомысленной и привыкшей к роскоши, но соблюдает меру. Держится отстранённо и со спокойным достоинством, пытаясь не вмешивается в дела, но затем помогает прекратить интриги Тартюфа, когда тот начинает угрожать её семье.
  • Клеант — брат Эльмиры, дворянин. По большей части выступает пассивным наблюдателем — он честен и правдолюбив, но готов терпеть наглого святошу и идти с ним на компромиссы ради защиты семьи. Пытается воззвать к рассудку Оргона и совести Тартюфа, но ему недостаёт активности и дара убеждения.

Все второстепенные персонажи в пьесе Мольера даны в виде лаконичных и чётких образов, считающихся стандартными для литературы того времени. За их основу писатель взял людей разных классов и социальных групп — это помогло полностью раскрыть тему произведения в социальном контексте.

Темы и проблематика

Главной темой произведения стало бичевание лжи, лицемерия и ханжества, образцом которых является Тартюф. Противопоставление его мнимого образа высокого святоши и реальной личиной подлого и ничтожного мошенника является основным источников комичности. Главный герой пытается играть роль совершенно противоположного себе человека, но делает это настолько неумело и грубо, что зритель не может не смеяться. Лицемерие не является его единственной отрицательной чертой, но подчёркивает и выводит на первый план все остальные пороки, что и помогло создать вечный образ Тартюфа, имя которого стало нарицательным.

Не менее важное значение в пьесе имеет Оргон, попавший в сети мошенника. Через него писатель раскрывает тему слепой приверженности людей церкви и их готовности верить любой лжи, спрятанной под маской благочестия. Одержимость главы семьи христианской моралью и философией, приверженность экстремистским идеям и бездумная преданность позволяют неумелому и очевидному манипулятору обмануть его. Совершенная слепота Оргона и его нежелание принимать правду служит вторым источником смешных моментов.

Как показывает углублённый анализ «Тартюфа» Мольера, главной целью автор ставил не высмеять обман и глупость (на это направлены все его комедии), а показать их через призму религиозных вопросов. Произведение разоблачает несостоятельность церковного благочестия, которым религиозные служители прикрывают мерзкие поступки. В нём показано, что святошество оставляет человеку много простора для сделок с совестью и постепенно заглушает естественное чувство морали, заменяя на мнимое боголюбие.

В буквах пьесы явно читаются антиклерикальные идеи. В образе главного персонажа изображён знакомый как современникам Мольера, так и нынешним людям жадный и лицемерный монах, падкий на праздные удовольствия. Через его козни автор передаёт идею о том, насколько легко подобным личностям манипулировать уязвимым христианским народом. Вместе с этим Жан-Батист отрицает направленность пьесы против самой религии. Он высмеивает только духовенство, прикрывающееся мнимыми нормами морали, но противоречащее своим словам.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом праведности и мудрости: речи Тартюфа были исключительно возвышенны, поучения — благодаря которым Оргон усвоил, что мир являет собой большую помойную яму, и теперь и глазом не моргнул бы, схоронив жену, детей и прочих близких — в высшей мере полезны, набожность вызывала восхищение; а как самозабвенно Тартюф блюл нравственность семейства Оргона…

Из всех домочадцев восхищение Оргона новоявленным праведником разделяла, впрочем, лишь его матушка г-жа Пернель. Эльмира, жена Оргона, её брат Клеант, дети Оргона Дамис и Мариана и даже слуги видели в Тартюфе того, кем он и был на самом деле — лицемерного святошу, ловко пользующегося заблуждением Оргона в своих немудрёных земных интересах: вкусно есть и мягко спать, иметь надёжную крышу над головой и ещё кой-какие блага.

