Содержание
- 1 Основные персонажи
- 2 Очень краткий пересказ
- 3 Краткое содержание
- 4 Основная идея рассказа
- 5 Экранизация ?
- 6 Аудиокниги
- 7 Читайте также
- 8 Главные герои
- 9 Другие персонажи
- 10 Краткое содержание
- 11 Заключение
- 12 Тест по рассказу
- 13 Читательский дневник по рассказу «Попрыгунья» Чехова
- 14 Антон Павлович ЧеховРассказ «Попрыгунья» Краткое содержание
- 15 Краткий пересказ рассказа «Попрыгунья»
- 16 Список действующих лиц и характеристика героев рассказа «Попрыгунья»
- 17 Краткое содержание рассказа «Попрыгунья» подробно по главам
- 18 История создания произведения «Попрыгунья»
Содержание
«Попрыгунья» — краткое содержание этого рассказа Чехова можно будет прочитать в данной статье. Антон Павлович написал произведение в конце 1891 года, и, по мнению многих критиков, в его основе лежит подлинная история. Идеей будущего рассказа Чехов поделился с главным редактором газеты «Север», который просил автора поторопиться с написанием произведения, а также сообщить название для анонса. Однако Чехов не смог его придумать, пока рассказ не был закончен.
Основные персонажи
- Ольга Ивановна – молодая супруга доктора Дымова 22 лет, весьма ветреная особа;
- Дымов Осип Степанович – талантливый врач-новатор 31 года, трудолюбивый человек, супруг Ольги Ивановны;
- Рябовский – художник, которым увлеклась Ольга Ивановна;
- Коростелев – друг и коллега Дымова.
Очень краткий пересказ
Очень краткое содержание рассказа «Попрыгунья» стоит начать с описания Ольги Ивановны – молодой, легкомысленной особы, которая обожает людей искусства. Она дружит с художниками, музыкантами, писателями и поэтами, предпочитая мужчин, а в женщинах видит лишь конкуренток.
Сама она не лишена неких талантов, но занимается всем сразу – и живописью, и музыкой, и литературой, не останавливаясь на чем-то одном. Ее день начинается ближе к обеду. Ольга Ивановна, исходя из настроения, музицирует или работает над какой-либо картиной, а после собирается в гости. Часто она и сама принимает гостей вместе с супругом.
Дымова она немного стесняется, поскольку считает его не таким талантливым, как своих друзей. Ее супруг далек от этого общества: он постоянно занят работой, чтобы обеспечить их существование и некоторые капризы жены.
Увлекшись творчеством, а затем и Рябовским, Ольга Ивановна совсем оставила своего супруга. Она не замечала, чем он живет и о чем думает. Известие о том, что Дымов болен и умирает, заразившись опасной инфекцией на работе, застает ее врасплох. Переживания не отпускают ее душу. И лишь со смертью Дымова она понимает, какого человека потеряла навсегда.
Краткое содержание
Осип Степанович Дымов – молодой, подающий большие надежды специалист в области медицины. Чтобы обеспечить себя и свою супругу Ольгу Ивановну, ему приходится служить в двух учреждениях. До полудня он ведет прием пациентов в одной больнице, а после обеда отправляется в другую, где производит вскрытие трупов.
Его супруга — молодая и легкомысленная особа. Она обожает общество людей искусства: в ее друзьях числятся художники, музыканты, актеры и поэты. Ежедневно она наносит им визиты, нередко принимает их и у себя, в своем семейном гнездышке.
Дымова она немного стесняется, поскольку не считает его значимым человеком, ведь он так далек от прекрасного, причем не скрывает этого. Вся его жизнь – это наука, медицина, пациенты. Кроме этого, на нем хозяйство, ведь Ольга Ивановна не может тратить свое время на покупку продуктов и приготовление обедов.