Продолжение после рекламы:

Домашним Оргона донельзя опостылели нравоучения Тартюфа, своими заботами о благопристойности он отвадил от дома почти всех друзей. Но стоило только кому-нибудь плохо отозваться об этом ревнителе благочестия, г-жа Пернель устраивала бурные сцены, а Оргон, тот просто оставался глух к любым речам, не проникнутым восхищением перед Тартюфом. Когда Оргон возвратился из недолгой отлучки и потребовал от служанки Дорины отчёта о домашних новостях, весть о недомогании супруги оставила его совершенно равнодушным, тогда как рассказ о том, как Тартюфу случилось объесться за ужином, после чего продрыхнуть до полудня, а за завтраком перебрать вина, преисполнила Оргона состраданием к бедняге.

Дочь Оргона, Мариана, была влюблена в благородного юношу по имени Валер, а её брат Дамис — в сестру Валера. На брак Марианы и Валера Оргон вроде бы уже дал согласие, но почему-то все откладывал свадьбу. Дамис, обеспокоенный собственной судьбой, — его женитьба на сестре Валера должна была последовать за свадьбой Марианы — попросил Клеанта разузнать у Оргона, в чем причина промедления. На расспросы Оргон отвечал так уклончиво и невразумительно, что Клеант заподозрил, не решил ли тот как-то иначе распорядиться будущим дочери.

Брифли существует благодаря рекламе:

Каким именно видит Оргон будущее Марианы, стало ясно, когда он сообщил дочери, что совершенства Тартюфа нуждаются в вознаграждении, и таким вознаграждением станет его брак с ней, Марианой. Девушка была ошеломлена, но не смела перечить отцу. За неё пришлось вступиться Дорине: служанка пыталась втолковать Оргону, что выдать Мариану за Тартюфа — нищего, низкого душой урода — значило бы стать предметом насмешек всего города, а кроме того — толкнуть дочь на путь греха, ибо сколь бы добродетельна ни была девушка, не наставлять рога такому муженьку, как Тартюф, просто невозможно. Дорина говорила очень горячо и убедительно, но, несмотря на это, Оргон остался непреклонен в решимости породниться с Тартюфом.

Мариана была готова покориться воле отца — так ей велел дочерний долг. Покорность, диктуемую природной робостью и почтением к отцу, пыталась преобороть в ней Дорина, и ей почти удалось это сделать, развернув перед Марианой яркие картины уготованного им с Тартюфом супружеского счастья.

Но когда Валер спросил Мариану, собирается ли она подчиниться воле Оргона, девушка ответила, что не знает. В порыве отчаяния Валер посоветовал ей поступать так, как велит отец, тогда как сам он найдёт себе невесту, которая не станет изменять данному слову; Мариана отвечала, что будет этому только рада, и в результате влюблённые чуть было не расстались навеки, но тут вовремя подоспела Дорина. Она убедила молодых людей в необходимости бороться за своё счастье. Но только действовать им надо не напрямик, а окольными путями, тянуть время, а там уж что-нибудь непременно устроится, ведь все — и Эльмира, и Клеант, и Дамис — против абсурдного замысла Оргона,

Продолжение после рекламы:

Дамис, настроенный даже чересчур решительно, собирался как следует приструнить Тартюфа, чтобы тот и думать забыл о женитьбе на Мариане. Дорина пыталась остудить его пыл, внушить, что хитростью можно добиться большего, нежели угрозами, но до конца убедить его в этом ей не удалось.

Подозревая, что Тартюф неравнодушен к жене Оргона, Дорина попросила Эльмиру поговорить с ним и узнать, что он сам думает о браке с Марианой. Когда Дорина сказала Тартюфу, что госпожа хочет побеседовать с ним с глазу на глаз, святоша оживился. Поначалу, рассыпаясь перед Эльмирой в тяжеловесных комплиментах, он не давал ей и рта раскрыть, когда же та наконец задала вопрос о Мариане, Тартюф стал заверять её, что сердце его пленено другою. На недоумение Эльмиры — как же так, человек святой жизни и вдруг охвачен плотской страстью? — её обожатель с горячностью отвечал, что да, он набожен, но в то же время ведь и мужчина, что мол сердце — не кремень… Тут же без обиняков Тартюф предложил Эльмире предаться восторгам любви. В ответ Эльмира поинтересовалась, как, по мнению Тартюфа, поведёт себя её муж, когда услышит о его гнусных домогательствах. Перепуганный кавалер умолял Эльмиру не губить его, и тогда она предложила сделку: Оргон ничего не узнает, Тартюф же, со своей стороны, постарается, чтобы Мариана как можно скорее пошла под венец с Валером.

Брифли существует благодаря рекламе:

Все испортил Дамис. Он подслушал разговор и, возмущённый, бросился к отцу. Но, как и следовало ожидать, Оргон поверил не сыну, а Тартюфу, на сей раз превзошедшему самого себя в лицемерном самоуничижении. В гневе он велел Дамису убираться с глаз долой и объявил, что сегодня же Тартюф возьмёт в жены Мариану. В приданое Оргон отдавал будущему зятю все своё состояние.

Клеант в последний раз попытался по-человечески поговорить с Тартюфом и убедить его примириться с Дамисом, отказаться от неправедно приобретённого имущества и от Марианы — ведь не подобает христианину для собственного обогащения использовать ссору отца с сыном, а тем паче обрекать девушку на пожизненное мучение. Но у Тартюфа, знатного ритора, на все имелось оправдание.

Мариана умоляла отца не отдавать её Тартюфу — пусть он забирает приданое, а она уж лучше пойдёт в монастырь. Но Оргон, кое-чему научившийся у своего любимца, глазом не моргнув, убеждал бедняжку в душеспасительности жизни с мужем, который вызывает лишь омерзение — как-никак, умерщвление плоти только полезно. Наконец не стерпела Эльмира — коль скоро её муж не верит словам близких, ему стоит воочию удостовериться в низости Тартюфа. Убеждённый, что удостовериться ему предстоит как раз в противном — в высоконравственности праведника, — Оргон согласился залезть под стол и оттуда подслушать беседу, которую будут наедине вести Эльмира и Тартюф.

Реклама:

Тартюф сразу клюнул на притворные речи Эльмиры о том, что она якобы испытывает к нему сильное чувство, но при этом проявил и известную расчётливость: прежде чем отказаться от женитьбы на Мариане, он хотел получить от её мачехи, так сказать, осязаемый залог нежных чувств. Что до нарушения заповеди, с которым будет сопряжено вручение этого залога, то, как заверял Эльмиру Тартюф, у него имеются свои способы столковаться с небесами.

Услышанного Оргоном из-под стола было достаточно, чтобы наконец-то рухнула его слепая вера в святость Тартюфа. Он велел подлецу немедленно убираться прочь, тот пытался было оправдываться, но теперь это было бесполезно. Тогда Тартюф переменил тон и, перед тем как гордо удалиться, пообещал жестоко поквитаться с Оргоном.

Угроза Тартюфа была небезосновательной: во-первых, Оргон уже успел выправить дарственную на свой дом, который с сегодняшнего дня принадлежал Тартюфу; во-вторых, он доверил подлому злодею ларец с бумагами, изобличавшими его родного брата, по политическим причинам вынужденного покинуть страну.

Надо было срочно искать какой-то выход. Дамис вызвался поколотить Тартюфа и отбить у него желание вредить, но Клеант остановил юношу — умом, утверждал он, можно добиться большего, чем кулаками. Домашние Оргона так ещё ничего не придумали, когда на пороге дома объявился судебный пристав г-н Лояль. Он принёс предписание к завтрашнему утру освободить дом г-на Тартюфа. Тут руки зачесались уже не только у Дамиса, но и у Дорины и даже самого Оргона.