Сама она также не лишена таланта, но увлечена всем сразу и понемногу. Она лепит, рисует пейзажи, поет и играет на музыкальных инструментах. По мнению ее друзей, она талантлива во всем. Особенно нахваливает ее один анималист и пейзажист, некий Рябовский. Ольга Ивановна внимательно прислушивается к его советам и рекомендациям и часто ездит к нему за консультацией.
Она любит своего мужа, однако вынуждена часто объяснять друзьям, почему выбрала именно его. Это выглядит так, словно она оправдывается за свой выбор, ведь, по ее мнению, он обычный, ничем не примечательный человек. Дымов тоже любит Ольгу Ивановну. Он обеспечивает все ее прихоти и капризы, угождает ее друзьям, принимая их в своем доме.
После поездки Ольги Ивановны с художниками на Волгу, их отношения с Рябовским переходят на иной уровень. Она понимает, насколько устала от мужа и как ей скучно с ним. Однако, после окончания поездки отношения с художником совсем разладились. Ольга Ивановна переживала и ревновала, часто объезжала своих знакомых с визитами, чтобы найти Рябовского. Лишь после того, как она поняла, что он интересуется и другими женщинами, помимо нее, была поставлена точка.
Известие о том, что Дымов безнадежно болен, поставило ее в тупик. Ольга Ивановна ходила, как в тумане, около закрытой двери в кабинет мужа. И днем и ночью туда заходили доктора и Коростылев, но ее к супругу не пускали.
Неожиданно для себя она понимает всю лживость и подлость в отношениях с мужем. Она слышит разговоры его коллег о том, какой талантливый человек от них уходит, и осознает, что ничего не знала о супруге. Коростылев в отчаянье бросает ей слова о том, что она виновата в его смерти, что если бы Дымову она дала немного тепла и уюта, то из него мог бы получиться крупный ученый. Ольга Ивановна осознает, что в погоне за праздной жизнью она загубила светлого человека, который действительно ее любил.
Основная идея рассказа
В своем рассказе «Попрыгунья» Чехов показывает легкомысленное отношение молодой женщины к супружеству и жизни в целом. Но главная трагедия этой истории в том, что, живя рядом, будучи близким человеком для своего мужа, Ольга Ивановна не увидела его душу, не поняла и не полюбила этого человека. Лишь его смерть заставила ее переосмыслить все и посмотреть на супруга иным взглядом.
Осип Иванович Дымов, титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти часов утра и до полудня принимает больных, потом едет вскрывать трупы. Но его доходов едва хватает на покрытие расходов жены — Ольги Ивановны, двадцати двух лет, помешанной на талантах и знаменитостях в художественной и артистической среде, которых она ежедневно принимает в доме. Страсть к людям искусства подогревается ещё тем, что она сама немного поёт, лепит, рисует и обладает, как утверждают друзья, недопроявленным талантом во всем сразу. Среди гостей дома выделяется пейзажист и анималист Рябовский — «белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей» (что равняется годовому доходу от частной практики Дымова).
Продолжение после рекламы:
Дымов обожает жену. Они познакомились, когда он лечил её отца, дежуря ночами возле него. Она тоже любит его. В Дымове «что-то есть», — говорит она друзьям: «Сколько самопожертвования, искреннего участия!» «…в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье», — говорит она гостям, вроде объясняя, почему она, артистическая натура, вышла за такого «очень обыкновенного и ничем не замечательного человека». Дымов (она не зовёт мужа иначе как по фамилии, часто прибавляя: «Дай я пожму твою честную руку!» — что выдаёт в ней отголосок тургеневского «эмансипе») оказывается на положении не то мужа, не то слуги. Она так и называет его: «Мой милый метрдотель!» Дымов готовит закуски, мчится за нарядами для жены, которая проводит лето на даче с друзьями. Одна сцена являет верх мужского унижения Дымова: приехав после тяжёлого дня на дачу к жене и привезя с собой закусок, мечтая поужинать, отдохнуть, он тут же отправляется на поезде в ночь обратно, ибо Ольга намерена на следующий день принять участие в свадьбе телеграфиста и не может обойтись без приличной шляпки, платья, цветов, перчаток.