Реклама:

Как выяснилось, Тартюф не преминул использовать и вторую имевшуюся у него возможность испортить жизнь своему недавнему благодетелю: Валер принёс известие о том, что негодяй передал королю ларец с бумагами, и теперь Оргону грозит арест за пособничество мятежнику-брату. Оргон решил бежать пока не поздно, но стражники опередили его: вошедший офицер объявил, что он арестован.

Вместе с королевским офицером в дом Оргона пришёл и Тартюф. Домашние, в том числе и наконец прозревшая г-жа Пернель, принялись дружно стыдить лицемерного злодея, перечисляя все его грехи. Тому это скоро надоело, и он обратился к офицеру с просьбой оградить его персону от гнусных нападок, но в ответ, к великому своему — и всеобщему — изумлению, услышал, что арестован.

Как объяснил офицер, на самом деле он явился не за Оргоном, а для того, чтобы увидеть, как Тартюф доходит до конца в своём бесстыдстве. Мудрый король, враг лжи и оплот справедливости, с самого начала возымел подозрения относительно личности доносчика и оказался как всегда прав — под именем Тартюфа скрывался негодяй и мошенник, на чьём счету великое множество тёмных дел. Своею властью государь расторг дарственную на дом и простил Оргона за косвенное пособничество мятежному брату.

Тартюф был с позором препровождён в тюрьму, Оргону же ничего не оставалось, кроме как вознести хвалу мудрости и великодушию монарха, а затем благословить союз Валера и Марианы.

Пересказал Д. А. Карельский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература <nobr>XVII−XVIII</nobr> веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизации ?

Аудиокниги

Тартюф или обманщикАудиокнига. 1 ч 28 мин. Читает Михаил Соломонов. Бесплатный отрывок:Михаил Соломонов1 ч 28 минTartuffeАудиокнига на англ. языке. 1 ч 47 мин. Читают John De Lancie и др. Бесплатный отрывок:John De Lancie и др.1 ч 47 мин

Читайте также

О произведении

Комедия «Тартюф» Мольера, написанная в 1664 году, на протяжении нескольких сотен веков является одной из самых популярных пьес во всем мире. В своем произведении французский комедиограф подверг жесткой критике такие человеческие пороки, как подлость, лицемерие, глупость, эгоизм, трусость.

Для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тартюф» по действиям и явлениям. Проверить усвоенную информацию можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Тартюф лицемерный святоша, плут и обманщик.

Оргон добродушный и доверчивый глава семейства, попавший под влияние плута Тартюфа.

Эльмира жена Оргона, мудрая и терпеливая женщина.

Дамис сын Оргона, вспыльчивый молодой человек.

Мариана дочь Оргона, невеста Валера, спокойная и робкая девушка.

Другие персонажи

Госпожа Пернельмать Оргона.

Валер молодой человек, влюбленный в Мариану.

Клеант брат Эльмиры, шурин Оргона.

Дорина горничная Марианы, которая всячески опекает свою госпожу.

Краткое содержание

Действие первое

Явление I

В большом возмущении госпожа Пернель покидает дом своего сына. «Обиженная кровно» женщина уверена, что все домочадцы нарочно ей прекословят.

В свою очередь все семейство высказывает недовольство в адрес Тартюфа – лицемерного святоши, в котором госпожа Парнель души не чает. Втершись в доверие к хозяину дома, нищий и жалкий Тартюф настолько возомнил о себе, что теперь «перечит каждому и мнит себя владыкой».

Госпожа Парнель заступается за своего любимца, в котором видит исключительно доброго, честного и справедливого праведника. Не найдя ни в ком поддержки, она покидает дом, грозясь, что еще не скоро навестит своих родственников.

Явление II

После ухода неугомонной госпожи Парнель Дорина и Клеант продолжают обсуждать ненавистного им Тартюфа. Они вынуждены признать, что даже старая госпожа «разумнее, чем сын», который настолько очарован пройдохой, что ставит его выше своей семьи. Оргон не желает видеть очевидное: проходимец лишь надевает маску истового праведника, который «сделал ханжество источником наживы».

Явления III–VI

Заметив, что подъехал муж, Эльмира просит Клеанта остаться и переговорить с Оргоном по поводу предстоящей свадьбы Марианы. Женщина чувствует, что и в этом вопросе Тартюф строит козни, откладывая церемонию.

Зайдя в дом, Оргон первым делом интересуется, как дела его ненаглядного Тартюфа. Служанка рассказывает, что все это время барыня чувствовала себя очень плохо: ей «озноб мешал, то жар всего нутра». Однако Оргон ее не слушает и продолжает интересоваться, с каким аппетитом ел и пил Тартюф, хорошо ли спал, и в каком настроении пребывает в настоящее время.

Клеант пытается образумить мужа сестры, открыть глаза на лицемерие его кумира. Вот только Оргон остается глух к его речам. Напоследок Клеант пытается выяснить насчет предстоящего замужества Марианы, но не получает от шурина вразумительного ответа.

Действие второе

Явления I–II

Оргон принуждает Мариану к браку с Тартюфом, в котором видит идеального зятя. Таким образом он хочет исполнить свою мечту и «с Тартюфом породниться». Дорина слышит этот разговор и вступается за свою госпожу, у которой отнялся дар речи от такого развития событий. Она пытается убедить хозяина, что Тартюф мечтает лишь прибрать к рукам его богатство.

Явления III–IV

Дорина стыдит свою молодую хозяйку за то, что та никак не отреагировала на «неслыханнейший бред» – желание отца выдать ее замуж за Тартюфа – и никак не отстояла перед ним свою любовь к Валеру. В ответ Мариана начинает оправдываться, ссылаясь на «могущество отцовского начала».

Девушка очень расстроена тем, что может сорваться свадьба с любимым Валером. Между влюбленными происходит объяснение, в ходе которого они сильно ссорятся. Мудрая Дорина мирит их и предлагает как можно дольше тянуть время, чтобы расстроить свадьбу Марианы с Тартюфом.

Действие третье

Явления I–III

Узнав о решении отца, разгневанный Дамис стремится «прекратить проделки наглеца» и вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина просит его умерить свой пыл и подключить к решению вопроса Эльмиру, в которую влюблен святоша.

Дорина отправляется к Тартюфу и приглашает его побеседовать с госпожой Эльмирой. Ханжа весьма рад предстоящему свиданию, о котором он давно мечтал. Он не собирается упускать подходящий случай и признается в любви Эльмире.

Женщина охлаждает любовный пыл Тартюфа тем, что грозит обо всем рассказать супругу, и тот потеряет «испытанного друга». Испугавшись, святоша берет свои слова обратно. Эльмира обещает помиловать наглеца, но при одном условии: Тартюф должен посодействовать тому, «чтобы вступили в брак Валер и Мариана».

Явления IV–VII

Дамис, ставший свидетелем разговора между матерью и Тартюфом, намеревается сам обо всем рассказать отцу и «на суд представить справедливый» лицемера, которого тот пригрел на своей груди.

Оргон не верит словам Дамиса и обвиняет его в клевете на честнейшего из людей. В гневе он лишает сына наследства и выгоняет его на улицу. В страхе, что оскорбленный Тартюф покинет его дом, Оргон обещает предоставить ему дарственную на всю свою недвижимость.

Действие четвертое

Явления I–IV

Клеант обращается к Тартюфу с просьбой примирить его с отцом. Он удивлен, что человек, который так рьяно проповедует христианские ценности, сможет спокойно взирать на то, как «отец на улицу прогнал свое дитя». Однако святоша находит отговорку в том, что так угодно небу.

Мариана на коленях умоляет отца умерить «отеческую власть» и спасти ее от ненавистного брака. Эльмира предлагает супругу воочию убедиться в лицемерии Тартюфа и понаблюдать за его поведением, укрывшись под столом.