Ольга Ивановна вместе с художниками проводит остаток лета на Волге. Дымов остаётся работать и посылать жене деньги. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. О Дымове старается не вспоминать. «В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?» Но скоро Ольга наскучивает Рябовскому; он с радостью отправляет её к мужу, когда ей надоедает жизнь в деревне — в грязной избе на берегу Волги. Рябовский — чеховский тип «скучающего» художника. Он талантлив, но ленив. Иногда ему кажется, что он достиг предела творческих возможностей, но иногда работает без отдыха и тогда — создаёт что-то значительное. Он способен жить только творчеством, и женщины для него не много значат.
Брифли существует благодаря рекламе:
Дымов встречает жену с радостью. Она не решается признаться в связи с Рябовским. Но приезжает Рябовский, и их роман вяло продолжается, вызывая в нем скуку, в ней — скуку и ревность. Дымов начинает догадываться об измене, переживает, но не подаёт вида и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и ему, возможно, предложат приват-доцентуру по общей патологии. По его лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все, <…> но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала». В доме появляется коллега Дымова Коростелев, «маленький стриженый человечек с помятым лицом»; с ним Дымов проводит все свободное время в непонятных для жены учёных разговорах.
Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его мастерской Ольга Ивановна застаёт женщину, очевидно, его любовницу и решает порвать с ним. В это время муж заражается дифтеритом, высасывая плёнки у больного мальчика, чего он, как врач, не обязан делать. За ним ухаживает Коростелев. К больному приглашают местное светило, доктора Шрека, но он не может помочь: Дымов безнадёжен. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молит Бога о помощи. Коростелев говорит ей о смерти Дымова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в том, что она погубила мужа. Из него мог вырасти крупнейший учёный, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он по праву должен быть. Ольга Ивановна понимает, что причиной смерти мужа была она, вынуждавшая его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Она понимает, что в погоне за знаменитостями «прозевала» подлинный талант. Она бежит к телу Дымова, плачет, зовёт его, понимая, что опоздала.
Рассказ заканчивается простыми словами Коростелева, подчёркивающими всю бессмысленность ситуации: «Да что тут спрашивать? Вы ступайте в церковную сторожку и спросите, где живут богаделки. Они и обмоют тело и уберут — все сделают, что нужно».
Пересказал П. В. Басинский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Экранизация ?
Аудиокниги
ПопрыгуньяАудиоспектакль. 1 ч 23 мин. Читают Леонид Кулагин и др. Бесплатный отрывок:Леонид Кулагин и др.1 ч 23 минПопрыгуньяАудиокнига. 1 ч 2 мин. Читает Денис Некрасов. Бесплатный отрывок:Денис Некрасов1 ч 02 мин
Читайте также
Рассказ «Попрыгунья» Чехов написал в 1891 году. В произведении автор раскрывает вопросы ценности и смысла человеческой жизни, размышляет о нравственности русской интеллигенции.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Попрыгуньи» по главам. Пересказ будет полезен школьникам при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Ольга Ивановна – творческая особа, жена Дымова, 22 лет.
Осип Степаныч Дымов – талантливый врач, муж Ольги Ивановны, 31 год.
Другие персонажи
Рябовский – художник, «жанрист, анималист и пейзажист»
25 лет.
Коростелев – врач, приятель Дымова.
Краткое содержание
Глава I
«На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые».
Муж Ольги, Осип Степаныч Дымов, «простой, ничем не замечательный человек»
, был врачом и имел чин «титулярного советника»
, работал в двух больницах. Зарабатывал он мало – всего 500 рублей в год.
Друзья же и знакомые Ольги были известными творческими людьми: художниками, музыкантами, артистами. Среди них был молодой и успешный художник Рябовский. На фоне этих людей «Дымов казался чужим, лишним и маленьким»
.