  • Страницы:
  • 1
  • 2
  • Следующая

Явления V–VIII

Эльмира приглашает к себе Тартюфа и признается ему в любви. Поначалу он не верит ее словам и просит доказательств. Женщина говорит, что опасается впасть в грех, на что Тартюф уверяет ее, что ей не стоит бояться, поскольку об их маленькой тайне никто не узнает.

Разгневанный Оргон приказывает пройдохе покинуть его дом. Однако Тартюф нагло заявляет, что роскошный дом принадлежит ему, и именно Оргон вскоре его покинет.

Действие пятое

Явления I–III

Оргона страшит не так написанная им дарственная на имя Тартюфа, как некий ларец, который он передал обманщику на хранение. Ларец передал Оргону его «злополучный друг» Аргас, который в свое время бежал из страны. Теперь он находится в полной власти у Тартюфа, который в любой момент может воспользоваться компроматом.

О случившемся узнает госпожа Пернель и никак не может поверить в то, что ее любимец оказался прожженным обманщиком.

Явления IV–VIII

Валер приносит известие о том, что Тартюф успел очернить Оргона перед королем, и ему нужно как можно быстрее бежать из страны. В этот момент в доме появляется Тартюф в сопровождении офицера. Однако представитель власти арестовывает не Оргона, а Тартюфа.

Офицер поясняет, что мудрый и справедливый монарх быстро раскусил подлую натуру святоши. Он прощает Оргону хранение ларца, а также «державной властию уничтожает он значенье дарственной». На радостях Оргон торопится высказать свою благодарность повелителю и приступить к приготовлениям свадьбы Марианы и Валера.

Заключение

В своем произведении Мольеру удалось органично сочетать основы классицизма и некоторые черты реализма. Все его герои и бытовые зарисовки реальны, и очень близки и понятны читателю.

После ознакомления с кратким пересказом «Тартюфа» рекомендуем прочесть и полную версию знаменитой пьесы.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году была написано произведение Мольера «Тартюф»?</h3>

    • <label>1661</label>
    • <label>1664</label>
    • <label>1712</label>
    • <label>1834</label>

(новая вкладка)

Действие первое

Париж, дом дворянина Оргона. Госпожа Пернель, женщина в почтенном возрасте, в гневе покидает дом своего сына. Здесь никто с ней не считался, молодежь шумела, слуги грубили. Единственная «чистая душа» в доме – Тартюф, но и его чтит только сам Оргон. На прощанье «старуха» всех бранит: Эльмира, вторая супруга Оргона, транжира и щеголиха, ее брат Клеант – вольнодумец, внук Дамис попросту дурак, внучка Мариана – лживая тихоня, а служанке Дорине пора укоротить дерзкий язычок.

При имени Тартюфа домочадцы негодуют. Нищий проходимец, лицемер и святоша одурачил Оргона и диктует всем, как надо жить. Любую радость этот «святой» убивает словом, и без совета с ним в доме ничего не происходит.

После ухода госпожи Пернель служанка Дорина сетует на власть притворщика и чужака Тартюфа. Для Оргона, главы семейства, он важнее, чем «мать, жена и дети». Все к его услугам: обильный стол и кошелек хозяина.

Дамис и Мариана, дети Оргона, считают, что Тартюф мешает им обрести личное счастье. Оба нашли себя пару, тоже брата и сестру, но отца будто кто-то удерживает от согласия на брак.

Оргон возвращается домой из деревни. Все его расспросы – о «бедном» Тартюфе. Мимо ушей он пропускает сообщение о сильной головной боли у жены. Оргон, верный ученик «святого», убил в себе чувства к семье, все земные интересы и желания.

Клеант пытается образумить родича. Оргон нечувствителен к его речам и предается воспоминаниям. Впервые он увидел Тартюфа в храме. Тот молился пламеннее всех, а подаяние из рук Оргона брал только для того, чтобы раздать другим. И однажды Оргон ввел «праведника» в дом.

Клеант перечисляет достойных христиан, в чьем благочестии нет фальши. Они жалеют грешника и ненавидят грех. Тартюф на них явно не похож. Уже прощаясь, Клеант спрашивает, в чем причина отсрочки свадьбы Марианы и Валера. Оргон темнит, ответа шурину не дает.

Действие второе

Оргон зовет Мариану и объявляет ей, что хочет «с Тартюфом породниться». Ее он прочит в жены своему «святому». Бойкая Дорина, подслушивая разговор, вступается за девушку. Она поднимает на смех затею Оргона. Ей странно, что святоша надумал жениться. Дорина уверена: быть лицемеру рогоносцем. Оргон в бешенстве уходит.

Служанка побуждает робкую девушку бороться за свое счастье с Валером. Между тем, к их беседе вскоре присоединяется и он сам. Валер видит нерешительность невесты. Он язвительно советует ей исполнить «дочерний долг» и выйти за Тартюфа. Влюбленные ссорятся. Дорина мирит их. У нее есть план, как расстроить нелепую затею Оргона. Для начала нужно выиграть время. Потом к делу подключится все неравнодушное семейство, желающее Мариане счастья.

Действие третье

Дамис рвет и мечет: он хочет проучить святошу. Дорина предлагает действовать хитрее, без скандала. Для этой роли подойдет Эльмира, жена Оргона. Святоша к ней неравнодушен.

Между тем, сам виновник переполоха, Тартюф, сталкивается с Дориной. Та уходит, подсылая к нему Эльмиру. Он расспрашивает о ее здоровье, потом, осмелев, кладет ей руку на коленку. И признается ей, что он – «не ангел бестелесный», в его груди кипят чувства. Но вовсе не к Мариане, а к ней, Эльмире. Она стыдит его, но обещает молчать. Впрочем, есть одно условие: Тартюф откажется от брака с Марианой.

В комнату врывается Дамис. Он подслушал весь разговор. Молодой человек хочет отомстить обманщику, влюбленному в чужую жену. Эльмира тщетно уговаривает его не поднимать шумиху. В этот момент среди них появляется Оргон. Дамис разоблачает врага перед отцом. Тартюф склоняет голову перед обвинением, объявляет себя великим грешником. Оргон готов избить сына, оклеветавшего «святого». Тартюф на коленях просит пощадить Дамиса. Оргон, видя такое смирение, проклинает сына, лишает наследства и гонит прочь из дома.

Тартюф делает вид, что готов покинуть семью Оргона. Тот умоляет «праведника» остаться. Тогда мошенник обещает, на всякий случай, избегать Эльмиру. Но Оргон требует, чтоб их душеполезные встречи продолжались, назло всем врагам.

Действие четвертое

Клеант взывает к совести Тартюфа. Если он действительно христианин, то должен помирить отца и сына. И не брать из рук Оргона щедрый подарок – «именье». Более того, раз раздор зашел так далеко, то «праведнику» лучше приискать себе другой дом. Тартюф парирует все его выпады. Зла на Дамиса он не держит, но вмешиваться в ссору не станет. Подарок примет обязательно, чтобы раздать все бедным. Да и из дома он уйти не в силах, раз хозяин удерживает его. Клеант поражен такой наглостью.

Дорина сплачивает своих сообщников на очередную битву за правду. Мариана встает на колени перед отцом. Пусть ее доля наследства отойдет Тартюфу, только бы отменить постылую свадьбу. Оргон неумолим: этот брак пойдет на пользу ее душе. Клеант тоже терпит пораженье: Оргон не желает его слушать. Тогда вступает в разговор Эльмира. Она говорит мужу, что Дамис не лгал, Тартюф и впрямь признавался ей в любви. Эльмира обещает доказать, что это правда.