Дымов служил вместе с отцом Ольги в одной больнице. Когда отец девушки заболел, Осип Степаныч ухаживал за ним. После смерти отца Дымов сделал Ольге предложение.
Глава II
Ольга занималась творчеством, ездила в гости к «знаменитым и великим»
, приглашала представителей богемы к себе. Дымов же совершенно не разбирался в искусстве.
Весной и летом Ольга Ивановна собиралась на дачу, а затем поехать с художниками на Волгу.
Глава III
«На второй день Троицы после обеда Дымов <…> поехал к жене на дачу. Он не виделся с нею уже две недели и сильно соскучился»
, взял с собой гостинцев. Однако на даче Ольги не было, вместо нее там находилось трое каких-то незнакомых мужчин. Женщина вернулась с Рябовским только вечером. Не думая о том, что муж с дороги и голоден, Ольга отправила его обратно домой за платьем, перчатками и цветами, которые ей были нужны на завтра.
Глава IV
«В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода».
Она думала о том, что Рябовский «великий человек, гений, божий избранник»
. Художник признался ей в любви. Ольга же, вспомнив про Дымова, решила, что для него, «обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил»
. Ольга поцеловала Рябовского.
Глава V
Все время, пока Ольга отдыхала с художниками, Дымов отсылал ей деньги и писал письма о том, что ждет ее. В начале сентября Рябовский начал жалеть, что «связал себя»
с Ольгой. И её стало это тяготить, и она уехала домой.
Глава VI
«С середины зимы Дымов стал догадываться, что его обманывают».
Он все чаще обедал с товарищем доктором Коростелевым. Ольга же продолжала общаться с Рябовским, часто ездила к нему в мастерскую, приглашала к себе. Она сильно ревновала художника к другим дамам, и все в ее кругу это понимали. Про мужа Ольга говорила, что он гнетет ее своим великодушием.
Дымов стал работать еще больше, защитил диссертацию. Как-то он поделился с женой тем, что ему вскоре могут предложить «приват-доцентуру по общей патологии»
. И «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все»
, но женщина не понимала, что это значит, «к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала»
.
Глава VII
В один из визитов Ольга застала у Рябовского другую женщину. Художник посоветовал ей бросить живопись и заняться чем-то другим. Огорченная женщина быстро уехала от Рябовского, решив начать новую жизнь.
Она вернулась домой поздно. Через дверь кабинета Дымов сказал ей, что «третьего дня заразился в больнице дифтеритом»
, и просил послать за Коростелевым.
Глава VIII
Врачи постоянно дежурили у постели Дымова. Коростелев рассказал, что Осип Степаныч заразился от больного мальчика, когда высасывал у того через трубочку дифтеритные пленки. Ольга «думала о том, что это бог ее наказывает за то, что она обманывала мужа»
.
Ночью Коростелев сообщил, что Дымов умирает. Мужчина сказал, что Осип Степаныч великий человек и его смерть – потеря для науки. Неожиданно Ольга поняла, что «это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек»
.
Ольга бросилась в кабинет Дымова. «Она хотела объяснить ему, что то была ошибка»
, что «она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх»
. Но Дымов был уже мертв. Коростелев распорядился, чтобы позвали богаделок, которые «все сделают, что нужно»
.
Заключение
В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» врач Дымов является образцовой для самого автора личностью. Осип Степаныч предстает благородным, понимающим и трудолюбивым человеком.
Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Попрыгуньи», а прочитать рассказ Чехова полностью.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
В каком году Чехов написал рассказ «Попрыгунья»?</h3>
- <label>1889 г.</label>
- <label>1891 г.</label>
- <label>1893 г.</label>
- <label>1895 г.</label>
(новая вкладка)
Очаровательная 22-летняя Ольга Ивановна, дочка врача, вышла замуж за «обыкновенного и ничем не замечательного человека», тоже доктора. Сама она – творческая личность: немножко музицирует, поет, рисует, лепит. Ее друзья – сплошь из мира искусства, восходящие звезды. Женщин среди них нет – Ольга Ивановна привыкла блистать талантами одна.
Она все время в поиске новых лиц, знакомств, впечатлений. В доме уже в медовый месяц не протолкнуться: чтецы, певцы и музыканты целуют милой хозяйке руки, уверяют, что «из нее, быть может, выйдет толк». Особенно старается 25-летний белокурый художник Рябовский. Тот самый, чью последнюю картину купили за 500 рублей. Вся артистическая компания едва вспоминает о существовании какого-то мужа Ольги Ивановны. Известен он только тем, что выносит гостям закуски.
Сама Ольга Ивановна всем объясняет, как оказалась женой неинтересного человека. Все просто: судьба свела их у постели ее больного «бедняжки-отца». Дымов провел возле коллеги немало бессонных ночей. И влюбился в хорошенькую Ольгу.
Так она «стала супругой». И оценила мужа за честность и что-то «медвежье» в кротком, простодушном профиле. Осипу Степанычу Дымову 31 год, он высок и широк в плечах. По чину – скромный титулярный советник, служит в двух больницах. В одну его взяли сверх штата ординатором (вести прием), во вторую – прозектором (вскрывать трупы).
С утра до полудня он на службе, а после принимает частных пациентов, чтобы хоть как-то подзаработать. Но удается не больше 500 рублей в год. Как всегда, выручала выдумка Ольги Ивановны. Так в комнатах возникли драпировки, предметы народного быта, кучи картин всех размеров – ее авторства и дареных. Славилась затейница и нарядами – не столь роскошными, сколь оригинальными.
День новоиспеченной супруги начинался часов в одиннадцать. Она садилась к роялю, потом немножко рисовала, ехала к портнихе, обедала с мужем. На вечер был театр. Уставшая, около полуночи, она возвращалась домой.
Дымов, лишний, незначительный, без тяги к искусству, лишь время от времени давал о себе знать. Раз подхватил в больнице какую-то заразу, потом порезался при вскрытии. И будто извинялся за свою невезучесть перед «мамой» (так он звал свою женушку).
С теплом ее потянуло на природу, на дачу. Возвращаться Ольге Ивановне не хотелось. И через пару недель заскучавший Дымов вырвался к ней. Голодный и уставший, он мечтал с ней отужинать. Но Ольга Ивановна отослала своего «дусю» в город: на завтра была намечена свадьба какого-то телеграфиста, и ей понадобилось платье.
В июле Ольга Ивановна, в группе художников, отправилась пароходом по Волге. Она прилежно писала этюды, перенимала мастерство томного Рябовского, мечтала о собственном великом будущем, об имени своем, запечатленном в веках. Особым восторгом наполняло ее душу присутстствие гения Рябовского.
Однажды ночью он признался ей в безумной любви. Готов был покончить с собой, с искусством, если она его отвергнет. И Ольга Ивановна не отвергла. Ее немножко коробила мысль о муже, но, в конце концов: «Что Дымов? Какое ей дело до Дымова?» Так она стала любовницей. Рябовский, как все творческие люди, отличался перепадом настроений. Сентябрь только начался – а Ольгу Ивановну потянуло домой, в уют комнат, к любимым безделушкам.
При виде Дымова ей захотелось во всем признаться, повиниться, но она справилась с необдуманным порывом. А вскоре ее связь с художником возобновилась. Зимой Дымов обо всем догадался. И ему стало неловко за жену. Теперь он засиживался в кабинете допоздна, а уходил засветло. И, видно, чтобы не мешать, спал отдельно от Ольги Ивановны.
Оставалось что-то решить с обедом, который неизменно проходил дома. И Дымов стал приводить к столу маленького доктора Коростелева. Ольге Ивановне было не до мелочей: в мыслях она бросала Рябовского, а на деле – летела к нему в мастерскую. Слава его росла, и ей хотелось быть музой гения.
Однажды сияющий муж во фраке объявил ей, что защитил диссертацию. Теперь ему наверняка доверят «приват-доцентуру по общей патологии». Он будто предлагал жене начать все с чистого листа. Но для Ольги Ивановны новость была неинтересной. Ее ждали в театре.
Наконец, наступил день, когда Ольга Ивановна узнала, что у Рябовского есть другая женщина. Весь день она провела на ногах, посетила кучу мест, решила назло уехать с Дымовым к морю. А дома муж ей сообщил, что заразился дифтеритом. И запретил входить к нему. Впервые Ольге Ивановне стало страшно. Сама себе она была противна. А Дымова жалела.
Оповещенный Коростелев привел с собой коллег. Именитый Шрек намекнул, что дело зашло слишком далеко. Как оказалось, Дымов лично «у мальчика высасывал дифтерийные пленки». Ольга Ивановна притихла, словно забыла о себе. Боялась, что Коростелев при всех объявит ее, а не инфекцию, главной «злодейкой».
Когда надежды уже не было, огорченный Коростелев заговорил. И Ольга Ивановна услышала, что смерть Дымова будет «потерей для науки». Что ее муж – великий человек, редкий ученый, которому предрекали блестящее будущее. Но наукой ему было заниматься недосуг: счета Ольги Ивановны за «подлые тряпки» требовали оплаты.
И Ольга Ивановна прозрела. Она поняла, что проглядела, «прозевала» настоящую будущую знаменитость. Тщетно она звала его по имени. В соседней комнате уже шли приготовления к погребению. Коростелев распорядился позвать церковных богаделок, чтобы обмыть и обрядить остывшее тело.
Читательский дневник по рассказу «Попрыгунья» Чехова
Сюжет
Ольга Ивановна замужем за молодым доктором Дымовым. Он кажется ей и ее друзьям-артистам человеком хорошим, но скучным, простым, бесталанным. Увлеченная искусством, она с художниками путешествует на пароходе по Волге. И там изменяет мужу с пейзажистом Рябовским. Все вокруг, и даже Дымов, узнают о ее романе.
Брошенная Рябовским, она узнает, что муж подхватил в больнице от ребенка дифтерит. Впервые она боится за него и за себя. Врачи ей сообщают, что мужу прочили блестящую карьеру в медицине. Между тем, он в ущерб науке искал подработки, чтобы порадовать жену лишним рублем. Дымов умирает, а Ольга Ивановна понимает, что упустила и главную знаменитость в своей жизни, и просто любящего человека.
Отзыв
«Говорящее» название рассказа. Противопоставление мира мишуры и подлинного таланта. Тема искусства и его места в жизни. Любовный треугольник, разрушение семьи, утрата супружеской любви, доверия, смерти.
Тема эгоизма, тщеславия, легкомыслия, лести, нравственного выбора, «разбитого корыта», у которого осталась героиня. Служение науке и людям как контраст «служению» знаменитостям. Раскрытие тайников одной женской души. Ошибка, которую уже невозможно исправить. Необходимость ценить тех, кто рядом, трезво относиться к собственным способностям.
Антон Павлович ЧеховРассказ «Попрыгунья» Краткое содержание
Чехов по праву считается знатоком человеческих душ. Его произведения отличаются тонким лиризмом, простым и ясным языком. Рассказ «Попрыгунья» относится к одним из наиболее знаменитых чеховских работ.
Краткий пересказ рассказа «Попрыгунья»
Перед нами молодая семья Дымовых. Жена Ольга Ивановна хоть и любит своего мужа Осипа Степановича, но считает его обыкновенным скучным. Она проводит жизнь в поиске самого великого и знаменитого человека. Её добрый и терпеливый муж делает всё, чтобы угодить своей любимой. Дымову приходится работать в двух местах, чтобы обеспечивать развлечения и наряды для жены.
На лето Ольга Ивановна отправляется пожить на дачу. Осип Степанович скучает по своей жене и после тяжёлого рабочего дня едет к ней на поезде. Ольга, даже не спросив, как у мужа дела, отправляет его обратно в город за своими нарядами. Дымов уезжает.
Однажды на теплоходе молодой художник Рябовский говорит, что любит её. Дымова решает стать его любовницей. Муж работает в городе и регулярно посылает ей деньги. Вскоре неустроенная жизнь в деревне и переменчивая натура художника приводят к разладу в их отношениях. Рябовский с облегчением отправляет Ольгу домой к мужу.
Дымов рад её приезду, а она не решается рассказать ему об измене. Связь любовников продолжается и в городе, но художник тяготится ею. Он уже нашёл себе новую женщину.
Ольга Ивановна чувствует одновременно скуку и ревность. Осип Степанович понимает, что жена изменяет ему, но так её любит, что ни в чём не упрекает. Он взваливает на себя ещё больше работы и отвлекается только в обществе своего друга Коростелева.
Разочаровавшись в любви, Дымов идёт на смертельную опасность, излечивая больного дифтеритом. Ольга решает порвать с Рябовским и вернуться к мужу, но уже поздно. Он заразился и вскоре умер. Коростелев обвиняет Ольгу Ивановну в том, что погиб такой хороший врач, учёный и замечательный человек. Она раскаивается, но уже ничего не изменить.
Список действующих лиц и характеристика героев рассказа «Попрыгунья»
Главные герои:
- Осип Степаныч Дымов– молодой врач, ему 31 год. Служит в двух больницах, имеет небольшую частную практику, но зарабатывает немного. Очень любит свою жену Ольгу, с которой познакомился, ухаживая за её больным отцом. Он очень талантлив, но при этом тих, скромен и незаметен среди гостей жёны. Никогда не жаловался на её капризы. Даже поняв, что она изменяет ему, ни разу не упрекнул, только ещё глубже ушёл в работу.
- Ольга Ивановна Дымова– молодая женщина 22 лет. Создала у себя в доме свой мирок и занимается только тем, что ей самой приятно. Она любит общаться с людьми хоть немного известными. Ольга имеет талант очень быстро сходиться с новыми знаменитостями. Но постоянных друзей у неё нет. Мужа Ольга Ивановна считает скучным, но милым, почти слугой. Главные его качества: доброту, сердечность, безотказность, самопожертвование она замечает только после того, как он умер.
Второстепенные герои:
- Рябовский – молодой художник 25 лет. Хорошо зарабатывает, продавая свои картины. Из вежливости он нахваливает занятия Ольги живописью. Однажды летом соблазняет её. Но, как и всякий представитель богемы, он подвержен перепадам настроения. Ему становится скучна связь с Ольгой, однако, разорвать её он не в силах. Ходит, не стесняясь, домой к Дымовым, устраивает прилюдно неприятные сцены. Вскоре у него появляется другая любовница.
- Коростелев – врач и приятель Дымова. Это один из второстепенных персонажей, без которого никак не обойтись. Только он помогает несчастному Осипу Степанычу хоть как-то выживать в непростой семейной обстановке. После смерти Дымова Коростелев становится совестью беззаботной Ольги.
Краткое содержание рассказа «Попрыгунья» подробно по главам
Глава 1
Свадьба Осипа Степаныча Дымова и Ольги Ивановны. Главный герой – врач, работающий в двух больницах, но всё же получающий только около 500 рублей в год. Жена считает его человеком немного скучным и обыкновенным. Она пытается объяснить своим гостям, почему выходит замуж именно за него. Они познакомились, когда заболел отец Ольги и Дымов заботился о нём день и ночь. Там он и полюбил девушку и после смерти её отца предложил свои руку и сердце.
Глава 2
Ольга Ивановна обустроила дом по своему вкусу и вела беззаботную жизнь. Просыпалась довольно поздно, потом немного музицировала или рисовала. Далее, ехала к портнихе, чтобы изобрести новый наряд, затем — в гости. Виделась с мужем только в обед. Она умилялась его простотой и добродушием, но пеняла на то, что не увлекается искусством. Со многими Ольга легко сходилась, потом забывала о них. Везде её встречали весело и говорили, что она замечательная. По средам у неё были вечеринки для художников, артистов, музыкантов. Гости уверяли, что она очень талантлива во всём, за что ни возьмётся. Дымов же в гостиной не находился. Он накрывал стол и потом приглашал гостей. В общем, молодые супруги были счастливы.
Глава 3
Летом, когда Ольга Ивановна жила на даче, Дымов соскучился и решил её навестить. После работы он взял гостинцев и приехал на поезде. Осип устал и был голоден и мечтал о тихом отдыхе с женой. Но в доме её не было. Там были два незнакомых мужчины. Он терпеливо сел ждать Ольгу даже не попив чаю, чтобы не перебить аппетит. Когда она пришла, то обрадовалась приезду мужа, потому что теперь есть кому поехать в город за нарядом, в котором пойдёт на свадьбу телеграфиста. Дымов уезжает домой, не солоно хлебавши, а гостинцы съедают незнакомые ему люди.
Глава 4
Романтической июльской ночью Ольга Ивановна и молодой художник Рябовский стояли на палубе волжского парохода. Он, вдохновлённый красивой обстановкой, признаётся ей в любви. Она, на короткий миг вспомнив о муже, тут же забывает о нём и целует художника в губы.
Глава 5
Ранней осенью погода начала изменилась. Шёл дождь, краски поблекли. У Рябовского испортилось настроение. Он теперь считал себя бездарностью. Не радовала его и Ольга Ивановна. Художник стал тяготиться её обществом. Она же ничего не замечала, только мечтала о вечеринках, театре, сплетнях. Молодая женщина скучала. Её решение уехать домой понравилось Рябовскому. Теперь для Ольги в любви к художнику не было ничего романтичного. Дымов очень обрадовался приезду жены. Она же, видя сияющие глаза мужа, не смогла признаться в измене.
Глава 6
Дымов догадался, что Ольга обманывает его. Чтобы не оставаться с ней наедине, Осип часто приводит на обед своего друга врача Коростелева и разговаривает только с ним. В городе связь Дымовой и Рябовского продолжается, хотя него уже нет любви. Ольга Ивановна унижается, умоляя не бросать её. После ссор с любовником она долго плачет у себя в комнате, а несчастный Дымов пытается утешить жену. Осип много работает и вскоре защищает докторскую диссертацию. Но даже это не смогло заставить Ольгу уважать своего мужа.
Глава 7
Однажды Дымова отправляется в мастерскую к Рябовскому и застаёт там другую женщину. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость своего любовника. Она решает бросить художника и уходит. Дома муж сообщает ей, что заболел и просит послать за Коростелевым. Она взволновалась и впервые за много времени называет его по имени.
Глава 8
Дымов болен дифтеритом. Его друзья врачи постоянно дежурят у его постели. Ольга думает, что это Бог наказывает её за измену. Смертельная болезнь мужа заставляет Дымову раскаяться, но уже слишком поздно. Пришёл Коростелев и сказал, что Осип умер и это она виновата. Ольга Ивановна наконец поняла, какого замечательного и великого человека потеряла.
История создания произведения «Попрыгунья»
Рассказ Чехова «Попрыгунья» основан на реальных событиях. В своей первой редакции он назывался «Великий человек». Потом автор поменял название на нынешнее. Исследователи считают, что прототипом главной героини была знакомая Чехова Софья Петровна Кувшинникова.
Используемые источники:
- https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/chehov/poprygunya.html
- https://briefly.ru/chehov/poprygunya/
- https://obrazovaka.ru/books/chehov/poprygunya
- https://kratko.rustih.ru/anton-chehov-poprygunya/
- https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/chekhov/poprygunya