Оргон нехотя лезет под стол, чтобы подслушать объяснение Тартюфа и своей жены. Осмелевший притворщик упивается любовным признанием Эльмиры. Он хочет доказательств: поцелуя и тайной встречи. Эльмира напоминает о муже, Тартюф беспечно замечает: «Я приучил его своим глазам не верить». Она отсылает его поглядеть – нет ли кого поблизости. И в тот момент из-под стола вылезает смущенный Оргон: «Я прямо как убитый». Теперь Тартюф для него «мерзавец».

Святоша возвращается и, раскрыв объятья, попадает в руки Оргона. Взбешенный муж велит ему проваливать. Тартюф напоминает: по дарственной он – владелец дома.

Действие пятое

Впрочем, Оргона заботят совсем другие бумаги. Те самые, что ему достались от друга Аргаса, оппозиционера, мятежника против верховной власти. И хоть Оргон не бунтовщик, но другу в помощи не отказал. И вот теперь документы в руках мошенника.

Оргон делится проблемой с Клеантом. Тот советует вести себя с Тартюфом помягче, похитрее. Однако Оргон разочарован в «порядочных людях». Теперь он злится, как сам черт.

Изгнанный Дамис возвращается домой. Все семейство собирается на совет. «Мамаша» Пернель до последнего не верит в коварство Тартюфа.

К обществу присоединяется пожилой судебный пристав господин Лояль. Он поверенный в делах Тартюфа. Из его рук Оргон получает бумагу с требованием немедленно покинуть дом. У многих чешутся кулаки от такой наглости, но пристав удаляется целым и невредимым.

К собравшимся присоединяется Валер. Его весть еще страшнее: ларец с компроматом уже у короля, Оргону следует бежать. Тот хватается за голову: «Животное презлое человек!» Но побег уже невозможен: Тартюф с офицером именем короля приходит арестовать Оргона.

Неожиданно офицер берет под стражу самого мошенника. Оказывается, добрый король вернул бумаги из ларца непрочитанными. И силу дарственной аннулировал. Тартюф для него – обычный негодяй, плут под чужим именем, а Оргон – когда-то славный приятель, пусть ради дружбы и оступившийся.

Вся семья ликует. Мир и согласие возвращаются в дом. Оргон от души благодарен королю. Ему не терпится устроить пышную свадьбу своей дочери Марианы и ее достойного жениха Валера.

Читательский дневник по комедии «Тартюф» Мольера

Сюжет

Оргон и его матушка Пернель без ума от фальшивого благочестия мошенника Тартюфа. Он живет в доме на правах советника главы семьи. Все прочие домочадцы (в том числе, служанка Дорина) видят его лицемерие. Они начинают действовать, когда Оргон предлагает руку своей дочери Марианы этому бродяге.

Оргон не слушает никого, лишает наследства сына Дамиса, переписывает дом на Тартюфа, дает ему на сохранение опасные бумаги друга, который был в числе заговорщиков против власти короля.

Сам же Тартюф домогается любви Эльмиры, жены Оргона. Только по этой причине его удается разоблачить. Тартюф пускает бумаги в ход. Теперь в его руках не только жилище, но и жизнь бывшего благодетеля. Однако король в знак былой дружбы прощает Оргона, возвращает ему права на имение, а известного мошенника Тартюфа сажает под арест. На радостях Оргон спешит устроить свадьбу дочери с ее настоящим женихом Валером.

Отзыв

Зарисовка из жизни французских дворян того времени. Тема противостояния короля и аристократов, истинного и ложного благочестия. Актуальная во все времена тема беззащитности перед нахальством и лицемерием, обманутого доверия. Картины семейной жизни, препятствий на пути настоящей любви. Конфликт поколений. Гимн великодушию короля. Чудесное спасение в последний момент. Необходимость искренности в человеческих отношениях. За счастье нужно бороться.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/tartyuf.html
  • https://briefly.ru/moler/tartjuf_ili_obmancshik/
  • https://obrazovaka.ru/books/moler/tartyuf
  • https://kratko.rustih.ru/moler-tartyuf/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт